Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
Галерею портретов Анны Ахматовой создал в начале 20-х годов выдающийся фотомастер М. Наппельбаум. Десятки ее фотоизображений сделали во второй половине 20-х годов писатель П. Лукницкий и искусствовед Н. Пунин.
Позже Ахматову не раз снимали фотокорреспонденты газет, ТАСС, АПН, ЮПИ, бесчисленные фотолюбители.
Многие художники, скульпторы и фотографы почитали за честь запечатлеть ее легендарный чеканный профиль, знаменитую челку и королевский стан.
Молодость Ахматовой пришлась на годы, когда к семейной и личной фотографии было особое, отличное от сегодняшнего, отношение: посещение фотоателье считалось событием и обычно приурочивалось к каким-то вехам семейной жизни, фотопортреты дарились близким людям, как правило, с дружескими или шутливыми надписями.
Анна Ахматова охотно следовала этой традиции. Десятки ее надписей на фотографиях довольно определенно свидетельствуют о ее привязанностях, о круге ее друзей, о характере взаимоотношений с ними.
СТУДИЙНЫЙ ПОРТРЕТ. РЕБЕНКОМ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ. 1894 г.
1904
1906
СТУДИЙНЫЙ ПОРТРЕТ. С ПОДРУГОЙ В ИТАЛИИ. 1912 г. П.
1913
г. СТУДИЙНЫЙ ПОРТРЕТ. С СЫНОМ. ЦАРСКОЕ СЕЛО. 1915 г.
1920-е годы
ЛУКНИЦКИЙ. А. АХМАТОВА и Н. ПУНИН. ВО ДВОРЕ ФОНТАННОГО ДОМА, 1920гг
1920-е г.
М.Наппельбаум. Анна Ахматова. 1921 г.
1921
1921 год
1930-е
1940
1940 г.
1940 год
1945
1946
1948
1960-е годы
1960-е, начало, А. Ахматова в квартире на улице Красной Конницы
1962 – А. Ахматова в Комарове с собакой Литжи
1962 Фото И. Бродского
1965
1965 г.
1966 год, 10 марта на смертном одре
Ю.Анненков. 1921-3
Ю.Анненков. 1921
Н.Я. Данько. 1920 г.
М.М. Синякова. 1920
Кругликова Е. С. АА 1916
Сморгон Л. Н. Портрет А. А. Ахматовой. 1964
Морев А. С. Анна Ахматова. 1965
В. П. Астапов АА. Бронза, 1964
Ардов Б. В. Портрет А. А. Ахматовой. Начало 1960-х
1960-е Портрет Анны Ахматовой.
А.А. Осьмеркин. 1939-1940
Н.И. Коган. 1930
К.C. Елисеев. 1928
Н.А. Тырса. 1927 -2
Скворикова Т. М. Двойной портрет Анна Ахматова и Николай Гумилев. 1926
Ахматова А. А. – Автопортрет 1926
Данько Н. Я., Данько Е. Я.Анна Ахматова. СтатуэткаАвтор модели – Данько Н. Я., роспись – Данько Е. Я.. 1924
Л.А. Бруни. 1922
Себербякова Портрет А.А.Ахматовой. 1922
Петров-Водкин Портрет А.А.Ахматовой. 1922
Ю.Анненков. 1921-3
Ю.Анненков. 1921
Н. И. Альтман – Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. 1914. Холст, масло
C.А. Сорин. 1914
О. Л. Делла-Вос-Кардовская – Портрет А.А. Ахматовой. 1914 Холст, масло. 85 x 82 см ГТГ
О. Л. Делла-Вос-Кардовская – Портрет А.А. Ахматовой. 1914 год, пастель
Источник: https://mon-sofia.livejournal.com/550875.html
Ахматова Анна Андреевна — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги
Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.
Литературное имя — Анна Ахматова
Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.
«Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».
Детство Анны Ахматовой прошло в Царском Селе. Как вспоминала поэтесса, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого, по-французски заговорила, слушая, как учитель занимался со старшими сестрами. Свое первое стихотворение юная поэтесса написала в 11 лет.
Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии «сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно». В 1905 году она была на домашнем обучении.
Семья жила в Евпатории — мать Анны Ахматовой рассталась с мужем и уехала к южному побережью лечить обострившийся у детей туберкулез.
В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве — там она окончила Фундуклеевскую гимназию, а затем записалась на юридическое отделение Высших женских курсов.
В Киеве Анна начала переписываться с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней еще в Царском Селе. В это время поэт находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус».
В 1907 году на страницах «Сириуса» вышло первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…».
В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались — под Киевом, в селе Никольская Слободка.
После возвращения в Петербург Ахматова поступила на Высшие историко-литературные курсы. В начале своего творчества она пошла путем акмеизма — представляла новое литературное течение, которое противостояло символизму XIX века.
Ахматова вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и другими поэтами провозглашала культ конкретности, материальность, «вещественность» литературных образов. В тот период она писала много стихов и быстро стала популярной в поэтических кругах.
Первую известность поэтессе принесло выступление в литературном кабаре «Бродячая собака».
«Такой судьбы не было еще ни у одного поколения»
В 1912 году вышел первый сборник стихотворений Ахматовой «Вечер» — литературная петербургская публика восприняла его с большим интересом. В этом же году поэтесса родила сына Льва Гумилева — будущего ученого.
Перед началом Первой мировой войны Ахматова опубликовала второй сборник стихотворений — «Четки». Ей казалось, что эта книга любовной лирики могла бы «потонуть» в мировых событиях того времени. Однако в течение следующего десятилетия сборник переиздавался восемь раз.
В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт, и Анна Ахматова проводила много времени в Слепневе — имении Гумилевых в Тверской губернии. Здесь она написала большую часть стихотворений, которые вошли в следующий сборник — «Белая стая», опубликованный в 1917 году.
«Белую стаю» открывало стихотворение «Думали: нищие мы…» 1915 года — тогда поэтесса заговорила о первых военных потерях:
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,А как стали одно за другим терять,Так сделался каждый деньПоминальным днем, —Начали песни слагатьО великой щедрости БожьейДа о нашем бывшем богатстве.
Поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко — востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту. В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли — поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору. Ахматова писала в дневнике: «Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно.
Ремизов, Цветаева и Ходасевич уехали за границу, там же были Шаляпин, Михаил Чехов и половина балета».
Год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского — «В лето господне 1921-го»).
После развода с Шилейко поэтесса впервые официально получила фамилию Ахматова — ранее в ее документах значились фамилии мужей. В 1922 году Ахматова стала женой искусствоведа Николая Пунина, однако их брак не был зарегистрирован.
С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В то время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством Пушкина.
Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием».
В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой — «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», — писала поэтесса в воспоминаниях.
Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент — там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте».
В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году.
«Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе… Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи — я никогда ничего не знала о прозе».
«Декадентка» и номинант на Нобелевскую премию
В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» — за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей — Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей.
«Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.
Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».
Лев Гумилев, который после отбытия наказания добровольцем пошел на фронт и дошел до Берлина, снова был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все его годы заключения Ахматова пыталась добиться освобождения сына, однако Льва Гумилева выпустили на свободу только в 1956 году.
В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя» написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней — она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала.
В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии.
Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы.
На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».
Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище.
«Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».
Источник: https://www.culture.ru/persons/8260/anna-akhmatova
Выставка «Четки». К 100-летию выхода второй книги стихов Анны Ахматовой
В Музее книги РГБ отмечают столетие со дня выхода второй книги стихов Анны Ахматовой «Четки». 1914 год — также год начала Первой мировой войны. Анна Андреевна ожидала, что книга затеряется на фоне громких событий начала века.
Однако многократно переиздававшаяся в ХХ веке она, как и прочие творения Ахматовой, продолжает жить до сих пор.
В Музее книги можно увидеть как уникальные первые издания сборника с автографами автора, так и последующие интересные переиздания, с редкими фотографиями и иллюстрациями.
«В марте 1914 года вышла вторая книга — “Четки”. Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начинал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным.
Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в ХХ, все стало иным, начиная с облика города. Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях.
Время распорядилось иначе», — так писала Анна Ахматова о своей второй книге стихов в автобиографическом очерке «Коротко о себе».
Книга, действительно, «не потонула» — более того, до 1923 года ее переиздавали девять раз. Она и вышла немалым для того времени тиражом — 1100 экземпляров. Корректуру осуществлял выдающийся поэт и переводчик Михаил Лозинский, создатель издательства «Гиперборей», где печатались произведения акмеистов, включая книги Ахматовой.
На выставке в РГБ можно увидеть книгу из самого первого тиража, с хорошо сохранившейся дарственной надписью Анны Андреевны: «Георгию Ивановичу Чулкову, первому приветствовавшему эту книгу, от его давнего друга Анны Ахматовой. Петербург, весна 1914 г.».
Георгий Иванович Чулков (1879—1939) — поэт, писатель, критик, который одним из первых высоко оценил стихи Ахматовой, еще в 1911 году причислив ее в одной из своих рецензий к наиболее интересным мастерам слова современности.
На «Четки» Чулков тоже откликнулся статьей «Письма со стороны», где противопоставил поэзию Ахматовой в целом и «Четки» в частности бессмысленному стихотворному потоку авторов, устремленных к чисто формальным достижениям.
В 1915 и 1916 годах книга снова переиздавалась в «Гиперборее», на выставке можно увидеть 2-е и 4-е ее издания.
Одно из них входило в собрание Анатолия Кузьмича Тарасенкова (1909—1956), советского литературоведа и библиофила, заместителя главных редакторов журналов «Знамя» и «Новый мир», собравшего огромную коллекцию прижизненных изданий русских поэтов первой половины ХХ века. Она составляла около 10 тысяч единиц, 7250 из которых были в 1973 году приобретены Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ).
«Четки» продолжили лирический сюжет первой книги Ахматовой «Вечер» и продемонстрировали, что развитие Ахматовой как поэта идет по пути углубления психологизма. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. После «Четок» к Ахматовой приходит слава.
Ее лирика оказалась близка не только «влюбленным гимназисткам», как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу: Марина Цветаева, Борис Пастернак.
Одобрительно отнеслись к Ахматовой Александр Блок и Валерий Брюсов.
В эти годы она становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений.
Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.
Ее портреты работы Кузьмы Петрова-Водкина, Натана Альтмана, Зинаиды Серебряковой, Юрия Анненкова, Николая Тырсы иллюстрируют на выставке переиздания «Четок», сделанные в последующие годы.
Неоднократно книга выходила в составе избранных стихотворений в «Советском писателе»: в военном 1943 году в Ташкенте, где Ахматова была в эвакуации, в 1940, 1965 и 1976 годах в Ленинграде.
На выставке представлены и более поздние издания: содержащие редкие фотографии «Стихотворения и поэмы» от Среднеуральского книжного издательства (Свердловск, 1987) и богато проиллюстрированная художником Николаем Вороновым книга, вышедшая в 1989 году в московском издательстве «Современник».
А продолжить знакомство с почерком Анны Андреевны можно и в отделе рукописей РГБ, где ее автографы можно найти в различных фондах: коллекции архивных документов, фонде издательства «Мусагет», фонде Георгия Ивановича Чулкова.
Источник: https://leninka-ru.livejournal.com/60784.html
10 мифов об Ахматовой
Правда об отношениях поэтессы с Николаем Гумилевым, Львом Гумилевым, Иосифом Сталиным — и многое другое
Подготовила Александра Чабан
Миф первый: Ахматова — потомок татарского хана
Стояние на реке Угре в 1480 году. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век © Wikimedia Commons
И не простого хана, а именно Ахмата — последнего хана Золотой Орды, потомка Чингисхана.
Этот популярный миф начал создаваться самой поэтессой еще в конце 1900-х годов, когда возникла необходимость в литературном псевдониме (настоящая фамилия Ахматовой — Горенко).
«И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы…» — вспоминала Лидия Чуковская ее слова. Однако подобный ход для эпохи Серебряного века был не так уж и безрассуден: время требовало от новых литераторов артистического поведения, ярких биографий и звучных имен.
В этом смысле имя Анна Ахматова прекрасно соответствовало всем критериям (поэтическим — оно создавало ритмический рисунок, двухстопный дактиль, и имело ассонанс на «а», и жизнетворческим — носило флер таинственности).
Что касается легенды о татарском хане, то она сформировалась позже. Реальная родословная не укладывалась в поэтическую легенду, поэтому Ахматова преобразовала ее. Здесь следует выделить биографический план и мифологический.
Биографический состоит в том, что Ахматовы действительно присутствовали в роду поэтессы: Прасковья Федосеевна Ахматова была прабабкой со стороны матери. В стихотворениях линия родства немного приближена (см.
начало «Сказки о черном кольце»: «Мне от бабушки-татарки / Были редкостью подарки; / И зачем я крещена, / Горько гневалась она»). Легендарный план связан с ордынскими князьями.
Как показал исследователь Вадим Черных, Прасковья Ахматова была не татарской княжной, а русской дворянкой («Ахматовы — старинный дворянский род, происходивший, по всей видимости, от служилых татар, но давным-давно обрусевший»). Никаких данных о происхождении рода Ахматовых от хана Ахмата или вообще от ханского рода Чингизидов не имеется.
Миф второй: Ахматова была признанной красавицей
Анна Ахматова. 1920-е годы © РГАЛИ
Многие мемуарные записи действительно содержат восхищенные отзывы о внешности молодой Ахматовой («Из поэтесс… ярче всего запомнилась Анна Ахматова.
Тоненькая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, закутанная в цветистую шаль, Ахматова походила на гитану… Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею», — вспоминала Ариадна Тыркова; «Она была очень красива, все на улице заглядывались на нее», — пишет Надежда Чулкова).
Тем не менее более близкие люди поэтессы оценивали ее как женщину не сказочно красивую, но выразительную, с запоминающимися чертами и особо притягательным шармом. «…Назвать нельзя ее красивой, / Но в ней все счастие мое», — писал об Ахматовой Гумилев. Критик Георгий Адамович вспоминал:
«Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой всюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание».
Сама Ахматова себя оценивала так: «Я всю жизнь могла выглядеть по желанию, от красавицы до урода».
Миф третий: Ахматова довела поклонника до самоубийства, что потом описала в стихах
Обычно это подтверждают цитатой из ахматовского стихотворения «Высокие своды костела…»: «Высокие своды костела / Синей, чем небесная твердь… / Прости меня, мальчик веселый, / Что я принесла тебе смерть…»
Всеволод Князев. 1900-е годы © poetrysilver.ru
Все это и правда, и неправда одновременно. Как показала исследователь Наталия Крайнева, у Ахматовой действительно был «свой» самоубийца — Михаил Линдеберг, покончивший с жизнью из-за несчастной любви к поэтессе 22 декабря 1911 года.
Но стихотворение «Высокие своды костела…» написано в 1913 году под впечатлением от самоубийства другого юноши, Всеволода Князева, несчастно влюбленного в подругу Ахматовой, танцовщицу Ольгу Глебову-Судейкину. Этот эпизод повторится и в других стихах, например в «Голосе памяти».
В «Поэме без героя» Ахматова сделает самоубийство Князева одним из ключевых эпизодов произведения.
Общность произошедших с подругами событий в историософской концепции Ахматовой могла впоследствии соединиться в одно воспоминание: недаром на полях автографа «балетного либретто» к «Поэме» появляется пометка с именем Линдеберга и датой его кончины.
Миф четвертый: Ахматову преследовала несчастная любовь
Подобный вывод напрашивается после прочтения почти любой книги стихов поэтессы.
Наряду с лирической героиней, оставляющей своих возлюбленных по собственной воле, в стихотворениях есть и лирическая маска женщины, страдающей от неразделенной любви («Меня покинул в новолунье…», «Дверь полуоткрыта…», «Сегодня мне письма не принесли…», «Вечером», цикл «Смятение» и т. д.
). Однако лирическая канва книг стихов далеко не всегда отражает биографию автора: возлюбленные поэтессы Борис Анреп, Артур Лурье, Николай Пунин, Владимир Гаршин и другие отвечали ей взаимностью.
Миф пятый: Гумилев — единственная любовь Ахматовой
Анна Ахматова и Николай Пунин во дворе Фонтанного дома. Фотография Павла Лукницкого. Ленинград, 1927 год © Тверская областная библиотека им. А. М. Горького
Брак Ахматовой с поэтом Николаем Гумилевым длился с 1910 по 1918 год.
С 1918-го по 1921-й она была замужем за ученым-ассириологом Владимиром Шилейко (официально они развелись в 1926 году), а с 1922 по 1938 год состояла в гражданском браке с искусствоведом Николаем Пуниным.
Третий, так и не оформленный официально брак вследствие специфики времени имел свою странность: после расставания супруги продолжали жить в одной коммунальной квартире (в разных комнатах) — и более того: даже после смерти Пунина, находясь в Ленинграде, Ахматова продолжала жить с его семьей.
Гумилев также повторно женился в 1918 году — на Анне Энгельгардт.
Но в 1950–60-е годы, когда «Реквием» постепенно доходил до читателей (в 1963 году поэма была опубликована в Мюнхене) и интерес к запрещенному в СССР Гумилеву стал пробуждаться, Ахматова взяла на себя «миссию» вдовы поэта (Энгельгардт к тому времени также уже не было в живых). Подобную роль выполняли Надежда Мандельштам, Елена Булгакова и другие жены ушедших литераторов, храня их архив и заботясь о посмертной памяти.
Миф шестой: Гумилев бил Ахматову
Николай Гумилев в Царском Селе. 1911 год © gumilev.ru
Такой вывод не раз делали не только позднейшие читатели, но и некоторые современники поэтов.
Неудивительно: почти в каждом третьем стихотворении поэтесса признавалась в жестокости мужа или возлюбленного: «…Мне муж — палач, а дом его — тюрьма», «Все равно, что ты наглый и злой…», «Углем наметил на левом боку / Место, куда стрелять, / Чтоб выпустить птицу — мою тоску / В пустынную ночь опять.
/ Милый! не дрогнет твоя рука. / И мне недолго терпеть…», «Муж хлестал меня узорчатым, / Вдвое сложенным ремнем» и так далее.
Поэтесса Ирина Одоевцева в мемуарах «На берегах Невы» вспоминает негодование Гумилева по этому поводу:
«Он [поэт Михаил Лозинский] рассказал мне, что его постоянно допытывают студисты, правда ли, что я из зависти мешал Ахматовой печататься… Лозинский, конечно, старался их разубедить. Наверно и вы, как они все, твердили: Ахматова — мученица, а Гумилев — изверг.
Господи, какой вздор! …Когда я понял, насколько она талантлива, я даже в ущерб себе самому постоянно выдвигал ее на первое место. Сколько лет прошло, а я и сейчас чувствую обиду и боль. До чего это несправедливо и подло! Да, конечно, были стихи, которые я не хотел, чтобы она печатала, и довольно много.
Хотя бы вот: Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложенным ремнем.
Ведь я, подумайте, из-за этих строк прослыл садистом.
Про меня пустили слух, что я, надев фрак (а у меня и фрака тогда еще не было) и цилиндр (цилиндр у меня, правда, был), хлещу узорчатым, вдвое сложенным ремнем не только свою жену — Ахматову, но и своих молодых поклонниц, предварительно раздев их догола».
Примечательно, что после развода с Гумилевым и после заключения брака с Шилейко «побои» не прекратились: «От любви твоей загадочной, / Как от боли, в крик кричу, / Стала желтой и припадочной, / Еле ноги волочу», «А в пещере у дракона / Нет пощады, нет закона. / И висит на стенке плеть, / Чтобы песен мне не петь» — и так далее.
Миф седьмой: Ахматова была принципиальной противницей эмиграции
Этот миф был создан самой поэтессой и активно поддерживается школьным каноном. Осенью 1917 года Гумилев рассматривал возможность переезда за рубеж для Ахматовой, о чем сообщал ей из Лондона. Уехать из Петрограда советовал и Борис Анреп. На эти предложения Ахматова ответила стихотворением, известным в школьной программе как «Мне голос был…».
Почитатели творчества Ахматовой знают, что этот текст является на самом деле второй частью стихотворения, менее однозначного по своему содержанию, — «Когда в тоске самоубийства…», где поэтесса рассказывает не только о своем принципиальном выборе, но и о тех ужасах, на фоне которых принимается решение.
Недавно найденные и опубликованные крупнейшим ахматоведом Романом Тименчиком два письма поэтессы заставляют подвергнуть этот миф серьезной корректировке.
«Думаю, могу не описывать, как мне мучительно хочется приехать к тебе. Прошу тебя — устрой это, докажи, что ты мне друг…
Я здорова, очень скучаю в деревне и с ужасом думаю о зиме в Бежецке.
Как странно мне вспоминать, что зимой 1907 года ты в каждом письме звал меня в Париж, а теперь я совсем не знаю, хочешь ли ты меня видеть. Но всегда помни, что я тебя крепко помню, очень люблю и что без тебя мне всегда как-то невесело.
Я с тоской смотрю на то, что сейчас творится в России, тяжко карает Господь нашу страну».
Анна Ахматова — Николаю Гумилеву. 15 августа 1917 года
Соответственно, осеннее письмо Гумилева является не предложением к отъезду за рубеж, а отчетом по ее просьбе.
После порыва к отъезду Ахматова достаточно скоро решилась остаться и уже не изменила своего мнения, что прослеживается и в других ее стихотворениях (например, «Ты — отступник: за остров зеленый…», «Высокомерьем дух твой помрачен…»), и в рассказах современников.
По воспоминаниям, в 1922 году у Ахматовой вновь появляется возможность уехать из страны: Артур Лурье, обосновавшись в Париже, настойчиво зовет ее туда, но она отказывает (на руках у нее, по свидетельству конфидента Ахматовой Павла Лукницкого, было 17 писем с этой просьбой).
Миф восьмой: Сталин завидовал Ахматовой
Ахматова на литературном вечере.
1946 год © РГАЛИ
Сама поэтесса и многие ее современники посчитали появление постановления ЦК 1946 года «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», где шельмовались Ахматова и Зощенко, следствием события, произошедшего на одном литературном вечере.
«„Это я зарабатываю постановление“, — говорила Ахматова о фотографии, сделанной на одном из вечеров, проходивших в Москве весной 1946 года. По слухам, Сталин был разгневан пылким приемом, который оказывали Ахматовой слушатели.
Согласно одной из версий, Сталин спросил после какого-то вечера: „Кто организовал вставание?“», — вспоминает Ника Глен. Лидия Чуковская дополняет: «Ахматова полагала, что… Сталин приревновал ее к овациям… Аплодисменты стоя причитались, по убеждению Сталина, ему одному — и вдруг толпа устроила овацию какой-то поэтессе».
Как подмечает Александр Жолковский, для всех воспоминаний, связанных с этим сюжетом, характерны типичные оговорки («по слухам», «полагала» и так далее), что является вероятным признаком домысла.
Реакция Сталина, как и «цитатная» фраза о «вставании», не имеют документальных подтверждений или опровержений, поэтому этот эпизод стоит рассматривать не как абсолютную истину, а как одну из популярных, вероятных, но до конца не подтвержденных версий.
Миф девятый: Ахматова не любила своего сына
Анна Ахматова и Лев Гумилев. 1926 год © Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева
И это не так. В непростой истории взаимоотношений Ахматовой со Львом Гумилевым много нюансов.
В ранней лирике поэтесса создавала образ нерадивой матери («…Я дурная мать», «…Отыми и ребенка, и друга…», «Для чего же, бросив друга / И кудрявого ребенка…»), в чем была доля биографизма: детство и юность Лев Гумилев провел не с родителями, а с бабушкой, Анной Гумилевой, мать и отец лишь иногда приезжали к ним. Но в конце 1920-х годов Лев перебрался в Фонтанный дом, в семью Ахматовой и Пунина.
Серьезная размолвка произошла после возвращения в 1956 году Льва Гумилева из лагеря. Он не мог простить матери, как ему казалось, ее легкомысленного поведения в 1946 году (см. миф восьмой) и некоторого поэтического эгоизма.
Однако именно ради него Ахматова не только «стояла триста часов» в тюремных очередях с передачей и просила каждого более или менее влиятельного знакомого помочь с освобождением сына из лагеря, но и пошла на шаг, противоречащий любому эгоизму: переступив через свои убеждения, ради свободы сына Ахматова написала и опубликовала цикл «Слава миру!», где прославляла советский строй Когда в 1958 году вышла первая после значительного перерыва книга Ахматовой, в авторских экземплярах она заклеивала страницы со стихотворениями из этого цикла..
В последние годы Ахматова не раз говорила близким о желании восстановить прежние отношения с сыном. Эмма Герштейн пишет:
«…она мне сказала: „Я бы хотела помириться с Левой“. Я ответила, что и он, вероятно, этого хочет, но боится чрезмерного волнения и для нее, и для себя при объяснении. „Да не надо объясняться, — живо возразила Анна Андреевна. — Пришел бы и сказал: ‚Мама, пришей мне пуговицу‘“».
Вероятно, переживания от размолвки с сыном во многом ускорили смерть поэтессы. В последние дни ее жизни возле больничной палаты Ахматовой развернулось театральное действо: близкие решали, пускать или не пускать Льва Николаевича к матери, не приблизит ли их встреча кончину поэтессы. Ахматова умерла, так и не помирившись с сыном.
Миф десятый: Ахматова — поэт, ее нельзя называть поэтессой
Часто обсуждения творчества Ахматовой или иных аспектов ее биографии заканчиваются жаркими терминологическими спорами — «поэт» или «поэтесса». Спорящие небезосновательно ссылаются на мнение самой Ахматовой, подчеркнуто называвшей себя поэтом (что зафиксировали многие мемуаристы), и призывают продолжать именно эту традицию.
Однако стоит помнить о контексте употребления этих слов век назад. Поэзия, написанная женщинами, только начинала появляться в России, и к ней редко относились всерьез (см. характерные названия рецензий на книги женщин-поэтов начала 1910-х годов: «Женское рукоделие», «Любовь и сомнение»).
Поэтому многие женщины-литераторы или выбирали себе мужские псевдонимы (Сергей Гедройц Псевдоним Веры Гедройц., Антон Крайний Псевдоним, под которым Зинаида Гиппиус печатала критические статьи., Андрей Полянин Имя, взятое Софией Парнок для публикации критики.), или писали от лица мужчины (Зинаида Гиппиус, Поликсена Соловьева).
Творчество Ахматовой (и во многом Цветаевой) полностью изменило отношение к поэзии, создаваемой женщинами, как к «неполноценному» направлению. Еще в 1914 году в рецензии на «Четки» Гумилев делает символический жест.
Назвав несколько раз Ахматову поэтессой, в конце отзыва он дает ей имя поэта: «Та связь с миром, о которой я говорил выше и которая является уделом каждого подлинного поэта, Ахматовой почти достигнута».
В современной ситуации, когда достоинства поэзии, созданной женщинами, уже не нужно никому доказывать, в литературоведении принято называть Ахматову поэтессой, в соответствии с общепринятыми нормами русского языка.
Источник: https://arzamas.academy/materials/988
Анна Андреевна Ахматова – факты из жизни – Русская поэтесса
Анна Ахматова
Сегодня на этой странице, вы можете прочитать много интересных фактов о поэтессе, которая была одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.
Дата и место рождения – 23 июня 1889 г., Одесса, Херсонская губерния, Российская империя.
Дата и место смерти -5 марта 1966 г. (76 лет), Домодедово, РСФСР, СССР.
Настоящая фамилия Горенко.
Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним).
Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой.
Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной.
Господь немилостив
Господь немилостив к жнецам и садоводам.
Звеня, косые падают дожди
И, прежде небо отражавшим, водам
Пестрят широкие плащи.
В подводном царстве и луга и нивы,
А струи вольные поют, поют,
На взбухших ветках лопаются сливы,
И травы легшие гниют.
И сквозь густую водяную сетку
Я вижу милое твое лицо,
Притихший парк, китайскую беседку
И дома круглое крыльцо.
Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет.
Она была третьей из шести детей.
Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты.
Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски.
В послереволюционные года Анна Андреевна Ахматова работала в библиотеке.
Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет.
В 1890 году семья переехала сначала в Павловск, а затем в Царское Село, где в 1899 году Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии.
Вечерняя комната
Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе.
Жужжит пчела на белой хризантеме,
Так душно пахнет старое саше.
И комната, где окна слишком узки,
Хранит любовь и помнит старину,
А над кроватью надпись по-французски
Гласит: “Seigneur, ayez pitie de nous»*.
Ты сказки давней горестных заметок,
Душа моя, не тронь и не ищи…
Смотрю, блестящих севрских статуэток
Померкли глянцевитые плащи.
Последний луч, и желтый и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин,
И как во сне я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин.
Училась сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений.
Начиная с 1935 года стихотворения данной поэтессы не печатались и длилось это очень долго.
В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию.
Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году.
Ахматова любила анализировать творчество Шекспира и Пушкина.
Творчество Ахматовой смогло закрепиться в сердцах читателей как явление 20-го века.
Когда Анна Ахматова попала второй раз в Париж, у нее закрутился роман с Амадео Модильяни.
В 1908-10 годах училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
Папа Анны Андреевны не мог оценить ее творения, потому что ему такое увлечение девочки никогда не нравилось.
В начало 1910-х гг. посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге.
Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Николая Гумилева.
У мужа Анны Андреевны Ахматовой был роман на стороне.
В 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. В медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж. Вторично побывала там весной 1911. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев.
В 1912 году вышел первый сборник стихов Анны Ахматовой.
БЕССОННИЦА
Где-то кошки жалобно мяукают,
Звук шагов я издали ловлю…
Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю.
Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?
Окна тканью белою завешены,
Полумрак струится голубой…
Или дальней вестью мы утешены?
Отчего мне так легко с тобой?
В 1918, разведясь с Гумилевым, Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
В процессе собственной жизни Анна Ахматова вела дневник.
Причиной развода Анны и Николая была якобы новая влюбленность Ахматовой, которой же в действительности не было. Анна Андреевна была преданна своему супругу.
В Санкт-Петербурге есть памятники поэтессы.
С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям.
В Калининграде назвали улицу в честь Анны Ахматовой.
Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике.
Анна Андреевна Ахматова старалась писать только в классической стилистике.
1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.
Даже в Куале-Лумпуре праздновали 120-летний юбилей поэтессы.
В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет.
В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения.
По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над “Поэмой без героя” (1940-65) барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.
После того, как Анна Андреевна Ахматова умерла, ее сын понял все страдания собственной мамы и построил ей памятник.
Когда человек умирает
Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой.
Я заметила это, вернувшись
С похорон одного поэта.
И с тех пор проверяла часто,
И моя догадка подтвердилась.
В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики.
Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Отрыки из дневника Анны Ахматовой опубликовали в 1973 году.
На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).
Любовь покоряет обманно
Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.
И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.
Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась.
Анна Андреевна Ахматова работала и в доме Чичерина.
Краткой биографией Ахматовой считается жизнь в стихах.
Источник-интернет
Анна Андреевна Ахматова – факты из жизни – Русская поэтесса обновлено: Декабрь 15, 2017 автором: interesno-vse.ru
Источник: https://interesno-vse.ru/?p=21504
Самые интересные факты из жизни Анны Ахматовой
История жизни одной из талантливейших поэтесс 20 века Анны Ахматовой полна ярких и трагических событий. Признанная уже в молодые годы классиком русской поэзии, она за свою творческую жизнь испытала не только славу, но и замалчивание, травлю и жесточайшую цензуру со стороны советских властей.
Ахматова пережила обе мировые войны, во время которых ощущала огромный творческий и патриотический подъем, создавая настоящие поэтические шедевры. Однако многие ее стихотворения не были изданы ни при жизни, ни спустя десятилетия после смерти. Личная жизнь поэтессы, несмотря на поклонение и любовь знаменитых мужчин также полна драматизма.
Знаковые факты из жизни и творческой биографии помогают лучше понять ее поэзию, к которой не угасает интерес у современного читателя.
Интересные факты из дореволюционного периода жизни и творчества
Анна Ахматова (по отцу Горенко) родилась 23 июня 1889 года в пригороде Одессы в семье потомственного дворянина, флотского инженера-механика Горенко.
Когда Анне было 1 год, семья переехала жить в Царское село под Петербургом.
Услышав, как старших детей учительница обучала французскому языку, в пятилетнем возрасте научилась говорить по-французски и освоила светские манеры. В 1900 году она поступила в Царскосельскую женскую гимназию, где проучилась 5 лет.
На торжественном вечере гимназии в 1903 году Анна знакомится с поэтом Николаем Гумилевым, который влюбляется в очаровательную хрупкую девушку и посвящает ей свои стихи.
Сочинять стихи Анна Горенко начала в 11 лет, а впервые они были опубликованы в парижском журнале, издателем которого был Гумилев, когда юной поэтессе исполнилось 18 лет. Отец Анны не одобрял поэтические занятия дочери и запрещал ей подписывать стихи настоящей фамилией.
С тех пор она стала подписываться девичьей фамилией своей прабабушки – Ахматова. По семейным преданиям эта фамилия происходила от ее дальнего предка – татарского хана Ахмата.
В 1906 году, спустя год после развода родителей, Анна уезжает в Киев, где в течение 4-х лет получает разностороннее образование. Первые два года учится в престижной гимназии, а последующие два – на Высших женских курсах. По окончании курсов она переезжает в Петербург, где посещает женские историко-литературные курсы.
В Петербурге Ахматова снова встречается с Гумилевым, и влюбленный поэт настойчиво предлагает ей выйти за него замуж. После череды отказов он добивается согласия весной 1910 года. Молодожены проводят медовый месяц в Париже. Второй раз супружеская чета посещает Париж в 1911 году, где Анна знакомится со знаменитым художником Модильяни, который делает несколько набросков ее портрета карандашом.
1912 год знаменуется для Ахматовой путешествием по Италии, рождением сына Льва, созданием «Цеха поэтов», секретарем которого она становится и выходом в свет первого сборника стихов. Слава о талантливой поэтессе быстро распространяется по столице.
Она выступает перед многочисленной аудиторией, ее портреты пишут именитые художники, а поэты посвящают стихи.
К 1914 году с мужем возникают натянутые отношения.
Анна увлекается поэтом и критиком Николаем Недоброво, затем у нее возникают интимная привязанность к композитору Лурье. Брак с Гумилевым оказывается на грани распада.
В начале Первой мировой войны Гумилев отправляется добровольцем на фронт.
Там он участвует в боевых действиях до января 1917 года. Ахматова заболевает туберкулезом, долго лечится и на это время ограничивает публичную жизнь.
Жизнь после революции
- В 1918 году Гумилев возвращается из-за границы в Петербург и супруги оформляют развод, после которого Ахматова сочетается браком с ученым востоковедом и поэтом Владимиром Шилейко. Этот брак продлился всего 4 года, а затем был расторгнут по инициативе мужа, собиравшегося жениться на новой возлюбленной. После развода Анна впервые получила официально фамилию Ахматова. До этого она носила фамилии мужей.
- В 1921 году тяжело пережив расстрел Гумилева, она на несколько лет отдалилась от литературного общества и творчества.
- В 1922 году поэтесса снова выходит замуж за искусствоведа Николая Пунина, снова начинает писать стихи и выступать перед публикой. В 1924 году были изданы её новые стихи, а после этого последовал негласный запрет на публикации ее поэзии.
- Началом репрессий против близких людей ознаменовался 1935 год. Ее сын Лев и третий супруг Николай Пунин подверглись аресту, однако после письма Ахматовой к Сталину были освобождены. Через три года оба близких ей человека были снова арестованы и заключены в сталинские застенки.
- Сын Ахматовой провел в исправительно-трудовых лагерях с 1938 по 1944 год. В конце 1944 года он добровольцем пошел на фронт и встретил День Победы в Берлине.
- В 1939 году снимают запрет на ее поэзию и принимают в Союз писателей СССР.
- Начало войны Ахматова встретила в Ленинграде и написала несколько патриотических стихотворений, посвященных защите Отечества. Еще до начала блокады по настоянию врачей и распоряжению властей Анна была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь и далее в Ташкент, где она провела два с половиной года. Там был издан новый сборник стихов. Возвратилась из эвакуации в Ленинград Ахматова в мае 1944 года.
Послевоенные годы
Источник: https://vivareit.ru/samye-interesnye-fakty-iz-zhizni-anny-axmatovoj/
Ахматова Анна Андреевна (1889-1966) – поэт
Фото П. Лукницкого
Под псевдонимом “Анна Ахматова” вошла в литературу Анна Андреевна Горенко, ставшая одним из великих русских поэтов ХХ века. Родилась она 23.06. 1889 года в Одессе на Большом Фонтане.
Псевдонимом взяла фамилию своей бабушки, так как отец, публиковавший статьи, был недоволен полным совпадением подписи – А. А. Г.
Отец Анны Ахматовой Андрей Антонович Горенко был инженером торгового флота, капитаном 2-го ранга в отставке.
29 декабря 1889 года Анна Андреевна была крещена в Одессе в кафедральном Преображенском соборе на Соборной площади. Крестные – кандидат естественных наук С.Г. Романенко и дочь дворянина М.Ф. Вальцер.
В нашем городе Анна Ахматова прожила чуть больше года, до августа 1890, но в родной город приезжала трижды – в 1904, 1906, 1909 годах. Именно в Одессе в 1904 году она написала первые стихи, в свои 15 лет влюбившись в одесского писателя Александра Митрофановича Федорова.
Жила Ахматова в Люстдорфе у сестры отца Аспазии Антоновны Горенко. Далекие родичи Андрея Антоновича Горенко и до сих пор проживают в Люстдорфе.
Силуэт А. Ахматовой работы Е. Кругликовой
Все приезды Анны Ахматовой в Одессу были для нее полны значимых событий. 1904 год – первая влюбленность и первые стихи, 1909 – после многочисленных отказов она, наконец, согласилась стать женой поэта Николая Гумилева, замужем за которым была с 1910 по 1918 год.
Фото М. Наппельбаума. 1922 г.
Первая публикация стихов Ахматовой – в 1907 году в журнале “Сириус”, который издавали в Париже Николай Гумилев и одессит Мстислав Фармаковский. В 1910 году вместе с Н. Гумилевым, О. Мандельштамом, В. Нарбутом, М.
Зенкевичем Ахматова основала группу “Цех поэтов”, положившую начало литературному течению акмеизм. Первый сборник стихов Анны Ахматовой “Вечер” (1912) принес ей признание, следующий – “Четки” (1913) – выдержал 13 переизданий, в том числе и “пиратское” в 1918 году в Одессе.
В Одессе же вышел сборник “Стихи 1918”, где под одной обложкой опубликованы А. Блок, И. Бунин, А. Ахматова и А. Федоров.
Признание Анны Ахматовой читателями и писателями не избавили ее от постоянного преследования большевиками. После 1922 года в течение 15 лет не публиковались ни новые, ни старые ее стихи.
Лишь в 1940 году был издан сборник “Из шести книг”. А в 1946 году после доклада А. Жданова Анна Ахматова и Михаил Зощенко стали жертвами, как писал А. Твардовский, “крайне несправедливых и грубых нападок”.
И Анна Ахматова, и Михаил Зощенко были исключены из Союза писателей СССР.
Возвращение Ахматовой в литературу произошло только после ХХ съезда КПСС. И все же на родине и “Поэма без героя”, и “Реквием” полностью были опубликованы только после смерти поэта.
Анне Ахматовой дважды разрешили выехать за рубеж – при получении премии Этна-Таормина в Италии (1964) и звания почетного доктора университета Оксфорда (1965).
Умерла Анна Андреевна Ахматова 5 марта 1966 г. в подмосковной больнице.
В Одессе у входа в аллею, по которой можно было пройти к дому, где родилась Анна Ахматова, близ 11-й станции Б. Фонтана установлена мемориальная доска с барельефом поэта работы скульптора Т.
Судьиной, там же улица Украинская переименована в улицу Анны Ахматовой. В нашем городе в том же юбилейном 1989 году вышла книга “Венок Ахматовой”, где собрано около 100 стихотворений разных поэтов, в том числе и одесских – Ю. Михайлика, И.
Рейдермана, И. Неверова, посвященных Анне Ахматовой.
Евгений Голубовский, журналист
2 сентября 2014 года, к 220-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд была открыта новая звезда – в честь Анны Андреевны Ахматовой.
Источник: http://odessa-memory.info/index.php?id=105