Михаил ломоносов – биография, личная жизнь, фото

Краткая биография Ломоносова самое главное для детей

Михаил Васильевич Ломоносов был поэтом, писателем и ученым, поэзии и открытия которые дошли до сегодня. Он прославился во всем мире уровнем своего мозга и знаний. Своими достижениями он покорил весь мир.

Он родился в 1711 года 8 ноября в Архангельской области. С детство он выделялся своим упорством и знаниями. В возрасте 14 лет он научился без ошибок писать. В Российском империи того времени, научиться без ошибок писать было большое достижения, так как некоторые люди в возрасте не умели, так красиво писать как он.

Узнав о том, что его отец хочет поженить его в возрасте 19 лет, Михаил Васильевич Ломоносов решил бежать в Москву. Так как не было ни каких средств для переезда в Москву, он с Архангельской области до Москвы прошел пешком.

Обратите внимание

Поступил он там в академию, где 12-летний курс, он прошел за 5 лет. Знания и его упорство настолько поразили всех, что в академии, он был один из лучших. Его с академии в 1736 году отправляют в Германию учиться.

С тех пор он активно начинает учить множество наук и читает множество произведений, как и древние произведения так и новые. В Германии, он также выделялся своими знаниями и ставил опыты в разных сферах. Он собирал библиотеку и читал множество книг.

В 1741 году, он возвращается на родину из Германии. В 1742 году его назначают адъютантом в Петербургской академии, а за три года он получает степень профессора в области химии.

В 1754 год, за 2 года до смерти, он начинает активно строит проект академии. Данная академия было названа именем Ломоносова. В 1756 году от воспаления легких, ученый погибает. Его хранят в Петербургском кладбище.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Биография Ломоносова по датам

8 (19) ноября 1711 года появился на свет Михаил Васильевич Ломоносов в селении Денисовка, что в Архангельской области. Семья, в которой появился на свет великий ученый жила богато. Основным занятием его отца было рыболовство. Поэтому, что говорится с младых ногтей, выходил Михаил с батюшкой на промысел.

Такие походы в море дали много для общего развития Михаила Васильевича. Он научился ценить красоты русской природы, видеть необычное в обыденном, в том, что мы зачастую не замечаем.

Кроме эстетической составляющей, плавание и рыболовство сформировали основу характера Михаила Ломоносова.

В раннем возрасте Ломоносов научился читать и писать, но в совершенстве владеть грамотой он стал лишь в возрасте четырнадцати лет.

Отец решил, что, когда его наследнику исполнится девятнадцать – он его женит. Михаилу не понравилась подобная перспектива и он, когда ему исполнилось девятнадцать, пешком отправился в Москву получать образование. Этот поступок рассказывает о внутренних качествах Ломоносова, о том, что у Михаила была непреодолимая тяга к знаниям.

В 1731 году Ломоносов добрался-таки до стольного града Москвы и поступил в академию Славяно-греко-латинскую. Время учебы можно охарактеризовать как трудное и бедственное, потому что главная проблема – это голод.

Благодаря железной выдержке и стальной силе воли Михаил Васильевич всего за пять лет освоил двенадцатилетний курс обучения в учебном заведении.

Важно

Наступил 1736 год. Михайло, как нескольких прочих хорошо занимающихся учащихся, отправляют в Германию, чтобы там постигали и совершенствовали познания в технической и естественной областях наук.

Также, там на немецкой стороне, Ломоносов Михаил увлекся изучением иностранных языков и литературы.

Благодаря любви к словесности, он стал формировать собственную библиотечку, почетное место в которой заняли труды античных и современных писателей.

В Германии Михаил Васильевич ведет активную научную работу: читает лекции студентам, пишет научные доклады, проводит опыты, и, конечно же, постигает новые науки.

Параллельно, в связи с увлечением литературой, начинает слагать вирши.

В 1741 году Ломоносов приезжает в Россию.

В 1742 году Михайло становится аспирантом Петербургской академии наук, а спустя всего три года – он уже профессор в области химической науки.

Прошло некоторое время и вот настал 1754 год. Это год знаменательный для российской науки, потому что Михаил Васильевич создал проект Московского университета, который впоследствии станет носить имя того, кто некогда стоял у его истоков.

В научном плане, Ломоносов совершил немало: открыл физический закон сохранения материи, в оптике разработал теорию цвета, создал специальные оптические приборы.

Примерно в это же время Михаил Ломоносов увлекся изучением истории России. В результате он создал труд «Краткий российский летописец с родословием».

Совет

Этот научный труд приобрел широкую популярность среди историков, потому что в разы упростил работу с исторической документацией.

Также эту книгу прочитали многие грамотные люди того времени, да и сейчас ее популярность остается достаточно высокой, но, увы, в узких кругах.

Когда знаменитому соотечественнику исполнилось пятьдесят четыре года, то он заболел пневмонией. Медицина в то время была, к сожалению, не так технологична, как сегодня, и Ломоносов скончался от банального воспаления легких.

Прах великого ученого упокоен на Лазаревском кладбище Петербурга 4 (15) апреля 1765 года.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Бетховен↑ БиографииТвардовский →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/lomonosov

Биография

Подробности Категория: Ученые Опубликовано: 03.06.

2013 06:34 Автор: Биограф Просмотров: 7150

Михаил Васильевич Ломоносов
Родился: 8 [19] ноября 1711
Умер: 4 [15] апреля 1765

Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября (по старому стилю – 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была “злая и завистливая”. О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. “Вратами учености” для него делаются откуда-то добытые им книги: “Грамматика” Смотрицкого, “Арифметика” Магницкого, “Стихотворная Псалтырь” Симеона Полоцкого.

В Москву Ломоносов Михаил Васильевич ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился “в бегах”.

Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре (“Спасские школы”). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней “наукой”.

В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.

За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы.

Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

В июне 1741 (по другим сведениям в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

Обратите внимание

В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в 1746 – о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой и химией, печатает на латинском языке научные трактаты.

В 1748 при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.

В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит “Слово похвальное императрице Елизавете Петровне”, имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы графом И.И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер.

В 1753, при помощи Шувалова, Ломоносову удается получить привилегию на основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет.

В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 Ломоносову было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН.

Основной задачей Географического департамента было составление “Атласа Российского”.

В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств.

В 1764, под влиянием его сочинения “О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном”, снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился.

Важно

Умер 15 апреля (по старому стилю – 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Среди работ Ломоносова – работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла (среди мозаичных портретов его работы – портрет Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м, мозаика “Полтавская баталия”, 1762 – 1764). Среди научных трудов – “Письмо о правилах российского стихотворства” (1739, опубликовано в 1778), “Размышления о причине теплоты и холода” (1744), “Слово о рождении металлов от трясения Земли” (1757), “О слоях земных” (конец 1750-х годов, опубликована в 1763), “Российская грамматика” (1755, опубликована в 1757; первая научная грамматика русского языка), “О происхождении света, новую теорию о цветах представляющее” (1756), “О рождении металлов от трясения земли” (1757), “Предисловие о пользе книг церковных в российском языке” (1758), “Рассуждения о большой точности морского пути” (1759), “Краткий Российский летописец с родословием” (1760, перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно), “Явление Венеры на солнце наблюденное” (1761), “О сохранении и размножении российского народа” (1761, трактат), “Первые основания металлургии или рудных дел” (1763; руководство было выпущена огромным для того времени тиражом – 1225 экземпляров), “О явлениях воздушных от электрической силы происходящих” (1763), “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года” (1 и 2 части, опубликована в 1766). Среди литературного наследия Ломоносова – послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии: “На взятие Хотина” (1739, ода, опубликована в 1751), “Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III” и “Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу” (1741, обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись общей участи – истреблению всего, что относилось ко времени императора Иоанна Антоновича), “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния” (1743, ода), “Утреннее размышление о Божием величестве” (1743, ода), “Тамира и Селим” (1750, трагедия), “Демофонт” (1752, трагедия), “Письмо о пользе стекла” (1753, стихотворение), “Гимн бороде” (1757, сатира), “Петр Великий” (1760, поэма не закончена)

Достижения

– Внес значительный вклад в развитие учений о теплоте, оптике электричестве, метеорологии, геологии, астрономии. Основные достижения касаются физики, химии и астрономии. Западноевропейские ученые смогли повторить успехи Ломоносова в этих областях лишь спустя несколько десятков лет. – Развитие Ломоносовым науки о стекле позволило создать известную сейчас знаменитую русскую мозаику. – Открыл закон сохранения материи. – Сформулировал принципы кинетической теории газов. – Обнаружил электрическое происхождение северных сияний. Разработал теорию цветов. Развил теорию вертикальных атмосферных течений. – Открыл атмосферу Венеры. Создал уникальный на то время отражательный телескоп-рефлектор. – Высказывал предположение, что поверхность Солнца «кипит», а хвосты комет образованы под воздействием солнечной энергии. – Существенно развил русский научный язык, который появился незадолго до Ломоносова. – упорядочил иностранную терминологию, сделал ее более понятной, адаптировал под русский язык. – Выпустил целый ряд стихотворных произведений, а также поэтических переводов. 1739 – Ода на блаженныя памяти Государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года 1747 – Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1746 – Ода на день рождения ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 – Ода на день рождения ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы Всеросийския, 1746 года

Читайте также:  Как выбрать елку

Источник: http://biography.su/uchenye/lomonosov-mikhail-vasilevich

Кто такой Ломоносов Михаил Васильевич: биография и творчество

Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель. Он увлекался поэзией, был историком, художником, заложил начало современного русского литературного языка и содействовал развитию отечественного образования, науки и экономики. В 1748-ом основал первую российскую химлабораторию. По его побуждению в 1755-ом был учрежден Московский университет.

Среди удивительного ломоносовского наследия присутствуют такие открытия и идеи:

• Он подвергал анализу тепло (как форму движения).

• Рассуждал о волновой теории света.

• Внес свою лепту в разработку кинетической теории газов.

• Дал формулировку идеи сохранения материи: «Все природные изменения таковы, что, взятые из одного объекта, каждый из них добавляется к другому. Этот универсальный закон природы охватывает также законы движения – объект, перемещающий иные своим собственным потенциалом, фактически «передает иному объекту силу, которую он теряет».

• В 1748 году Ломоносов создал механическое объяснение гравитации.

• Ломоносов первым зарегистрировал факт о заморозках на Меркурии.

• Он также первым выдвинул гипотезу о существовании атмосферы на Венере (основываясь на наблюдении за транзитом Венеры 1761-го года).

• Показал естественно-органический генезис почвы, торфа, угля, нефти и янтаря (в 1745-ом опубликовал каталог из 3000 минералов).

• В 1760-ом разъяснил формирование айсбергов.

• Будучи географом, Ломоносов со всей серьезностью допустил существование континентального дрейфа, предсказал существование Антарктиды и изобрел морские орудия, что упростило расчет их направлений и расстояний.

• С гордостью восстановил мозаичное древнее искусство.

• Написал более 20 торжественных церемониальных од (в частности «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»).

• В 1755-ом преобразовал русский литературный язык, объединив с народным язык старославянский.

• Приложил идиосинкретическую теорию к своим более поздним стихам – нежным субъектам нужны слова с передними гласными звуками «е», «и», «ю», тогда как вещи, вызывающие страх (например, «гнев», «зависть», «боль» и «печаль») требуют написание слов с гласными звуками «о», «у», «й» – ранняя версия звуковой символики.

Ломоносов разработал атомно-молекулярную концепцию структуры вещества. При преобладании концепции тепловодов он заявлял, что тепло вызвано корпускульным ходом. Ломоносов выразил позицию сохранения материи и движения. Он изъял из химвеществ флогистон и основал физическую химию.

Изучал атмосферное электричество и гравитацию, сформулировал цветовую концепцию. Охарактеризовал структуру Земли, объяснил возникновение почвенных и минеральных сокровищ и издал металлургическое руководство. Подчеркнул немаловажность Северного моря в сибирских разработках.

Придерживаясь деизма, Ломоносов выпускал труды по российской истории, стал колоссальным русским просветителем-поэтом 18 столетия, основателем «силлабо-тонического стихосложения». Писал российские оды партикулярного характера, углубленные филологические труды.

В 1763-м стал членом Академии художеств.

Ломоносов появился на свет в селе Мишанинская (неподалеку от Холмогор и от Белого моря). Этот регион, вдоль северного побережья России, был отделен от остальной части страны обширными лесами и болотами, почти непроходимыми летом, но легко пересекаемыми, покрывающимися льдом зимой.

Жители этого изолированного региона никогда не подвергались татарскому завоеванию и институту крепостного права, которые затронули большую часть остальной России.

Они были в тесном контакте с внешней торговлей и торговцами; их порты в Архангельске и Холмогорах были главными воротами, через которые иностранные товары из Западной Европы достигали России.

В результате большинство выходцев из этого региона, хотя и считались крестьянами, были гораздо независимее и прогрессивнее, чем их коллеги в районах южнее.

Ломоносов был жаден до чтения и письма, он просто «проглатывал» книжки.

Совет

В 1724-ом он раздобыл «Грамматику» Смотрицкого, «Арифметику» Магницкого и «Рифмотворную Псалтирь» Симеона Полоцкого, которую после назвал воротами для своей эрудиции. Он был сыном рыбака. Хотя мальчик и сопровождал отца на рыбацких экскурсиях и в торговых экспедициях, он не был счастлив дома.

Его мама умерла, когда он был еще очень молод, отец его дважды женился – его вторая жена тоже умерла рано. Мачеха считала Ломоносова ленивым из–за его постоянного чтения, и позже он говорил, что он «был просто обязан читать и учиться», пока это возможно, в укромных и пустынных местах, при этом мерзнуть и голодать. Поэтому, когда ему исполнилось девятнадцать лет, он решил поехать в столицу для получения дальнейшего образования.

Ломоносов старался попасть в Холмогорскую школу, но, будучи рыбацким сыном, получил отказ. В Москве он решил не раскрывать свое бедное происхождение, чтобы снова не получить «от ворот поворот». После пешего трехмесячного путешествия (в 1730-м) был зачислен в славяно-греко-латинскую академию.

В 1735-м изучил предпоследний курс «философии». В 1734-ом он прослушивал лекции в Киево-Могилянской академии и изучал украинские язык и культуру. При освоении латинского и греческого языка был очарован роскошью античности и европейской культуры.

Из Киева его отправили в Санкт-Петербург – учиться в Академии наук.

После ее окончания молодого ученого зачислили на учебу в Саксонию. Там он изучал минералогию и химию, где обзавелся обширным багажом знаний по физике и химии, изучал также немецкий, итальянский, французский и английский языки.

За рубежом Ломоносов трудился по стезе российской поэзии и основал гармоничную концепцию российского стихотворства, представленную им в «Письме о правилах российского стихотворства» (используется и теперь).

Он решил создать все условия, дабы основать новую российскую культуру, науку, литературу и литературный язык. В 1742-ом (по возвращении в Россию) его назначили младшим научным сотрудником АН по физике, а в 1745-ом он получил профессорскую должность (как физик).

Академия эта пользовалась огромным уважением в Европе. Сейчас она сотрудничает преимущественно с иностранными учеными.

Ломоносов во время его немецкого образования особо интересовался минералогией. Он заметил природные группы некоторых рудных минералов и отметил, что иные минералы обычно указывают на присутствие других руд.

Это явление теперь называется «парагенезис» – общий генезис родственных минералов. В его статье «Рассуждение о твердости и жидкости тел» описываются геометрические расположения упаковочных сфер (атомов) в кристаллической решетке.

Он отметил постоянство хрустальных межфазных углов.

6 июня 1740-го года он сочетался узами брака с Элизабет Зильх, дочерью бывшего городского советника Марбурга. Брак держался в секрете несколько лет (из-за опасения, что власти не одобрят иностранный брак). Потом он смог связаться с АН в Санкт-Петербурге и 8 июня 1771-го года получил официальный отзыв в столицу. С супругой в северной столице он смог воссоединиться лишь летом 1744-го года.

Обратите внимание

В Германии он смог завершить несколько диссертаций по научным предметам и начать сочинять оды, которые позже принесли ему известность как поэту. Высокое признание его способностей, подтвержденное благоприятными сообщениями от Вольфа, Дуйзинга и даже Хенкеля, произвело глубокое впечатление на Академию.

Зарплата Ломоносова составляла 360 рублей в год, достаточная сумма в то время, но, к сожалению, у Академии не было средств для ее выплаты. Поэтому ему была предоставлена привилегия покупать книги в книжном магазине АН за номинальную сумму, а затем продавать их за любую, желаемую им стоимость.

Разругавшись с одним из своих мастеров, химиком Иоганном Хенкелем и потерпев много других неудач, Ломоносов вернулся (в июле 1741-го года) в Санкт–Петербург.

Академия, которой руководили иностранцы и некомпетентные дворяне, не давала молодому ученому возможности заниматься чем-то определенным, такая несправедливость оскорбляла его.

Жесткий нрав и великий потенциал Ломоносова иногда приводили его к нарушению правил приличия. Так, в мае 1743-го его арестовали.

Две оды, посланные императрице Елизавете, поспособствовали освобождению ученого в январе 1744-го, а также приобретению поэтического престижа в АН.

Дела в АН на том период были в чрезвычайно запутанном состоянии. Академией руководил Шумахер и очень деспотично вел себя с сотрудниками.

Россией тогда управлял Бирон, некомпетентный фаворит императрицы Анны (когда она умерла, трон был взят Елизаветой II, дочерью Петра Великого, и Бирон лишился власти).

Важно

Враги Шумахера (а у него их было много) открыто выказали ему свое недовольство и, наконец, добились его ареста.

Ломоносов сочувствовал противникам Шумахера, поскольку, будучи патриотом, он чувствовал, что немецкая партия получила слишком большую власть в Академии. Он считал, что сам Шумахер несет ответственность за многие из возникших трудностей.

Его собственное положение тоже было шатким, поскольку он сам часто ссорился с сотрудниками АН, что иногда приводило к физическому насилию. В результате его поместили под домашний арест и освободили лишь после публичных извинений.

Шумахера вскоре освободили от обвинений и вернули ему прежнюю власть.

Но между двумя мужами существовали постоянные разногласия, их борьба за лидерство сильно мешала научным изысканиям.

Его первая настоящая русская грамматика – «Российская грамматика»,«Риторика» – это курс общей литературной теории, трактат «О пользе книг церковных в российском языке» – дебют русской стилистики.

Ломоносов настаивал на учреждении русского университета европейской направленности, общедоступного для всех социальных слоев. В 1755-ом (по его проекту) был основан Московский государственный университет.

Сейчас это учебное заведение – одно из престижнейших университетов России (и носит имя Ломоносова).

Он проделал колоссальный труд для формирования российской науки, что породило массу выдающихся российских ученых и профессоров.

Совет

Последние годы жизни Ломоносова были сложными. У него имелись долги с завода в Усть-Рудицком и почти беспрестанно беспокоило плохое здоровье. Ссоры с коллегами становились все более горькими.

В момент очередного приступа болезни он впал в пессимизм, произнеся: «Я вижу, что должен умереть, и я смотрю на смерть мирно и равнодушно.

Сожалею лишь о том, что не смог довести до конца все, что предпринял на благо своей страны, для увеличения обучения и для большей славы Академии, и сейчас понимаю, что все мои добрые намерения исчезнут со мной».

Несмотря на почести, он продолжал трудиться и вести простую жизнь, окруженный своей семьей и несколькими друзьями. Его престиж был высоким в России, его научные труды и его значение для Академии были известны за границей. Ученые-современники прекрасно относились к Ломоносову. Он стал почетным членом Шведской (в 1760-ом) и Болонской (в 1764-ом году) Академий наук.

Весной 1765-го Ломоносов сильно простудился – заболел пневмонией и умер. Был похоронен в Александро-Невской лавре (на Лазаревском кладбище, Санкт-Петербург).

По распоряжению императрицы Екатерины Великий ученого-патриота похоронили с большими почестями, но она конфисковала все заметки, в которых были изложены великие гуманитарные идеи, им разработанные.

Публикации его произведений подвергались цензуре как материал, представляющий угрозу для системы крепостного права, особенно в аспектах, касавшихся финансовых и гуманистических идей.

Читайте также:  Простые лайфхаки для дома

Предпринимались попытки рассматривать его как придворного поэта и последователя монархии и религии, а не как врага суеверия и основоположника популяризации образования.

Обратите внимание

В 1948-ом Ораниенбаум, город на окраине Санкт-Петербурга, переименовали в Ломоносов. Его именем названы Чернышевские мост, а также Чернышевские площадь и переулок.

Станция метро «Ломоносовская» и некоторые промпредприятия (Ломоносовский фарфоровый завод в том числе) были тоже названы в честь замечательного ученого.

В 1949-ом (в здании Кунсткамеры) распахнул свои двери Ломоносовский музей, где ученый трудился с 1741-го года.

В 1892-ом году на площади Ломоносова был установлен бюст Ломоносова, а в 1986-ом его статуя была возведена на Университетской набережной.

Источник: https://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-kto-takoy-lomonosov-mihail-vasilevich-biografiya-i-tvorchestvo-296293.html

Родители Ломоносова

Василий Дорофеевич Ломоносов был зажиточным крестьянином, занимался морским и речным рыболовным промыслом, имел мореходное судно. Гукор «Святой Архангел Михаил», получивший за отличные мореходные качества домашнее прозвище «Чайка».

Домашнее хозяйство его отличалось образцовою полнотою; её завершал пруд, в котором помещались садки для живой рыбы и летом плавали домашние утки и гуси.

Но при всей зажиточности отца Михаил Васильевич видел серенькую деревенскую обстановку, потому что внешнее благосостояние в то время не имело тесного соотношения с утончёнными взглядами на жизнь; и богатый, и бедный крестьянин держались одних порядков и одних обычаев и одинаковых взаимных отношений, вращались почти в одном и том же круге умственного развития. Василию Дорофеевичу могло быть приблизительно лет 30-40, когда родился у него сын Михаил. Так как в семье Василия Ломоносова этот сын был единственным и от первой жены, то это обстоятельство позволяет предполагать рождение Михаила Васильевича в самую цветущую пору благосостояния его отца, которое значительно изменилось с наступлением отрочества Михаила Васильевича, отмеченного в самом начале смертью его родной и горячо любимой матери. Эти лучшие годы детского возраста отца русской литературы, без сомнения, очень глубоко повлияли на его гений. Ближайшим воспитателем этого гения была родная мать Михаила Васильевича, умершая, к сожалению, в расцвете зрелых лет. Когда она вступила с Ломоносовым в супружеский союз, точных данных нет; но из сопоставления времени рождения Михайло Ломоносова с временем второй женитьбы его отца, имея в виду, что у Василия Ломоносова был только один сын и две дочери от первой жены, из коих одна вышла замуж в 1719 году и едва ли позднее, можно придти к тому решительному заключению, что брак их был около 25-летнего возраста Василия Дорофеевича, ничуть же не позднее, если помнить, что в крестьянстве наибольшее количество браков за прежнее время падало на переходное время к зрелости мужчины и что Михаил Васильевич вступил под строгое влияние мачехи в 1723 году, будучи 12-летним отроком.

Родная мать Михаила Васильевича Ломоносова

Сивкова Елена Ивановнадо замужества была дочерью псаломщика какой-то Матигорской церкви Холмогорского округа, а этих церквей две, и они отстоят от Курострова к западу в 5 верстах. Как дочь церковнослужителя, она знала в доступной мере грамоту и высоко ценила её.

Сверх того, как ни убого было в прежнее время умственное развитие самих церковных дьячков, однако они, в сравнении с крестьянами, были наилучше выработанными людьми, понимали значение благородства, и потому могли в своих семьях выводить добрых, нравственных и даровитых людей со зрелыми и верными взглядами на жизнь или по крайней мере с достаточною подготовкою к разумному восприятию всего лучшего и полезного. Без сомнения, такие добрые начала существовали и в душе родительницы Михаила Васильевича, ибо она развила в сыне своём любовь и усердие к молитве и рвение к полезным знаниям, начиная с грамоты, она дала ему первое ознакомление с буквами, цифирью и складами, она же затем настояла отдать своё детище для полного научения грамоте уже под руководством церковного дьячка, она с плотью и кровью сообщила ему задатки живейших внутренних стремлений, в которых, к сожалению, могла дать очень слабый след по причине скудного развития своих умственных сил, она могла рассказами и песнями породить в сыне своём глубокую любознательность и, может быть, такие вопросы, уяснение которых составило великую научную славу Ломоносова. Влияние этой истинной матери тем более неотразимо действовало на душу Михаила Васильевича, что он был единственным её сыном. Здесь вся её материнская любовь, весь материнский воспитательный труд, руководимый любовью, сосредотачивались на одном лице, да кстати, и отец, естественно, любил исчадие любимой супруги, также сосредотачивая на нём свои ласковые воспитательные заботы, направляя сына своего ко всему наилучшему.

К чести Василия Дорофеевича надобно пояснить, что он обладал весьма хорошими качествами души, был обходителен с домашними, любил жену и сына и, несмотря на незнание грамоты, был многосведущим человеком, почётным и уважаемым лицом в своём обществе.

Нельзя думать, чтобы человек, ещё в начинающемся периоде зрелости будучи примерным домохозяином, лучшим землевладельцем, бойким торгово-мореходным промышленником, распорядителем морского судна, не был многосторонне развитым лицом. Естественно, и дети такого отца наиболее развиты в сравнении с детьми заурядных крестьян.

Михайло Васильевич Ломоносов имел именно такого родителя, и потому от него приобрёл себе живой, бойкий рассудок, глубокую умственную проницательность, умение самостоятельно соображать и склонность к удивительному трудолюбию.

Когда же к этим качествам присоединим мы качества, сообщённые от его матери, и допустим существование личных индивидуальных особенностей в широкой натуре Михаила Васильевича Ломоносова, то из такой комбинации получится пример редкого в крестьянской среде условия к умственному и многостороннему развитию человека ещё с первых дней его сознательного бытия. Столь благополучное слияние наилучших стимулов развития могло бы и не гениальному уму сообщить большой простор, но для гения — это земля, на которой приносит он плод всегда сторицею.

Родословная Ломоносова из статьи Модзалевского Б.Л. «Род и потомство Ломоносова»

Источник: http://museum.lomic.ru/rod/roditeli-lomonosova-mv.html

Михаил Ломоносов

Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: “Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?” “Нет, – отвечал Ломоносов, – это глупость туда заглядывает”.

“С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нём пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен…” А.С.

Пушкин

Школьные учебники обычно объясняют удивительную судьбу Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) тем, что талантливый “выходец из низов” изо всех сил тянулся к знаниям.

Достаточно ли одной любознательности, чтобы в крепостной России крестьянин (хоть и не крепостной) мог совершить такую невероятную карьеру? Многим кажется, что здесь что-то нечисто – и, вероятно, поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что Михайло Ломоносов был…

Важно

внебрачным сыном царя Петра Первого. Действительно, Пётр Первый неоднократно бывал в Архангельске, где работал как простой плотник на Баженовской верфи, а находилась эта верфь рядом с Куростровом, где родился будущий великий учёный.

Сознание невольно связывает имена царя и крестьянина, потому что тогда, казалось бы, легче объяснить загадки биографии Михаила Васильевича.

Сын простого рыбака из захудалой деревни на дальней северной окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе.

За всю историю России ни один крестьянин не смог повторить судьбу М. Ломоносова. Даже составитель первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий – тоже крестьянский сын. Даже И.П.

Кулибин – уникум-самоучка, обласканный Екатериной и ставший главным механиком империи.

Нет, случай Ломоносова – уникальный.

Первая загадка касается отца будущего учёного. Василий Ломоносов рано осиротел и жил на подворье у своего дяди. В описи 1710 года он отмечен бедным 30-летним холостяком; в том же году он женился на дочери просвирни Елене Ивановне Сивковой. В ноябре 1711 года у них родился сын Михаил.

Удивляет, что по описи 1722 года, через десять лет, Василий превратился в богатейшего человека Архангельского края: у него появилась большая усадьба, рыбные промыслы, пруд для рыбы, самый крупный в Архангельске двухмачтовый корабль на 90 тонн.

Судно стоило тогда 500 рублей, деньги огромные! Как он сумел заработать такое богатство? Неужели и впрямь “кровавым потом”, как писал об этом позже Михайло Ломоносов?

Совет

Отношения отца с сыном трудно назвать идиллическими. Мать Михаила умерла, когда ему было 9 лет. Василий после этого ещё дважды женился, но сыновей у него больше не было.

Тем не менее относился он к единственному сыну очень сурово, часто бил его – и Михаил отвечал отцу сходными чувствами.

Не является ли это косвенным свидетельством в пользу того, что Василий не был родным отцом гения? Через много лет М. Ломоносов написал о себе:

Меня оставил мой отец,

И мать ещё в младенчестве…

Странные слова! Ведь в действительности сын сам бросил отца и семью и в декабре 1730 года с обозом ушёл в Москву. Ушёл единственный наследник богатейшего промышленника Архангельска! Почему произошёл разрыв с отцом? Только ли из-за “злой мачехи”?.. Ведь они никогда более не виделись, разрыв оказался на всю жизнь.

Сын прозябал в Москве на три копейки в день, а отец, жертвуя огромные по тем временам деньги на строительство храма и замаливая какие-то неведомые грехи, не послал ему ни гроша. Михаил, “сшибая рубли” у заезжих архангельских мужиков в Москве, у отца не попросил ни копейки.

Можно сказать, что характеры у обоих оказались железными, но откуда такая взаимная неприязнь?

С другой стороны, Михаил Ломоносов буквально боготворил Петра I. Можно сказать, “как отца родного”. Посвящал ему оды, мозаичные картины… А однажды и вовсе сказал: “Ежели человека, Богу подобного по нашему понятию найти надобно, кроме Петра Великого – не обретаю!”

Так, может быть, справедлива молва? Столько загадок, совпадений…

Увы, непредвзятое обращение к фактам охлаждает пыл сторонников версии о “Михаиле Петровиче Ломоносове”.

Обратите внимание

Действительно, государь был в Архангельске трижды: в 1693, 1694 и 1702 годах. Новый 1711 год встретил царь в Петербурге, а 17 января он выехал в Москву, где и пробыл до своей свадьбы с Екатериной 16 марта 1711 года.

В то же время мать Ломоносова – Елену Ивановну, выдали замуж в конце 1710 года, притом совсем юной девушкой. Так что времени для “посторонних контактов”, да ещё с самим царём, у неё просто не было.

Это, впрочем, не доказывает, что именно Василий был родным отцом Михайлы.

Но вот существует ещё один факт, не ставящий прямо точку в вопросе о “метрике” великого учёного, но заставляющий о многом задуматься. В 1741 году, возвращаясь из Германии в Россию после учёбы, Михаил Ломоносов увидел на корабле страшный и провидческий сон.

Ему приснился его отец (?!), Василий Ломоносов, погибающий на безвестном острове после кораблекрушения. Отец просил сына похоронить его по-христиански. Едва пристали к берегу, Михаил Васильевич сообщил в Архангельск совершенно точное место, где следует искать пропавшего без вести отца.

Поморы поплыли на остров, действительно нашли тело Василия Ломоносова и похоронили его.

Но даже если отцовство Ломоносова – загадка мнимая, то всё равно в его биографии многовато жирных вопросов.

Вот, скажем, обучение Михайлы. Указ Святейшего Синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещал принимать крестьянских детей в Московскую Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию. Михайло был в неё принят вопреки этому запрету в январе 1731 года.

Читайте также:  Что такое окно овертона - теория разрушения и ее примеры

Правда, он солгал и назвался дворянским сыном, но в руководстве академии тоже не простаки сидели, они быстро всё проверили и, конечно же, выявили ужасный по тем временам обман.

Важно

Казалось бы, Ломоносова должны были с позором и поношением изгнать из академии! Ан нет, его зачисляют учеником с жалованьем (а по современным понятиям – со стипендией) 10 рублей в год.

Вопрос: почему же Михайлу не выгнали, когда обман раскрылся? Ведь со Святейшим Синодом во все времена шутки были плохи, по влиятельности эта организация ничуть не уступала ГПУ или КГБ нашей эпохи!

А дальше – ещё удивительнее: “мужика” Михайлу отправляют из Москвы в Петербург, где в марте 1736 года Кабинет министров России (!) утверждает его кандидатуру вместе с двумя дворянскими детьми в длительную командировку за границу: Англию, Голландию и Францию – “для смотрения славнейших химических лабораторий”.

На дорогу М. Ломоносов получает 300 рублей, а на ежегодное проживание казна отпускает ему по 400 рублей: деньги по тем временам просто огромные. Конечно, талантлив был Михайло Васильевич, но сколько талантов безвестно сгинули в России, подобно бессмертному лесковскому Левше… Почему так везло крестьянскому сыну, кто его продвигал и за что?

В крепостной стране, где происхождение и знатность веками определяли стиль поведения, а крестьяне вообще не имели никаких прав, крестьянский сын выделяется необыкновенно смелым, если не сказать дерзким, поведением.

В декабре 1739 года учитель Ломоносова в Германии, во Фрейберге, горный советник Генкель рапортовал в Российскую академию о дерзости своего ученика: “Поручил я Ломоносову работу, какую обыкновенно и сам исполнял (растирать в ступке соли ртути. – А.П.

), но он мне дважды наотрез ответил: “Не хочу!” Далее он страшно шумел, колотил изо всей силы в стену, кричал из окна, ругался…” И всё сошло буйному студенту.

Генкель, следуя указаниям Петербургской академии наук, резко сократил расходы на содержание русских студентов и оповестил всех в городе, чтобы им ничего не давали в долг.

Это сильнейшим образом обозлило Михайлу, тем более что в Марбурге дочка его квартирной хозяйки – вдовы Цильх – Елизавета Христина родила Михайле дочь, которой он не мог теперь оказать материальной помощи. Да и на винцо, которое Ломоносов всегда жаловал, не хватало.

Совет

Вместе с недовольством приземлённой учёбой у Генкеля всё это толкнуло его на следующую дерзость: он самовольно покидает Фрейберг с единственным желанием вернуться в Россию.

Попытка встретиться с российским консулом оказалась неудачной, и Ломоносову ничего не оставалось делать, как возвратиться в дом вдовы Цильх. Было поставлено и условие – брак с её дочерью. Венчание с Елизаветой (он прожил потом с ней всю жизнь) в церкви реформатской общины Марбурга Михаил счёл за вынужденную шалость, скрыл по приезде в Петербург и не любил вспоминать впоследствии.

Очередная ломоносовская загадка – как после всех этих “предерзостей” встретил его всесильный тогда правитель Академической канцелярии И.Д. Шумахер.

Весьма посредственный учёный, но примерный интриган (из-за его интриг впоследствии покинули Петербургскую академию великий математик Эйлер и астроном Делиль) – будущий злейший враг М.В.

Ломоносова, Шумахер по непонятной причине весьма милостиво принял набедокурившего русского студента и зачислил в штат академии.

Может быть, в обмен на прощение грешков он рассчитывал залучить Михайлу в круг своих безусловных сторонников? В таком случае Шумахер жестоко просчитался. Ломоносов недолго благодарно помалкивал.

Вскоре на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, и одновременно в академических низах поднялась буча против самоуправства Шумахера. На немецкого профессора подали жалобу, расследованием по которой стала заниматься специальная комиссия.

И Ломоносов, по своему обыкновению, открыто и неукротимо возглавил “антишумахерство”.

Обратите внимание

В частности, в апреле 1743 года Михайло Васильевич устроил свой знаменитый пьяный скандал в стенах академии. В отчёте записано “…поносил профессоров отборной руганью, называл их ворами и такими словами, что и писать стыдно, и делал против них руками знаки самым подлым и бесстыдным образом…”

Возможно, и за дело ругался бывший помор, довели его до отчаяния засевшие в русской академии бездарные и вороватые немцы, считавшие русского учёного “диким туземцем”. Но оскорбление было публичное и невиданно громкое, за это полагались тюрьма и каторга, а поплатился М. Ломоносов… лишь коротким домашним заключением и небольшим вычетом из жалованья.

А ведь врагов у него было много – и вполне возможно было использовать дебош в академии против учёного. Достаточно вспомнить ужасные своей несправедливостью отзывы о Ломоносове во время его похорон в апреле 1765 года.

В лице знаменитого в то время поэта А.

Сумарокова проявилась “творческая интеллигенция”: “Угомонился дурак и не будет более шуметь!” Наследник престола и будущий император Павел отразил мнение царского двора: “Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал…”

Очень немногие современники были в силах оценить “странный гений” М.В. Ломоносова. Пожалуй, глубже всего об этом феномене спустя век сказал поэт Н.А. Некрасов : “Как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик”.

Его явление похоже на некий стихийный резонанс из народных глубин на зычную трубу Царя-преобразователя.

Ломоносова и Петра I сближает не кровное, а “разумное” родство: та же неистовая, романтическая любознательность, жажда объять мыслью все науки и искусства, тот же действенный, беспокойный и несусальный патриотизм.

Вопреки тому, что до сих пор пишут в наших школьных учебниках, – не открывал М.В. Ломоносов закон сохранения материи (помните знаменитые заковыристые словечки “сколько чего убудет” и т.д.).

Важно

Это сделали до него, он лишь переформулировал закон своими словами и успешно применял его в исследованиях. И вообще Ломоносов не сделал ни одного мирового научного открытия: в науке он был поэт и государственный деятель.

Но для России при этом он значил больше, чем Ньютон или Эйнштейн.

Загадки Михайлы Васильевича остаются без отгадок. Примеряя по себе, мы хотим увидеть за ними банальную протекцию, чью-то “волосатую руку”. Но гении на то и гении, что в их судьбу вмешиваются силы, не подвластные нашему уму. И словно специально для размышлений потомков оставляют в их биографиях широкие поля.

Источник: http://facecollection.ru/people/mihail-lomonosov

Михаил Ломоносов

История исследования космоса > Великие астрономы > Михаил Ломоносов

Биография Михаила Ломоносова (1711-1765 гг.)

Краткая биография:

Имя: Михаил Ломоносов

Дата рождения: 8 ноября 1711 г.

Дата смерти: 4 апреля 1765 г.

Образование: Санкт-Петербургский государственный университет, Марбургский университет и Славяно-греко-латинская академия

Место рождения: деревня Мишанинская (ныне — село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство

Место смерти: Санкт-Петербург

Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый и естествоиспытатель: биография, фото, факты из жизни, астрофизические исследования, полярное сияние, хвосты комет.

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый и энциклопедист, за 54 года своей жизни (1711-1765) сумел вывести многие области отечественной науки, включая и астрономию, на новый более высокий уровень. Его деятельность высоко ценили современники, и она по достоинству была оценена потомками.

Эйлер считал его научные мемуары превосходными. Таким же эпитетом награждали и его стихи, пока не появились стихотворения Пушкина.

Он высоко оценил вклад Ломоносова в науку, считая его таким же самобытным сподвижником просвещения, как Петр I, Екатерина II.

А его знаменитая фраза, что Ломоносов не только создал университет, но и был сам первым российским университетом, наиболее точно определила роль ученого в развитии российской науки.

Местом рождения Ломоносова было село Денисовка, расположенное в Холмогорском уезде Архангельской губернии. Отец его, хотя и был зажиточным крестьянином, не имел никакого образования. Зато мать, будучи дочерью дьякона, умела читать, и хотя умерла довольно рано, успела научить читать и сына.

Книги, написанные поморами-старообрядцами, были первыми прочитанными им книгами, за которыми последовала «Стихотворная Псалтырь» (автор Симеон Полоцкий), «Грамматика» (автор Смотрицкий), «Арифметика» (автор Магницкий).

Они и породили жажду знаний, которая проснулась в этом любознательном юноше. Михаила потянуло к знаниям, и он с разрешения отца отправился за ними в Москву.

Совет

Поступив Московскую славяно-греко-латинскую академию в 1731 году, двадцатилетний юноша изучает различные науки, которые там преподаются, включая и латинский язык.

Годы обучения были тяжелыми, на пути молодого человека встречались и трудности, и лишения.

В 1736 году Ломоносов попадает в число двенадцати самых способных учеников, которых пригласила для дальнейшего обучения Академия наук Германии. Обучение длилось пять лет, которые позволили усердному студенту изучить физику и химию, математику и горное дело. Повлияла эта поездка и на жизненные взгляды Ломоносова, заставив его интересоваться также вопросами государственного права.

В Россию Михаил Васильевич возвращается уже в 30-ти летнем возрасте в 1741 году и получает назначение на должность адъюнкта химии в академии, что соответствовало уровню стажера, помощника профессора. Четыре года спустя ему разрешили чтение на русском языке публичных лекций. К этому времени молодому ученому удалось написать и даже издать несколько трудов по химии и физике.

Спустя некоторое время Ломоносову удалось приобрести достаточно большое влияние и в академии, и при царском дворе.

Он использовал его для убеждения правительства в необходимости открытия университета в России, и в 1755 году открылся Московский университет.

Ломоносов считал, что способности к обучению имеют и дети бедняков, и стремился доказать, что они должны учится вместе со студентами из высших сословий.

Одним из направлений деятельности Ломоносова была астрономия, и он внес в ее развитие очень большой вклад. Он был первопроходцем астрофизических исследований космического пространства, правильно объяснив, например, электрическую природу полярного сияния.

Обратите внимание

Им также была сделана попытка объяснить атмосферным электричеством происхождение хвостов комет. Его гипотеза имеет некоторые сходные черты с современными теориями, описывающими образование/свечение частей кометных хвостов под воздействием газово-плазменной кометной головы при участии потоков солнечного ветра.

Занимался Ломоносов и изучением физической природы Солнца. Ученые того времени считали оболочку этого небесного светила твердокаменной, хотя и очень раскаленной. Михаил Васильевич же высказал предположение о его расплавленной поверхности.

Интересовало ученого и строение Земли. Он считал, что при внимательном изучении ее недр можно открыть новые методы поиска полезных ископаемых. Ломоносов также уделял много внимания вопросам эволюции Земли, Солнечной системы, Вселенной в целом.

Известным и важным достижением Ломоносова было открытие атмосферы у Венеры, которое произошло 24 июня 1761 года при прохождении планеты по солнечному диску. За этим явлением следило большое число астрономов из разных стран. Ожидая момента контакта дисков Солнца и Венеры, ученые надеялись уточнить расстояние от Земли до Солнца.

Когда диск Венеры оказался на фоне солнечного диска, Ломоносов обратил внимание на небольшую дымку на крае последнего. А при приближении планеты к другому краю солнечного диска, на нем стала видна выпуклость, исчезнувшая через некоторое время.  Край диска Солнца при этом некоторое время казался срезанным.

Эти явления заметили многие астрономы, но только Ломоносову удалось правильно объяснить их наличием атмосферы у Венеры. Это открытие признал весь научный мир, и ученые задумались о возможности жизни на других планетах.

Кроме наблюдений и расчетов Ломоносов занимался и созданием приборов, позволяющих проводить астрономические наблюдения. Два года он работал над созданием телескопа, и в 1762 году ему удалось изобрести однозеркальную схему рефлектора, имеющую расположенное под углом 4° зеркало.

Михаил Васильевич чувствовал, что множество загадок, которое таит в себе космос, будет разгадывать не одно поколение потомков. Но он понимал, что бесконечную вселенную вряд ли удастся понять до конца даже самому гениальному из людей.

(2

Источник: https://v-kosmose.com/velikie-astronomyi/mihail-lomonosov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector