История из жизни художника уччелло

Паоло Уччелло: жизнь и творчество художника

Па́оло Учче́лло (итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono) (1397, Флоренция — 10 декабря 1475, там же) — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Паоло Уччелло

Библиография

Паоло ди Доно (позже Уччелло) родился в 1397 году во Флоренции. Его отец Доно ди Паоло был врачем, а мать Антония ди Джованни дель Кастелло дель Бечутто, была представительницей знатного флорентийского рода.

Талант живописца проявился у Паоло еще в детстве. Известно, что в возрасте десяти лет он помогал знаменитым скульпторам Гиберти и Брунеллески в проекте скульптурного оформления северных ворот флорентийского Баптистерия. Гиберти создает большую мастерскую, в которой работают, в основном молодые мастера.

Вместе с Уччелло там работал художник Мазолино, а также будущий скульптор Донателло. В 1415 году Уччелло вступает в ряды Цеха флорентийских докторов, аптекарей и живописцев. В 1418 году Паоло много путешествует, посещая Пизу и Сиену, где изучает творчество Сассетта и братьев Лоренцетти. С 1424 года Уччелло вступает в новую организацию — Цех художников Святого Луки.

Обратите внимание

В этом же году он работает над фресками в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции.

В 1425 году Уччелло переезжает в Венецию, где будет работать на протяжении пяти лет. Здесь он знакомится с творчеством Джентиле да Фабриано, а также с творчеством своего современника Пизанелло. Вместе с Гиберти он работает над оформлением венецианской церкви Сан Марко и впервые пробует себя в технике мозаики.

В январе 1431 года Уччелло возвращается во Флоренцию. Заказы на оформление церквей и часовен буквально засыпали художника, его финансовое положение считалось стабильным. Однако настоящего признания предстояло ждать еще несколько лет. В 1436 году Паоло получает от Совета заказ по строительству церкви Санта Мария дель Фьоре.

Эта работа имеет головокружительный успех. После этой, так сказать, первой работы, снискавшей настоящую славу, Уччелло в период с 1435 по 1440 год работает сразу над тремя картинами на одну и ту же тему: битва при Сан Романо.

Когда работа была завершена, восхищенный этими полотнами Казимо Медичи приказал перевести их в свой дворец и разместить в Зале Славы.

В 1445 году Уччелло по приглашению Донателло едет с ним в Падую, где скульптора ждет серьезная работа по заказу местных властей. Уччелло несколько месяцев помагает Донателло, однако находит время и для самостоятельной работы: картина «Великаны», написанная в Падуе, но не дошедшая до наших дней.

В 1447 году по возвращении во Флоренцию, художник работает над оформлением внутреннего дворика монастыря Санта Мария Новелла и расписывает стены фресками «Потоп», «Отступление вод», «Жертвоприношение Ноя» и «Опьянение Ноя».

В 1452 году Уччелло женится на девятнадцатилетней Томассе ди Бенедетто Малифичи. У них рождается сын Донато и дочь Антония.

Важно

В 1465 году Уччелло получает заказ на роспись алтаря церкви Сан Сакраменто в Урбино. Эта работа стала известной под названием «Осквернение остии». В 1470 году Уччелло создает свой последний шедевр, картину «Охота», которую его современники едва могли оценить по достоинству. В этой работе мастер очень близко подошел к разгадке «тайны перспективы».

Паоло Уччелло умер во Флоренции 10 февраля 1475 года.

ТВОРЧЕСТВО

Для многих работ Уччелло характерна сказочность, изысканная декоративность, красочность и фантастичность; ряд работ овеяны духом куртуазности (например, картина «Св. Георгий»).

Его формирование как художника происходило под влиянием поздней готики, господствовавшей в искусстве Флоренции после смерти великого Джотто. Но открытие законов перспективы так увлекло художника, что он с воодушевлением занялся их изучением.

Св. Георгий и змей

Охота в лесу

Портрет дамы

Основное внимание Паоло Уччелло уделял ракурсу, сложным разворотом многочисленных фигур. Перспектива понималась Уччелло не просто как художественный прием, а как общий для природы и искусства закон.

Уччелло создал три варианта монументальной исторической композиции “Битва при Сан-Романо” (середина 1450-х годов, Уффици, Лувр, Париж и Национальная галерея, Лондон ), ставшей одним из истоков европейского батального жанра.

Эта картина “Битва при Сан-Романо” является одной из трех работ Учелло, изображающих победу флорентийцев над сиенцами в битве при Сан-Романо в 1432 году. Первоначально они висели в большом зале Палаццо Медичи во Флоренции. Здесь показан флорентийский полководец Никколо да Толентино, сидящий на белом коне.

Учелло был страстно увлечен передачей пространства и перспективного сокращения. Это особенно заметно в том, как показана лежащая на земле фигура в доспехах и сломанные пики, словно упавшие прямо на линии перспективы. Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм.

а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане. Живописец, мозаичист, декоратор и мастер инкрустации, Учелло был одним из самых искусных и добросовестных мастеров своего времени.

Совет

Поздняя работа художника — Святой Георгий, принцесса и дракон — маленькое камерное произведение. Оно датируется примерно 1460 годом. Фоновая часть картины представляется декорацией, в окружении которой разворачивается некое театральное действо.

Святой Георгий изображен закованным в доспехи рыцарем на вздыбленном белом коне. Фигура дракона почти не видна в проеме пещеры, служащей ему убежищем, силуэтом на светлом фоне смотрится лишь голова чудовища.

Схематически изображенная красавица принцесса в знак победы над дьявольским воплощением похоти надевает на шею героя свой пояс, олицетворяющий ее невинность.

Интересные факты из жизни художника

В музеях России произведения Уччелло отсутствуют.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Бернард Беренсон. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artwwworld.org.ua, bibliotekar.ru, smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Паоло Уччелло: картины художника

Паоло Уччелло – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Паоло Уччелло: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/uchchello-paolo.html

Самые необычные факты из жизни великих художников

camoeПост по запросу: rickardonavarro

Текст запроса: “Здравствуйте!Мне понравился ваш журнал!Я “визуалист”, поскольку фотографирую, и больше всего интересуют зрительные образы. Смысловая нагрузка не так важна.

Если читать, то мне особенно интересно всё, что касается истории изобразительного искусства, не только фотографии. У меня огромные пробелы в образовании.Но мне кажется, что подобные материалы снизили бы направление и даже посещаемость вашего журнала.

Так что я вполне доволен тем, что вижу у вас.

Вполне серьёзно :)”

_______________________________________

Не думаю что подобный пост снизит посещаемость журнала :)…
а вот некоторые факты дествительно очень интересные – советую почитать

Не совсем обычные факты из жизни легендарных талантов.

Об известных художниках можно найти огромное количество информации – как они жили, как творили свои бессмертные произведения. Многие обычно не задумываются об особенностях характера и образа жизни художника. А ведь некоторые факты из биографии или история создания той или иной картины являются порой весьма занимательными и даже вызывающими.

Хорошие художники копируют, великие – воруют.

– Когда Пабло Пикассо родился, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребёнка его дядя, который курил сигары и увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо, после чего Пабло заревел. Таким образом, можно сказать, что курение спасло Пикассо жизнь.

– Видимо, Пабло родился художником – его первое слово было PIZ, сокращенное от LAPIZ («карандаш» по-испански).

– В ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров.

– Пикассо носил длинную одежду, а также у него были длинные волосы, что было неслыханно для тех времен

– Полное имя Пикассо состоит из 23 слов: Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос-Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо.

Винсент ван Гог

Не опасайся совершать ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого.

– Обилие желтого цвета и желтых пятен разных оттенков на его картинах, как считают, вызвано большим количеством употребления лекарств от эпилепсии, которая развилась от чрезмерного употребления абсента. «Звездная ночь», «Подсолнухи».

– За свою беспокойную жизнь Ван Гог побывал не в одной психиатрической больнице с диагнозами от шизофрении до маниакально-депрессивного психоза. Его самая знаменитая картина «Звездная ночь» была написана в 1889 году в больнице в городке Сан Реми.

– Покончил жизнь самоубийством. Он выстрелил себе в живот, спрятавшись во дворе фермы за кучей навоза. Ему было 37 лет.

– Всю жизнь Ван Гог страдал от низкой самооценки. Он продал при жизни лишь одно свое произведение – Red Vineyard at Arles. А слава к нему пришла только после его смерти. Если бы только Ван Гог знал, насколько станут популярны его работы.

– Ван Гог отрезал себе не целое ухо, а только кусочек его мочки, что практически не больно. Однако до сих пор широко распространена легенда, что художник ампутировал себе всё ухо. Эта легенда даже отразилась в характеристике поведения больного, который оперирует себя сам, либо настаивает на определённой операции — его назвали синдромом Ван Гога.

Леонардо да Винчи

Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

– Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой»

– Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство своих произведений он написал левой рукой справа налево

– Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

– Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

– Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем и никогда не пил коровье молоко, так как считал это воровством.

Сальвадор Дали

Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало.

– Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

– Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он одним августовским жарким днем разглядывал кусок сыра «Камамбер».

– Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

– Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

– Прозвищем Сальвадора Дали было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары».

– Логотип «Чупа-Чупса» нарисовал Сальвадор Дали. В несколько изменённом виде она сохранилась до наших дней.

– Почти в каждой из работ Дали есть либо его портрет, либо силуэт.

Анри Матисс

Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть.

– В 1961 году картина Анри Матисса «Лодка» (Le Bateau), выставленная в нью-йоркском музее современного искусства, провисела вверх ногами сорок семь дней. Картину вывесили в галерее 17 октября, и лишь 3 декабря кто-то увидел ошибку.

– Анри Матисс страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.

– Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью.

Читайте также:  Фото мэрилин монро - редкие и уникальные

– Анри Матисс никогда не рисовал в картине скал, четких кристаллов домов, обработанных полей.

– За последние 10 лет жизни ему был поставлен диагноз рак двенадцатиперстной кишки, и ему пришлось остаться в инвалидной коляске.

Эдвард Мунк

В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл, я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь.

– Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

– Его картина «Крик» – это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.

– Он был одержим работой и сам об этом говорил так: «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать».

Поль Гоген

Искусство – это абстракция, извлекайте её из природы, фантазируя на её основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате.

– Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда его любовь к экзотике и тропическим странам.

– Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.

– Поль Гоген работал чернорабочим на Панамском канале.

– Натюрморты художник писал в основном не прибегая к модели.

– В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа.

– Частые и беспорядочные связи с девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом.

Ренуар Пьер Огюст

В сорок лет я обнаружил, что король всех цветов – черный.

– Примерно в 1880 году Ренуар впервые ломает свою правую руку. Вместо того, чтобы расстроиться и горевать по этому поводу, он берёт кисть в левую, и через некоторое время ни у кого не возникает сомнения, что он сможет писать шедевры обеими руками.

– Успел написать около 6000 картин за 60 лет.

– Ренуар был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой, привязанной к рукаву. Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся).

Источник: https://camoe.livejournal.com/42824.html

Кто такой Паоло Уччелло?

В 1415 году Уччелло вступил во флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и… художников. Этот курьез историки искусства объясняют тем, что живописцы в ту пору приготовляли краски из тех же материалов, из которых фармацевты готовили свои лекарства. Другие же искусствоведы склоняются к тому, что медицина и живопись «объединялись по небесному признаку» — ведь покровителем как врачей, так и художников считался святой Лука. Одно объяснение, впрочем, не противоречит другому.

Как складывалась жизнь Паоло Уччелло с 1415 по 1425 год, мы не знаем. Но в 1425 году мы обнаруживаем живописца уже в Венеции. Здесь он занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко. К сожалению, единственная мозаика, о которой с уверенностью можно было бы сказать, что она создана по рисункам Уччелло (фигура святого Петра на фасаде собора), не сохранилась. Что касается остальных мозаик, то здесь авторство Уччелло представляется весьма спорным.

В родную Флоренцию Уччелло возвратился не позднее января 1431 года, о чем говорит дата на квитанции об уплате художником налогов. В начале следующего года мастер предложил флорентийским властям свои «услуги» по оформлению кафедрального собора. Власти не сразу доверились ему, а 23 марта 1432 года обратились к своему представителю в Венеции с просьбой собрать для них сведения о Паоло Уччелло. Судя по всему, полученный из Венеции отзыв оказался благоприятным, поскольку в 1436 году живописец приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду, английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии, — первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло.

В 1445−46 годах Уччелло побывал в Падуе. Согласно Вазари, он поехал туда по приглашению своего друга, скульптора Донателло, нашедшего для художника выгодный заказ. Увы, сегодня невозможно отыскать и следов серии фресок, созданной мастером для падуанского дворца Витальяни. Более того, не осталось даже письменных источников, где хоть сколько-нибудь подробно описывались бы эти фрески. О них упоминает лишь Вазари, и то мельком.

В 1446 году Уччелло возвратился во Флоренцию и, как следует из заполненной им тогда же налоговой декларации, поселился на виа делла Скала, рядом с церковью Всех Святых. В этом же году он женился, хотя мы не располагаем сведениями о точной дате его венчания (церковные записи были утрачены). В 1453 году жена Уччелло, Томмаза, разрешилась от бремени сыном Донато, а в 1456 году умерла после неудачных родов. Девочка, появившаяся на свет, выжила, и ее нарекли Антонией.

Недолгая семейная жизнь художника была, по всей видимости, довольно благополучной. Об этом нам позволяет судить «анекдот», рассказанный Вазари в «Жизнеописаниях знаменитых живописцев». Однажды Уччелло до поздней ночи засиделся над изучением перспективы. Когда, наконец, жена позвала его идти спать, мастер улыбнулся и воскликнул: «Пожалуй, такая перспектива мне нравится больше всего». О своеобразном юморе художника свидетельствует и такая история (ее тоже поведал потомкам Вазари). Работая над фресками для флорентийского монастыря Сан-Миниато аль Монте, Уччелло питался изо дня в день одним только сухим хлебом и козьим сыром — поскольку ничего другого скупой настоятель монастыря не предлагал живописцу. Такой рацион вскоре надоел ему, и он ушел из монастыря, оставив фрески недописанными.

Настоятель послал за художником монахов, чтобы они вернули его. Уччелло, однако, отказался возвращаться в монастырь, сказав, что настолько пропитался сыром, что боится, как бы у него не склеились внутренности. Монахи расхохотались и, вернувшись к настоятелю, объяснили ему суть недоразумения. Через какое-то время Уччелло продолжил работу над фресками, но кормили его теперь не в пример разнообразнее прежнего.

Наиболее значительной из поздних работ Паоло Уччелло представляется серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Впервые «Битва при Сан-Романо» упоминается в описи имущества влиятельного семейства Медичи в 1492 году. Заказана же она была, по всей видимости, герцогом Козимо I Медичи, являвшимся товарищем флорентийского полководца, который руководил сражением при Сан-Романо. Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@jurnalia/posts/4593/

Паоло Уччелло, Битва при Сан-Романо и другие картины художника

Художника Раннего Ренессанса Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono; 1397, Флоренция — 10 декабря 1475, Флоренция) более всего в подлунном мире интересовала перспектива. Она была его отрадой и его проклятием.

Отрадой — потому что ничто в жизни не доставляло Уччелло такого счастья, как ночи напролёт распутывать сложнейшие задачи на построение перспективы. И не Брунеллески, открывший линейную перспективу, а именно он, Паоло ди Доно по прозванию Уччелло из Флоренции, придумал уникальную технику перспективного сокращения фигур.

До него размещение физических тел на разных планах представлялось художникам задачей непосильной.

А почему проклятием?

На этот счёт многословно и запальчиво бранится Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях…» Он говорит, что Уччелло изучал перспективу, не зная меры и изнуряя себя.

Что «слишком уж неистовыми занятиями он совершил насилие над природой» и «загромоздил свой талант трудностями», а себя «обрёк на одиночество и одичание». Что одержимость перспективой сделала его манеру сухой и перегруженной мельтешащими мелкими деталями.

Да и вообще, подытоживает Вазари, тот, кто одержим изучением перспективы, «часто становится нелюдимым, странным, мрачным и бедным». Посмотрите, мол, хотя бы на Уччелло!

…Отец художника Доно ди Паоло за много лет до его рождения переехал во Флоренцию из Прато. Одни называли его цирюльником, другие врачевателем, а скорее, он был и тем и другим.

Благодаря этим умениям Доно ди Паоло стал очень популярной в городе личностью. Настолько популярной, что даже женился на знатной флорентийке Антонии ди Джованни дель Кастелло.

Их сын Паоло ди Доно, получивший позже прозвище Уччелло, родился около 1397 года.

Обратите внимание

О детстве Паоло известно лишь то, что еще мальчиком его взяли помогать при декорировании северных ворот Флорентийского баптистерия знаменитые скульпторы — Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти. В мастерской последнего Уччелло будет учиться азам мастерства и познакомится со своим будущим другом Донателло.

В 18 лет Уччелло принимают во флорентийский Цех докторов, аптекарей и живописцев. Такое диковинное, на нынешний взгляд, объединение профессий вполне логично для позднего Средневековья. Во-первых, фармацевты нередко готовили свои снадобья из тех же растений и минералов, что живописцы — краски. Во-вторых, у докторов и художников даже небесный покровитель был один — евангелист Лука.

В биографии Уччелло немало пробелов, целых пятилетий, о которых не известно, где он в это время находился и чем был занят. Известно, что художник много путешествовал.

В Сиене он изучал искусство Сассетты (Стефано ди Джованни) и братьев Лоренцетти, побывал в Пизе, работал в Венеции на росписях и мозаиках собора Сан Марко, по протекции Донателло ездил на заработки в Падую, на родине своего отца, в Прато, расписал капеллу Ассунта в Кафедральном соборе (особенно известны его псевдоготические фрески «Рождение Марии» и «Введение Марии во храм«).

В своём профессиональном развитии Уччелло проделал парадоксальный круг. Он как бы пошёл вспять, в направлении, прямо противоположном мейнстриму кватроченто. Около 1425 года он уедет из Флоренции в Венецию, чтобы изучать милую его сердцу готику, хорошо прижившуюся в городе на воде благодаря северным влияниям и контактам с Византией.

А в это же время в оставленной им на время Флоренции вовсю развивается новое искусство, отказывающееся в первую очередь от средневекового наследия и готических наработок.

Говорят, когда Уччелло через несколько лет вернулся во Флоренцию, то не узнал ее — настолько изменилось искусство, росписи соборов, само восприятие мира.

Он оказался на распутье — продолжать работать в духе увлекавшей его готики или гнаться за стремительно меняющимся трендами с установкой на всё более достоверную передачу реальности.

Важно

Уччелло выбрал третий путь. С одной стороны, он примкнул к кругу ученых-гуманистов и до фанатизма увлёкся учением о перспективе.

С другой стороны, жизнеподобие и подражание природе, которое декларировал архитектор и теоретик искусства Возрождения Леон Баттиста Альберти, оставляло Уччелло совершенно равнодушным.

Если мы посмотрим на самые известные его работы — «Битву св. Георгия с драконом», три «Битвы при Сан Романо» (1, 2, 3) и его последнюю картину «Охота», то увидим, что их отличает странная фантастичность, некая загадочная сказочность, только кажущаяся наивность. Это делало Уччелло ни на кого не похожим.

На несколько веков он был почти забыт как живописец, не вписавшийся в динамику своего выдающегося времени. Зато в ХХ веке его будут чрезвычайно высоко ценить кубисты и сюрреалисты. Первые — за то, что все объемы в его картинах (особенно в трёх «Битвах) легко раскладываются на геометрические фигуры.

Вторые — за ирреальность и гнетущую тревожность его картин и фресок.

Чтобы увидеть, насколько разительно манера Уччелло не похожа ни на кого другого, достаточно сопоставить ряд типичных флорентийских изображений Девы Марии и его «Мадонну» из Национальной галереи Ирландии (Дублин).

И мать, и дитя столь чужды привычного благообразия, что по ассоциации скорее способны напомнить героев Рабле, чем Пресвятую Деву и Младенца Христа. Во всяком случае, эту «Мадонну» точно ни с кем не спутаешь.

Что двигало Уччелло в его творческом нонконформизме? Его современник и друг Донателло прокомментировал это так: «Уччелло отказался от уверенности ради неуверенности».

Первое из дошедших произведений, о котором достоверно известно, что его написал Уччелло, — огромная фреска в соборе Санта Мария дель Фьоре «Памятник кондотьеру Джону Хоквуду» (подробнее о нём можно прочитать здесь). Там же впервые зафиксировано прозвище, под которым Паоло ди Доно вошёл в историю искусства. Мы видим надпись «Паоло Уччелло сделал меня».

Совет

Что это за странное имя «Уччелло»? По-итальянски оно значит «птичка». Может быть, внешне он был похож на красивую внимательную птицу — автопортрет с фрески, где Уччелло изобразил себя между Джотто и Донателло, этого не опровергает.

Есть и более простое объяснение: Паоло ди Доно много изучал и очень любил животных, а более всего — птиц, за что и получил такое прозвище.

О личной жизни художника известно совсем немного. В 1446-м году, незадолго до того как ему исполнилось 50, Уччелло вернулся в Венецию, приобрел жильё рядом с церковью Всех Святых и женился.

Вазари сплетничает, что и женатый Уччелло продолжал по многу часов просиживать в чулане над своими перспективными чертежами, а когда жена Томмаза требовала, чтобы он шел спать, двусмысленно восклицал: «О, сколь же сладостна эта перспектива!»

Через 10 лет Томмаза умерла от послеродовой горячки. Поздняя дочка Уччелло Антония не только выжила, но даже, по информации все того же Вазари, стала художницей. Уччелло пережил жену почти на два десятилетия, которые провёл в бедности и относительной изоляции, все более погружаясь в геометрические штудии.

Читайте также:  Илон маск - биография, личная жизнь, фото

В поздний период для церкви в Урбино Уччелло написал цикл из шести фресок «Осквернение остии» («Легенда о причастии»), основанный на антисемитских легендах. Они рассказывают о том, как евреи оскверняют облатку (остию) — хлеб, использующийся церковью для таинства причастия.

Еврей выманивает у христиан облатку, колет ножом, а из неё течёт кровь или проступает лик Христа. Впоследствии такого рода апокрифы служили основанием для еврейских погромов и казней.

Трактовка этой темы (и смысловая, и чисто живописная) намекает, что в напряженном состязании между Ренессансом и Средневековьем, которое происходило в сознании Уччелло, окончательно победило Средневековье.

Художник умер 78-летним стариком (в его время мало кто доживал до такого возраста) и похоронен рядом со своим отцом в церкви Святого Духа во Флоренции.

Источник: https://artchive.ru/artists/1532~Paolo_Uchchello

Перспектива у Паоло Уччелло

?

tito0107 (tito0107) wrote,
2017-07-08 22:10:00 tito0107
tito0107
2017-07-08 22:10:00 Category: Вазари писал про Паоло Уччелло: “Итак, Паоло беспрерывно находился в погоне за самыми трудными вещами в искусстве и довел таким образом до совершенства способ перспективного построения зданий по планам и по разрезам, вплоть до верха карнизов и перекрытий, при помощи пересечения линий, сокращающихся и удаляющихся к точке схода, а также при помощи точки глаза, предварительно и произвольно устанавливаемой выше или ниже. В итоге он столького достиг в преодолении этих трудностей, что нашел путь, способ и правила, как расставлять фигуры на плоскости, на которой они стоят, и как они, постепенно удаляясь, должны пропорционально укорачиваться и уменьшаться, между тем как всё это раньше получалось случайно. Он нашел также способ строить кривые распалубок и арок крестовых сводов, строить сокращение потолков вместе с уходящими вглубь балками, строить круглые колонны на углу дома в толще его стены так, чтобы они закруглялись за угол, а в перспективе спрямляли угол так, чтобы он казался плоским.

В этих размышлениях он обрек себя на одиночество и одичание, оставаясь дома недели и месяцы, ни с кем не видясь и никому не показываясь. И хотя все это вещи трудные и прекрасные, все же если бы он потратил это время на изучение фигур, которые выполнял и так с довольно хорошим рисунком, то дошел бы в них до полнейшего совершенства; тратя же свое время в мудрствованиях подобного рода, он при жизни оказался более бедным, чем знаменитым. И потому скульптор Донателло, закадычный его друг, говаривал ему частенько, когда Паоло показывал ему обручи (мадзокки) с остриями и в клетку, изображенные перспективно с разных точек зрения, шары с семьюдесятью двумя алмазными гранями и с жезлами, обвитыми стружками, на каждой грани, и другие причуды, в которых он проводил и на которые тратил время: «Эх, Паоло, из-за зтой твоей перспективы ты верное меняешь на неверное; эти штуки надобны только тем, кто занимается интарсиями, — это они заполняют фризы жгутами, круглыми и гранеными витками и тому подобными вещами».”


Читая это, представляешь какие-то сверхсложные архитектурные конструкции в перспективе. но если Паоло Уччелло и рисовал нечто подобное, такие рисунки не сохранились. Ничего подобного по сложности архитектурным сооружениям, которые рисовал, например, Якопо Беллини, мы не находим ни в рисунках Уччелло, ни в его картинах. Шары с семидесятью двумя гранями – да, есть:Вроде-бы здесь нет явных нарушений перспективы (есть небольшие искажения, полученные в процессе построения). А вот насчет знаменитого рисунка вазы – не уверен, не проверял, а на глаз такие вещи определить сложно:А вот в рисунке обруча перспектива не соблюдается, параллельные ребра не сходятся, да и перспектива окружности дана не точно:Разумеется, основные принципы построения перспективы были известны Паоло Уччелло. Вот одна из ранних его работ, созданная, возможно, еще при жизни Мазаччо (датировка, конечно, условна):
Благовещение, ок. 1425Здесь ортогонали сходятся в одной точке (незначительные отклонения могли появиться в процессе работы), а диагонали квадратов, соприкасающихся углами, лежат на одной прямой. Во многих работах 1430-х гг. правильная перспектива отсутствует.
Введение во храм. Фреска собора в Прато, ок. 1435.Обратите внимание, как нарисованы окружности – овалы, а не эллипсы

Рождество Богоматери. Фреска собора в Прато, ок. 1435.А здесь и верхняя и нижняя части комнаты, а также лестница – вообще в изометрии. Такие построения были в ходу во времена Джотто и его непосредственных преемников.

Пределла “Чудо с осквернением гостии”, 1465-1469 :

Пределла целикомОтдельные клейма (не знаю, правильно ли применение данного термина в этом случае) небольшого размера, они не предназначены для того, чтобы создавать иллюзию глубокого пространства, в отличие от фресок. И тем не менее, очевидно, что их автору перспектива была знакома, а некоторое пренебрежение точностью построения в данном случае вполне оправдано. Обратите внимание: линия горизонта прямо на уровне глаз женщины.Даже картины, где нет архитектурных деталей нарочито “перспективны”. Очевидно, Уччелло пользовался сеткой квадратов, чтобы размещать на плоскости фигуры людей и животных и прочие предметы. Живопись Уччелло суховата, люди и животные, застывшие (несмотря на стремительные движения), похожие на манекены, а пейзаж выглядит как-то бутафорски. Но есть в этой застылости, сухости и искусственности что-то “метафизическое”.
Охота в лесу, 1460-е
Битва при Сан Романо. Никколо да Толентино ведет в бой флорентийских всадников. 1450-еОбратите внимание на сломанные копья. Почти все они лежат параллельно, или перпендикулярно картине, устремляясь, в последнем случае, в единую точку схода.
Паоло Уччелло умел изображать крупы лошадей и собак в резких ракурсах в перспективе, а вот в случае с человеческой фигурой перспективное сокращение отсутствует. Это заставляет вспомнить “Мертвого Христа” Мантеньи и многочисленных его подражателей. Иные современники Паоло (тот же Якопо Беллини) не страшились изображать лежащих людей в перспективе, но постепенно художники отказались от такого приема, стали рисовать лежащих как бы с бесконечно удаленной точки (и у Брюллова и у Васнецова именно так), и только импрессионисты реабилитировали резкие ракурсы.

И одна из самых знаменитых фресок Уччелло – “надгробный памятник” кондотьеру Джону Хоквуду (Джованни д'Акуто) в Санта Мария дель Фьоре:

Картина расположена намного выше уровня человеческих глаз, а линия горизонта находится как раз на этом уровне. Пьедестал построен в правильной перспективе, но это построение значительно проще, чем в “Троице” Мазаччо.

Обратите внимание

Фигура всадника изображена с отдельной точки зрения, она построена по принципу фронтальной проекции в ортогональном черчении, из бесконечно удаленной точки и стоит на самом краю пьедестала.

Очевидно, построить ее с той же точки, что и пьедестал было бы, во-первых, чрезвычайно сложной задачей, а во-вторых, кондотьер выглядел бы иллюзорным только с одного ракурса (и эта точка никак не выделена в архитектуре собора), а со всех остальных казался бы искаженным.

Подводя итог, можно отметить, что творчество Паоло Уччелло – пример “первых шагов” перспективы в живописи. Порой эти шаги выглядят еще неуклюжими, художники не совсем понимают, как правильно применять доставшийся им прием. Но уже в работах младших современников Уччелло – Пьеро делла Франчески и Андреа Мантеньи применение перспективы достигает совершенства.

Источник: https://tito0107.livejournal.com/1156582.html

Великие художники, Часть 33, Паоло Уччелло, 2003

Книги и учебники → Книги по искусствоведению

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Великие художники, Часть 33, Паоло Уччелло, 2003.   Личность и творчество одного из самых выдающихся представителей флорентийского кватроченто (XV век) Паоло Уччелло до сих пор остается загадкой. Сведений о его жизни сохранилось ничтожно мало, для того чтобы составить полное представление об этом человеке, а время, к сожалению, слишком жестоко обошлось с его работами, чтобы сегодня они в полной мере могли продемонстрировать всю силу его уникального таланта… Паоло ди Доно (позднее — Уччелло), родился в 1397 году во Флоренции. Известно, что его отец, Доно ди Паоло, переехал во Флоренцию в 1373 году из своего родного города Прато и вскоре стал весьма популярной личностью в тосканской столице: он хорошо знал врачебное дело, и к нему со всей округи стекались страждущие в надежде на исцеление. Мать будущего художника, Антония ди Джованни дель Кастелло дель Бечутто, была представительницей знатного флорентийского рода…О юных годах Уччелло нам не известно ничего, кроме одного обстоятельства: талант художника проявился еще в детстве, и в возрасте десяти лет он уже помогал знаменитым скульпторам Гиберти (ок. 1381—1455) и Брунеллески (1377—1446) в осуществлении задуманного ими еще в 1401 году проекта с культурного оформления северных ворот флорентийского Баптистерия. Гиберти создает большую мастерскую, в которой молодые мастера заняты, в основном, на подсобных работах. Рядом с Уччелло там трудились художник Мазолино (ок. 1383—1447), а также известный в будущем скульптор Донателло (1386—1466). В 1415 году Уччелло, как и многие его коллеги-художники, становится членом Цеха флорентийских докторов, аптекарей н живописцев — организации, имеющей свое представительство в приорате и покровительствующей представителям всех видов искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

ЖИЗНЬ УЧЧЕЛЛО стр. 3ТВОРЧЕСТВО стр. 6„Сцены из Книги Бытия” — ок. 1424— 1425 стр. 6„Пределла из Квараты” — ок. 1433 стр. 8„Рождество” —1435—1440 стр.10„Памятник кондотьеру Джованни Акуто” — 1436 стр. 12„Битва при Сан Романо”(1)- 1435-1436 стр. 14„Битва при Сан Романо” (II)— 1435—1436 стр. 16„Битва при Сан Романо” (III) —ок. 1435—1440 стр. 18„История Ноя” — 1447 стр.

20„Битва святого Георгия с драконом” — 1455—1460 стр.22„Осквернение остии” — 1467— 1468 стр. 24„Охота”-1470 стр.26УЧЧЕЛЛО И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ стр. 28УЧЧЕЛЛО В МУЗЕЯХ МИРА стр.31.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Великие художники, Часть 33, Паоло Уччелло, 2003 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Великие художники, Часть 33, Паоло Уччелло, 2003 – Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Великие художники, Часть 33, Паоло Уччелло, 2003 – depositfiles.

Источник: https://nashol.com/2012070265907/velikie-hudojniki-chast-33-paolo-uchchello-2003.html

Какие вы знаете интересные истории из жизни известных художников?

Однажды к Пикассо постучались фашисты, показали ему фотографию картины “Герника”, и спросили: “Это вы сделали?” На что Пикассо ответил: “Нет, вы.”

Караваджо был человек затейливый, но вспыльчивый. Однажды он заказал в трактире две порции артишоков: одну, сваренную в воде, другую в масле. Когда трактирщик принёс ему артишоки, тот спросил, где какая порция, на что трактирщик предложил ему взять и понюхать. Обе порции артишоков незамедлительно полетели в лицо трактирщика.

К слову, Караваджо своим нравом заработал себе дурную славу, и в конце концов кого-то там таки убил, после чего ему пришлось бежать из Рима и много писать “на ходу”. Как следствие, время от времени какую-нибудь из его работ находят пролежавшей всё это время где-нибудь в винном погребе.

Пьеро де Медичи однажды заказал у Микеланджело снеговика. Тот, разумеется, справился. По сохранившимся записям нельзя сказать, кого этот снеговик, собственно, изображал, но всем вроде бы понравилось.

Микеланджело не хотел писать Сикстинскую капеллу. Он прямо сказал папе Юлию Второму, что не художник, а скульптор, на что папа ответил, что теперь ему придётся стать художником.

Пока шла работа над капеллой, Рафаэль иногда тайком проникал внутрь, подкупив ключника, смотрел работу Микеланджело, возвращался домой и всё перерисовывал под его манеру.

Однажды папа Юлий Второй заказал у Микеланджело бронзовую статую себя. Когда позже Болонью захватил Д’Эсте, он расплавил статую, сделал из неё пушку, а затем заказал у Тициана свой портрет вместе с этой пушкой. Когда много позже Микеланджело прибыл в Болонью просить военной помощи для (кажется) Флоренции, Д’Эсте показал ему этот портрет с пушкой. Микеланджело обиделся и уехал.

Сальвадору Дали принадлежит дизайн логотипа “Чупа-Чупс”.

Испанские республиканцы пытали пленных франкистов, запирая их в комнатах с картинами Сальвадора Дали и Кандинского. Неизвестно, насколько эффективными были пытки.

У Сальвадора Дали была привычка спать с ключом в руке.

Важно

Сальвадор Дали всегда ходил в один и тот же ресторан, и однажды, будучи в плохом настроении, разбил тарелку с супом. Чтобы как-то выйти из ситуации, он подписал осколки, и раздарил их другим посетителям.

Верещагин, любивший писать картины на военную тему, отправился за вдохновением на русско-японскую войну, где и погиб, когда его броненосец подорвался на мине.

Читайте также:  Идеи на новый год

Во время своей жизни в Париже в особенно голодные годы, Жоан Миро ел ластики.

На меня произвел впечатление тот факт, что Ван Гог привел к себе домой больную уличную проститутку, выходил ее и в последствии взял в жены. Он сам это описывает в письмах к брату.

Сальвадор Дали один из очень немногих художников, чьи работы не имеет смысла фальсифицировать. Дело в том, что он подписывал чистые листы бумаги и полотна, а также раздаривал свои работы направо и налево (врачам, прислуге и другим). Поэтому определить подлинность работ Дали очень сложно.

Ситуацию усугубляет еще то, что у него не было единой подписи: десятки вариаций на тему Dali украшают разные полотна мастера. Кроме того, известно, что будучи достаточно меркантильным, Дали отказывался от некоторых своих работ, заявляя, что нет гонорара, нет и автора.

Это дает повод мошенникам выдавать неподписанные полотна сомнительного происхождения за «ранее неизвестные работы Дали».

Как-то раз Дали пригласил к себе известного армянского композитора, автора «Танца с саблями» Арама Хачатуряна. Композитор явился в особняк Дали вовремя, дворецкий провел его в роскошный зал и попросил подождать.

Спустя час в зале зазвучала музыка того самого «Танца с саблями», двери с одной стороны распахнулись, и оттуда выскочил совершенно голый хозяин дома — верхом на швабре и с саблей в руке. Он проскакал мимо онемевшего от такого зрелища Хачатуряна и скрылся в других дверях. После чего композитору сообщили, что встреча закончена.

В версии, изложенной Сергеем Довлатовым в «Записных книжках», бедный Хачатурян прождал Дали три часа. За это время он выпил много вина, которое находилось в зале, захотел в туалет, но двери были заперты, а на стук никто не отвечал.

Совет

Промаявшись, сгорая от стыда, именитый композитор начал опорожнять мочевой пузырь в одну из ваз, и тут в зал выскочил Дали — с саблей, и на настоящем коне, заявив что он долго желал иметь в своем доме “след”, оставленный великим Хачатуряном.

Винсент Ван Гог, проживая в Арле, в то время он особенно сильно страдал припадками и помутнениями рассудка, в один из таких припадков он отрезал себе ухо. В романе “Жажда жизни” Ирвинга Стоуна, так же говориться что данное ухо он сразу отнес любимой проститутке.  Последующая картина «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» была продана как одна из его самых дорогих картин.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/67683/kakie-vy-znaete-interesnye-istorii-iz-zhizni-izvestnykh-khudozhnikov

Выводы по главе 1

Перспектива Брунеллески впоследствии становится средством, чтобы упорядочить пёструю и многообразную картину действительности, придать ей структурное и эстетическое единство, подчинить её строгим законам пропорциональных отношений. Для мастеров Возрождения перспектива превращается во всеобщий принцип организации пространства и композиции.

В поисках перспективы, проникшись духом античности, научился различать виды и устройство античных построек, создал в своих папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры.

Многие авторы считали, что Брунеллески возродил добрые старые традиции античности. Филиппо, опираясь на достижения античной и современной ему науки, впоследствии сформировал закон, новый не только для его времени, но вероятно, и для античной эпохи.

И пришёл он к этому новому решению как архитектор-практик. Желая сделать восприятие более реконструированным и более наглядным, он создаёт геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения.

В этих своих поисках Брунеллески впервые открывает прямую перспективу.

Говоря о его «архитектурных созданиях», можно сказать, что они сочетают в себе упругую силу, сочетающейся с нежностью. Более того, всё искусство Брунеллески обращено в будущее или даже в далёкое будущее.

Историки считают, что именно его «молодость» воздействует на зрителей своим непосредственным обаянием. Его архитектура как бы достигает того предела индивидуализации, которого может достигнуть зодчество.

Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллески, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка.

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОИСКИ УЧЧЕЛЛО

2.1 Поиски совершенного перспективного построения

Обратите внимание

Паоло Уччелло-Паоло ди Доно (итал. PaoloUccello) (1397, Флоренция — 10 декабря 1475) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.

Паоло Уччелло родился в 1397 году – или чуть раньше или чуть позже- и, скорее всего, во Флоренции. При крещении мальчик получил имя Паоло ди Доно.

Происхождение прозвища Уччело (“птичка”) неизвестно, по мнению Вазари – так Паоло прозвали за любовь к животным и к птицам в особенности.

С легкой руки Вазари именно этого художника будут вспоминать, и помнить о его страстной любвик “перспективе”. Вплоть до начала XX века Паоло Уччелло считался математиком, “помешавшимся на перспективе”, которому картины нужны были лишь для того, чтобы проверять на них свои математические выкладки.

Испытывая влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л. Гиберти, он находит в себе страстное увлечение проблемами нового реалистического искусства, впоследствии, которое сочеталось в творчестве Уччелло с позднеготическими чертами.

Органически сочетая свою любовь к искусству, растениям, животным, птицам и научным исследованиям, строил пространство по законам математической перспективы. Замыслы и идеи художника имеют вполне простые формы, ограниченную, минималистичную, даже, цветовую гамму.

Скульптурная очерченность контуров в его композициях отражает влияние Донателло. Произведениям Уччелло присущи динамика, смелые перспективные построения и вместе с тем уравновешенность композиции, черты поэтической сказочности, звучность нарядного, изысканного колорита.

Такие качества обнаруживаются в цикле фресок «История Ноя» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Именно в этот период Уччелло обратился в своем творчестве к открытой незадолго до того системе линейной перспективы.

Важно

Как складывалась жизнь Паоло Уччелло с 1415 по 1425 год, ученые не знают. Но в 1425 году мы обнаруживаем живописца уже в Венеции. Здесь он занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко.

К сожалению, единственная мозаика, о которой с уверенностью можно было бы сказать, что она создана по рисункам Уччелло (фигура святого Петра на фасаде собора), не сохранилась.

Что касается остальных мозаик, то здесь авторство Уччелло представляется весьма спорным.

В родную Флоренцию Уччелло возвратился не позднее января 1431 года, о чем говорит дата на квитанции об уплате художником налогов. В начале следующего года мастер предложил флорентийским властям свои “услуги” по оформлению кафедрального собора.

Власти не сразу доверились ему, а 23 марта 1432 года обратились к своему представителю в Венеции с просьбой собрать для них сведения о Паоло Уччелло. Судя по всему, полученный из Венеции отзыв оказался благоприятным, поскольку в 1436 году живописец приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду (Рис.

9), английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии, – первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло.

В 1443 году мастер получил еще один заказ – на роспись циферблата часов (Рис. 10) на западной стороне все того же кафедрального собора. Несколько позже он создал три витража для восьмигранного “барабана”, венчающего купол собора. Один из этих витражей был разрушен в 1828 году, а два других и циферблат сохранились до нашего времени.

В 1445-46 годах Уччелло побывал в Падуе. Согласно Вазари, он поехал туда по приглашению своего друга, скульптора Донателло, нашедшего для художника выгодный заказ. Увы, сегодня невозможно отыскать и следов серии фресок, созданной мастером для падуанского дворца Витальяни.

Совет

В 1446 году Уччелло возвратился во Флоренцию и, как следует из заполненной им тогда же налоговой декларации, поселился на Виаделла Скала, рядом с церковью «Всех Святых». В этом же году он женился, хотя мы не располагаем сведениями о точной дате его венчания (церковные записи были утрачены).

В 1456 году жена Уччелло, умерла после неудачных родов. Девочка, появившаяся на свет, выжила, и ее нарекли Антонией.

Недолгая семейная жизнь художника была, по всей видимости, довольно благополучной. Об этом нам позволяет судить “анекдот”, рассказанный Вазари в “Жизнеописаниях знаменитых живописцев”. Однажды Уччелло до поздней ночи засиделся над изучением перспективы.

Когда, наконец, жена позвала его идти спать, мастер улыбнулся и воскликнул: “Пожалуй, такая перспектива мне нравится больше всего”. О своеобразном юморе художника свидетельствует и такая история.

Работая над фресками для флорентийского монастыря Сан-Миниато аль Монте, Уччелло питался изо дня в день одним только сухим хлебом и козьим сыром – поскольку ничего другого скупой настоятель монастыря не предлагал живописцу. Такой рацион вскоре надоел ему, и он ушел из монастыря, оставив фрески недописанными.

Настоятель послал за художником монахов, чтобы они вернули его. Уччелло, однако, отказался возвращаться в монастырь, сказав, что настолько пропитался сыром, что боится, как бы у него не склеились внутренности. Монахи расхохотались и, вернувшись к настоятелю, объяснили ему суть недоразумения. Через какое-то время Уччелло продолжил работу над фресками.

Настенные росписи монастыря Сан-Миниато сохранились до наших дней, хотя и пребывают в самом жалком состоянии.

В несколько лучшем состоянии находятся принадлежащие кисти Уччелло фрески во флорентийской церкви Санта-Мария Новелла (среди них искусствоведы обыкновенно выделяют фреску “Всемирный потоп” (Рис. 11)).

Обратите внимание

Джорджа Вазари был склонен считать “Всемирный потоп” величайшей из работ Уччелло, и многие современные искусствоведы присоединяются к его точке зрения. Фреска действительно поражает своей величественностью, хотя и находится в самом плачевном состоянии.

Над росписью церкви Санта-Мария Новелла трудились несколько художников, имена которых, к сожалению, история для нас не сохранила. Достоверно известно лишь то, что Паоло Уччелло был одним из этих нескольких художников.

Особенного внимания в церкви Санта-Мария Новелла заслуживает так называемая “Зеленая Аркада”, названная так потому, что в большинстве фресок, украшающих ее, преобладает зеленый цвет (порою они даже кажутся монохромными, несмотря на то, что в них присутствуют и красно-коричневые тона).

В “Жизнеописаниях знаменитых живописцев” Вазари так отзывается о ней: “Он (Уччелло) написал мертвые тела, бурю, неистовый ветер, вспышки молний, вывороченные с корнем деревья и объявший людей ужас так, словно видел все это своими глазами”.

Паоло Уччелло объединил здесь два библейских сюжета, связанных с историей потопа, – собственно потоп и окончание его, когда Ной выпускает из ковчега голубя. Мастерски выстроена во “Всемирном потопе” перспектива, создающая эффект воронки, водоворота, засасывающего пытающихся спастись людей.

До сих пор не идентифицирована фигура величественного старца, помещенная живописцем почти в центре композиции. Некоторые исследователи утверждают, что это – Ной. Однако фигура Ноя изображена правее и выше, прямо под сводом арки.

Следует отметить также превосходные геометрические рисунки Уччелло, где художник изучает предметы в перспективе. Примером может служить его рисунок “Перспектива чаши” (Рис. 12).

Кстати, у Вазари, который был известным собирателем рисунков, говорят, хранилось несколько работ Паоло Уччелло, включая “удивительно тонкие рисунки птиц и животных”.

Они, как и те рисунки, что лежали в сундуках самого мастера, бесследно исчезли.

Важно

Наиболее значительной из поздних работ Паоло Уччелло представляется серия из трех больших панелей, где изображена битва приСан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Впервые “Битва при Сан-Романо” (Рис.

13) упоминается в описи имущества влиятельного семейства Медичи в 1492 году.

Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что “Битва при Сан-Романо” изначально предназначалась для дворца Медичи.

Следующая, из дошедших до нас работ мастера относится к середине 1460-х годов. Это часть алтарного образа, находящегося в церкви Тела Христова (Рис. 14) в Урбино.

Уччелло трудился над образом с февраля 1467 года по октябрь 1469 года. В документах не раскрывается причина, по которой он был отстранен заказчиками от дальнейшей работы над алтарным образом.

Возможно, художник сам отказался от нее.

Судя по всему, алтарный образ для церкви Тела Христова стал последней работой Паоло Уччелло.

Со слов Джордже Вазари мы знаем о том, что мастер провел свои последние годы “в бедности и одиночестве, закрывшись у себя в доме и с головой уйдя в изучение перспективы”.

10 декабря 1475, Паоло Уччелло скончался в больнице, ему было 78 лет. Тело художника похоронили рядом с прахом его отца, во флорентийской церкви Святого Духа.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/12747

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector