Как иностранные языки влияют на мозг

Как изучение иностранного языка влияет на наш мозг?

То, что знание английского увеличивает зарплату и открывает все двери – это из разряда “спасибо, кэп”. Но знал ли ты, что изучение иностранного языка (пусть даже санскрита или клингонского) сделает тебя счастливее? Поможет принимать верные решения? Продлит жизнь?!

Сегодня тебя ждет огромная, но невероятно интересная статья об устройстве нашего мозга и о причинах его “дружбы” с изучением языков.

1. Польза для мозга

Известно, что Марк Цукерберг довольно много времени в подростковом возрасте потратил на изучение дневнегреческого языка. Все мы знаем, что уроки классических языков ранее преподавались в гимназиях.

Когда я училась в Университете, самый большой конкурс у нас был на кафедру ИТМК, где в число обязательных предметов входило изучение латинского, древнегреческого и еще какого-то древнего экзотического – например, я учила древнекоптский язык.

Применимо ли все это в текущей жизни? Конечно, нет. Я лично помню едва ли 10% из того, что учила.

Обратите внимание

Были ли это с пользой потраченные годы и тысячи часов для всех участников процесса?

Конечно, да!

Потому что изучение языка – это одна из лучших тренировок для развития мозга, его способности к обучению и восприятию нового. Наш мозг всегда старается совершенствовать тот процесс, который мы делаем чаще всего – он его оптимизирует, старается связать с этим процессом выделение большего количества гормонов удовольствия и т. д.

Когда ты каждый день смотришь сериалы и ешь чипсы, это не значит, что твой мозг бездействует, он просто совершенствует процесс поедания чипсов и просмотра сериалов.

Если мы говорим об изучении языка – ничто не помогает мышлению развиваться и быть довольно гибким для того, чтобы впоследствии освоить любую систему. Новый язык программирования, новую технологию, новые знания о мире.

И именно способность к освоению одновременно нескольких систем позволяет людям открывать новое – новый продукт, бизнес, технологию.

Потому что чаще всего – это результат, когда к одной области знаний ты догадался применить идеи из другой системы или области.

Я специально начала с примера экзотического языка, а не английского. Всем и так понятно, что английский – учить полезно, потому что это помогает в карьере и позволяет путешествовать по всему миру комфортно.

Но пример чего-то, на вид бесполезного, но, для мозга обладающего той же пользой, нагляднее показывает механизм влияния изучения языка на наш мозг. Я бы добавила – что древние языки для мозга намного полезнее, чем английский, потому что для нашего сознания – это совсем новая система, с которой нет никаких ассоциаций в современном мире (мало синонимов, нет использования в новоязе).

Итак, первое и главное, изучение любого языка – развивает нашу способность учиться и исследовать, как самый эффективный набор тренировок – для развития физических мышц.

Второе, изучение языка в буквальном смысле меняет личность и обогащает наше понимание реальности.

Как это?

Если глаза – это условные окна для твоего тела, то язык и слова – это условные окна для твоего сознания и личности.

Вся парадигма личности в современной психофизиологии построена на том, что язык настолько развит, что в нем есть слова для описания индивидуальности, личности и ее различия в сравнении с другими, что в нашем языке достаточно значимых понятий для описания этих оттенков. Например, в языках народов, где распространен буддизм, нет достаточного количества слов для описания личности и процессов сознания.

Это научный факт – язык расставляет значения для объектов в окружающем мире. Что-то становится для тебя значимым, если у этого есть название, и это название к тому же – вызывает позитивные эмоции. Например, в эскимосских языках есть 20 и больше слов для обозначения снега.

Важно

Потому что в их мире снег имеет БОЛЬШОЕ значение. Если ты выучишь эти 20 слов, твое представление о снеге изменится навсегда. Также – если ты очень хорошо выучишь французский язык, твое отношение к еде изменится драматически.

Просто потому что теперь ты будешь способен описать ее значительно большим количество слов, чем раньше.

То есть когда ты учишь новый язык – это не значит, что ты выучил большое количество переводов уже известных слов. Такой подход к изучению языка как раз будет очень трудным и не принесет желаемого результата. Изучение языка обогащает твои способности к анализу и восприятию окружающего мира, потому что ты начинаешь в нем просто (тупо) видеть больше вещей.

Что происходит с мозгом, который изучает язык. Как это все организовано внутри

Наш мозг – очень сложная система, состоящая из множества частей. До сих пор далеко не все из них изучены, с точки зрения того, за что они отвечают.

Кроме того, мозг – это система взаимосвязей, то есть эти части еще образуют множество комбинаций, включающих у нас решение принять то или иное действие, оценку ситуации, эмоции, рефлексы и т.д.

Сквозь эти части проходят нейропути (например, норадреналиновые или дофаминовые), по которым движутся гормоны, большей частью нейромедиаторы, и включают те или иные области мозга или активируют нейронные связи. Есть еще ряд механизмов, которые, в зависимости от ситуации, включают и выключают активность разных частей головного мозга.

Но за рациональные мысли, обучение, креативность, то, с чем мы привыкли ассоциировать человека, отвечает кора головного мозга, и в большей степени – префронтальная кора, передняя часть коры головного мозга.

Здесь находится самое большое количество нейронных связей, синапсов.

Их у человека настолько много, что большая часть их в каждый момент времени не занята, не вовлечена в процесс выживания организма.

Например, мозг мыши фактически весь подчинен функциям выживания и рефлексов. А наши же неиспользованные синапсы в любой момент времени доступны тому, чтобы заняться чем-то новым и перестроиться.

Что такое обучение на уровне физиологии?

Обучение – это формирование новых нейронных связей, синапсов, и изменение уже существующих. Американский нейрофизиолог Айра Блэк определял знание – как архитектуру сети между определенными нейронами, а обучение – как модификацию этой архитектуры.

Синапс – это точка соединения нейронов. Как они соединяются? Химически. Их связывают через рецепторы аксонов и дендритов определенные химические вещества – лиганды, большая часть из них – известные нам нейромедиаторы, например, эндорфин или дофамин.

Нейробиолог Кэнденс Перт назвала их даже informational substance – информационное вещество. И каждый раз, когда мы узнаем что-то новое, возникает новая цепочка или меняется старая.

Совет

Нейромедиаторы – это как буквы алфавита, а цепочки – это набор слов, которыми мы владеем.

Новый язык – прямо в буквальном смысле, физически, рождается в нашем мозгу в виде новых синапсов.

У человека более 100 миллиардов нейронов, каждый соединен с сотнями других нейронов синапсами в количестве от 1 до 10 тысяч. По расчетам ученых, понадобилось бы около 32 миллионов лет, чтобы сосчитать все синапсы в нашей коре головного мозга. Представляете, какая у нас потенциальная мощность по формированию новых цепочек, а, значит, нового знания?

Источник: https://corp.lingualeo.com/ru/2017/07/10/kak-izuchenie-yazyika-vliyaet-na-mozg/

Иностранный язык и развитие мозга: 6 удивительных фактов

Мы учим иностранные языки, чтобы преуспеть в карьере, уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура его носителей. Между тем изучение языков несет в себе огромную пользу для нашей психики и для развития мозга.

Любопытно, что с этой точки зрения лучше владеть несколькими языками не в совершенстве, чем выучить один иностранный досконально.

Если вы учите иностранные языки, ваш мозг растет, причем в буквальном смысле слова.

Точнее, растут его отдельные области — гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий.

Исследователи, опубликовавшие результаты изучения мозга у профессиональных переводчиков, отмечали рост объема серого вещества у тех из них, кто в течение как минимум трех месяцев занимался углубленным изучением языка. Причем чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества.

Билингвам (носителям двух или более языков) положена в среднем пятилетняя отсрочка от деменции, вызываемой синдромом Альцгеймера. К такому удивительному результату пришла команда нейропсихологов, сравнивавшая течение болезни у людей, освоивших иностранные языки и, наоборот, не владеющих ими.

Из 211 участников исследования 102 пациента владели как минимум двумя языками, а остальные 109 не удосужились выучить никакого языка, кроме родного.

Обратите внимание

Изучив течение болезни у представителей этих двух категорий, ученые пришли к выводу, что в первой категории первые признаки синдрома диагностировались в среднем на 4,3 года позже, а состояние деменции, к которому приводило его развитие, — на 5,1 года позже, чем во второй категории.

Те, кто владеет несколькими языками, быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств

Ранее медики высказывали мнение, что усиленное развитие мозга замедляет развитие синдрома Альцгеймера.

Речь не обязательно идет о изучении языков, подойдут также занятия математикой, регулярное решение сложных головоломок, логические игры. Упомянутое исследование стало одним из первых подтверждений этой гипотезы.

Отметим, что профилактический эффект, который оказывает изучение языков, гораздо сильнее любых лекарственных способов терапии этого недуга.

Изучение иностранного языка заставляет мозг открывать для себя изобилие звуков, которые он раньше не трудился выделять и разграничивать.

Европеец, изучающий китайский, с удивлением обнаруживает, что то, что ему казалось звуком «с», на самом деле оказывается тремя совершенно другими звуками.

Китаец, осваивающий русский, обнаруживает, что по богатству изменения интонации внутри предложений этот язык может дать фору тональному разнообразию китайского слога.

Важно

Человек, овладевающий иностранным языком, учится куда лучше распознавать звуки — и в дальнейшем делает более заметные успехи в овладении музыкальными инструментами. Впрочем, не следует благодарить за улучшение способностей к музыке свои уши — основную работу по распознаванию звуков выполняет мозг, а не органы слуха.

Те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и параллельно решать в уме несколько разных проблем. Кроме того, они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств.

Авторы исследования, установившие этот факт, провели два эксперимента. В первом билингвам и людям, знающим только родной язык, была предложена серия тестов, по итогам которой выяснилось, что билингвы лучше справляются с одновременным выполнением нескольких задач и переходом от задач одного типа к заданиям совершенно другого, нового.

Читайте также:  Илон маск - биография, личная жизнь, фото

Второй эксперимент был сложнее: в нем тесты были предложены монолингвам и билингвам разных возрастных групп. Вполне ожидаемым был результат, что молодежь лучше решала логические задачи, чем люди 45-50 лет и старше.

Однако у билингвов разница между юными, зрелыми и пожилыми была не столь ярко выраженной: как выяснилось, билингвы с возрастом лучше сохраняют умение одновременно решать сложные задачи.

Правда, чтобы добиться таких способностей, языки желательно учить с детства, отмечают исследователи.

Дети, выросшие в многоязыковом окружении, отличаются намного лучшей памятью, чем те, кто с детства слышал только родную речь. Более того, как установили исследователи, это, как правило, означает и то, что они лучше считают в уме, отличаются лучшими способностями к чтению и другим подобным навыкам.

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

Совет

Билингвы схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

Общество часто представляет знатоков иностранных языков какими-то рассеянными «ботаниками», однако этот стереотип, кажется, далек от истины. Напротив, именно билингвы отличаются более сильным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Например, они схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали.

Еще один стереотип — люди, учащие несколько языков, хуже знают свой родной — отчасти справедлив: оказывается, словарь родного языка у них в среднем действительно более узкий, чем у тех, кто не знает другой речи, кроме родной.

По крайне мере, если речь идет о людях без высшего образования, выучивших чужой язык просто в силу мультикультурного окружения.

Однако у билингвов в любом случае более развитое понимание логики родного языка — в частности, грамматики и способов словообразования.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/inostrannyiy-yazyik-i-razvitie-mozga-6-udivitelnyih-faktov/

Как изучение иностранных языков влияет на мозг

14.05.2018

Конечно, знание языка помогает чувствовать себя уверенно в заграничных поездках, «добыть» жилье и еду в путешествии (хотя русские славятся способностью жестами прекрасно объяснять.

Достаточно сказать с душевным русским акцентом «Хэлоу», а дальше ловкость рук, хорошая мимика, ручка и салфетка в помощь) познакомиться с интересными людьми, повышает вашу привлекательность для работодателей и вообще, доставляет вам радость от собственных результатов. Но что же еще?

А известно ли вам, что при обучении любому иностранному языку вы тренируете свой мозг, подобно телу, принимающему физическую нагрузку?

Вообще, любое обучение меняет мозг. Любая информация, поступающая в него извне, повышает количество и качество нейронных связей, увеличивает эффективность серого и белого вещества.

Наш мозг всегда старается совершенствовать и оптимизировать любой процесс,который мы делаем чаще всего, будь то обучение рисованию или просмотр видео на YouTube.

То есть, чем чаще вы смотрите сериал, тем совершеннее вы это делаете 🙂

Но зачем менять мозг,если он и так работает?

Кто из нас не хотел бы обладать суперпамятью? И что делать, если поедание орехов не помогает? Ответ есть – учим любой (!) иностранный язык. И, конечно же, продолжаем есть орешки, а кто-то еще и шоколад с печеньками (сахар важен для когнитивной функции — это единственное оправдание лингвистов-сладкоежек)!

В работах Джудит Кролл (психолог, изучает билингвизм) описываются эксперименты, свидетельствующие о том, что билингвы – люди особенные, они автоматически активируют оба языка в своем ментальном лексиконе, даже когда языковая ситуация предполагает использование только одного языка.

Люди, владеющие несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и параллельно решать в уме несколько разных проблем.

Обратите внимание

Они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств, четко могут уловить принцип взаимодействий между людьми в новом коллективе. Билингвы обладают обостренным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям.

Память человека, который говорит на двух и более языках, становится более прочной, содержательной и ассоциативной, что немаловажно для творческих людей и развития фантазии.

Кому это нужно и когда начинать?

Без преувеличения можем сказать: нужно всем и в любом возрасте! Ресурсы для освоения нескольких языков есть у каждого мозга, приложив некоторые усилия, обучиться могут и дети, и взрослые, и люди пенсионного возраста, и «техническое» мышление тоже не помеха для изучения иностранных языков («технарям» грамматику объясняем схемами и лексику даем нежно и осторожно ;).

И что же мне за это будет?

Согласно исследованиям, дети – билингвы обладают более развитой памятью, нежели те,кто с детства слышал только родную речь. Более того, они лучше считают в уме, быстрее развиваются умственно, имеют выраженные способности к чтению и подобным навыкам, такие детки более усидчивы и внимательны к последовательности предметов и событий.

Билингвизм влияет и на людей пожилого возраста, так как значительно понижает риск развития заболеваний, ведущих к деградации головного мозга. Связано это с тем, что

человек, говорящий на нескольких языках, всегда выбирает между ними, что провоцирует постоянную стимуляцию мозга и замедляет старение.

Многолетние исследования подтверждают, что изучение языков предупреждает развитие старческой деменции, болезни Альцгеймера и тотального слабоумия не хуже приема специальных лекарств на ранних сроках болезни.

В рамках исследований в 2010 году, специалисты изучили людей с болезнью Альцгеймера и выяснили,что пациенты, владеющие несколькими языками, сталкиваются с симптомами болезни на 5 лет позже и их мозг функционирует нормально на протяжении более длительного периода вследствие компенсирующего эффекта.

А способность говорить на шести языках, согласно статистике ученых, вообще освободит от риска разивития каких бы то ни было возрастных нарушений работы мозга.

Есть хорошие прогнозы и для людей, столкнувшихся с инсультом: ученые Эдинбургского университета обнаружили, что способность восстановить свои умственные и когнитивные способности после инсульта у билингвов значительно выше, разница удивляет: полностью восстановиться удалось 40% пациентов с билингвизмом и 20% пациентов, говорящих только на одном языке.

И еще немного преимуществ (о тонких материях):

Знание второго,третьего и более языков делают картину мира для человека более богатой и насыщенной, каждый предмет получает множество ассоциативных «зацепок» для запоминания, хранения и извлечения из памяти.

Язык влияет на наше мышление и процесс познания, дает представление о нескольких картинах мира, предоставляет возможность посмотреть под другим углом на все, что нас окружает и воспринимать ситуации с разных точек зрения (в общем, эффект, как после алкоголя, НО с пользой для организма).

Изучайте иностранные языки, развивайтесь и приобретайте крепкое здоровье и приятные эмоции, это ведь так просто!

Источник: http://indigo-centre.ru/blog/kak-izuchenie-yazyika-vliyaet-na-mozg

Ася Казанцева — о том, как изучение иностранного языка влияет на мозг

Изучение иностранных языков делает наш мозг сильнее. Раньше считалось, что за речь и её восприятие отвечают определённые части мозга. За грамматику, например, зона Брока, за семантику — зона Вернике. Но не так давно учёные выяснили, что всё несколько преуменьшено. Чтобы разговаривать и понимать речь, нужен весь мозг полностью.

Когда мы думаем, говорим или слышим что-то о предметах, их форме, цвете и других характеристиках, весь наш мозг принимает в этом процессе активное участие.

А значит, чем больше мы думаем, чем сильнее напрягаем «мышцу» в черепной коробке, тем сильнее она становится.

Важно

Изучая иностранные языки, думать приходится много, причём о самых разных предметах, цветах и формах. Вывод очевиден: учить новый язык полезно! И тому есть научные подтверждения.

Решили как-то раз учёные провести эксперимент и заставить шведских разведчиков выучить иностранные языки. И не английский какой-нибудь, а кое-что посложнее: персидский, арабский и русский.

В качестве контрольной группы были приглашены студенты-медики, которым тоже приходится хорошенько напрягать мозги.

Через три месяца сравнили результаты, и оказалось, что у разведчиков-переводчиков утолщение коры головного мозга было значительно большим, чем у студентов.

Кстати, если учить второй язык с рождения, коре головного мозга от этого не поправиться.

Похоже, что увеличение плотности серого вещества / толщины коры характерно скорее для тех, кто начал учить второй язык после освоения первого, чем для тех, кто был билингвой с раннего детства.

Ася Казанцева, научный журналист

При этом, если ребёнка погрузить в языковую среду до 7 лет, он с лёгкостью выучит новый язык. А вот если он растёт вне таковой среды, а учит новый язык параллельно с родным, то тут у взрослого будет фора. Нам, взрослым людям, учить язык легче, поскольку у нас больше развита логика, да и опыта жизненного хватает.

И ещё одна новость для родителей: независимо от того, в 8 лет или в 11 ваш ребёнок начал изучать второй язык, к 16 годам уровень знаний и понимания сравняется. Так зачем платить больше, то есть учить дольше?

Мы начинаем мыслить рациональнее

Ещё один интересный эксперимент провели учёные в попытке выяснить, как освоение новых языков влияет на мозг.

Представьте себе поезд, который мчится по рельсам. Впереди на рельсах лежат пять человек, которые крепко привязаны. Вы можете спасти их, переведя стрелки. Тогда умрёт только один человек, который тоже привязан к рельсам.

Этот вопрос задали испытуемым из трёх групп:

  • испанцам на испанском языке;
  • испанцам, которые знали английский на уровне выше среднего, на английском;
  • испанцам, которые знали английский ниже среднего уровня, на английском.

В итоге практически 80% всех респондентов согласились с тем, что нужно пожертвовать одним и спасти пятерых, то есть перевести стрелку.

После этого тем же товарищам задали вопрос посложнее. Тот же поезд, на рельсах те же пять человек. Но спасти их можно, скинув с моста упитанного мужчину, который своим телом остановит поезд.

И вот тут ответы были интереснее:

  • Только 20% испанцев, услышавших вопрос на испанском, согласились скинуть с моста человека.
  • Среди тех, кто хорошо понимал на английском, — около 40%.
  • Среди тех, кто на английском понимал намного хуже, — 50%.
Читайте также:  Лев троцкий - биография, личная жизнь, фото

Выходит, когда мы думаем на иностранном языке, мозг сосредотачивается на основной задаче, отбросив мораль, жалость и прочие вещи, мешающие принять рациональное решение.

Когда я хочу поругаться с мужем, то перехожу на английский. Так мне гораздо сложнее сформулировать претензии так, чтобы они выглядели логичными. Поэтому ссора прекращается, так и не начавшись.

Ася Казанцева, научный журналист

Знание языков может отсрочить болезнь Альцгеймера

Людям преклонного возраста учить иностранные языки не сложнее, чем молодёжи. Главное — правильно подобрать методику и материалы для изучения. При этом те, кто знает хотя бы один иностранный язык на хорошем уровне, выигрывают у болезни около пяти лет жизни. Неплохо для хобби.

Источник: https://Lifehacker.ru/kazanceva-o-jazykah/

6 фактов того, как изучение иностранных языков влияет на Ваш мозг

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/inostrannyj-yazyk-i-mozg.html

Как изучение иностранных языков влияет на мозг?

О гипотетической пользе знания нескольких языков может рассказать каждый. И для каждого выгоды будут свои – ведь и цели при изучении языков у нас отличаются. Изучение нового языка влияет не только на качество жизни и карьерные перспективы, но и на наш мозг, причем сразу на трех уровнях – физиологическом, психологическом и на уровне мышления.

Известно, что с возрастом клетки мозга разрушаются, и их количество сокращается. Но увеличить мозг в объеме тоже можно – достаточно начать изучать иностранный язык. Расти будут лишь отдельные участки коры мозга, покрывающей его большие полушария, а также гиппокамп – собственно область, ответственная за речевую деятельность.

При этом, согласно исследованиям Йохана Мартенссона из университета Лунда, важно количество усилий, которые прикладывает во время учебы человек – чем оно больше, тем более значительными будут изменения объема мозга.

Совет

Интересно, что, узнавая новую информацию другого рода и обучаясь другим новым навыкам, мозг также увеличивается, однако значительно медленнее, чем когда мы учим новый язык, и количество новых клеток не столь значительно.

Еще один физиологический эффект от освоения иностранного языка – профилактика или хотя бы отсрочка болезни Альцгеймера. Нейропсихологи наблюдали за пациентами, страдающими от этого синдрома.

Те, кто знал хотя бы один иностранный язык, начали испытывать его симптомы почти на 5 лет позже, чем те, кто владел лишь одним языком – родным.

В итоге врачи назвали языковое образование более действенным профилактическим средством, чем любое из существующих лекарств.

Что делает мозг пока мы отдыхаем?

Изучение языков активизирует все мыслительные процессы, и этот эффект является долгосрочным. Так, те, кто начинает изучать иностранный язык, улучшают свою память: это касается непременно запоминания последовательности, в которой произошли события, располагались предметы.

То есть тому, кто изучает иностранный язык, проще запомнить список покупок или найти дорогу, по которой он уже однажды прошел.

При этом снижение памяти, связанное со старением, у владеющих хотя бы двумя языками людей наступает позже за счет лучшей работы нейронных связей в мозге.

Внимание и способность к концентрации также увеличиваются, когда вы начинаете учить новый язык. Вам становится проще сосредоточиться на деталях, выделить основные признаки явления, а также составить целостное представление об этом явлении и его связях с другими. То есть тренируется одновременно способность как к индуктивному, так и к дедуктивному мышлению.

Обратите внимание

Еще один результат активного освоения языков – развитие способности к многозадачности.

Доказано, что би- и полилингвы достаточно легко переходят от выполнения одного дела к другому, переключая свое внимание между ними без ущерба для качества работы, и могут одновременно искать решение нескольких проблем.

Как следствие, им проще приспособиться к новым условиям, будь то внезапная смена языка в разговоре или кардинальные перемены в жизни.

Изучение языков позволяет тренировать логическое мышление, причем в любом возрасте. По данным исследований Б.

Голда, те, кто владеет хотя бы двумя языками, быстрее и проще справляются с заданиями на логику.

При этом билингвы сохраняют эту способность почти в любом возрасте – скорость мышления по мере старения у них снижается значительно медленнее и в меньшей степени, чем у тех, кто знает лишь один язык.

Наконец, благодаря изучению новых языков меняется их восприятие на уровне грамматики и словообразования – то есть, выучив хотя бы один язык помимо родного, человек легче прослеживает и понимает грамматические и лексические закономерности в новых языках.

Все эти факты положили начало теории «билингвального когнитивного превосходства», предполагающей, что мышление би- и полилингвов более быстрое, гибкое и продуктивное, чем мышление монолингвов. Разрабатывается эта теория в университете Торонто на протяжении почти 40 лет, за которые Э.

Важно

Биалисток и ее приверженцы провели множество экспериментов. В их ходе участники решали задачи на выбор релевантной информации, быстрое переключение фокуса внимания, умение действовать в ситуации конфликта.

Билингвы неизменно показывают в них более высокие результаты, чем носители одного языка.

Как полушария влияют на изучение иностранных языков?

Психологические изменения при изучении языков также неизбежны. Прежде всего у билингва меняется привычная, а если верить Т. Черниговской – появляется новая, дополнительная картина мира. Это связано с тем, что в языке обязательно отражаются реалии иной культуры, и, постигая их, человек постигает иной взгляд на окружающую действительность.

Люди, изучающие языки, часто демонстрируют высокие творческие способности. Психологи связывают это с тем, что в ходе овладения иностранной речью человек задействует ассоциативные механизмы памяти. А именно ассоциации составляют базу для творческого осмысления действительности.

Для тех, кто владеет несколькими языками, характерны большая самодостаточность и самостоятельность – они не зависят от других людей в путешествиях, более свободны в выборе карьеры и использовании открывающихся перспектив.

С изучением языков развивается эмоциональный интеллект и способность к пониманию и принятию других людей – как на личностном уровне, так и на уровне восприятия иных культур и цивилизаций. Следовательно, увеличение количества билингвов теоретически может привести к сокращению конфликтных ситуаций и смягчению международной обстановки, уменьшению случаев ксенофобии.

Изучение иностранных языков – один из лучших тренажеров для мозга, доступных практически каждому. При этом действует накопительный эффект – чем больше языков вы узнаете, тем больше станет объем мозга, гибче мышление, лучше память, выше психологическая приспособляемость и эмоциональный интеллект.

Кривая забывания Эббингауза

P. S. Для тех, кто хочет развиваться, предлагаю заглянуть по ссылкам ниже:

Источник: https://www.edutur.org/edu/kak-izuchenie-inostrannyih-yazyikov-vliyaet-na-mozg

Изучение иностранного языка: необходимость или польза?

Многие научные эксперименты и исследования показали, что язык влияет на мышление и процесс познания. По большей части именно знание иностранного языка определяет то, как человек смотрит на окружающий мир и воспринимает его. И если вам повезло знать больше, чем один язык,  можете радоваться: у вас есть несколько картин мира!

На нашем телеграм-канале любят иностранные языки. Поэтому у нас есть масса интересных материалов, можете сами в этом убедиться. Но сегодня мы хотим рассказать вам о важности знания многих языков (ну или хотя бы одного).

Что дает изучение иностранных языков? В первую очередь, возможность проникнуть в другую культурную среду. Благодаря этому мы можем вести невероятно богатую жизнь. Речь идет не только о путешествиях. Хотя и тут язык играет огромную роль.

Совет

Давайте вспомним шумерский, древнегреческий или латынь. Сейчас не существует ни одного представителя этих древних цивилизаций. Но их языки продолжают изучать. А все потому, что именно язык позволяет нам понять, как жили эти люди, и какой мир их окружал.

Билингвизм – владение двумя языками и умение с их помощью осуществлять успешную коммуникацию (даже при минимальном знании языков).

А вот еще 6 других важных причин изучать иностранные языки.

Изучение иностранного языка способствует увеличению мозга

Существует много доказательств о том, что изучение иностранного языка влияет на мозг.

Объем мозга увеличивается с изучением каждого нового иностранного слова.

Некоторые научные исследования показали, что у переводчиков, которые в течение трех месяцев занимались углубленным изучением языка, увеличился объем серого вещества.

И объем этот пропорционально рос в зависимости от того, насколько усердно старался переводчик.

Увеличивается не весь мозг, а лишь некоторые его области: гиппокамп и несколько участков коры больших полушарий.

В ходе изучения иностранных языков повышается качество нервных связей. Обычное чтение, решение кроссвордов, аудирование – все это позволяет нейронной сети развиваться все то время, что вы посвящаете иностранному языку.

Почему? Стоит вам перейти (в мыслях или в речи) на другой язык, как мозг переключается на другой код. Для него это трудная задача. Так что чем чаще вы тренируетесь, тем сильнее укрепляются «мышцы» головного мозга – все как в обычном спортзале.

Возраст тоже имеет значение: у молодых людей мозг более пластичный, поэтому изучение дается им легче. Отсюда и совет: начинайте учить иностранный язык смолоду – пользы будет больше.

Ученые установили, что для мозга лучше владеть несколькими иностранными языками поверхностно, чем знать один, но в совершенстве.

Иностранный язык может предотвратить развитие болезни Альцгеймера

Мозг – это такая же мышца, которую можно развивать путем изучения иностранного языка

Билингвы (носители двух или нескольких иностранных языков) могут радоваться: деменция, которая наступает в результате синдрома Альцгеймера, наступит у них минимум на 5 лет позже, чем у остальных.

Такие странные и полезные выводы сделали ученые-нейропсихологи. Они сравнивали течение болезни у обычных людей и у тех, кто освоил иностранные языки.

В исследовании принимали участие 211 человек, 109 из которых не удосужилось выучить хотя бы один язык, а 102 пациента владели минимум двумя. Итог мы с вами уже знаем – билингвы начинают страдать от этого заболевания на 4,3 года позже обычных людей.

Обратите внимание

Кроме того ученые зафиксировали, что на мозг положительно действуют любые сложные упражнения, а не только изучение иностранных языков. Так что занимайтесь математикой, регулярно решайте сложные кроссворды, играйте в логические игры, разгадывайте головоломки – все это поможет замедлить развитие синдрома.

Ученые отмечают, что вылечить этот недуг во много раз сложнее, чем его предупредить. Поэтому не ленитесь и занимайтесь профилактикой.

Иностранный язык способствует развитию музыкальности

Иностранный язык развивает музыкальность

Развитие памяти при изучении иностранного языка – не единственный плюс. Если вы всегда относили себя к тем, кому медведь на ухо наступил, изучайте иностранный язык.

Начав учить китайский язык вы со временем увидите, что звук «с» вовсе и не «с», а 3 (!) совершенно разных звука. А вот китаец в ходе изучения русского языка откроет для себя множество интонаций, которые в китайском языке отсутствуют.

Изучая иностранный, человек учится лучше распознавать мелодику, интонацию и звуки. Это помогает быстрее и лучше освоить тот или иной музыкальный инструмент. Конечно же, здесь нам надо отдать должное не столько ушам, сколько мозгу – именно он, а не органы слуха, занимается распознаванием музыки.

Хотите узнать, способны ли вы к изучению иностранных языков? Пройдите наш тест.

Иностранный язык развивает способность к многозадачности

Иностранный язык способствует развитию мультизадачности

Тот, кто знает один или несколько иностранных языков, без проблем переключается с одной задачи на другую. И это еще не все: такие люди гораздо легче приспосабливаются к переменам в жизни.

А доказано это было так. В ходе эксперимента в качестве испытуемых выступали обычные люди и билингвы разных возрастов. И тем, и другим были предложены одинаковые группы тестов.

Результаты эксперимента подтвердили научные догадки: разница между пожилыми билингвами и молодыми билингвами была намного меньше, чем в группе людей, знающих лишь один язык. В ходе эксперимента было выявлено, что с возрастом билингвы намного лучше сохраняют свои способности к многозадачности.

Иностранный язык улучшает память

Ученым удалось также выяснить, что дети-билингвы лучше считают в уме, лучше читают и много чего еще подобного делают лучше. А еще они эффективнее улавливают и запоминают последовательности. Все это позволяет им лучше остальных ориентироваться на знакомой местности и держать в голове большой список дел.

Такие способности приходят к билингвам уже к 5-7 годам и остаются с ними на всю жизнь.

Иностранный язык способствует повышенной концентрации

Концентрируемся на деталях

У билингвов особенно сильно развито внимание, причем не только по отношению к какому-то особому явлению, но и к его деталям.

Им невероятно легко угадать, какие взаимоотношения царят в новом коллективе, стоит им только попасть туда.

В изучении иностранных языков все же есть один недостаток: билингвы владеют родным языком хуже чем те, кто разговаривает лишь на одном языке.

Правда, и здесь есть свои плюсы: люди, владеющие несколькими иностранными языками лучше понимают грамматику, морфологию, фонетику и семантику родного языка.

Зачем еще учить иностранные языки? А как еще вы посмотрите любимый сериал или прочитаете произведение любимого писателя в оригинале? Правда, тут же возникнет правомерный вопрос: а зачем?

Все просто: читать произведение на языке оригинала или слушать оригинальную речь актеров – значит погрузиться в иноязычную атмосферу настолько глубоко, насколько это возможно.

Да и переводчики не волшебники: иногда просто не существует русскоязычных аналогов слова или выражения. Тогда в свои права вступает фантазия и словарный запас переводчика, и далеко не всегда этот тандем дает хороший результат.

Важно

Прочувствовать все тонкости, настроение автора и героев произведения вам поможет именно та лексика, на которой первоначально создано произведение.

Если вы уже знаете один иностранный язык, но не хотите останавливаться на достигнутом, то учите второй!

Самый простой и самый сложный для изучения иностранный язык

Вопрос субъективный, поэтому однозначного ответа нет. Например, можно ли разделить языки на интересные и не очень? Также интерес к тому или иному языку варьируется в зависимости от того, какой язык является вашим родным.

И все же давайте попробуем порассуждать, какие языки будет проще и сложнее освоить нам, русскоязычным представителям населения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы (переводы, тесты, контрольные и пр.).

Славянская языковая группа

Развитие памяти при изучении иностранного языка будет зависеть и от того, какой язык вы выбрали

Русский язык принадлежит восточной ветви славянской языковой группы. Наиболее близки к нему белорусский и украинский язык. У всех представителей этой группы примерно одинаковая грамматика, лексика и система письма.

Южнославянская ветвь представлена сербским, болгарским, хорватским языками. Они схожи с русским, но уже со своими особенностями в грамматике. Здесь иначе ставятся ударения, а временная система отличается большей сложностью. Кроме того в этих языках есть безударные частицы, которые используются по определенным правилам.

Западнославянская ветвь представлена польским и чешским языками, которые еще сильнее отличаются от русского. В обоих этих языках используют латиницу, а также уникальные надстрочные знаки со сложными правилами употребления.

Несмотря на схожесть некоторых слов с русскими аналогами, как правило, у них прямо противоположное значение. Например, по-чешски «черствый» означает «свежий», «ужасный» – «прекрасный», овощи – фрукты.

Несмотря на кажущуюся простоту польского языка, его относят к одному из самых сложных в мире. Например, в грамматике количество исключений из правил для запоминания гораздо больше, чем самих правил. И хоть здесь только 7 падежей, в них нелегко разобраться. Не менее сложно дается и произношение польского языка.

Романская языковая группа

Испанский язык считается одним из самых простых, а итальянский – одним из самых музыкальных

Наиболее используемым в мире считается испанский язык, ведь его используют не только в Испании, но и во всей Латинской Америке и Мексике. Здесь достаточно простая грамматика. Чтение и письмо также не являются проблемой. Такой язык особенно популярен у дипломатов и специалистов из сферы международного туризма.

В итальянском языке также мало сложностей: отсутствие падежей, несложное произношение упрощают его изучение. Итальянский звучит невероятно красиво. Более того – это язык искусства! Его также активно используют в сферах архитектуры, дизайна и моды. Не стоит забывать об итальянской кухне и автомобилях.

Довольно многие слова французского языка похожи на слова из английского, поэтому его тоже считают несложным. Особую популярность французский завоевал в 18 веке, но не теряет своей популярности и по сей день. Его относят к международным языкам, а также считают одним из языков искусства и моды.

Германская языковая группа

Английский и немецкий принадлежат к одной языковой семье

Английский язык знают если не все, то очень многие.

Изучить его не составит особых проблем, ведь в нем нет падежей, согласований слов и отсутствует понятие рода.

В английском достаточно легкая грамматика, хоть и тут есть свои нюансы (существенные различия в произношении и написании слов, использование неправильных глаголов и т.д.).

Немецкий язык не так распространен, хотя совсем недавно он был вторым по популярности. И все же это один из важнейших языков в области инновационных технологий. Но вот тут уже грамматика дастся с большим трудом.

Скандинавская языковая группа

Здесь отличился исландский язык – один из самых сложных в мире

Исландский – древний язык. На протяжении многих столетий он практически не изменялся благодаря тому, что Исландия является островным изолированным государством. Здесь можно найти слова, склонения и падежи, которые в других языках давным-давно вышли из употребления.

Исландский язык считается одним из самых трудных по произношению. Здесь есть звуки, которые могут правильно произнести лишь носители языка, как бы вы много ни корпели над учебниками и практикой.

Не верите, что исландский язык невероятно сложен? Тогда попробуйте быстро произнести совершенно обычное исландское слово – название местного вулкана – Эйяфьядлайёкюдль.

Тюркская и финно-угорская языковая группа

Невероятное количество падежей – основная трудность изучение языков этой группы

Нам будет непривычно учить эти языки еще по нескольким причинам: глаголы ставятся на последнее место, предлоги вообще отсутствуют, вместо них используют послелоги и т.д. Стоит ли упоминать про невероятно сложное произношение?

Если хотите изучать финский язык, будьте готовы к системе из 15 падежей. Кроме этого вас ждут сотни спряжений и личных форм глагола. Однако горячим финским парням это по плечу. Из приятных новостей: здесь слово как слышится, так и пишется, отсутствует понятие рода, а также нет никаких проблем с ударениями – ударным всегда будет первый слог.

С венгерским языком тоже не все так просто – тут вас ждет огромное количество падежей (35 падежей, Карл!). Иностранцам сложно дается изучение произношения. Будет тяжело понять венгра, так как его речь непременно украсит обилие экспрессивных фразеологизмов.

Семито-хамитская (афразийская) языковая группа

Арабский язык отличается ложностью в изучении письма. Арабская вязь не только сложна сама по себе, но и всегда следует помнить, что арабы пишут справа налево. Более того, в зависимости от положения букв, сразу будет меняться и значение слова (всего есть 4 варианта написания). Гласные буквы не используются на письме.

В грамматике арабского языка всего 3 времени. Однако настоящее время обладает 13-ю формами.

А между тем знать арабский язык весьма полезно, ведь на нем разговаривают более чем в 30 странах. Правда, в каждой стране есть свой арабский благодаря многообразию диалектов.

Классический арабский язык, на котором написан Коран, очень оберегается в наши дни. А для обучения иностранцев используется общепринятый литературный арабский язык.

Азиатская языковая группа

Даже носители испытывают огромные сложности при изучении другого языка этой же группы

В китайском языке огромное количество иероглифов – древних символов, которые должны быть тщательным образом отрисованы. Даже в малейшей закорючке есть особый смысл, который может придать выражению кардинально другое значение.

Самым простым в китайском является грамматика, а самым сложным – произношение. Китайский язык – тоновый, поэтому при произношении следует использовать особые правила интонации. Использование не того тона с ног на голову преображает сказанное. Учить или не учить китайский язык – личное дело каждого, но с парой весомых аргументов в пользу этого иностранного языка стоит ознакомиться.

Подобная сложная система иероглифов существует и в японском языке. Однако тут существует 3 системы письма с собственным алфавитом в каждой.

Вот такие они, эти невероятно сложные и в то же время простые иностранные языки. Польза их изучения очевидна, а преимущества, которые дает нам знание того или иного языка, непременно пригодятся в дальнейшей жизни. Более того, именно так мы знакомимся и постигаем другую культуру, погружаемся в иноязычную атмосферу и начинаем понимать братьев наших иностранных.

Если вы не понимаете какой-то сложный аспект языка, а написать контрольную, курсовую или самостоятельную работу ой как надо, то воспользуйтесь помощью студенческого сервиса и спите спокойно – они поймут все за вас.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/izuchenie-inostrannogo-yazyka-zachem-ono-nuzhno-studentu-i-mozgu-v-chastnosti/

Ссылка на основную публикацию