Василий жуковский – биография, личная жизнь, фото

Жуковский Василий Андреевич — Биография

Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января 1783, село Мишенское, Белёвский уезд Тульская губерния, Российская империя — 12 апреля 1852, Баден-Баден, Германский союз) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член Императорской Академии наук (1827—1841) и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности, тайный советник (1841).

Родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716—1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой; ум.

1811), привезённой в 1770 году крепостными Бунина, участниками русско-турецкой войны, из-под крепости Бендеры (по другим данным, была взята в плен майором К. Муфелем, отдавшим её на воспитание Бунину).

Обратите внимание

Фамилию свою ребёнок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского (ум. 1817), который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Незадолго до рождения Василия Бунины потеряли своего последнего сына Ивана.

Мария Григорьевна Бунина решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына. Усыновление не давало право на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.

Одна из законнорожденных сестёр Жуковского вышла замуж за брата Глафиры Алымовой, таким образом, породнившись с мужем Глафиры — А. А. Ржевским, вице-директором Академии Наук.

Обучение

Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 году 6-летний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в Московский университетский благородный пансион и учился в нём четыре года. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Дмитрий Дашков, Андрей и Александр Тургеневы, возникло особое литературное общество — Собрание, с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал Жуковский.

В печати Жуковский дебютировал «Мыслями при гробнице» (1797), написанными под впечатлением известия о смерти В. А. Юшковой. «Живо почувствовал я, — говорит 14-летний автор, — ничтожность всего подлунного; вселенная представилась мне гробом. Смерть! Лютая смерть! Когда утомится рука твоя, когда притупится лезвие страшной косы твоей?..»

Поэтическая карьера

В 1802 году Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.

С 1805—1806 годов поэтическая сила Жуковского быстро возрастает, достигая своего высшего расцвета в 1808—1812 годах. Всё это время Жуковский работал в «Вестнике Европы», а в 1808—1809 годах был его редактором.

В 1808 году явилась его «Людмила», переделка «Леноры» Г. А. Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм. Жуковского захватило стремление в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского.

В 1812 году Жуковский вступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал «Певца во стане русских воинов», сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России.

В 1815 году Жуковский стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии. Там он знакомится с вологодским поэтом Константином Николаевичем Батюшковым и становится одним из его друзей и покровителей.

С 1816 года Жуковский становится автором первого официального гимна России «Молитва русских». Это был перевод (правда, сильно изменённый) текста английского гимна «God save the King». Музыка была также позаимствована у английского гимна (что в своё время сделали более 20 государств).

В 1816 году Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 году он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 года был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II.

Жуковский в 1837—1839 годах

Жуковский был хорошо знаком с А. С. Пушкиным. Когда 27 января (8 февраля) 1837 года произошла смертельная дуэль Пушкина с Жоржем Дантесом, Жуковский передавал записки между императором Николаем I и А. С. Пушкиным. Эту обязанность разделил с ним врач Пушкина, лейб-медик императора Н. Ф. Арендт.

После гибели Пушкина, в 1837 году Жуковский объездил с наследником-цесаревичем Россию и часть Сибири. После этого, в 1838—1839 годах Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе. В Риме он особенно сблизился с Гоголем.

Отставка и закат жизни

В 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку. В этом же году в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 20-летней Елизаветой Евграфовной Рейтерн (1821—1856), дочерью его давнишнего приятеля, живописца Е. Р. Рейтерна.

Последние 12 лет жизни провёл в Германии, в кругу своих новых родных — сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но, по болезненному состоянию своей жены, так и не успев осуществить этого желания.

В начале 1842 года Жуковский приступает к переводу «Одиссеи». В печати первый том «Одиссеи» вышел в 1848 году, второй — в 1849 году.

Важно

Умер 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

В 1879 году библиотека поэта была приобретена А. М. Сибиряковым у сына Жуковского и подарена Томскому университету.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage10069/biography

Краткая биография Василия Андреевича Жуковского самое главное

Будущий поэт родился в семье помещика из дворянского рода Буниных. Отца звали Афанасий Иванович. Однако ребенок был лишен дворянских прав, причина крылась в том, что Василий Андреевич был незаконнорожденным. Несмотря на это, жена Бунина, Мария Григорьевна, приняла Жуквоского в семью.

Основной причиной такого решения, была недавняя потеря собственного сына. Для нормального оформления ребенка, Бунин вынужден просить Андрея Жуковского усыновить сына. Андрей Григорьевич соглашается, и Василий обретает официального отца и дворянскую фамилию.

Несмотря на это, дворянских прав по наследству Василий не получил.

Что бы получить достойное будущее, Василий Андреевич все еще нуждался в дворянских правах, и Бунин хлопочет о зачислении сына в гусарский полк. Фиктивная служба приносит плоды. Чин прапорщика, наконец, позволяет получить дворянство и землю.

До четырнадцати лет юный поэт обучается в частном пансионе и народном училище.

Преодолев этот рубеж, он поступает в университетский пансион, который заканчивает в числе лучших учеников и получает серебряную медаль за успехи в учебе.

Уже в это время проявляется тяга Жуковского к литературе и начинает раскрываться его писательский талант. Он даже возглавляет литературное общество, внутри пансиона.

После учебы начинается особенно знаковый период жизни и творчества поэта. Ознаменуется он началом работы в московском периодическом журнале ”Вестник Европы”. Там Василий Андреевич начинает печататься и делать переводы, так же некоторое время работает редактором.

Благодаря своему таланту, становится чтецом при дворе. В дальнейшем назначается обучать и наставлять наследника-цесаревича Александра II. Активно занимается не только самостоятельным творчеством, но и переводами.

Совет

После восшествия на трон, Александр назначает своего наставника тайным советником, и относится к нему с большим доверием. Поздние свои годы, Жуковский проводит вне родины. Причиной тому женитьба на Елизавете Рейтерн.

Смерть настигает поэта в Баден-Бадене 12 апреля 1852 года, Василию Андреевичу было 69 лет.

4, 5, 6, 9 класс

Биография Жуковского кратко

В. А. Жуковский внес неоценимый вклад в развитие родной литературы. Он стал одним из основоположников русской романтики. Благодаря ему, стало известно творчество многих иностранных поэтов. Жуковский занимался их переводами.

Детство и начало творческого пути

Рожден был Василий Андреевич 29 января 1783 года в доме Буниных. Его отец, Афанасий Бунин, был помещиком и хозяином того села, в котором и прошли детские годы будущего известного поэта. Это село Мишенское. Мать Жуковского была из пленных турчанок.

Так, Василий Андреевич, был незаконнорожденным сыном помещика. Он жил в его доме как воспитанник и эта семья обеспечила ему возможность получить образование. Фамилию Жуковский и отчество Андреевич он получил от своего приемного отца, тоже помещика, который усыновил мальчика.

А для того, чтобы получить дворянский титул, Жуковскому пришлось поступить на военную службу в гусарский полк в Астрахани. Однако, служба его была фиктивной. И, когда он дослужился, таким образом, до звания прапорщика, то получил дворянство. Это было в 1789 году.

Жуковский обучался в частном пансионате. А когда тот закрылся, то поступил в Народное училище. Из него он был исключен. Василий Андреевич продолжил получение образования в заведении своей сводной сестры – Юшковой. Там он и приобщился к литературе.

Первые стихи были написаны в период с 1797 года по 1801. В это время поэт обучался в пансионе при Московском университете. Он входил там в состав литературного сообщества.

В 1802 году в «Вестнике Европы» опубликован  перевод Жуковским эллегии английского поэта «Сельское кладбище». Перевод был вольным и пропитан сентиментальными чертами.

Чуть позже, беря за основу произведения писателей зарубежья, Василий Андреевич пишет свои первые поэмы и баллады. Это «Светлана», «Людмила». Здесь уже черты романтизма ярко выражены.

Мотивы иностранных произведений дополнены русскими традициями.

Военные годы и царская служба

Принимал участие Жуковский и в войне против Наполеона. За это время из-под его пера так же выходят несколько лирических произведений. Особую известность ему приносит «Императору Александру» – стихотворное послание написанное в 1814 году.

А с 1815 года он был принят на царскую службу при Николае 1. Вначале, он был императорским чтецом. А с 1825  он стал воспитателем и наставником наследника престола – Александра.

Обратите внимание

Служа при дворе, Жуковский не раз ходатайствовал о облегчении наказаний Пушкина, Герцена и других опальных поэтов. Просил он и за декабристов.

Относительно творческой деятельности, самый плодотворный период приходится на 1810 – 1820 годы. А в начале 30-х годов он занимается переводами иностранных произведений. Ему принадлежат переводы произведений Шиллера, Байрона. В этот же период пишет он и свои сказки ( о царе Берендее, о спящей царевне). С 1827 года Жуковский становится почетным членом Академии Наук в Петербурге.

Жизнь в Германии

Отношения поэта с царским двором начали портиться. И в 1841 году он получает отставку по службе. После этого он покидает Российскую Империю.

Жуковский переезжает в Германию. Там он устраивает свою личную жизнь, взяв в жену дочь своего друга-художника, Елизавету. Позже, поэт хотел возвратиться на родину. Но, плохое здоровье супруги так и не позволило этого сделать.

Жуковский продолжает заниматься своей литературной деятельностью за границей. Он пишет сказки, делает переводы. Смерть настигла его в Баден-Бадене 12 апреля 1852 года. Василий Андреевич умер, не успев окончить перевод гомеровской «Иллиады». Прах его, после, был перевезен в Россию.

4, 5, 6, 9 класс

Василия Андреевича Жуковского биография о главном

В.А.Жуковский. Величайший поэт сочинивший множество баллад и первым ввёл в литературу новое литературное течение романтизм.
Будущий поэт родился в селе Мишенском ,в семье помещика Бунина.

Ребёнок в то время считался незаконным, поэтому Буниным было принято решение отдать сына бедному дворянину Жуковскому. Жуковский был отдан на военную службу, где молодой поэт получил воинское звание.

Позже он был занесён в Тульское дворянское родословное древо.

После кончины своего отца, Жуковский ощущал себя в доме неуютно. Однако будущий поэт не озлобился на судьбу, сохранил спокойствие и уравновешенность. Будущий поэт переносил выпавшие на его судьбу невзгоды с уверенностью и верой в лучшее.

Обучение великий поэт получал сначала домашнее, а затем в пансионе Х.Ф.Роде. Наибольшее воздействие на него оказал университетский пансион в Москве. Там поэт знакомится с Тургеневыми, которые навсегда останутся его друзьями.

Позже он основывает с Тургеневым и Мерзляковым Дружеское литературное общество. Главной целью они ставят приобщение русского народа к западному романтизму, переосмысляют западные романтические идеи на русский манер.

Читайте также:  Зинедин зидан - биография, личная жизнь, фото

Почти все произведения Жуковского были переводами, но не все являлись таковыми. Чужое Жуковский превращал в нечто иное, преобразовывал и делал достоянием русской словесности .

Началом творческого пути Жуковского являлась элегия «Сельское кладбище».Являлась выдержкой классицизма и сентиментализма. С этого момента Жуковский понял, что его призванием будет художественная литература.

Важно

Работа в соляной конторе одарила его арестом, из-за занятия литературой и халатным отношением к работе. После окончания срока, Жуковский подаёт в отставку и поселяется в Мишенском, где и находит свою любовь-Мария Протасова. Жуковский преподавал Марии, которой было в то время 12 лет. Мария влюбляется в поэта, но их намерениям не суждено было статься.

После 5 лет в Мишенском. Жуковский перебирается в Петербург, где становится редактором «Вестник Европы».В 1808 пишет сочиняет «Людмила».

В течение шести лет, Жуковский пишет множество баллад, таких как: «Светлана», «Кубок», «Кассандра» и множество других.

Благодаря творчеству Жуковского, баллада внесла романтизм в русскую словесность , а затем и была «перенесена» с низкого жанра ,в высокий.

Война с Наполеоном 1812 года наполнила патриотизмом Жуковского. Поэт уезжает на войну, где получает ранение .Вскоре он напишет произведение, сделавшее его известным всей России –«Певец во стане русских воинов»

В 1817 году, давняя возлюбленная поэта входит замуж за доктора Мойера.В 1823 году поэт оплакал раннюю гибель своей любви.
В 1820 годы поэт переводил отрывки из поэмы «Энеида» Вергиля и « Метаморфоз» Овидия.

В 1826 году Жуковскому предлагают стать наставником цесаревича Александра второго. Последующие 15 лет поэт живёт при дворе .Жуковский серьёзно отнёсся к своей работе. Он самостоятельно составлял план работы, конспекты.

Поэт считал, что правильное воспитание будущего царя, сыграет чрезвычайную роль в становлении России. Жуковский не ошибся, его ученик отменил в 1861 году крепостничество.

Также, Жуковский выступал за помилование декабристов и оказал помощь многим из них.

Совет

В 1830-е годы Жуковский пишет ещё несколько новых баллад. Сам поэт живёт в Царском Селе, где вступает в борьбу с Пушкиным. Летом 1832 года, Жуковский уезжает на лечение за границу. После приезда на него взваливается много забот. Жуковский тяжело реагирует смерть Карамзина, а в 1937 гибель Пушкина.

В 1840 году, Жуковский женится на дочери своего товарища – немке Елизавете Рейтер. В 1841 году уезжает в Германию, где его настигает смертельный недуг. Он всё ещё продолжал сочинять новые произведения.

8 апреля 1852 года поэт умирает, навсегда оставшийся в сердцах людей.

4, 5, 6, 9 класс

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Прокофьев↑ БиографииЦветаева →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/vasilij-andreevich-zhukovskij

Василий Жуковский (29 января 1783 — 12 апреля 1852). Некролог и биография

«Лебедь благородный дней Екатерины
Пел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый,
А когда допел он, — на небо взглянувши
И крылами сильно дряхлыми взмахнувши,
К небу, как во время оное бывало,

Он с земли рванулся… и его не стало».

Из последнего стихотворения Василия Жуковского «Царскосельский лебедь»

Биография

Основоположник русского романтизма Жуковский искренне верил в то, что поэзия и жизнь неразделимы; что поэзия — это высшее воплощение красоты, справедливости, истины.

Мягкий и верный характер Жуковского, его стремление к правде и гармонии были хорошо известны современникам: А. С.

Пушкин, многому научившийся у друга-поэта, писал о нём: «Что за чертовски небесная душа? Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким ещё!»

Отцом Василия Жуковского был помещик, матерью — пленная турчанка. Мальчика официально усыновил бедный дворянин, живший в господском доме, и Василий воспитывался в семье отца. Но права на дворянское звание у него не было, и мальчика на бумаге зачислили в гусарский полк, что сделало его личным дворянином и позволило обучаться в училище в Туле, а затем и в университетском пансионе в Москве.

В пансионе Жуковский стал главой литературного общества и уже в 14 лет написал своё первое серьёзное стихотворение. Будущий поэт в юности был увлечён сентиментализмом, занимался переводами английских авторов, подражал многим из них. После первого дебюта в московском журнале «Вестник Европы» Жуковский регулярно печатается там, а позднее становится и главным редактором.

После первых сентиментальных опытов поэзия Жуковского приобрела явный романтический уклон. И это было что-то новое для российской литературы. Жуковский учится у средневековых авторов: переводит романтическую поэму «Ленора», а затем на её основе пишет два собственных произведения, «Людмила» и «Светлана», оба очень успешные.

Портрет Василия Жуковского кисти О. Кипренского, 1815 г.

Началась война 1812 года, и Жуковский вступил в ополчение.

В тот же год военном лагере он пишет своего «Певца в стане русских воинов», и эти стихи мгновенно становятся известными в армии, принося Жуковскому первую подлинную славу, но окончательно решает его судьбу написанное двумя годами спустя послание «Императору Александру». Жуковского призывает в Петербург императрица Мария Фёдоровна, и он поступает на придворную службу, которой отдаст 25 лет.

Обратите внимание

Сперва Василий Жуковский был только чтецом императрицы, а также учил русскому языку принцессу Шарлотту — будущую императрицу Александру Фёдоровну. В это время его талант расцвёл наиболее ярко.

Поэт работал над переводами, преимущественно немецких авторов, много писал сам. Спустя 10 лет после поступления на придворную службу Жуковский стал наставником царевича, будущего императора Александра II.

Благодаря своему положению, Жуковский мог заступиться — и заступался — за многих, кто попадал в опалу: Пушкина, Герцена, декабристов.

Выйдя в отставку после совершеннолетия царевича, Жуковский отправился в Германию и там женился на дочери старого друга. Здоровье молодой жены было слабым, да и сам Жуковский уже давно страдал от прогрессирующей слепоты, так что на родине поэту с тех пор не довелось побывать ни разу.

Но Жуковский работал над переводами до самой смерти, завершив «Одиссею» Гомера, но не успев закончить «Илиаду».

Умер Жуковский в Баден-Бадене, где и был похоронен, но через несколько месяцев его тело было доставлено в Петербург и торжественно погребено в Александро-Невской лавре, близ могилы Карамзина.

Памятник Жуковскому в Александровском саду в Санкт-Петербурге

Линия жизни

29 января (9 февраля по старому стилю) 1783 г. Дата рождения Василия Андреевича Жуковского.
1797-1801 гг. Учёба в Московском университетском благородном пансионе.
1802 г. Первая публикация в «Вестнике Европы».
1808-1809 гг.

Работа редактором в «Вестнике Европы».
1808-1809 гг. Работа редактором в «Вестнике Европы».
1812 г. Уход в ополченцы.
1815 г. Участие в литературном обществе «Арзамас».
1816 г.

Создание текста первого официального российского гимна «Молитва русских» («Боже, царя храни»).
1831 г. Создание «Спящей царевны» и «Сказки о царе Берендее».
1841 г. Почётная отставка и переезд в Германию. Женитьба на Елизавете Рейтерн.
1845 г.

«Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».
1848-1849 гг. Выход в печать обоих томов «Одиссеи» в переводе Жуковского.
12 апреля (24 апреля по старому стилю) 1852 г. Дата смерти Василия Жуковского.
август 1852 г.

Похороны Василия Жуковского на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Памятные места

1. Село Мишленское Тульской губернии, где родился Василий Жуковский.
2. Дом № 20 по Казанской (ранее — Малой Мещанской) улице в Петербурге, где Жуковский жил в 1818 г.
3. Доходный дом Брагина в Петербурге, наб. Крюкова канала (ранее — Никольского канала), д. 11, где Жуковский жил в 1818-1819 гг.
4. Доходный дом А. А. Меншикова в Петербурге, Невский пр., д.

64, где в квартире А. Ф. Воейкова Жуковский жил в 1822-1826 гг.
5. Вилла Метцлер во Франкфурте-на-Майне (ранее — дача Зальведеля), где Жуковский с семьёй жил в 1844 г. и принимал у себя Н. Гоголя.
6. Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, где похоронен Жуковский (ныне — Некрополь мастеров искусств).

7.

Памятник Жуковскому в Александровском саду в Санкт-Петербурге.

Эпизоды жизни

Чувством, сильно повлиявшим на поэтические творения Жуковского, стала любовь к его племяннице, Марии Протасовой, дочери единокровной сестры Жуковского по отцу. В 1812 г.

, перед вступлением в ряды ополченцев, поэт решается просить её руки у матери, но получает отказ.

Несчастная любовь долгие годы находит отражение в романтических стихах Жуковского, не угаснув и после замужества возлюбленной в 1817 г., и после её смерти спустя 6 лет.

Гимн России, написанный Жуковским в 1815 г., был на самом деле переводом английского гимна God save the king. Он и исполнялся на тот же мотив (подобные «заимствования» у англичан были характерны для гимнов нескольких государств в то время). В 1833 г.

Важно

по велению Николая I композитор А. Ф. Львов сочинил новую мелодию для гимна, а текст опять был поручен Жуковскому.

В новой версии поэт сместил акцент от обращения к богу на прославление самодержавия, и этот вариант гимна закрепился и использовался до самой революции.

Нет никаких сомнений в том, что Жуковский как воспитатель будущего «царя-освободителя» сыграл огромную роль в формировании прогрессивных взглядов Александра Второго.

Сам поэт считал главной целью воспитания и образования в первую очередь формирование нравственности.

По достижении царевичем совершеннолетия он вместе с наставником отправился в путешествие по России, результатом которого стало смягчение участи ссыльных в самых отдалённых её пределах.

Памятник на могиле Жуковского в некрополе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Заветы

«Жизнь и поэзия — одно».

«Что значит отсутствие поэзии, это ясно показывает наше бедственное, прозаически-разрушительное время, в котором все, одной душе принадлежащее, — все святое, божественно-историческое уничтожено. Дорого, свято и уважаемо теперь только то, что можно ощупать руками, что можно законно или незаконно положить в карман, что можно счесть на счетах или свесить».

«О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет!

А с благодарностию: были!».

Стихотворение Жуковского «Солнце и Борей». Читает Игорь Ясулович

Соболезнования

«Неизмерим подвиг Жуковского, и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза была для дикой степи русской поэзии элевзинскою богинею Церерою.

Она дала русской поэзии душу и сердце, познакомив ее с таинством страдания, утрат, мистических откровений и полного тревоги стремления «в оный таинственный свет», которому нет имени, нет места, но в котором юная душа чувствует свою родную, заветную сторону…»
Виссарион Белинский

«Жуковский не дал своего имени никакому литературному периоду, он стоит посредине между эпохами Карамзина и Пушкина: закончив работу одного, он подготовил почву для другого. Белинский говорит, что без Жуковского мы не имели бы Пушкина. Это страшно много, и нужно уметь быть за это благодарным».
Лев Троцкий

Ссылки

Страница Василия Жуковского в «Википедии»
Собрание сочинений Жуковского и книги о поэте в библиотеке Максима Мошкова
В. В. Огарков, «В. А. Жуковский. Его жизнь и литературная деятельность» на портале «Литература и жизнь»

Также может быть полезно:

Источник: http://epitafii.ru/necrolog/vasiliy-zhukovskiy.html

Василий Андреевич Жуковский

Василий Андреевич Жуковский
Дата рождения: 29 января (9 февраля) 1783
Место рождения: Мишенское, Тульская губерния, Российская империя
Дата смерти: 12 (24) апреля 1852 (69 лет)
Место смерти: Баден-Баден, Германский союз
Гражданство: Российская империя
Род деятельности: Поэт, переводчик, критик
Годы творчества: 1797—1852
Направление: Сентиментализм и романтизм
Жанр: Элегии, романсы, песни, дружеские послания, баллады.
Дебют: Мыслями при гробнице
Подпись:

Василий Андреевич Жуковский (29 января (9 февраля) 1783, Мишенское, Тульская губерния, Российская империя — 12 апреля (24 апреля) 1852, Баден-Баден, Германский союз) — русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член Императорской Академии наук (1827—1841) и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности, тайный советник (1841).

Биография

Родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716—1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой; ум.

Читайте также:  Полезные советы для женщин - на все случаи жизни

1811), привезённой в 1770 крепостными Бунина, участниками русско-турецкой войны, из-под крепости Бендеры (по другим данным, была взята в плен майором К. Муфелем, отдавшим её на воспитание Бунину). Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского (ум.

1817), который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением будущего поэта семью Бунина постигло горе: из одиннадцати человек детей в короткое время умерло шестеро. Убитая горем Мария Григорьевна Бунина решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына.

Совет

Усыновление не давало право на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.

Одна из законнорожденных сестёр Жуковского вышла замуж за брата Глафиры Алымовой, таким образом, породнившись с мужем Глафиры — А. А. Ржевским, вице-директором Академии Наук.

Обучение

Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 году 6-летний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион и учился в нём четыре года.

На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Дмитрий Блудов, Дмитрий Дашков, Сергей Уваров, Александр и Андрей Тургеневы, возникло особое литературное общество — Собрание, с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал Жуковский. Там же он познакомился с директором пансиона Тургеневым Иваном Петровичем.

В печати Жуковский дебютировал «Мыслями при гробнице» (1797), написанными под впечатлением известия о смерти В. А. Юшковой. «Живо почувствовал я, — говорит 14-летний автор, — ничтожность всего подлунного; вселенная представилась мне гробом. Смерть! Лютая смерть! Когда утомится рука твоя, когда притупится лезвие страшной косы твоей?..».

Поэтическая карьера

В 1802 Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.

С 1805—1806 поэтическая сила Жуковского быстро возрастает, достигая своего высшего расцвета в 1808—1812. Все это время Жуковский работал в «Вестнике Европы», а 1808—09 был его редактором.

В 1808 явилась его «Людмила», переделка «Леноры» Г. А. Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм. Жуковского захватило стремление в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского.

Обратите внимание

В 1812 Жуковский поступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал «Певца во стане русских воинов», сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России.

В 1815 Жуковский стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии.

С 1816 Жуковский становится автором первого официального гимна России «Молитва русских». Это был перевод (правда, сильно измененный) текста английского гимна «God save the King». Музыка была также позаимствована у английского гимна (что в своё время сделали более 20 государств).

В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.

В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II.

Жуковский в 1837—1839 годах

Жуковский был хорошо знаком с А. С. Пушкиным. Когда 27 января (8 февраля) 1837 года произошла смертельная дуэль Пушкина с Жоржем Дантесом, Жуковский передавал записки между императором Николаем I и А. С. Пушкиным. Эту обязанность разделил с ним врач Пушкина, лейб-медик императора Н. Ф. Арендт.

После гибели Пушкина, в 1837 году Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири. После этого, в 1838—1839 годах Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе. В Риме он особенно сблизился с Гоголем.

Отставка и закат жизни

В 1841, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку. В этом же году в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 20-летней Елизаветой Евграфовной Рейтерн (1821—1856), дочерью его давнишнего приятеля, живописца Е. Р. Рейтерна.

Последние 12 лет жизни провёл в Германии, в кругу своих новых родных — сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но, по болезненному состоянию своей жены, так и не успев осуществить этого желания.

В начале 1842 Жуковский приступает к переводу «Одиссеи». В печати первый том «Одиссеи» вышел в 1848, второй — в 1849.

Умер 12 (24 апреля) 1852 в Баден-Бадене. Тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Дети

  • Александра Васильевна Жуковская (1842—1912) — в замужестве Верман. Фрейлина. Её брак с великим князем Алексеем Александровичем (4-м сыном Александра II) расторгнут Синодом, её сын Алексей Алексеевич — первый граф Белёвский-Жуковский. Потомки проживают в США в наши дни (см. Жуковская, Александра Васильевна)
  • Павел Васильевич Жуковский (1844/5-1912). Шталмейстер, художник-любитель, автор памятника Александру II в Московском Кремле.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 03. — 04.1805 года — квартира Д. Н. Блудова в доме Варлонта — Басманная улица, 10;
  • 05. — 09.1817 года — дом Д. Н. Блудова — Невский проспект, 80;
  • 09. — 10.1817 года — квартира А. А. Плещеева в доме Риттера — Галерная улица, 12;
  • 1818 — Большая Мещанская ул., 20
  • 09.1818 — 1819 — доходный дом Брагина — Никольский канал, 11;
  • 1822—1826 — квартира А. Ф. Воейкова в доходном доме А. А. Меншикова — Невский проспект, 64.

Память

Топонимика

  • Санкт-Петербург: Улица Жуковского — названа в 1902 году в связи с пятидесятилетием со дня смерти поэта.
  • Запорожье: Улица Жуковского — названа в 1902 году в связи с пятидесятилетием со дня смерти поэта.

Памятники

  • Санкт-Петербург: Памятник в Александровском саду — открыт 4 июня 1887 года в связи со столетием со дня рождения поэта. Был подвергнут вандализму в 2007 году.
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура В. А. Жуковского.

Основные произведения

Многие произведения явились переводами и вольными переложениями, в том числе из И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, В. Скотта.

Элегии

  • «Сельское кладбище» (1802, вольный пер. из Т. Грея)
  • «Славянка» (1816)
  • «Вечер» (1806)
  • «Море» (1822)
  • «Певец во стане русских воинов» (1812 г)

Песни и романсы

  • «Кольцо души-девицы…» (1816)
  • Послания («Тургеневу, в ответ на его письмо», 1813), оды, идиллии

Сказки

  • «Спящая царевна»
  • «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Сказка экранизирована в 1969 году.
  • «Сказка о Иване-Царевиче и о сером волке»

Баллады

  • «Людмила» (1808) (вольные переложения баллады Г. А. Бюргера «Ленора»)
  • «Светлана» (1808—1812)
  • «Двенадцать спящих дев» (ч. 1 — «Громобой», 1810; ч. 2 — «Вадим», 1814—1817),
  • «Лесной царь» (1818)
  • «Рыбак» (1818)
  • «Рыцарь Тогенбург» (1818)
  • «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» (1822)
  • «Кубок» (1825—1831)
  • «Суд Божий над епископом» (1831)
  • «Ленора» (1831).
  • «Варвик»

Стихотворения

  • «К ней» (1811, опубл. 1827)
  • «Певец во стане русских воинов» (1812)
  • «К месяцу» (1817)
  • «Ночной смотр» (1836)

Поэмы и повести в стихах

  • «Шильонский узник» (1822) (Перевод Дж. Байрона)
  • «Ундина» (1837) (Перевод Ф. де Ламотт Фуке)
  • «Наль и Дамаянти» (1844) (часть индийскго эпоса «Махабхарата»)
  • «Рустем и Зораб» (1849) (часть поэмы Фирдоуси «Шахнаме»)
  • «Одиссея (Гомер)» (1849; нов. изд. — 1982) (Перевод Гомера)

Проза

  • Повесть «Марьина роща» (1809)

Статьи

  • «Писатель в обществе» (1808)
  • «О басне и баснях Крылова» (1809)
  • «О сатире и сатирах Кантемира» (1810)

Источник: https://gpeople-russia.ru/article/vasilij-andreevich-zhukovskij

Василий Жуковский

ЖУКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1783–1852) – русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма. Родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском, что на стыке трех губерний – Орловской, Тульской и Калужской.

По своему рождению Жуковский был незаконнорожденным: его отец, богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, когда-то взял в дом пленную турчанку Сальху, которая и стала матерью будущего поэта.

Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребенка и затем его усыновил.

Важно

Жена Афанасия Ивановича Марья Григорьевна и ее мать заботились о Василии как о родном ребенке, и недостатка в ласковом и заботливом отношении он не испытывал. Несмотря на это, мальчик тяжело переживал свое двойственное положение, и уже с юных лет мечтал как о чем-то несбыточном о семейном счастье, о близких, которые принадлежали бы ему «по праву».
«Сельское кладбище».

В четырнадцатилетнем возрасте Жуковского определяют в Благородный пансион при Московском университете, где юноша с особым чаяньем изучает рисование, словесность, историю, французский и немецкий языки и где он скоро становится одним из первых учеников.

Уже в те годы поэт делает первые пробы пера, наиболее значительные из которых – стихотворение Майское утро (1797) и прозаический отрывок Мысли при гробнице (1797), написанные явно под влиянием Н.Карамзина (см. КАРАМЗИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ) и его Бедной Лизы.

Сложилось так, что именно Карамзин – кумир тогдашней молодежи, известный писатель, стал для начинающего поэта и старшим другом, и литературным критиком.

После того, как состоялось их знакомство, Жуковский отдает на суд старшему товарищу свой перевод элегии английского поэта Томаса Грея Сельское кладбище. В том же 1802 переработанная элегия благодаря стараниям Карамзина, тогдашнего издателя «Вестника Европы», была опубликована в этом престижном журнале.

С этой-то публикации начинает восходить звезда Василия Андреевича и распространяться его слава как тонкого лирика, мастера «пейзажа души», по выражению историка литературы А.Веселовского.

В другой, написанной несколько позже, уже оригинальной элегии Вечер поэтический облик Жуковского уже вполне определен. В этой «медитативной» элегии главным оказывается переживание автора, эмоциональность, а язык поэта поражает своей музыкальностью, стройностью и «соразмерностью».

Но Жуковский далек от описательного психологизма.

Не случайно критики, рассуждая о его поэтике, не раз говорят о том, что в его стилистической системе зачастую большое значение приобретает символический вечерний пейзаж, спокойная, дремлющая природа, рассуждения на тему смерти, столь характерные для поэтики сентиментализма.

Совет

В эти годы Жуковский много работает, и уже в 1804 выходит первая книжка из его шеститомного перевода с французского Дон Кишота Сервантеса. Читатели были поражены – в общем-то сухой, вялый французский перевод заиграл под пером Жуковского русской, мелодичной, завораживающей речью.
«Америка романтизма».

В сущности, сама натура поэта, впечатлительного и ранимого, противилась размеренной и упорядоченной работе чиновником в Соляной конторе, куда он был определен после окончания пансиона в 1800.

Повод, чтобы порвать со службой, не замедлил представиться – однажды резко ответив на грубость начальника, он попал под арест, после чего тут же ушел в отставку и удалился в родное имение.

В Мишинском, где он не был долгие годы, поэт отдыхает душой, предается созерцанию природы и анализирует свою душевную жизнь – ведет дневник, и, конечно же, не забывает о стихах.

И тут судьба посылает ему встречу с дочерью его сводной сестры, Машей Протасовой, которая вошла в историю русской поэзии как муза, ангел-хранитель поэта, и в то же время – неиссякаемый источник его страданий.

Влюбленные мечтали об одном – соединить навеки свои жизни, вступить в законный союз.

Но мать Маши была категорически против браков между родственниками, даже дальними, и вплоть до смерти Маши Протасовой не отступилась от своего решения.

Так в творчестве Жуковского с новой силой начинает звучать неистребимый, на грани надежды и утраты мотив противостояния, а порой и переплетение земной печальной юдоли с небесным, совершенным там, придающей его стихам пронзительно-щемящее, страстное звучание.

Читайте также:  Никогда не торопись с выводами - история из жизни

Недаром назвал поэта «Литературным Коломбом Руси» Белинский. Дымка таинственности, существование как бы на грани двух миров – видимого и невидимого, сосредоточенность на чувствах души – все эти неизменные спутники романтизма давали критику полное право назвать Василия Андреевича Жуковского одним из создателей новой русской поэзии, открывшим «Америку романтизма».

Обратите внимание

В то же время Жуковский мог быть и человеком действия, и беспристрастным критиком, и организатором. Уже в 1808 он становится у кормила журнала «Вестник Европы» и в свои 25 лет успешно справляется с обязанностями главного редактора. При этом он успевает переводить, писать сказки, стихи, литературно-критические статьи, рецензии…

Работая на поприще главного редактора «Вестника Европы», Жуковский одним из первых привлек внимание читателя к критике как таковой и «уважать ее заставил» как особый, самостоятельный жанр литературного творчества.

В своих критических статьях поэт заявляет о новом направлении в русской литературе – о романтизме.

Вместо старых строгих норм классицизма он предлагает иные критерии оценки литературного произведения – вкус, а также стилистическую сочетаемость, «соразмерность» и «сообразность».
«Раз в крещенский вечерок…»

Расцветает в 10-х гг. и талант самого Жуковского. В 1808 литературная общественность была взбудоражена неожиданной публикацией.

Ценители изящной словесности могли прочитать на страницах того же «Вестника Европы» первую балладу Жуковского под названием Людмила – как и многие другие сочинения автора в том же жанре, – вольный перевод, в данном случае немецкого поэта Г.Бюргера.

(Баллада – стихотворная лирическая новелла с драматическим сюжетом и нередко с присутствием сверхъестественного, фантастического элемента.). За пределы известного, познаваемого мира, в страшную и сладкую даль увлекают образы баллады, и потустороннее, пугающее и манящее вплетается в ее ткань, заставляя трепетать и героев этого сочинения, и его читателей.

Следующая баллада Жуковского – Светлана, уже не перевод, а оригинальное произведение, так полюбилась российскому читателю, так органично слилась с народной жизнью, что строки из нее уже многие годы спустя напевали над детской колыбелью: Раз в крещенский вечерок девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…

Позже, в оригинальной балладе Жуковского Эолова арфа (1814) читатель находит редкое сочетание лирической стихии и балладной поэзии.

Важно

Лейтмотив двоемирия, проходящий через все творчество поэта, особенно после смерти Маши Протасовой, звучит здесь особенно пронзительно: героиня баллады не умирает, а «плавно переходит» в «очарованное там», где и наступает соединение с возлюбленным.
«Певец во стане русских воинов».

Но не только «преданья старины глубокой», не только «звуки сладкие и молитвы» вдохновляли музу Жуковского.

Звон бранного оружия во имя чести Родины, свист «канонады дьявольской» во времена тягостных испытаний войны 1812 года знал поэт не понаслышке.

В чине поручика ополчения дошел аж до самой Вильны, да и муза его уже готова была петь на иной лад: «сокровенная жизнь сердца» теперь стала жизнью всей нации, душа которой пульсировала в унисон каждому сердцу и составляла единое духовное целое.

Певец во стане русских воинов – «романтическая ода», которая, по словам литературоведа Коровина, «очаровала современников интимным, личным преломлением патриотической темы», и недаром Россия в Певце…» – «не Отечество, а „милая Родина”, дорогая сердцу воспоминаниями детства». По рассказу писателя И. Лажечникова, стихами из Певца… зачитывались на фронте, выучивали наизусть, разбирали… Она поднимала боевой дух, вдохновляла на ратные подвиги, а порою и вызывала на глазах закаленных в боях воинов «скупую мужскую слезу»:

Там все – там родших милый дом:

Там наши жены, чада;

О нас их слезы пред Творцом;

Мы жизни их отрада;

За них, друзья, всю нашу кровь!

На вражьи грянем силы;

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.
«Язык чувств».

А после 1812 начинается новая «война», на этот раз литературная. На одном из полюсов оказываются члены общества «Беседа любителей русского слова» во главе с Шишковым, на другом – общество «Арзамас», бессменным секретарем которого становится Жуковский. Его острый ум, склонность к каламбурам, шуточным и дружеским посланиям делают его душой общества.

Среди его друзей и единомышленников – Василий и Александр Пушкины, А.Тургенев, П.Вяземский, С.Уваров… Все те, кто был солидарен с требованием Карамзина «писать так, как говорят», опираясь при этом на изменчивость литературных языковых норм. Шишков же, напротив, выступал как сторонник неискаженного русского языка, ссылаясь на традиции Ломоносова.

Однако сам Жуковский своеобразно пользуется поэтическим языком.

Его излюбленные слова – любовь, красота, невидимое, неизъяснимое, тишина, радость – на разные лады варьируются и перетекают из одного стихотворения в другое, создавая причудливую вязь, увлекая читателя в иной, лучший мир, в дальнюю, обетованную страну. Истинный романтик, он полагает, что «внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению…».

Совет

Не потому ли к поэзии Жуковского еще при жизни автора относились по-разному. Белинский, например, полагал, что некая туманность, расплывчатость поэтических образов Василия Андреевича и составляет главную прелесть, равно как и главный недостаток его произведений. К.

Рылеев прямо писал о пагубном воздействии поэта на русскую литературу, а Бестужев, также считая изъяном склонность к мистицизму, писал все же так: «С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии.

Оба они постигли тайну величественного, гармонического языка русского».

Пушкин же и вовсе называл Жуковского «кормилицей» всей последующей плеяды поэтов, признавая его заслуги в разработке нового поэтического языка. Защищая своего друга, Пушкин вопрошал в письме Рылееву: «Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? Потому что зубки прорезались?».

Жуковский, в свою очередь, видел в Пушкине восходящее «солнце русской поэзии» и в ответ на подношение только что вышедшей поэмы Руслан и Людмила подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

«Все необъятное в единый вздох теснится…»

С годами, особенно после пережитой глубокой личной драмы, Жуковский все более задумывается о «небесном», о «святом», в стихах его все явственнее звучит религиозный, а порою мистический оттенок.

И хотя друзья поэта опасались, что после смерти своей музы и «ангела-хранителя» Маши Протасовой он лишится главного источника вдохновения, перо он вовсе не думает оставлять.

Разве что стиль его произведений становится несколько строже, порою он отказывается и от стилистических излишеств, и от традиционной рифмы.

Слово для него все более и более становится знаком чего-то неизмеримо более существенного, чем видимый, осязаемый мир, а «избыток неизъяснимых чувств», по-прежнему переполняющий его душу, «жаждет излиться и не находит вещественных знаков для выражения». «Все необъятное в единый вздох теснится; и лишь молчание понятно говорит», – пишет он в известном стихотворении Неизъяснимое (1819).

В то же время именно словами, поэтической речью Жуковский с годами овладевал все совершенней. Свидетельство тому – прежде всего его оригинальные произведения 20-х гг., пожалуй, наиболее совершенные создания его лирики – Невыразимое, Мотылек и цветы, Таинственный посетитель, стихи, проникнутые фантастичным переплетением жизни человека и тайной жизни мира, природы.

Обратите внимание

Весьма много и плодотворно в 20–30-е годы поэт трудится и над балладами и переводами. Сюжеты он берет у Шиллера (Рыцарь Тогенбург, 1818), Кубок (1831), у Гёте (Рыбак, 1818), у Вальтера Скотта (Замок Смеагольм, или Иванов вечер, 1822), у Уланда (Алонзе, 1831)… Увы – мотив «вечной разлуки» звучит во всех упомянутых сочинениях печальным, неизбежным рефреном…

Кроме того, еще в 20-х годах Жуковский переводит на современный русский язык незадолго до этого обнаруженное Слово о Полку Игореве, в 1818–1822 переводит Шильонского узника Байрона, Орлеанскую деву Шиллера, испытывает сильное увлечение Гёте, с которым в 1821, во время первой его заграничной поездки, лично знакомится.

Поприще деятельности Жуковского в его зрелые годы не ограничивается одной лишь изящной словесностью.

Уже маститый поэт, почетный член, а затем и академик Петербургской АН, он пользуется доверием императорского двора – его приглашают состоять наставником при малолетнем сыне Николая I, будущем императоре Александре I.

Пользуясь своим положением, Жуковский не только пытается воспитать царственного наследника соответственно высоким понятиям нравственности, но принять посильное участие в облегчении участи гонимых и поверженных.

Так, во время поездки вместе с юным Александром по Сибири и Уралу он делает все возможное, чтобы помочь сосланным декабристам и их семьям, и во многом благодаря его заступничеству был освобожден от крепостной зависимости украинский поэт Тарас Шевченко…
«Моя честь, фортуна, и все – мое перо…»

Бурные дебаты молодости, споры в «Арзамасе» о судьбах русской литературы и всей России сменяются с возрастом уединенными размышлениями о прожитых годах, о содеянном и пережитом. Но литература всегда оставалась для Жуковского делом жизни.

Недаром он говорил: «Моя честь, моя фортуна, и все – мое перо…» Он без устали работает, правда, все больше над переводами. Но переводы Жуковского – вполне самостоятельные, равновеликие подлинникам, а порою и превосходящие их произведения.

Важно

Одна из работ, выполненных в подобном жанре, итог многолетних трудов, перевод прозаического романа немецкого писателя Ламотт-Фуке Ундина, увидевшая свет в 1836.

Ундина поражает не столько своим объемом, сколько размахом поднятых в ней тем – о смысле человеческих страданий, о судьбе, о предназначении человека, о любви как силе, «что движет солнце и светила», наконец о предательстве и возмездии…

В то же время поэт вовсе не стремится отображать современную ему действительность, его больше занимает вечное в человеке.

Поздние баллады Жуковского, переводы индийской и иранской поэм Рустем и Зораб, Наль и Дамаянти – поистине шедевры русской поэзии, мудрые, драматичные и, как это ни парадоксально, современные.

Ведь Жуковского беспокоят непреходящие темы, он ищет истоки широкого обобщающего взгляда на жизнь и судьбу, а частое использование им вольного стиха еще больше приближает его поздние переводы к нашему времени.

Эпическим полотном представляется и перевод Жуковским пьесы Фридриха Гальма Камоэнс, где размышления о вечных вопросах, о судьбе поэта в мире автор вкладывает в уста знаменитого португальского поэта, перед смертью обращающегося к своему сыну:

…Страданием душа поэта зреет,

Страдание – святая благодать…

Поэзия есть бог в святых мечтах земли.

«Царскосельский лебедь».

И этому богу поэт остается верен до самой смерти. Вынужденный отказаться от исполнения заветного желания – соединиться с любимой, он будто закалился в страданиях и на склоне дней обрел второе дыхание. Это хорошо понимал Н.

Гоголь, когда высказывался по поводу перевода Жуковским бессмертной Одиссеи Гомера Николай Васильевич писал: «Вся литературная жизнь Жуковского была как бы приготовлением к этому делу. Нужно было его стиху выработаться на сочинениях и переводах из поэтов всех стран и языков, чтобы сделаться потом способным передать вечный стих Гомера».

Совет

К сожалению, не зная древнегреческого языка, поэт был вынужден постигать ритм поэмы и ее звучание с помощью немецкого филолога-классика, который специально для него сделал точный подстрочный перевод.

И хотя определенного романтического тона и некоторой сентиментальности Жуковскому все не удалось избежать в своем переводе, корить его за это трудно. Впервые русский читатель смог открыть для себя величественный, яркий, фантастичный мир гомеровского эпоса…

Только в 1841, в возрасте 57 лет, поэт все же обрел семью, женившись на дочери своего друга, Елизавете Рейтерн. Родились дети, но болезнь жены заставила семейство выехать в Германию. Там-то и его настиг недуг, по причине которого он вскоре уже не мог брать перо в руки.

Но работа мысли не прекращалась – диктуя, Жуковский заканчивает поэму Странствующий жид – итог своей жизни и творчества, своеобразную «лебединую песню». И наконец в 1851 он пишет элегию Царскосельский лебедь, заканчивающуюся картиной гибели лебедя, некогда жившего в Царском Селе.

Это было достойное завершение непростой, полной трудов жизни поэта, которого вскоре, 12 апреля (24) 1852, не стало и которого похоронили в Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры неподалеку от могилы его учителя и друга Карамзина

Энциклопедия Кругосвет

Источник: http://bookinistic.narod.ru/rus_biography/z/zhukovsky.htm

Ссылка на основную публикацию