Чингиз Айтматов
12 декабря 1928 года в киргизском аиле Шекер родился мальчик Чингиз. Его отец, Торекул Айтматов, один из первых коммунистов среди киргизов, начинал свою деятельность партийным активистом, потом стал государственным деятелем своей республики.
Мать Чингиза, Нагима Абдулвалиева, по национальности татарка, была в молодости комсомолкой, политработником в армии, а потом выступала на сцене местного театра. Большая поклонница литературы, она приучала детей к чтению, рассказывала о русской культуре.
Но с младенчества Чингиз впитал и национальный образ жизни киргизов. К тому же Таласская долина, где находился аил Шекер, была одним из древних культурных очагов Киргизии – место, овеянное славой предков, в котором рассказывали множество сказок, легенд и преданий.
В семье мальчика говорили на двух языках, и впоследствии это явилось одной причиной двуязычного творчества писателя Айтматова.
Чингизу не исполнилось и девяти лет, когда его отца арестовали. В 1938 году Торекул Айтматов был расстрелян, и его жена вместе с детьми некоторое время жила в городе Караколе, у своего отца Хамзы Абдулвалиева, бывшего татарского купца.
В родной аил Чингиз вернулся незадолго до начала войны, а в 1943 году, когда в аиле не осталось взрослых мужчин, ему пришлось работать секретарем сельсовета, в четырнадцать лет решая проблемы всех жителей аила. Позднее Чингиз Торекулович говорил, что и сам не в силах поверить в это.
Светлое и поэтическое детство мальчика осталось позади слишком рано, но ужасы военных лет и непосильной для подростка руководящей работы, лишив Чингиза юности, сформировали в нем и творческую, и гражданскую личность.
Несмотря на все трудности, Чингиз окончил восемь классов и стал студентом Джамбульского зоотехникума. Учился он отлично, и после выпуска, в 1948 году, юношу без экзаменов приняли во Фрунзенский сельскохозяйственный институт.
На последних курсах института он начал писать очерки и заметки, которые публиковались в киргизской прессе, и очень заинтересовался филологией и переводами, написав несколько статей.
Напечатали в 1952 году и его рассказ на русском языке, называвшийся «Газетчик Дзюйдо».
В 1951 году Чингиз женился на Керез Шамшыбаевой. Семейная жизнь двух студентов была счастливой и даже не слишком голодной – Чингиз был сталинским стипендиатом, а Керез получала повышенную стипендию. В этом браке родилось двое сыновей – Санджар и Аскар.
В 1953 году Чингиз закончил институт и три года работал по специальности в животноводческом опытном хозяйстве. Но ему хотелось писать, он продолжал заниматься журналистикой, пробовал себя как переводчик и в 1956 году уехал в Москву – на Высшие литературные курсы.
Первая серьезная публикация Чингиза Айтматова – маленькая повесть «Лицом к лицу», переведенная с киргизского А. Дроздовым и напечатанная в журнале «Октябрь» в 1958 году, когда Чингиз окончил курсы.
Повесть о войне оказалась очень яркой, и творческая карьера Чингиза Айтматова быстро пошла в гору.
В том же году он опубликовал в «Новом мире» несколько рассказов и повесть «Джамиля», которая принесла своему автору сначала всесоюзную, а потом и мировую известность. Луи Арагон назвал это произведение самой трогательной из написанных современниками историй любви.
По своей первой специальности Чингиз Торекулович больше не работал. Он стал журналистом в городе Фрунзе, был редактором «Литературного Киргизстана» и собственным корреспондентом «Правды» в Киргизии. В 1959 году Айтматов вступил в КПСС.
Все свое свободное время он отдавал теперь творчеству. В 1963 году увидела свет книга Айтматова под названием «Повести гор и степей».
В этот сборник вошли повести «Первый учитель», «Верблюжий глаз», «Материнское поле», «Тополек в красной косынке», рассказывающие о становлении Киргизии, о сложных переменах в душах и судьбах обыкновенных деревенских людей. Эта книга сделала Чингиза Торекуловича лауреатом Ленинской премии.
Первую повесть на русском языке Айтматов написал в 1965 году – «Прощай, Гульсары!».
Образ иноходца, именем которого названа повесть, – великолепная метафора человеческой жизни с ее неизбежным отказом от естественного бытия и подавлением личности, а один из критиков окрестил Гульсары «образом-кентавром».
Еще одной характерной чертой произведений Ахматова был в этой повести эпический фон, использующий сюжеты и мотивы киргизского эпоса.
В 1970 году вышла повесть «Белый пароход» – история ребенка, не смирившегося с жестоким и лживым миром взрослых, своеобразная стилизация под народный эпос. Мифологические мотивы легли и в основу повести, вышедшей в 1977 году, философской сказки «Пегий пес, бегущий краем моря», затронувшей важнейшие вопросы современности.
Чингиз Торекулович занимался и драматургией. Пьеса «Восхождение на Фудзияму», написанная в 1973 году в соавторстве с Калтаем Мухамеджановым, была поставлена в столичном театре «Современник» и прошла с большим успехом.
В 1975 году появились «Ранние журавли», почти автобиографическая повесть о подростках военных лет, которые стали взрослыми, миновав юность. Как и прочие произведения Айтматова, она обрела у читателей большой успех.
В конце семидесятых Чингиза Айтматова уже называли «негласным литературным лидером СССР».
Инсценировки его рассказов и повестей ставили на театральных сценах, а Большой театр включил в репертуар балет «Асель», который был создан по мотивам повести Чингиза Торекуловича «Тополек мой в красной косынке».
Свой первый роман Айтматов написал в 1980 году. Его первоначальное название – «И дольше века длится день». Впоследствии роман был переименован в «Буранный полустанок». Повествование развивается на Земле и в космосе – даже внеземные цивилизации не остались равнодушными к к поступкам землян.
Важное место в романе заняла легенда о матери и сыне, ставшим не по своей воле жестоким и бессмысленным существом.
Резонанс общественности после выхода романа «И дольше века длится день» оказался огромен, а слово «манкурт» превратилось в нарицательный символ изменений современного человека, разорвавших его связь с извечными ценностями и основами.
В 1986 году вышел следующий роман, «Плаха», в котором появились образы Иисуса Христа и Пилата. Во многом «Плаха» повторяла мотивы первого романа, бескомпромиссно поставив перед читателем самые сложные вопросы современности: о бездуховности, о наркомании, об экологии души.
Примерно в то же время первый брак писателя распался. Мария Урматовна, его вторая жена, училась во ВГИКе, вместе с близким другом Айтматова режиссером Замиром Эралиевым. В новой семье родились двое детей – дочь Ширин и сын Эльдар.
В конце восьмидесятых Чингиз Торекулович стал главным редактором «Иностранной литературы», журнала, имевшего тогда в стране огромную популярность. Также он состоял в Международном совете издания, куда входили Морис Дрюон, Умберто Экон, Кэндзабуро Оэ, Милорад Павич.
Чингиз Айтматов много и плодотворно занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР и членом Президентского совета, входил в состав секретариатов Союза кинематографистов и Союза писателей.
Именно Айтматов считается инициатором «Иссык-кульского форума», интеллектуального международного движения.
Сумел Чингиз Торекулович сделать и политическую карьеру – с 1990 года он являлся послом Советского Союза и России в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге – странах Бенилюкса. В январе 1994 года он ушел на пенсию.
В 1990 году вышла повесть Айтматова «Белое облако Чингисхана», а в 1996 появился новый, полностью фантастический роман «Тавро Кассандры» о создании искусственного человека. И эти книги, как и все творчество писателя, одухотворяет чувство, которое Айтматов считает главным для человека, – любовь, делающая каждого из нас человечнее.
Последний роман написан Чингизом Торекуловичем в 2006 году – «Когда падают горы» («Вечная невеста»). Эта книга снова говорит о жертвах обстоятельств и заложниках собственной судьбы.
Книги Айтматова переведены на многие языки, а сам писатель – лауреат множества наград и премий, советских, российских и международных. В конце весны 2008 года Айтматова планировали выдвинуть на получение Нобелевской премии. Но до этого Чингиз Торекулович, к несчастью, не дожил.
В мае он приехал в Казань, где снимался документальный фильм к его юбилею. 16 мая его срочно госпитализировали, поставив диагноз «почечная недостаточность, а через три дня отправили на лечение в Германию, в клинику города Нюрнберга. Но спасти писателя врачи не сумели.
10 июня 2008 года Чингиз Торекулович Айтматов умер. Его похоронили 14 июня в пригороде Бишкека, в «Ата-Бейите», историко-мемориальном комплексе.
О его творчестве сегодня говорят по-разному, но даже самые резкие критики книг Айтматова не отрицают величия, присущего его произведениям. Органичное сочетание современности и культурной архаики, актуальность проблем, поставленных этим писателем, сделали его истинным классиком русской литературы еще при жизни.
Источник: http://people-archive.ru/character/chingiz-aytmatov
Чингиз Айтматов – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть
Чингиз Айтматов: биография
Чингиз Айтматов еще при жизни стал цитируемым классиком мировой литературы. Писал на русском и киргизском, его произведения переведены больше чем на 150 языков. Реалистичная проза писателя пронизана идеями гуманизма и огромной любовью ко всему живому: к людям, диким и домашним животным, растениям и ко всей планете Земля.
Чингиз Айтматов
Народный писатель Киргизии и Казахстана. Лауреат Ленинской премии и трех Государственных премий СССР, Европейской литературной и Международной премии имени Джавахарлала Неру. В 2007 году получил высшую награду правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран. Весной 2008 года Турция начала процесс выдвижения писателя на Нобелевскую премию, но не успела.
Детство и юность
Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в семье коммунистов Торекула Айтматова и Нагимы Хамзиевны Айтматовой (в девичестве Абдувалиевой) в селе Шекер Кара-Бууринского (Киpовского) района Таласского кантона Киргизской АССР. После рождения Чингиза семья переехала в город, поскольку отец пошел на повышение: с 1929 года карьера Торекула Айтматова стремительно идет вверх.
Писатель Чингиз Айтматов
В 1933 году он уже второй секретарь Киргизского областного комитета ВКП(б). В 1935 году молодой руководитель стал студентом Института Красной профессуры в Москве, семья тоже переехала в столицу СССР.
За это время Нагима родила мужу сына Ильгиза, двойняшек Реву и Люцию (мальчик умер в младенчестве) и дочь Розу. В 1937 году по настоянию мужа Нагима Хамзиевна перевезла детей к родственникам в Шекер.
Отца будущего писателя арестовали в сентябре 1937 года по подозрению в антисоветской националистической деятельности и этапировали во Фрунзе (столицу советской Киргизии). 5 ноября 1938 года расстреляли. Жена «врага народа» была поражена в правах, но все дети репрессированного политработника получили высшее образование и вписали каждый свою страницу в историю.
Чингиз Айтматов в молодости
В годы Второй Мировой войны всех взрослых мужчин мобилизовали, и четырнадцатилетний Чингиз оказался одним из наиболее грамотных людей в ауле и занял пост секретаря аульного совета. После войны юноша смог продолжить учебу: после сельской восьмилетки окончил с отличием Джамбульский зоотехникум и в 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе.
Литература
Творческая биография писателя началась 6 апреля 1952 года с опубликованного в газете «Комсомолец Киргизии» рассказа «Газетчик Дзюйдо».
Первый художественный текст Айтматов написал на русском языке – одном из двух родных.
После окончания института в 1953 году Чингиз Айтматов, старший зоотехник Киргизского НИИ животноводства, продолжил писать рассказы на русском и киргизском языках, публикуя тексты в местных изданиях.
Писатель Чингиз Айтматов
В 1956 году решил повысить квалификацию писателя и отправился в Москву, где поступил на Высшие литературные курсы. Параллельно с учебой много писал. Уже в июне 1957 года журнал «Ала-Тоо» напечатал первую повесть молодого писателя «Лицом к лицу». В том же году вышла в свет «Джамиля» — интересно, что повесть, сделавшая писателя знаменитым, была издана сначала в переводе на французский язык.
Литературные курсы писатель закончил в 1958 году. К моменту получения диплома опубликованы на русском языке две повести и рассказы. Первый роман Айтматова выйдет лишь в 1980 году.
В романе «И дольше века длится день» сплетаются реалистичные события жизни Буранного Едигея с фантастической линией контакта человечества с инопланетной цивилизацией.
Складывается впечатление, что достичь понимания с инопланетянами людям проще, чем договориться между собой.
Книги Чингиза Айтматова
Вторично к жанру научной фантастики писатель вернулся в середине девяностых, написав «Тавро Кассандры» — повесть о создании искусственных людей. Остальные произведения написаны в жанре реализма. В Советском Союзе реализм был социалистическим, но для соцреализма Айтматов чересчур пессимистичен. Его герои живут и страдают по-настоящему, не превращаясь в бодрых строителей коммунизма.
Умирает главный герой «Белого парохода» — мальчик, верящий в сказки, когда убивают его Олениху. Вообще народные сказки и легенды – важная часть сюжетов Айтматова.
Мифологические образы иногда оказываются ярче главных героев.
Из легенды о суровых захватчиках, превращавших пленников в рабов, лишенных самостоятельности и памяти, перекочевало в русский язык слово и понятие «манкурт» — человек, забывший свои корни.
Чингиз Айтматов
Второй роман Айтматова, «Плаха», выходит в 1986 году. В этот период в СССР Михаилом Горбачевым начата Перестройка, и стало возможно писать о проблемах страны. Но даже на фоне разрешенной гласности «Плаха» производит поразительный эффект — роман поднимает сразу несколько острых вопросов, рассказывает о наркомании и коррупции, о вере и служителях церкви.
Личная жизнь
Писатель восхищался женской красотой и глубоко понимал женский характер.
Доказательством тому служат достоверно и выпукло выписанные образы женщин в книгах Чингиза Айтматова: сильная Джамиля из одноименной повести, юная романтичная Асель («Тополек мой в красной косынке»), мудрая Толгонай, потерявшая на войне сыновей, но сохранившая внутреннюю красоту души («Материнское поле»).
Чингиз Айтматов с женой Керез, сыновьями Санжаром и Аскаром
Почти в каждом произведении есть та женщина, от появления которой на страницах книги становится светлее на душе у главного героя или читателя. И в жизни писателя женская красота играла важную роль. С первой женой, Керез Шамшибаевой, Чингиз познакомился во время учебы в сельскохозяйственном институте. Девушка училась в медицинском институте и тоже интересовалась литературой.
После школы отличница Керез даже получила направление в Московский литературный институт, но материальные обстоятельства не позволили уехать.
Керез Шамшибаева стала прекрасным врачом и руководителем, трудилась в Министерстве Здравоохранения Киргизии. Родила двоих сыновей. Санджар Чингизович родился в 1954 году, он журналист и литератор, бизнесмен.
Аскар Чингизович родился в 1959 году, стал историком-востоковедом, общественным деятелем.
Чингиз Айтматов и Бюбюсара Бейшеналиева
В конце пятидесятых годов Чингиз Айтматов встретил главную любовь своей жизни – балерину Бюбюсару Бейшеналиеву. Роман начался в Ленинграде и продолжался четырнадцать лет. Влюбленные не могли пожениться: высокое положение обоих требовало соблюдения приличий. Коммунист не мог просто так развестись с женой ради брака с Народной артисткой СССР, за которой ухаживали первые люди государства.
Переживания писателя находили выход в его произведениях. Мучается от необходимости делать выбор между женой и любовницей Танабай в повести «Прощай, Гульсары». Влюбляется во вдову друга Буранный Едигей в романе «И дольше века длится день». В обоих произведениях женщины оказываются более стойкими морально, чем лирический герой, готовый очертя голову бежать за новой любовью.
Вторая семья Чингиза Айтматова
Четырнадцать лет продлилась тайная связь, о которой ходило множество сплетен в республике. Бюбюсара Бейшеналиева умерла 10 мая 1973 года после полутора лет борьбы с раком груди. Через двадцать лет в соавторстве с Мухтаром Шахановым Айтматов написал книгу «Исповедь на исходе века» (второе название «Плач охотника над пропастью»), в которой откровенно рассказал историю этой любви.
Второй женой Чингиза Торекуловича стала Мария Урматовна. К моменту знакомства с именитым писателем Мария успела окончить сценарный факультет ВГИКа, побывать замужем и родить дочку Чолпон. Во втором браке родились сын Эльдар и дочь Ширин. Эльдар Чингизович окончил академию изящных искусств в Бельгии, он дизайнер и художник, руководит домом-музеем Айтматова в Бишкеке.
Смерть
Чингиз Айтматов в последние годы жизни болел сахарным диабетом, что не мешало ему вести активную жизнь. В 2008 году писатель на восьмидесятом году жизни отправился в Казань на съемки документального фильма «И дольше века длится день», который снимали к предстоящему юбилею. На съемочной площадке писатель простыл, простуда перешла в острую пневмонию, начали отказывать почки.
Памятник Чингиз Айтматову
16 мая Айтматова самолетом переправили в Германию, но врачи не смогли спасти пациента.
10 июня в клинике Нюрнберга Чингиз Торекулович умер, а 14 июня состоялось торжественное прощание и похороны классика мировой литературы.
Скорбящих собралось так много, что несколько человек упали с лестницы, ведущей к театру, где стоял гроб с телом. Понадобилась помощь полиции и медиков для того, чтобы избежать жертв.
Могила Чингиза Айтматова
Похоронили Чингиза Айтматова на кладбище Ата-Бейит («Упокой отцов») в пригороде Бишкека.
Это место выбрал сам писатель еще в девяностых годах, когда после долгих поисков смог найти место захоронения расстрелянного Торекула Айтматова.
В общей яме на Чон-Таше нашли 138 тел, которые в 1991 году с почестями перезахоронили на Ата-Бейит. Рядом с могилой отца пожелал покоиться и Чингиз – гуманист, много размышлявший о прошлом и будущем.
Библиография
- 1952 – «Газетчик Дзюйдо»
- 1957 – «Лицом к лицу»
- 1957 – «Джамиля»
- 1961 – «Тополек мой в красной косынке»
- 1962 – «Первый учитель»
- 1963 – «Материнское поле»
- 1966 – «Прощай, Гульсары!»
- 1970 – «Белый пароход»
- 1977 – «Пегий пес, бегущий краем моря»
- 1980 – «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»)
- 1986 – «Плаха»
- 1995 – «Плач охотника над пропастью или исповедь на исходе века» в соавторстве с Мухтаром Шахановым
- 1996 – «Тавро Кассандры»
- 1998 – «Встреча с одним бахаи»
- 2006 – «Когда падают горы (Вечная невеста)»
Фото
Источник: https://udivim.pro/chingiz-aitmatov/
Чингиз Айтматов (Chingiz Aitmatov). Биография. Фотографии
Айтматов Чингиз Торекулович – киргизский советский прозаик, признанный классиком мировой литературы еще при жизни.
Родился 12 декабря 1928 года в семье одного из первых киргизов-коммунистов. Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.
В 1937 его отец, занимавший руководящий пост, был репрессирован, и Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета (это было время Отечественной войны, и взрослые мужчины были на фронте), решая самые сложные вопросы жизни большого села.
Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.
Выступил в печати в 1952 с рассказом на русском языке “Газетчик Дзюйдо”.
В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала “Литературный Киргиэстан”, пять лет был собственным корреспондентом газеты “Правда” в Киргизии.
Широкую известность молодому писателю принесла повесть “Джамиля” (1958) о любви, выдержавшей все испытания, о праве ранее угнетенной киргизской женщины на личное счастье и общественную деятельность, позднее вошедшая в книгу “Повести гор и степей” (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть “Тополек мой в красной косынке”. Затем последовали повести “Первый учитель” (1962), “Материнское поле” (1965), “Прощай, Гульсары!” (1966), “Белый пароход” (1970) и др.
↓ раскрыть
Айтматов Чингиз Торекулович – киргизский советский прозаик, признанный классиком мировой литературы еще при жизни.
Родился 12 декабря 1928 года в семье одного из первых киргизов-коммунистов. Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.
В 1937 его отец, занимавший руководящий пост, был репрессирован, и Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета (это было время Отечественной войны, и взрослые мужчины были на фронте), решая самые сложные вопросы жизни большого села.
Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.
Выступил в печати в 1952 с рассказом на русском языке “Газетчик Дзюйдо”.
В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала “Литературный Киргиэстан”, пять лет был собственным корреспондентом газеты “Правда” в Киргизии.
Широкую известность молодому писателю принесла повесть “Джамиля” (1958) о любви, выдержавшей все испытания, о праве ранее угнетенной киргизской женщины на личное счастье и общественную деятельность, позднее вошедшая в книгу “Повести гор и степей” (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть “Тополек мой в красной косынке”. Затем последовали повести “Первый учитель” (1962), “Материнское поле” (1965), “Прощай, Гульсары!” (1966), “Белый пароход” (1970) и др.
Первый роман, написанный Айтматовым, – “И дольше века длится день” (“Буранный полустанок”, 1980). В 1988 был опубликован известный роман “Плаха”.
В центре внимания писателя – проблема “человек и общество”. Герои Ахматова – духовно сильные, человечные, активные люди современной эпохи. Айтматов выступил как писатель-новатор, мастер психологического портрета
Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге.
Айтматов – депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва.
После распада СССР, долгое время являлся послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман “Тавро Кассандры, 1994).По признанию писателя жизнь его не научила трем вещам :”водить машину – у меня водитель, говорить на иностранном языке – рядом со мной всегда переводчик, и работать на компьютере – пишу от руки”.
Из написанного и сказанного об Айтматове крупнейшими авторитетами отечественной и зарубежной культуры можно составить целый том.
Среди авторов этого тома были бы и Габриель Гарсиа Маркес, и Умберто Эко, и Артур Миллер, Фридрих Дюрренматт, Питер Устинов, японский мыслитель Дайсаку Икеда, классик современной казахской литературы Мухтар Ауэзов, и великие композиторы XX века Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов, классик современной русской литературы Валентин Распутин.
Великий писатель умер 10 июня 2008 года в больнице немецком Нюрнберге в клинике, где находился на лечении от почечной недостаточности.
↑ свернуть
Источник: http://lichnosti.net/people_2264.html
Айтматов биография. Чингиз Айтматов: биография, творчество, семья. Киргизский писатель и русская проза
Василий Шукшин – это человек, которого неоднократно называли самым «народным» режиссером Советского союза. Его фильмы рассказывали о тяготах и радостях простого сельского быта, а потому, рассказанные им истории, всегда были очень близки обычных зрителям.
В какой-то мере именно поэтому Василий Шукшин и его творчество стали подлинной вехой своего времени – некой отметкой в истории СССР, которая навсегда осталась запечатлена в картинах великого автора.
В этой биографической статье мы постараемся проследить за основными этапами творчества Василия Шукшина, а также раскрыть некоторые тайны его жизни и судьбы.
Ранние годы, детство и семья Василия Шукшина
Будущий известный режиссер появился на свет в простой крестьянской семье. Его отец – Макар Шукшин – был расстрелян во времена коллективизации. Мама же – Мария Сергеевна – вышла замуж во второй раз и воспитывала детей от первого брака совместно с новым супругом.
Все родные нашего сегодняшнего героя были обычными крестьянами, а потому в раннем детстве Василий Шукшин даже не рассчитывал на то, что однажды сможет стать известным режиссером.
Окончив «семилетку» в деревне Сростки, он переехал в город Бийск, где вскоре поступил в автомобильный техникум. В этом месте будущий режиссер проучился два с половиной года, однако диплома так и не получил.
В 1945-м году он вернулся в родную деревню, где вскоре устроился работать в колхоз. В этом месте он проработал еще полтора года, однако в конечном итоге снова решил поменять род деятельности.
В 1947-м году он стал работать слесарем. В этом качестве он объездил множество городов и разных предприятий. Побывал в Калуге, Владимире, а также поселке Бутово, из которого его вскоре призвали в армию.
В 1949 он поступил на службу в Военно-Морской флот. В этом качестве он служил в городе Балтийск, а затем на Черном море. Весьма примечательно, что именно в свои армейские годы Василий Шукшин впервые увлекся творчеством. В свободные часы он писал различные поэмы и рассказы, которые впоследствии читал своим сослуживцам.
Вернувшись в родное село в 1953-м году, наш сегодняшний герой экстерном окончил среднюю школу и начал работать учителем русского языка, а затем директором сросткинской школы трудовой молодежи.
Проработав в этом качестве всего несколько месяцев, Василий Шукшин задумался о переезде в Москву.
Собрав все свои накопления, он купил билет на поезд и уже вскоре прибыл в столицу СССР. В этом городе наш сегодняшний герой поступил на режиссерский факультет ВГИКа, а параллельно начал рассылать свои рассказы в различные литературные издания.
Таким образом, в 1958-м году состоялся писательский дебют нашего сегодняшнего героя – в журнале «Смена» был напечатан его первый рассказ «Двое на телеге».
Жизнь в искусстве: Василий Шукшин в литературе и кино
Впоследствии Василий Шукшин часто писал различные повести и рассказы. В его библиографии значится всего два полновесных романа, однако огромное количество повестей и рассказов с лихвой компенсирует это обстоятельство.
Параллельно с литературным творчеством, Василий Шукшин также часто работал в кино. В 1956-м году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Тихий Дон» и с тех пор стал достаточно часто снимать и сниматься.
В 1958-м году, еще будучи студентом ВГИКа, Василий Шукшин исполнил свою первую главную роль в картине «Два Федора». После этого последовали другие актерские работы.
Все складывалось очень успешно, однако в какой-то момент наш сегодняшний герой осознал, что хочет самолично создавать кинематографические произведения, прописывая действия персонажей от начала до конца.
Первой подобной работой Василия Макаровича стала лента «Из Лебяжьего сообщают». В работе над созданием данной картины Шукшин принял участие не только в качестве актера, но и в качестве режиссера и сценариста. Авторский дебют оказался очень удачным и уже в скором времени наш сегодняшний герой задумался о новых кинематографических проектах.
В общей сложности за свою карьеру Василий Макарович снял шесть кинолент, в работе над которыми чаще всего принимал участие также и в качестве сценариста. Параллельно с этим наш сегодняшний герой также плодотворно работал в качестве актера. В его фильмографии значится около тридцати ролей, каждая из которых стала по-своему яркой и интересной.
За свой выдающийся вклад в искусство актер и режиссер был отмечен множеством престижных наград, среди которых значится Государственная премия РСФСР, Ленинская премия, а также звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Шукшин отдавал творчеству всего себя, а потому совсем неудивительно, что даже его кончина совпала со съемками очередного фильма.
В середине семидесятых годов он страдал от обострившейся язвы желудка, однако, несмотря на это, продолжал работать над новыми проектами. Серьезные приступы наблюдались у него во время съемок картины «Калина красная».
Некоторое время спустя во время работы над другой лентой – «Они сражались за Родину» – один из подобных приступов стал для Шукшина фатальным.
Лежащего на палубе актера нашел его близкий друг Георгий Бурков . В этот момент сердце Василия Макаровича уже не билось.
Личная жизнь и наследие Василия Шукшина
После смерти нашего сегодняшнего героя многие его повести и романы были экранизированы другими режиссерами. Его именем был назван ряд улиц в городах РСФСР, а о его жизни и судьбе снято несколько документальных фильмов.
Кроме того, наследием великого советского режиссера являются его дети. От брака с Викторией Сафроновой у Василия Макаровича есть дочь Катерина. Кроме того, двое детей у Шукшина есть также от любовного союза с актрисой Лидия Федосеевой . Обе дочери – Мария и Ольга – на данный момент являются известными российскими актрисами.
Советская литература
Биография
ШУКШИН, ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ (1929−1974), русский прозаик, драматург, кинорежиссер, киноактер. Родился 25 июля 1929 в д. Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. С отроческих лет работал в колхозе у себя на родине, затем на производстве в Средней России. В 1949-1952 служил на флоте.
По возвращении работал директором вечерней школы в д. Сростки. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М.Ромма. В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – А. Тарковский, А. Михалков-Кончаловский и др. Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям.
Кинофильм Живет такой парень получил в 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка». Большой успех имели фильмы Шукшина Ваш сын и брат, Позови меня в даль светлую, Странные люди, Печки-лавочки. Фильм Калина красная был снят Шукшиным по одноименной киноповести, написанной в 1973.
Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно).
Героями фильмов Шукшина чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе.
Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В киноповести Калина красная она приобретает трагическое звучание: утрата жизненных ориентиров ломает судьбу главного героя, бывшего вора и заключенного Егора Прокудина, и приводит его к смерти.
В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник Сельские жители. При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов Там, вдали (1968), Земляки (1970), Характеры (1973), Беседы при ясной луне (1974). Подготовленный к печати сборник Брат мой был издан уже после смерти автора, в 1975.
Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.
Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои.
Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение.
Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…»
Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми».
В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников Характеры. Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность.
«Чудики» – Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника (Ноль-ноль целых), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены (Сураз) и др. – не вызывают авторского осуждения.
В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. Именно таким предстает герой рассказа Обида Сашка Ермолаев. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей.
В рассказе Срезал он показал деревенского демагога Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан.
Непротивленец Макар Жеребцов, герой одноименного рассказа, в течение недели учил деревенских людей добру и терпению «с пониманием многомиллионного народа», а по выходным подбивал их пакостить друг другу, объясняя свое поведение тем, что его жизненное предназначение – «в большом масштабе советы-то давать». В современной русской литературе рассказы Шукшина остались неповторимым художественным явлением – оригинальной образностью и живой, естественной в своей простоте стилистикой. В романе Любавины (1965) Шукшин показал историю большой семьи, тесно сплетенную с историей России в 20 в. – в частности, во время Гражданской войны. Обе эти истории предстали исполненными таких драматических коллизий, что публикация второй части романа стала возможна только в период перестройки, в 1987. Не удалась Шукшину и экранизация его романа о Степане Разине Я пришел дать вам волю (1971). Умер Шукшин в станице Клетской Волгоградской обл. 2 октября 1974
Василий Макарович Шукшин родился в крестьянской семье 25 июля 1929 года в деревне Сростки Алтайского края. С самого детства Шукшину приходилось работать. Сначала он работал в колхозе своей деревни, вскоре в Средней России на производстве.
В 1949-1952 нес службу на флоте. С 1952 после возвращения со службы на родину, работал директором вечерней школы в своей деревне.
В 1954 пошёл учиться на режиссерский факультет. Ещё в студенческие годы Шукшин снимался в фильмах, а на выпускном курсе уже снимал по сценариям собственного сочинения. Даже ранние его фильмы имели большой успех среди зрителей.
В 1964 его фильм «Живёт такой парень» получил «Золотого льва св. Марка» – высшую награду Венецианского международного фестиваля.
Его талант получил множество наград: премия им. Братьев Васильевых, Государственная премия СССР, и уже посмертно ему присудили Ленинскую премию.
Его героями были люди из деревни, которые по какой-то причине попадали в город. Он и сам себя считал «не городским до конца, но уже и не деревенским». Своих героев он называл «странными» или «непутёвыми» людьми, а критики и зрители прозвали их «чудиками».
Василий Макарович Шукшин (1929-1974) начал писать, бу-дучи студентом режиссерского факультета ВГИКа. Дебютировал он в 1961 г., когда в журнале «Октябрь» были опубликованы рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь», «Экзамен». Через два года вышел первый сборник рассказов «Сельские жители».
Рас-сказы «Классный водитель» «Гринька Малюгин» легли в основу сценария фильма «Живет такой парень…». Конец 60-х — начало 70-х годов — пик творческой активности писателя.
В это время он пишет множество рассказов, роман «Любавины» (1965), повесть «Там, вдали…» (1966), киносценарий о Степане Разине (1968) , ро-ман «Я пришел дать вам волю» (1971), киноповесть «Калина крас-ная» (1974) и др.
Роман «Любавины» рассказывал о становлении Советской вла-сти в Сибири. «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибир-ской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым — с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть», — писал автор.
Всенародную любовь писателю принесла книга «Калина крас-ная» и одноименный фильм, который сам Шукшин поставил и сыг-рал в нем главного героя. История вора Егора Прокудина, пытав-шегося порвать со своим прошлым, была рассказана просто и душевно. В его образе воплотились многие черты шукшинских рас-сказов.
Шукшин был многогранно одаренной личностью, он был прекрасным режиссером, искренним актером, трогательным про-заиком и драматургом. Писал он в разных жанрах, однако люби-мым для Шукшина был жанр рассказа.
Многое из написанного в этом жанре писатель объединил в сборники «Земляки» (1970), «Ха-рактеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).
Шукшин создал особый тип рассказа: он почти лишен экспози-ции, построен на диалоге, имеет открытый финал. В центре изо-бражения необычный случай, который помогает раскрыть душев-ное состояние героя. Суть шукшинского рассказа в единстве комического и драматического, представленного с лирической ав-торской интонацией.
Рассказ Шукшина несет в себе философскую концепцию человека и мира. Об этом позже он писал: «Мастерство есть мастерство, и дело это важное.
И если бы писатель-рассказчик не сразу делал (старался делать) это главным в своей работе, а если главным оставалась его жизнь, то, что он видел, запомнил, хорошее или плохое, а мастерство бы потом приложилось к этому, получился бы писатель неповторимый, ни на кого не похожий… Человеческие дела должны быть в центре внимания рассказа».
Герои шукшин-ских рассказов люди необычные, по определению писателя «чуди-ки». Появление подобных героев в рассказах Шукшина попытался объяснить писатель В. Белов: «Рожденному сибирской, то есть рус-ской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать на-циональный характер.
Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура на-родного творчества. И, разумеется, в этом смысле появление такого художника вовсе не было для русской культуры какой-то особенной неожиданностью или феноменом».
«Чудики» Шукшина — сельские жители, мечтающие о недостижимом: об изобретении лекарства от рака («Митька Ермолаев»), избавлении мира от микробов («Микро-скоп») и др. Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не пока-заны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека.
Рассказ «Даешь сердце» начинается с необычного случая: «Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевке… гулко ахнули два выстрела… И кто-то крикнул: — Даешь сердце!».
Эта почти детективная завязка приводит к неожиданному раз-витию сюжета. Оказывается, что стрелял ветфельдшер Козулик, самый незаметный человек в Николаевке, появившийся здесь пол-года назад. И вот этот неразговорчивый мужик пятидесяти лет, «полный и рыхлый», выскочил ночью из дома и «дважды саданул из ружья в небо». Материал с сайта
Его поступок озадачил всех, особенно участкового милиционера, который с нескрываемым удивлением узнает, что ночной «салют» произведен в честь небывалой победы в медицине: в далеком Кейп-тауне была впервые осуществлена пересадка человеческого сердца. Участковый не может понять мотивов поступка ветеринара.
Образом Козулина Шукшин опровергает ограниченность обед-ненных представлений о человеке и жизни. Его герой, названный участковым «шизей» и «контуженным», оказывается духовно выше и тоньше тех, кто призван вершить судьбы людей, хоть и в местном масштабе.
Финал рассказа печален: Козулину легче согласиться с тем, что он «шизя», чем объяснить свой поступок. К сожалению, говорит ав-тор, в нашей жизни нет места высоким порывам. Рассказ «Даешь сердце» несет в себе мысль о том, что в жизни человека всегда есть место для мечты, для высокого вдохновения, для понимания красо-ты поступков и свершений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- сочинение по творчеству шукшина
- гринька малугин шукшин кратко
- Творчество В.Шукшина
- шукшин гринька малюгин краткое содержание
- сочинение по творчеству Шукшина
Как считается рейтинг
Источник: https://optistore.ru/aitmatov-biografiya-chingiz-aitmatov-biografiya-tvorchestvo-semya-kirgizskii/
Эльдар, сын Чингиза
11 октября 2017, 20:34 10599
Как сегодня живут потомки великого писателя? Об этом мы поговорили с младшим сыном классика – Эльдаром АЙТМАТОВЫМ
***
У Чингиза Айтматова было четверо детей: два сына – Санджар и Аскар от первого брака, дочь Ширин и сын Эльдар – от второго. Эльдар, младший в семье, всегда был рядом с родителями и сейчас ухаживает за мамой.
– Мы всегда общались со старшими братьями, – рассказывает Эльдар. – Они приезжали к нам в гости, даже когда отец работал за границей. Мы и сейчас не теряем связь. Самый старший из нас Санджар живет в Москве, с ним мы видимся реже, но созваниваемся. У него свой бизнес.
Средний брат Аскар был министром иностранных дел Кыргызстана, но когда ушел с этого поста, возглавил общественный фонд “Иссык-кульский форум им. Чингиза Айтматова”. Живет в Бишкеке, поэтому видимся довольно часто. С моей родной сестрой Ширин мы очень близки.
Она была депутатом жогорку кенеша, сейчас ушла из политики, воспитывает двух дочерей. У нее тоже небольшой бизнес, сейчас она занята семьей и своим делом. Я художник и дизайнер, руковожу Международным фондом Чингиза Айтматова, который отец основал в 2000 году.
У Айтматова шесть внучек – дочери моих братьев и сестры и два внука – мои сыновья. А еще два правнука – дети дочери Санджара. Правда, при жизни отец успел понянчить только старших внуков – мои и дети Ширин родились уже после его смерти.
Не могу не сказать, что еще у меня есть сводная сестра – дочь мамы от первого брака Чолпон. Когда родители поженились, она была уже взрослой. Отец ее тоже очень любил. Сейчас она живет в Лондоне, у нее растет сын. Это и есть большая семья Айтматовых.
***
Для меня Чингиз Айтматов в первую очередь был Отцом. Хотя с годами я, конечно, стал осознавать, что он особый человек, и к нему да и к нам всем было постоянно приковано внимание. Помню, в раннем детстве был такой случай. Мы едем в машине, рядом с нами какой-то человек из правительства.
Он поворачивается ко мне и спрашивает: “Ты знаешь, кто самый главный в нашей стране?” Я сразу же назвал фамилию председателя Верховного совета, который тогда возглавлял Киргизию. Тот мужчина засмеялся и сказал: “Самый главный – твой отец”. Я очень удивился. А когда мы приехали домой, отец похвалил меня и сказал, что я ответил правильно.
Меня все время преследовала наша громкая фамилия, и мне приходилось с этим считаться. Были неприятные моменты. Когда я учился в начальной школе, за мной приезжала служебная машина отца. Мы жили за городом, и я попросту не мог дойти до дома самостоятельно.
Из-за этого одноклассники называли меня буржуем – обидное прозвище для советского времени. Нам, конечно, завидовали. Но мне не говорили, что я добился всего только благодаря отцу.
Возможно, что-то подобное приходилось слышать моей сестре, когда она была депутатом парламента, или братьям, ведь Аскар был министром, а Санджар – спецпредставителем Киргизии в Москве и Европе. Но Ширин стала депутатом уже после смерти отца, думаю, странно говорить, что это только его заслуга.
Мне никогда всерьез не предлагали стать политиком, но, наверное, я бы и не выбрал этот путь. Отец всегда говорил, что это не то, чем стоит заниматься. Он сам отказался от президентства, хотя после развала Советского Союза его просил об этом киргизский народ. Как я тогда возмущался! Мне казалось, что отец должен был согласиться, считал, что Айтматов мог сделать много хорошего для своего народа.
Сейчас понимаю, что он поступил правильно. Если бы стал президентом, то ушел бы из жизни гораздо раньше, потому что был очень мягким и чувствительным человеком и принимал все близко к сердцу.
Хотя я, конечно, понимаю, что фигура отца сыграла решающую роль в нашей жизни. До сих пор ощущаю, как простые люди с большим уважением относятся к семье Айтматова, он для них – символ нашего народа.
Каким отцом был Айтматов? Очень добрым и заботливым. Он всегда был очень занят, но все равно уделял нам с сестрой много времени. Когда писал, я мог тихонько зайти к нему в кабинет, сесть рядом и рисовать.
Я не помню, чтобы отец просто так лежал на диване и бездельничал. Мы даже никогда не выезжали на отдых с семьей. Когда его отправляли куда-то за границу, отец брал нас с собой, это и был наш отпуск.
Он читал или пересказывал нам “Манас” или сказки, которые сам придумывал. Иногда засыпал во время чтения (настолько уставал), а мы с сестрой его будили и просили: “Еще. Еще. Еще”. Родители очень заботились о нашем образовании.
Я учился в школе с английским уклоном, а позже, когда мы переехали в Москву, – в центральной музыкальной школе. Играл на скрипке, на фортепиано. Но все равно стал художником.
***
У нас всегда гостило много интересных людей. Большинство из них я просто не запоминал, потому что не придавал этому значения. Когда отец стал послом в Люксембурге, у нас бывал Мстислав РОСТРОПОВИЧ – он в то время уже жил на Западе. Я играл на скрипке, а сестра – на фортепиано. Родителям очень нравилось, когда мы выступали перед гостями.
Однажды Ростропович провел для меня индивидуальное занятие: сначала он играл на виолончели, потом я – на скрипке, он мне что-то советовал, поправлял.
В 1986-м на иссык-кульский форум, который проводил отец, в Киргизию приехали поэты, писатели, философы и мыслители со всего мира: американский прозаик Джеймс БОЛДУИН, драматург Артур МИЛЛЕР, турецкий писатель Яшар КЕМАЛЬ, знаменитый британский актер Питер УСТИНОВ, французский нобелевский лауреат Клод СИМОН…
У нас в гостях были легендарный Габриэль Гарсия МАРКЕС, итальянские сценаристы Тонино ГУЭРРА и Микеланджело АНТОНИОНИ. Я помню лишь, что бегал вокруг них, играл, пока они сидели за столом. Есть даже какие-то семейные видео, на которых все это запечатлено. Сейчас самому будет интересно это увидеть.
Когда я был школьником, отец несколько раз брал меня с собой на Берлинский кинофестиваль. Там тоже было много звезд, с которыми мы встречались. И опять же я не до конца понимал, кто все эти люди.
С голливудским актером Морганом ФРИМАНОМ и итальянским режиссером Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ мы ездили в одной машине, перемещаясь на просмотры из одного кинотеатра в другой. Тогда я выполнял роль переводчика, и отец мог спокойно общаться с этими людьми. Ему нравилось, что я ему помогаю.
А позже, когда я вырос, стал ему не только переводчиком, но и водителем, секретарем и везде его сопровождал. Мой отец всегда писал от руки самой обычной шариковой ручкой. Хотя ему часто дарили какие-то дорогие экземпляры – были даже две золотые, но он их вообще не использовал. Часто я помогал отцу вести корреспонденцию, набирая ответные письма на компьютере. До последнего дня его жизни был рядом с ним – это и есть самое большое счастье. Наверное, в этом мне повезло больше, чем моим братьям и сестре.
***
Всю жизнь я слышал, что наша семья была очень богатой. Однажды прочитал в газете заметку о том, что отец прилетел в Кыргызстан на своем частном “Боинге”. Спрашиваю его: “Неужели у нас есть самолет?” А он смеется в ответ.
На самом деле отец срочно летал на военном самолете из Москвы в Ош, чтобы успокоить две приграничные области, киргизов и узбеков, прекратить кровопролитную вражду. Он часто выступал миротворцем, когда люди не подчинялись политикам. Айтматова уважали больше.
Отец вообще не был предприимчивым человеком – авторские права отдавал просто так. До сих пор я борюсь с некоторыми издательствами, чтобы те прекратили использовать его творчество незаконно. Например, недавно узнал, что в Шри-Ланке сняли сериал по повести “Джамиля”. Писал туда, но все бесполезно.
Мы всегда говорим, что деньги, которые зарабатывал отец, он тратил на наше образование. Все мы учились в Москве, потом за границей – в США, Великобритании, Турции, других странах, и это еще при Советском Союзе. Например, сестра знает пять или шесть языков – даже не вспомню точно. У всех блестящее образование.
Сам же он в жизни всегда был очень скромным, ничего не коллекционировал, не покупал дорогих вещей, домов – был чуть ли не аскетом, его не интересовало материальное.
***
Когда я бывал в Казахстане, мне говорили, что Айтматов – казахский писатель, потому что его мать – казашка (хотя на самом деле она татарка). Но все равно мне было очень приятно это слышать, и я бы хотел, чтобы казахстанцы и сейчас продолжали к нему относиться как к своему. Чем больше народов будет считать, что мой отец классик их литературы, тем лучше для его творчества.
Мы раньше часто бывали в вашей стране. Отец вообще в Союзе жил на три города: Москва, Бишкек и Алма-Ата. Я по-прежнему люблю к вам приезжать. К тому же Айтматов – народный писатель Казахстана, у него есть такое звание. И он очень любил казахский народ и его культуру. Я бы очень хотел, чтобы в вашей стране относились к нему так же, как и раньше – больше читали его произведения.
Что значит быть сыном Чингиза Айтматова? Это большая ответственность. Мой долг перед памятью отца и всеми его читателями – сделать так, чтобы его книги издавались и дальше, сохранить его наследие. Очень бы хотел, чтобы его произведения вошли в школьную программу в странах СНГ.
Даже у нас в Кыргызстане его творчество в школе изучают не так много, как хотелось бы – краткая биография, короткие рассказы. Была идея создать предмет “Айтматоведение”, но, мне кажется, необязательно вводить отдельный урок, просто нужно больше внимания уделять его произведениям.
Сейчас к нам в Дом-музей приезжают его читатели и из Кыргызстана, и из Казахстана, чтобы увидеть, как жил их любимый писатель, где творил. Но в то же время к нам приходят школьники и спрашивают: “Айтматов – это кто? Певец? Поэт?” Увы, новое поколение его почти не знает. Сейчас мы готовимся к 90-летию отца, которое будет в 2018 году.
хотим издать его произведения, некоторые из них еще не были опубликованы, появится сборник его сказок. На все эти проекты нужны средства, помощь от государства и просто его поклонников. Этим я и занимаюсь в настоящее время. А когда мне тяжело, захожу в кабинет отца, ощущаю его присутствие и мысленно с ним разговариваю…
Оксана АКУЛОВА, фото из архива Эльдара АЙТМАТОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Источник: https://time.kz/articles/chastnyj/2017/10/11/eldar-sin-chingiza