Эксперимент
Автор эксперимента: Рон Джонс, учитель истории.
Участники: ученики 10 класса.
Длительность: неделя.
Место проведения, дата: средняя школа имени Эллвуда Кабберли, Пало-Альто, Калифорния, США; 1967 год.
Шел обычный урок в американской школе. Учитель истории Рон Джонс рассказывал о нацистской Германии.
«Как рядовые немцы могут утверждать, что не знали о Холокосте и концлагерях? Почему они бездействовали, когда их соседей и друзей – евреев задерживали и увозили в неизвестном направлении?» — прервал лекцию Стив Кониглиоу.
Наступила тишина. Учитель не знал, что ответить. Поскольку класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить неделю на небольшой эксперимент.
Рон Джонс (фото Клеменса Фабри, 2008 г.)
Понедельник: дисциплина
В понедельник Рон Джонс начал урок со слов о дисциплине. Он говорил о ее красоте и величии. Восторгался силой воли спортсменов, балерин и художников, которые часами оттачивали мастерство.
Джонс заявил, что первый шаг на пути к дисциплинированности – контроль за осанкой. Он показал, как нужно правильно сидеть и потребовал, чтобы ученики поупражнялись в этом. Затем класс тренировался организованно входить в аудиторию и садиться за парты.
Изменились требования к ответу.
Учитель начал хвалить за краткость и быстроту. Содержанию ответа уделялось второстепенное значение. К удивлению, в обсуждение стали включаться даже самые пассивные ученики.
Возросшая активность в классе побуждала Джонса действовать дальше.
Он потребовал, чтобы отныне каждый ученик правильно сидел, а при ответе вставал с места и начинал речь со слов: «Мистер Джонс».
Вторник: единство
Результаты прошлого занятия превзошли все ожидания. Когда учитель вошел в класс, подростки молча сидели за партами и внимательно смотрели на него.
На этот раз урок был посвящен единству и взаимовыручке.
Джонс говорил о том, что сплоченный коллектив помогает каждому участнику добиться успеха и позволяет почувствовать себя частью чего-то большего. Свои слова он подкреплял примерами из собственной жизни.
Чтобы каждый ощутил силу единства, учитель велел стоя скандировать девиз: «Сила в дисциплине, сила в общности!». Это воодушевило и сплотило ребят.
В конце урока Джонс предложил именоваться «Третьей волной» и приветствовать друг друга особым жестом — отведенной в сторону согнутой рукой [1] (по аналогии с фильмом «Волна» 1981 года, но без удара в грудь) [3].
Приветствие «Третьей волны»,
кадры из фильма «Волна» (1981 г.)
Рон Джонс увлекался серфингом и дал эксперименту соответствующее название. По мнению серфингистов, третья волна самая крупная и сильная [3].
Среда: от слов к действию
Слава о необычных уроках разнеслась по всей школе. К классу Джонса примкнуло еще 13 учеников.
Учитель выдал присутствующим членские билеты и объяснил порядок приема новичков. Чтобы стать членом «Третьей волны», нужно было заручиться рекомендацией одного из участников и получить билет от Джонса.
Также он обязал троих ребят доносить о тех, кто не подчиняется правилам.
Затем учитель заявил, что дисциплина и единство должны подкрепляться действием, и поручил каждому особое задание. Одни придумывали логотип. Другие заучивали адреса участников эксперимента. Третьи должны были научить 20 школьников из соседних классов, как правильно сидеть за партой.
А один из учеников пожелал стать телохранителем Джонса.
Логотипы «Третьей волны»
Движение набирало обороты. К концу дня количество участников достигло двухсот человек. Вечером Джонсу позвонил местный раввин. Три отличницы, проявлявшие себя в учебе и в нынешних условиях оставшиеся не у дел, пожаловались родителям. Узнав, что это часть обучения, раввин пообещал их успокоить.
Четверг: гордость
Отец одного из учеников был узником фашистских лагерей. В среду вечером он ворвался в класс и устроил погром. Утром Джонс встретил его у дверей аудитории. Мужчину била нервная дрожь. Он извинялся за потерю самоконтроля и просил отвести домой.
Учитель понимал, что эксперимент заходит слишком далеко.
Участники запугивали тех, кто скептически относился к «Третьей волне». Свыше 20 человек доносили на товарищей. Но были и те, кто доверился идее движения и нашел себя в общей деятельности. Завершение эксперимента выставило бы их посмешищем перед теми, кто был более осмотрителен. Джонс не мог этого допустить.
Чтобы разрешить ситуацию, он должен был придумать что-нибудь непредсказуемое.
Последнюю лекцию учитель посвятил гордости и чувству превосходства.
В завершении он объявил, что «Третья волна» — это общенациональная политическая программа, а ее участники — избранная молодежь, которая изменит будущее страны.
Он предупредил, что завтра в прямом эфире выступит кандидат в президенты, который расскажет о дальнейших планах.
Пятница: завершение эксперимента
В аудитории было свыше двухсот человек. Среди них кружились приятели Джонса, изображавшие репортеров и фотографов.
В назначенное время учитель приказал закрыть двери и поставил часовых. Началось собрание. Члены «Третьей волны» отдали салют и дружно проскандировали лозунги. Затем экспериментатор включил телевизор. Однако экран был белым. В аудитории нарастало волнение. Послышались недоумённые возгласы.
Джонс признался, что нет никакой молодежной программы. «Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство.
Вы решили отказаться от собственных убеждений и принять волю группы… Но к чему вы шли? Давайте я покажу вам ваше будущее!» — с этими словами он включил фильм о нацистской Германии, лагерях смерти и судебных процессах. «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе «Третьей волны».
Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко» — подытожил он.
После собрания обескураженные ученики неспешно покидали аудиторию. Многие плакали.
Таким образом, Рон Джонс экспериментально воссоздал менталитет немецкого народа времен Третьего Рейха и ответил на вопрос Стива Кониглиоу [1].
Что стало с Роном Джонсом после эксперимента?
Спустя два года после эксперимента Рона Джонса уволили. Администрация школы отказалась продлевать с ним трудовой контракт. Причиной тому стали антивоенные взгляды учителя [4].
Последующие тридцать лет Джонс писал книги и работал в Реабилитационном центре для инвалидов. Его роман «Kids Called Crazy» был номинирован на Пулитцеровскую премию, а «Say Ray» назван «Книгой года» в США.
Рассказ о «Третьей волне» переведен на 23 языка и лег в основу фильмов и театральных постановок.
Сейчас Рон Джонс живет в Сан-Франциско, воспитывает внуков, пишет музыку и участвует в перформансах [2].
Где прочесть про «Третью волну»?
Эйала Пайнс, Кристина Маслач «Практикум по социальной психологии» (2001 г.) — приведен рассказ Рона Джонса. Тод Штрассер «Волна» — роман, основанный на эксперименте.
thewavehome.com – сайт о «Третьей волне» (англ.)
ronjoneswriter.com – сайт Рона Джонса (англ.)
Графический роман Стефани Кампманн «Волна» (2007 г.).
Фильмы и спектакли про «Третью волну»
В 1981 году Александром Грассхоффом был снят художественный фильм «Волна». В 2000 году появился одноименный рок-мюзикл Олафа Питлика. В 2008 году вышел художественный фильм Денниса Ганзеля «Эксперимент 2: Волна».
Стоит также отметить, что в реальном эксперименте в отличие от режиссерского замысла не было униформы, стрельбы, смерти школьников и ареста учителя.
В 2010 году сам Рон Джонс пишет музыку для молодежных постановок театра «The Marsh» (г.
Сан-Франциско).
Эпизод постановки театра «The Marsh»
В 2011 году увидел свет документальный фильм «План урока / Lesson Plan». В съемках участвовали бывшие члены «Третьей волны», директор школы, Рон Джонс, Филипп Зимбардо (автор тюремного эксперимента) и другие.
Смотреть трейлер к фильму «План урока» (2011 г.)
Литература
2531a39e011312d57786c413ce3818e9
Источник: http://hello-freud.ru/7940
«Третья волна»
О результатах эксперимента сам Джонс и его ученики молчали долгие годы. Только в 1976-м году профессор решил опубликовать свои воспоминания. До этого момента опыт описывался только в местной школьной газете.
Широким массам об эксперименте стало известно из эссе Джонса, которое вызвало большой интерес у читателей и телевизионных продюсеров. Рон Джонс был преподавателем истории старших классов школы в Пало-Альто, Калифорния.
Однажды, во время урока, посвященного Второй мировой и Нацистской Германии, один из студентов задал вопрос: почему обычное население так долго закрывало глаза на ужасы политики Рейха, как простые немцы оправдывали свое бездействие, объясняя это впоследствии незнанием реального положения вещей? У Джонса не было ответа на этот вопрос.
Вместо того, чтобы пуститься в пространные рассуждения о сложностях людской психологии, он предложил ребятам поучаствовать в эксперименте, на который была отведена одна учебная неделя. Опыт стартовал в понедельник и был завершен в пятницу.
Рон Джонс. (wikimedia.org)
В первый же день профессор продемонстрировал, какую силу имеет понятие «дисциплина». Он командным тоном приказал всем ученикам сесть в новой позиции — руки заведены за спину и согнуты в районе пояснице, ступни стоят ровно на полу, лодыжки вместе, колени согнуты под углом 90 градусов, спина прямая, подбородок опущен вниз. Затем Джонс заставил класс выучить эту позицию и занимать ее сразу же, присев за парту. Они повторили упражнение несколько раз, учитель делал замечания отдельным студентам, корректируя осанку и положение рук и ног. Затем Джонс огласил новые правила поведения в классе: все ученики должны занять свои места до того, как прозвенит последний звонок, на каждый урок в обязательном порядке требовалось приносить карандаши и бумагу, желающий задать вопрос должен был встать и обратиться к преподавателю «Мистер Джонс», на любой вопрос следовало отвечать предельно кратко — не более трех слов. За правильные ответы и релевантные вопросы профессор хвалил студентов. К концу урока в дискуссии участвовали все ученики — ситуация совершенно не характерная для класса Джонса, где всегда было несколько лидеров и аморфное большинство. По словам учителя, он был поражен энтузиазмом подростков и их готовностью следовать всем его указаниям. На следующий день Джонс, войдя в класс, обнаружил всех студентов сидящими за своими столами в той самой позиции, которую они разучивали накануне. Он написал на доске две фразы: «Сила в дисциплине» и «Сила в общности». Затем Джонс прочитал студентам лекцию о том, как важно быть единым организмом, сплоченным коллективом, где каждый чувствует плечо и поддержку другого участника. После профессор поднял двух учеников и заставил их скандировать формулировки, записанные им на доске. К первым двум он присоединил еще одну пару студентов и так по очереди был задействован весь класс. В конце урока Джонс показал студентам жест, которым они могли приветствовать друг друга. Правая рука согнута в локте параллельно линии плеч и изогнута волнообразно. Жест получил название «Третья волна» — по словам учителя, в цепочке волн именно последняя, третья, — самая значительная по величине. Приветствие это могло использоваться только среди «своих», и в тот же день студенты группы Джонса начали салютовать друг другу на перемене в коридоре, за обедом в столовой, библиотеке и спортивном зале. Вскоре другие ученики начали интересоваться жестом и спросили, могут ли они присоединиться. На следующий день группа увеличилась с 30 человек до 43 за счет новых студентов.
В среду профессор объяснил ученикам важность действия. Сами по себе единение и дисциплина без действия не имеют смысла. Джонс раздал всем студентам так называемым членские карточки. На трех из них стояла буква X — это означало, что ученики, получившие такую карточку, должны следить за порядком и докладывать преподавателю обо всех нарушениях. Джонс потребовал от подростков следить за тем, чтобы в его класс не мог зайти ни один студент, не принадлежавший к «волне». Им также предстояло убедить как минимум 20 детишек из младших классов в том, что та самая позиция посадки за партой — необходимое условие для лучшего обучения. Кроме того, каждый студент должен был написать на бумажке имя и адрес надежного друга, который мог бы присоединиться к их движению, и передать записочку профессору. Нововведения были приняты с большим энтузиазмом. Напоследок Джонс дал задание совместно разработать символику — нарисовать «логотип» Третьей волны. Логотипы «волны», разработанные классом. (wikimedia.org)
Для новых членов, желавших вступить в клуб избранных, была разработана отдельная процедура. Каждый из них мог быть приглашен в группу уже действующим членом и получить от Джонса карточку участника. Затем вновь прибывшему предстояло продемонстрировать знание устава и внутренних правил, а также готовность им подчиняться. Новость об эксперименте разлетелась по всей школе. Как вспоминал Джонс, в среду к нему подошел директор и поприветствовал «волной». К концу третьего дня опыта в рядах движения было уже более 200 студентов. Из них двадцать занялись откровенным стукачеством, хотя право на «донос» было дано только троим. Один ученик, Роберт, который, по словам профессора, не блистал ни умом, ни атлетическими достижениями и вообще всегда ощущал себя в школе потерянным и одиноким, взял на себя роль личного охранника Джонса. Он сопровождал его на протяжении всего дня, открывал двери и просто находился рядом, так как опасался, что с учителем «что-нибудь случится». Несколько девочек из класса, которых Джонс относил к числу выдающихся учеников, рассказали об эксперименте своим родителям. По мнению профессора, у наиболее одаренных студентов опыт вызвал некую фрустрацию — блестящие знания больше не выделяли их на фоне остальных, так как принципы оценки стали несколько иными.
Вечером в среду Джонсу позвонил раввин, которому поступил тревожный сигнал от родителей одной из учениц. Он вежливо поинтересовался, что именно происходит на уроках. Профессор объяснил цель эксперимента, и, к своему удивлению, не встретил от раввина никакого сопротивления. Тот пообещал успокоить родителей девочки и выразил одобрение методике учителя. Сила в дисциплине. (wikimedia.org)
Сам Джонс испытывал большое беспокойство. Эксперимент принимал угрожающие масштабы: ученики сбегали с других уроков, чтобы присоединиться к группе профессора, устраивали допрос с пристрастием своим однокашникам, проверяя их на верность идеологии. Джонс не был уверен, стоит ли вообще доводить опыт до конца. Однако счел, что прерывание эксперимента в данном случае нанесет больше вреда психике учеников.
Следующим уроком профессора стала «сила в гордости». Утром в четверг количество учеников в классе превысило 80 человек. Помещение было забито до отказа. Джонс выступил перед ними с речью. Он убедил студентов в том, что «Третья волна» — это не просто школьный эксперимент, но часть общенациональной программы по поиску талантливой молодежи, способной в будущем взять на себя управление страной. «Вы — избранные», «гордость — это то, что никто не сможет у вас отнять», «именно вы можете изменить будущее нации», «ваша цель — привнести порядок, используя те знания, которые вы получили за прошедшие дни», — такие слова Джонс адресовал аудитории.
Затем он обратился к тем трем ученицам, которые поставили эксперимент под сомнение и рассказали о нем родителям. Джонс приказал девушкам покинуть его класс в сопровождении «охраны», состоявшей из нескольких студентов. Учитель анонсировал, что в пятницу по телевизору выступит новый кандидат на пост президента и объявит о национальной программе «Молодежной Третьей волны». По его словам, в ней приняли участие более 1000 учеников американских школ. Он спросил класс, готовы ли они появиться перед журналистами и показать себя во всей красе? Никаких возражений не последовало — студенты согласно закивали. Им предстояло собраться в школьном зале без 10 минут пополудни пятницы и продемонстрировать, как хорошо они усвоили уроки Джонса: дисциплина, общность и гордость.
Источник: https://diletant.media/articles/31850469/
Эксперимент “Третья волна”
Сейчас практически все говорят о воздействии СМИ на сознание людей.
Так было всегда, но сейчас в период обострения международных отношений, это переросло в так называемую информационную войну — громадный поток информации, включая дезинформацию, манипулирование сознанием, пропаганду, создание образа врага! А на фоне реальных боевых действий всё закручено до предела! И самое обидное, что всё это происходит между двумя родственными народами, близкими и смешанными настолько, что иногда и разделить нельзя — рвут по живому! Россияне обвиняют украинцев, что те зомбированы «укросми», забывают историю, чуть ли не поголовно превратились в «бандеровцев» и «фашистов»! Украинцы же в свою очередь корят россиян в зомбированности путинской кремлёвской пропагандой, «киселёв ТВ», в имперстве, поклонении образу нового «фюрера» (Путина), в «ватничестве» и «колорадстве»! Всё, машина работает на полном ходу! Такая же обработка и манипулирование своими гражданами идут и в Европе, и в США, да практически везде! И началось это не сегодня, и не вчера! Думаю что это зародилось практически в каменном веке, совершенствовалось и достигло апогея в ХХ веке! Яркие примеры это гитлеровская Германия и СССР на всём протяжении его существования! Пропаганда и манипуляции были просто подавляющими! И что самое главное и интересное люди в это искренне верили! А кто не верил был выброшен на свалку, причём в буквальном смысле! Как это стало возможным, ведь человек всё-таки существо мыслящее? К своему стыду я не читал и не знал об одном интереснейшем и беспрецедентном эксперименте, проведённом ещё в 1967 году в США учителем истории, получившим название «Третья волна»! Наверное, многие из нашей уважаемой аудитории знакомы с ним, но именно сейчас его результаты как никогда актуальны! Ведь что-то подобное сейчас происходит и в России («Крым наш!», «Путин!»), и в Украине («Єдина країна», «Слава Україні!»), и во Франции («Я — Шарли!»), да и в других странах тоже! Давайте задумаемся, можем в этом эксперименте мы увидим себя!
Беспрецедентный педагогический эксперимент «Третья волна»
В 1967 году Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния.
Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране.
Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.
В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи.
Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания.
Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.
Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности.
Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны.
В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.
В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский лет.
На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек.
Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям.
В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.
К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.
К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять.
Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу.
По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше.
Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу.
Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня… мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории.
«Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова.
С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.
Тогда он обратился к ученикам «Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали.
Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь». После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями.
И чем все это закончилось.
Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.”
Эксперимент был спонтанным и долгое время оставался неизвестным широким массам, чему способствовал стыд его участников за свои действия.
В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, до этого момента единственное описание эксперимента было сделано школьной газетой[1]. В 1981 году вышли роман и американский телефильм «Волна», основанные на эксперименте.
В 2008 году вышел немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна». В 2011 в США вышел документальный фильм Lesson Plan, включающий интервью с участниками эксперимента.
Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/eksperiment-tretja-volna/
Спонтанный эксперимент учителя истории Рон Джонса – Третья волна
История об эксперименте, который чуть не стал величайшим скандалом в стране, позиционирующей себя колыбелью демократии, долго удавалось не придавать огласке. Все потому, что многие его участники стыдились того, что они делали во время его проведения.
В 1967 году Рону Джонсу, учителю истории в небольшом городке штата Калифорния (США), едва не удалось организовать новое фашистское движение. Чего в его целях и не было.
С учениками 10-го класса они проходили авторитаризм в Германии. Во время лекции один из учеников поинтересовался причинами массовой поддержки фюрера, в то время, когда их соседи и знакомые бесследно пропадали и по всей стране строились концентрационные лагеря.
На какое-то мгновение педагог растерялся, обдумывая ответ. Так как учебный процесс немного перескочил вперед, ему пришла идея потратить всю выпавшую неделю на проведения эксперимента.
День первый: выработка дисциплины
Лекция понедельника была посвящена дисциплине. Рон Джонс приводил примеры сосредоточенности спортсменов, их воле к победе, мастерства творческих личностей, усовершенствовавших свое умение. Он утверждал, что первоочередным на пути к дисциплине является строгий контроль за своей осанкой. На своем примере он показал, как правильно садиться за парту, и потребовал повторить за ним.
После ученики класса тренировались входить в помещение организованно, и также занимать свои места. Отвечать тоже стали по-другому. Рон Джонс поощрял краткость,четкость и скорость ответов своих учеников, не заостряя внимание на их правильности. И, что интересно, вовлечь в беседу удалось таким образом даже самых неактивных из учеников. Что распекало учителя продолжать эксперимент.
День второй: братство
Высокие результаты предыдущего занятия были налицо. Войдя в класс, Джонс не услышал привычного шума, наоборот, все юноши и девушки сидели тихо, внимательно смотрели на него и ждали начала лекции. Лекция второго дня была посвящена взаимовыручке и единству.
Учитель рассказывал, что каждый придет к успеху, будучи частью крепко сплоченного коллектива. Подкрепляя слова жизненными примерами из своей биографии. Он велел всем встать из-за парт и скандировать лозунг, воспевающий дисциплину и единение.
В классе «Третья волна» появился свой герб
Что сразу сблизило и приободрило присутствующих. Заканчивая лекцию, Джонс предложил всем назваться «Третьей волной». Предлагалось и приветствовать членов специальным движением руки, отдаленно напоминающим приветствие гитлеровцев – отведя в сторону согнутую руку.
Название «Третья волна» пришло в голову преподавателя неспроста. Он занимался серфингом в свободное время, а серферы считают третью волну самой крупной и сильной.
День третий: действие
«Особые уроки истории» недолго были секретом, молва распространилась по всей школе. К классу мистера Джонса присоединились еще 13 учеников. Так же он выбрал среди ребят троих осведомителей, чтобы те докладывали о противниках новых правил. После педагог объявил, что всякая идея должна подкрепляться делами.
Каждому он выдал задание. Кто-то разрабатывал логотип, кто-то должен был запомнить адреса всех участников эксперимента. Еще группе подопытных он выдал задание научить нескольких учеников из других классов правильной посадке за партой.
Разработка отличительного знака
Самый крупный из класса парень, не отличавшийся успеваемостью, вызвался быть телохранителем Джонса. И ходил за ним по пятам все время. Джонс раздал ученикам по несколько членских карточек и продиктовал правила приёма новеньких в «Третью волну».
Одно из них – поручительство действующего участника. В конце дня к движению примкнуло уже 200 школьников. Кроме того, на его удивление, родители и руководящий состав школы не имели ничего против, они даже были рады возросшему уровню дисциплины в классе, не подозревая, что происходит.
Сам директор приветствовал учеников жестом «Третьей волны». Только трое девочек из еврейских семей пожаловались родителям. Но раввин, узнав от учителя, что это все часть процесса обучения обещал их успокоить.
Но вечером один из родителей ворвался в кабинет Джонса и разгромил там все. Он жил в Германии при нацистах и был узником лагерей.
Он помнил, как все начиналось тогда и сразу сопоставил действия в классе с началом нацистского движения в его бывшей стране.
День четвертый: превосходство
Утром Джонс встретился с этим человеком у дверей своей аудитории. По его лицу видно было, что он пережил нервное потрясение. Мужчина извинился за свое поведение и просил проводить его домой.
Учитель понимал, что движение набирает слишком сильные обороты. Уже более чем 20 из членов «волны» доносили на однокурсников. Случались эпизоды расправы над непокорными новой идее.
А некоторые глубоко прониклись «игрой», найдя себя в общем деле.
Конец эксперимента подвел бы их под удар. Джонс не хотел этого допустить. Последняя лекция посвящалась чувству превосходства, гордости. Рон Джонс сказал ученикам, что подобные ячейки создаются по всем Соединенным штатам Америки.
«Третья волна» — национальный политический курс, а те, кто принял в нем участие – избранные, за которыми новое будущее Штатов.
А на следующий день по телевизору покажут выступление кандидата в президенты с речью о дальнейших планах. День пятый: конец «Третьей волны» Больше двухсот школьников набилось в помещение.
Между ними пробегали туда-сюда фотографы (подговоренные приятели Джонса). В нужное время часовые, из числа учащихся, закрыли двери аудитории.
Начало собранию было объявлено. Участники «Третьей волны» подняли руки в своем особом приветствии и вместе хором дружно выкрикнули лозунги. Рон включил телевизор, но на экране ничего не было. Волнение пронеслось по аудитории. Кто-то выкрикивал с места о своем недовольстве. И тут Джонс рассказал им, что никакой госпрограммы нет.
Третья Волна — заглянуть внутрь фашизма. Школьная газета.
Он объяснил им, что их ошибкой было полагать, что они лучше остальных, только лишь потому, что свою свободу личности, индивидуальность променяли за удобства, получаемые от дисциплины и превосходства. Ошибка отказаться от своих убеждений, перенимая волю группы. Со словами «я покажу к чему вы шли»
Джонс показал им кино о нацистской Германии, с кадрами кинохроники из лагерей смерти. После показа ролика он уверил присутствующих, что им будет стыдно признаться в этом в будущем, что они присутствовали на последнем сборе «братства», если они легко воспроизвели менталитет немцев.
Многие из учеников плакали, узнав правду. Но благодаря такому опасному эксперименту Рон Джонс воссоздал немецкий менталитет времен правления Гитлера и ответил на вопрос своего ученика: почему немцы так себя вели, зная о преступлениях, которые творились руками их лидеров.
Экранизация
1981. Волна (анг. The Wave)
Фильм рассказывает о реальном эксперименте, начавшимся случайно, проведенным школьным учителем истории в 10 классе, для того, чтобы ответить на вопрос учеников, «Как немцы могли допустить приход нацистов власти. Каким образом нацисты смогли совершать массовые убийства и никто не выступил против…».
2008. Эксперимент 2: Волна (нем. Die Welle)
В 2008 году в Германии вышел фильм, являющийся ремейком.
Кадр из фильма Эксперимент 2: Волна (нем. Die Welle). 2008
Источник: https://psymost.ru/eksperimenty/tretiya-volna
Третья волна, или Как за неделю стать фашистом?
Посмотрим на простых немцев, мирно потягивающих баварское пиво, на ребятишек, весело играющих на ухоженных улицах, на добропорядочных фрау, идущих в кирху на воскресную молитву.
Вот перед вами простые немцы — культурные, общительные, религиозные, законопослушные, трудолюбивые, пунктуальные.
Все они, конечно, разные, но в целом это разумный, цивилизованный европейский народ.
…Теперь переместимся в начало 40-х. Вот хохочущие немецкие солдаты фотографируются с повешенными коммунистами. Вот расстреливают комиссаров и евреев.
Вот упитанные охранники с надрывающимися от лая собаками охраняют очередь в печи Освенцима.
Вот хладнокровные помощники доктора Менгеле проводят бесчеловечные опыты на людях.
Вот эсесовцы пытают пленных, вот сожжённые дотла деревни, вот виселицы, вот списки на отправку в Германию…
Как же так случилось, что в первом и втором абзаце — одни и те же люди? Покажи им в 30-х кадры их же самих в 40-х, не поверили бы! В это очень трудно поверить — что простые, честные, трудолюбивые, законопослушные, добропорядочные, цивилизованные люди могут превратиться в хладнокровных убийц, садистов, палачей, грабителей и вандалов. И всё это за весьма небольшой срок. Как это возможно?
Третья волна
Для исследования этого явления были проведены многочисленные эксперименты. Наиболее масштабный из них провел в начале апреля 1967 года учитель истории Кубберлийского колледжа (Поло Альто, Калифорния) Рон Джонс. В учебных целях он создал среди студентов колледжа движение «Третья Волна», поставив целью уничтожение демократии.
Демократия культивирует индивидуализм в людях, сообщил им Джонс, это её самый главный порок, и он должен быть устранён. Новое движение получило девиз «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордость». Название «Третья волна» соответствовало поверью, что в серии океанских волн третья — самая сильная.
Итак, на своём курсе современной истории Джонс запустил недельный эксперимент. Началось всё весьма невинно: были введены правила для участников движения — соблюдать дисциплину, сидеть прямо, перед ответом вставать, перед заданием вопроса поднимать руку, обращаться к учителю «Мистер Джонс» и отвечать предельно лаконично (не более трех слов).
На следующий день были выработаны название движения, его приветствие, которое выполняли участники при встрече друг с другом и с учителем даже вне класса. Ученики разработали сами логотип движения, процедуру инициации новых членов.
Вне класса эксперимент начал жить своей жизнью: первоначально группа включала 30 участников, но уже на следующий день в неё вошли друзья студентов из других курсов, и их стало 43, а ещё через день, когда Джонс обучил их, как вербовать новых членов, их стало более двухсот.
Уже через два дня дисциплина принесла свои плоды, у многих участников резко повысилась успеваемость и работоспособность. Правда, к удивлению Джонса, появились первые доносчики, сообщавшие учителю о случаях нарушения членами «Третьей Волны» учреждённых им правил.
Участники движения стали рисовать свои логотипы по всему городу. Те из студентов, кто не примкнул к движению, стали подвергаться дискриминации со стороны участников движения. Участники движения стали участвовать в личных «разборках» членов движения, начались стычки с местными байкерами-анархистами. Появились и противники движения, понимавшие, насколько далеко оно может зайти. Те, кто решил выйти из движения, считались предателями, а те, кто поднял свой голос против движения, — врагами.
Студенты сильно увлеклись экспериментом, их дисциплина и лояльность проекту были невероятны для раскрепощённых и свободолюбивых американцев. Рон Джонс сообщил, что «Третья Волна» является частью всемирного движения, что на завтра намечено объявить на всю страну о его существовании и принять участие в президентских выборах, чтобы достичь поставленных движением целей.
На следующий день Джонс решил сворачивать эксперимент, так как он начал выходить из-под контроля. На всеобщем собрании «Третьей Волны» вместо кандидата в президенты участники увидели пустой экран. После нескольких минут напряжённого ожидания Джонс объявил истинную цель эксперимента — исследование фашизма — и показал им фильм о Третьем Рейхе.
Тод Штрассер под псевдонимом Мортон Рю написал книгу «Волна», в которой описал эксперимент Джонса. В 1981 году по этой книге был снят одноимённый телефильм. Рон Джонс сам дополнил книгу своими материалами об эксперименте.
В 2008 году был снят новый фильм «Волна» Денниса Ганзеля, где действие перенесено в современную Германию. Я очень рекомендую всем посмотреть этот фильм! В нём показано во всех подробностях быстрое превращение свободных, задиристых, раскрепощённых немецких ребят в фашистов. Кстати, фильм кончается трагично, в отличие от реального эксперимента.
Реакция участников эксперимента и дискуссия о его результатах были представлены в документальном фильме 2010 года «План урока».
В продолжении статьи я расскажу о других экспериментах, проводившихся на эту тему, и обобщу их результаты в ответе на вопрос, поставленный в заголовке.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/42182/
Эксперимент «Третья Волна»
В данной статье рассматривается вопрос о том, почему во время Второй Мировой войны (1933-1945 гг.) народ Третьего Рейха, так фанатично поддерживал нацистский режим во главе с Гитлером.
Почему немцы лояльно относились к строительству концлагерей, массовым убийствам, антисемитизму, экспериментам над людьми и многим другим ужасающим вещам.
Парадокс тех страшных событий заключается как раз в том, что сами немцы не понимали, какие последствия имеет нацизм.
Однако после падения Третьего Рейха, народ Германии осознал свои чудовищные ошибки и испытал настоящий стыд за все то зло, которое они совершили. Чтобы понять поведение немцев, в 1967 г. в США был проведен необычный эксперимент, который получил название «Третья волна».
Идея эксперимента «Третья волна»
Этот уникальный эксперимент был проведен весной 1967 г. в обычный школе Пало-Альто, что в Калифорнии. Участниками эксперимента стали ученики 10 класса, то есть школьникам было приблизительно по 16 лет.
Инициатором самой идеи был простой школьный преподаватель по истории Рон Джонс. Ему хотелось понять причины человеконенавистнического поведения немцев в годы национал-социализма. Эксперимент должен был длиться одну неделю.
Рон Джонс
С первого же дня Рон Джонс поставил перед учениками жесткие правила, а сам стал главой неформальной молодежной группировки. Удивительно, но никто из учеников, в том числе и взрослые, не препятствовали ему в его действиях.
В силу некоторых причин, о которых мы скажем позже, эксперимент был прекращен на пятый день. Однако и этого хватило, чтобы педагог продемонстрировал ученикам то, насколько легко и просто они поддались его влиянию.
По его мнению, их беспрекословное подчинение ему в течение всех 5 дней совершенно ничем не отличалось от поведения немецких граждан в отношении их фюрера.
Как проводился эксперимент «Третья волна»
Все началось с того, что однажды Рону Джонсу, один из его учеников задал вопрос, посвященный Второй Мировой войне.
Школьник хотел понять, почему жители Германии делали вид будто ничего не происходит, хотя они прекрасно знали о концлагерях, пытках, издевательствах и многих других вещах.
В итоге преподаватель решил детально разобрать эту проблему, посвятив ей целую неделю.
Понедельник
В понедельник Рон объяснил своим ученикам «силу дисциплины». Затем он приказал им принять смирное положение, так как это способствует лучшему усвоению знаний. После этого он неоднократно заставлял их вставать и садиться в новом положении, а также выходить из класса, а затем сразу заходить обратно, но уже тихо и смирно.
Удивительно, но ученики с немалым удовольствием выполняли требования Рона. Когда Джонс стал заставлять старшеклассников давать четкие и лаконичные ответы на свои вопросы, он снова не увидел никакого сопротивления.
Мало того, даже самые пассивные и малозаметные ученики стали проявлять инициативу в этом плане. Так закончился первый день эксперимента.
Вторник
Во вторник ученики уже заходили в класс по новым правилам, в чем и проявлялось их так называемая «сила единства». По команде преподавателя все дружно скандировали лозунг: «Сила в единстве, сила в общности».
В эмоциональном плане у участников эксперимента наблюдалось воодушевление, особенно когда они стали замечать, как сплочена и сильна их группа.
После завершения уроков Рон Джонсон показал своим подопечным новое приветствие, которым они с этого момента должны были приветствовать друг друга. Для этого нужно было изогнуть правую руку и поднять ее к плечу.
Данный жест они назвали «Салютом Третьей Волны». Теперь все ученики приветствовали друг друга только таким образом.
Среда
В среду к школьникам добровольно присоединились еще 13 человек. Тогда Рон Джонс объявил о выдаче членских билетов.
На занятиях учитель рассказал о силе действия. То есть о том, что если соперничать индивидуально, то это часто может приводить к низкой продуктивности, но если заниматься работой всей группой, то качество обучения будет намного выше.
После этого он стал говорить о том, что молодым людям следует создать проект знамени «Третьей волны» и рассказать о нем другим ученикам. Еще школьники должны были назвать имя какого-нибудь другого учащегося, которого бы им хотелось видеть в своих рядах.
Рон приказал трем старшеклассникам докладывать ему о тех, кто будет нарушать устав «Третьей волны» или даже просто критиковать его. Удивительно, но на призыв откликнулось около 20 человек, которые добровольно «стучали» на своих приятелей.
Один из учеников, имеющий низкие способности к обучению, но крепкое телосложение, сказал своему лидеру о том, что с сегодняшнего дня он будет его телохранителем. В результате, этот школьник стал ходить за Джонсом по всей школе, куда бы тот ни пошел.
Казалось бы, эксперимент проходил вполне успешно. Но три ученицы-отличницы, знания которых оказались невостребованными в странном эксперименте, рассказали о «Третьей волне» своим родителям.
В итоге к Рону позвонил один раввин, которого в целом успокоил ответ относительно того, что школьники просто занимаются изучением немецкого типа личности. Раввин даже сказал, что постарается объяснить ситуацию родителям пожаловавшихся учениц.
Учителя невольно смущало то, что ему никто не оказывает никакого противодействия даже среди взрослых. К тому же сам директор школы при встрече с Джонсом стал приветствовать его «Салютом Третьей Волны».
Четверг
Когда в четверг утром Рон пришел на работу, он обнаружил возле класса отца одного из учеников. Тот был вне себя от ярости, когда узнал от сына о том, что за эксперимент затеял экстравагантный учитель. Как выяснилось позже, этот мужчина был во время Второй Мировой войны узником одного из немецких лагерей.
Дело принимало серьезный оборот, что не могло не беспокоить Джонса. Поэтому он решил, как можно быстрее закончить эксперимент. Для этого он пояснил ученикам силу гордости.
К этому дню в аудитории уже собиралось 80 школьников. Рон сказал им о том, что все они являются частью общенациональной молодежной программы, целью которой было проведение новых политических преобразований во имя народа.
Далее педагог отдал приказ 4 «конвоирам» выгнать из аудитории и отправить в библиотеку 3 учениц, которые критически относились к «Третьей волне», ведь их преданность важному для всех эксперименту была под большим сомнением.
После этого он рассказал школьникам о том, что в других регионах государства также существует множество подразделений «Третьей волны». Затем он добавил, что в пятницу по телевидению выступит лидер их общего движения и сделает важное заявление о баллотировании на пост президента США.
Пятница
В пятницу ровно в 12 часов дня в зале собралось около 200 школьников, среди которых были и представители других молодежных субкультур. Единомышленники Джонса бегали по коридорам и аудиториям, изображая из себя журналистов и репортеров.
Когда телевизор был включен на экране не оказалось никакого изображения, что привело учеников в недоумение. Наблюдая за волнениями, Рон Джонс объявил о том, что не существует никакого общественного движения, а сами они оказались жертвами манипуляции, лишившись собственного мнения:
«Вы думали, что вы – избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от собственных убеждений и принять волю группы… Но к чему вы шли? Давайте я покажу вам ваше будущее!».
С этими словами он включил фильм о нацистской Германии, лагерях смерти и судебных процессах.
Завершил он урок следующей мыслью:
«Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе «Третьей волны». Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко».
Учитель дал им понять, что точно так вели себя и немцы во время существования Третьего Рейха. Когда школьники осознали все сказанное Джонсом, они стали покидать зал в полной подавленности. Некоторые из учеников плакали.
Последствия эксперимента
О «Третьей волне» достаточно долго ничего не говорилось во многом из-за того, что ученики испытывали стыд из-за своих поступков в отношении друг к другу.
Интересен факт, что Рона Джонса через два года уволили с работы, отказавшись продлевать с ним трудовой контракт. Дело в том, что администрация школы не разделяла антивоенных взглядов своего коллеги.
В 70-х г. Рой Джонс подробно описал свой эксперимент в книге. В 1981 году появилась кинолента «Волна», а также был опубликован одноименный роман, в котором за основу были взяты реальные события эксперимента.
В 2008 году по мотивам этих событий, была снята кинокартина «Эксперимент 2: Волна». В 2011 году в Америке вышел документальный фильм «Lesson Plan», в котором интервью давали бывшие участники эксперимента «Третья волна».
Источник: http://ksovd.ru/articles/381-eksperiment-tretja-volna.html
Психологический эксперимент “Третья волна”
Психологический эксперимент “Третья волна”
Третья волна — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме.
Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния.
Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране.
Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.
В понедельник он объяснил студентам силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе.
Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания.
Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.
Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы.
В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны.
В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.
В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь больших успехов в обучении.
Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить двадцать детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту.
Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек.
Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям.
В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.
В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости.
80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна.
Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
В полдень пятницы 200 учеников набились в кабинет, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось.
Видя недоумение школьников, Джонс признался, что движения не существует, а ученики отказались от собственного мнения и легко поддались манипуляции. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы.
Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.
Эксперимент был спонтанным и долгое время оставался неизвестным широким массам, чему способствовал стыд его участников за свои действия. В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге. В 1981 году вышли роман и телефильм «Волна», основанные на эксперименте. В 2008 году вышел сильно драматизированный немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна».
Источник: http://secretworlds.ru/blog/psikhologicheskij_ehksperiment_tret_ja_volna/2014-05-07-678