Коротко о стилях: Барокко
Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.
Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету.
Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме.
До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо иКаррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
бароккоистория стиля
Источник: https://shabby-decor.ru/korotko-o-stilyah-barokko/
Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности | DesigNonstop – О дизайне без остановки
Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности
Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Во-первых, это изменение мировоззренческих представлений о мироздании и человеке, связанных с эпохальными научными открытиями того времени.
И во-вторых, с необходимостью власть придержащих имитировать собственное величие на фоне материального обнищания. И использование художественного стиля, прославляющего могущество знати и церкви, было как нельзя кстати.
Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался дух свободы, чувственность и самоощущение человека, как деятеля и созидателя.
Барокко — (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Барокко противостояло классицизму и рационализму.
В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На ее территории начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы. Но истощенная Италия не утратила высоты своих позиций — она все равно остается культурным центром Европы.
Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.
В этот период, благодаря открытиям Коперника, изменилось представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также о человеке как о разумнейшем существе.
По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.
Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи.
Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени.
Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр.
В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико).
Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник Каналетто.
Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — Ван Дейк.
С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Халс и Ян Вермеер.
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.
Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию.
Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.
Идеализация образов сочетаются с бурной динамикой, реальность — с фантазией, а религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью.
Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество.
Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии.
Человек предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды.
В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа.
В архитектуре барокко достигло величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля.
Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.
Источник: https://www.designonstop.com/webdesign/trends/barokko-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm
Стиль барокко в искусстве (стр. 1 из 4)
Введение
В настоящее время актуальность приобретает интерес к проблематике сложного мира искусства, необходимость понимания его места и роли в широком контексте культуры.
Ориентационно-ценностные изменения в современной истории заставляют по-новому относится к науке и культуре, а в искусстве видеть не только самодостаточное средство познания действительности, но и способ ценностного постижения мира, самосознания культуры. Барокко появился в Италии в конце XVI – начале XVII века, как папский стиль.
Но вскоре барокко стал популярным за пределами Рима и Ватикана по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII столетия. Он использовался для оформления дворцов знатных семей. Во Франции во времена Людовика XIV, барокко получил особенное распространение.
Термин «барокко» переводят как «причудливый, странный, вычурный». Происхождение его не вполне ясно, в быту это слово и сейчас употребляется как синоним странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного.
Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные жемчужины, которые мастера эпохи барокко умели использовать в декоративных целях. «Время барокко» включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и рококо) и «стиль барокко».
Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценке. Одни считают, что искусство барокко – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения.
Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре.
В то же время многие ученые настаивают, что кризисная стадия Возрождения еще не барокко, дают ей особое наименование – маньеризм. Тем не менее, даже знатоки не всегда решатся с уверенностью сказать, принадлежит автор к Возрождению, маньеризму или к барокко.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Характеристика эпохального стиля Барокко
«Каждый человек – стиль» – эти слова известного французского учёного Бюффона, как нельзя лучше характеризуют основные эстетические воззрения человека эпохи барокко. Этот стиль невозможно перепутать ни с каким-либо любым другим стилем. Барокко – воплощение той эпохи, в которой он появился. В барокко объединены два понятия, а именно: стиль и образ жизни.
Культура XVII века воплощает в себе всю сложность этого времени. Трудно найти столетие, которое бы дало столько блестящих имен во всех областях человеческой культуры. Европа XVII в. – это эпоха мануфактурного производства и водяного колеса – двигателя. Развитие мануфактурного производства порождало потребность в научных разработках.
Такие ученые, как Коперник, Галилей, Кеплер внесли принципиальные изменения во взглядах на библейскую картину мироздания. В разработках Лейбница, Ньютона, Паскаля была раскрыта несостоятельность средневекового природы. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений.
Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчисление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии.
Для духовной жизни общества XVII в.
большое значение имели великие географические и естественнонаучные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Америку, открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, исследования Галилея. Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку.
Формирование исторического стиля Барокко
, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI-XVII вв.
Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения.
Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей.
А шедевры искусства «Высокого Возрождения» – произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля – казались недосягаемыми. В этом – суть всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественнонаучными открытиями.
Идеологической основой
нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм – буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал.
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника.
Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе.
Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X. Колумб открыл Америку, Васко да Гама в 1498 г.- морской путь в Индию. В 1519-1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание, к 1533 г. открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание.
Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек. То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах.
До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен, что Земля – плоское блюдце, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля – не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Это противоречило зрительным впечатлениям. Человек продолжал видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой.
Он ощущал твердость материальных предметов, но ученые стали доказывать, будто это всего лишь видимость, а на самом деле – ничто иное, как множество пульсирующих центров электрических сил. Было от чего прийти в смятение.
Правда законы Кеплера согласовывались с пифагорейской теорией музыки Небесных Сфер, а Ньютон не спешил обнародовать свои открытия. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира.
Произошел бесповоротный психологический надлом – основа будущего стиля Барокко. В конце XVI – начале XVII вв.
открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого – «венец Творения» – сам человек.
Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый-гуманист Пикоделла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Влез Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем- то средним между всем и ничем. Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало, ни конец». И это слова великого математика! Какие противоположные суждения по одному и тому же предмету! Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой. Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.
На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы – Испанцы и Французы. Они диктуют условия политики и пр. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций – она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим.
Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко
.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко – это ещё век Разума и Просвещения.
Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике – к baroco
. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.
Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» – геометрической правильности построений на плацу.
Отличительными чертами барокко являются пространственный размах, пышность, великолепие и роскошь. Отметим, что изменчивость и игру образов этого стиля можно сравнить с морской раковиной, в честь которой и был назван этот стиль. Изысканная роскошь, великолепие и превосходство вновь возвращается в убранство домов после простоты и минимализма в декоре помещений.
Источник: http://MirZnanii.com/a/129827/stil-barokko-v-iskusstve
Барокко — архитектурный стиль
Появление Барокко:
Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.
Краткая характеристика архитектурного стиля барокко:
Характерные черты: симметрия в стиле простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях большие новороты в колоннах бешено отделанные потолки с углубленными частями.
Преобладающие цвета: приглушенные пастельные тона; красный розовый белый голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность прямоугольник овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Форма: сводчатая куполообразная и прямоугольная; башни балконы эркеры.
Элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны пилястры скульптуры лепнина и роспись резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Конструкции: контрастные напряженные динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.
От маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Барокко,тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа.
Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические — оставались в неприкосновенности.
Во многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах — барочные алтари.
И Готику и Барокко объединяет экспрессия, иррациональное понимание архитектурного пространства.
Мастера Барокко:
Борромини (1599—1667), Ювара, Доменико Фонтана (1543—1607), Франческо Каратти (? −1675), Сантино Солари, М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский и другие.
Примеры:
Андреевская церковь,арх. Бартоломео Растрелли, Киев, Украина,1754 год.
Большой Петергофский дворец и большой каскад, Россия.
Екатерининский дворец Браунштейн, Квасов, Чевакинский, Санкт-Петербург, Россия, 1717-1756.
Карлскирхе,Фишер фон Эрлах, Вена, Австрия,1716-1739.
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, мастер Франческо Борромини, 1638—1677 гг.
Цвингер ,Пеппельманн, Пермозернач, Дрезден, Германия, XVIIIв.
Церковь Климента Папы Римского, арх.Пьетро-Антонио Трезини,Замоскворечье, Россия.
Церковь Сан-Аньезе,арх.Франческо Борромини, Площадь Навона, Рим, Италия, 1652-1657.
Церковь святой Сусанны, Рим, Италия.
Источник: https://v.sokolovsky.com.ua/barokko-arhitekturny-j-stil/
Эпоха Барокко
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»,порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» ) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе,Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения.
Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.
В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики.
К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ.
state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717).
Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека».
Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм.
Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться.
Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели.
Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Караваджо. Юноша с корзиной фруктов
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Миланапрозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи.
Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени.
Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течениекараваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Рубенс. Союз Земли и Воды
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене.
Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641).
С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер(1632—1675).
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
Источник: https://medium.com/eggheado-art/-ca3861e0f495
58. Культура и искусство западноевропейского барокко
-
Культура и искусство западноевропейского барокко.
Полифоничность языка
художественной культуры.
Баро́кко
(итал.barocco —
«причудливый», «странный», «склонный
к излишествам», порт.
perola barroca —
«жемчужина неправильной формы» (дословно
«жемчужина с пороком»); существуют и
другие предположения о происхождении
этого слова) — характеристика
европейской культуры XVII—XVIII
веков, в эпоху Позднего Возрождения,
центром которой была Италия.
Стиль
барокко появился в XVI—XVII веках в
итальянских городах:Риме,Мантуе,Венеции,Флоренции.
Эпоху барокко принято считать началом
триумфального шествия «западной
цивилизации». Барокко противостоялоклассицизмуирационализму.
Ведущее
положение Италии, Франции, Голландии,
Испании в художественной культуре XVII
века. Отражение идеологии контрреформации
в стиле барокко. «Всеобщность» стиля
барокко в XVII
в. Появление новых жанров (опера, бытовой
жанр, натюрморт). Особенности стилевой
системы барокко.
Многообразная амплитуда
стиля в национально-региональном
аспекте. Мир и человек, человек и Бог в
искусстве барокко. Мир как иллюзия и
человек как сгусток противоречий.
Мировоззренческие основы стиля сложились
как результат потрясения, каким для XVI
века стали Реформацияи учениеКоперника.
Изменилось утвердившееся в античности
представление о мире как о разумном и
постоянном единстве, а также ренессансное
представление о человеке как о разумнейшем
существе.
По выражениюПаскаля,
человек стал осознавать себя «чем-то
средним между всем и ничем», «тем, кто
улавливает лишь видимость явлений, но
не способен понять ни их начала, ни их
конца».
Эпоха
барокко
Эпоха
барокко порождает огромное количество
времени ради развлечений: вместо
паломничеств—променад(прогулки в парке); вместорыцарских
турниров— «карусели» (прогулки
на лошадях) икарточные
игры; вместомистерий—театрибал-маскарад.
Можно добавить ещё появление качелей
и «огненных потех» (фейерверков).
В интерьерах местоиконзаняли портреты и пейзажи, а музыка из
духовной превратилась в приятную игру
звука.
Эпоха
барокко отвергает традиции и авторитеты
как суеверия и предрассудки. Истинно
все то, что «ясно и отчётливо» мыслится
или имеет математическое выражение,
заявляет философ Декарт.
Поэтому барокко — это ещё век Разума
и Просвещения.
Не случайно слово «барокко»
иногда возводят к обозначению одного
из видов умозаключений в средневековой
логике — кbaroco.
В Версальском
дворцепоявляется первый европейский
парк, где идея леса выражена предельно
математически: липовые аллеи и каналы
словно вычерчены по линейке, а деревья
подстрижены на манер стереометрических
фигур.
В армиях эпохи барокко, впервые
получивших униформу, большое внимание
уделяется «муштре» —
геометрической правильности построений
на плацу.
Человек
эпохи барокко
Мадам
де Монтеспан, женщина эпохи барокко
Человек
барокко отвергает естественность,
которая отождествляется с дикостью,
бесцеремонностью, самодурством, зверством
и невежеством — всем тем, что в эпоху
романтизмастанет добродетелью. Женщина барокко
дорожит бледностью кожи, на ней
неестественная, вычурная причёска,корсети искусственно расширенная юбка накаркасе
из китового уса. Она на каблуках.
А
идеалом мужчины в эпоху барокко становится
джентльмен—
отангл.gentle:
«мягкий», «нежный», «спокойный».
Изначально он предпочитал брить усы и
бороду, душиться духами и носить
напудренные парики.
К чему сила, если
теперь убивают, нажимая на спусковой
крючок мушкета.
В эпоху барокко естественность —
этосинонимзверства, дикости, вульгарности и
сумасбродства. Для философаГоббсаестественное состояние (англ.
state
of nature) —
это состояние, которое характеризуется
анархией и войной всех против всех.
Антонис
ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта,
ок. 1637
Барокко
характеризует идея облагораживания
естества на началах разума. Нужду не
терпеть, но «благообразно в приятных и
учтивых словах предлагать» (Юности
честное зерцало, 1717).
Согласно философуСпинозе,
влечения уже составляют не содержаниегреха,
но «саму сущность человека».
Поэтому
аппетит оформляется в изысканном
столовомэтикете(именно в эпоху барокко появляются вилки
и салфетки); интерес к противоположному
полу — в учтивомфлирте,
ссоры — в утончённойдуэли.
Для
барокко характерна идея спящего бога—деизм.
Бог мыслится не как Спаситель, но как
Великий Архитектор, который создал мир
подобно тому, как часовщик создаёт
механизм. Отсюда такая характеристика
барочного мировоззрения какмеханицизм.
Закон сохранения энергии, абсолютность
пространства и времени гарантированы
словом бога. Однако, сотворив мир, бог
почил от своих трудов и никак не
вмешивается в дела Вселенной. Такому
Богу бесполезно молиться — у Него
можно только учиться.
Поэтому подлинными
хранителямиПросвещенияявляются не пророки и священники, а
учёные-естествоиспытатели.
Исаак
Ньютоноткрывает закон всемирного
тяготения и пишет фундаментальный труд
«Математические начала натуральной
философии» (1689),
аКарл
Линнейсистематизирует биологию
(«Система
природы»,1735).
Повсюду в европейских столицах учреждаютсяАкадемии
Науки научные общества.
Многообразие
восприятия повышает уровень сознания —
примерно так говорит философ Лейбниц.
Галилейвпервые направляет телескоп к звёздам
и доказывает вращение Земли вокруг
Солнца (1611),
аЛевенгукпод микроскопом обнаруживает крошечные
живые организмы (1675).
Огромные парусники бороздят просторы
мирового океана, стирая белые пятна на
географических картах мира. Литературными
символами эпохи становятся путешественники
и искатели приключений:Робинзон
Крузо, судовой врачГулливери баронМюнхгаузен.
«В
эпоху барокко происходило становление
принципиально нового, отличного от
средневекового аллегорического мышления.
Сформировался зритель, способный
понимать язык эмблемы. Иносказание
стало нормой художественной лексики
во всех видах пластических и зрелищных
искусств, включая и такие синтетические
формы, как празднества»[4].
Литература: и театр в
культуре барокко.
Писатели
и поэты в эпоху барокко воспринимали
реальный мир как иллюзию и сон.
Реалистические описания часто сочетались
с их аллегорическим изображением.
Широко
используются символы, метафоры,
театральные приёмы, графические
изображения (строки стихов образуют
рисунок), насыщенность риторическими
фигурами,антитезами,параллелизмами,градациями,оксюморонами.
Бытуетбурлескно-сатирическое
отношение к действительности.
Для
литературы барокко характерны стремление
к разнообразию, к суммированию знаний
о мире, всеохватность, энциклопедизм,
который иногда оборачивается хаотичностью
и коллекционированием курьёзов,
стремление к исследованию бытия в его
контрастах (дух и плоть, мрак и свет,
время и вечность).
Этика барокко отмечена
тягой к символике ночи, теме бренности
и непостоянства, жизни-сновидения (Ф.
де Кеведо,П.
Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона
«Жизнь
есть сон». Развиваются и такие жанры,
какгалантно-героический
роман(Ж.
де Скюдери,М.
де Скюдери), реально-бытовой и
сатирический роман (Фюретьер,Ш.
Сорель,П.
Скаррон).
В рамках стиля барокко
рождаются его разновидности, направления:маринизм(Италия),гонгоризм(культеранизм) иконсептизм(Испания),эвфуизмиметафизическая
школа(Англия),прециозная
литература(Франция),макаронизм,
т.е. смешанное польско-латинское
стихосложение (Польша).
Действия
романов часто переносятся в вымышленный
мир античности, в Грецию, придворные
кавалеры и дамы изображаются в виде
пастушков и пастушек, что получило
название пасторали(Оноре
д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают
вычурность, использование сложных
метафор. Распространены такие формы,
каксонет,рондо,кончетти(небольшое стихотворение, выражающее
какую-нибудь остроумную мысль),мадригалы.
В России к литературе барокко
относятся С.
Полоцкий,Ф.
Прокопович.Теоретически поэтика
барокко была разработана в трактатах
«Остроумие, или искусство изощренного
ума»Бальтасара
Грасиана(1648) и «Подзорная труба
Аристотеля»Эмануэле
Тезауро(1655).
Живопись
в культуре барокко. Стиль
барокко в живописи характеризуется
динамизмом композиций, «плоскостью» и
пышностью форм, аристократичностью и
незаурядностью сюжетов. Самые характерные
черты барокко — броская цветистость
и динамичность; яркий пример —
творчество РубенсаиКараваджо.
Микеланджело
Меризи (1571—1610), которого по месту рождения
близ МиланапрозвалиКараваджо,
считают самым значительным мастером
среди итальянских художников, создавших
в конце XVI в. новый стиль в живописи[5].
Его картины, написанные на религиозные
сюжеты, напоминают реалистичные сцены
современной автору жизни, создавая
контраст времен поздней античности и
Нового времени.
Герои изображены в
полумраке, из которого лучи света
выхватывают выразительные жесты
персонажей, контрастно выписывая их
характерность.
Последователи и подражатели
Караваджо, которых поначалу называли
караваджистами, а само течение
караваджизмом[6],
такие как Аннибале
Карраччи(1560—1609) илиГвидо
Рени(1575—1642), переняли буйство чувств
и характерность манеры Караваджо, так
же как и его натурализм в изображении
людей и событий.
Питер
Пауль Рубенс(1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии,
где усвоил манеру Караваджо и Каррачи,
хотя и прибыл туда лишь по окончании
курса обучения в Антверпене.
Он счастливо
сочетал лучшие черты школ живописи
Севера и Юга, сливая в своих полотнах
природное и сверхъестественное,
действительность и фантазию, ученость
и духовность.
Помимо Рубенса международного
признания добился ещё один мастер
фламандского барокко,Ван
Дейк(1599—1641). С творчеством Рубенса
новый стиль пришёл в Голландию, где его
подхватилиФранс
Хальс(1580/85-1666),Рембрандт(1606—1669) иВермеер(1632—1675).
В Испании в манере Караваджо
творилДиего
Веласкес(1599—1660), а во Франции —Никола
Пуссен(1593—1665), который, не удовлетворившись
школой барокко, заложил в своем творчестве
основы нового течения —классицизма.
Музыка барокко.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4410420/
Сообщение о барокко: эпоха, стиль, музыка, архитектура, живопись
Культурное барокковое направление
Барокко – это эпоха и направление в искусстве Европы в 17-18 веках. Характерна была также для России, Украины, белорусских земель и Польши. Произошел стиль из Италии, позже распространился по всей Европе. В основе философии барокко лежал культ чувств в противовес холодному рационализму, «сухому разуму».
Провозглашалась свобода творчества, даже самого вычурного и причудливого, в противовес правилам и строгим канонам творчества культурной эпохи классицизма.
Барокко возникло на закате эпохи Возрождения, когда люди несколько разочаровались в идеалах Возрождения.
Человек – не центр мира и умнейшее существо, способное на все, как хотелось верить всем в эпоху Возрождения, он уязвим Человек, его личность и его творчество не могут быть идеальными, подчиненными только уму, бкезупречными. Человек – живой и неправильный, и им правят эмоции, к тому же это хорошо.
Слово «барокко» дословно означает «жемчужина неправильной формы», «странная жемчужина». В искусстве и стиле барокко странность, необычность, нелепость и оригинальность творчества не осуждается, а приветствуется.
Барокковая архитектура – взрыв эмоций
Стиль барокко как в архитектуре, так и в литературе и в музыке, отмечен сложностью форм. Не найдете вы здесь ничего аскетичного или простого, естественного, неприукрашенного. Архитектура барокко – величественная, пышная, навевающая торжественное настроение.
Это архитектура гедонизма – «живем здесь и сейчас», оттого здания украшаются щедро и богато – лепниной, скульптурными формами, необычными балкончиками, коваными произведениями искусства.
Отличный пример архитектуры барокко – это Версальский дворец французских королей и прилежащий к нему Версальский парк.
Архитектура барокко в России – это прежде всего творения знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Расстрелли.
Это и знаменитый Зимний императорский дворец в Санкт-Петербурге, построенный в стиле барокко, и величественный Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофском царском имении, дворец магнатов Строгановых в том же Петербурге на реке Мойке, Аничков дворец императрицы Елизаветы Петровны у Аничкова моста в Петербурге. Это красивейшие парадные постройки страны.
Расцвет эпохи барокко в России, как в архитектуре, так и в культуре в целом, приходится на 18 век.
Барокковые литература и живопись
Литература барокко особое внимание уделяет красоте и изяществу формы. Популярны становятся игры с формой произведений, литературные загадки, фигурные стихи, (примером может служить акростих). Часто это принципиально декоративные произведения, где вообще не особо важно содержание.
Главное – великолепие форм!
Естественность и плоскость мира уже не устраивают творцов литературы барокко. Они стремятся усложнить литературу, выразить капризность по отношению к миру. Мир разочаровывает, а человек слаб перед лицом огромного мира, он не столь силен и не столь благороден – таково мироощущение барокко.
К чему серьезно воспринимать жизнь и судьбу человека, если происходящее больше напоминает сон, чем правдивую реальность? Мир и законы реальности для культуры барокко – не более чем иллюзия, «матрица», бред!
Европейское барокко в литературе – это, прежде всего, имена Франсиско де Кеведо, Педро де Кальдеона, Поля Скаррона.
Русские представители стиля барокко в литературе – это оратор и религиозный философ Феофан Прокопович, а также богослов и поэт, также религиозный философ, Симеон Полоцкий.
Живопись и музыка барокко отмечены динамичностью и контрастностью.
В живописи это работы Караваджо, Диего Веласкеса, Рембрандта ван Рейна, Пауля Рубенса, Тициана, Веронезе. Картины эти сияют игрой света, цветистыми пестрыми красками. Одновременно с культом чувственных радостей тела и плотской жизни на картинах барокко мы можем наблюдать и «темную сторону» переживаний души, глубину духовного познания.
Писать объемные фигуры в живописи барокко было еще не принято. Поэтому изображения на картинах плоские. Живопись барокко активно ищет новые формы в изображении и находит их. Восприятие мира на картинах барокко чуть трагичное, немного мрачное.
Оно выражает беззащитность человека перед смертью, перед лицом высшего, хрупкость его бытия, жизни и счастья. Картины часто смешивают идеальное и смешное. Позднее барокко в искусстве называется термином «рококо». Этот стиль отличается особой вычурностью, пышностью.
Барокковая музыка – красоты много не бывает
Музыка барокко – это тенденция к синтезу слова и музыки, таким образом в эпоху барокко расцветают вокальные и хоровые направления. При этом также именно в эпоху барокко создается чисто инструментальный европейский стиль музыки, направление, что не включает вокальной составляющей. До эпохи барокко инструментальная музыка приравнивалась к танцевальной и развлекательной. Также с 17 века активно развивался синтетический литературно-музыкальный жанр оперы, что возник в Европе за столетие до начала эпохи барокко.
Музыка барокко – намного более эмоционально насыщенная и экстравагантная, более вычурная и сложная для исполнения, чем музыка Ренессанса. Плохим музыкантам не место в музыке барокко, ведь они просто не сыграют ее! Нужно отлично владеть инструментами!
В барокковой музыке приветствуются все возможные способы украшения мелодии, орнамента, богатые и долгие импровизации музыкантов. Максимум красоты – это девиз барокко.
Источник: http://retrogorod.com/article.php?id=1120
Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление | Литерагуру
Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь. (П.П.Муратов)
Да, жизнь в эпоху Барокко действительно протекала иначе, чем сейчас.
Вряд ли сегодня можно встретить дам, гуляющих в длинных платьях с огромным количеством нижних юбок, держащихся на каркасе из китового уса, утянутых корсетами и с мертвенно бледной кожей или джентльменов с вычурными напудренными париками, сражающихся на шпагах. Однако черты смутного, сумасбродного, нестабильного, гипердинамичного века необычайно близки по духу нашему времени.
Что такое Барокко? Основные черты
Термин «Барокко» образован от итальянского «barocco», что в переводе на русский означает «порочный» и «склонный к излишествам». Также существует иное значение — «жемчужина неправильной формы». И действительно все эти черты можно найти в барочной эстетике.
Например, храм, оформленный в этом стиле, можно узнать за версту: он буквально лоснится лепниной и всяческими золотыми орнаментами, хитросплетениями статуй и символов, цветов и животных. В таком здании всегда есть что-то от напыщенного, важного, но очень красивого свадебного торта.
Стремление к шику не отнять у Барокко, ведь за счет него люди хотели отрешиться от реальности, забыть об убогости окружающего мира и прильнуть к божественно идеальной красоте.
Барокко получило свое распространение в XVII веке, когда Европа разрывалась от противостояния феодализма и капитализма. Противоборство религиозной и светской властей тоже добавляли масла в огонь, причем, огонь инквизиции.
Именно поэтому мрачные образы мученичества, религиозного экстаза, тления и смерти стали так популярны в народе. Отражение этих настроений можно заметить в моде: женщины предпочитали придавать лицу могильную бледность, а губам — цвет запекшейся крови.
В их гардеробе преобладали темные цвета и неправдоподобно узкие корсажи, которые создавали эффект призрачности и нереальности всего облика.
С демоническим внешним видом соседствовало стремление приблизиться к духовной экзальтации праведника, то есть полностью абстрагироваться от бренного бытия и мыслью возвыситься над суетой сует. Возможно, именно потому и пришла мода на противоестественную худобу: дворяне хотели выглядеть как Святой Антоний в костюме графа Дракулы.
Религиозная экзальтация людей эпохи барокко носила и чисто утилитарный характер: многие полагали, что разгул чумы предвещает Второе пришествие или что-то вроде кары, насланной на головы, так и не посыпанные пеплом. Поэтому Барокко больше проявило себя именно в религиозном искусстве, например, барочную архитектуру можно найти и в России, причем в большом объеме.
Что такое Барочное мышление?
Барокко продолжало традиции Ренессанса, хотя и отрицало связь с ним по многим параметрам.
В отличие от жизнеутверждающего и антропоцентричного Возрождения, новое направление обозначило сущностные противоречия между человеком и природой, человеком и обществом, наконец, человеком и законами мироздания.
Таким образом, у общества того времени зародилось иное «Барочное мышление», отмеченное напряженным драматизмом. Доселе целостная личность была расколота, теперь она осознавала, что находится между бытием и небытием, в полной неопределенности относительно своего места в мире.
Если человек ренессансного типа мышления верил в богоподобие индивида, то пришедший ему на смену сомневался, ничтожен или же велик он на самом деле? Противоречивый характер нового типа мысли, возможно, и есть объяснение сложности его декоративных элементов.
Другим следствием противоречивости является повышенная эмоциональность мироощущения нового человека с барочным типом мышления. На первый план в искусстве познания выходит интуиция, а вовсе не рационализм.
Личность постигает мир на уровне чувства, а не разума. Люди барочного типа, в частности, полагали, что нельзя ограничить фантазию художника рамками и принципами, он должен творить свободно.
На отрицании этой концепции построится противоположный барокко классицизм.
Стиль Барокко в скульптуре
Скульптура — род искусства, который пропитался Барокко особенно сильно. Например, итальянец Лоренцо Бернини творил именно в этом стиле, и многие его работы расскажут о барочном мышлении больше теоретиков.
Весьма показательны и многогранны мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы», расположенная и сохранившаяся во всем своем праздничном великолепии в одной из римских церквей.
Последняя из них создает ощущение, будто камень стал облаком, — настолько четко передана воздушность неба. Одеяние персонажей тоже наполнено каменным воздухом истинного гения.
Театрально выпяченные чувства, подобно возвышенному стилю этого текста, акцентируют внимание на том иррациональном понимании действительности, которое отличало художников той эпохи.
Стиль Барокко в живописи
Стиль барокко, воплощенный в полотнах, отличается динамизмом и напряженностью композиций, а также незаурядностью и сложностью сюжетов.
Черты нарисованного Барокко — это яркая цветовая палитра и напряженный драматизм задумки. Яркими примерами является творчество Рубенса и Караваджо.
Их картины наделены потрясающим пропорциональным чувством, каждый силуэт обретает объемность и композиционную завершенность.
Что такое Барочный менталитет?
Барочный менталитет – это особое мироощущение, которое можно лаконично описать фразой «пир во время чумы». Люди подобного склада мысли культивировали сладкие муки во имя видимости. Например, отчаянные модницы сковывали свои талии так, что потом не могли родить детей или же рожали мертвых младенцев.
Прически эпохи Барокко тоже лишь рассыпали пыль в глаза, были преувеличенно и неправдоподобно красивыми, однако за кулисами этой яркой сцены модницы не мыли свои волосы месяцами, а то и годами. В целом, такая Прекрасная дама жила ради того, чтобы показать себя, устроить пиршество глазам во время чумы всего остального.
Человек с барочным менталитетом жил одним днем: тратил целые состояния на роскошные одежды и помпезные приемы, а сам экономил на еде. Кроме того, на лице было принято изображать какую-то инфернальную мрачность (напудренные лица, красные помады, темно подведенные глаза), что вкупе с одеждой такого же вида рождало мистический, оторванный от реальности образ, больше напоминающий демона.
Возможно, такое неестественное желание оторваться от земли было продиктовано не метафорической, а вполне реальной чумой, которая царствовала в те времена в Европе.
Авторы: Елизавета Афиногенова и Марк Аврелий
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kultura-epohi-barokko-barochnyj-mentalitet-i-barochnoe-myshlenie/