8 мужчин, изменивших систему образования

6 вещей, которые нужно менять в школьном образовании прямо сейчас

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

Каждый предметник считает свой предмет самым главным и задаёт такой объём домашней работы, что ребёнок говорит: «Мне жить некогда». При этом не учитываются интересы и склонности ребёнка. Зачастую все эти рисунки, поделки, гербарии никому не нужны, но дети шантажируются оценками.

Ирина Порохова, мама семиклассника

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее.

Обратите внимание

Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается.

Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

Артём Мокрушин, ученик 10-го класса

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Министерство образования и науки России заявляет, что «для получения высоких баллов на ЕГЭ необходимо продемонстрировать высокий уровень освоения школьной программы». Проблема в том, что в процессе натаскивания на ЕГЭ у детей на это освоение не остаётся времени.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

Дарья Цыкина, ученица 10-го класса

Важно

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С.

Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение.

В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

В рамках национального проекта «Образование» в России вот уже больше 10 лет внедряют сервисы электронных журналов и дневников. Закон не запрещает отказаться от бумажных документов, но большинство учебных заведений продолжают вести двойную бухгалтерию. Потому что многочисленные комиссии могут их потребовать.

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Дарья Цыкина, ученица 10-го класса

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Помимо государственного надзора, в последние годы в работу учителей вмешивается родительский контроль. «Инициативные» мамы и папы загоняют педагогов в тиски уставов и протоколов.

Мне моя работа нравится. Не могу пожаловаться на «современную молодёжь»: есть, конечно, отдельные отпрыски, но в целом коллектив управляемый. Напрягает то, что приходится напрямую работать с родителями и доказывать, что ты не верблюд.

Теперь принято вмешиваться в учебный процесс и даже сидеть на уроках. Администрация старается не позволять этого в больших масштабах, но и отказывать не может. Поэтому на фразы и статьи законов учимся отвечать тем же.

Совет

Молодые учителя (22–45 лет) уже приспособились, представителям старшего поколения сложнее.

Ирина Перекраснова, учитель географии

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

hodor.lol

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Марина Оганезова, ученица 10-го класса

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

Обратите внимание

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Читайте также

Источник: https://Lifehacker.ru/shkolnoe-obrazovanie/

Что вы измените в сфере образования России, получив на то безграничную власть?

Оооо, да.

Итак, в первую очередь, повышение мотивации и стремления выпускников университетов к тому, чтобы связать свою жизнь с преподаванием. Повышение зарплаты педагогов, увеличение престижа данной профессии. То есть, создание реальной конкуренции на рынке труда, а не чего-то вроде “ой, а куда ещё-то с моим английским, пришлось в школу идти работать, а не в переводчики, как я мечтала.”

Это, знаете, как выбирать между зёрнами при посадке цветка, чем более качественное зерно Вы посадите, тем более красивые цветы взойдут. 

В нашей ситуации, как раз-таки, этими зёрнами являются педагоги и преподаватели университетов. Чем более качественный контингент будет выпускаться из наших школ, колледжей, училищ и университетов, тем более квалифицированные, добросовестные и адекватные специалисты будут вокруг нас.

Мы должны понять, что образование – это не только бумажка, дающая нам пропуск в жизнь. Это не своеобразный “допуск” к своего рода профессиям разного уровня. Это – ваш стержень, то, с чем вы все идёте в эту жизнь. 

Наш уровень культуры, опыт и восприятие всегда будет помогать нам в определенных жизненных ситуациях. Поэтому, любой человек должен стремиться к знаниям, к качественным знаниям, а не тому, что преподносят нам в школах и университетах. 

Извините, конечно, я не ручаюсь за все университеты и школы, и каждого, но глубоко убеждена в том, что образование для наших подростков является насилием, поскольку мы заучиваем материал, ходим на уроки/пары не преследуя самую важную цель сего действия, – знания, а по большей части пытаясь ухватиться за возможность безболезненно закрыть сессию.

В школах образование, к сожалению, сводится к подготовке к итоговой аттестации – ЕГЭ/ГИА. 

Вы можете бесконечно хорошо решать задания, которые указаны в банке контрольно-измерительных материалов, но малейшее отклонение от задания приведет к тому, что вы будете совершенно некомпетентны в данном предмете. 

Изучение шаблонных заданий не восполняет необходимые пробелы в знаниях, которые являются базовыми для практически любого университета, однако, обеспечивают вам высокий балл на экзаменах.

Итак, что бы я изменила в системе образования в России. 

Обеспечение изучения базовых дисциплин в младших классах, наверное, осталось бы на том же уровне, что и сейчас. Однако, я бы развивала систему спортивных и творческих секций, привлекая туда первоклассников, и ребят старше.

Важно

Очевидно, секции финансировались бы государством, пытаясь достичь показателя занятости детей 20/25, где 5 – либо не имеют возможности посещения секций из-за состояния здоровья, либо из-за крайнего нежелания посещать занятия.

 

Опять же, разумеется, высокая оплата труда педагогов и тренеров, чтобы обеспечить максимально комфортное взаимодействие с детьми, и квалифицированный персонал. 

Я считаю, что этап саморазвития каких-либо личных талантов ребенка, является одним из важных аспектов для него в дальнейшем, при выборе специализации. И, мы ещё вернемся к этому. 

Дальше, общеобразовательные дисциплины до 8-го класса включительно. 

Обязательное посещение курсов по профориентации, и бесед с психологом, составление личного дела на каждого ребенка, с вложенными характеристиками от каждого педагога, выявление склонностей ребенка к той или иной направленности обучения, или же выявление его желания заниматься чем-то конкретным. 

Далее, с 9-го класса, профильное обучение по выбору. Обеспечение абсолютно всех школ выбором профильных направлений по интересующим обучающего. Ученик имеет право выбрать неограниченное количество предметов, которые необходимы для поступления, или же просто интересны ему на базовом уровне. Упразднение физкультуры на этом этапе. 

Конечно же, сопутствующее углубление выбранных предметов. То есть, к примеру, если учащийся выбирает профилем математику, он изучает многие разделы этого предмета отдельно, т.е.

к примеру, если у рядового школьника есть алгебра/геометрия, то в случае углубленного изучения будут присутствовать дифференциальные уравнения, алгебра и теория чисел, геометрия, математическая статистика, теория вероятности, дискретная математика и прочее прочее прочее. При этом, базовое изучение непрофильных предметов. 

Работа над менталитетом с самого юношества. Не буду расписывать этот пункт, но он очень важен в формировании личностных качеств учащихся. Введение культурологии, регулярных походов в музеи, поездок от школы в разные города и страны от школы. 

Совет

Далее, – сами экзамены. Курс профориентации повторяется в течение предпоследнего года обучения, и в дальнейшем ученик уже самостоятельно выбирает направленность своей дальнейшей деятельности. Обязательными экзаменами являлись бы языки, кстати, обязательно изучаемые. (немецкий, французский, английский), русский, и, соответственно, далее по выбору. 

Читайте также:  Великие географические открытия - кратко

11 класс – непосредственно, сама подготовка к экзаменам. Экзамены составляются в похожей на ЕГЭ форме, но приветствуется скорее письменный ответ, без выбора вариантов ответа. Однако, экзамен – лишь 1/4 всего поступления.

При поступлении важную роль играет сочинение, написанное абитуриентом о своих планах на жизнь, взглядах, интересах и приоритетах, на заданные университетом темы. (привет, Америка!). Далее – оценка достижений учащегося, т.е.

портфолио, и характеристика со школы. 

Насколько помню, нам очень часто обещали, что портфолио очень пригодится при поступлении, однако, ни один из моих бывших одноклассников не подтвердил этот миф. Всё сводилось только к результатам ЕГЭ. 

В общем, необходима общая оценка того, что из себя представляет абитуриент. И уже на этом этапе происходило бы зачисление абитуриентов на определенные специальности. 

Далее – университет. 

Ну, могу сказать точно, что здесь всё индивидуально практически для каждой специальности. 

Одно общее правило, – упразднение лекций. Не как пар в принципе, а самого формата проведения. Я сторонник интерактивного изучение предметов, потому что лишь в форме игры или самостоятельного обучения происходит качественное усвоение знаний. 

И, конечно, больше практики в обучении. Не той, при которой студенты полы моют и цветы поливают, а производственной. То, что познакомит их с их дальнейшей деятельностью. 

Обратите внимание

Выявленный на этапе школы интерес к предмету обеспечит заинтересованность студента к его специализации, и из этих людей будут получатся отменные специалисты. 

В общем, как-то так. Конечно, это всё утопия, но по моему скромному мнению, возможно, именно путем коренных преобразований мы сможем достичь хотя бы близкого к европейскому стандарту образования. 

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/324370/chto-vy-izmenite-v-sfere-obrazovaniya-rossii-poluchiv-na-to-bezgranichnuyu-vlast

Почему обучение «по старинке» больше не будет работать

Соображения А. М. Кондакова о зависимости образования от печатного станка на прошлом этапе и от цифровых технологий сегодня заставили меня в очередной раз расширить тезаурус смыслов образования.

Среди признаков нового образования называются разнообразие, широкий выбор образовательных стратегий и инструментов, пожизненный процесс вместо традиционного «подготовительного этапа» в детстве.

Сами по себе эти признаки не дают достаточного повода для кардинального переосмысления его значения.

Но, надеюсь, у многих всё же возникло ощущение, что значимость образования как социального явления изменилась.

Источник: pikabu.ru

Нужно словесно и рельефно выразить такие произошедшие и происходящие изменения.

Обучение vs образование

Люди всегда познавали мир на протяжении своей жизни, на разных этапах переосмысливая свои представления.

У кого-то это проявлялось на бытовом уровне в виде жизненной мудрости, кто-то оформлял их в виде произведений искусства или философских текстов.

Это было чем-то подспудным, происходящим в процессе текущей деятельности и не имело особого названия. Образование как процесс подразумевало обучение, а обучение было краткосрочной подготовкой к профессиональной деятельности.

ЕГЭ — апофеоз образовательного конвейера

По мере роста объёмов информации для успешной профессиональной деятельности и охвата ею всего населения, образование превратилось в новую сферу профессиональной деятельности. Сегодня не осталось видов деятельности, которая не требовала бы обширных познаний. Более того, объём базовых знаний и навыков неуклонно растёт, а срок освоения специальных знаний так же неуклонно падает.

Неспособность осваивать растущие взрывным образом информационные потоки приводит к манипуляциям массовым сознанием, злоупотреблениям наукообразной риторикой мошенниками, и, как минимум, к недобросовестной рекламе.

Источник: mikesmithspoliticalcommentary.blogspot.com

То, что раньше было спонтанным проявлением бытового сознания или осознанным хобби отдельных интеллектуалов, сегодня становится необходимостью каждодневной интеллектуальной гигиены.

И государство должно быть заинтересованно в эффективности и продуктивности этой гигиены. Значит, оно должно пересмотреть всю систему образования, осознав необходимость разрушения возрастных границ и единообразных устаревших шаблонов.

Важно

Общество должно само себя постоянно преобразовывать с максимальной эффективностью для каждого — а, значит, и для всех.

Обучение — это когда один обучает другого, причём это возможно только тогда, когда другой сам желает обучиться. Такая форма образования становится лишь одной из возможных.

Традиционная схема насильственного обучения и раньше была низкоэффективной, но существовала относительно успешно, пока обучение играло роль социального лифта. Чем менее обучение влияет на изменение социального статуса, тем менее эффективно насильственное обучение.

Разговоры о мотивации раньше носили теоретический характер, и многие педагоги до сих пор не умеют с ней работать, ностальгируя по классической школе. Нужно понять, что возврата к ней нет — нет больше мотивации к обучению по старинке.

Источник: vk.me

Сегодня важно понимать, что образование — личностный процесс, эффективность которого влияет на эффективность всего общества.

То, что раньше могло медленно и неторопливо развивать общество на основе инициатив некоторых наиболее интеллектуально развитых персон, сегодня становится повседневным и всеохватным. Это не значит, что каждый сегодня должен стать великим мыслителем.

Это значит, что каждый на своём месте и в меру своих способностей должен иметь условия и стимулы для постоянного развития. Это и есть настоящее образование, которое нельзя больше путать с обучением.

Новая ситуация vs старые модели

Представление о мире мы формируем, создавая модели. Имея модель, мы можем предсказывать и объяснять поведение мира. Несовершенство моделей, приводящее к нестыковке прогноза и реального поведения мира, является поводом для их совершенствования.

Чтобы модель построить, нам приходится комбинировать известные элементы. Набор элементов и способы их комбинирования — это и есть содержание образования, которое формирует наше мышление.

Проецируя утверждение нейрофизиологов на образовательную плоскость, наш мир — это наше мышление.

Совет

Совершенствуя мышление, мы совершенствуем свой мир, понимая под миром не нечто внешнее, а себя как активную мыслящую часть чего-то целого.

Образование — совершенствование мышления. Информационные технологии (необязательно цифровые!) — способ манипулирования моделями, средство мышления.

Сознательный отказ от освоения новых информационных технологий сужает инструментарий мышления и возможности совершенствования мира.

Поэтому любые попытки оправдать отказ от новых технологий деструктивны. У любых технологий есть свои преимущества и ограничения, которые нужно осваивать для эффективного и продуктивного применения.

Зачем министерству надуманные проблемы?

Нет нового мира без нового образования. Каждый, помимо собственной воли, занимается своим образованием более или менее успешно, более или менее эффективно.

Государственная система образования — это система мер по формированию условий для образования каждого, а не только банк учебных курсов, утверждённых и сертифицированных особо отличившимися в чём-то персоналиями из утверждённых и сертифицированных учреждений.

Закрываемся от новых моделей — упускаем новые возможности.

Источник: huffpost.com

Чем сложнее и разнообразнее задачи, тем сложнее и разнообразнее должна быть система. Система — это не только обучающиеся, родители, работодатели, курсы и организации, но и правила их отношений. Не может новая ситуация разрешаться старыми моделями: это противоречит принципу нарастания сложности управления по мере роста организованности и сложности мира.

Современные проблемы — это признак затянувшегося противоречия между старой системой образования и новыми потребностями общества.

Обратите внимание

Радует только то, что это противоречие сейчас пытаются решить во всем мире. Кто раньше найдет решение — тот и окажется впереди. Успех этих поисков зависит от глубины понимания масштабов и сложности задач.

24 августа 2016, 15:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/changes-in-education

Почему нужно менять образование: мнение экспертов EdCrunch

Что такое смешанное обучение, и почему ему уделили так много внимания на EdCrunch? Какие навыки нужно получить, чтобы стать востребованным специалистом? В чем заключается главная проблема современного образования? «Учёба.ру» побывала на международной конференции, прошедшей в Москве с 12 по 14 сентября.

Фото: Simson Petrol / Unsplash / CC0

Первый смартфон появился 10 лет назад, а планшет — пять. Устройства, способные дать человеку доступ к информации из любой точки земного шара, изменили представление о том, как получать и обрабатывать знания.

Для современных детей нормально обучаться посредством роликов на YouTube и мгновенно находить ответы на любые вопросы — будь то решение математической задачи (с помощью «умного» калькулятора Photomath) или историческая дата. Мир меняется так быстро, и никто не знает, что будет еще через 10 лет.

А потому образованию необходимо подстраиваться под вызовы времени и учиться эффективно использовать современные технологии. Обсуждение этих вопросов стало одной из главных тем на международной конференции EdCrunch, прошедшей в НИТУ «МИСиС».

На мероприятии было несколько секций, посвященных разным видам образования — от онлайн-обучения до дошкольного образования.

В течение нескольких дней эксперты из России и других стран поделились своими взглядами на проблемы и будущее образования, а также представили презентации проектов на стыке технологий и образования. Участники мероприятия уверены, что школы и университеты нуждаются в переменах.

«То, что было хорошо 40 лет назад, уже не действует. Дети, которые пошли в 2016 году в 1 класс, будут активными игроками рынка труда через несколько десятков лет. При этом мы не знаем, каким будет мир к этому времени и какую работу им придется выполнять.

Нам нужно изменить наши школы, которые были изобретены в ответ на потребности промышленности во времена развития фабрик», — объяснила глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен.

«Теперь не нужно просто доносить до детей информацию. Сегодня весь мир у вас в кармане, если вы — обладатель смартфона. Человек больше не заперт в пространстве классной комнаты, лишенной контекста.

Он может пойти куда угодно и начать исследовать реальный мир», — рассказал на одной из пленарных дискуссий (ее запись можно посмотреть на «Учёба.

Live») Уильям Ранкин, глава Unfold Learning и бывший директор по обучению в компании Apple.

Анант Агарвал, генеральный директор edX, согласился с ним. Он уверен, что необходимо повысить привлекательность образования для школьников и сделать так, чтобы им было действительно интересно учиться. Использование современных технологий способно изменить представление об учебе. «Современные дети могут произвести настоящую революцию в образовании — от детского сада до старших классов.

Важно

Они понимают, как искать нужную информацию, и знают все об интернете. Если их спросить, зачем нужно образование, они ответят: “Для поиска работы”. Но образовательная система отстает от времени на триста лет. Сегодня в школах педагоги часто просят учеников выключить компьютеры и внимательно слушать, а затем повторять.

Я думаю, что нужно полностью изменить систему образования», — сказал Агарвал.

Глава edX полагает, что простой передачи знаний уже недостаточно, и нужны другие формы взаимодействия с учениками: например, смешанная модель обучения (blended learning), объединяющая традиционную «классно-урочную систему» и электронное обучение.

Она позволяет сделать образование более персонализированным, расширяет возможности ученика, позволяет учитывать особенности каждого и меняет роль педагога. «Нужно сделать так, чтобы учитель стал гидом и помощником в получении знаний.

Технологии на уроках можно использовать, ориентируясь на смешанную модель, когда информация приходит к детям в онлайн-формате, а учитель помогает работать с ней», — объяснил Агарвал.

О проблемах взаимодействия учителей и учеников говорил и публицист, сооснователь Modern Learner Media Уилл Ричардсон. «Сейчас уже нет нужды идти в школу, чтобы что-то выучить. Школы начинают это замечать и осознавать», — сказал он.

Во время своей презентации Ричардсон заявил, что, несмотря на технологические инновации, образовательные учреждения по всему миру пока не готовы меняться кардинально.

И все же система, по его словам, не стоит на месте: кроме традиционных школ уже появились «переходные» и «трансформационные» учебные заведения, где организаторы стараются улучшить результаты обучения за счет перемен или же вовсе изменить подход к образованию.

В своем выступлении основатель «Википедии» Джимми Уэйлс также отметил, что в век технологий система образования не спешит меняться.

Совет

При этом он подчеркнул, что наблюдается настоящий рост альтернативного обучения, к которому, в частности, относятся онлайн-курсы: «Объем традиционного обучения в мире остается относительно стабильным.

А вот объем неформального обучения действительно вырос. Люди все чаще используют интернет для обучения, ведь сейчас так много ресурсов для этого».

Уильям Ранкин сравнил образование будущего с экосистемой, в которой есть участники (разнообразные или взаимосвязанные), контекст (сбалансированный или подверженный действию «крутящего момента» и напряжения) и содержание (динамичное или устойчивое).

При этом глава Unfold Learning подчеркнул, что детей необходимо учить не теории, а образу действия в постоянно меняющемся мире. «Нужно делиться со студентами только теми знаниями, которые позволят им успешно что-то создавать. Это крайне важно.

Ведь образование предполагает не просто передачу информации, а раскрытие потенциалов человека», — заявил он.

Кроме того, Ранкин призвал учителей сосредоточиться на личности человека, а не на обобщенном образе среднего ученика. «Почти никто из них не подпадает под стандарт. Кто-то силен в одних науках больше, чем в других, у кого-то есть выдающиеся или редкие способности. Все это нужно учитывать и развивать», — отметил он.

Читайте также:  Интересные факты о мозге

Секрет успешной школы, по мнению Ранкина, — практика с первого дня. «Не учите людей использовать инструменты, они все поймут в деле, — убежден эксперт. — Мне кажется, что обучение будущего должно строиться вокруг серьезных проблем, которые студенты будут решать сами.

Задача учителей — построить комфортную среду, предоставить контекст и обеспечить связь с сообществами, которые помогут детям получать доступ к необходимой информации».

Обратите внимание

Экс-глава департамента по обучению Apple уверен, что образование не должно быть ограничено пределами аудитории. «Контекст — это больше не классная комната, а весь мир, — объяснил он.

— Я могу использовать реальные сведения из реального мира, а значит, работа учителя должна заключаться не в создании готовых рецептов, а в разработке схем взаимодействия с информацией». В дальнейшем, полагает Ранкин, важными станут не дипломы, а навыки.

«В будущем инфраструктура учебного заведения окажется построена не на контроле, а на обеспечении возможностей. Труд детей будет оценивать сообщество людей, а не педагоги, а образовательный процесс станет персонализированным», — уверен он.

«В XXI веке образованию нечего терять, кроме своих оков» Уильям Ранкин

Другой хедлайнер EdCrunch, основатель «Википедии» Джимми Уэйлс (запись его лекции можно посмотреть на «Учёба.Live»), тоже рассказывал о школах будущего.

По его мнению, их главная задача — дать детям навыки самостоятельного обучения. «Школы должны обеспечить учеников инструментами так называемого life-long learning, когда люди учатся всю жизнь.

Важно научить учиться, показать, как проводить исследования и оценивать информацию», — объяснил Уэйлс.

При этом эксперт уверен, что популярная модель онлайн-курсов не сможет вытеснить профессию учителя. «Присутствие человека, который направляет тебя, замечает твои ошибки и помогает их исправить, очень важно. Я не знаю, чем это можно заменить.

Технологии помогают нам действовать быстрее, но если вы хотите научиться думать, это уже интерактивный процесс. Он может проходить в онлайн-формате, но и тут необходимо взаимодействовать с педагогом, который присматривает за вами», — сказал Уэйлс.

Глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен на EdCrunch рассказала о финском опыте образовательной реформы. Недавно в этой стране начали внедрять новую концепцию школы, построенную на развитии личности и универсальных интеллектуальных навыков.

«В нашей системе образования активную роль играет фигура ученика, ведь именно школа и общение в ее рамках лучше всего прививает социальные навыки. Для нас также важна индивидуальность траектории и сотрудничество.

Обучение будущего — это открытый, гибкий, коллаборативный процесс, который может быть повсеместным благодаря цифровым технологиям», — объяснила Киллонен.

Важно

Сквозной темой для всей конференции стал вопрос о новых навыках, которые нужно получить, чтобы стать востребованным специалистом. «Неважно, что ты знаешь. Важно, что ты умеешь делать. Можно получить 100 баллов за все тесты, но это не имеет никакого значения, если ты не способен работать», — заметил Ричардсон. По мнению Ранкина, важно также научить ребенка выполнять задания в группе.

Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов даже составил список навыков будущего:

  • критическое мышление,
  • умение работать в команде,
  • понимание мультикультурного контекста,
  • предпринимательский дух,
  • способность выстроить собственную образовательную стратегию.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/3415

Вы бы что в школьном образовании изменили? – Журнал “Коммерсантъ Власть” – Издательский Дом КоммерсантЪ

На прошлой неделе эксперты и чиновники бурно обсуждали новые стандарты школьного образования (см. тему номера). “Власть” решила узнать, как относятся к нововведениям читатели.

Александр Котенков, полномочный представитель президента в Совете федерации. Министра надо поменять. Ведь нужно менять отношение к образованию и науке, само содержание образования и науки и еще много чего. Поэтому начинать надо с министра.

Павел Лунгин, режиссер. Главное — детей нужно учить думать.

А для этого надо как можно больше читать, изучать историю, географию и математику. Главная идея образования — тянуть людей вверх, а все, что происходит в этой сфере последние годы, включая нашумевший федеральный стандарт для старшеклассников, к сожалению, тянет вниз.

То есть если ты ни в чем не заинтересован и ни к чему не стремишься, нынешняя система образования это даже поощряет. Мы вышли на прямой путь к деградации.

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров. Главное, чтобы школа давала хорошее базовое образование. А уж оно позволит ученику потом сделать выбор.

Поэтому русский язык, литература, история, математика, химия, физика обязательно должны изучаться в полном объеме. Очень опасно в младших классах ориентировать школьников на какой-то профиль — гуманитарный или естественнонаучный. В таком юном возрасте очень трудно понять, что тебе нужно.

Лично я бы не хотел быть учеником в школе, где из обязательных предметов — только ОБЖ и физкультура.

Роман Авдеев, владелец Московского кредитного банка. Я бы осовременил нынешнюю школу. Советская система образования была хороша в свое время, но сейчас она уже неактуальна. Мир меняется на глазах, и образование не должно отставать.

Так что принципиально я поддерживаю идею нового образовательного стандарта, дающего ученикам большую свободу выбора. Весь вопрос в наполнении.

Станислав Наумов, вице-президент фонда “Сколково”. Больше внимания уделял бы общему гуманитарному образованию.

В школе человек должен усвоить универсальные знания, накопленные человечеством,— потом времени уже не будет. Не надо делать из школы узкоспециальный техникум, пусть ученики развиваются творчески, учатся мыслить. Еще ввел бы обязательное изучение двух иностранных языков, один обязательно восточный, например китайский, японский или хинди.

Валерий Рязанский, заместитель председателя фракции “Единая Россия”. Я бы дал ученикам право выбора. Пусть сами выбирают дополнительные предметы, сколько считают нужным, тем более что в 11-м классе ребята редко ходят школу: уже сдали предварительные экзамены, подали заявки… У меня супруга работает учителем в школе, и у нас постоянно идут споры.

Но ведь мы судим по собственному школьному опыту, а за это время произошли колоссальные изменения.

Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования. Я бы изменил подготовку учителей, поскольку одаренный ученик начинается с одаренного педагога.

С изменением стандартов образования у школьников появится вариативность в выборе дисциплин. Но многие граждане живут мифами и убеждены, что в будущем оставят только четыре обязательных предмета в старших классах. Это неправда, только умственно отсталый может вводить такое. Предполагается создание образовательных альтернатив, все основные предметы оставят.

Если в СССР была система образования с одинаковым уровнем подготовки, то теперь граждане вправе выбирать, отдать ли своих детей в школу с углубленным английским или углубленной информатикой.

Роберт Нигматуллин, директор Института океанологии им. П. П. Ширшова, академик РАН.

Я бы сделал шаг назад, сделав все образование бесплатным — от школьного до высшего. Оно должно быть доступно, иначе теряется его главная цель — поддерживать связь поколений. Образование нельзя реформировать революционно, требуются точечные постепенные изменения.

Совет

Я не против последних новаций, в частности ЕГЭ, при условии сохранения альтернативных способов проверки знаний. Но абстрактность и обобщенность в учебном процессе, а также переход на платное школьное образование считаю неправильным. И надо прекратить процесс идеологизации отдельных дисциплин.

Николай Гаврилов, председатель правления Росэксимбанка.

Больше внимания среди обязательных предметов надо уделить русской литературе. Она формирует личность человека, составляет культурное наследие нации, без нее я не мыслю современного образованного человека.

Андрей Макаревич, музыкант. В первую очередь надо изменить отношение к учителям. То, как учат в школе, зависит прежде всего от них.

А новые стандарты, по-моему, приведут к дальнейшей дебилизации общества, которая и так уже идет стремительными темпами. Не изучать литературу, русский язык — это преступление. Патриотизм не та материя, которая прививается путем образования. Это чувство, которое возникает в результате того, как существует твоя страна и как ты существуешь в ней.

Если чувство негативное, то можно либо лицемеров воспитать и конъюнктурщиков, либо привить отвращение к этому слову.

Вячеслав Фетисов, председатель совета директоров Континентальной хоккейной лиги. Нужно повысить роль физкультуры и спорта.

Нужно воспитывать качества успешности, формировать личность с дошкольного периода, нужно сделать доступными спортплощадки, приблизить их к школе. Это единственная альтернатива наркотикам и преступности. Наркомания помолодела до 12 лет, а занимающиеся физкультурой с раннего возраста к 12 годам вырабатывают стойкий иммунитет к стимуляторам.

Иван Мельников, заместитель председателя Госдумы (КПРФ), член комитета по образованию. Поменял бы министра образования. Поставил бы людей компетентных, понимающих, что без образования и науки никакая модернизация невозможна. Образование должно быть доступным и качественным, а именно это мы теряем в последние годы.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции “Эхо Москвы”. Для старшеклассников я бы сделал упор на гуманитарные предметы. Вместо всяких ОБЖ полезнее знать литературу и историю. Это вполне отвечает понятию патриотизма. Физкультура должна быть обязательным предметом.

А вот вместо физики, химии, биологии и математики ввел бы такой предмет, как история точных и естественных наук, чтобы дети познавали мир через историю его развития в самых разных областях.

Сергей Митрохин, лидер партии “Яблоко”. Нужно менять государство, потому что его основная цель — сознательная дебилизация населения.

Государство неспособно финансировать всеобщее бесплатное образование, потому и пишет подобные проекты. Власть не заинтересована в образованных людях, которые будут иметь собственное мнение. Система образования уже плохая, а государство делает все, чтобы она стала хуже. У нас не государство, а какая-то ликвидационная комиссия.

Виктор Ерофеев, писатель.

Надо вернуть классическое образование — по типу советского, но без идеологической окраски. Именно оно дает возможность изучения предметов с точки зрения вечности. Наши школьники сами смогут изучить интернет и понять место России в современном мире, а вот выучить историю, математику и русский язык самостоятельно мало кто может. Все эти предложения — как контрольный выстрел в голову.

Ольга Свиблова, директор Мультимедийного комплекса актуальных искусств.Я бы ничего не меняла, а оставила замечательную систему советского образования. Мы кричим, что мозги утекают за рубеж, а сами гробим все хорошее, что еще осталось. За нашими молодыми специалистами идет настоящая охота, их мозги нужны всему миру. Если же эти новые предложения по образованию будут реализованы, то произойдет настоящий апокалипсис, у нас просто не будет страны, ведь образование — основа всего. Я до сих пор надеюсь, что мы неправильно поняли министра Фурсенко и он катастрофы не готовит.

Вопрос недели/шесть лет назад*

А вам евреи жить мешают?

Генпрокуратура отказалась привлекать к ответственности за разжигание национальной розни авторов обращения о запрете еврейских религиозных организаций.

Анатолий Приставкин, советник президента, писатель. Помогали даже — так же, как и русские. У нас в детдоме не различали, русский ты, еврей или еще кто. Дурак же всегда дурак, независимо от национальности.

Людмила Нарусова, член Совета федерации.

Эту важнейшую тему надо не в ернических тонах рассматривать, а жестко пресекать и бороться с проявлениями антисемитизма.

Альберт Макашов, депутат Госдумы (фракция КПРФ), генерал-полковник. Они мешают не мне, а моей стране.

Пусть мне кто-нибудь объяснит, почему все природные богатства сосредоточены в руках одной диаспоры. Почему существуют детсады, школы, оздоровительные лагеря с углубленным изучением языков, в которых дети подобраны по национальному составу, и финансируются они из госбюджета и из кармана моих избирателей.

Игорь Писарский председатель совета директоров агентства “Р.И.М. Портер Новелли”. Иногда мешает один еврей — я сам.

*Должности указаны на момент опроса.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1578515

Школе нужны мужчины!

В нашей школе, одной из самых «мужских» в республике, 70 учителей. Из них мужчин всего лишь 10. Мужчины в школах сегодня составляют 13% (по другим данным, уже около 10%). Конечно, говорят, не важно кто учитель: мужчина или женщина, главное, чтобы он любил детей. И всё же феминизация школьной системы образования не может не вызывать тревоги.

ДОРОГА В НИКУДА?

Труд учителя — постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая смена ситуаций. По мнению психологов, по нагрузкам на нервную систему он сопоставим со стрессами, которые испытывает, например, лётчик-испытатель.

Что стоит порой учителю один только урок — 45 минут? Постоянное напряжение, ситуации меняются каждую секунду. Молниеносная реакция, неожиданный вопрос, импровизация, взвешивание (шалость или хулиганство?), полная ломка уже продуманного плана урока, постоянное переключение с одного вида деятельности на другой.

Обратите внимание

При всём том нужно держать в поле зрения весь класс, это 30 учеников — таких разных! Отсюда у учителей болезни сердца, спазмы сосудов, нервное истощение, душевная усталость после 45 лет. На что обрекаем мы миллионы наших женщин-педагогов?

Читайте также:  Цитаты брюса ли - советы по саморазвитию

Искажается и микроклимат в педагогическом коллективе, в котором преобладают женщины. Они вынужденно приобретают черты характера мужчин, становятся жёсткими, эмоционально опустошаются. Меняются и мужчины, подстраиваясь под женский стиль общения. Это не может не сказываться отрицательно на воспитании детей.

А тем временем под влиянием неблагополучной окружающей среды, воздействия телевидения, Интернета, компьютерных игр возрастают неуравновешенность и агрессивность детей. Конфликтные ситуации случаются всё чаще. Женщины, конечно, у нас и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Но неплохо бы тут мужчинам подставить своё надёжное плечо. А они в школу не идут.

В педвузах юношей всего около 25%. Причём две трети студентов не связывают свою будущую жизнь с профессией учителя. Многие сегодня и смысла в этом не видят. Поступление в педвуз нынче — это дорога в никуда. За последние восемь лет количество учащихся уменьшилось на 1/3, а учителей осталось столько же.

Но школа сегодня как никогда раньше нуждается в приходе молодёжи, ведь среди учителей около 40% пенсионеров, работающих ещё с советских времён. В советской школе было много положительного, однако на дворе век XXI. И картина, когда пятиклассник учит учителя работе на компьютере, вызывает грустную улыбку.

Ставка молодого учителя — 3—4 тысячи рублей. Учитель со стажем (и званиями) получает 7—8 тысяч. Переход на новую систему оплаты, судя по тем регионам, где ввели её, ничего не меняет. Повышение оплаты во многом зависит от лояльности к учителю администрации. Неугодными часто оказываются учителя-мужчины, которым свойственно иметь и высказывать критическое мнение, держаться самостоятельно.

Мужчины, которым до пенсии ещё работать и работать, при первой возможности уходят из школы. Я знаю талантливых опытных учителей, которые вынуждены были уйти в последние годы, — надо кормить семью.

Кто-то занялся мелким бизнесом, торговлей, репетиторством, устроился тренером в спортивную секцию, кто-то подался в чиновники.

Важно

Некоторые уходят в никуда, мыкаются с одного рабочего места на другое, подрабатывают на шабашках.

Уходят не только и не столько из-за мизерной зарплаты. У учителя отсутствует достойный его подвижнической деятельности социальный статус, правовая защита.

За двойки в журнале, замечания, снижение четвертной оценки родители жалуются в вышестоящие инстанции — будто это «нарушение прав» ребёнка. Учитель же бессилен перед любым чиновником.

Сколько проверок приходится переживать, сколько отчётов надо представлять в многочисленные инстанции.

С прошлого года отменена отсрочка от службы в армии сельским учителям-мужчинам. А ведь было предложение ввести отсрочку и для городских учителей. И что? Дума при поддержке Министерства образования и науки приняла «нулевой вариант». Сплошная феминизация школы успешно завершается!

В армии, конечно, мужчины должны служить. Я, к примеру, пошёл добровольно, хотя как сельский учитель имел право на отсрочку, считая, что воспитывать мальчиков может только учитель, отслуживший в армии.

Ушедший в армию учитель вряд ли вернётся в село, а если и вернётся, то может… не обнаружить своей школы. Оптимизация! Малокомплектные школы закрываются, учеников будут на автобусах возить в отдалённые укрупнённые школы. Всё это мы уже проходили — закрытие школ ускорит процесс вымирания сёл, печальный опыт ничему нас не учит.

Что предлагается сделать для выправления ситуации в школе? Планируется, например, направить в школы увольняемых из армии офицеров. Становится неуютно от этой идеи, наслушавшись историй о том, что творится в некоторых воинских частях. Школа — всё ж не армия, и главное — не присутствие мужчин в ней, а готовность и желание работать с детьми. И — основательное педагогическое образование.

ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ

Совет

А вот в царской России большинство учителей в гимназиях были мужчины. Только в 1911 году женщинам разрешили преподавать в мужских средних учебных заведениях.

Каков был статус и материальное обеспечение преподавателей?

В нашем Тетюшском уездном училище Казанской губернии, открытом в 1832 году, труд учителя оплачивался на уровне чиновников средней руки, и так же, как чиновникам, учителям присваивались чины по Табелю о рангах, автоматически повышавшиеся по выслуге лет. Это существенно поднимало уровень образования.

Учителя в городе пользовались большим авторитетом, к их мнению прислушивались, обращались за советом чиновники. Учителя сдавали экзамен на звание народного учителя для работы в городском училище. Спустя несколько лет можно было сдавать экзамены на звание уездного учителя. Так обеспечивался карьерный рост.

В начале ХХ века в Тетюшах был создан попечительский совет, в который помимо городского головы входили представители купеческих семей. На средства купцов были построены здания женской и мужской гимназий в Тетюшах, в которых и сегодня (спустя сто лет!) располагаются учебные заведения.

(Хороший пример для нынешних бизнесменов, строящих замки, покупающих спортивные клубы за границей, вместо того чтобы вкладывать средства в будущее своей Родины!) Попечительский совет заботился не только о финансовом положении гимназии, но и о педагогических кадрах соответствующего уровня.

Директор гимназии имел оклад в 4500 рублей (в полтора раза больше оклада профессора университета).

Во второй половине XIX века в России земства намечали кандидатов на должность земских учителей и представляли их в уездный училищный совет. Отбор был серьёзный.

В рассказе Власа Дорошевича «Учитель» говорится, что педагог в дореволюционной России получал жалованье 100 рублей. Вот он снимает тесную неудобную квартиру.

Жена (неработающая) ворчит, кухарка бранится: на восьмикопеечное (копеечное!) мясо разносолов не сварить.

Обратите внимание

Нелёгкая жизнь? Но может ли сегодняшний учитель содержать неработающую жену и кухарку? В Казани плата за съёмную однокомнатную квартиру начинается от 8 тысяч рублей в месяц (до начала кризиса).

Преподаватель гимназии до революции мог позволить себе приобрести дом. Известен факт, когда один из преподавателей Тетюшской мужской гимназии купил рояль немецкой фирмы «Беккер», — стоимость его равнялась стоимости дома.

После революции ситуация изменилась. Старая школа была разрушена, преподаватели подались кто в Белую гвардию, кто в эмиграцию. Тогда и началась первая волна феминизация школьного образования. Делом «настоящих мужчин» стали война, армия. Символом мужественности — погоны на плечах.

После вуза в 80-е годы я попал в сельскую школу, в которой был единственным учителем-мужчиной.

И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ

Наше поколение пришло в школу в романтическую пору популярности так называемой педагогики сотрудничества. Телевизионные передачи с участием учителей-новаторов Виктора Шаталова, Михаила Щетинина, Евгения Ильина, Шалвы Амонашвили собирали у экранов миллионы телезрителей.

Мы зачитывались их книгами, статьями Симона Соловейчика об их новаторских методах. Было паломничество на их уроки, переполненные залы на встречах. Телевидение совершило открытие: работа учителя, оказывается, невероятно увлекательная, творческая. Её популярность, престиж значительно выросли.

Немало молодых людей «пошли в педагоги», не задумываясь особо о низкой зарплате.

«Опорные сигналы» Шаталова, «метод погружения» Щетинина… Вспоминаю необычные уроки литературы Ильина:

«Теплота учительских рук… Руки ещё больше, чем слово, способны творить тишину.

Положу ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, обниму за плечи… А кто из вас, ребята, когда-нибудь встал на колени перед своей матерью и так же, как Аня из „Вишнёвого сада“, сказал: „Мама! Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя!“ Учитель управляет творческим состоянием класса через детские взгляды, их глаза — задумчивые или рассеянные, добрые или безразличные…»

А вот начало урока физики Николая Палтышева. Звучит… шелест листвы, музыка Бетховена, монолог Гамлета, стихи Пастернака. Тема урока? «Теория колебаний». Результаты учебно-воспитательной работы? До 70% выпускников сельских профтехучилищ оканчивали с отметками 4 × 5. Многие выпускники становились преподавателями физики, инженерами-физиками, научными сотрудниками.

Важно

Такие уроки не могли не увлечь молодых людей, мечтающих о настоящей творческой работе. Вернуть бы на телевидение подобные программы. Неужели не найдутся спонсоры-бизнесмены, благодарные своим учителям?

Сегодня учителя погружены с головой на натаскивание школьников к ЕГЭ, не до обсуждения «каких-то» там нравственных колебаний человека в жизни… Литература порой сводится к вопросам из тренировочных тестов вроде: какой масти была лошадь у Вронского? Кого привлечёт эта изнурительная однообразная работа «дрессировщика» в школе, да ещё за низкую зарплату?

Когда-то под влиянием фильма «Доживём до понедельника» немало молодых людей пошли в педагогические институты, как после фильма «Офицеры» юноши шли в военные училища. Сегодня кино, телевидение — против детей, против учителя.

Гнуснейшей «популяризацией» профессии учителя успешно занимается на Первом канале господин Малахов. В передаче (прайм-тайм!) обсуждается всё, что угодно, — учитель довёл ученика до самоубийства, избивал детей и т.п.

Транслируются на всю страну, смакуются выхваченные дикие единичные случаи, разбираться в которых должны не случайные люди, а правоохранительные органы или психиатры.

А почему бы не обсудить, например, подвиг учителей в Беслане, прикрывавших собой детей? Не думаю, что пресловутый рейтинг можно поддерживать только за счёт скандала.

Сколько юбилеев так называемых шоу-звёзд показывают чуть ли не ежедневно! А была ли хоть одна передача в прошлом году, посвящённая подвигу выдающегося польского педагога-гуманиста Януша Корчака к 130-летию со дня его рождения? Или вспомнили 90-летие со дня рождения замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского?

Когда-то меня поразила история жизни этого выдающегося педагога. С первых дней войны он ушёл на фронт. Село, в котором жила его жена Вера, было вскоре оккупировано фашистами.

Совет

Вера распространяла листовки, перепрятывала бежавших из плена советских солдат. Была арестована гестапо. Несколько дней её подвергали нечеловеческим пыткам, добиваясь того, чтобы она выдала руководителей антифашистской организации. Она молчала.

 В застенке у Веры родился сын. И младенец, и его мать были убиты фашистами.

В те дни Сухомлинский был ранен под Ржевом. Несколько осколков металла сидели в лёгком до конца жизни. Вернувшись домой, Василий Александрович был поражён случившимся с его семьёй… Тяжёлые воспоминания мучили его всю жизнь, о чём он никому не признавался.

Только однажды в предисловии к немецкому изданию своей книги рассказал о том, что случилось с его семьёй во время войны. Его гуманистические идеи были выстраданы.

«Воспитывать может (и имеет право) только человек, сам многое переживший», — писал выдающийся педагог.

Личность Сухомлинского оказывала сильнейшее воздействие на тех, кто знал его, читал его книги. И многие молодые люди шли по его примеру в школу. Он был педагогом, исследователем, публицистом, писателем. Воспитать личность может только личность, утверждал он.

 Подростку необходимо, чтобы рядом был взрослый, в котором ему видится образец для подражания. Как писал Сухомлинский, подросток ищет человека — личность. В школе, на улице, в спортивном коллективе, дома. И не всегда находит. Ему нужен пример положительного мужского поведения.

Если он не видит его рядом с собой, то находит кумира в сомнительных компаниях, в крутых боевиках, а то и среди бандитов. И начинает подражать им.

Не в этом ли одна из причин нынешней криминализации нашего общества?

НИКОГДА Я НЕ БЫЛ НА БОСФОРЕ

В европейских странах начали бить тревогу, когда процент учителей-мужчин за пять лет снизился с 54 до 50%. Были разработаны национальные программы по привлечению мужчин в школу. В Великобритании, например, подняли пособие мужчинам-педагогам на 20%.

 В ряде стран также выделяются специальные пособия, организованы общества, помогающие устроиться на преподавательскую работу.

Обратите внимание

Учителя имеют большой отпуск, короткий рабочий день, возможность карьерного роста — могут устроиться в вуз, заняться научной деятельностью.

Карьерный же потолок для учителя у нас — директор школы. Должность эта прежде всего хозяйственная, да и назначают на неё часто не учителя, а того же чиновника со стороны, плохо разбирающегося в педагогических премудростях.

Что касается материальной стороны и влияния её на престиж профессии педагога… Представьте: учитель в потрёпанном пиджаке и ученики, которых состоятельные папы подвозят к школе на «мерседесах».

Ученики, разбирающиеся в компьютерах, и учитель, который не может приобрести для себя не только компьютер, но и купить необходимые книги, выписать нужный для работы журнал.

Ученики, побывавшие за границей, и учитель, не имеющий возможности побывать в столичных музеях, театрах, галереях.

Рассказываю как-то на уроке о Константинополе. Перебивает ученик: «Мы с папой были в Турции, любовались Босфором, а вы?» Отвечаю с грустью: «Никогда я не был на Босфоре, ты меня не спрашивай о нём…» Не видел египетских пирамид, не проходил по раскалённым каменистым дорожкам афинского Акрополя.

Я — учитель истории. Побеждал на профессиональных конкурсах, получал награды, имею высшую квалификационную категорию. Тем не менее вынужден набирать дополнительные часы, заниматься репетиторством, вести кружки, подрабатывать в каникулы …

А что ждёт молодого начинающего педагога? Зачем пойдёт в школу парень, у которого впереди много иных возможностей сделать успешную карьеру?

Важно

Опросы учеников показывают: их привлекают мужской рационализм, конкретные чёткие требования. У женщин и мужчин разный опыт, разные точки зрения по многим вопросам, что способствует всестороннему развитию ребёнка, даёт ему оптимальные жизненные ориентиры.

«Слово, сказанное учителем-мужчиной, воспринимается мальчиками не так, как сказанное учителем-женщиной» — так говорил один из героев фильма «Печки-лавочки».

Может ли быть полноценным воспитание, если с детского сада и до выпускного класса средней школы дети видят в основном только женщин (около 15 лет!)? А сколько у нас неполных семей? И в результате дети наблюдают и воспринимают лишь женскую модель поведения, что во взрослой жизни им доставляет немало проблем.

Вижу, как тянутся подростки к настоящему мужскому делу. Каждое лето нет отбоя от желающих отправиться с нами в поход, на археологические раскопки. Мужчины нужны в школе!

На мой взгляд, необходимо принять программу по развитию школьной системы образования в современных условиях, в которую можно было включить и меры по привлечению мужчин в школу.

Возможно, стоит подумать о разработке закона об учителе, его правовой защите, повышении его социального статуса, престижа учительской профессии.

Включить бы в такой закон, например, положение о необходимости поддержки учительских династий, которым особенно нелегко в материальном плане.

Наработанный опыт в таких семьях, передаваемый из поколения в поколение, — это бесценный духовный капитал общества.

Юрий МЫШЕВ, учитель истории, г. ТЕТЮШИ, Татарстан

Источник: https://1001.ru/articles/post/shkole-nuzhny-muzhchiny-12671

Ссылка на основную публикацию