Гомеровская греция – тёмные века греции

Гомеровский период в истории Древней Греции

Гомеровский период в истории Греции (11—9 вв. до н. э.) получил название в честь прославленного Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах. Хотя до сих пор историки спорят, как создавались великие произведения и вообще: существовал ли сам Гомер в действительности? А если существовал, то ему ли принадлежат эти произведения?

Сомнений добавляет и тот факт, что приключения Одиссея на пути возвращения с Троянской войны и события этой войны относятся к микенскому периоду.

Но продолжают служить источником информации о последующем (гомеровском) периоде. Возможно, Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею» спустя несколько веков после прошедших событий.

Тем не менее, это наследие античной литературы — важнейший источник, значение которого не подлежит сомнению.

Гомеровская эпоха — Тёмные века Греции

В XII в. до н.э. на территорию Греции вторгаются греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы.

Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства.

Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века».

Обратите внимание

Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались.

Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась.

Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.

Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя.

Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов.

В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы.

Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Устройство общества в гомеровский период

На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе).

На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю — она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура.

Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.

Важно

По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.

Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.

Культура гомеровского периода

Конь. Геракл и кентавр. Бронзовые статуэтки

От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры — это доставило неудобства археологам при попытке понять эпоху.

Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад.

И всё, что оставалось исследователям, — изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.

Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Источник: https://greekbook.ru/greekhistory/gomerovskij-period-v-istorii-drevnej-gretsii.html

Тёмные века (Древняя Греция)

?

barucaba (barucaba) wrote,
2017-12-20 23:19:00 barucaba
barucaba
2017-12-20 23:19:00 Categories:

  • искусство
  • история
  • общество
  • Cancel

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.

Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею.

В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония) – ионийцами, южные — дорийцами.

Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.

Совет

Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.

Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр

Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся в IX в. до н. э.

, представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности.

Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.
В столетие Гомера после 750 г. до н. э.

строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.

Протогеометрический период

Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены.

Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики).

Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.

Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах. Коллекция Британского музея

Ранний геометрический период

Обратите внимание

В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда.

Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок.

В этот же период к декоративным элементам керамики добавилсямеандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.

Средний геометрический период

 В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.

Меандр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мизинской палеолитической стоянке.
Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.Элевсинская амфора 8 в. до н. э. с геометрическими мотивами

Поздний геометрический период

Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.

Пиксида из музея Афинской агоры

Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.).

Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э.

более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.

Геометрические мотивы в искусстве

 Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика.

Важно

Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического.

Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов.

Человеческие изображения

Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.

Тёмные_века (Древняя_Греция)

Источник: https://barucaba.livejournal.com/290912.html

Греция в «тёмные века» (гомеровский период XI – IX вв. до н.э.)

            Тёмные века.

            Гомеровская Греция — период в истории Древней Греции, охватывающий период около 1200—800 гг. до н. э.

, который начался после заката микенской культуры и предполагаемого дорийского вторжения (дорийцы – одни из основных греческих племён), вторглись на территорию Средней Греции и Пелопоннес, и закончился с началом расцвета греческих полисов (периода архаики IX – VI вв. до н.э.).

Читайте также:  Нобелевская премия за произведения на русском языке

            Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, но одновременно и их трансформация в раннеклассовые, а также формирование уникальных предполисных общественных структур.

            Эпитет «Гомеровская» Греция этого периода получила из-за того, что «Илиада» и «Одиссея» Гомера, греческого поэта-сказителя (жил примерно в 8 веке до н.э.) являются единственными письменными источниками того времени.

            Особенности развития гомеровского общества.

            Число поселений невелико, это свидетельствует о сокращении численности населения. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько десятилетий назад. Резкий упадок торговли и ремесла.

Сохранился только гончарный круг, невысокая техника обработки металла, корабль с парусом, выращивание оливы и винограда. Утвердился первобытнообщинный строй.  Микенские дворцы лежали в развалинах. Постройки из дерева и необожжённой глины.

Погребения убоги, бедны, нет в них драгоценностей, только горшки, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел.

            Культура гомеровского периода стоит ниже, чем предшествующая ей культура крито-микенского периода.

            Было и новшество – техника выплавки и обработки  железа и широкое внедрение металла в производство и сельское хозяйство, металл стал дёшев.

            Социально-экономические отношения. Рабство.

Совет

            Господствует натуральное сельское хозяйство: земледелие и скотоводство. Греки занимались ещё и садоводством и виноградством. Скот считался мерилом богатства, чем его больше, тем человек богаче, тем больше ему почёта.

            Гомеровская община (демос) ведёт обособленное существование, хозяйство имеет натуральных характер, торговля и ремесло играют небольшую роль. Не торговали, предпочитали морской разбой в своём Эгейском море и грабёж на суше.

            Хотя уже было и имущественное неравенство, но все жили просто и патриархально.

            Богатство басилеев (правитель небольшого поселения.

В гомеровский период — глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть), небольшим по сравнению с ахейскими владыками (др. греческие племена во 2-м тыс. до н.э., обитали в Фесаллии и позже на Пелопоннесе).

Без писцов и челяди (их не было) басилеи знали, где у них и сколько есть скота, земли, рабов; главное богатство – запасы металла.

            Рабство не сильно распространено. Это связано с большим риском по их пленению и приобретению. Мужчин, как правило, убивали в бою, т.к. их надо было контролировать постоянно, ценились женщины-рабыни, особенно красивые для работы и в качестве наложниц, стоили дорого.

            Родовые общины и формирование основ полиса.

            Весь гомеровский период был бесписьменным, первые надписи появляются только во 2-й половине 8 в. до н.э.

            Какой был тип общества – примитивная сельская община – демос, занимавшая небольшую и изолированную от соседей территорию.

Обратите внимание

Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое – полисом (город и государство; по Гомеру: город и деревня). Это был не настоящий город, т.к.

население было, в основном, крестьяне-земледельцы и скотоводы, но не торговцы и ремесленники, т.к. их было мало.

            В общественной жизни полиса играли традиции родового строя. Объединение родов называлось: филы и фратии – это основа политической и военной организации общины, вели самостоятельное существование и община не вмешивалась в их внутренние дела.

По филам и фратиям строилось ополчение на войне. Между родовыми союзами не было прочной связи, часто воевали между собой и грабили друг друга, брали рабов. Родовые союзы держались друг за друга и селились только за стены полиса для  совместной защиты против внешнего врага.

            Имущественное расслоение и выделение знати.

            Патриархальная моногамная семья – ойкос – была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Основное богатство – собственность всей общины. В общине, время от времени, устраивались переделы земли.

Появляться стали богатые «многонадельные» люди (поликлеры) и неимущие (аклеры) – крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств, чтобы вести своё хозяйство на своём наделе и они, доведённые до отчаяния, уступали свою землю богатым соседям и превращались в фетов – безнадельных батраков, которые немногим отличались от рабов и стояли внизу общественной лестницы. На верху общественной лестницы были богатые люди – знать – аристы (отсюда аристократия) – «лучшие». Знать говорила, что они богоподобные, имеют божественное происхождение и поэтому они могущественны и богаты. Богатство их резко выделяло из среды общины. Богатые могли выставить хорошо вооружённого воина и даже с конём, у бедных ничего не было и они были впереди воинского строя. Атлетика и спорт были привилегией знати, аристократии, т.к. у них было время для этого, а у бедных нет, они занимались только трудом на своей земле.

Источник: https://students-library.com/library/read/38156-grecia-v-temnye-veka-gomerovskij-period-xi-ix-vv-do-ne

Гомеровский период в истории Греции («темные века») (11—9 вв. до н. э.)

Гомеровский  период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений – античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе.

До конца не изучен вопрос об их создании, так как современные историки не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о существовании Гомера, как реального исторического персонажа, да и авторство поэм некоторыми исследователями подвергается сомнению.

 «Одиссея» рассказывает о приключениях Одиссея – царя острова Итака, возвращающегося с Троянской войны, а «Илиада» – о событиях самой войны.

Оба события относятся к микенскому периоду греческой истории. Однако здесь возникает справедливый вопрос: почему же они являются источниками информации о послемикенском времени? Изучив тексты, исследователи пришли к заключению, о том, что тексты были написаны спустя несколько веков после описанных в них событий (в 8 в. до н.э).

В поэмах прослеживается ряд наслоений различных эпох (домикенские времена, микенский период и сама «гомеровская» эпоха, во времена которой и были написаны произведения), что, несомненно, доказывает огромную разницу между Гомером и предшествующим микенским периодом.

Но, несмотря на это, «Одиссея» и «Илиада» остаются значительными памятниками античной литературы и важнейшими источниками информации о тех временах.

Археология в гомеровскую эпоху

Но о гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного исторического периода внесла археология. Анализ археологических данных внес ясность, почему это время именовалось «темными временами». Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось.

В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели. Основными археологическими материалами стали некрополи.

Важно

Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества.

 Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.

«Темные века» гомеровской эпохи

Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».

Торговля и ремесла также пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись.

Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство.

Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку именно железа.

Причиной полного отмирания как внешних, так и внутренних торговых связей в начале гомеровской эпохи, была политика агрессивного пиратства со стороны самих дорийских мореплавателей. Считалось, что участвовать в таких рейдах было признаком мужской доблести и отваги.

Некогда частые гости в греческих гаванях – корабли финикийцев и египтян старались теперь обходить их стороной. Но постепенно, к концу дорийского периода произошло налаживание старых торговых связей с этими народами, также получила развитие и внутренняя торговля.

«Геометрический стиль»

Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики (геометрика) (900 – 700 гг. до н.э.). Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта.

Геометрический стиль пришел на смену «протогеометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. К концу гомеровской эпохи художественные сюжеты на керамике становятся все более богатыми и сложными. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания.

Этот стиль зародился в Афинах и постепенно распространился на остальные города древней Греции и острова Эгейского моря.

Устройство дорийского общества

Что касается устройства дорийского общества той эпохи, то в начале гомеровского периода оно вернулось к родоплеменным отношениям.

Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка – «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города – государства).

Именно благодаря созданию полиса – уникальной формы социально-экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.

Возникновение системы рабовладения

Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и, как следствие, возникла система рабовладения.  Нужно отметить, что система рабства в гомеровское время еще разительно отличалось от той его формы, которая сложилась в Греции позднее. Главным источником рабов были военные походы, а не большой разрыв в социальном положении членов полиса.

Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей. Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли.

Полисы гомеровской эпохи

В целом, несмотря на появление и развитие полисов и наметившееся классовое расслоение, дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин.

Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание. Оно решало, идти ли царю на войну или рабов на данный момент достаточно.

 Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию городов – полисов происходило становление будущей греческой цивилизации.

Совет

Железные орудия труда позволили осваивать и обрабатывать гораздо большие площади земли и делали этот процесс менее трудоемким, чем во времена процветающих элладских цивилизаций бронзового века. Постепенно Греция стала оправляться после опустошительного нашествия дорийцев.

К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории – архаическому периоду.

Источник: https://www.ilovegreece.ru/about-greece/heritage/history/homeric-period

26.Культура и искусство Греции Темных Веков

Гомеровский
период в истории Греции («темные века»)
(11—9 вв. до н. э.)

Гомеровский период был назван в честь великого
греческого поэта Гомера, автора знаменитых
произведений – античных поэм «Одиссея»
и «Илиада», до сих пор являющихся основным
источником информации о той эпохе.

Археология
в гомеровскую эпоху. О гомеровском
периоде известно не только благодаря
эпосу. Значительный вклад в понимание
данного исторического периода внесла
археология. Анализ археологических
данных внес ясность, почему это время
именовалось «темными временами». Дело
в том, что памятников культуры практически
не сохранилось.

В результате гибели
микенской цивилизации, греческая
культура оказалась безжалостно отброшена
на несколько столетий назад. Вторгшиеся
с севера дорийские племена уничтожили
все крупные микенские центры, дворцы и
цитадели. Основными археологическими
материалами стали некрополи.

Это уже
не монументальные микенские гробницы,
но однотипные кладбища простых общинников,
весьма немногочисленные, что говорит
о резком сокращении численности
населения. Содержимое гробниц, значительно
беднее микенских, что также отражает
обеднение общества.

Существенным
отличием гомеровской эпохи от
предшествующей ей микенской является
отсутствие построек из камня. Люди
перестали им пользоваться и возводили
свои жилища из необожженного кирпича
и древесины.

«Темные
века» гомеровской эпохи. Письменность
также пришла в упадок, поэтому с тех
времен, кроме произведений Гомера не
осталось ни одного письменного документа.
Именно материальная бедность, скудность
археологического материала и вообще
любых других данных о рассматриваемой
эпохе послужила причиной появления
термина «темные века».

Читайте также:  Что такое кошерная еда - кашрут, кошерные продукты

«Геометрический
стиль» .Визитной карточкой гомеровской
эпохи является так называемый
«геометрический стиль» керамики
(геометрика) (900 – 700 гг. до н.э.). Он
характеризуется геометрическим
построением различных предметов,
орнамента, людей на вазах, амфорах и
других предметах быта.

Геометрический
стиль пришел на смену «протогеометрическому»,
который был характерен для середины
«темных веков» и с которого началось
возрождение культуры древней Греции.
К концу гомеровской эпохи художественные
сюжеты на керамике становятся все более
богатыми и сложными. Изображаются
атлетические состязания, мифические
сцены, боевые сражения, танцы и спортивные
состязания.

Этот стиль зародился в
Афинах и постепенно распространился
на остальные города древней Греции и
острова Эгейского моря.

Возникновение
системы рабовладения. Но с развитием
дорийской культуры постепенно шло
социальное расслоение общества и, как
следствие, возникла система рабовладения. Нужно отметить, что система рабства в
гомеровское время еще разительно
отличалось от той его формы, которая
сложилась в Греции позднее.

Главным
источником рабов были военные походы,
а не большой разрыв в социальном положении
членов полиса.

Обратите внимание

Полисы
гомеровской эпохи. В целом, несмотря на
появление и развитие полисов и наметившееся
классовое расслоение, дорийское общество
не было единым и сильным государством.
Централизация власти отсутствовала. В
каждом полисе правил свой царь,
поддерживаемый советом старейшин.

Очень
важную роль при принятии важных
государственных решений играло народное
собрание. Оно решало, идти ли царю на
войну или рабов на данный момент
достаточно.

Можно сказать, что хотя
гомеровская эпоха была эпохой упадка
и застоя, нельзя отрицать, что именно в
то время, благодаря распространению
железа и созданию и развитию городов –
полисов происходило становление будущей
греческой цивилизации.

Железные орудия
труда позволили осваивать и обрабатывать
гораздо большие площади земли и делали
этот процесс менее трудоемким, чем во
времена процветающих элладских
цивилизаций бронзового века. Постепенно
Греция стала оправляться после
опустошительного нашествия дорийцев.
К концу гомеровского периода резко
возросла численность населения, активно
развивались общественные отношения и
совершенствовались ремесла и торговля.
Древняя Греция подошла к новому витку
в своей истории – архаическому периоду.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6152582/page:13/

Темные века древней Греции

Источник: http://grechistory.ru/?cat=15.

Гомеровский период

Период XI-IX вв. до н.э.

в истории Греции принято называть – Тёмные века, Гомеровская Греция, Предполисный период – период в истории Древней Греции, который начался после заката микенской цивилизации и дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена, уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели. Основными археологическими материалами стали некрополи. Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества. Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской, является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.

Период Тёмных веков также называют «Гомеровским » из-за того, что произведения «Илиада » и «Одиссея » легендарного поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени. «Одиссея» рассказывает о приключениях Одиссея – царя острова Итака . возвращающегося с Троянской войны . а «Илиада» – о событиях самой войны. Оба события относятся к микенскому периоду греческой истории.

Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот.

Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис. Торговля и ремесла пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись.

Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство. В керамике был распространен геометрический стиль. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.

Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку именно железа.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования.

Источник: http://studopedia.ru/11_36057_gomerovskiy-period.html

Источник: https://eduotdyhat.ru/grecija/temnye-veka-drevnej-grecii.html

Гомеровская Греция

Гомеровским периодом Греции называют время примерно с 12 по 8 вв. до н.э. В одну из этих эпох жил и творил известный поэт Гомер. Его творчество дошло и до наших дней. В своих поэмах Гомер рассказывал о культурной, экономической, социальной жизни Греции.

Наиболее яркие произведения деятеля искусств – поэмы «Одиссея», «Илиада».
Если бы не Гомер, мир, спустя сотни лет, не узнал бы как жили древние греки. Их жизнь, традиции и особенно быт, были затронуты в произведениях Гомера со всех сторон. Информация о том, как создавались поэмы, до современников не дошла.

Многие ученые спорят о том, существовал ли такой человек в Древней Греции, или имя вымышленное. Кроме того, авторство многих из его произведений подвергают сомнениям. В «Одиссее» рассказывается о приключениях «одного царя», А «Илиада» повествует о событиях троянской войны.

В истории есть свидетельства этих событий, но они случились намного раньше того периода, когда создавались произведения Гомера. Исследователи проанализировали имеющиеся материалы, но ученые продолжают строить гипотезы о том, какой была Древняя Греция.

Идеи они в большинстве своем основывают на гомеровских произведениях.

Гомеровский период

Гомеровские произведения стали чуть ли не единственным письменным памятником истории, который был создан в те века. Впрочем, такое заключение исследователи дают исключительно исходя из сведений об отсутствии других сохранившихся письменных свидетельств той эпохи.

Ее и назвали «Темным временем» потому, что ни особенных археологических, ни других находок, датированных этим периодом, не обнаружено.
Считается, что в 10-8 вв. до н.э. в полный упадок пришла торговля, письменность и даже общественная жизнь греков.

Они вели много войн и развивали только те ремесла, которые были полезны в ведении сражений. Так, процветало дело гончаров, металлообработка, кораблестроение, сельскохозяйственная деятельность. А скульптура и живопись выходили на второй план, а то и вовсе не развивались.

Важно

Археологи и другие исследователи Древней Греции нашли причины такого поворота событий. Дорийцы, населявшие в те времена греческие земли, занимались грабежами соседних государств. Процветало пиратство. Именно такой образ жизни эти древние люди считали правильным, относя его к основам доблести и мужества.

Ни финикийцы, ни египтяне больше не посещали греков с целями торговли. К концу же дорийского периода торговые связи постепенно начали налаживаться. Но более быстрыми темпами шла внутренняя торговля.

Общественный строй «темного периода»

У дорийцев все начиналось с родоплеменных связей. Сословий или классов пока не возникло. Тем не менее, первобытным обществом тогдашних греков назвать было нельзя. Постепенно начали образовываться полисы.

В городах-государствах сформировался уникальный общественно-экономический и политический строй. В собственности у представителей народа или общины не могла находиться земля. Наделы были общими.

Власть держалась на основах военной демократии.

Дорийцы чтили своих родителей и относились уважительно ко всем старикам. Семья занимала огромное место в жизни каждого из людей. В произведениях Гомера все плохие сыновья наказывались справедливыми богинями, которые проклинали их на несколько поколений. Жену уважали. Она занимала наиболее почетное место в доме.

Жених «выкупал» свою невесту у ее отца, чтобы создать впредь свой очаг. Многоженства у греков не было никогда. Жена в любой ситуации должна была строго хранить верность своему мужу. В поэмах Гомера женщины – Елена, Пенелопа Навсика – олицетворяли добродетель.

Они представлены как самые прекрасные создания в мире.

Женщину назвали «госпожой дома». Она не только вела домашние дела, но и принимала гостей, становилась участницей совещаний и важных собраний. Голос жены в доме имел большой вес, и зачастую ее слово становилось решающим.

Большинство греков-мужей имели связи на стороне. Это считалось не зазорным, особенно, если они пребывали в путешествиях. Но женитьба во второй раз не приветствовалась.

Дома, в которых жили дорийцы, были не маленькими. Они состояли из большого количества комнат, спален, хранилищ для оружия. Имелся даже зал с колоннами. Это было главное помещение дома. В нем семья собиралась, чтобы обсудить проблемы, решить дела.

Совет

Людей, живших в браке, Гомер изображал весьма счастливыми и искренне любящими друг друга. Женщин, которых уличили в измене, наказывали довольно строго. Женскую измену осуждали все без исключения.

Дети у мужчин рождались не только от их жен, но и от наложниц – рабынь. Все чада воспитывались на равных, жили вместе и имели часть капитала отца после его смерти. Дети рабынь, которые были рождены от свободных мужчин, получали свободу, но наследства им давали меньше, чем остальным, законным потомкам.

Общественная жизнь Древних греков, живших в 10-8 вв. до н.э., была насыщена всевозможными стычками, грабежами и даже убийствами. Этому виной несовершенный общественный строй.

Люди искренне ненавидели друг друга даже за самые безобидные деяния. Они выливали свой гнев как могли. Часто дело доходило до кровопролития.

Понятий о праве, чести, милосердии, нравственных устоях, прощении практически не было.

На переднем плане – военное дело, завоевания, пленение, грабежи чужестранцев. Наибольшим уважением пользовался самый храбрый воин, который привез на Родину богатую добычу. Ни один из мужчин не должен был уклоняться от возможности повоевать и поучаствовать в военных походах.

Поэмы Гомера насыщены свидетельствами о дружелюбных отношениях между правителем и воинами, которые отстаивают честь государства. Они были почетными гостями на всех пирах. На таких гуляниях много пели, танцевали и прославляли полководцев. Это значительно поднимало дух и давало моральные силы для новых походов.

Ученые проанализировали археологию того периода

Культурные памятники того времени не сохранились. Гибель цивилизации Микен сильно пошатнула каноны греческой культуры. Она перестала развиваться. Дорийские племена, которые вторглись с севера, стерли с лица земли все важные и крупные архитектурные памятники.

Погибли дворцы, сооружения, статуи. Остались только кладбища. Ученые смогли провести раскопки и выявили, что в тот период сильно сократилась численность населения. Кто-то погиб от рук чужестранцев, другие спаслись бегством, и переселились на другие территории.

Обратите внимание

Гробницы бедны. Они возведены из древесины. Реже – из кирпича. Предметы быта тогда модно было создавать в геометрическом стиле. Ему подчинялись формы, орнаменты на горшках, вазах, амфорах. Но к концу эпохи Гомера рисунки стали намного сложнее. Что свидетельствует о постепенном возрождении и развитии древнегреческой культуры.

Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/gomerovskaya-greciya.html

Гомеровский период (XI-VIII в. до н. э.)

Период с конца I тысячелетия до нашей эры по VIII век до нашей эры сегодня называют “гомеровским периодом”, так как основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, в частности, “Илиада” и “Одиссей”. 

 Посмотрите интересный фильм о Трое!
http://rutube.ru/tracks/4450697.html?v=c7822e0c05e8c882be255813ae8651ca

Гомеровская Греция – это своего рода “темные века” в истории цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Данных об этом периоде чрезвычайно мало. Известно, что произошел полный упадок культуры и искусств, была утрачена даже письменность. Остатки микенской цивилизации были окончательно уничтожены.

Читайте также:  Дети герои и их подвиги

Гомеровский период характеризовался развитием существующих социумов от первобытно-общинного строя к классовому рабовладельческому обществу.

Складывалась тенденция, при которой вожди племен и их ближайшее окружение постепенно присваивали себе лучшие земли и обращали в рабство наиболее бедных соотечественников.

Умение обрабатывать железо привело к бурному развитию ремесел с конца VIII века до нашей эры.

От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец.

Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм:

“Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славному дому,
Может легко он быть узнан меж всеми другими домами:
Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеный
Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота

С крепким замком, – в них ворваться насильно никто не помыслит”. 

Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых керамических формах, в простых, но выразительных.

В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей. 

Важно

Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы.В конце IX – начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. 

Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса – фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде. 

 Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров – животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий-около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях.

К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин.  Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета.

Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим.

Справа и слева от покойного- плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна.

Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:

“Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли
В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!” 

В лаконизме росписей Х-VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика.

Совет

В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу египетских пирамид и дворцов Вавилона.

Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий.

Условный характер изображений, упрощенность форм – результат не изощрения, но стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира.

Ограниченность такого принципа изображения – в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. 

Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода – первые шаги в развитии античного художественного мышления. 

Задание:

Посмотрите презентацию “Греческая вазопись” , дайте характеристику особенностей каждого периода развития греческой вазописи, отметив отличие сюжетов, стилей. Свой ответ разместите в комментариях.

Ссылка на презентацию: http://www.slideshare.net/Fonegone/ss-8651308

Источник: http://obsaatetradantichnost.blogspot.com/p/xi-viii.html

11-9 вв. до н.э. – “темные века” греческой истории

Темными веками этот период древнегреческой истории называется потому, что сведения, имеющиеся о нем, обрывочны, скудны, и не располагают к полету фантазии. Произошедшее в 12 веке до н.э.

, вторжение греков-дорийцев, привело к захвату Пелопонеса, архипелагов островов Спорады и Киклады, юго-запада Малой Азии, и части Крита.

Минойское население было вытеснено с равнин в горы, все прежние культурные завоевания пришли в упадок, и отсутствие архитектурных памятников затруднило археологом понимание данного периода.

Обратите внимание

Во многом, это был период упадка, и застоя, регресса прежних культурных завоеваний, и скудные сведения об этом периоде современный мир получил только из произведений Гомера, отчего вторым его названием стало «гомеровская эпоха».

Но в это же время, складывались новые общественные отношения, развивались новые технологии, и небольшие земледельческие поселения, основанные в этот период, стали основой для образования греческих полисов, с новой структурой общественного строения, отличной от родоплеменного уклада. Образование нового типа государства, внедрение железа, и связанных с ним технологий, коренное изменение технической базы, произошедшее в века, о которых почти нет свидетельств, привело к тому, что за последующие столетия греки сумели достигнуть еще не виданных на тот момент вершин общественного прогресса.

Дорийцы: переселение племени

Дорийцы – одно из греческих племен, заселявшее Среднюю и Северную Грецию, которое в конце 12 века до н. э. стало переселяться в юго-западном направлении, вовлекая в это переселение многие северные племена.

Дорийское переселение привело к уничтожению ахейских центров – были разрушены Микены, Тиринф, Пелос, колонизированы Родос, Крит, Мелос, Феру, Кос, но на колонизированных территориях возникли Спарта, полисы Крита и Аргос.

Дорийское завоевание разрушило ахейскую культуру, сокрушило греческое общество, отбросило его на уровень первобытнообщинного строя и бесписьменной культуры. Греческая цивилизация должна была начать свое восхождение практически с нуля.

Резкий перерыв в развитии Древней Греции некоторыми историками углубляется до размеров пропасти, которая воцарилась между двумя различными отрезками греческой истории.

Способные сокрушить, и разрушить, развитые ахейские государства, менее цивилизованные дорийцы оказались неспособны воспринять завоевания ахейской культуры, и новое восхождение греки были вынуждены начать практически с нуля.

Однако и ахейцы, и дорийцы, принадлежали к одной этнической общности, и падение культурных центров высвободило силы потенциального развития, которые до этого подавлялись этими центрами. Кроме того, многие представители микенской цивилизации, бежавшие от нашествия дорийцев, создали новые поселение в глубине Малой Азии и Крита, что привело к освоению новых земель.

Развитие цивилизации греков пошло по ломаной линии, в ходе корой были и поступательный и обратные движения, шаги к прогрессу, и к регрессу, но без темных веков, и происходивших в то время процессов коренного переустройства технологий, и общественного обустройства, греческая цивилизация не достигла бы тех вершин, перед которыми преклонятся современное человечество. Образно говоря, нашествием дорийцев, последующими процессами в тогдашнем обществе, становлением определенных формаций, было расчищено поле, и посеяны семена для всходов качественно нового государства.

Формирование греческого народа в результате переселения

Вместе с дорийцами, которые расселились на территории Пелопонеса, покорили местные народы, основали Спарту, и подмяли большую часть Крита, пришли ионийцы, которые освоили Эгейские острова – центр архипелага, и острова к западу.

Ионийцы заселили 12 легендарных малоазийских городов, среди которых были Эфес, Милет, Колон, и вплоть до 6 века этот регион являлся ведущим в истории Греции. Ионика, став форпостом греческого мира, одновременно являлась связующим звеном между греческой культурой и Востоком.

Ахейцы были оттеснены в Аттику, а эолийцы стали преобладать на острове Лесбос, в Фессалии, Беотии.

Важно

Греческий народ начал формироваться в начале 1 тысячелетия, благодаря смешению народов и диалектов, родившемуся в результате мигрирования дорийцев, совместного взаимодействия культур, не смог бы достичь таких культурных высот, если бы территориальные сообщества оставались по-прежнему однородными. К тому же, из-за отсутствия каких-либо свидетельств, не известно, были ли упадок крупных городов, и появление маленьких поселений, прямыми следствиями прихода дорийцев, или приход переселенцев стал возможным после упадка прежнего обустройства, ставшего результатом междоусобных войн.

Исчезла тенденция к глобализации построек, и вместо колоссальных дворцов с огромными угодьями, стали строиться небольшие городки, со скромными строениями. Куда-то подевались и монументальные каменные гробницы.

Наступило упрощение быта, при котором керамика стала грубой и функциональной, а золотые украшения перестали встречаться в захоронениях.

Зато повсеместно стало распространяться железо, которое было куда прочнее бронзы. Сильно упала торговля.

В тех условиях грекам не было, что выставлять на продажу, да и пиратство стало настолько распространенным, что торговцам было попросту опасно отправляться в дальний путь.

Гомеровское общество

Народные собрания постепенно стали утрачивать свою функцию, и собирались все реже, но появилось рабовладение. Оно не было настолько ярко противопоставленным, как в Древнем Риме – невольники ели вместе с хозяевами, являлись практически членами семей, участвовали в домашних праздниках.

Высшим слоем считались басилеи, первые аристократы, с советом которых считалось народное собрание. Басилеи были знатными по родовитости фамилии, а не по богатству, и зачастую вели такой же образ жизни, как и прочие жители городка. Одиссей, к примеру, сам обрабатывал землю, соорудил себе кровать, и ничуть не стыдился того, что занимается физическим трудом.

Появление железных орудий позволило обрабатывать большие площади.

В это же время стала появляться этика – понятие об общественной морали, грани дозволенного и недозволенного, определенных нормах общественного сознания. Порабощение местного населения, после дорийского нашествия, складывалось неодинаково.

Совет

Где-то сохранились периэки, где-то свободные земледельческие общины, в некоторых местностях земля стала принадлежать роду, и за нее выплачивалась определенная сумма. В Мессении порабощенные земледельцы, известные, как илоты, стали собственностью государства, и были прикреплены к определенным земельным участкам.

Такая же форма зависимости, но под другими названиями, была в Фессалии, на Крите, и в некоторых других областях Греции.

С появлением железа и железных орудий земледелия, ремесленники отделились от земледельцев, что привело к развитию товарного производствам, прямым следствием которого стало развитие рынка, процессов обмена, появлению городов. В конце гомеровского периода Греция стала постепенно оправляться от нашествия дорийцев, поэтапно подготавливаясь к архаическому периоду.

Темные века как период перед светлым будущим

Некоторые историки рассматривают темные века, как бездонную пропасть, в которую дорийское нашествие ввергло прежнюю греческую культуру.

На самом деле название «темные» они носят потому, что о них не сохранилось практически никаких документальных свидетельств. Это не удивительно, потому что этот период носит еще и название бесписьменного. Все свидетельства о нем почерпнуты из произведений Гомера.

Причиной появления термина стала скудость археологических знаний, отсутствие письменных документов, материальная бедность.

В темные века люди перестали возводить постройки из камня, а жилища строили из древесины и необожженного кирпича. Кладбища стали однотипными и бедными, что свидетельствовало о резком сокращении материального достатка.

Но они были и немногочисленными, а это говорит о сократившейся численности населения.

В гомеровскую эпоху развивались технологии обработки металла, гончарное дело, кораблестроительство и земледелие, но все вместе это позволило Греции войти в железный век.

История греческого государства началась практически заново после дорийского нашествия. Отличительной его особенностью и визитной карточкой стал геометрический стиль изображений на вазах, при котором орнамент состоял из геометрических фигур, располагавшихся в виде орнамента.

Обратите внимание

Немного позже на вазах стали изображаться фигуры людей в характерном для архаической Греции стиле, ставшие основным мотивом знаменитых греческих фризов. Это и есть символическое отображение событий, происходивших в темные века.

Из простого, неприхотливого орнамента, получились прекрасные цветные изображения, из бедной и скудной, перекраиваемой, разрозненной, территории – великое государство, цитадель мировой цивилизации.

Источник: https://greeceturizm.ru/guides/temnye-veka-grecheskoj-istorii

Ссылка на основную публикацию