Как шахматы влияют на развитие личности

Что развивают шахматы? Полный список

Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов».

Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности.

Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, заставляя использовать серое вещество на максимум. Рассмотрим пользу от игры в шахматы детальнее.

Особенности игры

Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром, работающим по строгим законам.

Однако преимущество игры заключается в том, что данные законы в большинстве случаев можно нарушать (речь идет не о правилах шахмат), в результате чего нарушитель получает победу.

Феномен шахмат заключается в развитии нестандартного мышления.

Рассмотрим ситуацию: в ходе игры участник намеренно жертвует одной, двумя и даже тремя фигурами. Стратегия игрока хорошо скрыта, а бдительность противника усыплена.

Обратите внимание

В один момент ситуация на шахматной доске резко меняется и первый игрок наносит матовую атаку. Всего несколько ходов способны разительно изменить положение дел, сокрушив противника.

В этом и заключается очарование и высшая логика игры.

Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий.

Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния.

Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.

Что развивают шахматы:

  • Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
  • Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
  • Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
  • Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
  • Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
  • Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
  • Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
  • Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
  • Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.

Игра в шахматы – как правильная модель восприятия мира

Ключевым преимуществом шахмат является то, что игра обучает игрока думать на перспективу и использовать необходимые для достижения цели ресурсы максимальным образом.

Сегодня игра в шахматы – это своего рода бизнес-модель мира, где мы учимся выигрывать, принимать поражение или соглашаться на временный компромисс.

Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности.

Важно

Не важно, играет взрослый или ребенок, в процессе умственных баталий вырабатывается привычка размышлять подобным образом всегда. Иными словами просчитывать свои ходы в жизни, смотреть дальше линии сегодняшнего дня.

Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Предусматривать возможные затраты и «жертвы».

Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.

Дополнительные преимущества:

  • улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком;
  • развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
  • нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда, сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации;
  • защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

После рассмотренных особенностей игры можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

Источник: http://levico.ru/shaxmaty-chem-polezna-igra-i-chto-ona-razvivaet/

В чем выражается влияние шахмат на развитие ребенка?

Доброго времени суток, дорогой друг!

Привычка –  вторая натура, извиняюсь за избитую фразу. То, чем мы занимаемся – во многом формирует нашу личность. Давайте обсудим влияние шахмат на развитие ребенка с этой точки зрения.

Бытует мнение, что шахматы развивают память. Это действительно так. Однако далеко не самое главное, и развитие памяти – только малая толика целого спектра полезных качеств и навыков, которые дарит древняя игра.

О том, как шахматы влияют на развитие мышления, мы говорили в этой статье. Коротко повторю:

Обобщение

Приобщившись к шахматам, ребенок быстро поймет, что победа не приходит сама по себе. Партию надо выигрывать, а для этого необходимо думать и принимать решения.

Ребенок неосознанно начинает постигать логику и сравнительный анализ, обобщает информацию и старается выделить главное.

Концентрация внимания

В жизни важно концентрироваться на главном, отделяя его от второстепенного. И держать это главное в поле зрения.

Исследования (Н.Греков) показали, что рассеянность резко снижается, после того, как дети приобщаются к шахматам.

Дисциплина мышления

Время – один из важнейших факторов реальности. Управление временем – необходимый навык.

Шахматисту важно распределять отведенное время на обдумывание  так, чтобы не угодить в цейтнот. Пренебрежение временем, нерациональное его использование приводит к печальным последствиям.

Интуиция

В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную.

В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции. Однако в основе интуиции лежит опыт и знания. Привычка доверять интуиции – это тоже навык. И шахматы эту привычку развивают.

Это тренажер для творческих изысканий, творческая лаборатория. Кстати, не забудем, что любые занятия, тренировки, тем более ребенка, — лучше проводить под руководством специалиста.

Далеко ходить не надо. Школа обучения шахматам «Шахматы с Жориком» буквально в одном клике от вас.

Окружение

Очевидно, что для развитии важное значение имеет окружение. Общее дело сближает людей, как ничто другое. Как известно:

Друзья не растут в огороде

Скажу за себя: друзья детства — шахматисты были для меня лучшими друзьями. Мы друзья и по сей день, хотя судьбы разбросала нас по разным работам и даже городам. Но у нас особая связь. Мы «свои» и всегда поможем друг другу, как никому другому.

И еще одно: шахматы могут стать «пропуском в построении карьеры на работе. Лично у меня пару раз было именно так. О чем я рассказывал  здесь.

Жизненно-важные навыки

Шахматы воспитывают и формируют важные в жизни навыки:

Самостоятельность

За доской шахматист наедине как с возможностями, так и с угрозами. Помочь некому. Результат игры – плод исключительно собственных решений.

Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений, да еще с учетом противодействия партнера.

Ответственность

Самостоятельность создает ответственность. Привычка искать и принимать собственные решения и отвечать за них  делает человека надежным и ответственным.

Эмоциональный интеллект

Способность понимать свои эмоции и эмоции других людей. И управлять ими.

Шахматист во время игры наблюдает за партнеров автоматически. Кто больше, кто меньше. Кто сверлит партнера уничтожающим взглядом, кто бросает взгляд украдкой.

Он пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. И это тоже ценный для жизни навык.

Спортивные качества

Ласкер писал:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Партия иногда переходят в довольно жесткое противоборство двух людей, желающих выиграть. Но невозможно выиграть обоим. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или ничья. Так устроена игра.

Зависть, подозрительность, чрезмерная агрессивность, могут появляться в спорте как и в жизни. И в шахматах такое случается.

В нужное русло

Важно, чтобы увлечение спортом и шахматами в том числе развивало важные и полезные качества, а не те, о которых мы сказали абзацем выше.

Известно, что в восточных единоборствах вначале разьясняют нечто вроде «морального кодекса» спортсмена. Это задача наставника, тренера.

В шахматах также есть правила «джентльменского поведения» и честной игры. Важно, чтобы ребенок услышал их из уст родителя или опытного наставника.

Совет

Тем более, что невозможно играть в одиночку. Да и обучаться также желательно в сообществе «себе подобных» В секции, кружке. Или дистанционно. Онлайн Школа «Шахматы с Жориком» предоставляет все возможности обучения, включая членство в сообществе шахматистов.

Обучайте ребенка шахматам. Занятия окупается сторицей, «игра мудрецов» щедро отплатит за любовь и преданность.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!

Источник: https://chessmatenok.ru/vliyanie-shahmat-na-razvitie-rebenka/

Влияние шахмат на развитие ребенка

И.А. Галкина (к.пс.н.)

«Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» – говорил Б. Франклин. Этой увлекательной игрой с древнейшей историей увлекаются миллионы человек во всех уголках земли.

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте – в 4-6 лет. Ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе и способствует гармоничному развитию ребенка.

Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба.

Выводы, сделанные учеными и педагогами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют о том, что обучение игре в шахматы является одной из новых весьма перспективных форм всестороннего развития и воспитания детей.

Читайте также:  Вера баханкова - биография, личная жизнь, фото

Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего, шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист в процессе игры.

Развитие внимания и усидчивости

Во время занятий шахматами вырабатывается усидчивость, поскольку внимание концентрируется на одном процессе. Исследования показали, что рассеянность детей резко снижается, после того, как они приобщаются к шахматам. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть даже пять минут на одном месте – они становятся спокойнее и уравновешеннее.

Развитие памяти

Шахматы очень помогают в развитии разных видов памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память, содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени.

Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания – все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти.

Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает другой ход.

Формирование характера и воли

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития – как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе.

Обратите внимание

При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Конечная цель любой шахматной партии – победа, поэтому волевые усилия по преодолению сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собраться в критической ситуации и продолжить сражение – все это и есть воспитание характера и силы воли.

Развитие целеустремленности

Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника.

В свою очередь, глобальная стратегия делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи.

Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств.

И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее.

У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Эмоциональный интеллект

Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.

Интуиция

В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную.

В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции, которая, в частности, опирается на прежний опыт и знания.

Умение прислушиваться к внутреннему голосу нередко помогает людям избежать ошибок во многих сложных жизненных и профессиональных ситуациях.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса – вполне обычное явление для большинства людей. Справиться с этим явлением помогают шахматы. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления.

Регулярные шахматные баталии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

Развитие творческих способностей и возможностей

Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются практически в каждой партии. Разбор и анализ партий сильных мастеров помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.

Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения.

Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой – и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике.

Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, – вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент – пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.

Развитие способности к обучению

Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в книжке.

Следует все это проанализировать, разобрать варианты – как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению.

Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой.

Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в область детского образования и воспитания.

Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.

В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» организованы специальные занятия для детей, желающих приобщится к увлекательному миру шахмат. Занятия ведут опытные профессионалы – педагоги-шахматисты, имеющие спортивные разряды и обладающие специальными знаниями для обучения детей игре в шахматы.

Важно

Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, записывайтесь на занятия в наш развивающий центр прямо сейчас, чтобы выбрать удобное время занятий и совместить их с другими необходимыми для успешного и всестороннего развития ребенка программами!

Обучайте ребенка шахматам – «игра мудрецов» щедро вознаградит вас за правильный выбор и за преданность этому увлекательному и полезному виду спорта.

Источник: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/stati/256-vliyanie-shakhmat-na-razvitie-rebenka

Что развивают шахматы?

09-07-2015

Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов.

И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт.

Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Логика

Шахматы – логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Анализ и планирование

Одна из главных составляющих шахмат – анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

Память

Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память – и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память.

Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре.

Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

Концентрация и внимание

Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты.

Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать.

Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

Выработка воли и характера

Конечная цель любой шахматной партии – победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны.

Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение – все это и есть воспитание характера и силы воли.

Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером.

Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично – наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

Развитие целеустремленности

Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности.

Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи.

Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Развитие способности к обучению

Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру.

И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты – как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками.

Читайте также:  Звезды об изучении английского языка

Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто.

Совет

В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу.

Тем более что шахматист большую часть времени познает законы древней игры в гордом одиночестве (шахматные тренеры обычно задают общее направление), а такая система вырабатывает самодисциплину и ответственность. Поэтому после окончания «шахматных университетов» вам, без сомнения, будет по плечу одолеть любой другой учебный курс.

Развитие творческих возможностей

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, – вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент – пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного.

Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто. Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного.

Знакомая картина? Это так и называют – муки творчества. Но неожиданно, как озарение, вспышка – ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях сплошь и рядом.

Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса – вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления.

Хотите вы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают у вас умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки.

Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.

Продолжение читайте в статье

Что еще развивают шахматы? Способы игры для прокачки мозга.

О том, как мыслить системно читайте в статье

«Своя креативная система и системный подход»

Но шахматы малоподвижная игра. Не забывайте, что мозгу полезны телодвижения в любом виде

Книга «Как разогнать мозг»

Источник: https://kreamozg.ru/articles/chto-razvivayut-shahmatyi.html

Влияние шахмат на развитие детей

Лекция на тему:

«Влияние шахмат на развитие детей, в том числе одаренных».

1. Вступление

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Решая вопросы модернизации отечественного образования, надо думать, как наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, которые в ещё большей степени будут способствовать развитию умственного потенциала наших детей, их способности мыслить и действовать. А способность мыслить и действовать – это основа компетентностно–ориентированного подхода в образовании. Эту задачу может решить шахматное обучение.

2. Влияние шахмат на развитие ребенка

Что наша жизнь? Игра! Ребенок растет и развивается, играя. Есть игры для детей, есть для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только шахматы являются универсальной развивающей игрой.

Обратите внимание

Научно доказано: если ребенок рано приобщен к загадочному миру шахмат, он лучше успевает в школе, быстрее выполняет домашние задания. К тому же игра в шахматы выполняет несколько функций.

Развивающая функция шахмат:

Хорошо развивают логическое мышление, расширяют кругозор, помогают самостоятельно думать, сравнивать, обобщать явления, анализировать, ориентироваться на плоскости, что важно для школы.

Воспитательная функция шахмат:

Вырабатывают усидчивость, силу воли, внимание, целеустремленность, собранность. Дети, обучающиеся шахматам, учатся самостоятельно принимать решения, правильно воспринимать критику, достигать поставленных целей.

Физическая функция шахмат:

Побуждают заниматься физкультурой, чтобы хватало выносливости долгое время проводить за шахматной доской.

Коррекционная:

Гиперактивным детям помогают быть уравновешеннее, спокойнее, контролировать эмоции, сосредотачиваться на определенном виде деятельности. Чем раньше ребенок начнет играть в шахматы, тем легче ему будет адаптироваться в школе.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа, в том числе с ограниченными возможностями.

Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным, доброжелательным.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, а это обогащает детскую фантазию.

Важно

А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие!

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе и к последующей жизни.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, логика, терпение, целеустремленность.

Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения учебного материала и по другим предметам в школе. В этом актуальность и важность для всего общества развития популярности шахмат.

Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс – процесс действий в уме, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.

В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-10 лет, и шахматы в начальной школе являются идеальной моделью для успешного развития этих способностей.

Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.

Мнительность, нерешительность, ослабленная память ослабляют сердце человека. Одно из условий продления долгой и здоровой жизни – душевное спокойствие.

Еще Библия учит, что душевное и физическое состояние взаимосвязаны.

Ревность, гнев, озабоченность, раздражительность вредят сердцу человека.

Совет

А шахматная игра способна выработать в человеке сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут препятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.

На благополучное развитие ребенка влияет его духовный мир, нормы поведения, нормы жизни, а также мотивация на сохранение и укрепления здоровья.

Нельзя однозначно сказать, что игра в шахматы способна прямо повлиять на мотивацию ребенка к ведению здорового образа жизни, но качества, которые формируются в процессе обучения и игры в шахматы, подведут ребенка к осознанию ценности саморазвития и смогут побудить его к самосовершенствованию, определению путей решения поставленной перед собой проблемы.

Так как здоровье ребенка это не только медицинское понятие, но и социальное, формирование таких привычек оказалось бы очень ценным качеством характера для современной молодежи.

Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком к агрессии – внутренней или внешней.

Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.

) могут спровоцировать замкнутость, возникновение эмоциональной и социальной изоляции.

Государство затрачивает деньги, разрабатывает программы, ведется социальная поддержка, которая зачастую заключается в материальном обеспечении, социальная работа заключается в предоставлении «рыбы», а нужна “удочка” и этой “удочкой” могли бы послужить шахматы, ведь игра в шахматы предоставляет возможность ребенку осознания своего “я”, эмоционально обогащает, корректирует стиль поведения в обществе, прививает навыки совместной работы, выбора стратегии преодоления трудностей.

Шахматы способствуют развитию и силы воли. А воля – это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.

Обратите внимание

С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию а, следовательно, и к самовоспитанию.

Самоконтроль, как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество, не бывает врожденным, его нужно развивать. И в этом опять помогают шахматы.

Шахматы это игра, которая обеспечивает человеческий мозг практически полным потоком ощущений.

Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека.

Ведь недаром старая педагогическая мысль гласит: “ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев”.

Работая с шахматным материалом (фигурами), ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника.

Развивается объемное видение.

А самое главное, что дают шахматы, – это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Ребенок, вкусивший радость творческого процесса, испытавший восторг победы, не пойдет курить и пить, ему это будет уже не нужно.

3. Работа с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Наблюдения о том, что умственные возможности людей разные, старо как мир. Люди древности понимали, сколь существенна разница между гением и простым смертным человеком. Также давно замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Важно

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем.

Кого же считать одаренным шахматными способностями? Можно выделить несколько особенностей характерных для детей шахматно одаренных:

• Высокая любознательность и исследовательская активность, умение задавать вопросы;

• Способность быстрее, чем сверстники, схватывать смысл, принципы, понятия;

• Высокий для их возраста уровень игры;

• Быстрый рост мастерства;

• Способность рассуждать, выдвигать объяснения, анализировать шахматную партию, опираясь на речь.

Последний пункт, на мой взгляд, очень показателен: талантливого шахматиста сразу видно по тому, как он анализирует сыгранную партию, буквально сыплет вариантами и идеями, теми мыслями, которые были во время игры или появляются в анализе.

Дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают гораздо более развернуто строить свои рассуждения (и не только на шахматные темы).

Это тесно переплетается и с выводом, который делает Эльконин в книге «Психология игры»: «Игра является такой деятельностью, которая помогает формировать предпосылки к переходу умственных действий на более высокий уровень – умственные действия с опорой на речь».

Исследования психологов и педагогов показали, что основными элементами, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функций знакомого объекта, его структуры; умение находить оригинальный способ решения при известных способах игры и т.д. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показывают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высокой квалификации. Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме.

Одарённость – дело штучное, это всегда индивидуальность. При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встаёт проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию?

Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение и усидчивость. Необходима полная загрузка такого ребёнка, его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Существуют разные стратегии занятий с одарёнными детьми. К ним относятся ускорение и углубление.

Совет

Для одарённых детей необходимо разрабатывать индивидуальные программы, создавать непринужденную, «домашнюю» атмосферу во время занятий.

Педагог должен уважать личность ребенка, способствовать формированию положительной самооценки ребёнка.

На начальном этапе обучения – установка на успех, никаких поражений! Учитель (тренер) должен поощрять и стимулировать творчество и работу воображения воспитанника, его постоянное стремление к самосовершенствованию.

Соблюсти принцип дифференциации при работе с одаренными детьми и учесть их индивидуальность могут помочь информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Компьютеризация процесса обучения шахматной игре увеличивает эффективность интеллектуального развития обучаемых за счет ряда преимуществ компьютера:

– индивидуальный, дифференцированный подход к скорости восприятия информации каждым учеником;

– повышение мотивации обучения;

– наглядность обучения;

– большая экономия времени (быстрота ответа компьютера);

– повышение эффективности процесса обучения;

– создание установки на успех (проигравших нет!);

– создание информационно-аналитической базы каждого ученика.

Кроме того, нужна постоянная прямая и обратная связь с родителями воспитанников для своевременной и эффективной коррекции обучения, развития и воспитания детей.

Работа с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Обоюдный процесс. Он требует от взрослых личностного и профессионального роста, обновляемых знаний в области психологии одарённых детей.

П.А. Назаров – педагог дополнительного образования по шахматам

МКУ ДО ДЮЦ «Ровесник» г. Вятские Поляны Кировской области.

Источник: https://infourok.ru/vliyanie-shahmat-na-razvitie-detey-2034318.html

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Владимиров И.С. 11МОУ “Гимназия №6” г.Воркуты
Дубовая А.Ю. 11МОУ “Гимназия №6” г.Воркуты

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

1. Введение

На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера.

Маршал И.С. Конев

Когда мне было пять лет, я очень любил наблюдать, как по вечерам папа и мама играют в шахматы. Они и меня учили понемногу. Игра в шахматы меня сразу очень увлекла. До школы я просто играл для развлечения, всегда было желание – победить папу или мама. А папа часто говорил: «Учись играть в шахматы, будет легче учиться в школе!»

Родители записали меня в шахматную секцию. Потом я пошел в школу и продолжал посещать секцию, да еще привлек своего младшего брата (он научился играть в шахматы уже в 4 года!). И вот только в школе я задумался над папиными словами: действительно ли игра в шахматы поможет лучше учиться?

Я считаю этот вопрос очень актуальным. Почему бы не повысить успеваемость в школе за счет игры в шахматы. Тем более что и в нашей гимназии, и в других школах Воркуты есть шахматные кружки. Мне стало интересно узнать, какое же влияние оказывают шахматы на развитие детей? Способствуют ли они успешному обучению в школе?

Так появилась тема для моей исследовательской работы: «Шахматы. Влияние на успеваемость школьника». Конечно, самому разобраться в этих вопросах мне было бы не под силу, поэтому я обратился за помощью к маме Ольге Михайловне и к моему классному руководителю Анастасии Юрьевне.

Обратите внимание

Мы выдвинули гипотезу: игра в шахматы развивает память, внимание, логическое мышление, а значит может помочь школьнику лучше учиться.

Цель работы: найти доказательство того, что шахматы положительно влияют на развитие ребенка и на его успеваемость в школе.

Задачи:

Изучить различные источники информации по теме исследования, чтобы узнать какие способности и умения развивает игра в шахматы.

Провести социологический опрос среди учащихся и учителей гимназии.

Проанализировать и систематизировать полученные данные.

Сделать выводы, определить взаимосвязь умения играть в шахматы и успеваемости школьников.

Для решения поставленных задач я использовал следующие методы:

– подбор и анализ литературы по данной теме,

– опрос,

– анкетирование,

– интервью,

-наблюдение,

– анализ и обобщение полученных данных

Практическая значимость исследовательской работы: теоретический материал работы и полученные в результате исследования данные социологических исследований смогут раскрыть возможности шахмат, разбудят у ребят осознанное желание научиться играть в шахматы. Надеюсь, что моя исследовательская работа внесет свой (пусть и небольшой) вклад в развитие и популяризацию этого интеллектуального вида спорта.

Городской шахматный турнир, апрель 2018г.

II. Основная часть.

1. Понятие и виды шахмат.

 Шахматы – игра белыми и черными фигурами и пешками на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух партнеров стремится объявить мат королю соперника. Шахматы – это маленькое сражение, в котором два королевства – белое и чёрное добиваются победы.

Само название игры означает «Смерть короля» [5]. В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными.

Существует также практика сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими противниками, с каждым на отдельной доске.

Игра подчиняется определённым правилам; в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ, которые регламентируют не только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков. Игра по переписке, по телефону, в Интернете имеют особые правила [7].

Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски. В различные эпохи мастера искусства использовали всю свою фантазию для того, чтобы изготовить самые красивые шахматы.

С момента начала их истории для изготовления использовались такие материалы как, моржовая и слоновая кость, керамика и дерево, сталь и бронза, золото и серебро, янтарь и перламутр, стекло и фосфор [3].

Важно

Кстати, я тоже попробовал изготовить свои шахматы, ведь интересно попробовать сделать то, что уже около двух тысяч лет занимает людей. Материал, который я выбрал, был самым простым – пластилин. (Приложение1).

Шахматы рассматривают как спорт, науку и искусство. Спорт, потому что здесь есть борьба. Борьба психологическая, борьба планов, борьба быстроты. Наука – потому что в шахматах есть теория, и изучение этой теории требует научного подхода.

Систематизация, анализ, оценка всё это характерные черты для науки. А искусством считают, потому что сама шахматная партия есть продукт творчества двух шахматистов. Создаются красивые многоходовые комбинации или сложная позиционная борьба, после которой одна из сторон берёт верх.

Такие партии доставляют человеку немало удовольствия [1].

2. Об истории шахмат.

Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена – в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III-IV тысячелетиях до н.э.

Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об их происхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Отсутствие фактических данных и археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез, таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне.

Археологические раскопки показывают, что в шахматы играли во многих древнерусских городах, где обнаружены шахматные фигуры, относящиеся к XI-XIII векам. Зачастую древнерусские шахматы находят не только при раскопках княжеского или боярского двора, но и в домах купцов и ремесленников – то есть шахматы не были игрой узкого слоя элиты [5].

Надо сказать, что шахматы были популярны в России вплоть до правления Петра I. После смерти Петра для русских шахмат наступил период упадка, продолжавшийся до конца XVIII века, когда началось их обновление и возрождение (Приложение 2).

20 июля человечество отмечает Международный день шахмат. Россия является ведущий шахматной мировой державой: наша страна дала миру самое большое количество чемпионов мира.

3. Влияние игры в шахматы на развитие человека.

Совет

Читая книги о шахматах, статьи в интернете, я убедился в том, что все авторы сходятся в мнении о том, что обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли, а значит имеют прямое влияние на способности к обучению в школе [1,4].

На официальном сайте Российской Шахматной Федерации [8] я встретил интересную статью. В ней рассказывалось о различных исследованиях, проведенных в разное время и в разных странах.

Цель этих исследований была одна: определить развитию каких умственных процессов и качеств личности способствуют регулярные занятия шахматами. Описание некоторых исследований представлены в приложении к моей работе (Приложение 3).

Проанализировав материалы статьи, я составил рейтинг «Влияние шахмат на развитие человека» и оформил его в виде таблицы.

Таблица 1. Влияние шахмат на развитие человека.

№ в рейтинге

Умственные процессы и качества личности

1

Улучшает память

2

Совершенствует навыки решения проблем

3

Улучшает концентрацию внимания

4

Улучшают технику чтения

5

Учит планированию и предусмотрительности

Вывод: игра вшахматы способствует развивают важных общеучебных умений, которые являются залогом успешного обучения в школе. А еще меня очень удивило то, что шахматы улучшают технику чтения!

4. Практическая часть.

Познакомившись с мнением ученых, известных шахматистов, тренеров по шахматам и просто увлеченных шахматами людей о влиянии шахмат на развитие детей и их способностей к обучению, я решил попробовать найти свои доказательства и подтверждения полученным данным или опровергнуть их.

Исследование №1: Опрос учащихся 3в класса

Я провел опрос среди учеников нашего класса.

Цель опроса: определить количество шахматистов в классе.

Ребятам были предложены всего три вопроса. Я планировал выяснить кто из ребят давно и серьезно занимается шахматами, кто хотел бы больше узнать об этой игре и научиться в нее играть, а кого игра в шахматы не интересует. Эта информация нужна была мне для проведения дальнейших исследований

Вывод представлен на диаграмме 1.

Диаграмма 1 «Знакомы ли вы с шахматами?»

Исследование №2: Наблюдение за одноклассниками

Чтобы провести это исследование, я обратился за советом к классному руководителю Анастасии Юрьевне. Мы обсудили, на какие особенности в поведении одноклассников на перемене и во время уроков мне стоит обратить внимание.

Вместе мы составили карту наблюдений (Приложение 4). Затем Анастасия Юрьевна получила согласие всех родителей, на проведение наблюдения.

Я рассказал одноклассникам, что хочу провести исследование, и все рады были мне помочь.

В исследовании участвовал весь наш класс. Ребята не знали в какие дни и на каких уроках я проводил свои наблюдения. Это было важно! Ведь все должны были вести себя как обычно. Скажу честно, мне было трудно все замечать, поэтому часто я обращался за помощью к учителям.

Учащихся нашего класса мы разделили на три группы:

1. Учащиеся, серьезно занимающиеся шахматами: занимаются в Шахматном клубе. Опыт игры в шахматы более двух лет, ежедневно играют в шахматы, регулярно участвуют в турнирах – 3 человека.

Обратите внимание

2. Учащиеся, которые начали посещать гимназический кружок: опыт игры в шахматы менее одного года, играют 1-2 раза в неделю.

3. Учащиеся, не играющие в шахматы.

Цель наблюдения: попробовать выявить связь между занятиями шахматами и успехами в школе, интересу к учению. Результаты наблюдений представлены в приложении (Приложение 5).

Вывод:Мои наблюдения показали, что большинство учащихся нашего класса (группа 1, группа 2 и большая часть группы 3) любят узнавать новое, хорошо учатся, умеют с пользой отдыхать, у них разные увлечения и среди этих увлечений важное место занимают шахматы. Мои наблюдения совпали с данными литературных и интернет- источников [1,10].

Исследование №3: Анкетирование учащихся 2-4 классов.

Вместе с мамой Ольгой Михайловной мы разработали анкету.

Цель анкеты: узнать мнение учащихся о том, развитию каких способностей помогают шахматы, влияют ли занятия шахматами на успеваемость в школе.

Анкета состоит из двух частей (Приложение 6). В анкетировании приняли участие 65 учащихся 2-4 классов МОУ «Гимназия №6».

По результатам обработки данных первой части анкеты я сделал вывод, который меня очень удивил. Дело в том, что 62% респондентов ответили, что умеют играть в шахматы. 35% опрошенных посещают занятия в клубе или гимназическом кружке, а еще 20% хотели бы начать там заниматься.

Но при этом, только 38% учащихся считают, что игра в шахматы помогает в учебе. Остальные затруднились с ответом или не согласились с этим утверждением. Значит, ребята недостаточно знают об этой полезной игре.

Необходимо вести серьезную просветительскую работу, чтобы привлечь к занятиям шахматами больше детей, а главное, чтобы они понимали, зачем человек играет в шахматы, какую пользу ему принесут эти занятия!

Проанализировав результаты второй части анкетирования, мы составили таблицу ранжирования ответов (Приложение 7). А обобщенные результаты для наглядности представили в диаграмме 2.

Диаграмма 2. «Играем в шахматы и развиваем…»

Мне интересно было сравнить результаты опубликованных исследований (см. таблицу 1) с результатами, которые получились у меня (Приложение 7)

Выводы:

Источник: https://school-science.ru/6/8/36810

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector