Когнитивные способности – что это такое, как их развить?
Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.
Что значит когнитивный?
Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.
Когнитивные исследования
Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:
- познание человеком мира;
- влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
- что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
- какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
- что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).
Когнитивная психотерапия
Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные.
Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А.
Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.
Когнитивное мышление
Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:
- наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
- наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
- отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.
Развитие когнитивных способностей
Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии – это должно стать одной из важных задач родителей .
Развитие когнитивных способностей у взрослых
Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной.
Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности.
Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:
- чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
- следуя на работу выбрать новый маршрут;
- выбрать свой вариант физической нагрузки;
- начать изучать иностранный язык;
- разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
- несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
- развивать интуицию;
- отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.
Развитие когнитивных способностей у детей
Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:
- игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
- разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
- игры с водой (разливание по емкостям).
Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:
- рисование и раскрашивание;
- составление пазлов, мозаики;
- вырезание изображения по контуру;
- конструирование;
- заучивание стихов;
- чтение и пересказ;
- нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
- сочинение историй.
Упражнения для развития когнитивных способностей
Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:
- Синхронное рисование. Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
- Слова наоборот. Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
- Вычисление. Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
- Автобиография. Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.
Утрата когнитивных способностей
Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:
- нарушение гомеостаза и метаболизма;
- ожирение;
- диабет I и II типов;
- гипотиреоз;
- артериальная гипертензия (гипертония);
- нарушение мозгового кровообращения;
- инфаркт миокарда;
- черепно-мозговые травмы;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- болезнь Альцгеймера;
- болезнь Паркинсона.
Классификация когнитивных нарушений:
- Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
- Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
- Тяжелое когнитивное расстройство. Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.
Что такое способности – какие бывают способности и способы их развития Что такое способности и как они проявляются? Ребенок рождается с определенными задатками, развивая которые он становится успешно реализованным в социуме. Это могут быть таланты и одаренность в сферах: математики, лингвистики, музыки, спорта. | Виды способностей – какие бывают, их классификация и уровни Виды способностей человека – тема, которая уже много лет изучается учеными, и они постоянно делают новые открытия. С их помощью люди могут понимать окружающий мир и развиваться, достигая определенных результатов. |
25 кадр – что это значит, кто придумал и как работает технология? 25 кадр – технология скрытого воздействия на подсознание при помощи вмонтирования в пленку фильма дополнительных изображений. Методика применяется в медицине для лечения алкоголизма, ожирения, табакокурения, но официально не признана. | Метод Дельфи – экспертное оценивание и прогнозирование в несколько этапов. Применяется в разных общественных и научных сферах: социологии, экономике, в управлении предприятиями. Методика названа в честь древнегреческого Дельфийского оракула. |
Источник: http://kak-bog.ru/kognitivnye-sposobnosti-chto-eto-takoe-kak-ih-razvit
Когнитивные способности
Размышляли ли вы над тем, что собой представляет интеллект, и как определяется уровень развития ума человека? Согласитесь, что большое количество знаний не дает права говорить о высоком интеллекте.
Это скорее начитанность и владение большим объемом информации. Как тут не вспомнить известную фразу Бейярда Тейлора: «Начитанный болван – самая докучливая разновидность дурака».
Следовательно, утверждая, что тот или иной человек действительно умен, под этим правильно подразумевать его развитые когнитивные способности.
Что такое когнитивные способности
Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.
Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») – это раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.
Следует заметить, что до сих пор у ученых нет однозначного мнения о том, что же такое когнитивные способности.
Ведь, например, способность управлять своими эмоциями не относится к когнитивным способностям. Это умение можно назвать эмоциональным интеллектом, и развивать его необходимо отдельно.
К когнитивным способностям относятся:
- Память
- Внимание
- Чувства
- Воображение
- Логическое мышление
- Способность к принятию решений
Можно ли назвать человека умным, если у него хорошо развиты все когнитивные способности? Безусловно. Ведь такой человек способен принимать правильные решения.
При размышлении ему удается одновременно использовать логику и творческий подход к вещам. Он легко запоминает большие объемы информации и сопоставляет имеющиеся данные по степени значимости.
Он может с легкостью концентрироваться на вещах, а также мастерски воспринимать и считывать информацию из внешней среды или просто глядя на поведение человека.
Именно по этой причине когнитивные способности очень важны для людей. Они представляют собой базу, благодаря которой возможно развитие личности в целом.
Все перечисленные когнитивные способности может развить в себе практически любой человек. На данный момент времени существует множество техник и упражнений, помогающих улучшить любой из этих навыков.
Овладение хотя бы одним из них, оказывает положительное влияние на другие. Например, концентрация тесно взаимосвязана с улучшением памяти.
Улучшение памяти в свою очередь позитивно влияет на развитие творческого мышления, так как позволяет формировать в человеческом мозге множество ассоциаций относительно любой поступающей информации.
Если человек в полной мере разовьет когнитивные способности, он сможет с легкостью входить в так называемый поток.
Потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), – это психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Надо сказать, что это состояние хорошо знакомо большинству ученых, исследователей и изобретателей.
Существуют люди, которым удается пребывать в состоянии потока на протяжении 24 часов в сутки. Так, например, британский миллиардер Ричард Брэнсон имеет невероятно высокий уровень восприятия.
Конечно, знания и начитанность также имеют большое значение, когда мы определяем степень «умности» человека. Ведь они делают людей интересными собеседниками и часто неординарными мыслителями.
Поэтому важно понимать, что кроме развития когнитивных способностей и навыков, умному человеку необходимо постоянно получать новые знания. Благодаря этому, вы сможете использовать свои познания в самых разных областях, добиваясь чего-то нового и оригинального.
Книги для развития когнитивных способностей
Если вы хотите развить свои когнитивные способности, то вам будет полезно ознакомиться со следующей литературой.
- Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
- Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
- Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
- Питер Брегман «18 минут»
- Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
- Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
- Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
Эти книги нужно не просто читать, а выполнять все описанные в них упражнения.
Рекомендуем также обратить внимание на 10 книг для развития интеллекта. Очень интересная подборка с описанием каждой книги.
Надеемся, что теперь вы не только понимаете, что такое когнитивные способности, но и осознаете важность их развития. Кстати, а у вас имеются какие-то привычки или методы, с помощью которых вы тренируете свой мозг? Напишите об этом в комментариях.
Если вам понравилась статья про когнитивные способности человека – поделитесь ею в социальных сетях.
Если же вам вообще нравятся интересные факты на тему развития личности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!
Источник: https://interesnyefakty.org/kognitivnye-sposobnosti/
Когнитивные возможности — это важнейшие функции человеческого мозга
Когнитивные функции мозга — что это такое? Говоря о когнитивистике, следует отметить, что это относительно молодое направление в науке и датой его рождения условно считается 1956 г.
Когнитивная психология отражает взгляд на человека, как на компьютер, который в тот период появился и стал получать распространение.
Кратко говоря человек, представляет собой целую информационную систему, которая обрабатывает информацию посредством множества различных способов (когницией).
Сознательное мышление, являясь одним из способов, не считается главной когницией. Помимо него есть такие важные как образы, эмоции, внимание, память, воображение и множество других.
Что такое когнитивная сфера? Узнайте об этом из нашей статьи.
к содержанию ↑
Расшифровка термина
Когнитивные функции мозга – функции позволяющие осуществлять человеком познание информации.
Благодаря им человек получает образы, представления, оценку об окружающем мире, людях, самом себе и многом другом.
К таким функциям относятся внимание, зрительно-пространственное восприятие, память, понимание, мышление, исполнительные функции (планирование действий в соответствии с целью, изменение реакции и др.).
Проще говоря, это способности мозга, благодаря которым человеком добываются знания, умения и навыки.
к содержанию ↑
Психические процессы — что к ним относится?
Все психические процессы, которые психологам удалось смоделировать, назвали когнитивными. То есть это процессы, которые поддаются логике и осмыслению, имеющие алгоритм по переработке информации.
Процессы, которые не получилось смоделировать, назвали аффективными. К ним относится эмоционально-чувственное отношение ко всему.
Определение понятий
Деятельность
Деятельность в когнитивной психологии это способность мозга выполнять следующие функции: внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции.
В результате этой деятельности человек приходит к пониманию чего-либо.
Он начинает иметь представление об объектах, что входит в мировоззренческую систему человека.
Примеры: поиск общих элементов в разных языках; доказательство математической закономерности, теорема; написание эссе.
Общая психология. Когнитивные процессы: речь — в этом видео:
к содержанию ↑
Мышление
Мышление является одним из инструментов обработки информации для решения многих задач. Оно является личностным явлением, поэтому есть множество типов мышления: критичное, гибкое, мужское, бодрое, произвольное и, например, наоборот некритичное, женское, ленивое, непроизвольное, негибкое.
Мышление занимается в основном всего лишь переработкой потока информации (мысли, образы, картинки, звуки).
Если человек анализирует информацию, решает умственные задачи, сопоставляет данные и определяет частное, общее, причину и следствие, процесс и результат, то его мышление считается вполне осмысленным.
Примеры: чтение этого текста; любая работа; любая деятельность и восприятие информации.
Общая психология. Когнитивные функции: мышление — в этом видео:
к содержанию ↑
Общение
Общение – это кратко говоря в первую очередь контакты между людьми.
Представляет собой целый процесс, в который входит установление контакта, затем его развитие.
Общение – это порождение потребности людей друг в друге, совместной деятельности.
В рамках когнитивной психологии нам важно общение, потому что в ходе него происходит обмен информацией, ее познанием.
Мы узнаем информацию о собеседнике, получаем ответы на вопросы.
Примеры: учебное занятие; научная конференция; пресс-конференция.
к содержанию ↑
Память
Память – способность мозга фиксировать, хранить и воспроизводить необходимую информацию. Если рассматривать память как более широкое понятие, то процесс забывания тоже относится к нему и является важной его частью.
Особенность памяти заключается в том, что её источник развития не внутри, а снаружи, извне.
Как и остальные психические процессы память формируется постепенно. Ребенок в первые дни жизни отличает маму от других, в дальнейшем его память становится все больше и он запоминает остальных людей и вещи окружающие его.
Другой особенностью памяти является её изменчивость. Несмотря на то, что прошлое неизменяемо, воспоминания могут искажаться с годами всё больше и больше.
Существует множество видов памяти.
Память глаз – зрительная; память мышц – моторная; долговременная и кратковременная память; позитивная и негативная память; память прошлого и память будущего; внутренняя и внешняя память и многие другие виды. Одним из важнейших видов памяти является собственный личный опыт.
Примеры: экзамен; навыки вождения; пение песен.
к содержанию ↑
Гибкость
Гибкость в когнитивном понимании означает способность мозга переключаться с мысли на мысль, обдумывать несколько мыслей одновременно. Благодаря этому человек адаптируется к переменам, что играет большую роль в обучении и решении сложных задач.
Примеры: неожиданное изменение графика дел; изменение вкуса и стиля; тесты на космонавта.
О том, что такое когнитивный диссонанс, читайте здесь.
к содержанию ↑
Контроль
Когнитивный контроль – это совокупность психических процессов регулирования поведения. Считается одним из совершенных механизмов в человеческой психике. Благодаря контролю человек строит отношения с другими людьми и окружающей средой с учетом потребностей личности.
Примеры: драка; спор; торги.
Потенциал
Потенциалом называется совокупность всех доступных средств и возможностей.
Потенциал личности характеризуется внутренними и внешними показателями.
К внутренним показателям относится психическое здоровье, интересы, интеллект, эмоциональные способности.
Внешние показатели исходят из внутренних, развитие которых определяет весь потенциал.
К внешним показателям относятся ответственность, культура, личностная свобода, независимость.
Примеры: наличие этикета; выдающиеся результаты в музыкальной школе; написание диссертации.
Советы по улучшению когнитивных функций мозга в этом ролике:
к содержанию ↑
Познавательные (когнитивные) способности (возможности, навыки, умения) человека (помимо вышеперечисленных) включают:
- Кратковременная память — сохранение в течение короткого времени всей поступающей информации.
- Фокусированное внимание — способность мозга концентрировать внимание на чем-либо.
- Пространственное восприятие — способность оценивать положение вещей в пространстве и связывать их относительно друг друга.
Помимо этих способностей есть множество других (зрительно-моторная координация, ингибиция, оценка, вербальные способности и др.).
Когнитивные навыки, получаемые в детстве, определяют способность к чтению, счету, письму, абстрактному и логическому мышлению.
К ним относятся подражание, исследование предметов, понимание причины и следствия, соотношение предметов, подбор по сходству, называние, а затем и умение читать, писать и считать.
к содержанию ↑
Какие факторы способствуют их снижению и повышению?
Снижению когнитивных способностей способствуют негативный образ жизни, постоянный стресс, физическое перенапряжение, нездоровое питание, сниженное кровообращение и поступление кислорода, по причинам старения, ряда нервных заболеваний.
Повышению когнитивных способностей способствуют физические тренировки (аэробные упражнения, силовые упражнения, танцы), питание (вода, витамины, шоколад, молоко и др.), распорядок дня (сон, рабочее место), обучение (творчество, иностранные языки, устная речь, позитивное мышление), отдых (игры, медитация), отношения (секс, смех, общение).
О том, что влияет на снижение когнитивных функций вы можете узнать из видео:
к содержанию ↑
Для чего нужно тестирование?
Когнитивные способности можно измерить рядом тестов.
Нужны они для определения уровня развития аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих результативность в конкретных сферах деятельности. Для каждого из них существует отдельный тест.
Например, для определения уровня логических способностей дают математические задачи, задачи на аналогии, на определение последовательности, на решение проблем.
IQ-тесты позволяют измерить способность анализировать, решать задачи, рассуждать, справляться со сложной ситуацией, воспринимать взаимосвязь вещей.
Но тесты данного рода, по мнению психологов, измеряют общий интеллектуальный потенциал.
Например, тест на распределение внимания и многозадачность дает представление как об общей эффективности работы с несколькими заданиями одновременно, так и о результативности по каждому отдельному заданию. Тест полезен для людей, чья деятельность требует постоянного распределения внимания между простыми заданиями (секретарь).
Когнитивная психология рассматривает человеческую психику, как систему познавательных операций. Она позволяет удобное рассмотрение человека в качестве компьютера и находится на пути объединения множества исследований в рамках единой концепции.
Тест на когнитивные способности:
Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/kognitivnye-funktsii-eto.html
10 способов повысить когнитивные способности
Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно. Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.
Пейте кофе
Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он способен помочь сосредоточиться на сложных заданиях, повышает эффективность умственной деятельности, улучшает реакцию. Кофе не сделает человека умнее, этот напиток лишь временно улучшает работу мозга.
Кофе
Пейте вино
Норвежские ученые выяснили, что люди, которые регулярно пьют вино, лучше справляются с когнитивными задачами, чем те, кто отказался от алкоголя. Подобная связь особенно ярко выражена среди женщин. Конечно, вино может помочь только в том случае, когда его количество строго ограничено. Предполагается, что особенности данного напитка основаны на антиоксидантных свойствах вина.
Вино
Загорайте
Исследование показало, что люди, у которых в организме уровень витамина D был высоким, лучше справились с контрольными тестами, чем те, у кого была нехватка данного элемента. Витамин D образуется под действием солнечного света.
Солнечный свет
Танцуйте
Танцы и активный отдых снижают риск развития деменции. Кроме того, такие виды занятий улучшают когнитивные способности человека и учат быстро принимать решения.
Танцы
Следите за питанием
Недостаточно просто есть какой-то продукт, получивший статус «лучшего». В долгосрочной перспективе нужно обеспечить мозг необходимыми витаминами, разными элементами. Самое главное – следить за сахаром, наличием аминокислот, антиоксидантов и омега-3.
Пирамида питания
Играйте в тетрис
С помощью МРТ было установлено, что игра в тетрис повышает активность серого вещества в церебральном кортексе. Более того, подобное занятие помогает сознанию быстрее забывать о недавно случившихся трагедиях и проблемах.
Тетрис
Занимайтесь спортом
Исследования показали, что спортсмены справляются с когнитивными задачами намного лучше, чем люди, далёкие от спорта. Достаточно обычных прогулок на улице, чтобы повысить работоспособность мозга на 10%.
Тренажерный зал
Разрешите себе отдыхать
В определённых ситуациях действительно необходимо полностью концентрироваться на задании и не останавливаться на отдых. Исследователи выяснили, что люди, которые позволяют себе во время работы делать перерывы, обладают намного более хорошей памятью, чем те, кто трудится без отдыха. Достаточно просто оторваться от занятий и подумать о чем-то другом.
Отдых
Временно откажитесь от еды
Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе необходимо правильное и сбалансированное питание, кратковременный отказ от еды может помочь быстро улучшить работоспособность мозга. Исследователи считают, что это появилось в процессе эволюции – мы работаем лучше, если мозг считает, что ему не хватает питания.
Разговаривайте с собой
Ученые пришли к выводу, что во время поиска какой-либо вещи нужно произносить вслух её название, так как это позволяет намного быстрее отыскать нужный предмет.
Источник: https://naked-science.ru/article/top/17-07-2013-219
Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком.
После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?
Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.
Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.
Когнитивные функции, способности и процессы
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Когнитивные способности это:
- восприятие;
- внимание;
- память;
- мышление;
- воображение.
Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.
Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.
Как развивать когнитивное мышление
Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.
Различают такие виды когнитивного мышления:
- Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
- Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
- Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.
Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.
Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.
Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:
- Изучайте иностранный язык.
- Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
- Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
- Разгадывайте кроссворды.
- Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
- Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
- Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
- Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
- Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
- Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.
Когнитивные нарушения и расстройства
Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.
Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.
В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.
Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.
Когнитивные расстройства возможны по такой причине:
- травма;
- инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
- инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
- онкологические образования;
- диабет;
- инсульт;
- психические заболевания (шизофрения);
- старение.
В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.
Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера.
Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.
Нарушается речь.
Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.
Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации.
Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.
Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины.
Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.
При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы.
При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.
Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.
Когнитивные искажения (диссонанс)
Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.
Это состояние, при котором возникают противоречия:
Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег.
Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.
Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами.
Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.
Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:
- несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
- несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
- несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
- поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
- логическое несоответствие фактов.
Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.
Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми.
Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.
Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть.
Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.
Когнитивная психология
В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы.
Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.
Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.
Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.
Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно.
Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.
Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kognitivnyj-ehto-kakoj-kognitivnye-funkcii-sposobnosti-narushenij-iskazhenij.html
Когнитивные функции — обзор, их нарушения и расстройства
Сегодня в нашей статье мы поговорим о такой важной функции, которое получило название когнитивные функции. На самом деле, это важнейшие функции в жизни каждого, ведь именно благодаря ним человек может мыслить, составлять осмысленную речь, выражать свои мысли в письменном виде, составлять планы и целостно воспринимать окружающий мир.
Иными словами, мы будем рассматривать то, что выделяет человека от животных, делая его человеком.
Определение
Сам термин »когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.
Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.
Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.
Когнитивные функции – это сложный механизм, это взаимосвязь сложных психических процессов, уровень которых отличается у разных людей.
Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.
Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.
Высшие мозговые функции
Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.
- Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте. Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
- Устойчивость;
- Сосредоточенность;
- Способ переключаться;
- Концентрация;
- Объем.
Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей. Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой.
- Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов. Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится. Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
- Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
- Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
- Интеллект – это уже умение »работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
- Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
- Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.
Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.
Несколько слов об интеллекте
Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.
Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.
Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.
Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.
А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.
Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.
Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.
Праксис или уникальное способность человека
Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.
Выделяются несколько видов праксиса:
- Пальцевой – когда человек учится использовать свои пальцы, то у него, как последствия, появляются жесты.
- Символический – это уже комплекс жестов, которые дают представление о том, что хочет этим сказать конкретный человек. Это в некотором роде напоминает принцип, по которым общаются глухие: благодаря набору особых жестов они могут общаться без слов.
Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.
Кое-что интересное или мозг под микроскопом
Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.
К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:
- Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
- Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
- Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.
За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.
Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.
Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.
Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.
Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.
Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.
А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.
Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.
Когнитивные расстройства
Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.
Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:
- Дегенеративные болезни – болезнь Паркинсонизм, Альцгеймер.
- Болезни сосудов – инфаркт, инсульт, атеросклероз.
- Проблемы с метаболизмом — гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
- Нейроинфекции.
- Различные травмы головного мозга.
- Опухоль мозга.
А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.
Несколько слов напоследок
Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом.
Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций.
Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.
А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.
Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.
Источник: https://psihter.ru/teoriya/kognitivnyie-funktsii/
Когнитивные функции – признак высшей психической деятельности
Человек отличается от животных наличием высшей нервной деятельности. Умение мыслить, общаться с помощью осмысленной речи, выражать ее письменно, а также выполнять направленные действия, планировать и целостно воспринимать действительность объединены в когнитивные функции.
Что включают познавательные функции
Познавательные или когнитивные функции – это такие мозговые процессы, которые направлены на взаимодействие с другими людьми и окружающим миром.
Жизнь человека чрезвычайно зависит от способностей запоминать и хранить информацию, правильно сопоставлять известные факты, предполагать последствия своих действий.
Степень развития таких психических процессов индивидуальна, они поддаются тренировке, но могут быть нарушены под воздействием различных факторов.
Ошибочно полагать, что когнитивные функции – это только память (см. Виды потери памяти). Способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию является важной, но она невозможна без других процессов.
Внимание – одна из таких функций, которая характеризуется способностью концентрировать психические процессы на определенном объекте. У каждого индивидуально выражены такие характеристики:
- устойчивость;
- переключаемость;
- сосредоточенность;
- концентрация;
- объем.
Функция восприятия – это построение на основе, полученной от органов чувств, информации цельных образов. Для восприятия характерна константность: объект определяется как один и тот же вне зависимости от изменившихся внешних условий. Такая способность не характерна для животных: собака может посчитать чужаком знакомого человека, если тот будет находиться в тени или наденет незнакомую одежду.
Узнайте, почему с возрастом происходит изменение когнитивной сферы: причины возникновения.
Почему возникает афазия при инсульте и способы ее лечения.
Когнитивные функции мозга – это речь и интеллект. Человек может осмысленно произносить звуки, которые складываются в слова, а те в предложения. Звукам соответствуют символы, возникает письменная речь. Человек может строить фразы, вести монолог без участия речевого аппарата, мысленно проговаривая слова.
Количество используемых слов, умение строить сложные фразы зависят от интеллекта. Можно сказать, что это объединенные когнитивные способности. Они основываются на внимании, восприятии, памяти, представлении.
Развитие интеллекта отделило человека от животных, но это общее понятие, которое реализуется через различные психические функции. Он определяется через обучаемость, логическое мышление, способность анализировать информацию, сравнивать и находить закономерности. Также это навыки планирования, умение предвидеть отдаленные события исходя из данных настоящей действительности.
Интеллект характеризуется через широту и глубину мышления, логику, гибкость ума, критичность и доказательность. Его величину можно измерить, для этого разработаны тесты на IQ. Они основаны на замеченной закономерности: если человек способен решать задачи определенного типа, то есть успех в решении и других.
Эрудиция – важная составляющая интеллекта, но между ними нельзя ставить знак равно. Большой объем знаний у эрудита еще не означает умение ими распоряжаться, строить логические выводы (см. Кто такой эрудит).
Когнитивные способности включают в себя праксис – возможность производить осознанную последовательность действий или движений. Способностью начинают овладевать еще в младенческом возрасте, когда впервые дают в руку ребенку погремушку. Затем развивается пальцевой праксис – способность манипулировать своими пальцами, появляются жесты.
Особое место занимает символический праксис – это различные жесты, по которым можно понять, что хочет сказать человек, имитация удержания трубки телефона, вождения автомобиля, питья из стакана. Приблизительно на таком принципе строится язык глухих: выполнение особого набора жестов позволяет общаться без слов.
Связь функций с отделами мозга
Что такое когнитивные функции исходя из их локализации в головном мозге? Они представляются как особые участки мозга с группами нейронов, ответственных за определенный тип нервной передачи. Нарушение кровоснабжения, повреждение или опухолевые разрастания в этих областях влекут за собой нарушение когнитивных функций мозга.
Познавательные функции формируются в коре. В ней условно выделяют три зоны:
- сенсорную – участвует в обработке сигналов от органов чувств;
- моторную – обеспечивает движение разных частей тела;
- ассоциативную – обеспечивает связь двух предыдущих, определяет поведенческую реакцию на основе импульсов от сенсорной зоны.
Лобные доли коры обеспечивают логическое и абстрактное мышление, речь, планирование движений. В теменной расположены центры по анализу сенсорных ощущений. Обработку данных зрительного анализатора проводит затылочная доля, в височной – слух.
Более древние участки мозга обеспечивают базовые для выживания навыки. Лимбическая система – это память, обоняние, эмоции. Таламус ответственен за перенаправление импульсов от органов слуха, зрения, равновесия и тактильного чувства. Запоминание новой информации происходит благодаря гиппокампу.
Средний мозг играет роль в процессах сознания и осознания собственного Я, чувствах существования, а также в адаптивном поведении. Взаимодействие всех отделов и передача импульсов происходит благодаря нейромедиаторам:
- серотонин;
- дофамин;
- ГАМК;
- адреналин;
- ацетилхолин.
Часто случается, что это они тормозят или ускоряют когнитивные задачи.
Узнайте, что такое вербальный интеллект и способности.
Степень выраженности нарушений может быть различной: от легкой до тяжелой. Факторами, влияющими на развитие патологии, являются:
- Дегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Паркинсона.
- Патологии, связанные с сосудами: инфаркт и инсульт, атеросклероз.
- Нарушения метаболизма: гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
- Нейроинфекции.
- Травмы головы.
- Опухоли мозга.
- Патология оттока ликвора.
Тип нарушения будет зависеть от места воздействия повреждающего фактора. Легкие или когнитивные нарушения средней тяжести даже после инсульта у пожилых способны восстановиться при правильном лечении.
(5
Источник: https://golmozg.ru/interesno/kognitivnye-funkcii.html