Тирания писистрата и писистратидов
Все значение реформ Солона стало ясным
только со временем. Непосредственно же
после их проведения гражданские волнения
не только не прекратились, но, пожалуй,
даже усилились. Случались годы, когда
из‑за острых внутриполитических
конфликтов не удавалось избрать архонтов.
А архонт‑эпоним Дамасий по истечении
годичного срока не пожелал оставить
должность и удерживал власть более двух
лет, пока не был свергнут силой. Иными
словами, в афинском полисе появились
все симптомы грядущей тирании – явления,
в высшей степени характерного для Греции
эпохи архаики.
В течение первой половины VI в. до н. э.
политическая борьба имела форму
противостояния сильных группировок,
базировавшихся в различных регионах
Аттики и возглавлявшихся местными
аристократами. Источники (Геродот,
Аристотель, Плутарх) сообщают о трех
такого рода группировках.
Одна из них
(ее членов называли педиэями)действовала в окрестностях Афин.
В этой
наиболее богатой естественными ресурсами
(в частности, плодородными почвами)
области Аттики положение аристократии
традиционно было особенно прочным, а
сама знать – особенно консервативно
настроенной.
Представители другой группировки (их
называли паралиями)опирались на
население прибрежной части Аттики; во
главе этой группировки стоял
аристократический род Алкмеонидов.
Жители побережья отличались меньшим
консерватизмом, большей мобильностью;
источниками их богатства были не только
земельные владения, но также и торговые
операции.
Наконец, третья группировка (входившие
в нее граждане называли себя диакриями)базировалась в отдаленной северо‑восточной
части Аттики, которая была самым бедным
регионом афинского полиса. Диакрии были
настроены наиболее радикально по
отношению к существующим порядкам, во
многом еще определявшимися господством
знати.
Именно диакриев в 60‑х годах VI в. до
н. э. возглавил Писистрат(правил в
560–527 II. до н. э.) – наиболее талантливый
и амбициозный политический лидер того
времени. Представитель древнего
аристократического рода и дальний
родственник Солона, он завоевал большую
популярность у демоса, особенно после
того, как проявил незаурядные полководческие
способности в войне с Мегарами.
Используя
популистские лозунги, Писистрат преуспел
в борьбе с соперниками и в конце концов
получил от народного собрания разрешение
обзавестись отрядом телохранителей,
вооруженных дубинами. С этим отрядом
он захватил в 560 г. до н. э. афинский
Акрополь и объявил себя правителем
государства. Правда, вскоре после этого
аристократы, объединив свои силы, свергли
Писистрата.
Однако через несколько лет,
вступив в соглашение с Алкмеонидами,
он сумел вернуться к власти, но и на этот
раз ненадолго: был свергнут и изгнан из
Аттики. Лишь в 546 г. до н. э. Писистрат во
главе сильного войска вторгся на
территорию афинского полиса и окончательно
утвердился в качестве тирана.
Он правил
до своей смерти, а умирая, передал власть
сыновьям Гиппию и Гиппарху, основав,
таким образом, династиюПисистратидов.
В отличие от многих представителей
Старшей тирании, которые запятнали себя
кровавыми злодеяниями, Писистрат, судя
по источникам, пользовался репутацией
мудрого, умеренного и даже «кроткого»
правителя. Он всячески стремился
продемонстрировать легитимный характер
своей власти, свое уважение к законам.
В частности, он не предпринял ни малейшей
попытки отменить законодательство
Солона и, более того, постоянно подчеркивал,
что следует законам точно так же, как и
все остальные граждане.
При нем в Афинах
продолжали функционировать органы
полисного управления: избирались архонты
(правда, тиран всегда старался обеспечить
занятие этой должности своими
ставленниками), заседал Совет ареопага
(при этом Писистрат, конечно, держал его
деятельность под своим контролем),
собиралось народное собрание (однако
правитель приказал разоружить демос,
заявив, что отныне он сам при помощи
отрядов наемников из других городов
будет заботиться о безопасности граждан).
Но над всеми органами полисного управления
теперь была власть одного человека.
Правлению Писистрата были чужды террор
и репрессии, характерные для господства
других тиранов. Правда, род Алкмеонйдовбыл вынужден покинуть Аттику, но не
потому, что эти аристократы боялись за
свою судьбу, а потому, что они не желали
сотрудничать с новоявленным владыкой.
Как и все представители архаической
тирании, Писистрат проводил
антиаристократическую политику,
направленную на ослабление старой
знати: конкуренты в борьбе за власть
были ему совершенно не нужны. Он, в
частности, стремясь освободить крестьян
от произвола местных аристократических
вождей, учредил разъездные судебные
коллегии.
Судьи отправлялись в сельскую
местность и там разбирали тяжбы между
земледельцами (ранее это было прерогативой
аристократов). Писистрат во многом
покровительствовал крестьянам: выдавал
беднякам кредиты на льготных условиях
и т. п. Не случайно даже много лет спустя
после ликвидации тирании афинские
крестьяне вспоминали о времени правления
Писистрата как о «золотом веке».
И это
несмотря на то, что он взимал с земледельцев
в свою пользу довольно тяжелый (по
античным меркам) налог – десятую часть
доходов.
Писистрат стремился превратить Афины
в крупнейший экономический, политический
и культурный центр Эллады. Для этого он
проводил активную внешнюю политику. В
его личном владении находились территории
на северном побережье Эгейского моря
с серебряными рудниками, приносившими
тирану значительный доход.
Писистрат
старался установить контроль над
черноморскими проливами, через которые
в Аттику доставляли хлеб, и для этого
основал на подступах к ним опорные базы.
Остров Делос, где находилось святилище
Аполлона – главный религиозный центр
ионийцев, был также взят афинским тираном
под свое покровительство.
Афинский правитель проявил себя умелым
дипломатом: ему удавалось одновременно
поддерживать дружественные связи со
Спартой и Аргосом, а также с Фессалией
и рядом островных полисов.
Его правление
ознаменовалось, пожалуй, только одной
крупной внешнеполитической неудачей:
резко ухудшились отношения Афин с
Дельфами, а находившийся там оракул
Аполлона пользовался огромным авторитетом
во всем греческом мире.
Религиозная и культурная политика
Писистрата также способствовала
возвеличению афинского полиса. Тиран
не жалел средств для организации пышных
общественных празднеств. С необычайным
блеском и торжественностью стали
отмечаться при нем раз в четыре года.
Великие Панафиней праздник в честь
богини Афины, превратившийся в главное
культовое и общественное мероприятие
афинского календаря. Поощрялся Писистратом
культ Диониса бога умирающей и воскресающей
природы, веселья и вина.
Проводившийся
весной в Афинах праздник в честь Диониса
– Великие Дионисии – получил известность
во всем эллинском мире. Именно из ритуалов
этого праздника и родился древнегреческий
театр.
Писистрата, которому вопросы религии,
культов были особенно близки, можно
назвать настоящим религиозным
реформатором. В окружении афинского
тирана мы встречаем видных представителей
мистического религиозного движения
орфиков.
Почти невозможно назвать такого
бога, которому Писистрат не постарался
бы воздать должное.
При нем в Афинах (на
Акрополе и в других местах) появились
первые каменные храмы,святилище
Аполлона, началось сооружение грандиозного
храма Зевса Олимпийского12.
Панафинейская амфора
Панафинейское жертвоприношение. Рисунок
на вазе
Дионис и силен. Роспись на вазе
«Дионис и менады». Чернофигурная
амфора
По распоряжению Писистрата была сделана
запись гомеровских поэм,что позволило
из различных версий, бытовавших в устной
передаче, создать единый канонический
текст. Писистратиды поощряли развитие
культуры: в Афинах творили знаменитые
поэты Анакреонт и Симонид, процветало
изобразительное искусство, в частности
вазопись.
Старший сын Писистрата Гйппйй,ставший его наследником, на первых порах
продолжал достаточно мягкую и корректную
политику отца. Он даже попытался
примириться со знатными родами, ранее
покинувшими Афины. На родину возвратились
Алкмеониды, а их главаЮійсфенполучил возможность в 525 г. до н. э. занять
должность первого архонта.
Ситуация изменилась в 514 г. до н. э., когда
два афинских аристократа – ГармодййиАрйстогйтон,побуждаемые личной
обидой, составили заговор с целью
свержения Гиппия. В результате их
выступления был, однако, убит лишь
младший брат тирана – Гиппарх. Заговорщики
были схвачены и казнены.
Впоследствии,
после ликвидации тиранического режима,
Гармодий и Аристогитон были провозглашены
героями‑покровителями афинской
демократии, а их имена еще долго были
окружены ореолом славы и почета.
После
раскрытия заговора аристократов Гиппий
стал более подозрителен; его режим
приобрел черты жестокости и начал
постепенно утрачивать популярность.
Алкмеониды вновь были изгнаны из Афин.
Обосновавшись в Дельфах и приобретя
там значительное влияние, они начали
плести против тирана интриги.
В конце
концов Спарта под давлением дельфийских
жрецов разорвала дружественные отношения
с Гиппием и объявила Афинам войну. В 510
г. до н. э. в город вступило спартанское
войско под командованием царя Клеомена
І.
Гиппий со своими родственниками был
осажден на Акрополе, вскоре он вынужден
был сдаться и покинуть территорию
полиса. Так была свергнута афинская
тирания, просуществовавшая с перерывами
около полувека.
Критии и Несиот.Гармодий и
Аристогитон, или Тираноубийцы (V в. до
н. э.)
Источник: https://StudFiles.net/preview/2451986/page:39/
Тирания Писистрата и его сыновей
В VII — VI вв. до н.э. в древних Афинах социальный конфликт между разбогатевшей на торговых операциях правящей зажиточной прослойки населения — олигархией, и основной массой населения — демосом, принял особенно острые формы. Олигархи укрепляли свою власть, скупая большие площади земель.
Простые люди, обладавшие гораздо меньшими участками земли, не могли экономически конкурировать с ними. Чтобы прожить, многие были вынуждены брать у олигархов средства взаймы, но в силу бедности не могли затем расплатиться со своими кредиторами и по существовавшему закону становились рабами тех.
Тем не менее, в силу выгодной географической расположенности Афин, находящихся на побережье у стыка Средиземного и Эгейского морей, на перешейке, соединяющем полуостров Пелопоннес с остальной частью Балканского полуострова, общее экономическое благосостояние города постоянно росло.
Афиняне как сами отправлялись по морю в торговые путешествия, продавая в другие страны, в частности, оливковое масло, так и брали плату за размещение в своем порту, за снабжение продуктами и пресной водой проходивших мимо кораблей других древнегреческих полисов и других стран.
Львиная доля торговой выгоды доставалась олигархам, но кое-что перепадало и простому народу, который с каждым десятилетием становился все более состоятельным и, как следствие, более политически сознательным.
В конце концов беспорядки, вызванные противостоянием демоса и олигархии, побудили афинян искать удовлетворяющий все свободные слои населения выход из сложившейся ситуации, тем более что Афины жестоко враждовали с другим сильным греческим полисом (городом-государством) — Мегарой, и на фоне время от времени вспыхивавших тяжелых войн с нею внутренняя нестабильность была очень некстати. В 594 г. до н.э. архонтом-эпонимом (главой исполнительной власти) Афин был избран Солон. Он провел ряд очень важных реформ, в частности, проведя закон о разрешении занимать высшие государственные должности не только зажиточным людям, но и представителям среднего имущественного класса, а в народное собрание (высший представительный орган полиса) допускать даже бедняков. Было упразднено долговое рабство, с малоимущих списаны долги. Однако долгожданной стабильности Афинам реформы Солона не принесли. Олигархи не хотели расставаться со своим доминирующим положением в общественной жизни полиса, а демос поспешил воспользоваться расширением своих прав для оказания на них давления. И те, и другие критиковали Солона: олигархи обвиняли егов несправедливом ущемлении их прав, простолюдины — в том, что он не довел реформы до конца, не позволил участвовать в политической жизни в равной мере всем свободным мужчинам. Оскорбленный Солон даже сложил с себя полномочия архонта и, покинув Афины, десять лет провел в морских путешествиях по Средиземноморью. Когда он вернулся, в Афинах все так же кипели страсти. Правивший к тому времени архонт Дамасий никак не хотел расставаться с властными полномочиями, хотя установленный законом срок тех давно истек. Узурпировавшего власть Дамасия афиняне свергли силой. Солон, всегда известный своей умеренностью, воздерживался от крайних мер в политике, но тут его фигуру стал затмевать его более активный родственник и сторонник по-имени Писистрат, происходивший из древнего афинского аристократического рода (в свое время заправлявшие политической жизнью в Афинах наследственные аристократы были потеснены во власти набиравшей тогда силу олигархией).
Активно выступая против распространявшейся в городе политической анархии, Писистрат смог привлечь на свою сторону бóльшую часть демоса. В 560 г. до н.э. народное собрание Афин разрешило ему набрать отряд личных телохранителей, вооруженных дубинами.
С их помощью Писистрат захватил Акрополь — центральную городскую крепость, за стенами которой располагались все правительственные здания и храмы, и установил в полисе свою единоличную власть. То есть, стал тираном, как в Древней Греции называли правителя с неограниченными властными полномочиями и неограниченным сроком правления.
Слово «тиран» в современном значении уже является вторично-нарицательным, производным от древнегреческого. Захват власти Писистратом привело к его размолвке с Солоном, бывшим категорическим противником тирании. Но особенно недовольны были другие афинские аристократы, которые считали тиранию ущемлением своих наследственных привилегий.
Под предводительством Мегакла и Ликурга они организовали заговор и вскоре свергли Писистрата, после чего изгнали его из Афин на загороднюю территорию полиса. Однако за этим последовало соперничество за власть и влияние уже в самом аристократическом лагере.
В конце концов Мегакл, чтобы упрочить свое положение в Афинах, решил вернуть Писистрату полномочия тирана, но за свою поддержку взял с Писистрата обещание жениться на его дочери Кесире. Таким образом, будучи не в силах удержать власть в своих руках, Мегакл рассчитывал породниться с семьей правителя.
Договор был исполнен: сторонники Мегакла открыли перед Писистратом ворота Афин и снова возвели его на должность тирана, а Писистрат взял в жены Кесиру.
Однако этот брак был бездетным: у Писистрата уже были взрослые сыновья от предыдущего брака, и именно в них он видел продолжателей своего дела; ему не хотелось, чтобы дети от вынужденного брака потом оспаривали у них власть и способствовали укреплению позиций аристократии. Мегакл, по-видимому, строивший планы дальнейшего укрепления влияния своего рода, был этим недоволен. Меньше чем через год после восстановления тирании Писистрата он вновь сговорился с Ликургом, и аристократы повторно выступили против тирана. Увидев, что ему не удается прочно удержать власть в своих руках, Писистрат в этот раз сам покинул Афины.
Как и прежде его учитель Солон, в этом добровольном изгнании Писистрат провел десять лет: с 556 по 546 г. до н.э. Первоначально он обосновался в городе Эретрия на большом острове Эвбея, расположенном почти вплотную к Балканскому полуострову с запада.
Затем он отправился за пределы Балканского полуострова — во Фракию, область, лежащую между Эгейским и Черным морями на территории современных крайнего востока Греции, Болгарии и европейской части Турции. Во Фракии Писистрат занялся разработкой серебряных приисков, и через некоторое время нажил на этом очень большое состояние.
Ему удалось набрать целое войско наемников, а также заключить союз с рядом греческих полисов, которые не устраивала политика закрепившейся у власти в Афинах аристократии: Фивами, Наксосом, Аргосом, Эретрией. Эти полисы помогли ему денежными средствами и прислали своих людей на усиление его войска. В 546 г. до н.э.
Писистрат с войском высадился на побережье Аттики — греческой области, центром которой были Афины, в селении Марафон. Здесь он основал свою ставку, куда начали стекаться его афинские сторонники. Через некоторое время он повел свое войско на Афины.
В боевом столкновении в местности Палленида аристократическое войско потерпело поражение, после чего Писистрат и его сыновья пообещали воинам противника, что не будут подвергать их преследованию, убедили их по-хорошему разойтись по домам и уступить Писистрату дорогу на Афины.
Заняв Афины и в третий раз установив свою тиранию, Писистрат отправил в изгнание аристократический род Алкмеонидов, которым предводительствовал Мегакл. Многие другие аристократы, не желавшие терпеть единоличную власть Писистрата, покидали Афины добровольно. Писистрат подтвердил действие законов, изданных Солоном.
Кроме того, по-прежнему по афинской традиции полисом управляли три архонта, один из которых возглавлял исполнительную власть, другой руководил культовыми служениями, третий — военными вопросами. Однако теперь на должности архонтов избирались лишь ставленники Писистрата.
Сам Писистрат не занимал никакой формальной должности, а позиционировался просто как народный вождь, мудрец, которого слушалось большинство жителей Афин.
Политика Писистрата отвечала, прежде всего, интересам сельских земледельцев, составлявших большинство населения подвластных полису территорий. Это было залогом прочности положения тирана, так как получалось, что его поддерживает народное большинство.
По инициативе Писистрата селянам активно выдавались государственные ссуды на ведение и развитие хозяйства.
Живший через два столетия после него древнегреческий философ Аристотель считал, что главной его целью при покровительстве сельским жителям было отвлечь их на занятие продуктивным трудом, чтобы они не имели времени задаваться политическими вопросами и однажды оспорить его власть. Для жителей сельских районов были учреждены местные суды.
Однако выигрывали от политики Писистрата не только селяне, но и городская беднота, а также мелкие ремесленники. Писистрат старался максимально поддерживать занятость населения. При нем в Афинах развернулось масштабное градостроительство. К возведению новых зданий привлекались городские бедняки, получавшие за участие в строительстве государственную плату.
Следствием необходимости изыскивать средства на оплату труда строителей, на выдачу ссуд земледельцам стала чеканка в Афинах собственной монеты. Чтобы не допустить ее обесценивания, при Писистрате был ограничен ввоз в Афины иноземного товара, что стимулировало активное развитие внутренней торговли.
Это исключило конкуренцию для продукции местных ремесел со стороны импорта и способствовало повышению дохода афинских мастеров. При Писистрате Афины достигли особенного экономического расцвета и стали передовым экспортером оливкового масла в Средиземноморье. Все должны были десятую часть своих доходов отдавать в государственную казну.
Тогда же началось развитие знаменитой и поныне на весь мир древнеафинской духовной культуры. Афины стали славиться своей поэзией, музыкой, живописью и скульптурой, прочими искусставми, которым покровительствовал Писистрат. Наиболее важным же, что было в правление Писистрата, для афинян стали наступившие, наконец, внутренний мир и законность. Судьи, вынося решения, перестали отдавать предпочтение интересам аристократов и олигархов.
Внутренняя стабильность в Афинах и рост их могущества способствовали ведению активной внешней политики. В 40-е гг. VI в. до н.э.
афиняне предприняли военно-морскую экспедицию в Малую Азию, где отвоевали у полиса Митилена, располагавшегося на острове Лесбос в Эгейском море, основанный ими ранее, а затем захваченный последней город Сигей.
Во главе экспедиции встал лично Писистрат, а правителем отвоеванного города был назначен его сын Гегесистрат. Также Афины старались установить контроль над черноморскими проливами, что имело важное экономическое и стратегическое значение.
Старанием Писистрата в городе Херсонес Фракийский на побережье Геллеспонта (древнегреческое название пролива Дарданеллы) был избран тираном афинянин Мильтиад. При военной поддержке Афин тирания сторонников Писистрата была установлена на некоторых Кикладских островах в центре Эгейского моря.
В 527 г. до н.э. Писистрат умер, оставив после себя богатый, сильный, влиятельный и внутреннее стабильный Афинский полис. Практически сразу реальная власть в Афинах перешла к его старшему сыну Гиппию, ставшему новым тираном.
Второй сын Писистрата Гиппарх считался соправителем Гиппия, однако древнегреческие источники сообщают, что Гиппарх был малокомпетентным и легкомысленным правителем, практически полностью затмеваемым своим старшим братом. В 514 г. до н.э. Гиппарх был убит, и последние четыре года своей тирании Гиппий был полностью единовластным тираном.
Гиппий продолжал проводить в основном политику отца. Однако осуществил некоторые изменения во внутриполитическом курсе. При нем был в два раза снижен прямой налог: до двадцатой части дохода вместо прежней десятой. В то же время были введены косвенные налоги на верхние этажи домов, ограды, двери, лестницы.
Во внешней политики продолжалось дальнейшее укрепление влияния Афин. Так, у Херсонеса Фракийского на берегу Геллеспонта появилась собственная афинская колония, где стал править дядя тирана Мильтиада Мильтиад Старший.
После того как от рук заговорщиков погиб его брат Гиппарх, Гиппий переходит к активным репрессиям против политических оппонентов. Так, один из убийц Гиппарха Аристогитон был, по утверждению Аристотеля, убит Гиппием собственноручно. Из Афин были вторично изгнаны аристократы, принадлежавшие к роду Алкмеонидов, в том числе их предводитель Клисфен, сын Мегакла.
Изгнанники, закрепившись в местности Лепсидрий, попытались начать борьбу против тирании Гиппия, однако верные тому войска выбили их оттуда.
Тогда Алкмеониды подкупили оракула — жреца-предсказателя, которому в Древней Греции верили безоговорочно, в городе Дельфы, и тот обратился к руководству имевшего самое сильное и боеспособное в Греции войско города Спарта на Пелопоннесе, сказав, что боги велят спартанцам свергнуть тиранию в Афинах. В 511 или 510 г. до н.э.
спартанцы, в силу особого традиционного уклада жизни отличавшиеся исключительно высокой воинской организацией и дисциплиной, выступили на Афины.
Однако широкая поддержка Гиппия простым населением и союзная помощь греческой области Фессалия послужили факторами, опираясь на которые, Гиппий сумел разбить спартанское войско, причем в битве погиб спартанский царь Анхимолий.
Однако новая спартанская экспедиция, возглавляемая другим царем Клеоменом, соединившись с войском афинских противников тирании, сумела войти в Афины и осадить Гиппия в Акрополе. Попытки штурмовать Акрополь успеха объединенному войску спартанцев и аристократической афинской оппозиции не принесли.
Тем не менее, Гиппий опасался, что в случае, если враги сумеют-таки ворваться в крепость, они причинят зло его детям, поэтому одной ночью попытался тайно переправить детей из Акрополя в более безопасное место. Однако это предприятие не удалось: спартанцам удалось обнаружить лазутчиков, выводивших из осажденной крепости детей Гиппия, и захватили последних. В обмен на возвращение детей Гиппий был вынужден сложить с себя полномочия тирана и покинуть Афины. Так закончился период тирании Писистрата и Писистратидов в Афинах. Несмотря на довольно бесславный конец, правление этих тиранов не прошло даром, выведя Афины на передовой среди других городов-государств Древней Греции уровень экономики и культуры.
Современный вид на Афинский акрополь
После изгнания Гиппия спартанцы привели к власти в Афинах друга царя Клеомена афинского олигарха Исагора, который под их давлением был избран архонтом. Однако в 508 г. до н.э. афиняне подняли восстание против засилья спартанских интервентов и олигархической партии.
Во главе восстания встал Клисфен, который, хотя сам происходил из аристократического рода, обещал демосу то, чего так давно ждали простолюдины: установление полного равноправия всех свободных мужчин вне зависимости от имущественного положения. Спартанцы, Исигор и его сторонники были изгнаны из Афин.
Придя к власти, Клисфен выполнил свои обещания и провел ряд реформ, из которых важнейшей стало упразднение имущественного ценза для занятия государственных должностей, кроме самых высших, на которые по-прежнему назначались люди зажиточного или среднего класса.
Народное собрание, в котором могли участвовать все свободные мужчины полиса, прошедшие обязательную воинскую службу, окончательно взяло решительный голос во всех делах Афин. Оно собиралось раз в несколько дней, и на нем обсуждались как важные, так и второстепенные вопросы общественной и политической жизни.
В Аттике окончательно установился политический строй, известный как афинская демократия.
Изгнанный из Афин Гиппий не оставлял попыток вернуться к власти в родном городе. Переселившись в Малую Азию, он некоторое время провел в городе Сигее у своего брата Гегесистрата. Затем он оказался при дворе Дария I — царя набиравшей на Востоке силу древнеперсидской державы. В 490 г. до н.э.
, когда персы повели наступление на Грецию, именно Гиппий, находясь в их войске, указал им на окрестности Марафона как на удобное для высадки на берег и дальнейшего марша на Афины место: ведь он сам уже вел войска этим путем, помогая прийти к власти своему отцу Писистрату.
Однако персидское войско было разбито при Марафоне, а сам престарелый Гиппий в том же году умер.
Источник: http://history-thema.com/tiraniya-pisistrata-i-ego-syinovey/
Писистрат
Писистрат был одним из самых известных и успешных
тиранов Древней Греции. Он пришел к власти во время войны между
Афинами и Мегарами, которая продолжалась более пятидесяти лет.
Писистрат
Эта война приостановилась одно время, но полного мира так и не
было достигнуто. Особенно остро стоял вопрос об острове Саламин. Этот небольшой остров в Сараническом заливе имел важное стратегическое значение.
С Саламина были хорошо видны и поэтому контролировались Элевсин и сами Мегары. Афиняне считали, что этот остров принадлежит им, так как, по их мнению, согласно Илиаде Гомера этот остров был подарен герою троянской войны Аяксу.
Аякс
же в свою очередь подарил этот остров афинянам.
Война за остров Саламин
Однако первые попытки захватить остров провалились. К счастью для славы Афин полемархом в то время был избран Писистрат. Храбрый, и, как оказалось, талантливый и успешный полководец он повел афинян в поход на Саламин и в 570 году до н.э. присоединил остров к Аттике. Длительная война Афин с Мегарами успешно завершилась и с тех пор Мегары перестали быть
угрозой для Афин.
Остров Саламин
Писистрат воспользовался своими успехами на войне и в борьбе за власть в самих Афинах. Не все афиняне восприняли с воодушевлением демократические преобразования и реформы Солона. Писистрат был одним из них. Многие представители олигархических семей были рады последовать за знаменитым военачальником,
благодаря которому Афины одержали победу в войне.
Писистрат окружил себя телохранителями (под тем предлогом, что его хотят убить) и около 560 года до н.э. захватил
Акрополь и власть в Афинах.
Писистрат был более удачливым, чем Килон, который
пытался захватить власть в Афинах ранее.
Солон, доживший до этого события, умер около 559 года до н.э. в
возрасте около восьмидесяти лет.
Афины во времена Писистрата
Политика Писистрата
Однако, несмотря на свое название “тиран”, Писистрат не был жестоким правителем. Напротив, своей главной целью он ставил облегчение положения аттических крестьян.
Для этого он отнял землю у своих противников аристократов, давал ссуды из государственных средств на первое обустройство, организовывал выездные суды. Дома он продолжал следовать законам Солона и даже сделал их еще более либеральными.
Во внешней политике Писистрат старался поддерживать
мир со своими соседями.
Однако Писистрат рискнул нанести удар на севере, чем очень сильно укрепил положение Афин. Для города в то время основой благополучия был экспорт оливок и импорт зерна и золота из стран Северного Причерноморья. Поэтому для Афин было очень важно контролировать морской путь из Черного моря в Эгейское. Особенно
проливы.
Писистрат въезжает в Афины
Писистрат послал афинские войска на полуостров
Херсонес, на помощь местным жителям, принимавшим участие в военных действиях. Афиняне и их союзники победили и, таким образом, Афины
стали господствовать по обе стороны Геллеспонта.
Писистрат, как и многие другие тираны,
покровительствовал искусству и культуре. Он приказал тщательно записать творения Гомера, которые до него существовали лишь только в устной форме.
Также Писистрат затеял первую грандиозную строительную программу в Афинах. Улицы города были украшены статуями и фонтанами.
На Акрополе было начато строение первого Парфенона (именно этот храм впоследствии был разрушен персами), а, также, было начато строительство
Храма Зевса Олимпийского
Во времена Писистрата впервые были сделаны театральные постановки; поэт Фесп набрался смелости и написал для праздника в честь бога Диониса отрывки, в которых хор вступал лишь иногда, а отдельные персонажи пели и танцевали по одному. По приказу Писистрата был
сооружен первый деревянный театр на южном склоне Акрополя.
Чествование Писистрата
Писистрат умер в 527 году до н.э. став под конец жизни мягким и добродушным тираном. Собственно его правление не
принесло Афинам ничего плохого.
Греция на карте
Источник: http://travels.co.ua/rus/greece/articles/pisistrat.html
Удивительные факты о магии и суевериях в Древней Греции
Даже сегодня в век компьютеров и гаджетов люди не обходятся без гороскопов, амулетов, гадалок и опасаются чёрной кошки. Что уж говорить о древних! Даже рациональные греки были суеверны. Об этом свидетельствует множество вещественных доказательств о том, что магия и суеверия затрагивали практически все аспекты повседневной жизни.
1. Некромантия
Древнегреческая некромантия.
Некромантия – наука о вызове духов мертвых для гадания или предсказаний, а также для получения их помощи в магических делах. Хотя в древней Греции люди публично осуждали некромантию, ее втайне практиковали повсеместно. Один из самых ранних зарегистрированных примеров можно найти в «Одиссее» (Одиссей исполняет сложный ритуал, чтобы связаться с духами умерших, комбинируя жертвы и молитвы).
Другое литературное свидетельство исходит от Платона, который скептически высказывался насчет некромантии. Геродот описывает ритуал некромантов, который они исполняли на реке Ахерон, где Оракул мертвых консультирует посланца Периандра, тирана Коринфа. Вещественные доказательства некромантии были найдены на сотнях табличек с проклятиями.
2. Суеверия и математика
Древнегреческие суеверия и квадратный корень из 2.
Квадратный корень из 2 является иррациональным числом (то есть, он не может быть выражен с помощью любой простой дроби). Когда пифагорейцы наткнулись на эту, казалось бы, безобидную информацию, она подорвала саму суть их убеждений. Математика для пифагорейцев была неотделима от мистики и религиозной жизни, а структура космоса, как они полагали, связана с математической гармонией.
Пифагорейцы пытались сохранить этот вопрос в секрете, но один из членов разгласил его вне братства. Предателя в итоге утопили. Многие авторы описывают этого человека, как первого мученика в науке.
3. Отвары
Древнегреческие суеверия и отвары.
Древним грекам были известны рецепты, что называется, на любой случай жизни. Их функции были действительно очень разнообразными, а многие из них были попросту забавными и бесполезными. К примеру, для того, чтобы вызвать у женщины бесконтрольный метеоризм, нужно было «взять несколько волосков из крупа осла, сжечь их и растереть пепел, а затем подсыпать его женщине в напиток».
Для того, чтобы женщина сказала имя человека, которого она любит, нужно было «положить язык птицы под ее губу или на ее сердце и задать вопрос, после чего она скажет его имя три раза».
4. Живая богиня
Древнегреческая живая богиня.
Писистрат был тираном, который управлял Афинами несколько раз в течение шестого века до нашей эры. Согласно Геродоту, Писистрат очень необычным способом один раз получил власть над Афинами, взяв высокую и красивую крестьянку и одев ее, как богиню Афину.
Он надел на нее доспехи и въехал с ней рядом на колеснице в город. В это время группа глашатаев объявила, что богиня привезла Писистрата, чтобы он захватил контроль над городом. Трюк сработал.
5. Жертвоприношение животных
Древнегреческие жертвоприношения животных.
В Древней Греции в основном приносили в жертву волов, коз и овец, но были и некоторые нетрадиционные варианты. По словам Плутарха, спартанцы умерщвляли щенков в честь бога войны Эниалия. Иногда жертвоприношения животных выходили из-под контроля, как это было после битвы при Марафоне в 490 году до нашей эры.
Ксенофонт сообщает, что афиняне обещали богине Артемиде, что они пожертвуют одну козу в ее честь за каждого противника, которого убьют. Геродот сообщает, что афиняне убили 6400 врагов во время битвы, после чего им попросту не хватило коз. Вместо этого афиняне обязались выполнять ритуал жертвоприношения каждый год, убивая по 500 коз в честь Артемиды.
6. Амулеты
Древнегреческие амулеты.
В Греции многие верили в магические свойства амулетов. Фермеры, которые постоянно беспокоились о погоде, были особенно уязвимы, поскольку возлагали все свои надежды на волшебные свойства этих амулетов. Многие из крестьян носили амулеты на шее или на запястье, чтобы «обеспечить нужный уровень осадков для их урожаев».
Также были распространены амулеты от грабителей, для удачи, противозачаточные, для привлечения любимого и защитные (против заклинаний и вредной магии, направленной на владельца амулета). Некоторые из них принимали очень любопытные формы, которая еще более «повышала их силу»: египетские крабы, руки в непристойных жестах, фаллосы, глаза и вульвы.
7. Магические заклинания
Древнегреческие магические заклинания.
По всей Греции находят древние заклинания, записанные на табличках. Многие из них были связаны с медицинской практикой, либо с тем, чтобы помочь кому-то стать лучше, повысить эффективность лекарственных средств или даже отравить врагов или навредить им.
Хотя подобные заклинания в основном находят в письменной форме, считалось, что их эффективность можно было повысить, если сопровождать их конкретными действиями. К таковым относилось записывание определенных слов и мистических символов.
8. Оракулы
Древнегреческие оракулы.
Слово «оракул» в древней Греции могло означать два тесно связанных понятия: заявление, сделанное каким-то божеством (в основном, через посредника), или место, где делались такие заявления. Многие из этих заявлений были ответами на человеческие вопросы. Некоторые были простыми «да» или «нет», в то время как некоторые другие могли подаваться в скрытой или двусмысленной форме.
9. Астрология
Древнегреческая астрология.
Астрология влияла на греческие умы двумя способами: либо утверждалось, что поведение планет оказывает неизбежное влияние на человеческие дела, или оно выступало в качестве руководства по отношению к человеческой личности, в зависимости от положения небесных тел на момент рождения человека. Сохранились многие древнегреческие астрологические трактаты.
10. Сны
Древнегреческие суеверия о снах.
Идея о том, что сон может предсказывать будущее, была широко распространена в Древней Греции.
Древний предсказатель Артемидор написал работу по названию «Толкование сновидений», в которой раскрыл некоторые сложные значения, связанные с «играми разума».
К примеру, видеть ласку во сне означает злую и хитрую женщину, а также судебный процесс. Увидеть старую женщину во сне предвещает смерть больного человека и так далее.
Источник
Источник: https://interesnosti.com/994762796612454414/udivitelnye-fakty-o-magii-i-sueveriyah-v-drevnej-gretsii/
Писистрат. Тирания Писистрата
Классики тирании — Писистрат
Писистрат (Родился около 602 до н. э – умер 527 до н. э.) Афинский тиран (правитель) в 560–527 годах до н. э. (с перерывами). Проводил реформы (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственных монет и др.)
Им было создано наемное войско, организовано общественное строительство (рынок, водопровод, гавань Пирей, храмы и др.)
После 594 года до н. э. в Афинах соперничали три политические группировки, педиэи, которые выражали интересы крупных землевладельцев, паралии (торговая часть аристократии и зажиточные городские элементы) и диакрии (мелкое крестьянство и городская беднота).
Все группировки возглавлялась знатным аристократическим родом за педиэями стояли Этеобутады и их вождь Ликург, паралиями — Алкмеониды (Мегакл), и, наконец, диакриев спустя некоторое время после реформ Солона возглавлял Писистрат из обедневшего аристократического рода.
Писистрат — блестящий полководец, оказавший Афинам неоценимые услуги. Возвратившийся в Афины из странствования Солон начал энергично агитировать за поход на принадлежавший Мегарам остров Саламин.
Этот остров в Эгейском море занимал важное стратегическое положение для торговли Афин.
Возглавивший отряд Писистрат смог не только отвоевать Саламин у Мегары, но и захватить гавань Нисею, что поставило Мегары в экономическую зависимость от Афин.
После продолжительной борьбы обе стороны обратились к посредничеству наиболее влиятельного тогда греческого государства — Спарте. Пять спартанских судей присудили Саламин Афинам, а Нисея, по их решению, следует возвратить мегарцам.
Успех Писистрата, несомненно, в значительной степени усилил позиции диакриев.
Дошедшее до нашего времени постановление о саламинских клерухах (поселенцах) уже отражает установки этой партии: «Постановил народ: разрешить саламинским клерухам жить в Саламине постоянно, разве что они окажутся не в состоянии исполнять повинности гражданские и военные, в других же случаях им не (разрешается) сдавать землю в аренду. Если клерух не будет жить там, а землю сдаст в аренду, то пусть заплатит и арендатор, и сдающий в аренду в казну (столько-то драхм) штрафа».
Мы не знаем, когда приняли этот декрет. Запрещение клерухам сдавать землю в аренду имело целью воспрепятствовать новому разорению крестьян и передаче земельных участков под видом аренды в руки богачей. Одновременно это обеспечивало военную мощь клерухов.
Разумеется, аристократическая партия не могла спокойно смотреть на усиление влияния партии диакриев. Было организовано покушение на Писистрата: его ранили, но он смог спастись. Его противники утверждали, что никакого покушения не было, что раны Писистрат нанес себе сам, чтобы озлобить народ против аристократов.
В действительности, народ разгневался, и партия диакриев перешла к более энергичной политике. Член группы диакриев Аристион выступил в народном собрании и предложил выделить охрану Писистрату. Предложение приняли.
Предоставленный в распоряжение Писистрата отряд был вооружен копьями. При помощи этих «копьеносцев» Писистрат смог захватить в 560 г. власть в Афинах, но продержался у власти недолго.
Ликург и Мегакл, объединив своих сторонников против тирана, положили ей конец. По всей видимости, это произошло в сравнительно мягкой форме, потому как об осуждении на основании закона о тирании не было и речи.
Писистрат, как видно, продолжал жить в Аттике.
Несколько лет спустя Мегакл, рассорившийся с Ликургом, начал искать с ним встречи. Он пообещал Писистрату свою поддержку при восстановлении тирании, если тот возьмет в жены его дочь. Писистрат согласился. Он возвратился в город и снова захватил власть в Афинах (558–557).
Писистрат въехал в Афины на колеснице: возле него стояла красивая статная девушка, изображавшая небесную покровительницу Писистрата, богиню Афину.
Как богиня-покровительница оливы она была самая почитаемая богиня крестьянства, с другой стороны, она носила прозвище «Эргана» («занимающаяся ремеслом») и считалась также покровительницей городских ремесленников. Аристократы же почитали за своего небесного покровителя бога Посейдона.
Глашатаи возвещали. «Афиняне, примите с добрым чувством Писистрата, его сама Афина почтила больше всех людей и вот теперь возвращает его в свой акрополь».
Бракосочетанию Писистрата с дочерью Мегакла, Койсирой, предшествовали два его брака. До середины 60-х годов он женился на афинянке, которая родила ему трех сыновей. Гиппия, Гиппарха и Фессала, и как минимум одну дочь.
Наряду с этой женой у него была еще одна, побочная супруга, Тимонасса из Аргоса, дочь Горгила и вдова Кипселида Архина из Амбракии. Подарившая Писистрату двух сыновей Эгесистрата и Иофона.
Потому как их мать не была афинянкой, по закону о правах гражданства, они считались некровными, и все-же в свое время они приравнивались к сыновьям аттических жен, даже если по понятным причинам не могли считаться наследниками тирании в Афинах.
Как Кипсел и Периандр, каждый из которых имел не меньше двух жен, устраивали сыновей побочной жены вне родного города, так же решил поступить Писистрат с Эгесистратом.
Бракосочетание с дочерью Мегакла не повлияло на положение Тимонассы и ее сыновей.
Но Писистрат, который вступил в брак с аргивянкой из политических соображений, принимая во внимание интересы подрастаюших сыновей, избегал вступать в супружескую связь с дочерью Мегакла.
Мегакл, мечтавший участвовать в правлении, был глубоко уязвлен поведением Писистрата и предъявил ему свои претензии. По неподтвержденным данным, Писистрат заявил ему, что не желает иметь детей от представительницы рода, отягощенного грехом убийства.
Тогда Мегакл обратился за помощью к Ликургу, и совместными усилиями они второй раз свергли тирана (556–555).
В этот раз его преследовали на основании закона о тирании; Писистрата изгнали из Аттики, его имущество конфисковали оно было куплено с торгов одним из наиболее знатных афинян Каллием, близким к кругам Солона и Алкмеонидов.
О двукратном изгнании Писистрата было написано у Геродота и Аристотеля. Но еще М.Гершензон показал, что здесь мы имеем дело с дублированием одного и того же изгнания, на эту же точку зрения стали Белох, Эд, Мейер и ряд других ученых.
У.Вилькен обратил внимание на то, что из античных писателей Нолиэн полагал, что изгнание было однократным. Так что сведения по этому поводу довольно противоречивы. Писистрат со своими «копьеносцами» отправился во Фракию. Целый ряд фракийских колоний был основан с целью эксплуатации лежащих неподалеку золотых и серебряных приисков.
Тиран смог завладеть Пангейскими рудниками.
Он начеканил здесь серебряные деньги и навербовал наемников; в то же время им велись дипломатические переговоры с разными государствами, настроенными враждебно к аристократическому правительству в Афинах.
К нему присоединилась партия всадников, господствовавшая тогда в Эретрии, на Евбее, одна из партий в Аргосе и в Фивах, влиятельный наксосец Лигдамид, часть фессалийцев. Писистрат вместе со своими сыновьями и союзниками составил план нападения.
Придя к власти, тиран приступил к массовому изгнанию противников: по словам Геродота, «одни пали в сражении, другие были изгнаны из отечества вместе с Алкмеонидами».
Все это были владельцы крупных участков земли, составлявших значительную часть территории Аттики.
По афинским законам, земли изгнанных конфисковывали; возможно, Писистрат разделил их как государственную землю между беднейшими крестьянами на тех же основаниях, что и территорию Саламина, т. е. с запрещением продавать, закладывать и сдавать в аренду.
Писистрат считал себя завоевателем и абсолютным владыкой Аттики. В основном он прибегал к двум мерам, разоружению граждан и обложению налогом доходов с земли. Сюда же относились и силовые меры предосторожности, направленные против его врагов: сыновей аристократов, чтобы держать их семьи в страхе, Писистрат повелел взять в заложники и отправить на остров Наксос.
Некоторые из аристократических родов остались в Аттике, подчиняясь и угождая тирану. Это была не торговая знать, не Алкмеониды, а знать старого землевладельческого типа — прежде всего род Филаидов.
Писистрату не составило труда разорить и обессилить земельную аристократию, но, даже изгнав Алкмеонидов, он не мог нанести чувствительный удар по торговой партии. Единственный эффективный способ борьбы с ними был открытие новых, более выгодных рынков. Со временем Писистрат смог захватить ключ к хлебу — Сигей на Геллеспонте.
Как представитель партии диакриев Писистрат в начале занялся реформой мелкого крестьянства. Он в значительной степени расширил крестьянский земельный фонд, наделив крестьян участками (клерами) из конфискованных земель. Это были земли аристократии в самой Аттике, а также на Саламине, на Лемносе, а возможно, и в других владениях Афин (на фракийском Херсонесе, в Сигее, в Рэкеле и т д.).
Чтобы эти меры были результативны, он щедро выдает вновь наделяемым крестьянам из казенных сумм ссуды и пособия на покупку скота, орудий, инвентаря и необходимые расходы.
Дальше, одной из причин быстрого разорения крестьянства в досолоновскую эпоху было то, что суды находились в городе, в самом гнезде аристократии, и состояли из аристократов, тогда как крестьянина, ничего в законах и судах не понимавшего, легко было обмануть и обобрать. Писистрат перенес суды (разбиравшие, возможно, чаще всего земельные споры, которые возникали на почве переделов последних лет) в деревню и назначает разъездных судей из верных адептов крестьянской партии.
Он самолично объезжает крестьянские хозяйства. Писистрат превратил в важнейший государственный праздник крестьянский праздник Диониса и официально предписал крестьянам носить их старинный национальный костюм — «катонаку».
В то же время, стараясь остановить стихийное переселение разоренных крестьян в город, он повелит наказывать крестьян, слоняющихся по городу в поисках заработка (по сельской одежде крестьян легко было распознать в толпе).
Геродот считал, что главной опорой его тирании, кроме наемников, были доходы, поступавшие частью из Аттики, частью с Пангейских рудников Аристотель же четко называет «десятину» от урожая, то есть регулярно выплачиваемый прямой налог в размере 10%. Ежегодное увеличение земельного налога в пользу тирана коснулось всех землевладельцев, и крупных, и мелких.
Без сомнений, властитель повышал налоги в свою пользу, а не в пользу общины Афин, которая ни до, ни после тирании не знала таких больших налогов. Еще один источник дохода тирана — серебряные копи в Лаврийских горах.
Добываемый там драгоценный металл вместе с тем, что давали Пангейские рудники, давал возможность ему чеканить монету и этим оплачивать наемное войско, а также расходы на строительство, празднества в честь богов и содержание своего двора.
Тиран стремился только к тому, чтобы на высших выборных должностях по возможности были члены его семьи или, в крайнем случае, сговорчивые люди, потому как бывшие архонты заседали в ареопаге пожизненно, он смог оказывать тем самым решающее влияние на его состав.
Такую тактику мог бы осуществлять любой влиятельный гражданин, и некоторые аристократы до Писистрата так и старались действовать, но за ними не стояли сторонники в городе, постоянно готовые к действию, и не было той военной силы, которая делала пожелания тирана непререкаемыми.
Писистрат силой покорил родной город и навязал ему свою волю. Даже если он после формально соблюдал законность, по факту это была монархическая власть, опиравшаяся на наемные войска и обложившая граждан налогами в свою пользу. При ней, как отмечал Аристотель, законы Солона сделались «невидимыми», дух его законов более не ощущался.
Во внешней политике Писистрата можно назвать предшественником Фемистокла и деятелей Афинского морского союза. Он направил свое внимание в первую очередь на Делос, религиозный центр всех ионян.
Он всячески хотел (как и Солон) подчеркнуть, что Афины (жители которых несколько отличались по языку от ионийцев, хотя и были близки к ним) не только ионийский город, но и столица всех ионян.
Тиран высадился с войском на Наксосе и овладел городом, назначив здесь тираном Лигдамида, который оказал ему помощь в походе на Афины. Таким образом, Наксос попал в фактическую зависимость от Афин. Благодаря Лигдамиду власть на Самосе захватил Поликрат, как видно, и с ним Писистрат поддерживал дружественные отношения.
Но наибольшую важность для Писистрата имело обеспечение пути к хлебу, идущему из Северного Причерноморья.
Аттический крестьянин быстро переходил от хлебных культур к более выгодным культурам оливы и винограда, потому он начал нуждаться в привозном зерне.
Нуждался тиран и в новых колониях, куда возможно было переселить часть населения. Кроме этого, расширение торговли было выгодно для населения Афин.
Огромное количество аттических ваз эпохи тирании Писистрата, а также монет и металлических предметов, обнаруженных в Северном Причерноморье, в особенности в Ольвии, показывают, насколько оживленным был товарообмен с Аттикой в те времена.
Эти товары шли далеко вверх по Днепру, откуда, возможно, в обмен на них получали янтарь. Но этим не ограничивались торговые связи Писистрата: художественную посуду эпохи тирании Писистрата находили в Египте (в Навкратисе) и в Этрурии (Италия).
С этим вполне согласуется то, что, по свидетельствам одного из источников, египетский фараон Амасис присылал в Афины корабли с хлебом.
Культурная деятельность Писистрата в известной степени была частью его международной политики, так как, между прочим, имела целью привлечь к Афинам внимание иностранцев.
Писистрат построил ряд прекрасных храмов и статуй, к примеру, храм Афины Паллады и Зевса Олимпийского, соорудил водопровод.
Писистрат приглашает в Афины рапсодов (исполнителей Гомера) и заставляет их по порядку декламировать «Илиаду» и «Одиссею», а писцам записать эти поэмы. Может быть, что при этом делались небольшие вставки в текст в интересах Афин.
Далее, тиран и его сын Гиппарх приглашают в Афины самых выдающихся поэтов того времени Анакреонта из Теоса, Ласа из Гермионы, Симонида из Кеоса. тиран до такой степени укрепил свою власть, что в 527 г.
, после его смерти, власть без всяких потрясений перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, продолжавшим править в том же духе, что и их отец.
Фактическим руководителем государства был Гиппий, интересы Гиппарха лежали, в основном, в области литературы и искусства.
В Афинах тирания была более устойчива, чем в других местах, так как она до 513 года обходилась без террора и превратила Афины в богатейшее и влиятельнейшее государство Греции. Недаром тиранию называли «золотым веком», «веком бога Кроноса». Очевидно, для возникновения сильной оппозиции должны были существовать особые причины недовольства.
С.Мусский
ред. shtorm777.ru
Источник: http://shtorm777.ru/pisistrat-tiraniya-pisistrata.html