Иммануил кант – краткая биография, интересные факты

Иммануил кант

Просмотров: 6065 | Рейтинг: 3.7/3 | КОММЕНТИРОВАТЬ

Материалы по теме:

(1724–1804)

Замечательный немецкий поэт Генрих Гейне сострил: “Изложить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории”. Пожалуй, он был прав. Иммануил Кант, уроженец прусского города Кенигсберга (Калининград), почти безвыездно прожил там.

Внешняя сторона его жизни неприхотлива: родился в семье ремесленника, хорошо учился в школе, много болел, был чрезвычайно любознательным. Увлекаясь естествознанием, античной философией и медициной, окончил теологический факультет Кенигсбергского университета и после десятилетней работы домашним учителем до конца дней преподавал в нем.

В то же время области, охватываемые его разумом, были необычайно обширны. Удивительные путешествия мысли в миры воображаемые, открытие неведомых идей увлекали Канта. Его девиз (как девиз всей эпохи просвещения): “Будь смел, используй собственный разум!”. Ему принадлежат глубокие исследования сути, границ и методов познания.

Обратите внимание

Он признавался: “Две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне”. Нравственным он считал: не делать другому того, что не желал бы себе; относиться к человеку как цели, а не средству. По его словам, “глупость — это недостаток, и против него нет лекарств”.

“Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться”. “Отречение от своего внутреннего убеждения есть поступок низменный”. После выхода в свет своей “Критики чистого разума”, воспринятой читающей публикой с задумчивым недоумением, Кант признался: “Книга суха, темна, противоречит всем привычным понятиям и притом слишком обширна”.

В 30-летнем возрасте он написал “Общую естественную историю и теорию неба” на основе идей античных материалистов Лукреция, Эпикура, Демокрита. Его вполне устраивала гипотеза атомов и первоначального хаотичного состояния вещества. В дальнейшем он исходил из ньютоновской теории всемирного тяготения и гипотезы о существовании сил отталкивания.

Кант высказал мысль, которая слишком часто недооценивается учеными и философами: “Легче понять образование всех небесных тел и причину их движений, короче говоря, происхождение всего современного устройства Мироздания, чем точно выяснить на основании механики возникновение одной только былинки или гусеницы”.

Он назвал мнение философов, которые приписывали возникновение и эволюцию живых организмов случайным причинам, несуразной попыткой “выводить разум из неразумия”. Он предложил гипотезу естественного образования Солнечной системы из первичного газопылевого облака. Это была первая космогония, имеющая научное обоснование.

И все-таки он настаивал, что законы механики, которым подчиняется движение небесных тел, имеют ограниченную область применения и не могут даже приблизить нас к пониманию сущности жизни и разума.

Свои представления о материи и познании Кант изложил в сравнительно небольшой работе “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука”, где утверждал: “Мы со всем своим разумом не можем выйти за пределы опыта”.

Но чем же определяется этот опыт и почему рождаются идеи, которые соответствуют законам Мироздания? Кант не сомневался в реальности окружающего мира и в то же время утверждал: “Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы”.

Но если рассудок исходит из своих законов, то почему он способен постигать законы природы? Ответ подразумевается такой: строение Мироздания находится в гармоничном соответствии со структурой разума, ибо то и другое сотворено Богом.

Тогда возникает другое недоразумение: почему же люди в своих умозаключениях так часто заблуждаются? Ответ Канта: “Рассудок незаметно пристраивает к зданию опыта гораздо более обширное помещение, которое он наполняет одними лишь умопостигаемыми сущностями, не замечая даже, что он со своими вообще-то правильными понятиями вышел за пределы их применения”.

Важно

То есть данные опыта можно неразумно использовать именно тогда, когда слишком уповаешь на разум. Как выразился Кант, нелегко узнать, где нас просвещает дух истины, а где — отец лжи. В другой работе философ уточнил: человек способен злоупотреблять разумом ради своих ложных целей, “даже вопреки указанию природы”.

В результате возможен катастрофический финал, “который мы вызовем сами вследствие неправильного понимания нами конечной цели”. Есть ли возможность избежать этого? Есть, но тут надо надеяться не только на рассудок, сколько на чувстве любви, стремление к добру. “Именно любовь, свободно включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенство человеческой натуры”.

…Философские обобщения Канта основывались на его энциклопедических познаниях. В университете он читал курсы лекций по физике, математике, минералогии, антропологии; одним из первых ввел преподавание физической географии. В науках не только штудировал то, что уже открыто, но ставил и разрабатывал новые проблемы.

Его разум был открыт миру и в то же время погружался в глубины самосознания. Кант сформулировал три главных вопроса философии: Что я могу знать? (метафизика). Что я должен делать? (мораль). На что смею надеяться? (религия). Чуть позже он добавил четвертый: Что такое человек? И уточнил, что первые три сводятся к этому. Метафизику он делил на две части: одна посвящена природе, другая — нравственности. В природе царствует необходимость, в духовном мире человека — свобода, ибо без нее не может быть морали. Кант провозгласил высший принцип нравственности, относящийся ко всем разумным существам вообще, на каких бы планетах они не обитали (“категорический императив”): поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим законом для всех разумных существ. И еще: относись к человеку и человечеству как к цели и никогда не относись как к средству. Каждый должен сделать конечной целью высшее возможное в мире благо. Поэтому мораль есть учение не о том, как прожить благополучно и счастливо, а о том, как быть достойным счастья.

Эта работа вызвала жаркие дискуссии. Некоторые утверждения мыслителя удивляли. Скажем, такое: если ваш добрый поступок доставляет вам радость, он не имеет истинной нравственной ценности. Чувство долга превыше доброты! На что Фридрих Шиллер отозвался с иронией:

Ближним охотно служу, но — увы! — имею к ним склонность. Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?.. Нет другого пути, стараясь питать к ним презренье

И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг.

Действительно, Кант с наивностью великого мыслителя превознес рассудочные программные установки, пригодные более для автоматов, чем для живых существ.

Артур Шопенгауэр (“Основы морали”, 1841) верно отметил: “Кант пренебрег опытом человечества, отраженным во всех языках: добродетельность и разумность — не одно и то же; вполне совместимы неразумность и благородство, рассудочность и порочность.

Представления о человеческом обществе Кант также построил на принципе гармоничного взаимодействия сил взаимопомощи (притяжения) и вражды (вспомним его космологическую гипотезу!).

Противоречия и конфликты заставляют человека “преодолевать природную лень, и, побуждаемый честолюбием, властолюбием или корыстолюбием, он создает себе положение среди своих ближних, которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может и обойтись”.

Совет

Мыслитель, принимая мир таким, каков он есть, предполагал, что даже энергия порочных наклонностей способна быть движущей силой прогресса: “Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества оставались бы навсегда неразвитыми”. В результате такого хитроумного маневра природа вынуждает людей решить величайшую проблему — “достижение всеобщего правого гражданского общества”. Опытом своей жизни Кант опровергал собственные теоретические положения. Он преодолевал “природную лень” не благодаря конфликтам, а из увлеченности познанием; достиг уважения и научных званий благодаря работоспособности и талантам, а не из-за честолюбия, властолюбия или корыстолюбия. Странно, что критик чистого разума, превозносивший значение опыта, не замечал этого противоречия. Тем самым он невольно доказывал свое основополагающее утверждение о невозможности полного познаний объекта (“вещи в себе”), включая самого себя. …Начиная критиковать — сначала чистый разум, затем практический разум и способности суждения, Кант намеревался “подрезать корни материализма, фатализма, атеизма, неверия, свободомыслия, которые могут приносить всеобщий вред, и, наконец, идеализма и скептицизма…”. Но в конце концов ему удалось доказать только тщетность усилий рациональной (научной, философской) мысли, дать единственно верные ответы на фундаментальные загадки бытия: конечности или бесконечности мира, существования или отсутствия Бога, свободы, бессмертия души. Осмысливая вопрос о сущности человека, он свой последний труд “Антропология с прагматической точки зрения” начал так: “Все успехи культуры, которые служат школой для человека, имеют своей целью применять к жизни приобретенные знания и навыки”. Стиль “Антропологии…” легкий, подчас напоминает разговорную речь — с шутками, историческими примерами, а то и анекдотами. Все это заставляет вспомнить “популярную” философию Монтеня и Гельвеция (на которую кстати, Кант ссылается в данной работе). Обычно Кант занимался “философией для специалистов”, но в поздние годы его все более привлекала “философия для всех”. Его заинтересовало приложение теоретических знаний в обыденной жизни. Философия стала для него проявлением не только любви к мудрости, но и к человеку. Мировоззрение Канта было оптимистичным на логически выстроенных основаниях. Божественный разум установил законы природы. Каждый человек не только подчинен им, но и наделен свободой выбора между добром и злом, правдой и ложью, познанием и бездумным прозябанием. Однако вне зависимости от этого выбора общество развивается в определенном направлении — к совершенству. Говоря словами Лейбница (высмеянными Вольтером в повести “Кандид”) — все к лучшему в этом лучшем из миров.

Оглядывая прошлое человечества, Кант убеждался: идет постоянный прогресс техники, благоустроенности, законодательства, морали, знаний, а также социально-политических систем. Следовательно: “Историю человеческого рода в целом можно рассматривать как выполнение тайного плана природы — осуществить… совершенное государственное устройство как единственное состояние, в котором она может развить все задатки, заложенные ею в человечество”.

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость “Иммануил кант”, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ru интереснее и информативнее. Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки. ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Источник: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/filosofy/immanuil_kant/11-1-0-27

Иммануил Кант — краткая биография

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Иммануил Кант – крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник.

Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг.

Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг.

в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг.

Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г.

Обратите внимание

Кант трудился экстраординарным доцентом, после – ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия.

К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики – «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения».

Читайте также:  Одесский юмор - лучшие шутки из одессы

Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений Руссо, Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем.

Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст.

было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г.

Важно

Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола.

Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/immanuil-kant-kratkaya-biografiya/

Биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724 – 1804) — немецкий учёный, профессор, основоположник критицизма и классической философии в Германии. Его работы оказали сильнейшее влияние на развитие этой науки, начиная с XVIII века.

На мировоззрение Канта повлияли работы Вольфа, Баумгартена, Руссо и других учёных. Он отличился и своим подходом к преподаванию: профессор заботился лишь о том, чтобы его слушатели сами научились думать и делать выводы.

Он никогда не предоставлял им готовых результатов своих исследований.

Достижения в сфере науки

Будущий учёный появился на свет 22 апреля 1724 в Кенигсберге в Пруссии. Сейчас на этой территории находится Калининград. В родном городе он провёл всю сознательную жизнь, уезжая оттуда максимум на 120 километров. Иммануил жил в многодетной семье Иоганна Георга Канта, обычного ремесленника.

Его мать, Анна Регина, была дочерью шорника. Она родила девятерых детей, из них выжило только пятеро. Анна умерла, когда её сыну исполнилось 13 лет.

Образование Кант получал в пиетистской школе. Попасть туда мальчику удалось благодаря доктору теологии Францу Шульцу.

Тот заметил таланты маленького Иммануила и помог ему поступить в гимназию «Фридрихс коллегиум». Там открылись его способности к латыни, впоследствии именно на этом языке философ написал четыре диссертации. Примечательно, что талантливый учёный почти не знал английского.

Древнегреческий и французский дались ему хуже, чем латынь.

В 1740 году после окончания школы юноша поступил в университет «Альбертина». Там у него завязались дружеские отношения с Мартином Кнутценом, преподавателем логики и метафизики. Педагог знакомил своего подопечного с современными научными достижениями, вёл с ним беседы о философии.

В 1746 году юноша пишет первую научную работу под названием «Мысли к истинной оценке живых сил». Она была посвящена формуле количества движения.

В 1747 г. финансовое положение в семье Канта резко ухудшается вследствие смерти отца. Студенту приходится идти на работу.

Совет

Он стал репетиторствовать, в числе его учеников были дети из семей пастора, помещика и даже графа. В течение десяти лет философ не мог полноценно заниматься научной деятельностью из-за жизненных трудностей.

Уроки Иммануил давал за пределами родного города, вернулся туда он лишь в 1755 г.

В этом году он защитил диссертацию «Об огне», в течение года юноша написал ещё две работы. Благодаря этому он получил право читать лекции в качестве профессора и доцента.

Самыми значимыми работами раннего Канта являются «Всеобщая естественная история и теория неба» и «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин».

В первом трактате учёный делится собственной космогонической теорией происхождения Солнечной системы. Удивительно, но она остаётся актуальной даже сейчас. Второй труд посвящён различию между противоречиями в сфере логики и реальности.

Военное время

В 1758 г. русские войска пришли в родной город философа. До 1762 года Кенигсберг находился во власти российского правительства, и это пагубно повлияло на творчество Канта. За эти несколько лет он выпустил лишь несколько работ, посвящённых землетрясениям.

Продуктивность учёного стремилась к нулю, тем более он не мог получить желанное место профессора. После окончания оккупации Иммануил выпустил серию работ. Он всегда заявлял, что считает русских главными врагами своего народа.

До 1770 г. философ работал экстраординарным доцентом.

Он получал деньги только от слушателей, не был зачислен в штат. На этой должности Кант оставался до тех пор, пока ему не предложили занять пост ординарного профессора логики и метафизики. Новым местом работы учёного стал Кенигсбергский университет.

Он читал лекции на разные темы, в числе предметов были такие разные науки, как математика и антропология. Примечательно, что прошение на это место педагог подавал ещё в 1756 году, но получил отказ от императрицы Елизаветы.

Именно с 1770 г. принято вести отсчёт начала второго периода в творчестве Канта.

В это время он создал собственную систему и назвал её критической философией. Фундаментальные основы этой теории изложены в следующих работах:

  • «Критика чистого разума» (1781);
  • «Критика практического разума» (1788);
  • «Критика способности суждения» (1790).

Изначально философ интересовался сутью познания, хотел определить область, в которой оно зарождается и развивается. В результате Иммануил пришёл к мысли о том, что все человеческие знания состоят из содержания и формы. Далее он попытался разделить все формы на категории, выделив 12 из них. Они, в свою очередь, были поделены на группы.

В них входили категории количества, качества, отношения и модальности.

Учёный не ограничивался естественнонаучными и философскими трудами. В его биографии есть интересный политологический трактат «К вечному миру». Там Кант описывает основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов. Особое внимание он уделяет культурным и философским аспектам.

В следующих работах Иммануил рассматривает этические вопросы.

Последние годы

Вся жизнь учёного была расписана поминутно. Он придерживался жёсткого режима, был невероятно пунктуальным и педантичным в плане гигиены.

Это помогло ему прожить дольше, чем все его друзья, несмотря на слабое здоровье. В старости за ним ухаживала сестра. Философ никогда не был женат, хотя и не страдал предубеждениями в адрес женского пола.

Более того, несколько раз Кант серьёзно собирался жениться.

В 1796 году Иммануил ушёл с должности профессора по состоянию здоровья. До 1803 г. он продолжал работать, но не читал лекции. Двенадцатого февраля 1804 г. учёный умер. Его похоронили в профессорском склепе Кафедрального собора. Над могилой Канта возведена часовня. В 1924 году вместо неё построили открытый колонный зал, приурочив это событие к 200-летию философа.

Источник: https://stories-of-success.ru/immanuila-kanta

Философы: Иммануил Кант – легенды и факты из жизни

Фото: Познавательно

Иммануил Кант появился на свет 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (теперь российский Калининград). Отец философа был седельщиком и, вместе с матерью, принадлежал к протестантскому движению пиетизма, который требует от каждого человека предельной набожности, точного следования нравственным законами. Иммануил был мальчиком слабым и склонным к болезням.

Это вынудило его позднее разработать распорядок дня, которому он неукоснительно следовал и во многом благодаря которому дожил до почтенного возраста в 79 лет. Путь, по которому он прогуливался каждый день, местные жители называли «философской тропой».

С раннего детства Иммануил продемонстрировал любовь к знанию, и родители, возлагая на него надежды, отправили мальчика учиться в гимназию, которая была популярна в то время.

Обратите внимание

В 1740 году Иммануил начинает учиться на теологическом факультете Кенигсбергского университета. Предполагалось, что он, согласно желанию родителей, станет священником. К несчастью, сперва умирает его мать, а затем и отец.

Иммануил, вынужденный содержать сестер и брата, становится учителем в поселке Юдшен, который стал в наше время Веселовкой.

Именно здесь Иммануил и создает, в период между 1747 и 1755 годами, космогоническую гипотезу, согласно которой Солнечная Система возникла из газового облака.

В 1755 году Иммануил становится доктором наук и получает возможность преподавания в университете, этой работе он посвятит следующие 40 лет. В 46 лет он становится профессором, в списке предметов, которые он преподает – математика, физика и философия.

Отказываясь от приглашений из университетов других городов, Кант остается в Кенигсберге, где и создает свои знаменитые работы.

Такие труды, как «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения», стали новым словом в мировой философии.

Утверждения Канта о том, что Бог и душа остаются вне нашего знания, так как пребывают в недоступности для непосредственного переживания и опыта, возмутили многих теологов и философов того времени. При этом Кант не отрицал возможность осознанной веры в Бога и такие феномены, как душа и воздаяние.

Имея четкий распорядок дня, Кант принимал пищу только один раз в день. За обедом философа всегда присутствовало несколько человек. Жил Иммануил Кант скромно. Собственный дом, который долгое время был его мечтой, он смог приобрести только в 60 лет.

Важно

Похоронен Кант был в так называемом «профессорском склепе». Вскоре после его смерти город захватили французы, и пантеон был превращен ими в конюшню.

В 1880 году во время поисков останков философа пришлось потратить немало времени и сил, и подлинность их до сих пор остается под сомнением.

Еще по теме:

“Я что, все еще жива?!”: предсмертные слова великих

Мистики в реалиях: Сведенборг

Мистики в реалиях: Сведенборг

Прототипом Муми-тролля был Кант

Ватикан считает труды Канта опаснее, чем “Майн Кампф”

Источник: http://www.glavtema.ru/articles/2018-07-16/2243/

Иммануил Кант

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Наверняка эту цитату знают даже те, кто с философией-то и вовсе не знаком. Ведь это не просто красивые слова, а выражение философской системы, которая коренным образом повлияла на мировую мысль.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Иммануила Канта и интересные факты из жизни этого великого человека.

Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпохи Просвещения и эпохи романтизма.

Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

Студенческие годы

Совет

Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».

После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

Российский Кёнигсберг

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.

Портрет Иммануила Канта

В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Обратите внимание

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

Читайте также:  Интересные факты о рыбах

Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии.

Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

Расцвет творчества

В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.

Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.

Критика чистого разума

Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) — этика
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.

Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы.

Личная жизнь Канта

Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.

Важно

Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой».

Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.

Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, – он был любимцем высшего светского общества.

Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог — тогда не хотел.

Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом (о котором Кант мечтал давно) он купил только к 60 годам.

Дом Канта в Кёнигсберге

Ел Иммануил Кант только один раз в день – в обед. Причем это был настоящий ритуал. Он никогда не обедал в одиночестве. Как правило, с ним разделяли трапезу от 5 до 9 человек.

Обед Иммануила Канта

Вообще вся жизнь философа была подчинена строгим правилам и огромному количеству привычек (или странностей), которые он сам называл «максимы».

Кант считал, что именно такой образ жизни позволяет максимально плодотворно трудиться. Как видно из биографии, он был не далек от истины: практически до самой старости он не имел никаких серьезных болезней (при своей-то врожденной хилости).

Последние дни Канта

Совет

Умер философ в 1804 году в возрасте 79 лет. Не все поклонники выдающегося мыслителя хотят признавать этот факт, но существуют неоспоримые свидетельства того, что под конец жизни у Канта проявлялось старческое слабоумие.

Несмотря на это, к нему до самой смерти с огромным почтением относились как представители университетских кругов, так и простые горожане.

Интересные факты из жизни Иммануила Канта

  1. По масштабам своих философских работ Кант стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем.
  2. Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой.
  3. Как мы уже сказали, Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или кофе. Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
  4. Вряд ли этот факт можно подтвердить, но существует история о том, как однажды студенты пригласили целомудренного преподавателя в бордель. После этого, когда у него спрашивали о впечатлениях, он отвечал: «Множество суетных мелких движений».
  5. Неприятный факт. Несмотря на высоконравственный образ мышления и стремление к идеалам во всех сферах бытия, Кант проявлял антисемитизм.
  6. Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом – таков девиз Просвещения».
  7. Кант был достаточно низкого роста – всего 157 см. (для сравнения, Александр Пушкин, который тоже считался низкорослым, имел 166 см. роста).
  8. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, фашисты очень гордились Кантом, называя его истинным арийцем.
  9. Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде».
  10. Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними. В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
  11. Кант был четвертым ребенком в семье, состоящей из 11 детей. Шестеро из них умерли еще в детстве.
  12. Студенты говорили, что во время чтения лекций Иммануил Кант имел привычку фиксировать взгляд на каком-то одном слушателе. Однажды он остановил свой взгляд на юноше, у которого на сюртуке не хватало пуговицы. Это сразу же бросалось в глаза, отчего Кант стал рассеянным и сбивчивым. В конечном счете, он прочитал очень неудачную лекцию.
  13. Недалеко от дома Канта располагалась городская тюрьма. В качестве исправления нравов, заключенных заставляли по несколько часов в день петь духовные песнопения. Это пение так надоело философу, что он написал письмо бургомистру, прося его принять меры «для прекращения скандала» против «громогласного благочестия этих ханжей».
  14. На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
  • Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде (дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца).
  • Меньше спать (постель – гнездо заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).
  • Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.

Теперь вы знаете об Имманиле Канте все, что должен знать любой образованный человек, и даже больше.

Напоследок рекомендуем оставить на своей страничке в соц.сетях память о величайшем философе. Для этого мы подготовили специальное изображение с портретом Канта и его знаменитой цитатой.

Источник: https://multiurok.ru/blog/immanuil-kant-1.html

Иммануил Кант – краткая биография

Кант
Иммануил, знаменитый немецкий философ,
род. 22 апреля 1724 г.; он был сыном шорника.
Первоначальное образование и воспитание
Канта имело строго религиозный характер
в духе царившего тогда пиетизма. В 1740
г.

Кант поступил в кенигсбергский
университет, где он с особенной любовью
занимался философией, физикой и
математикой и лишь впоследствии стал
слушать богословие. По окончании
университета Кант занялся частными
уроками, а в 1755 г., получив докторскую
степень, был назначен приват-доцентом
в своем родном университете.

Лекции его
по математике и географии пользовались
большим успехом, и популярность молодого
ученого быстро росла. Как профессор,
Кант старался побуждать своих слушателей
к самостоятельному мышлению, менее
заботясь о том, чтобы сообщать им готовые
результаты. Вскоре Кант расширил круг
своих лекций и стал читать антропологию,
логику, метафизику.

Ординарную профессуру
он получил в 1770 г. и преподавал до осени
1797 г., когда старческая слабость принудила
его прекратить свою педагогическую
деятельность. До самой смерти своей (12
февраля 1804 г.) Кант ни разу не выезжал
далее окрестностей Кенигсберга, и весь
город знал и уважал его своеобразную
личность.

Это был в высшей степени
правдивый, нравственный и строгий к
себе человек, жизнь которого шла с
пунктуальной правильностью заведенных
часов. Характер Иммануила Канта отразился
и на его стиле, точном и сухом, но полном
благородства и простоты.

Иммануил Кант в молодости

Литературная
деятельность Канта была очень плодовита
и отличалась разносторонностью, но
неоценимое значение для философии имеют
только три главных произведения: «Критика
чистого разума» (1781), «Критика практического
разума» (1788) и «Критика способности
суждения» (1790).

Величайшая заслуга
Иммануила Канта, как философа, заключается
в том, что он предложил глубокомысленное
решение той задачи теории познания,
которая издавна разделяла мыслителей
на приверженцев эмпиризма и
рационализма.

 Кант
задался целью показать односторонность
обеих этих философских школ и выяснить
то взаимодействие опыта и интеллекта,
из которого и состоит все человеческое
знание.

Гносеология Канта

Свою
гносеологию Кант развивает в работе
«Критика чистого разума». Прежде чем
приступить к решению основной проблемы,
прежде чем охарактеризовать наше
познание и определить область, на которую
оно распространяется, Кант задает себе
вопрос о том, как возможно само познание,
каковы его условия и происхождение.

Этого вопроса вся предшествовавшая
философия не касалась и, поскольку она
не была скептической, довольствовалась
простой и ни на чем не основанной
уверенностью, что предметы нами
познаваемы; вот почему Кант и называет
ее догматической, в противоположность
своей, которую он сам характеризует,
как философию критицизма.

Кардинальная
мысль гносеологии Канта заключается в
том, что все наше знание слагается из
двух элементов – содержания, которым
снабжает опыт, иформы, которая
существует в уме до всякого опыта.

Обратите внимание

Все
человеческое познание начинается
опытом, но самый опыт осуществляется
только потому, что находить в нашем разуме
априорные формы, заранее данные условия
всякого познавания; поэтому, прежде
всего надо исследовать эти неэмпирические
условия эмпирического знания
,
и такое исследование Кант
называет трансцендентальным.

О
существовании внешнего мира нам раньше
всего сообщает наша чувственность, и
ощущения указывают на объекты, как на
причины ощущений.

Мир вещей познается
нами интуитивно, путем чувственных
представлений, но эта интуиция возможна
только потому, что материал, приносимый
ощущениями, вставляется в априорные,
независимые от опыта, субъективные
формы человеческого ума; эти формы
интуиции, согласно философии Канта, –
время и пространство.

Все, что мы познаем
посредством ощущений, мы познаем во
времени и пространстве, и только в этой
временно-пространственной оболочке
является пред нами физический мир. Время
и пространство – не идеи, не понятия,
их происхождение не эмпирическое.

По
Канту, они – «чистые интуиции», формирующие
хаос ощущений и обусловливающие
чувственный опыт; они – субъективные
формы ума, но эта субъективность
общечеловеческая, и поэтому вытекающее
из них познание имеет априорный и для
всех обязательный характер. Вот почему
и возможна чистая математика, геометрия
с её пространственным, арифметика с её
временным содержанием.

Формы пространства
и времени приложимы ко всем предметам
возможного опыта, но и только к ним,
только к явлениям, а вещи в себе для нас
скрыты. Если пространство и время –
субъективные формы человеческого ума,
то понятно, что и обусловливаемое ими
познание тоже субъективно-человеческое.

Отсюда, однако, не следует, что объекты
этого знания, явления, представляют
собою одну лишь иллюзию, как учил Беркли:
нам доступна вещь исключительно в форме
явления, но само явление реально, оно –
продукт объекта в себе и познающего
субъекта и стоит посредине между ними.
Надо, впрочем, заметить, что взгляды
Канта на сущность вещи в себе и явления
не совсем выдержаны и неодинаковы в
различных произведениях его. Таким
образом, ощущения, становясь интуициями
или восприятиями явлений, подчиняются
формам времени и пространства.

Но,
согласно философии Канта, познание на
интуициях не останавливается, и вполне
законченный опыт мы получаем тогда,
когда синтезируем интуиции посредством
понятий, этих функций рассудка.

Важно

Если
чувственность воспринимает, то рассудок
мыслит; он связывает интуиции и придает
единство их разнообразию, и подобно
тому, как чувственность имеет свои
априорные формы, так имеет их и рассудок:
эти формы – категории, т.

Читайте также:  Биография полины гагариной

е, самые общие и независимые от опыта
понятия, при помощи которых все остальные,
подчиненные им, понятия соединяются в
суждения. Кант рассматривает суждения
с точки зрения их количества, качества,
отношения и модальности, и показывает,
что категорий существует 12:

Категории
количества: 1) единичность, 2) множество,
3) цельность.

Категории
качества: 4) действительность, 5) отрицание,
6) ограничение.

Категории
отношения: 7) субстанция и принадлежность,
8) причина и следствие, 9) взаимодействие.

Категории
модальности: 10) возможность и невозможность,
11) бытие и небытие, 12) необходимость и
случайность. 

Только
благодаря этим категориям, априорным,
необходимым, всеобъемлющим, возможен
опыт в широком смысле, только благодаря
им есть возможность мыслить предмет и
создавать объективные, для всех
обязательные суждения.

Интуиция, говорит
Кант, констатирует факты, рассудок
обобщает их, выводит законы в виде самых
общих суждений, и вот почему его следует
считать законодателем природы (но только
природы, как совокупности явлений),
вот почему возможно чистое естествознание
(метафизика явлений).

Для
того чтобы из суждений интуиции получить
суждения рассудка, надо первые подвести
под соответственные категории, а это
делается посредством способности
воображения, которая умеет определять,
под какую категорию подходит то или
другое интуитивное восприятие, благодаря
тому, что каждая категория имеет
свою схему
виде звена, однородного как с явлением,
так и с категорией. Этой схемой в философии
Канта считается априорное отношение
времени (наполненное время – схема
действительности, пустое время – схема
отрицания и т. д.), отношение, которое и
указывает, какая категория приложима
к данному предмету. Но хотя категории
по своему происхождению нисколько не
зависят от опыта и даже обусловливают
его, однако употребление их не выходит
за пределы возможного опыта, и они
совершенно неприложимы к вещам в себе.
Эти вещи в себе могут быть только мыслимы,
но не познаны, они для нас – ноумены (объекты
мышления), но не феномены (объекты
восприятия). Этим философия Канта
подписывает смертный приговор метафизике
сверхчувственного.

Тем
не менее, человеческий дух стремится
все-таки к своей заветной цели, к
сверхопытным и безусловным идеям Бога,
свободы, бессмертия. Эти идеи возникают
в нашем уме, благодаря тому, что
разнообразие опыта получает высшее
единство и конечный синтез в разуме.

Совет

Идеи, минуя предметы интуиции,
распространяются на суждения рассудка
и придают им характер абсолютного и
безусловного; так, согласно Канту,
градирует наше познание, начинаясь с
ощущений, переходя к рассудку и
заканчиваясь в разуме.

Но безусловность,
характеризующая идеи, является только
идеалом, только задачей, к решению
которой человек постоянно стремится,
желая найти условие для каждого
обусловленного.

В философии Канта идеи
служат регулятивными принципами, которые
управляют рассудком и ведут его вверх
по бесконечной лестнице все больших и
больших обобщений, ведут к высшим идеям
души, мира и Бога.

И если мы будем
пользоваться этими идеями души, мира и
Бога, не упуская из виду, что мы не знаем
соответствующих им объектов, то они
сослужат нам великую службу в качестве
надежных руководительниц познания.

Если же в объектах этих идей видят
познаваемые реальности, то является
основание для трех мнимых наук,
составляющих, по убеждению Канта, оплот
метафизики, – для рациональной психологии,
космологии и теологии. Разбор этих
псевдонаук показывает, что первая
зиждется на ложной предпосылке, вторая
запутывается в неразрешимых противоречиях,
а третья тщетно пытается рационально
доказать бытие Бога. Итак, идеи позволяют
обсуждать явления, они расширяют пределы
употребления разума, но и они, как все
наше познание, не выходят за границы
опыта, и перед ними, как и перед интуициями
и категориями, вещи в себе не раскрывают
своей непроницаемой тайны.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5439757/

Иммануил Кант, биография, история жизни, творчество

Имя Иммануила Канта знакомо нам по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В первой главе происходит замечательный диалог между Воландом и советским писателем Иванушкой Бездомным, в котором тот предлагает сослать философа на Соловки и очень огорчается, что этого сделать невозможно.

К сожалению, на этом знакомство с творческим наследием Канта заканчивается, и это не удивительно. Тяжело продираться сквозь дебри смыслов кенигсбергского мудреца, но для профессионала это имя означает многое.

Иммануил Кант вывел европейскую мысль из тупика позитивизма и показал новые горизонты осмысления реальности.

Зеленый человечек из Кенигсберга

Одно из преданий гласит, что Кант появился на свет с каким-то странным цветом тела – то ли зеленым, то ли синим. Это произошло 22 апреля 1724 года в прусском Кенигсберге, и никто не верил, что он выживет.

Кстати, философ, охвативший разумом мириады вселенных, так ни разу не выехал за пределы родного города. Кант действительно имел слабое здоровье, и это понудило его подчинить свою жизнь строгому режиму. Кант не стеснялся обсуждать на лекциях свои болячки, приводя их в качестве примеров.

Он никогда не принимал лекарства, решая свои проблемы волевыми внушениями.

Притчей во языцех стала пунктуальность Канта. Строго в одно и то же время он проходил мимо городских лавок, хозяева которых сверяли по нему время. У него ничего не было, кроме таланта к философствованию и железной воли, подчинившей себя этой науке.

Обратите внимание

Отец-ремесленник умер, когда Иммануил учился в Кенигсбергском университете. Чтобы прокормить семью, юноша вынужден прервать обучение и зарабатывать домашним учителем.

Свою диссертацию ему удается защитить лишь в 1755 году, что дает ему право преподавать в университете в должности ординарного профессора.

Прусский король Фридрих проигрывал русским в семилетней войне, поэтому с 1758 по 1762 Кант был подданным царицы Елизаветы. В это веселое время Кант почти ничего не написал.

Сам он взял на постой нескольких русских офицеров, среди которых были довольно интересные собеседники. Возможно, они обсуждали пиротехнику и фортификацию, которую брался преподавать Кант в качестве частного учителя.

Впрочем, он так и не полюбил русских, называя их главными врагами.

Известны, по крайней мере, три попытки философа завести семью. Сам он впоследствии говорил, что когда ему нужна была жена, у него не было средств ее содержать, а когда средства появились, жена была уже не нужна.

Долгое время он жил скромно, обеспечивая себя и семью отца, и вполне спокойно обходился без женской ласки. О личной жизни философа мы почти ничего не знаем.

С официального портрета на нас смотрит гном с большим лбом, маленькими сверлящими глазками и сдержанной улыбкой.

В поисках человека

К середине XVIII века казалось, что мир работает как часы. Декарт, Лейбниц и Ньютон сформулировали основные законы механики, которые применялись к любой сфере бытия.

Ученые не нуждались в Боге, а человека стали рассматривать как одно из звеньев в сложном, но предсказуемом механизме под названием «Вселенная».

Все явления природы были подчинены железному закону причинно-следственных связей, в котором естественным образом отменялась свобода выбора. Иммануил Кант почувствовал приближение катастрофы и сделал все, чтобы ее предотвратить.

Важно

Если человек лишь игрушка в мире, кем-то когда-то созданном, то бессмысленно от него что-либо требовать, а тем более его наказывать, ведь наказание дается в назидание самому преступнику или окружающим людям. Но человек в причинно-следственном мире не может ошибаться, поскольку его поступки детерминированы.

К вопросам этике и религии Кант подходит во второй половине своей жизни. В молодости он занимается генезисом Солнечной системы, выдвигая гипотезу о первоначальной газовой туманности, классифицирует животный мир и задумывается о происхождении человека. Его эссе посвящены землетрясениям, приливам и отливам.

Теория познания

Кант приветствовал развитие науки, но очень быстро понял, что она по-прежнему бессильна объяснить человеку смысл его существования. Философ поставил множество вопросов, которые открыты и по сей день. В своей теории познания он подвергает сомнению догматическое представление о чистом разуме, способном познать истину.

Его капитальный труд «Критика чистого разума» доказывает невозможность познать этот мир, «какой он есть на самом деле». Все, что мы видим, слышим и ощущаем, поступает к нам через наши органы чувств, которые дают нам крайне искаженное представление о «вещи в себе».

То есть, гипотетические существа, получающие информацию, например, через электромагнитные колебания, будут видеть предмет совершенно по-другому.

Опыт и так называемый «чистый разум» соприкасаются и противоборствуют в процессе познания, но арбитром их спора об истине является душа. Кант называет ее инструментом постижения смысла вещей и явлений.

Именно в ней присутствует некая данность, которая направляет наше познание за пределы явлений, данных нам в ощущение.

Душа является хранилищем и преобразователем опыта, помогающего нам понять законы материального мира.

Категорический императив и свобода воли

Итак, если человек механическая игрушка в руках необходимости, значит, все его поступки оправданы, даже самые отвратительные. У нас не возникает желания читать мораль тигру, который сожрал ягненка или даже ребенка.

Мы просто убьем зверя, если сможем, но не из наказания или мести. Мы и в мыслях не имеем обижаться на ураган, разрушивший наши жилища.

Так действует стихия, без злого умысла и сострадания, под воздействием закона всемирного тяготения и круговорота веществ в природе.

Совет

Человека ждет наказание даже за нарушение, вызванное крайней необходимостью, например, чувством голода. Мы не просто осознаем наши поступки, но и имеем свободу выбора. Этим мы отличаемся от животных. Природные законы проявляются в нас в полной мере.

Сорвавшись с дерева, мы падаем на землю с такой же скоростью, как и любой другой предмет. Молния одинаково безжалостна как к папе римскому, так и к черепахе.

Впрочем, выясняя причины знаменитого лиссабонского землетрясения 1755 года, Кант пытается понять, в какой степени оно вызвано безнравственными поступками людей.

Здесь следует сказать о метафизике нравственности, о которой так много писал философ. Само слово «метафизика» имеет греческое происхождение и означает принципы и причины нашего бытия.

Несомненно, не было и не будет такого прибора, который бы измерил нравственность, но она есть путеводитель по свободе, данной человеку вместе с душой.

Высшим проявлением этой свободы является категорический императив, то есть приказ, которое человек дает сам себе. Этим он отличается от мира животных. Этим он противостоит природе.

Знаменитая кантовская фраза о звездном небе над головой и моральным законом внутри человека, выражает суть его размышлений о вселенной, человеке, этике и Боге. Категорический императив Канта гласит:

  • Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
  • Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
  • Принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы.

Иммануилу Канту принадлежат другие известные изречения:

  • Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
  • Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
  • Любовь к жизни — это значит любовь к правде.

Мир после Канта

Этот философ поднял проблемы, которыми и по сей день занимаются ученые. В этике и религиоведении, политологии и эстетике, антропологии и психологии он оставил свой неизгладимый след.

Мир после Канта стал совершенно другим, хотя подавляющее большинство носителей разумной жизни этого не поняли.

Он ввел в обращение философии такие понятия, как совесть, душа и добродетель, которые раньше были уделом лишь нравственного богословия.

Обратите внимание

Стремительная поступь науки и в наше время пытается превратить человека в часть природы, над которой позволительны любые эксперименты. В восемнадцатом веке этому воспрепятствовал Кант.

Его мемориальный комплекс служит главной достопримечательностью современного Калининграда. Туристы со всего мира съезжаются сюда, пополняя бюджет города.

Хочется верить, что они знакомы с наследием великого гуманиста не только по цитатам.

Источник: https://theperson.pro/immanuil-kant/

Ссылка на основную публикацию