Ян Амос Коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику
Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670
Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.
Факты из биографии, взгляды, мировоззрение
Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского.
И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества.
Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.
Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура.
Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.
Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.
В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов.
В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами.
«Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».
Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».
Яе Амос Коменский как педагог
Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста».
Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика.
Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной.
В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.
Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.
Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.
Коменский о воспитании детей в семье
Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию.
Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка.
Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.
Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться.
Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни.
Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году.
Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.
Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.
Педагогика Яна Коменского
Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.
Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».
Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».
Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании».
Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы.
Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.
Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Неизмеримый вклад в педагогику
Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи.
Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным.
Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.
Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.
Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике».
И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.
И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Источник: http://uchitel76.ru/yan-amos-komenskij-vzglyady-trudy-vklad-v-pedagogiku/
Ян Амос Коменский Великий педагог
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Ян Амос Коменский (1592—1670) Выполнила: Студентка 2 курса группы ППЗ- 12 Чернышова Наталья
2 слайд Описание слайда:
Основоположник классической педагогики, чешский ученый Ян Амос Коменский еще в XVII веке установил, что обучение в школах должно быть всеобъемлющим по четырем возрастным группам – детской (до 6 лет), отроческой (с 6 до 12), юношеской (с 12 до 18) и высшей школе для молодежи с 18 до 24 лет. Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками, систематизировал учебный процесс – ввел понятие урока как основной формы занятий с детьми. Все предложения и пожелания Коменского, а они насчитывают многие десятки, вошли в практический опыт европейской педагогики. Портреты Я.А. Коменского
3 слайд Описание слайда:
Он родился в моравской семье мельника, члена общины Чешских братьев – организации, противопоставлявшей себя католицизму. Первоначальное образование Ян получил в латинской школе, два года обучался в Херборнской академии, затем уехал в Германию и поступил в известный Гейдельбергский университет, где посещал лекции по математике, астрономии. Там он приступил к созданию энциклопедии «Театр всех вещей» и стал составлять словарь чешского языка. Школа чешских братьев Гейдельбергский университет
4 слайд Описание слайда:
Во время учебы он ездил по городам Европы, побывал в столице Голландии Амстердаме – уже в то время крупном портовом городе, центре культуры и образования. На родину он вернулся зрелым 22-летним молодым человеком с желанием обучать детей по составленной им системе. Он стал руководителем школы в Пшерове, затем Фульнике и одновременно был священником общины Чешских братьев. В годы Тридцатилетней войны Коменский вынужден был покинуть родные места, уехал в Польшу, где преподавал в местной гимназии. Я.А. Коменский в Амстердаме Ян Коменский прощается с родиной. Рисунок Ф. Дженевейн 1885 г.
4 февраля 1628 в Чехии он становится ректором национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой труд “Великая дидактика”. Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. «Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы», – считал великий педагог. Страница книги «Великая дидактика»
6 слайд Описание слайда:
начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца природа не делает скачков, а идет вперед постепенно всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке В “Великой дидактике” Коменский выдвинул такие основоположения:
7 слайд Описание слайда:
В 1631 году Коменский издал объемный труд «Открытая дверь языков». Это был первый учебник латинского языка для детей, который в доступной и понятной форме объяснял все трудности языка, содержал разнообразные примеры. Эта книга за короткое время стала популярной, ее перевели на 12 европейских языков, и в течение многих будущих десятилетий она оставалась основным учебником в школах. Вскоре он написал учебники по астрономии, физике и первое в истории руководство для семейного воспитания и обучения детей – «Материнская школа». Я.А. Коменский «Материнская школа»
8 слайд Описание слайда:
В этом труде он писал: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если прилежных учеников будут время от времени хвалить; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома». Цитата Коменского на табличке в Словацкой школе «…из всех профессий ниже всего нужно поклониться учителю…»
9 слайд Описание слайда:
Его имя вскоре стало известно во многих странах Европы. Со своими предложениями и идеями он побывал в Лондоне, Стокгольме. Многие желали видеть его у себя в качестве организатора педагогического образования, но Ян выбрал Венгрию, которая хотела осуществить у себя реформу школьного дела. В этой стране он попытался реализовать еще одну свою идею – пансофию – гармоничное познание мира, себя и Бога, или обучение всех всему. Старый Лондон, старый Стольгольм
10 слайд Описание слайда:
В своих трудах Коменский рекомендовал преподавать древние языки, виды искусств, естествознание, медицину, географию, историю, химию. В поддержку своей идеи пансофии он выпустил новую книгу, которая называлась «Видимый мир в картинках». Она была построена по принципу наглядности и дожила до XVIII века, ее перевели также на русский язык. Стараясь вызвать у детей активный интерес к учебе, Коменский вносил в преподавание элемент игры, для этого он написал несколько пьес, которые вошли в его книгу «Школа – игра». Страница книги «Видимый мир в картинках»
11 слайд Описание слайда:
Судьба Коменского сложилась не очень счастливо. Его жена и дети погибли во время эпидемии чумы. В 1658 году, во время шведско-польской войны, он потерял все свое имущество, в том числе библиотеку, рукописи. Последние 14 лет своей жизни он провел в Амстердаме, городе юности, где издавал свои сочинения, выпустил в том числе капитальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором излагал свои идеи по реформе человеческого общества, призывал к гуманизму образования. Изображение Коменского на барельефе здания школы в Долани (Чехия)
12 слайд Описание слайда:
Вклад Коменского в педагогику огромен. Он предложил принцип природосообразности обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы: «Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики». Этот принцип заключается в следующем: «Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются её универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения». Педагогический музей им. Коменского
Для обеспечения прочного усвоения знаний Ян Коменский предлагал: деление учащихся на классы классно-урочную систему занятий тщательное планирование учебной работы на крупные и мелкие отрезки времени вплоть до тщательного планирования работы на каждом уроке использование учебников учителю переходить от простого к сложному, от общего к частному, от легкого к трудному, от конкретного к абстрактному регулярное повторение материала во время занятий – как самим учителем, так и учениками давать учащимся домашние задания
14 слайд Описание слайда:
Исходя из природы человека, Коменский делил жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: В основу этого деления он клал возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию. детство от рождения до 6 лет отрочество от 6 до 12 лет юность от 12 до 18 лет возмужалость от 18 до 24 лет
15 слайд Описание слайда:
Он пытался связать теоретическое и практическое познание. Из его механистического отношения к познанию напрямую вытекает его педагогическая деятельность. «Коменский всегда развивал в учениках самостоятельность в мышлении, в речи, практике и в применении, как единственную основу для приобретения прочного знания прочного знания добродетели к блаженства».
16 слайд Описание слайда:
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 – 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.
Спасибо за внимание!
18 слайд Описание слайда:
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. – М.: 1982. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. – М.: 1982. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. – М., 1959. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. – М., 1982. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Инсититутов. – М.: Просвещение, 1982. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: 1991. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М.: 1990. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Коменского. – М.: 1987. Коменский Я. Материнская школа – М.: Успедгиз, 1947. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . – М.: Просвещение, 1982.-С. 31. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1981. – С. 115 – 119 Список использованной литературы
Бесплатно
Общая информация
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/yan-amos-komenskiy-velikiy-pedagog-849753.html
Ян Коменский – выдающийся педагог
Его известность и мировое признание, его педагогические идеи до сих пор сохраняют педагогическое значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад.
В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми.
Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.
Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор.
Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. Права М.
Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей – все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему».
Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра. Школа, по Коменскому, – дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.
Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».
Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии – высшие школы для молодежи с 18 по 24 лет, а также «школы зрелого возраста».
Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал : «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся».
В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад).
Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком».
Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении вдовое больше времени и мы затрачивали бы вдовое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное».
Коменский считал, что «все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).
Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.
Источник: https://students-library.com/library/read/57333-an-komenskij-vydausijsa-pedagog
Ян Коменский, биография, история жизни, творчество
Священник, который в части Европы провёл образовательную реформу, родился в небогатой семье и почти не знал родительского тепла, поскольку и отец, и мать умерли очень рано от чумы. Наверное, поэтому у него было столько идей о правильном воспитании детей и столько методов, как дать им больше и времени, и знаний и любви, чем было принято в те годы.
Семья и образование
Ян Коменский родился в городке Нивнице в Моравии. Его родители принадлежали к религиозной общине Чешских братьев. Кроме Яна у них было ещё две дочери. Отец работал на мельнице.
Дед Яна переехал в Моравию из Словакии, затем изменил свою фамилию в честь городке в котором поселился — Комне, так и стал Коменским.
Начальное образование будущий педагог получил в местной братской школе.
Из-за чумы, которая в то время бушевала в Европе, Ян остался без обоих родителей и сестёр — все они умерли в 1602-1604 годах.
В 16 лет Ян переехал в городок Пршеров, где пошёл учиться в латинскую школу, где пробыл два года. В 1611 он крестился, получив второе имя — Амос, и стал священником. Ему поручают место управляющего Советом общины братьев, кроме того он также и учитель-проповедник.
Следующими этапами в жизни Коменского стали учёба в академии Херборна и Гейдельберском университете.
В то же время Ян начинает работу над своим первым серьёзным трудом «Театром всех вещей», который будет создавать, начиная с 1614 следующие 13 лет. Кроме того он начал трудиться над «Сокровищницей чешского языка».
И если первая книга была своеобразной энциклопедией, то вторая — первый словарём чешского языка. Работа над ним будет окончена лишь в 1656 году.
Педагогическая деятельность
В 1614 Ян возвращается в Пршеров и следующие четыре года работает там учителем в местной братской школе. После переезжает в городок Фульнек, где изучает эпоху Возрождения. Там же он пишет «Моравские древности» и девять лет жизни отдаёт на то, чтобы составить карту Моравского края.
В 1618 году он женится, но через четыре года жена и оба ребёнка умирают от чумы.
В 1624 он женится вторично.
Несмотря на бурную научную деятельность, у него возникают проблемы на религиозной почве: католики начали гонения против Моравских братьев, к которым принадлежал и Коменский, и других протестантов.
Это повлияло на его решение переехать в Польшу. Там он оседает в городе Лешно, где за год до его приезда, в 1626, Моравские братья открыли собственную гимназию.
В ней он и остался на должности ректора и преподавателя, параллельно работая над своими трудами.
В 1632 году он издал «Дидактику», сперва на чешском языке, затем шесть лет ушло на перевод книги ещё и на латынь. В 1638вышла его Didactica Magna.
Кроме научных трудов он также работал и над учебниками: из-под его руки вышли «Физика» и «Астрономия». Он написал «Материнскую школу» — один из первых в Европе трудов о воспитании детей.
Коменский также был приверженцем пансофии — движения, которое предусматривало обучение всему. Его идеи стали весьма популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои методики на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки.
В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где канцлер предложил ему провести образовательную реформу. Но из-за бумажной волокиты и дипломатических дел, замысел не был осуществлён. В результате в Швеции реформу провели по примеру Упсальского университета.
В 1648 году умирает вторая жена Коменского, через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.
В 40-х годах он также активно работает над учебниками, в результате чего в 1651 году его приглашают осуществить школьную реформу в Трансильвании.
Первым городком, который попал под новации, стал Шарошпатак. После реорганизации местных школ, он снова вернулся в Лешно в 1656, где его возводят в епископы.
Там пробыл год, но из-за войны на территории Речи Посполитой, решил бежать, поэтому и перебрался в Амстердам.
Этот переезд был скорее побегом: пришлось оставить всё нажитое за 28 лет имущество, огромную библиотеку и множество незаконченных рукописей
В Амстердаме он наконец может спокойно вздохнуть и работать: его проекты своевременно финансируют, а разработки ценят. Наконец он завершает и издаёт свою «Великую дидактику» в четырёх томах. Книга имела большую популярность.
Из-за конфликта между Англией и Нидерландами, Коменский рисковал опять бежать из страны, но по его призыву обе стороны заключили мирный договор.
Из-за пережитого и постоянных переездов здоровье Коменского пошатнулось. Работать ему было уже тяжело, поэтому свои последние разработки за ним записывали помощники.
Ян Коменский умер в возрасте 78 лет. Его похоронили в Нардене — пригороде Амстердама.
Основные идеи педагогики и философии Коменского
Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.
Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.
Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.
Учитель — это не профессия, а призвание.
Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.
У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.
Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё — школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после — школа юности, школа жизненной практики и последняя — школа старости.
Интересные факты
- В Киеве в 1907—1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.
- На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.
- Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.
- В честь Коменского названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
Источник: https://theperson.pro/yan-komenskij/
Вопрос 25. Ян Амос Коменский как основоположник педагогической науки
Ян
Амос Коменский -чешский педагог-гуманист,
общественный деятель. Ян
Амос Коменский жил и творил в XVII веке,
веке, который знаменателен в истории
Европы, и в истории Чехии в частности,
как век открытой борьбы между феодализмом
и развивающимися капиталистическими
элементами.
Процесс капиталистического
развития разрушал экономическую
структуру феодализма. Всюду, где
развиваются зачатки капиталистического
производства, значительно развивается
ремесло, изобретательство и наука.
Великая заслуга Коменского перед
человечеством состоит в том, что он с
позиции демократизма и гуманизма смог
дать критическую оценку всей отжившей
средневековой системе воспитания.
Коменский, учитывая все то ценное, что
было накоплено его предшественниками
в области теории и практики воспитания,
создал педагогическое учение, которое
и по сей день сохраняет свою современность
и необходимость.
Коменского называют
отцом педагогики, учителем народов. Он
создал педагогические и философские
труды, пронизанные духом гуманизма,
демократизма, любовью и уважением к
людям, уважением к труду.
Коменский
проповедовал идею ликвидации сословных
привилегий и угнетения человека
человеком, пламенную любовь к родине,
оптимистическую веру в будущее,
равноправие великих и малых и уважение
к национальным правам всех народов. Он
был борцом за и уничтожение всех войн
и восстановлением всеобщего мира на
земле.
Коменский
не только создавал общую систему
привычного нам образования, но и занимался
ее детальной проработкой. В его
теоретических трудах по вопросам
обучения и воспитания детей рассмотрены
все важнейшие педагогические проблемы.
Поистине гениальные мысли развивает
Коменский, говоря о трех причинах
трудности научных занятий.
Первой
причиной он считает рабский способ
постановки занятий; второй причиной –
порочный способ изучения вещей, когда
учащихся не обучают вещам, а лишь
рассказывают им о вещах; третья причина
– несовершенство метода. Из этих
научно-методологических посылок напрямую
вытекает педагогический метод Коменского.
Он изгоняет из своей школы косность,
тупую зубрежку и равнодушие учеников.
Вместо этого Коменский отдает предпочтение
объяснению вещей и процессов, признает
бескрайний полет творческой мысли.
Коменский требует демонстративности
при объяснении вещей, при их изложении,
а это – не что иное, как наглядность.
Отличительной
чертой педагогических воззрений
Коменского было то, что он рассматривал
воспитание в качестве одной из важнейших
предпосылок установления справедливых
и дружественных отношений между людьми
и народами.
Через
все педагогические сочинения Коменского
проходит мысль, что правильное воспитание
во всем должно сообразоваться с природой.
Коменский считал, что человек как часть
природы подчиняется ее главнейшим
всеобщим законам. Он указывает, что
точный порядок школы надо заимствовать
от природы.
Он пытается установить
закономерности воспитания путем аналогий
с естественными «основоположениями»,
законами природы.
Яркие
примеры сравнения человека с живой
природой можно увидеть в «Великой
дидактике». «…
плодоносное дерево
(яблоня, груша, виноградная лоза) хотя
и может произрастать предоставленное
самому себе, но как и дикое растение
принесет и дикий плод; для того же, чтобы
оно дало вкусные и сладкие плоды,
необходимо, чтобы искусный садовник
его посадил, поливал, подчищал.
Хотя
человек, как и всякое существо, сам
приобретает свой образ, все же, без
предварительной прививки черенков
мудрости, нравственности и благочестия,
он не может стать существом разумным,
мудрым, нравственным и благочестивым”.
Коменский, исходя из природы человека,
делит жизнь подрастающего поколения
на четыре возрастных периода, по 6 лет
каждый:
1)
детство – от рождения до 6 лет включительно;
2)
отрочество – от 6 до 12 лет;
3)
юность – от 12 до 18 лет;
4)
возмужалость – от 18 до 24 лет.
Детство
характеризуется усиленным физическим
ростом и развитием органов чувств;
отрочество – развитием памяти и воображения
с их исполнительными органами – языком
и рукой; юность, помимо указанных качеств,
характеризуется более высоким уровнем
развития мышления и возмужалость –
развитием воли и способностью сохранять
гармонию.
Для
каждого из этих возрастных периодов
Коменский намечает особую ступень
образования. Для детей до 6 лет он
предлагает материнскую школу, под
которой он разумеет дошкольное воспитание
под руководством матери. Для отрочества
предназначается шестилетняя школа
родного языка в каждой общине, селении,
местечке. Для юношей должна быть в каждом
городе латинская школа, или гимназия.
Для возмужалых молодых людей в каждом
государстве или большой области –
академия.
Коменский
настаивал на систематичности обучения.
В обучении, он считал, надо идти от фактов
к выводам, от примеров к правилам, которые
систематизируют, обобщают эти факты и
примеры; идти от конкретного к абстрактному,
от легкого к трудному, от общего к
частному.
Ценные
указания дал Коменский, выдвинув
дидактическое требование посильности
обучения для учащихся. Детям следует
давать для обучения только то, что
доступно их возрасту. Обучение, вне
всякого сомнения, должно быть посильным,
а усвоение материала прочным.
Постоянные
упражнения и повторение в школе Коменского
были основными методами обучения языку
и многим другим предметам.
В
педагогике Коменского важное место
уделяется роли учителя. Учитель, писал
он, должен быть честным, деятельным,
настойчивым, живым образцом добродетелей,
которые он должен прививать ученикам,
быть человеком образованным и трудолюбивым.
Он должен безгранично любить свое дело,
относиться к ученикам по-отечески,
будить интерес учащихся к знаниям.
С
точки зрения, Коменского учительство
является не столько профессией, сколько
призванием. Человек должен прийти к
мысли о том, что он будет давать образование
подрастающему поколению.
Он должен
иметь солидную теоретическую подготовку,
прежде чем приниматься за этот труд.
Кроме того, учитель не должен быть
обеспокоен о собственном благополучии,
оно обеспечивается принимающей общиной.
Община же, выделяя деньги на наем учителя,
вернет их сторицей в виде знаний
собственных детей.
Коменский
ставит задачу нравственного воспитания,
как одного из главнейших в человеческой
жизни.
Средствами нравственного воспитания
Коменский считал: пример родителей,
учителей, товарищей; наставления, беседы
с детьми; упражнения детей в нравственном
поведении; борьбу с распущенностью, с
ленью, необдуманностью, недисциплинированностью.
Большое значение в процессе нравственного
воспитания имеет выработка положительных
привычек.
Одно
из самых больших мест в нравственном
воспитании детей Коменский отводит
семье, роли матери и отца. Школа,
воспитатели, проповедники, считает он,
могут лишь развить и некоторым образом
направить воспитание детей в нужное
русло, но основное умонастроение личности
рождается все-таки в семье.
Коменский
ставит учителей на второе место после
родителей. То есть из этого можно сделать
вывод, что основную роль в воспитании
детей играют именно родители.
Педагогическая
теория Коменского имеет научный характер
и является большим вкладом в мировую
культуру.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4583069/page:25/
Читать
Ян Амос Коменский
Учитель учителей: Избранное
© ООО Издательский дом «Карапуз», 2008.
© Е.Н. Леонович, Ю.А. Серебренникова – составление, вступительная статья, примечания, 2008.
Отец педагогики
Нелегко найти в какой-либо научной области ученого и практика, оказавшего на становление и развитие этой области такое влияние, какое оказал на педагогику великий сын чешского народа Я.А. Коменский (1592–1670). Его по праву считают великим мыслителем-гуманистом, отцом педагогики, учителем народов.
Представить Я.А. Коменского современному читателю и легко, и трудно. Легко – потому что Я.А. Коменский широко описан в современной литературе по педагогике; трудно – потому что его жизненный и творческий путь недостаточно глубоко осмыслен с современных позиций.
Большая заслуга его перед человечеством состоит в том, что он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом демократизма, любовью и уважением к людям, почитанием труда.
Он ратовал за ликвидацию сословных привилегий и угнетения человека человеком, за равноправие великих и малых народов и внимание к их национальным правам, за установление всеобщего мира на земле.
Он верил в духовно-нравственное совершенствование человеческой природы и мечтал о преобразовании общества гуманными способами.
Педагогическая концепция Я.А. Коменского явилась составной частью его проекта переустройства общества.
Именно с этих позиций он сумел дать критическую оценку всей отжившей системе обучения и воспитания, предвосхитив в своих работах появление Школы Будущего.
Бережно сохраняя все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, Коменский создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою исключительную ценность.
Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в местечке Нивнице, которое находится недалеко от моравского города Угерский Брод.
Его отец Мартин имел собственную мельницу и слыл состоятельным человеком. Являясь по меркам своего времени образованным человеком, он хорошо знал Библию и активно проводил просветительскую работу среди членов секты «Чешские (или богемские) братья».
«Чешские братья» жили в то время как одна большая семья. Они вели энергичную трудовую жизнь, культивировали в своей среде взаимопомощь, особо заботились о детях и их образовании. Именно в их общинах впервые получило распространение всеобщее начальное обучение.
Детские годы Яна были безоблачными, но счастье длилось недолго. В 12 лет на него обрушилось страшное горе: эпидемия унесла отца, мать и двух братьев. В живых остался он и его единственная сестра Маргарита.
Сиротам были назначены опекуны, и жизнь детей пошла по другому руслу. Спустя некоторое время Яна забрала к себе родная тетка и определила в школу «братьев» в городе Стражнице.
Вскоре этот город был захвачен венгерскими войсками и подвергнут страшному разорению. Это вынудило юношу вернуться в родной Нивнице.
В 17 лет Коменский поступает в латинскую школу города Пшерова, которую заканчивает с отличием. Время, проведенное в этой школе, насквозь пропитанной схоластически-догматическим духом, он во многом считал потерянным для себя. Наверное, уже тогда, видя полную непригодность существовавшей системы обучения и воспитания, Коменский вынашивает мысли о собственной педагогической системе.
После латинской школы Коменский прошел обучение в одной из школ секты «Чешские братья», готовившей своих учеников в проповедники. Как самый способный, юноша был отправлен общиной в Германию для получения высшего образования.
Так, в 19 лет он становится студентом богословского факультета Герборнского университета. Годы, проведенные в этом учебном заведении (1611–1613), сыграли огромную роль в идейном развитии Коменского.
Большое влияние оказали на него профессора Альстред и Пискатор, которые были последователями взглядов хилиазма (мистической веры в тысячелетнее Царствие Христа на земле, в течение которого будут утверждены равенство всех и счастье каждого, идеальное благоденствие и добро).
В частности, Альстред полагал, что изучение природы должно служить на благо человека и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов ведет, по Альстреду, к индукции (умозаключению, идущему от фактов к общему утверждению), которая является «матерью науки».
В университетские годы Я.А. Коменский не только старательно изучает труды Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов, но и сам задается вопросами об источниках и путях познания.
Так появляются его работы «Спорные вопросы, собранные в саду философии», «Берет ли всякое познание исток из ощущения» и другие, в которых молодой ученый высказывает мысль о том, что мир познаваем и что «начало познания, безусловно, всегда исходит из чувства».
Окончив Герборнский университет, Я.А. Коменский отправляется в путешествие по Европе и добирается до Амстердама. После этого путешествия его зачисляют в знаменитый Гейдельбергский университет. Однако болезнь вынуждает его оставить университет. Чтобы поправить здоровье, он идет пешком в Прагу, а оттуда в родную Моравию. Там в 1614 г.
в возрасте 22 лет его назначают руководителем Пшеровской братской школы, в которой он некогда учился и в которой получил среднее образование. Назначение руководителем братской школы открывает новый период в жизни Я.А. Коменского.
Увлеченный работой в качестве педагога-практика, он пишет «Правила более легкой грамматики» и «Письма к небу».
В 1618 г. община «Чешские братья» назначает Коменского пастором-проповедником и одновременно ректором братской школы в город Фульнек северной Моравии. В этом же году он женится на Магдалине Визовской, падчерице бургомистра города Пшерова.
Все свои силы Коменский отдает улучшению жизни членов общины, с любовью и страстью занимается со своими учениками. Молодой Коменский вносит в организацию школьной работы большие изменения. Он хотел, чтобы обучение было привлекательным для детей, старался возбудить у них интерес к знаниям.
Нарушая каноны тогдашней школьной жизни, он ввел наглядность как средство обучения, знакомил учеников на прогулках с реальной жизнью.
Следует напомнить, что Чехия в то время представляла собой самостоятельное королевство, входившее в состав Священной Римской империи, а потому имела право избирать своего короля и обладала относительной свободой и независимостью.
Однако Габсбурги (династия, правившая в Австрии), стремясь укрепить свою власть, к началу Тридцатилетней войны захватили богатые районы Чехии и поставили во главе административного и церковного управления ими немецких феодалов.
Одержав победу в 1620 г., Габсбурги добрались до города Фульнека, где преподавал в то время Коменский. Вскоре над ним, как над активным протестантом и членом общины «Богемские братья», нависла серьезная угроза.
С этого-то момента и начинается тяжелый и длинный период его скитаний. Беда за бедой настигают Коменского: в 1621 г. католики сожгли его дом – в огне погибают библиотека и ценные рукописи. В 1622 г.
чума уносит из жизни его жену Магдалины и его обоих детей.
Он с глубокой скорбью покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где пишет роман-трактат философско-социального содержания «Лабиринт света и рай сердца», в котором пытается пролить свет на природу человеческих взаимоотношений, а также устройство и жизнь общества.
Как утверждают биографы, эта работа пронизана горечью – то, что видел Коменский в жизни, не могло радовать его. В нем автор-Путник, размышляя о выборе профессии, разглядывает людей разного рода деятельности и описывает их нравы. Под пером Коменского получают яркую характеристику ремесленники, купцы, торговцы, ученые, медики, юристы и т. д.
Их имена говорят сами за себя – Себялюб, Сластолюб, Малознай, Предубежденный, Неопытный, Слухосуд, Легкомысл, Поспех, Кое-как, Хочутак.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=268230&p=1
Ян Амос Коменский: 17 правил воспитания
420 лет назад родился чешский педагог, основатель педагогической науки, изобретатель классно-урочной системы Ян Амос Коменский. Несмотря на прошедшие столетия идеи Коменского более чем актуальны. С наследием педагога-христианина стоит знакомиться не только студентам и учителям, но и родителям…
«Правмир» предлагает вниманию читателей небольшую часть из этого наследия.
Ян Амос Коменский
1. Не только хижина
Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других.
Человек — более высокое создание, чем все эти животные, — должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит.
Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.
Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.
2. Тройная цель
Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества:
- 1) Вера и благочестие.
- 2) Добрые нравы.
- 3) Знание языков и наук.
И всё это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем — к добрым нравам или добродетелям, наконец — к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.
У кого в своём доме дети предаются этим трём упражнениям, у того — рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того — храм Святого Духа, в котором он создаёт и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более блистали лучи его могущества, мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!
3. Когда начинать воспитывать
Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.
В пределах шести лет ребёнок должен знать:
(1) Что Бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) Его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что Он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, Он примет нас на небо и пр.
В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях.
4. Когда начинать обучать
Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере – относится и к самому человеку.
У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.
Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов».
Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.
,— должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.
Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.
Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.
Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)
5. О здоровом теле
Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.
Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым.
Так как дети трудиться ещё не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет.
Но прежде всего, так как обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей – оберегать здоровье детей.
6. Семья
Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.
7. Укреплять интерес
Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.
Например, на первом году настроение у них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканьем трещотки, ношением по двору или по саду, или даже поцелуями, объятиями, лишь бы всё это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвёртом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганию в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д.
И чтобы сказать вкратце, ребёнку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам.
8. Дети должны быть заняты
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут).
9. Научить ребёнка молчать
Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.
Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое — говорить и молчать — является основой и украшением всего нашего разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.
Итак, родители должны приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать какие-либо приказания отца или матери.
Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, — насколько позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное внимание.
10. Образование для всех
В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.
Потому что всех должно образовывать по образу Божьему.
Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.
У Бога нет лицеприятия — не раз свидетельствует Он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, Который хочет, чтобы все, на ком Он начертал свой образ, Его познавали, любили и восхваляли.
Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём.
11. Развивать имеющееся
Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего.
12. Самый действительный путь
Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.
13. Кого учить?
Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е.
материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.
14. В школах
Во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни при посредстве наук и искусств:
- I. Развивались способности.
- II. Совершенствовались языки.
- III. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.
- IV. Бог искренно почитался.
15. Как пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению
Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.
Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.
Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.
16. Не перегружать
Учитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить.
17. Порядок
Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.
Источник: https://www.pravmir.ru/yan-amos-komenskij-18-pravil-uspeshnogo-vospitaniya/