Всё хорошо, прекрасная маркиза – значение и происхождение

Всё хорошо, прекрасная маркиза – Значение и происхождение

Крылатое выражение «Всё хорошо, прекрасная маркиза» известно многим. Однако о его происхождении догадываются не все.

Чтобы наиболее уместно использовать те или иные умные слова и крылатые выражения, образованный человек должен знать не только их значение, но и происхождение.

Происхождение выражения «Все хорошо, прекрасная маркиза»

«Всё хорошо, прекрасная маркиза» – это переведённая на русский язык французская песня «Всё хорошо, госпожа маркиза» (фр. «Tout va très bien, Madame la Marquise», 1935).

Песня вошла в репертуар известного эстрадного артиста Леонида Утёсова, который исполнял её в сопровождении джаз-оркестра в дуэте с дочерью – Эдит.

Что значит «Все хорошо, прекрасная маркиза»

Значение этого крылатого выражения сводится к неуклюжим попыткам скрыть реальное положение дел. Например, у вас спрашивают, как у вас дела. Отвечая «все хорошо, прекрасная маркиза», вы демонстрируете иронию, подразумевая, что все на самом деле плохо.

Подобный иронический ответ на вопрос «Как дела» – «Как сажа бела». То есть, имеется в виду совсем не то, что произносится, а как раз обратное. А теперь ознакомьтесь с первоисточником.

Что было у маркизы хорошо

Согласно сюжету песни, находящаяся в отъезде маркиза звонит в свое поместье, чтобы узнать, как там обстоят дела. Ей сообщают, что в целом все нормально, кроме небольшой неприятности, «пустяка» – погибшей лошади.

Однако в ходе общения с другими слугами маркиза выясняет, что причиной смерти лошади стал пожар в конюшне, который в свою очередь, был вызван тем, что загорелось всё имение.

Обратите внимание

А все началось с того, что муж маркизы, узнав о своем банкротстве, решил застрелиться. Когда он выстрелил в себя, то падая на пол, нечаянно опрокинул свечу. Начался пожар, который уничтожил и все поместье, и конюшню, и пресловутую лошадь.

Завершается песня словами: «А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!».

А как в оригинале?

Впервые история с этим сюжетом встречается еще в XII веке, когда испанский врач, астроном и мыслитель Педро Альфонсо в 1115 году написал книгу с занимательными историями из жизни.

Она была написана на латыни и называлась «Учительная книга клирика».

Так вот именно там рассказывается история о чёрном слуге Маймунде.

Хозяин, возвращавшийся с рынка, был в отличном настроении, так как ему удалось получить хорошую выручку. По дороге он встретил своего слугу Маймунда.

Опасаясь, что тот, как обычно, захочет сообщить плохие новости, хозяин предупредил:
– Осторожно, Маймунд, не подходи ко мне с плохими вестями!
Слуга ответил:
– Плохих вестей нет, ваша милость, если не считать смерти нашей собаки Биспеллы.

– Отчего же она умерла?
– Наш мул испугался, сорвался с привязи, побежал и затоптал бедняжку копытами.
– А что случилось с мулом?
– Упал в колодец и сдох.
– Чего же он испугался?
– Ваш сын свалился с балкона и разбился насмерть. Это и напугало мула.
– А моя жена? Что с ней?
– Умерла с горя, потеряв сына.

– Кто же смотрит за домом?
– Никто, ведь теперь, после пожара, это груда пепла – и дом, и всё, что в нём было.
– Отчего же случился пожар?
– В ту самую ночь, когда ваша супруга скончалась, служанка забыла погасить поминальную свечу, и пожар уничтожил весь дом.
– Где же служанка?

– Она стала тушить пожар, балка свалилась ей на голову и убила её.

Теперь вы знаете не только значение выражения «Все хорошо, прекрасная маркиза», но и то, как он возникло.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/vsyo-horosho-prekrasnaya-markiza/

История песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза!»

Все помнят эту зажигательную песенку в исполнении Леонида Утёсова. Но мало кто задумывается о том, что делает какая-то маркиза в песенке, которая появилась в СССР в 1935 году.
Для ответа на этот вопрос необходимо погрузиться в историю. А она у нашей песенки богатая и достаточно длинная.

В энциклопедиях, естественно, есть сведения о том, что песня «Всё хорошо, прекрасная маркиза» была написана в 1935 году французским композитором Полем Мизраки. Но и у Мизраки сюжет и рефрен «А в остальном, госпожа маркиза, всё хорошо, всё хорошо», — не являются оригинальными.

Все это он позаимствовал из французского скетча, сочинённого в 1931 году комиками Шарлeм Паскье и Анри Аллюма.

Так, ерунда, пустое дело,

Кобыла ваша околела,
А в остальном, прекрасная маркиза,
Всё хорошо, всё хорошо! Но и Паскье, и Аллюма не являются отправной точкой в страданиях маркизы. Аналогичный сюжет встречается и в более ранних произведениях.

Например, в 1868 году Дмитрий Минаев, знаменитый в то время поэт-сатирик, опубликовал балладу «На борзом коне воевода скакал». Начало там довольно интригующее:

На борзом коне воевода скакал
Домой с своим верным слугою,
Он три года ровно детей не видал,
Расстался с женой дорогою… Слугу надо послать вскачь вперёд, чтобы чуть раньше узнать новости. Лучше б не посылал:

«… Всё в усадьбе исправно, —

Слуга отвечает, — лишь только издох
Любимый ваш сокол недавно…» Остальное страшно даже представить:

«… Что слышу? Скажи мне, мой терем спалён,

Мой терем, где рос я, женился?
Но как то случилось?» — «Да в день похорон
В усадьбе пожар приключился…» Так вот он, первоисточник «Маркизы»? Нет, давайте копнём поглубже. Дмитрий Минаев был известен не только как автор собственных произведений, но и как переводчик стихов Мольера, Байрона и других. А в 30-40-х годах XIX века в Австрии творил поэт А. Грюн. Среди прочего творчества у него имелась баллада «Известие», начинающаяся с того, что к графу приходит слуга и сообщает: издох любимый песик. Граф в огорчении восклицает:

«Не может быть! Совсем щенок!

Он что, внезапно занемог?»
«Его копытом вдарил с маху Ваш верный конь, поддавшись страху»… И после этих слов слуга сразу же добавляет бодрое «но, в общем, ничего плохого». Затем, правда, идёт неожиданное перечисление: и графский сын выбросился из окна, и жена умерла, не выдержав такого потрясения, и…

«… дом сгорел дотла,

там только пепел и зола…». То есть — всё, как у французской маркизы. Но и эти источники не являются истиной в последней инстанции. Правда, на первоначальном этапе развития сюжета маркиза бесследно исчезает. Словом, впервые история о плохих вестях и смерти домашнего любимца появляется в начале XII века. Примерно в 1115 году испанский богослов, астроном и переводчик Педро Альфонсо развлёкся подготовкой сборника занимательных историй на латыни «Учительная книга клирика». Немудрёные сюжеты для книги составитель позаимствовал из арабской, персидской и индийской литературы. Сборник, что называется, немедленно стал настоящим бестселлером и пошёл в народ. Средневековая Европа быстро перевела эти анекдоты на французский, испанский, английский и немецкие языки. В 27-й главе этой книги рассказывается история о чёрном слуге Маймунде: Хозяин возвращался с рынка, весьма довольный хорошей выручкой, и увидел, что навстречу ему идет Маймунд. Опасаясь, что тот, как обычно, хочет сообщить плохие вести, хозяин предупредил: — Осторожно, Маймунд, не подходи ко мне с плохими вестями! Слуга ответил: — Плохих вестей нет, ваша милость, если не считать смерти нашей собаки Биспеллы. — Отчего же она умерла? — Наш мул испугался, сорвался с привязи, побежал и затоптал бедняжку копытами. — А что случилось с мулом? — Упал в колодец и сдох. — Чего же он испугался? — Ваш сын свалился с балкона и разбился насмерть. Это и напугало мула. — А моя жена? Что с ней? — Умерла с горя, потеряв сына. — Кто же смотрит за домом? — Никто, ведь теперь это груда пепла — и дом и всё, что в нём было. — Отчего же случился пожар? — В ту самую ночь, когда ваша супруга скончалась, служанка забыла погасить поминальную свечу, и пожар охватил весь дом. — Где же служанка? — Она стала тушить пожар, балка свалилась ей на голову и убила её. Вот оказывается, откуда «ноги растут» у маркизы.

Откуда в СССР в 1935 году взялась маркиза?

В 1935 году песенка Мизраки тут же была переведена на русский язык Анатолием Безыменским. Интересно, что авторские отчисления Мизраки не предполагались — песня была представлена как «французская народная».«Маркиза» сразу же вошла в репертуар Леонида Утёсова, который исполнял её в дуэте с дочерью Эдит. И уже в наше время не счесть перепевок этого, можно с полной на то уверенностью сказать, вечного сюжета.

Источник: http://back-in-ussr.com/2017/08/istoriya-pesni-vse-horosho-prekrasnaya-markiza.html

Всё хорошо, прекрасная маркиза. Значение, происхождение, примеры использования фразеологизма

www.diagram.com.uaРусский: English: Translate it! + Поиск по всему сайту + Поиск по журналам + Поиск по статьям сайта + Поиск по каталогу схем + Поиск по схемам СССР+ Поиск по Библиотеке ВСЕ СТАТЬИ А-Я БЕСПЛАТНАЯ БИБЛИОТЕКА ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ СПРАВОЧНИК АРХИВ СТАТЕЙ НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ, НОВИНКИ ЭЛЕКТРОНИКИ ФОРУМЫ ВАШИ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТЗЫВЫ О САЙТЕ КАРТА САЙТА РАЗДЕЛЫ БЕСПЛАТНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ: • Архив и лента новостей • Книги и сборники• Технические журналы• Архив статей и поиск• Схемы и сервис-мануалы• Электронные справочники• Русские инструкции• Радиоэлектронные и электротехнические устройстваСКАЧАЙТЕ БЕСПЛАТНО: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ БЕСПЛАТНО: Автомобиль Автомобильные электронные устройства Аккумуляторы, зарядные устройства Акустические системы Альтернативные источники энергии Антенны Антенны КВ Антенны телевизионные Антенны УКВ Антенные усилители Аудио и видеонаблюдение Аудиотехника Блоки питания Бытовая электроника Бытовые электроприборы Видеотехника ВЧ усилители мощности Галогенные лампы Генераторы, гетеродины Гирлянды Гражданская радиосвязь Детекторы напряженности поля Дозиметры Дом, приусадебное хозяйство, хобби Зажигание автомобиля Заземление и зануление Зарядные устройства, аккумуляторы, батарейки Защита электроаппаратуры Звонки и аудио-имитаторы Измерения, настройка, согласование антенн Измерительная техника Индикаторы, датчики, детекторы Инструмент электрика Инфракрасная техника Кварцевые фильтры Компьютерные интерфейсы Компьютерные устройства Компьютерный модинг Компьютеры Личная безопасность Люминесцентные лампы Медицина Металлоискатели Микроконтроллеры Микрофоны, радиомикрофоны Мобильная связь Модернизация радиостанций Модуляторы Молниезащита Музыканту Начинающему радиолюбителю Ограничители сигнала, компрессоры Освещение Освещение. Схемы управления Охрана и безопасность Охрана и сигнализация автомобиля Охрана и сигнализация через мобильную связь Охранные устройства и сигнализация объектов Переговорные устройства Передатчики Передача данных Предварительные усилители Преобразователи напряжения, выпрямители, инверторы Применение микросхем Пускорегулирующие аппараты люминесцентных ламп Работа с CAD-программами Радиолюбительские расчеты Радиолюбителю-конструктору Радиоприем Радиостанции портативные Радиостанции, трансиверы Радиоуправление Разная бытовая электроника Разные компьютерные устройства Разные узлы радиолюбительской техники Разные устройства гражданской радиосвязи Разные электронные устройства Разные электроустройства Регуляторы мощности, термометры, термостабилизаторы Регуляторы тембра, громкости Регуляторы тока, напряжения, мощности Сварочное оборудование Светодиоды Синтезаторы частоты Смесители, преобразователи частоты Спидометры и тахометры Справочник электрика Справочные материалы Стабилизаторы напряжения Студенту на заметку Телевидение Телефония Теория антенн Техника QRP Технологии радиолюбителя Технология антенн Трансвертеры Узлы радиолюбительской техники Усилители мощности Усилители мощности автомобильные Усилители мощности ламповые Усилители мощности транзисторные Усилители низкой частоты Устройства защитного отключения Фильтры и согласующие устройства Цветомузыкальные установки Цифровая техника Часы, таймеры, реле, коммутаторы нагрузки Электрику Электрику. ПТЭ Электрику. ПУЭ Электрические схемы автомобилей Электрические счетчики Электричество для начинающих Электробезопасность, пожаробезопасность Электродвигатели Электромонтажные работы Электронный впрыск топлива Электропитание Электроснабжение Электротехнические материалы СТАТЬИ БЕСПЛАТНО: Батарейки и аккумуляторы Большая энциклопедия для детей и взрослых Биографии великих ученых Важнейшие научные открытия Детская научная лаборатория Должностные инструкции Домашняя мастерская Жизнь замечательных физиков Заводские технологии на дому – простые рецепты Загадки, ребусы, вопросы с подвохом Инструменты и механизмы для сельского хозяйства Искусство аудио Искусство видео История техники, технологии, предметов вокруг нас И тут появился изобретатель Конспекты лекций, шпаргалки Крылатые слова, фразеологизмы Личный транспорт: наземный, водный, воздушный Любителям путешествовать – советы туристу Мобильные телефоны Моделирование Опыты по физике Опыты по химии Нормативная документация по охране труда Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД) Основы первой медицинской помощи (ОПМП) Охрана труда Параметры, аналоги, маркировка радиодеталей Радио – начинающим Секреты ремонта Советы радиолюбителям Строителю, домашнему мастеру Справочная информация Типовые инструкции по охране труда (ТОИ) Функциональный состав импортных ТВ Функциональный состав, пульты, шасси, эквиваленты импортных телевизоров Чудеса природы. Увлекательное путешествие вокруг земного шара Шпионские штучки Электрик в доме Эффектные фокусы и их разгадки ЖУРНАЛЫ БЕСПЛАТНО: Блокнот Радиоаматора Домашний компьютер Домашний ПК КВ журнал КВ и УКВ Квант Компьютерра Конструктор Левша Моделист-конструктор М-Хобби Наука и жизнь Новости электроники Новый Радиоежегодник Популярная механика Радио Радио Телевизия Електроника Радиоаматор Радиодело Радиодизайн Радиокомпоненты Радиоконструктор Радиолюбитель Радиомир Радиосхема Радиохобби Ремонт и сервис Ремонт электронной техники Сам Сервисный центр Силовые машины Схемотехника Техника – молодежи Химия и жизнь ЭКиС Электрик Электроника Юный техник Юный техник для умелых рук Я – электрик A Radio. Prakticka Elektronika Amaterske Radio Chip Circuit Cellar Electronique et Loisirs Electronique Pratique Elektor Electronics Elektronika dla Wszystkich Elektronika Praktyczna Everyday Practical Electronics Evil Genius Funkamateur Nuts And Volts QEX QST Radiotechnika Evkonyve Servo Stereophile КНИГИ СЕРИЙНЫЕ БЕСПЛАТНО: Библиотека по автоматике Библиотека электромонтера Библиотечка Квант Библиотечка электротехника Знай и умей Массовая радиобиблиотека КНИГИ ПО РАДИОТЕХНИКЕ И ЭЛЕКТРОНИКЕ БЕСПЛАТНО: Автомобиль Аппаратура СВЧ Запись и воспроизведение звука Ламповая аппаратура Начинающему радиолюбителю Охрана и безопасность Радиолокация, навигация Радиотехнические технологии Радиоуправление, моделизм Робототехника Схемотехника Теоретическая электроника, радиотехника Усилители Цифровая обработка сигналов Электроника в быту Электроника в медицине Электроника в науке Электроника для музыканта КНИГИ ПО РЕМОНТУ БЕСПЛАТНО: Ремонт аудиотехники Ремонт бытовая техники Ремонт видеотехники Ремонт телевизоров ламповых Ремонт телевизоров полупроводниковых Ремонт мониторов Ремонт оргтехники Ремонт радиоприемников Ремонт телефонов и факсов Спутниковое телевидение Теория телевидения Теория ремонта электроники КНИГИ ПО ИЗМЕРЕНИЯМ БЕСПЛАТНО: Измерения и метрология Измерительная аппаратура Измерительная техника. Схемы и описания КНИГИ ПО СВЯЗИ БЕСПЛАТНО: Антенны Аппаратура любительской радиосвязи Линии связи, передача данных Мобильные телефоны Теория и практика радиосвязи КНИГИ ПО ЭЛЕКТРИКЕ БЕСПЛАТНО: Автоматика, автоматизация, управление Аккумуляторы, элементы питания, зарядные устройства Альтернативные источники энергии Источники питания, стабилизаторы, преобразователи Молниезащита Осветительная аппаратура Охрана труда, электробезопасность, пожаробезопасность Релейная защита Сварка, сварочное оборудование Теория электротехники Устройства телемеханики Электрику, электромонтажнику, электромеханику Электрические сети, воздушные и кабельные линии Электродвигатели Электрооборудование Электропривод Электростанции, подстанции Электротехнические справочники Энергетика, электроснабжение СБОРНИКИ БЕСПЛАТНО: В помощь радиолюбителю Радиоаматор-лучшее Радиоежегодник СПРАВОЧНИКИ БЕСПЛАТНО: Зарубежные микросхемы и транзисторы Измерительная техника. Схемы и описания Медицинская аппаратура Механизмы импортной аудио и видеоаппаратуры Прошивки зарубежной аппаратуры Пульты ДУ импортных телевизоров Радиокомпоненты Atmel Радиокомпоненты Cirrus Logic Радиокомпоненты Maxim Радиокомпоненты Microchip Радиокомпоненты Mitsubishi Радиокомпоненты Motorola Радиокомпоненты National Semiconductor Радиокомпоненты Panasonic Радиокомпоненты Philips Радиокомпоненты Rohm Радиокомпоненты Samsung Радиокомпоненты Sharp Радиокомпоненты Sony Радиокомпоненты Toshiba Соответствие моделей и шасси телевизоров Строчные трансформаторы HR Строчные трансформаторы Konig СХЕМЫ И СЕРВИС-МАНУАЛЫ БЕСПЛАТНО: Бытовая техника Beko Бытовая техника Braun Бытовая техника Candy Бытовая техника Elenberg Бытовая техника Elica Бытовая техника Gorenje Бытовая техника Hansa Бытовая техника Merloni Бытовая техника SEB Бытовая техника Snaige Бытовая техника Stinol Бытовая техника Universal Бытовая техника Whirpool Зарубежные DVD-плееры Зарубежные автомагнитолы Зарубежная аудиоаппаратура Зарубежные видеокамеры Зарубежные видеомагнитофоны и видеоплееры Зарубежные мониторы Зарубежные моноблоки Зарубежные телевизоры Зарубежные телефоны Зарубежные факсы Мобильники Benq-Siemens Мобильники Eastcom Мобильники Ericsson Мобильники Fly Bird Мобильники LG Мобильники Maxon Мобильники Mitsubishi Мобильники Motorola Мобильники Nokia Мобильники Panasonic Мобильники Pantech Мобильники Samsung Мобильники Sharp Мобильники Siemens Мобильники Sony-Ericsson Мобильники TCL Мобильники Voxtel Отечественные телевизоры Отечественная аудиоаппаратура Справочники по вхождению в режим сервиса Схемы блоков питания импортных телевизоров и видеотехники Телевизоры Avest Телевизоры Beko Телевизоры, аудио, видеотехника Elenberg, Cameron, Cortland Телевизоры Erisson Телевизоры Rainford Телевизоры Roadstar Телевизоры Rolsen Телевизоры Vestel Телевизоры Витязь Телевизоры Горизонт Телевизоры Рекорд Телевизоры Рубин Станки металлообрабатывающие Электроинструмент Bocsh Электроинструмент Makita БЕСПЛАТНЫЙ АРХИВ СТАТЕЙ (150000 статей в Архиве) АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ:Библиотечка Квант указатель Библиотека по автоматике указатель Библиотека электромонтера указатель Библиотечка электротехника указатель Блокнот Радиоаматора указатель В помощь радиолюбителю указатель Знай и умей указатель Массовая радиобиблиотека указатель КВ и УКВ указательКВ журнал указатель Квант указатель Конструктор указатель Моделист-конструктор указатель Наука и жизнь указатель Новости электроники указатель Новый Радиоежегодник указатель Популярная механика указатель Радио указатель Радиоаматор указатель Радиоаматор-лучшее указатель Радиоежегодник указатель Радиодело указатель Радиодизайн указатель Радиокомпоненты указатель Радиоконструктор указатель Радиолюбитель указатель Радиомир указатель Радиосхема указатель Радиохобби указатель Ремонт и сервис указатель Ремонт электронной техники указатель Сам указатель Сервисный центр указатель Силовая электроника указатель Схемотехника указатель Техника – молодежи указатель Химия и жизнь указатель ЭКиС (Электронные компоненты и системы) указатель Электрик указатель Электроника указатель Юный техник указатель Я – электрик указатель СПРАВОЧНИК БЕСПЛАТНО ПАРАМЕТРЫ РАДИОДЕТАЛЕЙ БЕСПЛАТНО ДАТАШИТЫ БЕСПЛАТНО ПРОШИВКИ БЕСПЛАТНО РУССКИЕ ИНСТРУКЦИИ БЕСПЛАТНО СТОЛ ЗАКАЗОВ: СХЕМЫ ПОД ЗАКАЗ:Импортные DVD Импортные автоаудио Импортные аудио Импортные видеокамеры Импортные видеомагнитофоны Импортные кондиционеры Импортные мониторы Импортные моноблоки Импортные проекторы Импортные СВЧ-печи Импортная спутниковая аппаратура Импортные стиральные машины Импортные телевизоры Импортные телефоны Импортные факсы Импортные фотоаппараты Импортные холодильники Отечественные автоаудио Отечественные видеомагнитофоны Отечественные магнитофоны Отечественные мониторы Отечественные приборы Отечественные радиолы Отечественные радиоприемники Отечественные усилители Отечественные цветные телевизоры Отечественные черно-белые телевизоры Отечественные электрофоны БОНУСЫ: НА ДОСУГЕ:Интерактивные флеш-игрыИгры он-лайн Ваши истории Загадки для взрослых и детей Знаете ли Вы, что… Зрительные иллюзии Веселые задачки Каталог Вивасан Палиндромы Сборка кубика Рубика ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ ССЫЛКИ ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ Оставить отзыв о сайте ДИАГРАММА © 2000-2019 Дизайн и поддержка: Александр Кузнецов Техническое обеспечение:Михаил БулахПрограммирование:Данил МончукинМаркетинг:Татьяна Анастасьева Перевод:Наталья Кузнецова КонтактыПри использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua сделано в Украине
Крылатые слова, фразеологизмы
Всё хорошо, прекрасная маркиза

Крылатые слова, фразеологизмы.  Значение, история происхождения, примеры использования

Справочник / Крылатые слова, фразеологизмы

Источник: http://www.diagram.com.ua/idioms/idioms492.shtml

История песни: «Все хорошо, прекрасная маркиза». Радио Шансон – Официальный сайт

Эта французская песенка в нашей стране стала популярной благодаря Леониду Утесову.

Песню записал в 1937 году Леонид Утесов вместе со своей дочерью Эдит и джаз-оркестром, но этот сюжет можно встретить еще в восточных сказках XII века. 

Так, в сборнике «Учительная книга клирика», составленном испанцем Педро Альфонсо по мотивам арабских, персидских и индийских сказаний, имелась история о слуге, от которого хозяин не хочет слышать дурных известий. 

В итоге слуга рассказывает сначала о смерти хозяйской собаки, но постепенно выясняется, что скончались также мул, служанка и все члены семьи, а дом сгорел. Этот сборник распространился по всей Европе, причем переводы сопровождались разными дополнениями.

Важно

В 1935 году Поль Мизраки, частично используя текст скетча комиков Шарля Паскье и Анри Аллюма, сочинил шуточную песенку «Все хорошо, госпожа маркиза» (Tout va tres bien, Madame la Marquise), которая моментально стала популярна во Франции.

Исполнял композицию французский джазмен Рэй Вентура. 

Песню услышал на пластинке  советский поэт Александр Безыменский, который, кстати, стал прототипом поэта Ивана Бездомного в романе «Мастер и Маргарита». Он так «загорелся» буржуазным произведением, что немедленно сделал перевод, причем знатоки утверждают, что русская версия превосходит французский оригинал, который грешил ненужными повторами. 

Безыменский предложил свой вариант Леониду Утесову, который в 1937 году включил «Маркизу» в программу «Песни моей Родины».

Пафосное название соответствовало концепции программы, наполовину состоявшей из патриотических песен.

А вот легкомысленная «Маркиза» не особо вписывалась в эту канву, однако Утесова она тоже очаровала, и он, на свой страх и риск, включил французскую «безделушку» в свой репертуар. 

В итоге она запомнилась больше других — шлягер запел народ, а рефрен стал популярной присказкой. Фразу «Все хорошо, прекрасная маркиза» обычно произносят, когда хотят скрыть истинное положение вещей. С идеологической точки зрения все тоже было в порядке: маркиз и маркизов к тому времени уже двадцать лет как прогнали, поэтому в понимании цензоров песня высмеивала буржуйские нравы. 

А платить авторские Полю Мизраки Советская Россия не собиралась: в нотных изданиях «Маркиза» значилась как «французская народная песня». В 1982 году режиссер Вячеслав Котеночкин снял шестнадцатиминутный мультипликационный мюзикл «Старая пластинка» по песням Леонида Утесова, среди песен была и «Маркиза». 

Увы, Леонид Осипович не успел увидеть эту работу, она стала посвящением великому артисту.

Источник: http://radioshanson.ru/news/istoriya_pesni__vse_horosho__prekrasnaya_markiza

П. Мисраки, Ш. Паскье и А. Аллюм, пер. А. Безыменского – Всё хорошо, прекрасная маркиза (с нотами)

ВСЁ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА Музыка Поля Мисраки Слова Поля Мисраки, Шарля Паскье и Анри Аллюма Перевод Александра Безыменского – Алло, алло, Джеймс! Какие вести? Давно я дома не была. Пятнадцать дней, как я в отъезде. Ну, как идут у вас дела? – Всё хорошо, прекрасная маркиза. Дела идут, и жизнь легка. Ни одного печального сюрприза За исключеньем пустяка.

Так…ерунда…Пустое дело… Кобыла ваша околела! Но в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо. — Алло, алло, Мартель! Ужасный случай… Моя кобыла умерла… Скажите мне, мой верный кучер, Как эта смерть произошла? — Всё пустяки, прекрасная маркиза. Всё хорошо, как никогда. К чему скорбеть от глупого сюрприза? Ведь это, право, ерунда. С кобылой этой пустое дело…

Она с конюшнею сгорела! Но в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо. — Алло, алло, Паскаль! Мутится разум… Какой неслыханный удар! Скажите мне всю правду разом… Когда в конюшне был пожар? — Всё пустяки, прекрасная маркиза, И хороши у нас дела. Но вам судьба, как видно, из каприза, Ещё сюрприз преподнесла. Сгорел ваш дом…

с конюшней вместе… Когда пылало всё поместье! Но в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо. — Алло, алло, Лука!.. Сгорел наш замок? Ах, до чего мне тяжело! Я вне себя. Скажите прямо, Как это всё произошло? — Узнал ваш муж, прекрасная маркиз, Что разорил себя и вас. Не вынес он подобного сюрприза И застрелился в тот же час.

Совет

Упавши мёртвым у печи, Он опрокинул две свечи, Попали свечи на ковёр, Вмиг запылал он, как костер, Погода ветреной была, Ваш замок выгорел дотла, Огонь усадьбу всю спалил, Потом конюшню охватил, Конюшня запертой была, И в ней кобыла умерла… Но в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо!

Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова.

– Смоленск: Русич, 2004. – без указания автора музыки.
Перевод песни Поля Мисраки “Tous va très bien, madame la marquise”, записанной в 1935 году джаз-оркестром Рея Винтуры. Сюжет основан на скетче французских комиков Шарля Паскье и Анри Аллюма, сочиненном в 1931 году.

Французскую песню услышал поэт Безыменский, перевел на русский и предложил Леониду Утесову, который тогда готовил программу из двух отделений: “Песни моей родины” (в основном, о Гражданской войне: “Партизан Железняк”, “Каховка”, “Тачанка”, “Полюшко-поле” и пр.) и “Песни Запада”. Утесов включил песенку во второе отделение под видом французской народной.

Для утесовского оркестра ее обработал Николай Минх. Программа вышла в 1937 году.
ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА Константин Душенко

(Журнал «Читаем вместе», 2009, №11, ноябрь. Текст приводится по персональному сайту Константина Душенко)

В 1937 г. теа-джаз Леонида Утесова выступил с новой концертной программой «Песни моей Родины». В 1-м отделении исполнялись песни военно-революционные («Полюшко-поле», «Тачанка», «Партизан Железняк»), во 2-м — лирические и шуточные; среди них — фокстрот «Все хорошо, прекрасная маркиза!», который Утесов пел дуэтом со своей дочерью Эдит. На вышедшей вскоре патефонной пластинке значилось: «обраб. Н. Минха, сл. А. Безыменского». А в нотных изданиях писали: «Французская народная песня». На самом деле комсомольский поэт Безыменский перевел новейший шлягер, записанный в 1935 г. парижским джаз-оркестром «Рей Вентура и его парни». Слова и музыку сочинил для Вентуры Поль Мисраки, уроженец Константинополя, потомок евреев-сефардов. Всего через год на экраны вышла музыкальная комедия «Все хорошо, прекрасная маркиза!» Однако на французских пластинках указан не один, а три автора слов песни. Дело в том, что ее название, сюжет, а также рефрен: «А в остальном, госпожа маркиза, все хорошо, все хорошо» — Мисраки заимствовал из скетча французских комиков Шарля Паскье и Анри Аллюма, сочиненного в 1931 г. Позднее тот же сюжет был обнаружен в скетче «Английская комедия» (1893) Габриэля де Лотрека, двоюродного брата художника Тулуз-Лотрека. Только здесь вместо маркизы и ее слуг беседуют английский милорд и его слуга Джон. Нашлись и другие предшественники, в т. ч. русские: …«Всё в усадьбе исправно, — Слуга отвечает, — лишь только издох Любимый ваш сокол недавно». (…) «Что слышу? Скажи мне, мой терем спалён, Мой терем, где рос я, женился? Но как то случилось?» — «Да в день похорон В усадьбе пожар приключился…» Это строки из опубликованной в 1868 г. баллады «На борзом коне воевода скакал» Дмитрия Минаева, знаменитого в то время поэта-сатирика. Минаев, вероятно, переложил на русские нравы балладу «Вестник» (1837) австрийского поэта Анастасиуса Грюна. Но погодите, самое интересное впереди. Оказывается, впервые этот сюжет появился — когда бы вы думали? — в начале XII века. Примерно в 1115 г. в Испании была составлена «Учительная книга клирика» — сборник занимательных историй на латинском языке. Сюжеты взяты из восточных источников — арабских, персидских, индийских. «Учительная книга» стала известна по всей Европе, ее перевели на французский, испанский, английский, немецкий. Еще в XIX веке ее читали на уроках латыни в немецких гимназиях, ввиду занимательности сюжетов и простоты языка. В 27-й главе этого сборника выведен черный слуга Маймунд — невероятно ленивый, но вовсе не глупый. Вот одна из историй о нем: «Хозяин возвращался с рынка, весьма довольный хорошей выручкой, и увидел, что навстречу ему идет Маймунд. Опасаясь, что тот, как обычно, хочет сообщить плохие вести, хозяин предупредил: — Осторожно, Маймунд, не подходи ко мне с плохими вестями! Слуга ответил: — Плохих вестей нет, ваша милость, если не считать смерти нашей собаки Биспеллы. — Отчего же она умерла? — Наш мул испугался, сорвался с привязи, побежал и затоптал бедняжку копытами. — А что случилось с мулом? — Упал в колодец и сдох. — Чего же он испугался? — Ваш сын свалился с балкона и разбился насмерть. Это и напугало мула. — А моя жена? Что с ней? — Умерла с горя, потеряв сына. — Кто же смотрит за домом? — Никто, ведь теперь это груда пепла — и дом и все, что в нем было. — Отчего же случился пожар? — В ту самую ночь, когда ваша супруга скончалась, служанка забыла погасить поминальную свечу, и пожар охватил весь дом. — Где же служанка? — Она стала тушить пожар, балка свалилась ей на голову и убила ее». «Учительную книгу» составил испанский еврей Петр Альфонси (Педро Альфонсо), богослов, астроном, переводчик. До крещения его звали Моисеем Сефарди. Он родился в мусульманской Андалузии, в 1106 г. обратился в христианство, был придворным врачом короля Арагона Альфонса I, написал «Диалог против иудеев» (в котором, между прочим, назвал Талмуд «мастерской лжи»), а в конце жизни вместе с тремя соавторами перевел Коран на латынь. В начале XII в. Петр Альфонси был чуть ли не единственным европейцем, не понаслышке знакомым с философией и наукой исламского мира. Истории о черном слуге Маймунде он, скорее всего, узнал от арабов, хотя само это имя еврейского происхождения. Так что в прошлом найдется еще немало новенького.

ВАРИАНТ

Все хорошо, прекрасная маркиза!

Из репертуара Леонида Утесова Музыка Поля Мизраки Перевод Александра Безыменского – Алло-алло, Джиент, какие вести? Давно я дома не была – Пятнадцать дней, как я в отъезде, Ну, как идут у нас дела? – Всё хорошо, прекрасная маркиза, Дела идут и жизнь легка. Ни одного печального сюрприза За исключеньем пустяка. Так, ерунда, пустое дело – Кобыла ваша околела. А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо! — Алло-алло, Марсель, ужасный случай! Моя кобыла умерла! Скажите мне, мой верный кучер, Как эта смерть произошла? — Всё хорошо, прекрасная маркиза. Всё хорошо, как никогда! К чему скорбеть от глупого сюрприза? Ведь это, право, ерунда! Кобыла что? Пустое дело – Она с конюшнею сгорела. А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо! — Алло-алло, Паскаль, мутится разум! Какой неслыханный удар! Скажите мне всю правду разом – Когда в конюшне был пожар? — Всё хорошо, прекрасная маркиза, И хороши у нас дела! Но вам судьба, как видно, из каприза Еще сюрприз преподнесла: Сгорел ваш дом с конюшней вместе, Когда пылало всё поместье! А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо! — Алло-алло, Лука, сгорел наш замок! Ах, до чего мне тяжело! Я вне себя. Скажите прямо, как это всё произошло. — Узнал ваш муж, прекрасная маркиз, Что разорил себя и вас, Не вынес он подобного сюрприза И застрелился в тот же час. Упавши мертвым у печи, Он опрокинул две свечи, Попали свечи на ковер, И запылал он, как костер, Погода ветреной была – Ваш замок выгорел дотла. Огонь усадьбу всю спалил, А с ней конюшню охватил. Конюшня заперта была, А в ней кобыла умерла. А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо!

Я люблю тебя, жизнь: Песни на все времена. Сост. Л. Сафошкина, В. Сафошкин. М.: Изд-во Эксмо, 2004

Источник: http://a-pesni.org/drugije/markiza.htm

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо… – газета правда

Автор: Виктор ВАСИЛЕНКО, Белгород

Если в «лихие 90-е» власть имущие и их пропагандистская прислуга пытались уверить народ, будто «патриотизм – последнее прибежище негодяев», то ныне подобные разговоры напрочь вышли из употребления. В моду вошли патриотические призывы. Президент Путин заявил, что именно патриотизм должен стать основой национальной идеи. Когда в середине десятых годов возникло напряжение в отношениях с Западом, правители России вполне резонно завели речь о том, что в такой ситуации патриотизм должен стать основой консолидации общества…

В общем, как поётся в популярной в своё время песенке, «всё хорошо прекрасная маркиза». Однако, как и в этой песенке, приходится добавить: «…за исключеньем пустяка». «Пустяк» этот – реальные дела власти. Если их сопоставить с лозунгами и призывами, то возникает ощущение, что власть имущие страдают расщеплением сознания.

Недавно нам в очередной раз было предложено праздновать День России. Не берусь утверждать, что во всём мире, но, по крайней мере, в нашем Отечестве всегда было принято устанавливать праздники в даты, как-то с ними связанные. А с какими судьбоносными для России событиями связана дата 12 июня?

12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР под главенством Ельцина принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР», узаконившую приоритет российских законов перед союзными. А ровно год спустя Ельцин, перед мартовским референдумом открыто выступавший против сохранения Советского Союза, был избран президентом России. Эти события имели для нашей страны трагические последствия.

Когда кто-то заводит разговор о гибели России, то сплошь и рядом он слышит в ответ, что это – только «страшилки», и к ним нельзя относиться всерьёз. Похоже, что весьма значительная часть населения России настолько погрузилась в будничные дела, что до неё так и не дошло: Российской державы, которую веками, часто ценой огромных усилий и рек крови народа, создавали Иван Грозный, Пётр Первый, Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр Второй, а потом возродили большевики под руководством Ленина и Сталина, УЖЕ НЕТ. И именно те события 12 июня 1990 и 1991 годов предопределили гибель страны, которая несколько столетий и звалась Россией.

Патриоту только с очень специфическим, политкорректно говоря, сознанием, придёт в голову праздновать это.

После прихода к власти Путина стали много говорить о необходимости патриотического воспитания молодёжи. В годы второго срока его президентства была даже принята соответствующая программа на 2006-2010 годы. Однако и тут дела власти и здесь радикально расходятся с её декларациями.

Обратите внимание

Патриотическое воспитание подразумевает, в частности, привитие уважения к прошлому своей Родины. Именно этим занялся Сталин, когда начал исправлять завихрения и перегибы, неизбежно возникающие при любой революции. Нет никаких сомнений в том, что его позиция сыграла решающую роль в отказе от вульгарно-классового подхода к истории. В 30-е годы на привитие уважения ко всей многовековой истории своей державы, к её выдающимся свершениям в прошлом были нацелены все средства идеологического воздействия на людей, включая образование и художественную культуру.

Авторы исторических книг и фильмов выбирали героев не по их классовому происхождению, а по тому, что они сделали для возвышения державы Российской. Среди них были великие учёные и мастера культуры, как правило, дворяне, выдающиеся военачальники-аристократы и даже цари. Вспомните: когда на телеконкурсе «Имя Россия» победил Александр Невский, то и противники советского прошлого признавали, что победил не столько реальный образ князя, сколько тот, который был создан режиссёром Эйзенштейном и прочно вошёл в сознание народа. По-моему, это очень высокая оценка эффективности патриотического воспитания того времени.

Но была ещё более высокая оценка – война. Воспитание, в котором органично соединились формирование сознания на основе коммунистических ценностей и приоритетов и привитие любви к своему Отечеству и гордости за него, позволило воспитать поколение, о которое, говоря словами писателя Бориса Васильева, которые любит цитировать депутат ГД Олег Смолин, «разбилась крупповская сталь».

Путин и Ко тоже нацеливают все средства идеологического воздействия на формирование уважения к прошлому. Но если в советские времена уважение прививали к деятелям которые много сделали для укрепления Российской державы, её развития и защиты, то нынешние власть имущие навязывают народу таких героев, что снова приходится диагностировать расщепление сознания подобных «патриотов». Ну как ещё охарактеризовать то, что люди, именуют себя «демократами», – но творят кумиров из деятелей, один из которых заслужил при жизни в народе прозвище «Кровавый», а другой – «Вешатель». С величайшим пиететом относятся к монархии, но при этом возвеличивают Николая Второго и Столыпина – правителей, которые, по утверждению врагов большевиков, привели её к гибели. В этом же ряду навязывание почитания Колчака, остающимся и в постсоветской России преступником, гитлеровского соратника Маннергейма, гитлеровских прислужников из российского отребья.

Философ-диссидент Александр Зиновьев, высланный из СССР за то, что не скрывал критического отношения к негативным сторонам советской действительности, считал советский период вершиной российской истории. И справедливость такой оценки легко доказать простым перечислением основных достижений нашей державы в годы строительства социализма. Попытка представить этот период «чёрной дырой» – явный симптом расщепления сознания нынешних «патриотов» из власть имущих и их пропагандистской прислуги. Люди, которые в советское время не только тщательно скрывали своё критическое отношение к негативным сторонам нашей жизни (если, конечно, оно у них вообще было), но и дружными рядами вступали в КПСС (напомню, что практически вся административная «элита» не только 90-х, но и нулевых годов – выходцы из КПСС), вот уже четверть века не жалеют сил и средств (порой очень значительных – скажем, пресловутый Ельцин-центр, который стал центром не только антисоветского, но и русофобского воспитания, что вызвало возмущение даже у патриотически, без кавычек, настроенного «барина» Михалкова, обошёлся в миллиарды) для целенаправленного осквернения памяти о советском прошлом.

Ну, а апофеоз их «патриотизма» – патологическое стремление раскрасить День Победы в цвета флага, под которым в ту войну выступали изменники Родины.

В начале нынешнего срока своего президентства, в 2013 году, Путин на собрании Валдайского клуба провозгласил: «Именно образованные, творческие, физически, духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующих веков… Роль образования тем важнее, что для воспитания личности нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи». Любой из настоящих патриотов России присоединится к этим словам. Но дела…

Образованные, творческие люди будут главной силой России. А вот министр образования в правительстве Путина, который потом стал курировать образование в аппарате президента Путина, Фурсенко поставил перед российским образованием диаметрально противоположную задачу. «Стремление создать человека-творца» он объявил «пороком советской системы» и провозгласил, что «задача образования РФ – создать квалифицированного потребителя». Из того, что Фурсенко противопоставляет задачи формирования человека-творца и формирования потребителя, однозначно следует, что даже ему очевидно, что одно исключает другое. А вот, что следует из того, что Путин держит среди своих приближённых чиновника, который поставил перед образованием задачу, диаметрально противоположную той, какую выдвинул президент?   

Что же касается подготовки в российской школе образованных людей, то в том самом 2013 году, когда президент Путин поставил упомянутые ну очень правильные задачи, заместитель председателя Комитета ГД по образованию профессор О.Н. Смолин на заседании Государственной Думы так оценил недавно навязанные школе новые стандарты образования: «Во-первых, конструкция стандарта такова, что при желании получить полноценный набор учебных предметов как минимум за два из них придётся платить. Во-вторых, новый стандарт позволяет окончить школу, не изучив базовых учебных предметов – физики, химии, биологии, литературы и истории – как отдельных предметов. На наш взгляд, это полное разрушение системы общего образования. Результатом будет падение интеллектуального потенциала нации» И как сопоставить принятие такого стандарта образования с целеуказующими речами президента?

Дальше – больше. Президент вполне резонно замечает, что главной силой России должны стать «духовно здоровые люди»; а для этого «нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи».

Кто бы спорил: должны быть. Только вот возможно ли это в капиталистической России? Не буду ссылаться на Маркса – он для Путина, а значит для всей «вертикали власти», не указ. Но ведь и как бы почитаемый ими Иисус Христос утверждал, в сущности, то же, что и Маркс: «Не можете служить и Богу, и маммоне». И как же президент надеется вырастить духовно здоровых людей, сохраняя социально-экономическую систему, где самый оголтелый маммонизм является всё подчиняющей себе силой? Именно переход к капитализму породил духовно безнадёжно больное общество, где тон задают, говоря словами митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна, «бессовестные и алчные стяжатели, жрецы культа… духовного и физического разврата, культа безудержной наживы любой ценой».

Важно

Министр культуры Александр Авдеев, выступая в Госдуме, фактически подтвердил то, о чём говорили Христос и Маркс: «Культура, к сожалению, подчиняется рынку (здесь бы стоило добавить: в капиталистической системе – В.В.). А на рынке её вытесняет псевдокультура общества потребления и плохой шоу-бизнес… Рынку нужно то, что продаётся. Рынок подсекает культуру». Правда, это было сказано до произнесения Путиным его целеуказующей речи. Но что изменилось с тех пор?

Сменился министр, а всё остальное остаётся по-прежнему. Капиталистическая система утвердилась в России ещё в большей степени. «Жрецы культа наживы любой ценой» стали ещё более алчными и бессовестными. В культуре по-прежнему господствуют рыночные отношения. Современное телевидение, современная музыка «для масс», современное кино – причём, российское по уровню бездуховности мало чем отличается от американского – продолжают насаждать в душах людей, прежде всего, молодых ту же псевдокультуру. Более того, реформы образования теперь изгоняют русскую классику из школ, что профессор В.Ю. Троицкий назвал «духовным геноцидом в чистом виде».

Как соотнести неприкосновенность, говоря словами философа Александра Зиновьева, «системы растления с раннего детства и во всех проявлениях» с намерением президента формировать духовно здоровых людей и восстанавливать роль великой русской культуры?

А вот результаты такого «патриотического воспитания». В начале «нулевых» в Белгороде прошла научно-практическая конференция по проблемам преподавания истории. Выступая на ней, профессор О.Н. Смолин привёл такие данные: 35% молодых людей хотели бы жить не в России, а в какой-либо другой стране. Он отнёс это «к разряду нравственных катастроф». А к 2013 году, по данным социологов Левада-центра, этот показатель достиг 45%. Их же исследование показало, что, хотя патриотами себя позиционируют 69% граждан России, только 21% считают, что патриотизм должен проявляться в работе на благо Родины (в первый год правления Путина таких было 35%). В 2016 году проведенный тем же Левада-центром опрос выявил, что 64% граждан России не чувствуют ответственности за происходящее в стране. В 2017 году опрос, проведенный уже ВЦИОМ, показал что состояние дел в промышленности и сельском хозяйстве беспокоит только 3 (три) процента населения.

«А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо».

Источник: http://gazeta-pravda.ru/articles/a-v-ostalnom-prekrasnaya-markiza-vsye-khorosho-vsye-khorosho/

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!

?

Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
2016-01-29 07:59:00 Василий Сергеев
vasily_sergeev
2016-01-29 07:59:00 Цитата сообщения Dmitry_Shvarts

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!

Алло, алло, Джеймс, какие вести?Давно я дома не была,Пятнадцать дней, как я в отъезде,

Ну, как идут у нас дела?

Все помнят эту зажигательную песенку в исполнении Леонида Утёсова. Причём, все поколения без исключения. Вот недавно в какой-то программе дуэт двух карапузов весело шепелявил знакомые слова.

“Все хорошо прекрасная маркиза”

А достаточно известный анекдот:— Ужас, неужели мой сын курит? И часто?— Да не очень. Только когда выпьет.— Так он ещё и пьёт?— Ну, не так уж… Только когда в карты проигрывает.

Сын сыном, а у нас в песенке про маркизу речь идёт. Мало кто задумывается, что маркиза-то была самая что ни на есть настоящая.

Французская! Но тогда вопрос: что делает она в СССР в 1935 году! Для ответа на это каверзный и бесхитростный вопрос необходимо погрузиться в историю. А у нашей песни эта история богатая и достаточно длинная.

Во всех энциклопедиях, естественно имеются сведения о том, что песня “Всё хорошо, прекрасная маркиза” была написана в 1935 году французским композитором Полем Мизраки, чья фамилия указывает на греческое происхождение музыканта. Но и у Мизраки сюжет и рефрен: “А в остальном, госпожа маркиза, всё хорошо, всё хорошо”, — не являются оригинальными.

Все это он позаимствовал из французского скетча, сочинённого в 1931 году комиками Шарлeм Паскье и Анри Аллюма.

Так, ерунда, пустое дело,Кобыла ваша околела,А в остальном, прекрасная маркиза,

Всё хорошо, всё хорошо!

Но и Паскье, и Аллюма не являются отправной точкой в страданиях маркизы. Аналогичный сюжет встречается и в более ранних произведениях. Например, в 1868 году Дмитрий Минаев, знаменитый в то время поэт-сатирик, опубликовал балладу “На борзом коне воевода скакал”. Начало там довольно интригующее:

На борзом коне воевода скакал

Домой с своим верным слугою,Он три года ровно детей не видал,

Расстался с женой дорогою…

Слугу надо послать вскачь вперёд, чтобы чуть раньше узнать новостишки. Лучше б не посылал:

“…Всё в усадьбе исправно, —Слуга отвечает, — лишь только издох

Любимый ваш сокол недавно…”

Остальное страшно даже представить:

“…Что слышу? Скажи мне, мой терем спалён,Мой терем, где рос я, женился?Но как то случилось?” — “Да в день похорон

В усадьбе пожар приключился…”

“Все хорошо прекрасная маркиза”

Так вот он, первоисточник “Маркизы”? Но давайте копнём поглубже. Дмитрий Минаев был известен не только как автор собственных произведений, но и как переводчик стихов Мольера, Байрона и других. А в 30-40-х годах XIX века в Австрии творил поэт А. Грюн.

Среди прочего творчества у него имелась баллада “Известие”, начинающаяся с того, что к графу приходит слуга и сообщает: издох любимый песик. Граф в огорчении восклицает:

“Не может быть! Совсем щенок!Он что, внезапно занемог?””Его копытом вдарил с маху

Ваш верный конь, поддавшись страху”…

И после этих слов слуга сразу же добавляет бодрое “но в общем ничего плохого”. Затем, правда, идёт неожиданное перечисление: и графский сын выбросился из окна, и жена умерла, не выдержав такого потрясения, и…

“Все хорошо прекрасная маркиза”

“… дом сгорел дотла,
там только пепел и зола…”.

То есть — всё, как у французской маркизы, уже нам знакомой. Причём, сюжет этого музыкально-исторического расследования начинает разворачиваться с точностью до наоборот, как в стихотворении Маршака “Вот дом, который построил Джек”.

Всё хорошо, прекрасная маркиза,

Дела идут и жизнь легка,Ни одного печального сюрприза,

За исключением пустяка:

Но и эти источники не являются истиной в последней инстанции. Правда, на первоначальном этапе развития сюжета маркиза бесследно исчезает. Словом, впервые история о плохих вестях и смерти домашнего любимца появляется в начале XII века.

Примерно в 1115 году испанский богослов, астроном и переводчик Педро Альфонсо развлёкся подготовкой сборника занимательных историй на латыни “Учительная книга клирика”. Немудрёные сюжеты для книги составитель позаимствовал из арабской, персидской и индийской литературы. Сборник, что называется, немедленно стал настоящим бестселлером и пошёл в народ.

Совет

Средневековая Европа, практически ЕС, быстро перевела эти анекдоты на французский, испанский, английский и немецкие языки.

Вот оказывается, откуда “ноги растут” у Маркизы.

“Все хорошо прекрасная маркиза”

Самое любопытное, что эта песенка в том же 1935 году тут же была переведена на русский язык. Её перевёл советский поэт Александр Безыменский. Впрочем, тут мнения музыковедов и исследователей расходятся. Другие источники указывают Анатолия Френкеля.

Важно, что “Маркиза” сразу же сходу вошла в репертуар Леонида Утёсова, который исполнял её в дуэте с дочерью Эдит и т.д. И в наше благословенное время не счесть перепевок этого, можно с полной на то уверенностью сказать, вечного сюжета.

Всё хорошо! — своего рода заклинание. Уныние — вообще большой грех.

Так будьте добры не забывать и повторять, как Отче наш:

А в остальном, прекрасная маркиза,
Всё хорошо, всё хорошо!

Игорь Михайлов

  • Автор – Отрада. Это цитата этого сообщения Пробуждение Художник Павленко Гелена Николаевна родилась в г.Киев,Украина. Училась в РХСШ в г.…

  • Автор – Viktoria_84. Это цитата этого сообщения Девушка, детство которой прошло в Африке в окружении диких животных Львы, слоны, змеи,…

  • Автор – Марина_Ушакова. Это цитата этого сообщения Рогатая акула. Рыба, у которой странное всё Рогатая акула живет на небольших…

Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/7851640.html

Ссылка на основную публикацию