Развитие ребенка 6-7 лет. Развитие детей в шесть-семь лет | Не для галочки, а для друзей
На носу первое сентября. А все ли мы, родители, сделали для того, чтобы подготовить ребенка к успешному запуску во взрослую жизнь? Тем, кто сделал не все, придется исправлять упущенное уже в ходе учебы. У тех же родителей, чьи дети пойдут в школу через год, еще есть возможность избежать возможных проблем.
Не палочки, а пазлы.
Чаще всего родители завтрашних школьников не имеют четкой программы подготовки их детей к школе. Нет, все, конечно, понимают: для того чтобы ребенок хорошо усваивал грядущий школьный материал, до школы его надо много чему научить.
И бедные дети с четырех-пяти лет под контролем родителей пишут палочки, учат числовые ряды, заучивают длинные стихотворения… Но помогает ли это им?
По мнению Марьяны Безруких, доктора биологических наук, директора Института возрастной физиологии РАО, “самый главный показатель готовности к школе, и это подтверждают наши физиологические исследования, и многолетний опыт анализа причин возникновения проблем в школе – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию”.
Важнейшее условие будущей успешной работы над школьными заданиями – умение ребенка планировать свою работу. И прежде чем сажать сына за тетрадку писать палочки, попросите его … собрать пазл. И посмотрите, как он это сделает: просто так берет детальки мозаики или кладет перед собой рисунок, отбирает нужные цвета, а потом лишь берется за дело?
А умеет ли сын исправлять то, что он делает неправильно? Если, выполнив задание кое-как, он уходит к другим делам (то есть результат его не интересует!) – значит, не умеет. А умеет ли он попросить помощь, сказать “я не понял”,или бросает несделанное лишь потому, что не знает, как сделать?
Если вы видите беспомощность и отсутствие интереса к достижению ребенком цели – с ним нужно работать. Для этого есть специальные методики, но, используя их, ставьте, пожалуйста, во главу угла свою любовь к малышу, а не желание сделать его “не хуже других”. Организуйте все так, чтобы ребенок, учась, не страдал, а, наоборот, получал от узнавания новое удовольствие, чтоб ему это было интересно. Важнее этой задачи на подходе к школе нет ничего.
Тесты – готовность к школе
Уроки чтения
Ни в коем случае нельзя в детстве – до первого класса, по крайней мере – делать интеллектуальную деятельность только предметом долга.
…Буквы он у вас уже знает давно, слова на бумаге по буквам разбирает, но вы замечаете ,что очень часто, выхватывая первые буквы, он дальше называет слово наобум, причем даже не глядя уже в книжку, не ухватывая смысла слова.
Или очень бойко произносит все слова, а о чем говорится в прочитанном тексте, не знает. Форма у него опережает содержание – значит вы в какой-то момент стали требовать от него лишь умения читать, не дожидаясь, пока это станет для него внутренней потребностью.
Теперь эту потребность у него придется воспитывать.
Берите для чтения только книжки яркие, с крупными буквами, где много картинок и, самое главное, яркий сюжет. Забудьте о том, чтобы заставлять или даже уговаривать ребенка, не говоря уже о том, чтобы насильно сажать его за книгу.
Придумывайте ходы, включайте фантазию, делайте, что хотите, но ребенок должен захотеть читать сам! Радуйтесь каждому прочитанному слову, не акцентируйтесь на ошибках, постарайтесь их поправлять незаметно, а то и вовсе не поправляйте. Ему должно нравиться то, что он делает, – тогда все пойдет само.
То же касается и счета и всего остального.
Ну подумайте, в чем смысл заучивания ребенком названий отдельных месяцев или дней недели, если он не знает, какое сейчас время года? И почему он, глядя в стену, “отбарабанил” до ста, но не сможет сосчитать четырех воробьев, прыгающих по песочнице? Да потому, что учил все это лишь ради того, чтобы заслужить вашу похвалу! “Слепое” представление о счете не поможет ему в будущем разбираться в школьных задачах, где требуется зримо представлять себе путь из пункта А в пункт Б.
Конечно, хорошо, что к школе ребенок умеет читать. Но он должен также уметь сравнивать, делать из увиденного выводы и обобщения. сосредотачиваться в будущем на словах стоящего у доски учителя ему поможет умение внимательно слушать книгу или ваш рассказ. Способность без волнения отвечать урок, умение последовательно излагать свои мысли воспитывается в ваших спокойных и равноправных диалогах, обсуждениях фильма или чего-то необычного, увиденного на улице. Приучайте его анализировать пережитое, учите связной речи, закрепляйте в его словаре новые слова. Все это придаст ему в школе дополнительную уверенность.
Интересное дошколятам
Школа для родителей
Но раньше самих детей к школе должны быть готовы их папы и мамы.
Для этого им нужно сделать главное усилие – отпустить ребенка от себя. Начните уже избавляться от страха за него, пусть любовь к младенцу станет уже любовью, воспитывающей взрослого человека, любовью-доверием.
Он растет, от этого никуда не деться и уже должен учиться принимать на себя ответственность, для начала хотя бы за себя самого. Вы должны быть уверены в нем, в его силах на 200 процентов – тогда эта уверенность появится и у него, и он ни секунды не будет сомневаться, что у него все получится.
А что касается практических рекомендаций, то начните с того, чтобы перестать навязывать ребенку свое общество. В школе через год начнется время его самостоятельности, он должен уметь занимать себя сам. Так, идя, к примеру, в магазин, не тащите его с собой “по умолчанию”.
Для начала спросите: “Ты пойдешь со мной?” Пусть примет решение, а вы будьте готовы это решение уважать или спокойно объяснить, почему вам важно его присутствие. Перестаньте бояться оставлять его одного дома.
В школе-то он будет без вас! Для начала оставляйте на полчаса, потом на час и больше – естественно, объяснив правила безопасности (не подходить к двери, не включать газ и т.д.).
Все это мелочи, но из них складывается социальная смелость маленького человека, выстраивается его самостоятельность.
Кстати
Больше внимания к собственному поведению, уважаемые родители! Ребенок смотрит на вас и берет от вас буквально все. Так, воспитывая у сына то же умение слушать, стоит сначала самим этому обучиться и хотя бы в присутствии ребенка стараться выслушивать друг друга и адекватно выстраивать свои диалоги. И, не заставляя его быть дятлом, пытаться безуспешно пробить “стену” ваших важных разговоров каким-нибудь своим простейшим вопросом. Ответьте уже ему, и это поможет завтрашнему школьнику свыкнуться с мыслью, что, если он говорит, его обязательно выслушают.
Вниманию родителей!
Ваш ребенок умеет читать, но для него это пока не является жизненной потребностью. Вот несколько рекомендаций, которые помогут ему понять, что чтение – это очень интересно.
Метод Кассиля
Для ребенка, который читает достаточно свободно, но читать не любит. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом, родитель читает его, вдруг останавливаясь на самом интересном месте.
А потом у отца вдруг уже нет времени! Ребенок берется за книгу в надежде, что все-таки кто-то сжалится и дочитает ему.
Ребенка хвалят за желание читать и читают с ним вместе – строчку ты, две строчки я… И “техническое” чтение постепенно переходит в содержательное.
Метод Искры Даунис
Ребенок находит под подушкой письмо Карлсона, где тот всего в двух строчках предлагает ему дружбу, а подарок для него – там-то. Подарок находится.
Потом еще письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что Карлсон хотел оставить ему билеты в цирк, но он дергал кошку за хвост, и потому цирк откладывается. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.
Навык становится содержательным, у ребенка с чтением связываются удовольствия и радости.
Источник: https://klub-drug.ru/doshkolniki/razvitie-rebenka-6-7-let.html
Развитие детей в возрасте 6 лет. Что должен уметь делать ребенок в шесть лет? | Развитие ребенка
Перед школой шестилетний ребёнок должен обладать определённым перечнем навыков. Какие же способности и умения необходимы ребёнку в 6 лет для полноценного развития? Наличие определённых знаний помогает детям быстрее адаптироваться к школьной жизни, а умение применять их на практике будет способствовать комфортному общению со сверстниками.
Формирование личности у ребёнка в 6 лет
К шести годам жизни ребёнок уже не малыш, но ещё и не взрослый. Переломный момент, который возникает после детского сада перед школой, нередко беспокоит родителей.
Их волнует вопрос о том, что уже должен уметь их ребёнок.
К 6 годам ребёнок должен иметь представление о себе и своей семье.
Знать свое имя, отчество и фамилию, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии, домашний адрес.
В этом возрасте детей приучают к самообслуживанию.
Тревоги родителей по поводу того, как же ребёнок оденется, откроет и закроет входную дверь, дойдёт до школы и обратно, как сам разогреет обед, способны навредить формированию его самостоятельности.
Ребёнок в 6 лет должен быть социально-адаптированным к подобным вещам. Не нужно бояться его самостоятельности и препятствовать её развитию и появлению.
Шестилетки охотно помогают родителям, чувствуя тем самым свою значимость. Важно проявлять благодарность и разрешать ребёнку участвовать в домашних делах. Если малыш что-то делает не так — не ругайте, а деликатно поправьте.
Помните, мама и папа для малыша являются авторитетами. Он всё повторяет и старается сделать как лучше, даже если не всегда и получается. Можно попросить ребёнка вынести мусор, пропылесосить, помыть посуду, вытереть пыль, полить цветы, сходить за хлебом.
Все эти поручения малыш выполнит с радостью и особой гордостью.
Физиологическое развитие ребенка в 6 лет
- Рост в пределах 110-121 см;
- Вес в пределах 18-23 кг;
- Наличие 20 зубов (молочных);
- Размер одежды — 30; обуви — от 28 до 30.
6-летний ребёнок должен уметь:
- Сохранять равновесие при ходьбе по бревнам;
- Спускаться и подниматься по лестницам;
- Пару раз подтянуться на турнике;
- Играть в мяч руками и ногами;
- Прыгать через скакалку, перепрыгивать через препятствия;
- Правильно держать ручку, карандаш, фломастер;
- Вырезать ножницами фигуры из бумаги;
- Обладать навыками пластилиновой лепки и соленого теста;
- Рисовать линии, волны и раскрашивать рисунки.
В этом возрасте важно развивать мелкую моторику. Такие упражнения, как выкладывание мозаики, собирание мелких предметов при помощи пинцета, вдевание нитки в иголку и т.д., помогут воспитать усидчивость и способность сосредотачиваться.
По мнению психологов, шестилетние дети правильно развиваются в интеллектуальном плане, если имеют одного-двух друзей, не комплексуют в кругу незнакомых людей, не стесняются отвечать на вопросы посторонних. Стоит обратить внимание на то, сможет ли ребёнок скопировать мимику лица, найти отличия в предметах, правильно назвать цвет, форму, величину предмета.
Помимо этого, к 6 годам дети должны уметь сосредотачиваться минимум на 15 минут, запоминать короткие стихи, песни, складывать картинки из паззлов. Езда на велосипеде, самокате также способствует развитию ребёнка.
Стоит отметить, что все дети разные и развиваются индивидуально. Важно научить ребёнка элементарным вещам и действиям, которые помогут ему адаптироваться к занятиям в школе.
Простые правила культурного общения, опрятный вид, усидчивость во время уроков, уважение и почтение ко взрослым людям, помогут ребёнку чувствовать себя комфортно в социальной среде. Наши дети — отражение нас самих.
Поэтому, что мы вложим в них до школы, с тем и столкнёмся в период взросления. Любите своих детей, обнимайте, поддерживайте и понимайте.
Внимание!
Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-v-vozraste-6-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-shest-let
Ребенок в 6 лет: что должен знать и уметь, подготовка к школе
Содержание статьи: Шесть лет — время интенсивного роста, социализации, быстрого интеллектуального развития. Это самый ответственный период перед школой.
Очередной возрастной кризис становления личности еще не наступил, ребенок послушен, гибок в общении, обучаем, что очень важно. Сейчас именно от родителей зависит, с каким уровнем знаний, умений и навыков пойдет в школу их ребенок.
А этот уровень подготовки помогут определить существующие нормы развития ребенка в 6 лет.
Физическое развитие ребенка в 6 лет
В связи с активизацией эндокринной системы происходит быстрый рост ребенка. За год он вырастает примерно на 10 см. Еще в это время меняются пропорции тела, основной рост приходится на конечности, туловище увеличивается по сравнению с периодом новорожденности в 2 раза.
К этому возрасту заканчивается становление сводов стоп и физиологических изгибов позвоночника. Мамы и папы обязаны учитывать, что скелет их дошкольника складывается из хрящевой ткани, и поэтому нужно до максимума снизить риск возникновения сколиоза.
Здесь необходимо продумать все до мелочей: портфель, обувь, место, где ребенок будет заниматься и т. д. К 6 годам совершенствуется координация, ребенок способен бегать равномерно и быстро, его походка становится более уверенной.
Он уже вполне прилично обладает навыками метания, легко удерживает равновесие и может выполнять сложные физические упражнения. Но мышечная система пока еще легко утомляема, поэтому для развития выносливости нужно нагрузки дозировать, не допускать большого перенапряжения.
Рост и вес
На данные параметры в шестилетнем возрасте влияют следующие факторы: • генетика; • степень физической активности ребенка; • питание; • окружающая среда; • заболевания.
Параметры роста и веса для шестилеток:
Все показатели таблицы являются нормой. При отклонениях, вызывающих беспокойство, которые не вяжутся ни с генетикой, ни с питанием, ни с другими факторами, необходимо обратиться к специалисту.
Психическое развитие детей в возрасте 6 лет
Развитие в данной сфере переходит на совершенно новый уровень. Теперь ребенок знаком с понятием воли — он поступает большей частью так как надо, а не так как хочется, ему отлично знакомы правила и нормы, уменьшилась импульсивность.
Еще вчерашний малыш сегодня научился контролировать эмоции, сдерживать агрессию и отстаивать свое мнение. Его поведение очень отличатся от того, каким было совсем недавно. Теперь он может адаптироваться к любой обстановке, а главная задача родителей помочь ему в этом и позаботиться о получении знаний основ безопасности.
Нужно научить ребенка: • обращаться с электроприборами, бытовой техникой;
• основам пожарной безопасности;
• пользоваться острыми кухонными предметами; • правильному поведению с незнакомыми людьми и в компании одногодок.
Шестилетним детям необходимо как воздух общение со сверстниками, как раз в этом возрасте появляются друзья, и ребенок начинает отдаляться от мамы и папы. Это время еще считается периодом социализации. Именно сейчас формируется понятие взаимоотношений.
Ребенок в этом возрасте уже вряд ли растеряется в кругу незнакомых людей, он запросто может с кем-либо познакомиться. Шестилетка уже умеет чувствовать настроение и близкого, и постороннего, способен проявлять сочувствие, оказывать (причем с удовольствием) посильную помощь.
Мышление и умственное развитие шестилетнего ребенка
В мышлении дошкольника преобладают нестандартность, живость и образность.
В возрасте 6 лет ребенок способен (конечно, некоторые способности зависят от того насколько хорошо с ребенком занимались, но кое-что он может узнать и самостоятельно): • хорошо ориентироваться на местности и, вообще, в пространстве, даже в незнакомом месте;
• быстро приспосабливаться к условиям окружающей среды.
А также он уже обладает начальными географическими знаниями (знает, в какой стране живет, может назвать столицу своей родины, наименование других государств, народов и т. д.), понимает и определяет время. Кроме этого ребенок 6 лет может: 1. Легко сравнивать предметы по их признакам.
2.
Быстро находить отличия, например, на рисунках, даже малозаметные.
3. Писать печатными буквами.
4. Обобщать одним названием ряд предметов и, наоборот, общее слово распространить.
5. Подбирать однородные слова.
6. Находить «лишний» предмет из предложенных, причинно-следственные связи между явлениями.
7.
Делать выводы из того, что он услышал или увидел. У шестилетнего ребенка хорошо развита логика, и его суждения могут удивлять. Он уже способен выразить четко, ясно и понятно свои мысли, любит и решает самостоятельно различные загадки, задачи и ребусы, даже придумывает собственные.
Образность мышления шестилетнего дошкольника проявляется в его умении мыслить творчески, богатое воображение помогает в создании интереснейших рисунков, фигур, узоров. Он уже редко работает по схеме, в основном все его произведения — плод воображения. Фантазия распространяется даже на знакомые всем сказки и рассказы, ребенок может их дополнить собственными событиями и фактами, придумать свой конец истории. Это свидетельствует о нормальном развитии творческого мышления.
Математические знания
В шесть лет ребенок должен знать и уметь: • счет до 10 (или больше) и обратно, выполнять простые арифметически действия в пределах 10 (не всегда); • посчитать и сравнить количество предметов; • писать цифры; • изображать геометрические фигуры. Как быстро ребенок овладеет подобными знаниями, зависит от количества и качества занятий с родителями и в детском саду и наличия у него тяги к знаниям.
Окружающий мир и знания о нем у шестилетнего ребенка
Сведения об окружающем мире у шестилетки достаточно широки, и эти знания не перестают пополняться из различных источников.
Ребенок в этом возрасте: • знает и называет окружающие его предметы, выделяет важные части предмета или явления; • по описанию способен определить о каком предмете или явлении идет речь; • знает домашних и диких животных и птиц, рыб, насекомых, как называются их детеныши, какие птицы зимуют, какие улетают; • различает цветы, кустарники, деревья, фрукты, ягоды, овощи; • знает времена суток и года, дни недели, месяцы, называет их в правильной последовательности.
Память и внимание
В возрасте шести лет достаточно развиты все процессы психического характера, теперь они только совершенствуются. На одном занятии при условии его увлекательности шестилетний ребенок способен концентрироваться 20 минут.
Для того чтобы продолжить, ему требуется лишь пятиминутный перерыв. Среди видов памяти преобладает произвольная.
Дошкольник может запомнить стихотворения большого объема, легко пересказывает услышанные недавно истории, сказки, рассказы.
Развитие речи у ребенка в 6 лет
В этом возрасте уже достаточно большой и разнообразный словарный запас. Речь ясна и понятна. Некоторые дети способны читать, но считать это нормой не стоит. Нормы речевых навыков таковы: 1. Речь ребенок строит при помощи сложных предложений.
2.
Использует в разговоре синонимы, легко образовывает уменьшительно-ласкательные формы. 3. Настраивает необходимую интонацию, нужную силу голоса, регулирует выразительность своей речи.
4. Знает алфавит, показывает картинки или называет слова, начинающиеся с нужной буквы. 5. Способен разделить слова на слоги.
Лучше, если данному навыку научит педагог. 6. Правильно произносит абсолютно все звуки. При наличии в этой сфере проблем нужны занятия с логопедом. В этом возрасте легко все исправить, дальше будет сложнее. В этот период преобладает диалоговая разговорная форма. Но ребенок способен и на монолог.
Монологическую речь необходимо поощрять и развивать. При потере дошкольником мысли в процессе монолога ему нужно помочь, задавая наводящие вопросы.
Подготовка к школе шестилетнего ребенка
В шесть все знания, умения и навыки по-прежнему легче всего воспринимаются через игровую форму. Занятия должны быть увлекательными и не превышать по времени 20 минут, чередоваться 5-минутным отдыхом. Перед тем, как пойти в школу, необходимо развить у дошкольника следующие навыки: • правильная речь; • математические знания; • творческое мышление;
• логика.
Помогут в подготовке к школе развивающие игры для детей 6 лет, коих существует очень много по каждому критерию. С помощью таких игровых занятий можно легко и быстро научить ребенка считать, выучить буквы, научить логически мыслить, повысить и развить концентрацию внимания, улучшить память и т. д.
Для правильного развития речи родители должны сами грамотно строить разговор. Для этого еще необходимо приучить ребенка к чтению, смотреть вместе с ним обучающие фильмы, читать книги. В плане математики отлично развивают простые элементарные задачи, особенно если их решать с наглядным материалом.
Можно даже просто играть с сыном или дочерью в магазин, где при «покупке» нужно будет пересчитывать деньги. Кстати, пассивное запоминание тоже очень эффективно. Для этого надо повесить на стену таблицу умножения и вполне возможно, что ребенок ее будет знать задолго до того, как она пригодится. Развитие творческого мышления тоже важнейший аспект в возрасте 6 лет.
Нужно поощрять любые порывы такого характера. Пусть ребенок рисует, лепит, вырезает, клеит, строит, собирает пазлы или конструктор, что угодно, главное его в этой деятельности не ограничивать. Кстати, существуют игры, развивающие в данном направлении.
Например, делать гербарий из осенних листьев, рисовать при помощи любой крупы, рассматривать облака и выдумывать мифических персонажей, делать самодельные подарки для близких и т. п. Здесь нужно задействовать также и воображение, которое в этом возрасте очень богато.
Как подготовить ребенка к школе психологически: рекомендации
У ребенка с младшего возраста нужно развивать тягу к знаниям. Но и в 6 лет, перед самой школой еще не поздно позитивно повлиять на желание ребенка учиться. Просто необходимо создать нужную психологическую обстановку. Для этого родителям следует прислушаться к советам психологов и педагогов: 1.
Нужно часто разговаривать с ребенком обо всем на свете, читать книги, общаться на любые темы. После прочтения какого-либо рассказа или сказки надо задавать вопросы, обсуждать сюжет, проводить анализ происходящего в тексте, обязательно спрашивать мнение ребенка обо всем. 2.
Хотя бы пару раз в неделю играть в школу, и при этом меняться ролями. Только нужно учитывать, что продолжительность одного занятия (причем интересного) не должна превышать 15 минут. Обязательно включать между «уроками» физкультминутки. 3.
Родителям необходимо своим собственным примером показывать, как преодолевать возникающие на пути к достижению цели трудности и преграды. Ребенок должен знать, что не нужно опускать руки, если что-то у него не получается. Всему можно научиться! Главное, внимательность и терпение. 4.
Отказ от чрезмерной опеки тоже является важным условием для психологической готовности ребенка к школе. Его обязательно нужно приучать к самостоятельности. Стоит подумать о том, что, скорее всего над ним будут потешаться, если он не сможет сам завязать шнурки или застегнуть пуговицы.
Следует своевременно развивать навыки самообслуживания, чтобы в будущем у малыша не возникло проблем в школьной жизни.
Нужно рассказать ребенку о дисциплине, создать положительную мотивацию к обучению, объясняя ему, как много нового и интересного он сможет узнать на школьных уроках, научить его самоуважению, отстаивать свои интересы без кулаков, нормально общаться со сверстниками и многому другому. Все это в родительских силах, нужно только найти для этого время. Может быть мотивацией для мам и пап станет то, что подготовленный ребенок изначально успешен в обучении, что впоследствии сформирует у него нормальную самооценку?
Последние материалы раздела:
Массаж слезного канала у новорожденных
В пяти процентах случаев радость материнства омрачена такой проблемой, как непроходимость слезного канала. Данная патология является врожденной и в основном может исчезнуть сама по…
Прививка от ротавируса
Прививка от ротавируса делается детям, чтобы уберечь их от серьезных осложнений ротавирусной инфекции. В этой статье мы подробно рассмотрим, до какого возраста делается прививка, какие…
Дети очень быстро растут, часто молодые родители не замечают, как пролетает время и начинают появляться первые зубы. Этот процесс волнительный для всей семьи, поэтому возникает много…
Источник: https://birth-info.ru/638/child-health-Rebenok-v-6-let-chto-dolzhen-znat-i-umet–podgotovka-k-shkole/
Чему следует научить ребенка к 6 годам
Чему следует научить ребенка к 6 годам
Память
– Запоминать считалочки. Например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?».
– Запоминать скороговорки. Например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице».
– Запоминать фразы. Например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами», «Осенью часто идет дождь», «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой».
– Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
– Повторять в точности текст, состоящий из 3 – 4 предложений.
Развитие речи
– Составлять предложения из 3 – 4 слов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, краски; ребята, горка, санки, кататься и т.д.
– Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха – меховая шапка и т.д.
– Уметь давать краткое описание картинкам, животным или предметам. Например: «Медведь большой, покрыт шерстью, живет в лесу, любит мед».
– Выразительно исполнять стихи, с разной интонацией передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т.д.
Внимание
– Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
– Находить 5 – 6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
– Копировать в точности узор или движение.
– Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции.
Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», подними руку и т.д.
Математика
– Знать цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Научиться называть цифры в прямом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и обратном порядке: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
– Знать арифметические знаки «+», «-», «=» и научиться ими пользоваться.
– Составлять и решать простые задачи в одно действие на сложение и вычитание. Например: «У белочки было 2 ореха. Один она съела. Сколько осталось орехов?».
– Уметь разделить круг или квадрат на две и четыре равные две и четыре части.
Мышление
– Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
– Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
– Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
– Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
– Сложить из бумаги по показанному взрослым образцу простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.).
– Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
– Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
– Складывать пазлы без посторонней помощи.
Мелкая моторика
– Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
– Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
– Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.
– Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
– Ориентироваться в тетради в клетку или линейку.
– Лепить простые поделки из пластилина.
Окружающий мир
– Называть свои имя и фамилию.
– Называть имя и фамилию своих родителей.
– Знать название своего города (села).
– Знать название столицы.
-Знать название нашей планеты.
– Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
– Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
– Называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы.
– Отличать хищных животных от травоядных.
– Отличать перелетных птиц от зимующих.
-Отличать садовые цветы от полевых.
– Отличать деревья от кустарников.
– Называть разные явления природы.
Источник: https://infourok.ru/chemu-sleduet-nauchit-rebenka-k-godam-3522257.html
Что должны уметь мальчик и девочка в 6 лет: основные умения и навыки детей в этом возрасте
К 6 годам ребенок из малыша превращается в человека, способного осознанно совершать действия и объяснять свои поступки. К этому времени родители начинают выбирать своему наследнику учебное заведение и усиленно готовить будущего школьника к предстоящему обучению. Что должен уметь ребенок в 6 лет, чтобы у него не возникло проблем в школе?
Необходимые знания
В этот период дети легко осваивают новые навыки и совершенствуют ранее приобретенные. Часть информации они получают в дошкольном учреждении, однако основные умения приобретаются в повседневном общении с родными. Наилучший результат обучения дают уроки в игровой форме. В таблице описано, что должен уметь ребенок в 6 полных лет.
Уровень | Знания, умения | ||||||
Личные данные | Место проживания | Бытовые навыки | Ориентация в окружающем мире | Правила общения | Животный и растительным мир | Пространственная ориентация | |
Минимальный | Имя, фамилия, имена родителей, братьев, сестер, возраст, свой пол | Название города, адрес | Уверенное использование столовых приборов, умение одеться и раздеться (от белья до верхней одежды), раскладывание игрушек и вещей по местам, мытье рук, купание, чистка зубов | Составляющие суток (день, ночь, утро, вечер), времена года, дни недели, названия сезонов и их отличия | Приветственные фразы (добрый день, до свидания), обращение к старшим (на Вы) | Названия не менее 5 животных и птиц, отличия между домашними и дикими животными, понятие о растениях, показывать фрукты и овощи | Право – лево, вперед – назад, далеко – близко |
Доступный для данного возраста | Отчество, имена бабушек, дедушек, тети и дяди, воспитателей, профессии папы и мамы | Наименование страны, области или района, столицы, ближайших водоемов | Мытье своей тарелки и чашки, вытирание пыли, полив цветов, разогрев пищи в микроволновке, сортировка одежды для стирки, вынос мусора | Названия месяцев года | Обращение по имени и отчеству | Понятие о перелетных птицах, насекомых | Знание сторон света |
Дети до 7 лет должны научиться уверенно держать ручку и карандаш в руках. Они умеют рисовать простые образы (человечка, солнышко, цветок), разукрашивают картинки, могут обрисовать контуры по линиям. Дошкольники должны знать все основные цвета, отличать их оттенки.
Физическая активность
В этом возрасте ребенок не может долго усидеть на одном месте. Он очень подвижен, любит бегать и прыгать.
Мальчики в этом возрасте предпочитают подвижные коллективные игры, девочки знакомятся с «классиками» и скакалками. В теплое время года дети любят кататься на велосипеде.
Физиологическое развитие дошкольника можно оценить по его физической активности. В этот период ребенок легко способен делать следующее:
- удерживать равновесие при ходьбе по бревну;
- бегать вокруг препятствия, не задевая его;
- перепрыгивать через невысокие бордюры;
- уверенно прыгать на одной ноге;
- ловить мяч;
- бросать предметы одной рукой;
- 2-3 раза подтягиваться на турнике;
- играть в мяч ногами;
- бегать по лестнице, переставляя ноги через 1 ступеньку.
У ребенка к этому времени хорошо развита мелкая моторика. Он рисует прямые и волнистые линии, самостоятельно делает аппликации, вырезает фигуры ножницами, лепит из пластилина и теста. В этот период уровень физической активности неразрывно связан с мозговой деятельностью. Активные движения способствуют улучшению кровоснабжения головного мозга.
Математические умения
Шестилетний ребенок должен обладать рядом базовых навыков по математике. Некоторыми из них, например, умением различать геометрические фигуры, учат с 4 лет. Однако к 6 годам объем знаний значительно увеличивается. Развитие ребенка предполагает наличие следующих математических знаний в 6 лет:
- Счет от 1 до 10 и обратно. Ребенок способен освоить цифры до 20. Также нередко дошкольники умеют складывать и вычитать однозначные цифры.
- Сравнивание количества предметов в пределах 5.
- Осознание значений «больше», «меньше», «равно».
- Рисование квадрата, круга, треугольника.
- Визуальное восприятие различных числовых знаков. Не все дети могут в 6 лет писать цифры, однако они должны суметь найти их в тексте.
- Решение простых задач на примере наглядного материала. При разделении кубиков на две части ребенок сможет вычислить, сколько предметов в каждой из них.
Развитие речи
К данному возрасту дети должны выговаривать все буквы. Если существуют проблемы с произношением звуков, следует обратиться к логопеду. Речь ребенка связная, он может высказывать свои мысли, используя сложные предложения. Дошкольник может принимать активное участие в диалоге, развивается его способность произносить монологи. Дети также умеют:
- пересказывать услышанное, описывать увиденное;
- составлять рассказы из 5 предложений;
- находить слова, противоположные по значению (светлый – темный, мягкий – твердый);
- запоминать и рассказывать скороговорки;
- выражать эмоции через интонацию;
- называть предметы в единственном и множественном значении;
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов;
- разделять слова по слогам;
- находить синонимы.
Для развития речи ребенка родителям нужно читать ему сказки и рассказывать истории. После услышанного необходимо просить малыша пересказать наиболее понравившиеся моменты. Следует предлагать ребенку придумать другое окончание сказки.
Память и внимание
Дошкольники должны легко запоминать стихи из 8 строк и более. Если во время игры взрослый прячет одну из игрушек, ребенок сможет назвать, какой предмет исчез и где он стоял до этого. Также ребенок умеет различать звуки по памяти. Например, он запоминает, как гудит холодильник, отличает звук дверного звонка от обычного колокольчика. В этот период малыш способен узнавать песни.
Для развития памяти и внимания можно играть с детьми в «слова». Нужно назвать 10 слов и попросить малыша сказать, что он запомнил. Всего ребенку дается 5 попыток, перед каждой из которых следует повторять сказанное. Хорошим показателем является умение повторить услышанное без ошибок с 4 попытки.
Социальные навыки
Шестилетний малыш должен уметь отвечать на вопросы взрослых четко и без стеснения. В норме у него к этому возрасту появляются 1-2 постоянных друга. Однако в норме круг общения ребенка намного шире. Следует учитывать, что дети, посещающие дошкольное учреждение, быстрее адаптируются в новом окружении. Основные социальные навыки дошкольника:
- умение участвовать в коллективных играх;
- желание помогать сверстникам, младшим детям, взрослым;
- проявление уважения к окружающим;
- самообслуживание (одевается, убирает за собой).
В этот период дети учатся отстаивать собственную точку зрения и находить компромиссы. Родители могут научить своего наследника признавать и исправлять свои ошибки, правильно воспринимать успехи и поражения. Если ребенок не посещал детский сад, следует отдать его в интересную секцию, где он отточит навыки общения с незнакомыми людьми.
Подготовка к школе
При подготовке к школе родителям нужно уделить внимание режиму дня ребенка. Необходимо, чтобы он привык вставать, ложиться, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время суток. Основная подготовка к школе происходит дома вместе с родителями. Занятия нужно проводить в игровой форме. Следует приступать к обучению только тогда, когда будущий школьник находится в хорошем настроении.
Следует заниматься 2 раза в день, каждое занятие должно длиться 20 минут. Обучение дошкольника заключается в следующем:
- Обучение алфавиту. Перед школой ребенок должен знать все буквы и показывать их на обучающих картинках (подробнее в статье: что должен знать ребенок, идя в первый класс?).
- Тренировка руки к письму. Необходимо приобрести для дошкольника специальные прописи, в которых он будет учиться выводить части букв, не выходя за отведенные линии.
- Формирование речи. Дошкольнику нужно предлагать пересказывать сказки или составлять собственные короткие произведения.
- Расширение математических познаний. Нужно научить ребенка решать простые задачи на сложение и вычитание. Развивать навык можно в процессе совместных посещений магазинов, где малышу будет предложено посчитать сдачу. Также необходимо научить ребенка писать цифры от 1 до 10.
- Развитие творческого мышления. Творчество развивается в процессе создания поделок из различных материалов.
- Обучение логике. Для этого можно использовать специальные развивающие игровые наборы, в которых требуется убрать лишнюю карточку или расположить картинки по смыслу.
- Тренировка памяти и внимания.
Развитие мальчиков и девочек
В 6-7 лет дети четко осознают свою принадлежность к полу. Мальчики особое внимание обращают на поведение папы, а девочки подражают маме. Отличаются увлечения и предпочтения детей. Будущие женщины предпочитают играть в спокойные игры с небольшими игрушками. Взрослеющие мужчины любят лазать по деревьям, прыгать и бегать в ускоренном режиме, играть с мячом.
В процессе подготовке к школе девочки быстро усваивают письмо, чтение и речевые навыки. Мальчикам легче даются математика и логические задания. Девочки более эмоциональны, а представители сильного пола стараются скрывать свои переживания.
Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-6-let.html
Развитие ребенка в 6 лет: от 6 до 7
2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5
Развитие ребенка в 6 лет тесно связано с его интенсивным ростом, социализацией, совершенствованием интеллектуальных навыков. Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны, тело их вытягивается вверх, изменяются пропорции.
Они уже сформировались, как личности, имеют свои взгляды на окружающий мир. Все четче заметна разница в поведении мальчиков и девочек. В своей познавательной деятельности малыши неутомимы.
Задание родителей направить в правильное русло их способности и подготовить детей к школе.
Особенности развития ребенка в 6 лет
Физическое развитие ребенка в 6 лет
Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:
- Питание
- Наследственность
- Гормональные особенности организма
- Физические нагрузки
- Продолжительность сна
- Психологическая обстановка в семье
- Пол ребенка
- Климатические и географические условия проживания
- Этническая принадлежность.
Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода.
Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры.
Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.
Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.
Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.
Мелкая моторика рук хорошо развита
Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.
Умственное развитие детей в 6 лет
Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи.
Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия.
Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.
Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки. Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные.
Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов. Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых.
Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.
У ребенка хорошо развита память
На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться.
Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.
Эмоциональное и социальное развитие ребенка
Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом.
Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут.
Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.
Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей всегда идут параллельно. Они воспринимают мир на ощупь, с помощью зрительного и слухового анализаторов. Вся информация в шестилетнем возрасте воспринимается с эмоциональной окраской.
Потому так важно пробудить в ребенке интерес к тем или иным занятиям. Без этого они не будут запоминать новый материал, у них выработается стойкое отвращение к учебе. Хвалите детей чаще, даже за минимальные достижения.
Ставьте перед ними реальные планы, давайте только те задания, которые они способны выполнить до конца.
Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу.
Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности.
Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.
Готовность ребенка к школе
Через несколько месяцев малыш пойдет в школу. Как родителям узнать, готов ли он к учебе? Что должен знать и уметь дошкольник в 6 лет? Личностная готовность проявляется в ребенке разными признаками.
Дети становятся более ответственными, они способны выполнять сложные поручения, проявляют большую внимательность на занятиях. Дошкольники хотят занять новую социальную ступень среди своих сверстников и чуть младших детей.
Ведь поход в первый класс делает их особенными, более взрослыми и важными.
Одним из признаков готовности к школе является самооценка. Она не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Для нормального развития самооценки в ребенке родители должны хвалить его за правильно сделанную работу, мягко указывать на ошибки, просить самостоятельно их исправить.
Не менее важной является способность нахолодить общий язык с другими детьми и взрослыми, строить отношения с новыми людьми. Шестилетка должен уметь преодолевать трудности, быть настойчивым в выполнении сложных заданий, уметь поддерживать порядок на рабочем месте.
Вот основные навыки, которыми должен владеть дошкольник в 6 лет:
- Обобщать предметы по их основных признаках, исключать лишние из логических рядов
- Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, пирамида)
- Различать и называть до десятка цветов
- Знать алфавит (желательно)
- Рисовать несколько печатных букв
- Раскрашивать раскраски, не выходя за контуры
- Уметь коротко пересказать содержание сказки
- Описать словами картинку
- Различать направления – вверх и вниз, вправо и влево, знать, где правая и левая рука (нога)
- Знать дни недели, времена года, уметь определять время по часам
- Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.
Перед школой все дети должны пройти консультацию у психолога. Существуют специальные тесты, с помощью которых специалист определяет насколько дошкольник готов к обучению, диагностирует признаки отставания в развитии.
Если готовность его низкая, психолог может посоветовать дополнительные занятия, помогающие усовершенствовать навыки. Особенности возрастного развития у каждого малыша разные. Потому не стоит переживать, впереди у вас еще год.
Если норма развития у ребенка не нарушена, он успеет догнать своих сверстников.
Как подготовить ребенка к школе правильно
Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой
- Грамотная речь
- Математика и счет
- Музыкальное и творческое восприятие мира
- Развитие логики
Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы.
Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми.
Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.
Математические способности и логическое мышление в ребенке хорошо развивают простые задачки. Дошкольнику намного легче дается счет, сложение и вычитание, если оно имеет под собой практическую основу. Играйте с малышом в магазин, пусть самостоятельно считает деньги, необходимые для покупки, отсчитывает сдачу.
Девочек можно приучать к кухне, поручая им измерить сколько продуктов необходимо для приготовления того или иного блюда. Мальчики могут пересчитывать свои машинки, определять сколько у них деталей, как быстро они могут ездить, и сколько километров проедут за час. Таблица умножения им пока еще не нужна, но дома на стенке ее можно повесить.
Дети будут пассивно запоминать основные примеры.
Видео и фотоВсе видео и фото
Обязательно занимайтесь с детьми творчеством. Разукрашки, альбомы для рисования, карандаши и краски должны быть в арсенале обучающих материалов. Многие дошкольники проявляют способности к изобразительному искусству, рисуют в шесть лет великолепные картины.
Лепка из пластилина, аппликации, оригами помогут совершенствовать мелкую моторику пальцев, развивать координацию движений. Попробуйте научить кроху держать карандаш и ручку в обеих руках. Такой способ обучения укрепляет в мозге связи между двумя полушариями.
Дети, которые более-менее хорошо владеют обеими руками, лучше учатся.
Важное место в подготовке к школе занимает правильный режим и физические упражнения. Развивать выносливость в ребенке помогают длительные прогулки, походы, занятия в спортивных секциях. Дети должны вовремя ложиться спать, так как скоро им придется рано вставать. Обратите внимание на питание дошкольника.
В его рационе должно быть достаточное количество овощей и фруктов, мяско, рыбка, молочные продукты. Не стоит злоупотреблять сладостями, шоколадом. Есть шестилетка должен четыре раза в день, в одно и то же время. Не балуйте его перекусами, потому что они портят аппетит и могут привести к избытку массы.
Источник: https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-6-god.html