8 признаков воспитанности от чехова

8 признаков воспитанности от Чехова

Качества воспитанного человека – это не просто мысли гениального писателя. Ведь Антон Павлович Чехов – один из самых известных драматургов в мире.

А будучи чрезвычайно одаренным человеком, он умел еще и тонко видеть душу. Как непревзойденный художник слова он был не менее гениальным психологом, с ювелирной точностью подмечая те или иные свойства, присущие каждому человеку. Чтобы это понять, следует просто прочесть любой из его рассказов.

Если вы понимаете важность развития личности, тогда наверняка с удовольствием ознакомитесь с кратким перечнем советов, которые великий драматург давал своему брату.

Все интересные факты про Антона Чехова можно прочитать в отдельной статье. Сейчас же предлагаем вам 8 признаков воспитанности от Чехова.

Обратите внимание

Мы приводим не все послание целиком, а основные выдержки из письма Антона Чехова своему старшему (на два года) брату – Николаю Чехову. Тот, будучи художником, имел много вредных привычек, которые мешали ему нормально жить и работать.

Таким образом, в марте 1886 года было написано письмо брату, в котором Антон Павлович выделил признаки воспитанного человека. Это весьма любопытный текст, который на протяжении всего 20 века переделывался, сокращался и видоизменялся но, так или иначе, внушался молодому поколению советских людей, как идеал воспитанности.

Признаки воспитанного человека

Вначале Антон Павлович пишет о разных вещах, заключая свое предисловие тем, что главная беда его брата – это крайняя невоспитанность, которую «ужасно трудно победить». Но все же он предлагает ему 8 условий, по которым можно определить воспитанного человека.

Приводим выдержки дословно, намерено не изменяя и не осовременивая великолепный чеховский стиль и манеру написания.

Первый признак воспитанности заключается в том, что такие люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

Воспитанные люди сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Воспитанные люди чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

Важно

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом человеке сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету!», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

Воспитанный человек не суетится. Этих людей не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако и т.п.

Они смеются над фразой: «Я представитель печати!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную.

Если воспитанные имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом.

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки.

Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. Спать с бабой, дышать ей в рот, выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и всё это из-за чего!

Совет

Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали…

Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не , а матерью…

Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Воспитанные пьют только, когда свободны, при случае, ибо им нужен здоровый дух в здоровом теле.

Заканчивает Антон Чехов письмо брату словами:

«Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький… 30 лет скоро! Пора!».

Конечно, мы привели только ключевые выдержки из письма. Но этого вполне достаточно для любознательного человека.

Из текста можно взять много полезных советов для развития личности. Надеемся, что вы сможете проверить себя на предмет соответствия чеховским признакам воспитанности.

Кроме 8 признаков воспитанности от Чехова, у нас есть много Интересных Фактов и других полезных материалов. Подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети – с нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/8-priznakov-vospitannosti-ot-chehova/

Признаки воспитанного человека по мнению а. п. чехова

Однажды, в марте 1886 года Антон Павлович Чехов напишет письмо своему старшему брату Николаю — талантливейшему художнику, иллюстратору и карикатуристу, жизнь которого прервется от туберкулеза легких спустя 3 года.

Но тогда об этой болезни брата никто из близких не знал. Возможно, не знал об этом и сам Николай. Во всяком случае, крепких источников об этом я не нашел.

Любопытный факт, по воле судьбы причиной смерти самого писателя в 1904 году станет та же болезнь.

Поводами этого письма послужили наплевательское отношение к себе и к своему таланту, безобразный образ жизни Николая, злоупотребление алкогольными напитками… Ведь, на тот момент Николай Чехов был широко известен как гениальный художник — ему доверяли расписывать стены в московском храме Христа Спасителя, он иллюстрировал рассказы своего брата и делал карикатуры с его подписями, был вхож в общество именитых художников: Левитана, Коровина, Шехтеля и др.

Антон Павлович неоднократно сокрушался по этому поводу: «гибнет хороший, сильный русский талант, гибнет ни за грош». А в одном из писем и вовсе назвал брата «невоспитанным». В этом письме Антон Павлович, выражая свое мнение о воспитанности, перечисляет 8 обязательных качеств или признаков воспитанного человека.

Итак, выдержки из письма Н. П. Чехову, Март 1886 г.

«…Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других…

Уверяю тебя, что как брат и близкий к тебе человек я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества.

Обратите внимание

По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, не злопамятен, доверчив… Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант.

Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2000000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается.

Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae* (*Прим. редакции: истина дороже дружбы (лат.

))…

Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis.

Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я б!!», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

6) Они не суетны.

Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам.

Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.

8) Они воспитывают в себе эстетику.

Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки.

Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Спать с бабой, дышать ей в рот выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и всё это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны.

Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не , а матерью… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.* (* Прим. редакции: здоровый дух в здоровом теле (лат.))

И т. д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста».

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…

самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький… 30 лет скоро! Пора!

Читайте также:  Краткая биография бориса титова

Жду… Все мы ждем…

Твой А. Чехов.

Рекомендуем также:

А. П. ЧЕХОВ: «В РОССИИ ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ЧТО-ТО ВРОДЕ ТРУБОЧИСТА»

СТРАШНАЯ БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ А.П. ЧЕХОВА

«КРАТКОСТЬ СЕСТРА ТАЛАНТА» — 3 САМЫХ КОРОТКИХ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА

КТО НУЖЕН РОССИИ: ОБЛОМОВ ИЛИ ШТОЛЬЦ?

ИВАН ЕФРЕМОВ: «ПОКОЛЕНИЯ, ПРИВЫКШИЕ К ЧЕСТНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ВЫМРУТ»

ПОЧЕМУ В МИРЕ ТАК МНОГО БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/priznaki-vospitannogo-cheloveka-po-mneniyu-a-p-chehova/

Антон Чехов: 8 качеств воспитанного человека

…Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!!» На это даже Гете и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других …

Твой талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту все прощается.

Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини пожалуйста, но veritas magis amicitiae…( истина выше дружбы). Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным….

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
  5. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я […]!..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…
  6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями.
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… […] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

… Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…

Тут дорог каждый час…

… Иди домой, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…

Жду… Все мы ждем…

Твой А. Чехов.

Март 1886, Москва

источник

Источник: https://xochu-vse-znat.ru/interesnoe/anton-chehov-8-kachestv-vospitannogo-cheloveka.html

8 качеств воспитанного человека по Антону Чехову

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным.

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.

Интересные факты из жизни А.П.Чехова:

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Один из самых известных драматургов мира.

За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений — коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес. Многие из которых стали классикой мировой литературы. Произведения А. Чехова переведены более чем на 100 языков. Его пьесы — «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад» — на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

Дед писателя был крепостным работником, но за годы своей жизни он смог добиться своего освобождения, получил вольную и выкупил свою семью. Скорее всего, он был умным человеком, раз у него получилось грамотно освободить себя и семью из неволи.

Детство Чехова проходило не как у обычных детей. Вместо игр и прогулок на улице, он с пяти утра до одиннадцати вечера с братьями работал в лавке своего отца. Кроме того успевал совмещать работу с учебой в гимназии и пением в церковном хоре.

Важно

Но и это еще были не все дела, которыми он занимался в течение дня. Так как отец был строгих нравов по отношению к членам своей семьи, Чехову приходилось изучать и портняжное ремесло.

Можно сделать вывод, что детство и юность Антона Павловича Чехова были очень тяжелыми.

Некоторые заблуждаются, считая, что рост Чехова был небольшим. На самом деле, в его отпускном билете указан рост 180 сантиметров (2 аршина 9 вершков).

Чехову очень нравилось подписывать свои рассказы забавными псевдонимами. Он мог подписаться как Дяденька или Шампанский. Среди большого количества интересных псевдонимов, а их насчитывается чуть более пятидесяти, наиболее распространенным был Антоша Чехонте.

Таганрог – это город, в котором родился писатель. Однажды, проживая в Париже, он увидел скульптуру Антокольского. Позже, Чехов будет просить его сделать для родного города памятник Петру Первому. В 1893 году его установят в Таганроге.

В семье Антона Павловича считали, что свою фамилию они носят благодаря предку чеху.

Антон Павлович Чехов на протяжении всей своей жизни коллекционировал почтовые марки.

Чехов очень любил собак. Как- то его друг Николай Лейкин подарил двух такс, к выбору имен которых Чехов подошел с юмором.

Совет

Имена таксы получили от названия лекарственных препаратов Брома и Хины, а отчества по- своему окрасу. Черненькому Брому досталось отчество Исаевич, а рыженькой Хине – Марковна.

Своими собаками Чехов очень дорожил, часто беседовал с ними, ласкал, играл и даже брал на рыбалку.

Если вам понравилась статья и наш сайт, расскажите друзьям!

Источник: https://elklub.ru/8-kachestv-vospitannogo-cheloveka-po-antonu-chehovu/

Хорошие манеры: все ли признаки на месте?

По каким характерным чертам можно определить воспитанного человека? Как вы думаете? Таких качеств четыре, и только в том случае, если они встречаются в совокупности, мы сможем говорить о воспитанности.

  • Собственное достоинство. Ставлю этот признак на первое место, поскольку считаю его наиболее важным. Мы уважаем не просто самих себя, а Образ и Подобие по которому сотворены. А это, уже совсем другой расклад вещей.
  • Уважение к чужой личности. Второе место без вариантов. Уважая Образ и Подобие в себе, мы не можем не уважать его в других людях. Априори. Просто потому что Образ есть в каждом из нас. В каждом…
  • Культура речи. О важности этого пункта я скажу словами персидского поэта – моралиста Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».
  • Внешний вид. И не смотря на то, что «встречают по одежке» и это горькая правда жизни, отвожу этому критерию последнее место. Поскольку конфеты под красивыми упаковками бывают и сгнившими.

Между тем, одинаково важны все пункты. Почему? Вот случай из жизни: я знаю одну молодую женщину. За плечами два высших образования с отличием. Порядочная. С невероятно широким кругозором и живым умом. Общаться с ней – сплошное удовольствие интеллектуала. Прекрасная жена. Манеры безупречны, за исключением одного пункта.

Мне пришлось достаточно долго привыкать к той самой «обертке» и ее содержанию. Представьте теперь перед собой участницу проекта «Дом 2». Длинные перигидрольные волосы, всегда яркий макияж, длинны (часто красные) ногти, высоченные каблуки, короткие юбки. Вот так и живут два этих полярных круга в одном человеке.

И при этом она искренне не понимает, почему на улицах Европы ей вслед свистят или даже пытаются схватить за руку.

Начнем с собственного достоинства. В словаре С. И. Ожегова находим определение: «Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». Словосочетание «высоких – моральных качеств» выделим особо.

К этому вопросу относится обширная тема в психологии о границах в общении. Здесь и физические границы, когда мы, охраняя их, не подпускаем слишком близко к своему телу посторонних людей.

Нарушают их, например, бесцеремонные дамочки, которые увидевшись с вами второй раз за сто лет, хватают за локоть и начинают рассказывать о подробностях своего жития – бытия. Это и бабушки – соседки, которые так любвеобильно щупают всех подряд младенчиков.

Это и бесцеремонные коллеги – мужчины, которым нравится слегка приобнять за талию симпатичных сотрудниц. Ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя вторгаться в интимную зону человека (равняется 35 см), если он не близкий друг или родственник.

Обратите внимание

Разве что в случае, когда человек находится в опасности и ему необходима помощь, да в местах большого скопления народа (пример – метро/автобусы и т.д.).

Поэтому смело и без угрызений совести не позволяйте посторонним людям фамильярничать.

Далее идут эмоциональные границы, которые проводят черту между нашими чувствами и чувствами окружающих.
Это и умение не сажать людей себе на шею и умение вовремя сказать «нет». И умение защищаться от хамства. Но в большинстве случаев, мы боимся это делать. И зачастую от излишней скромности.

Сплошь и рядом возникают ситуации, когда мы в расстроенных чувствах вопрошаем – почему, ну почему человек настолько бесцеремонен? Почему знакомая, которая зарабатывает чуть больше, позволяет себе непрекращающееся хвастовство? Почему свекрови язвительными репликами не дают прохода своим невесткам?

И если от посторонних мы можем скрыться после окончания рабочего дня, то вот от родственников уже не получается. Мы пытаемся спрятаться, залечь на дно или наоборот – объяснить, помириться. Но далеко не каждый раз эти попытки успешны. Однажды в учебнике по своей специальности я обнаружила прекрасное объяснение причинам возникновения хамства и ответ на вопрос «Почему?».

Итак, немного теории: существует один простой закон и заключается он в следующем: от уровня нравственной культуры человека зависит его культура общения. Чем выше уровень нравственной культуры, тем выше культура общения. И наоборот. Низкий нравственный уровень человека порождает дефекты в общении:

  1. Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и «не работают» в новых условиях.
  2. Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них.
  3. Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры.
  4. Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.
  5. Нравственная регрессия – упрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей.
  6. Нравственная глухота – неумение и нежелание слышать.
  7. Нравственный примитивизм – сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Например, он проявляется в оправдании собственных недостатков, кичливости, чванстве своими заслугами, отстаивании прав на собственную исключительность и привилегии.
  8. Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением к инакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному.
Читайте также:  Интересные факты про новый год

Эти дефекты влекут за собой барьеры в общении, более мелкие, но не менее важные.
Морально-психологические «барьеры» общения:

  1. Барьер страдания — это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность.
  2. Барьер гнева — возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости. В этой ситуации человек часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить.
  3. Барьер страха — может быть вызван разными причинами: страх ребенка перед наказанием, страх добросовестного работника перед невыполнением порученного задания; страх консерватора перед изменениями; страх лентяя перед работой и т.д.
  4. Барьер стыда и вины — образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд — «своего рода гнев, обращенный вовнутрь», заставляет человека уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». В любом случае общение затруднено.
  5. Барьер установки — негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому человеку.
  6. Барьер презрения – как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе.
  7. Барьер отвращения, брезгливости — связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдением «дистанции в общении».
  8. Барьер настроения — может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести, иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал.
  9. Барьер речи — двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в низком уровне культуры речи: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции. Отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета. Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.

Теперь ответ: единственный человек, которого мы можем перевоспитать – это … мы. Остальные своей нравственной культурой пусть занимаются сами. Изучите внимательно эти два списка. И пользуйтесь ими ежедневно.

Определяйте дефекты и барьеры, с которыми сталкиваетесь. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

Продолжение следует…

Источник: https://www.matrony.ru/xoroshie-manery-vse-li-priznaki-na-meste/

8 качеств воспитанного человека по антону чехову

8 качеств воспитанного человека по Антону Чехову

Русский классик более 100 лет назад написал письмо своему брату, талантливому художнику, но слабохарактерному и страдающему от беспробудного пьянства человеку.

Антон Павлович Чехов, зная слабости своего брата, всегда и переживал за него, расстраивался из-за наплевательского отношения Николая к своему дару. Он писал: «Гибнет сильный русский талант, гибнет ни за грош».

У него вышло эмоциональное, откровенное письмо, которое непременно нужно прочитать и нам. Мы, конечно, можем и не быть алкоголиками, прозябающими в клоповниках, но в целом многие из нас, как и Николай Павлович, погрязли в жалости к себе, принижают таланты и стоят в позе «меня никто не понимает». Делая при этом хуже и себе, и близким людям, которым не все равно.

Важно

Обязательно прочтите это письмо. Великий классик нашей литературы способен научить нас большему.

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались. Жаловался только Христос, но тот говорил не о своём «я», а о своём учении. Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества.

По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив. Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант.

Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000.

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae. Дело в том, что жизнь имеет свои условия.

Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным. Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но. тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis.

Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Совет

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. [. ] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны.

Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, [. ] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность [. ]. Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае.

Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

Обратите внимание

И т.д. Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда.

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть. Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать. хотя бы Тургенева, которого ты не читал. “

Поделится в соц. cетях! 19.12.2015 00:00

Источник: http://prochekhov.ru/675-8-kachestv-vospitannogo-cheloveka-po-antonu-chehovu

Качества воспитанного человека

8 качеств воспитанного человека, которые должен знать каждый воспитанный человек. Антон Павлович Чехов написал это более 100 лет назад.

Антон Чехов более 100 лет назад написал письмо своему брату, талантливому художнику, но слабохарактерному и страдающему от беспробудного пьянства. Антон Павлович Чехов, зная слабости своего брата, всегда и переживал за него, расстраивался из-за наплевательского отношения Николая к своему дару.

Он писал: «Гибнет сильный русский талант, гибнет ни за грош». И, конечно, пытался его вразумить, объяснить, что тот совершает ошибку, живя подобной жизнью. В одном из своих писем к брату он в довольно жесткой форме в очередной раз указал ему на ужасный образ жизни и наплевательство по отношению к себе.

У него вышло эмоциональное, откровенное письмо, которое непременно нужно прочитать и нам. Мы, конечно, можем и не быть алкоголиками, прозябающими в клоповниках, но в целом многие из нас, как и Николай Павлович, погрязли в жалости к себе, принижают таланты и стоят в позе «меня никто не понимает».

Делая при этом хуже и себе, и близким людям, которым не все равно. Обязательно прочтите это письмо. Великий классик нашей литературы способен научить вас большему.

Письмо брату, 1886.

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своём «я», а о своём учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других… Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив… Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно. Антон Павлович Чехов и его брат Николай

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… 2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Читайте также:  Долг платежом красен - значение и происхождение пословицы

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!.. 6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным… 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… 8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… […] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano. И т.д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…”

Источник: https://mensby.com/career/psychology/3099-chekhov-qualities-bred-man

8 качеств воспитанного человека от Антона Чехова

Антон Павлович Чехов, зная слабости своего брата, всегда и переживал за него, расстраивался из-за наплевательского отношения Николая к своему дару. Он писал: «Гибнет сильный русский талант, гибнет ни за грош».

И, конечно, пытался его вразумить, объяснить, что тот совершает ошибку, живя подобной жизнью.

В одном из своих писем к брату он в довольно жесткой форме в очередной раз указал ему на его природу ужасного образа жизни и наплевательство по отношению к себе о качествах воспитанного человека.

У него вышло эмоциональное, откровенное письмо, которое непременно нужно прочитать и нам. Мы, конечно, можем и не быть алкоголиками, прозябающими в клоповниках, но в целом многие из нас, как и Николай Павлович, погрязли в жалости к себе, принижают таланты и стоят в позе «меня никто не понимает». Делая при этом хуже и себе, и близким людям, которым не все равно.

Важно

Обязательно прочтите это письмо Чехова брату Николаю. Великий классик нашей литературы способен научить вас большему.

МОСКВА, 1886.

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своём «я», а о своём учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других…

Читайте: Кто придумал ваш образ жизни, и какова реальная причина сорокачасовой рабочей недели

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества.

По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив… Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант.

Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000…

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность.

Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Качества воспитанного человека

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
  5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..
  6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…»

Читайте: Мое, не тронь! 15 личных вещей, которыми ни с кем нельзя делиться

©

Антон Чехов, воспитания, полезно, поэт, Саморазвитие

Источник: http://korysno.pro/8-kachestv-vospitannogo-cheloveka-ot-antona-chehova/

Лихачев Д.С. Письмо тринадцатое. О Воспитанности

Лихачев Д.С.

ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА

Письмо тринадцатоеО ВОСПИТАННОСТИ

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать “рецепты” воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Совет

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя “громко”, экономит время других (“Точность – вежливость королей” – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не “задирает нос” и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Обратите внимание

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.

Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины) данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство.

А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Есть много книг о “хороших манерах”. Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих.

Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно.

Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, “рецептов” поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Важно

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.

И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.

Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и…

красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она “социальна”. И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть.

Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

  • Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Ред., сост. Г.А.Дубровская-М.: Худ.лит., 1988.-238с.-(Библ. серия). Книги писателя.

    Материал востребован в рубрике Спроси у библиотекаря!

Источник: http://deti.spb.ru/books/proza/letter_13

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector