Николай чернышевский – краткая биография и фото

Николай Чернышевский – краткая биография, факты, личная жизнь

Николай Гаврилович Чернышевский – русский революционер, демократ, писатель, философ, экономист, публицист, литературный критик, ученый – появился на свет в Саратове 24 июля (12 июля по ст. ст.) 1828 г. Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью.

В 1842 г. он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 г.) были наполнены интенсивным самообразованием. В 1846 г.

Чернышевский – студент философского факультета (историко-филологическое отделение) Петербургского университета. После его окончания в 1951-1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык.

В студенческие годы Чернышевский сформировался как личность и был готов посвятить жизнь революционной деятельности. К этому же периоду биографии относятся первые пробы пера.

Обратите внимание

В 1853 г. Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 г. определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой. К 1853 г.

относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками». В 1854 г. Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник».

Защита магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» превратилась в значимое общественное событие и дала старт развитию национальной материалистической эстетики.

На протяжении 1855-1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 г., перепоручив критический отдел Н.

Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ. К этому шагу правительства он относился негативно и в конце 1858 г.

стал выступать с призывом к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путем, предупреждал, что крестьянство ожидает масштабное разорение.

Конец 50 – начало 60 гг. отмечен в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму, – в частности, «Опыт земельной собственности», «Суеверия и правила логики», «Капитал и труд» и др.

С начала осени 1861 г. Н.Г. Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861-1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли» – революционной народнической организации. Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи.

Важно

Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 г. арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862-1863 гг.

в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».

В феврале 1864 г. был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет. В 1874 г.

он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 г. разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 29 октября (17 октября по ст. ст.) 1889 г. скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище. В течение еще нескольких лет, до 1905 г.

, все его работы были в России под запретом.

Биография из Википедии

Н. Г. Чернышевский. Фотография В. Я. Лауфферта. 1859 год

Родился в семье протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Саратова Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—23.10.1861), происходившего из крепостных села Чернышева Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села дало ему и фамилию.

До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной.

Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».

Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию.

В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

В эти годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия,— убеждённый революционер- демократ, социалист и материалист.

Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург.

Совет

Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим.

После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературная деятельность

Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках».

В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855—1862 годах являлся фактически руководителем журнала наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вёл решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.), был вовлечён им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества.

В 1860-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы русского философского материализма. Главное философское сочинение Чернышевского — «Антропологический примат в философии» (1860).

В нём изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистического монизма.

Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положения о материальном единстве мира, объективном характере законов природы, используя данные естественных наук.

Обратите внимание

1861 год. Оглашается: Высочайший манифест от 19.02.1861 Об отмене крепостного права, начинается осуществление реформы, которую Маркс и Энгельс назвали «жульнической проделкой».

Деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах, крайнюю напряжённость. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», Чернышевский является его несомненным вдохновителем.

Недаром же Маркс и Энгельс называли его «главой революционной партии».

С сентября 1861 года находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.

В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

В 1863 году во возобновленном журнале «Современник» был напечатан роман «Что делать?», написанный Чернышевским, находившимся под арестом в Петропавловской крепости.

Арест и следствие

12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.

В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней.

Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов.

Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

Каторга и ссылка

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь революционера.

Был отправлен в Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, по окончании семилетней каторги его переводят в 1871 году в Вилюйск.

В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. В Александровском Заводе по сей день сохранился дом-музей Н. Г. Чернышевского — дом, в котором он жил.

Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевскому дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).

Смерть

Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября 1889 года был похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Семья

Дед (по матери) — Егор (Георгий) Иванович Голубев (1781—20.04.1818), протоиерей саратовской Нерукотворенно-Спасской (Сергиевской) церкви, «был человек честный, учёный и любимый многими».

Бабка (по матери) — Пелагея Ивановна Голубева, урождённая Кириллова (1780—1847), дочь саратовского священника Иоанна (Ивана) Кириллова (около 1761—после 1821) и его супруги Мавры Порфирьевны (около 1761—после 1814).

Была “типической, суровой, властной, непреклонной женщиной старого века, с характером, подчиняющим себе окружающих”. Имела двух дочерей.

Важно

Отец — Гавриил Иванович Чернышевский (5.07.1793—23.10.1861), старший сын дьякона села Чернышевки Чембарского уезда Пензенской губернии Ивана Васильева (1763—1809) и его супруги Евдокии (Авдотьи) Марковны (1767—1835); у него были сестра Степанида (1791—?) и брат Фотий (1794—?).

Читайте также:  Сколько весит слон – интересные факты

После обучения в Тамбовском училище был переведен в Пензенскую семинарию, где и получил фамилию по месту рождения с.Чернышево Пензенской губернии – Чернышевский, для включения его в списки семинаристов. Женившись на дочери протоиерея Е. И.

Голубева, в 1825 году стал протоиереем в Саратове; с 1826 член духовного правления. Знал языки и историю.

Мать — Евгения Егоровна Голубева (30.11.1803—19.04.1853), венчалась с Г. И. Чернышевским 7 июня 1818 года.

Тётка — Александра Егоровна Голубева (1806—15.08.1884), единственная сестра Е. Е. Чернышевской. Была дважды замужем: 1) за подпоручиком артиллерии Николаем Михайловичем Котляревским (ум. 28.08.

1828), у них 3 детей: Любовь (1824—1852), Софья (1826—1827) и Егор (1828—1892); 2) с 1831 года за мелкопоместным дворянином Николаем Дмитриевичем Пыпиным (1808—1893), саратовским чиновником, от которого родила ещё 8 детей, в числе которых был А. Н. Пыпин.

Сестра — Пелагея Гавриловна Чернышевская (7.09.1825—25.09.1825), прожила меньше месяца.

Н. Г. Чернышевский был женат с 29 апреля 1853 года на Ольге Сократовне Васильевой (15.03.1833—11.07.1918), дочери саратовского доктора Сократа Евгеньевича Васильева (1796—1860) и Анны Кирилловны Казачковской, дочери генерал-лейтенанта К. Ф. Казачковского. Ольга Сократовна “была жизнерадостной, энергичной, любящей подвижные игры, весёлой и смелой девушкой”. У них родилось 3 сыновей:

  • Александр (5.03.1854, Санкт-Петербург, — 17.01.1915, Рим, Италия), математик по образованию, всю жизнь увлекавшийся литературой.
  • Виктор (20.01.1857, Санкт-Петербург, — ноябрь 1860, там же), умер в детстве.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/nikolaj-chernyshevskij

Николай Чернышевский биография

Чернышевский Николай Гаврилович (12 (24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и литератором.

Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.

До 14 лет обучался в домашних условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н. Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть свободного времени.

В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.

Совет

В 1846 году он сдает экзамены и поступает на историко-филологического факультета в университет Санкт-Петербурга.

Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных материалистов происходило формирование будущего революционера.

Как утверждает краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.

Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.

В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.

В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей – Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером.

Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.

Журнал Годы работы Деятельность
«Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки» 1853-1854 Небольшие революционные статьи
«Современник» 1854-1862 В 1855-1862 руководил выпуском журнала
«Военный сборник» 1858 Редактор

После проведения в России «Великих реформ» Чернышевский выступает идейным вдохновителем народничества и хождения в народ. В 1863 году вон публикует в «Современнике» главный роман своей жизни, который называется «Что делать?». Это самое главное произведение Чернышевского.

У Чернышевского биография изобилует тяжелыми моментами жизни. В 1864 году за свою социально-революционную деятельность и причастность к «Народной воле» Николай Гаврилович направлялся в 14-летнюю ссылку для работы на каторге.

Спустя время срок приговора был в два раза уменьшен благодаря указу императора. После каторги Чернышевскому предписывалось пожизненно остаться в Сибири. Отбыв каторгу, в 1871 году ему предписывают местом жительства город Вилюйск.

Обратите внимание

В 1874 году ему предложили свободу и отмену приговора, но Чернышевский не стал отправлять императору свое прошение о помиловании.

Его младший сын многое сделал для возвращения отца в родной Саратов и лишь через 15 лет Чернышевский все-таки переезжает жить на свою малую родину. Не прожив в Саратове и полугода, философ заболевает малярией. Смерть Чернышевского произошла от кровоизлияния в мозг. Великий философ был похоронен на Воскресенском кладбище.

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/chernyshevskiy-nikolay.html

Николай Гаврилович Чернышевский: биография, семья, творчество :

Чернышевский Николай Гаврилович – видный общественный деятель XIX века. Знаменитый русский писатель, критик, ученый, философ, публицист. Самое известное его произведение – роман «Что делать?», который оказал очень большое влияние на общество своего времени. В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве автора.

Чернышевский: биография. Детство и юность

Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиреем местного Александро-Невского кафедрального собора, происходил из крепостных крестьян села Чернышева, отсюда берет начало и фамилия. Первое время обучался дома под надзором отца и двоюродной сестры. Был также у мальчика француз-гувернер, обучавший его языку.

В 1846 году Чернышевский Николай Гаврилович поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение. Уже в это время начинает складываться круг интересов будущего писателя, которые позднее найдут отражение в его произведениях.

Юноша изучает русскую литературу, читает Фейербаха, Гегеля, философов-позитивистов. Чернышевский осознает, что главное в человеческих поступках – это польза, а не отвлеченные идеи и бесполезная эстетика. Наибольшее впечатление на него произвели работы Сен-Симона и Фурье.

Их мечта об обществе, где все равны, показалась ему вполне реальной и достижимой.

Окончив в 1850 году университет, Чернышевский возвратился в родной Саратов. Здесь он занял место учителя словесности в местной гимназии. От учеников он нисколько не скрывал своих бунтарских идей и явно думал больше о том, как преобразить мир, нежели об обучении детей.

Переезд в столицу

В 1853 году Чернышевский (биография писателя представлена в этой статье) решает бросить преподавание и перебраться в Петербург, где начинает публицистическую карьеру. Очень быстро он стал самым видным представителем журнала «Современник», куда его пригласил Н. А. Некрасов.

В начале своего сотрудничества с изданием Чернышевский сосредоточил все свое внимание на проблемах литературы, поскольку политическая ситуация в стране не позволяла открыто высказываться на более животрепещущие темы.

Параллельно с работой в «Современнике» писатель в 1855 году защищает диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он отрицает принципы «чистого искусства» и формулирует новое воззрение – «прекрасное – есть сама жизнь».

По мнению автора, искусство должно служить на благо людям, а не превозносить самое себя.

Эту же мысль Чернышевский развивает в «Очерках гоголевского периода», опубликованных в «Современнике». В этом труде он проанализировал самые известные произволения классиков с точки зрения озвученных им принципов.

Новые порядки

Столь необычными взглядами на искусство и прославился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что у него были как сторонники, так и ярые противники.

С приходом к власти Александра II политическая обстановка в стране резко изменилась. И многие темы, которые раньше считались запретными, стало разрешено обсуждать публично. Кроме того, вся страна ждала от монарха реформ и значительных перемен.

«Современник», возглавляемый Добролюбовым, Некрасовым и Чернышевским, не остался в стороне и участвовал во всех политических обсуждениях.

Активнее всех печатался Чернышевский, который старался высказать свое мнение по любому вопросу. Кроме того, он занимался рецензированием литературных произведений, оценивая их с точки зрения полезности обществу.

Важно

В этом отношении от его нападок сильно пострадал Фет, вынужденный в итоге покинуть столицу.

Однако наибольший резонанс получило известие об освобождении крестьян. Сам Чернышевский воспринял реформу как начало еще более серьезных изменений. О чем часто писал и говорил.

Арест и ссылка

Творчество Чернышевского привело к аресту. Случилось это 12 июня 1862 года, писатель был взят под стражу и заключен в Петропавловскую крепость. Обвиняли его в составлении прокламации под названием «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это воззрение было написано от руки и передано человеку, который оказался провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало перехваченное тайной полицией письмо Герцена, в котором было высказано предложение выпускать в Лондоне запрещенный «Современник». При этом Чернышевский выступал в роли посредника.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий тайной полиции, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. Одновременно с этим Чернышевский не оставил свое призвание и продолжал писать. Именно здесь им был написан роман «Что делать?», позднее изданный частями в «Современнике».

Вердикт писателю был вынесен 7 февраля 1864 года. В нем сообщалось, что Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ, после которых он должен будет навсегда поселиться в Сибири. Однако Александр II лично сократил время каторги до 7 лет. В общей сложности в заключении писатель провел более 20 лет.

За 7 лет Чернышевского не раз переводили из одной тюрьмы в другую. Он побывал в Нерчинской каторге, Кадаинской и Акатуйской тюрьмах и Александрийском Заводе, где до сих пор сохранился дом-музей имени писателя.

После окончания каторжных работ, в 1871 году, Чернышевского отправили в Вилюйск. Через три года ему официально было предложено освобождение, но писатель отказался писать ходатайство о помиловании.

Взгляды

Философские взгляды Чернышевского на протяжении его жизни были резко бунтарскими.

Писателя можно назвать прямым последователем русской революционно-демократической школы и прогрессивной западной философии, в особенности социал-утопистов.

Увлечение в университетские годы Гегелем привело к критике идеалистических воззрений христианства и либеральной морали, которую писатель считал «рабской».

Философию Чернышевского называют монистической и связывают ее с антропологическим материализмом, так как он акцентировал внимание на вещном мире, пренебрегая духовностью.

Совет

Он был уверен, что естественные потребности и обстоятельства формируют нравственное сознание человека. Если удовлетворить все потребности людей, то личность расцветет и не будет никаких нравственных патологий.

Но чтобы этого достичь, нужно серьезно изменить условия жизни, а это возможно только через революцию.

Его этические нормы базируются на антропологических принципах и концепции разумного эгоизма. Человек относится к миру природы и подчиняется ее законам. Чернышевский не признавал свободы воли, заменяя ее принципом причинности.

Личная жизнь

Довольно рано женился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократовна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то предпочла тихого и неловкого Чернышевского всем своим поклонникам. В браке у них родились два мальчика.

Семья Чернышевского жила счастливо до тех пор, пока писателя не арестовали. После того как его отправили на каторгу, Ольга Сократовна навестила его в 1866 году.

Однако ехать в Сибирь вслед за мужем отказалась – ей не подходил местный климат. Двадцать лет она прожила одна. За это время у красивой женщины сменилось несколько любовников.

Писатель нисколько не порицал связей жены и даже писал ей о том, что женщине вредно долго оставаться одной.

Читайте также:  Анна арефьева - биография, личная жизнь, фото

Чернышевский: факты из жизни

Приведем несколько примечательных событий из жизни автора:

  • Маленький Николай был невероятно начитан. За свою любовь к книгам он даже получил прозвище «библиофаг», то есть «пожиратель книг».
  • Цензура пропустила роман «Что делать?», не заметив в нем революционной тематики.
  • В служебной переписке и документации тайной полиции писателя называли «врагом Российской империи номер один».
  • Ф. М. Достоевский был ярым идейным противником Чернышевского и откровенно с ним спорил в своих «Записках из подполья».

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности.

Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике».

Обратите внимание

Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Последние годы жизни и смерть

В 1883 году Чернышевскому разрешают переехать в Астрахань. К этому времени он уже был больным человеком преклонных лет. В эти годы за него начинает хлопотать сын Михаил.

Благодаря его стараниям писатель в 1889 г. переселяется в Саратов. Однако в этом же году он заболевает малярией. Скончался автор 17 (29) октября от кровоизлияния в мозг.

Был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Память о Чернышевском жива до сих пор. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

Источник: https://www.syl.ru/article/295023/nikolay-gavrilovich-chernyishevskiy-biografiya-semya-tvorchestvo

Краткая биография Чернышевского самое главное

Чернышевский Николай Гаврилович является известным русским писателем и журналистом. Он был рожден в 1828 году в Саратове. Поскольку его отец был священником, обучение Николай начал в духовной семинарии. Затем в 18 лет он поступает в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

В 25 лет Чернышевский женится на Ольге Васильевой. В браке он придерживался равенства полов, что в то время представлялось революционной идеей.

В это же время он переезжает в Петербург и начинает строить карьеру публициста. Особую известность он получил, работая в журнале «Современник».

В 50-х годах активно печатались произведения писателя, в которых он открыто высказывал свое мнение об ожидаемом крестьянском восстании. За революционно-демократические взгляды журнал был закрыт.

Чернышевский продолжал продвигать свои идеи, писал революционные прокламации. Власти установили за ним слежку, и вскоре Николай был арестован и отправлен на время следствия в Петропавловскую крепость.

По приговору его осудили на 7 лет каторги и ссылку в Сибирь до конца жизни.

Во время следствия Николай Чернышевский создал свое произведение «Что делать».

В 1883 году Чернышевскому разрешили уехать в Астрахань. В 1889 году Николай Чернышевский ушел из жизни.

10 класс. По датам

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Михалков Сергей
    Один из авторов современного гимна Российской федерации, Сергей Владимирович Михалков – известный русский писатель для детей.
  • Юлий Ким
    Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.
  • Князь Олег
    Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.
  • Гончаров Иван Андреевич
    Иван Гончаров – знаменитый писатель появился на свет в Симбирске 6 июня 1812 года. Это было непростое для России время, так как шла война с французскими захватчиками
  • Витус Ионассен Беринг
    Витус Ионассен Беринг – величайший русский первооткрыватель земель Камчатки и прилегающих территорий. Витус Ионассен Беринг появился на свет 2 августа 1681 года в датском городе Хоренс

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/chernyshevskij-nikolaj-gavrilovich

Краткая биография Николая Чернышевского самое главное

Выдающийся русский мыслитель, философ, публицист Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля (24-го по старому стилю) 1828 года в городе Саратове.

Отец Николая Гавриловича был протоиереем местного Александро- Невского собора, был человеком набожным и достаточно образованным и с детства прививал сыну любовь к науке.

С раннего детства к ребенку был приставлен гувернер из Франции, который также поспособствовал духовному развитию мальчика.

Важно

Знания юного Николая потрясали всех окружающих, его называли «пожирателем книг», в возрасте 15 лет он без труда поступил в местную духовную семинарию, там зарекомендовал себя очень способным и умелым учеником, и уже спустя три года, не успев закончить семинарию, поступил на историко – филологическое отделение Петербургского университета. Во время учебы в университете и сформировалось мышление Н. Г. Чернышевского, наполненное материалистическо – социалистическими взглядами: на него сильно повлияли труды социалистов- утопистов (Мор, Кампанелла), диалектическое учение Георга Гегеля, а также материализм немецкого философа Л. Фейербаха.

Также именно здесь Николай Гаврилович начал писать свои первые произведения. В 1850 году Чернышевский окончил университетский курс и был направлен для преподавания в Саратовскую гимназию, спустя год начал работу, активно пропагандируя среди молодежи радикальные идеи.

В 1853 году Чернышевский познакомился с будущей женой – О.С. Васильевой, после свадьбы с которой переехал в столицу, где работал некоторое время в качестве преподавателя Второго кадетского корпуса, однако, вскоре был уволен.

В том же году началась активная литературная жизнь Н.Г. Чернышевского: его произведения начинают печатать в «Отечественных записках» и «Санкт – Петербургских ведомостях», в 1854 году он перешел в журнал «Современник», в котором вместе с Некрасовым и Добролюбовым, фактически, стал одним из лидеров издания, пропагандируя на его страницах революционные идеи.

В 1850-е гг. Чернышевский был вовлечен в ряд военно – революционных кружков, взаимодействовал с видными деятелями русской социалистической мысли – Герценом и Огаревым, стал одним из пионеров отечественного народничества.

С опубликованным в 1861 году манифестом об отмене крепостного права в России Николай Гаврилович не согласился, изобличал действия царского правительства, был вдохновителем революционных сил в Империи, не случайно, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс называли его «главой революционной партии».

Деятельность Чернышевского вызывала опасение у полиции, с 1861 года он находился под ее надзором, в мае следующего года был закрыт крамольный журнал «Современник» на несколько месяцев.

В 1862 году философ был арестован царской полицией, следствие по его делу проходило в течение двух лет, во время которого Чернышевским был написан роман «Что делать», ставший для революционно настроенной молодежи манифестом.

Совет

В 1864 году был объявлен окончательный приговор: писатель был осужден на 14-летнюю каторгу, а затем к ссылке в Сибирь, однако, вскоре император Александр Второй сократил срок каторги вдвое (до 7 лет). После отбытия наказания на каторге, в 1871 году он был переведен в город Вилюйск (совр. Якутия).

В 1874 году ему предложили подать прошение царю о помиловании, но Николай Гаврилович отказался это сделать, не считая себя виновным. Друзьями писателя были предприняты неоднократные попытки его освобождения из места заключения (1871 г. – Г. А. Лопатиным, 1875 г. – И. Н. Мышкиным), однако, они были неудачными.

В 1883 году Чернышевскому было позволено возвратиться в Европейскую Россию, в город Астрахань.

В 1889 году писатель вернулся в родной Саратов, где вскоре заболел малярией и 17 октября сего же года скончался.
Стоит заметить, что значение деятельности Н.Г.

Чернышевского высоко оценивалось гениями социалистической мысли – К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И.

Ульяновым- Лениным, один из основоположников идеи марксизма в России, Георгий Валентинович Плеханов отмечал, что его мировоззрение формировалось под непосредственным влиянием идей Чернышевского.  

10 класс о главном очень кратко

Биография Чернышевского о главном

Николай Гаврилович Чернышевский прославился  в русской истории как философ, публицист и литературный критик.

Будущий писатель и революционер родился 12 июля 1828 в Саратове в семье священнослужителя. Его отец, Гавриил Иванович был набожным и хорошо образованным человеком. С детства мальчику привилась любовь к чтению. И уже с малых лет юный Чернышевский поражал окружение начитанностью и кругозором.

В 15 лет мальчик легко поступил самарскую духовную семинарию. Однако уже через три года Николай Гаврилович носит гордое звание студента одного из лучших российских университетов.

Обратите внимание

Чернышевский поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета. Студенческий период жизни начинающего публициста ознаменован становлением его научных и философских взглядов.

Ему были близки идеи утопизма и социализма, которые были им почерпнуты из произведений Т. Мора, Т.Кампанеллы, а также философии Г.Гегеля.

Период жизни Чернышевского с 1851 по 1854 год был довольно активным. В 1853 году, публицист переезжает в Петербург и пробует себя в качестве педагога Второго кадетского корпуса. Однако, Чернышевский достаточно быстро оставляет педагогику.

В это же время, он начинает активные «пробы пера». Первые небольшие публицистические статьи Чернышевского публикуются в «Современнике» и «Петербургских ведомостях».

И в 1854 году имя Чернышевского внесено в список сотрудников журнала «Современник».

В своих произведениях публицист поднимает острые проблемы социально-экономические проблемы современности. Также к этому времени относится и ряд литературно-критических статей.

Центральное место в его статьях к 1858 году стал занимать вопрос о готовящихся аграрных реформах в стране. Уже неоднократно Чернышевский выражал свое несогласие с «линией» правительства и призывал к революционному пути.

При этом «центром» преобразований должна была, по мнению публициста, стать крестьянская община.

Важно

Социалистические и революционные взгляды Чернышевского со временем стали объектом полицейского надзора.

Усугубило ситуацию и то, что в период с 1861по 1862 год публицист стал идеологом и вдохновителем самой крупной революционной организации народников «Земля и воля».

Кроме того, тайной полиции удалось завладеть письмом Герцена, в котором предлагалось выпускать запрещенный «Современник». Все это привело к тому, что в 1862 году Чернышевский оказался на скамье подсудимых и был осужден. Однако произошло это в 1864 году.

В самое тяжелое время жизни рождается главное произведение —  роман «Что делать?».

Публицист и революционер был приговорен к 14 годам каторги, но Александр II неожиданно изменил срок отбывания наказания Чернышевским до 7 лет.

Тем не менее, родную саратовскую землю, Чернышевский смог увидеть только в 1889 году. А 29 октября 1889 года, публициста, философа и революционера не стало.

Вплоть до 1905 года работы Чернышевского входили в «черный список» тайной полиции и были запрещены.

10 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Ньютон Исаак↑ БиографииГалилео Галилей →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/chernyshevskij

Чернышевский Николай Гаврилович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги

Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы.

Читайте также:  Иосиф бродский - биография, личная жизнь, фото

Выходец из семьи саратовского священника, Чернышевский тем не менее был хорошо образован. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в духовную семинарию.

«По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования», — писал в своей статье советский литературовед Павел Лебедев-Полянский.

Не закончив семинарский курс, Чернышевский в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.

Совет

Николай Гаврилович с интересом читал сочинения крупнейших философов, начиная с Аристотеля и Платона и кончая Фейербахом и Гегелем, экономистов и теоретиков искусства, а также труды естествоиспытателей. В университете Чернышевский познакомился с Михаилом Илларионовичем Михайловым.

Именно он свел молодого студента с представителями кружка петрашевцев. Членом этого кружка Чернышевский не стал, однако нередко бывал на других собраниях — в обществе отца русского нигилизма Иринарха Введенского.

После ареста петрашевцев Николай Чернышевский записал в своем дневнике, что посетители кружка Введенского «о возможности восстания, которое бы освободило их, и не думают».

Окончив университетский курс в 1850 году, молодой кандидат наук получил распределение в Саратовскую гимназию. Свою должность новый учитель использовал в том числе для пропаганды революционных идей, за что прослыл вольнодумцем и вольтерьянцем.

«У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость бог знает на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою, — я такие вещи говорю в классе».

После женитьбы Чернышевский вернулся в Санкт-Петербург и был определен учителем во второй кадетский корпус, но его пребывание там, несмотря на все педагогические заслуги, оказалось недолгим. Николай Чернышевский ушел в отставку после конфликта с офицером.

Первые литературные произведения будущий автор романа «Что делать?» начал писать в конце 1840-х. Переехав в 1853 году в Cеверную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках».

Через год, окончательно покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришел в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым.

Николай Чернышевский был одним из идеологов превращения журнала в трибуну революционной демократии, что отвернуло от «Современника» ряд авторов, среди которых были Тургенев, Толстой и Григорович.

Обратите внимание

При этом Чернышевский всячески поддерживал Добролюбова, которого в 1856-м привлек в журнал и передал ему руководство отделом критики. С Добролюбовым Чернышевского связывала не только общая работа в «Современнике», но и схожесть ряда социальных концепций, один из самых ярких примеров — педагогические идеи обоих философов.

Продолжая активную работу в «Современнике», в 1858 году литератор стал первым редактором журнала «Военный сборник» и привлек в революционные кружки некоторых русских офицеров.

Современники золотого века русской литературыКрепость, не знавшая сражений

В 1860-м в свет выходит главный философский труд Чернышевского «Антропологический примат в философии», а год спустя, после оглашения Манифеста об отмене крепостного права, автор выступает с целым рядом статей, критикующих реформу. Формально не являясь членом кружка «Земля и воля», Чернышевский тем не менее стал его идейным вдохновителем и попал под тайный надзор полиции.

В мае 1862 года «Современник» закрыли на восемь месяцев «за вредное направление», а в июне под арест попал сам Николай Чернышевский.

Положение литератора ухудшило письмо Герцена к революционеру и публицисту Николаю Серно-Соловьевичу, в котором первый заявлял о своей готовности издавать журнал за границей.

Чернышевского обвинили в связях с революционной эмиграцией и заключили в Петропавловскую крепость.

Следствие по делу «врага Российской империи номер один» продолжалось около полутора лет. За это время был написан роман «Что делать?» (1862–1863), опубликованный во вновь открывшемся после перерыва «Современнике», неоконченный роман «Повести в повести» и несколько повестей.

В феврале 1864 года Чернышевский был приговорен к каторжным работам сроком на 14 лет без права возвращения из Сибири. И хотя император Александр II сократил каторгу до семи лет, в целом критик и литературовед пробыл в тюрьме более двух десятилетий.

В начале 80-х годов XIX века Чернышевский вернулся в центральную часть России — город Астрахань, а в конце десятилетия, благодаря стараниям сына, Михаила переехал на родину в Саратов. Однако через несколько месяцев после возвращения писатель заболел малярией. Умер Николай Гаврилович Чернышевский 29 октября 1889 года, похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8628/nikolai-chernyshevskii

Чернышевский, Николай Гаврилович – краткая биография – Русская историческая библиотека

Николай Гаврилович Чернышевский родился в 1828 г. в Саратове, в семье священника. В 1858 г.

он опубликовал докторскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности, в которой утверждал, что искусство, будучи всего-навсего более или менее адекватным подражанием действительности, всегда ниже действительности, которую оно изображает.

Позже он выпустил Очерки гоголевского периода русской литературы, заложившие основу утилитаристской и «гражданственной» литературной критики и возродившие культ Белинского.

Николай Гаврилович Чернышевский. Фото 1859

Важно

После 1857 г. Чернышевский стал заниматься экономическими и социальными вопросами, сделавшись признанным вождем молодого поколения радикалов. В 1861 г.

, не удовлетворенный освобождением крестьян, он перешел к активным революционным действиям; вокруг него сложились первые ячейки революционных социалистов.

Они стали печатать зовущие «к топору» прокламации и устроили ужасающие поджоги в Петербурге. В 1862 г. Чернышевский был арестован.

Два года он просидел в Петропавловской крепости, где написал свой знаменитый роман Что делать? – первый и самый влиятельный из длинной череды тенденциозных радикальных романов.

В образе своего героя Рахметова он изобразил идеального радикала – волевого и сильного, народника и аскета. В 1864 г. Чернышевский был сослан в Сибирь, где сначала сидел в остроге, а потом был на поселении в заброшенном городке на северо-востоке – Вилюйске. В 1883 г.

ему было разрешено проживание в Астрахани, а потом и в его родном Саратове. Он умер в 1889 г.

Социализм Чернышевского был близок народническому социализму Герцена, он тоже хотел опираться на крестьянскую общину и на рабочую артель, так же хотел избежать капиталистического развития для России.

В своей Критике философских предубеждений против общинного землевладения он, пользуясь терминологией гегелевской диалектики, пытался показать, что можно миновать средний капиталистический период развития, доведя его до крайнего минимума, почти до нуля.

При этом Чернышевский был за индустриальное развитие, и в этом не был народником, если под народничеством понимать требование, чтобы Россия оставалась исключительно земледельческой страной и не вступала на путь развития промышленности.

Совет

Но он верил, что это промышленное развитие может совершаться не западным капиталистическим путем. Общенародническим у него оставался примат распределения над производством.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4244-chernyshevskij-nikolaj-gavrilovich-kratkaya-biografiya

Николай Гаврилович Чернышевский, краткая биография

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года. Его отец – Гаврил Николаевич Чернышевский, протоирей Александро-Невского кафедрального собора Саратова. Мать – Евгения Егоровна Чернышевская (в девичестве – Голубева). В детстве Чернышевский очень любил читать.

За свою любовь к книгам он получил прозвище «библиофага». В сентябре 1842 года его зачислили в Саратовскую духовную семинарию. Проведенное в ней время он использовал по большей части для самообразования.

Не завершив обучение в семинарии, Чернышевский отправился в столицу и поступил в 1846 году на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.

Весной 1848 года Николай Гаврилович стал проявлять интерес к революционным событиям в западноевропейских странах. Благодаря общению с петрашевцем А. В. Ханыковым Чернышевский начал изучать труды французского философа, представителя утопического социализма Шарля Фурье.

В 1851 году Николай Гаврилович вернулся в Саратов, чтобы преподавать в местной гимназии. В 1853 году он познакомился с О. С. Васильевой и в скором времени женился на ней. В мае супруги переехали в Петербург.

К этому периоду относится начало литературной деятельности Чернышевского. Его небольшие статьи публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Отечественных записках».

В январе 1854 года Николая Гавриловича определили во 2-й Петербургский кадетский корпус в качестве учителя словесности. Проработал он там недолго. Ему пришлось подать в отставку из-за конфликта с офицером.

Обратите внимание

После знакомства с Некрасовым Чернышевский начал сотрудничать с журналом «Современник», где были напечатаны его «Очерки гоголевского периода русской литературы», статьи об Островском, Пушкине, Салтыкове-Щедрине и так далее.

В мае 1855 года Николай Гаврилович защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности».

В ней он следующим образом высказался об искусстве: «Из определения “прекрасное есть жизнь” будет следовать, что истинная, величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством».

После защиты диссертации Чернышевскому не была присуждена ученая степень, так как этому помешал министр просвещения А. С. Норов. Николай Гаврилович стал магистром русской словесности только в 1858 году. Тогда же он получил должность редактора журнала «Военный сборник».

В начале 1860-х годов Чернышевский по праву считался вождем социал-революционной интеллигенции. В среде ее представителей Николай Гаврилович пользовался огромным авторитетом. В 1860 году вышло главное философское сочинение Чернышевского «Антропологический принцип в философии». С 1861 года он находился под тайным надзором полиции.

12 июня 1862 года его арестовали и посадили в одиночную камеру в Петропавловской крепости. Николая Гавриловича обвинили в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», написанной под впечатлением от отмены крепостного права в 1861 году. В ней нашло отражение неприятие Чернышевским Крестьянской реформы.

В феврале 1864 года Николая Гавриловича приговорили к 14 годам каторжных работ и поселению в Сибири пожизненно. Александр II срок каторги сократил в два раза. В мае состоялась гражданская казнь Чернышевского. В общей сложности в тюрьме, на каторге и в ссылке Николай Гаврилович провел порядка двадцати лет.

При этом периодически предпринимались попытки освободить его. В 1883 году ему разрешили вернуться в европейскую часть России. В июне 1889 года Чернышевский переехал в Саратов. В октябре он заболел малярией. 17 (29) октября Николай Гаврилович скончался. Его похоронили на Воскресенском кладбище в Саратове.

Краткий анализ творчества

По замечанию литературоведа Ю. М. Лотмана, художественное творчество Чернышевского «неразрывно связано с борьбой, которую он вел как идеолог и политический вождь революционной демократии». Произведения Николая Гавриловича наполнены революционными патриотическими идеями. При этом важнейшей задачей писателя было правдивое изображение современной русской жизни.

Главное художественное произведение Чернышевского – роман «Что делать?», написанный во время заключения в Петропавловской крепости и впервые опубликованный в журнале «Современник» в 1863 году. Он создавался в спешке. Кроме того, автор практически не надеялся, что роман напечатают.

Из-за этого произведение не лишено разного рода недостатков. «Что делать?» – роман, носящий политический и социально-утопический характер. Его главные герои – «новые люди», которые борются со старым миром, руководствуясь принципами «разумного эгоизма».

Важно

Они честны, не способны на подлости, в критические моменты могут совершать решительные поступки. При этом им необходим человек, который бы их возглавил, повел за собой. В романе такой «особенный человек» – Рахметов, предстающий рыцарем без страха и упрека. По утверждению Г. В.

Плеханова, «в каждом из выдающихся русских революционеров была огромная доля рахметовщины».

По писателю: Чернышевский Николай Гаврилович

Источник: https://goldlit.ru/chernyshevsky-biography

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector