Что такое кошерная еда
Понятие кошерная еда пришло к нам от евреев. Этот народ придерживается кашрута в кулинарных и юридических вопросах. В нашей статье мы остановимся только на еде и узнаем что же такое кошерная пища.
Эти законы определяет Тора уже более 3500 лет и столько же времени евреи строго придерживаются их. Самое первое с чего начинается кулинарный кашрут – это с того, что посуда для приема мясной и молочной пищи всегда должна храниться отдельно, даже мыть ее нужно в отдельных мойках или посудомоечных машинах.
Мясо нельзя хранить в холодильнике где лежат рыбные и молочные продукты. Завтракают евреи яйцами, рыбой, молочными продуктами, овощами. Во второй половине дня, к ужину, можно кушать мясо, десерты не содержащие белок и молочные продукты, овощи, фрукты. Теперь рассмотрим более детально продукты питания.
1
Мясо и рыба
- Мясо – можно употреблять в пищу любых животных, кроме свинины. Больное или убитое во время охоты животное, сало, бедро – категорически запрещено. Следит за кошерностью и происхождением мяса – специально обученный резник, он умеет правильно разделать, удалить сало и кровь. Затем он ставит на мясо печать, которая подтверждает кошерность. Интересным фактом в мясном кашруте, является то, что компания McDonalds поменяла технологию изготовления бургерных котлет специально для евреев. Мясо готовят не на сковороде, а исключительно на углях.
- Домашняя птица кошерна, так же к ней относят голубей. Приготовленные на гриле или на огне индюшиные и куриные сердца считаются кошерными. Деликатесы в виде насекомых, червей, лягушек категорически запрещено есть. Но разрешается несколько видов саранчи.
- Рыба, является кошерной при наличии чешуи и плавников. Готовят ее на огне или в духовке. Морская живность такая, как омары, крабы, угорь употреблять в пище запрещено. Красная икра считается кошерной, а черная – нет.
2
Злаки и фрукты
- Любые злаки: пшеница, ячмень, овес, дрожжевые продукты и алкогольные можно кушать в любой день, кроме праздника Пасхи. В дни Песоха к обычному кашруту добавляются эти специфические запреты.
- Перед употреблением фруктов, которые подвержены повреждению червями такие, как яблоки, груши, персики, абрикосы и т.д., их тщательно проверяют.
3
Молочные продукты, хлеб
- Смешивать молочные продукты с мясными нельзя. Перерыв между приемом мяса и молочкой должен составлять минимум 6 часов, а между молочкой и мясом – 2 часа.
- Хлеб считается кошерным только, в том случае, если он приготовлен из кошерных продуктов.
4
Алкоголь
Вино, сделанное не евреем – не кошерно. Алкогольные напитки такие, как пиво считаются кошерными, если они приготовлены по определенной технологии.
5
Традиционная закуска кошерной кухни
Традиционной добавкой к еврейским блюдам является хумус. Это ореховая паста. Его едят абсолютно с любыми продуктами от хлеба до салатов.
Во время приготовления кошерной пищи в ресторане либо же на собственной кухне, евреи обязательно читают молитву. На вкус и внешний вид кошерные блюда и продукты никак не отличаются от обычных.
Источник: https://sovetclub.ru/chto-takoe-koshernaya-eda
Кошерный продукт – что это значит, какая еда относится к кошерной в Израиле
Многие хотя бы раз в жизни слышали определение «кошерный». Большинство связывает его исключительно с еврейской кухней.
На самом деле значение слова «кошерный» значительно шире. Что подразумевает это понятие в Израиле и как оно соотносится с продуктами питания и напитками?
Кошерный – значит, натуральный
Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.
Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.
Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.
Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.
Мясо и рыба
Итак, что же такое кошерная еда у евреев? Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль). Это значит, что свинина, конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом.
Что же до птиц, в книге приведен список из 24 некошерных видов. В основном, это те крылатые, которых мы и так вряд ли стали бы есть каждый день: вороны, совы, кукушки. Евреи традиционно готовят курятину, утятину, гусятину и индюшатину.
Ответ на вопрос о том, что означает кошерный продукт питания, имеет еще одно важное условие. Мясо не должно содержать кровь. Поэтому забой осуществляет специально обученный раввин (шойхет).
Помимо всего прочего, он должен знать, как не причинить животному боли – это одно из строжайших предписаний.
Рыба также должна иметь два отличия: чешую и плавники. Непригодными к употреблению евреи считают сома, осетра, угря и морепродукты (раков, креветки).
Икра признается кошерной, если она добыта из разрешенных к употреблению рыб.
В списке недозволенной еды у евреев — тигры и другие хищные животные, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые, за исключением некоторых видов саранчи. Интересно, что в список кошерных продуктов также попадает мед, хотя пчелы кошерными не считаются.
Овощи, фрукты и другие растения
Растительная еда не должна быть ядовитой (ботва картофеля, томатов, сырые косточки слив, персиков, семена яблони) и содержать насекомых. Соответствие последнего требования достигается специальной проверкой овощей.
В основном все овощные, фруктовые и зерновые культуры у евреев признаются кошерными. Есть несколько предписаний к обработке и возделыванию почвы, высаживанию растений, но принципиального значения для туристов они не имеют.
Молочные и мучные продукты
Поскольку зерновые культуры и мука, из них изготовленная, признаются кошерными, главное требование относится к составу готовых продуктов питания. Евреи считают недопустимым использование животных жиров, вкусовых и ароматических добавок.
Дополнительный стандарт установлен для выпечки «еврейского хлеба» (пат-исраэль), которая предполагает использование определенных злаков и обязательное участие еврея, например, в зажигании огня. Но это предписание чаще затрагивает именно домашнее хозяйство.
С молочными продуктами тоже все довольно просто. Дозволенным считается все, что дают кошерные животные. Значит, на молоко и яйца у евреев не существует категоричных запретов.
Главное, чтобы в составе отсутствовали некошерные добавки – ими могут быть, к примеру, некоторые загустители или ароматизаторы.
Строжайше запрещено смешивание мясных и молочных продуктов питания.
Напитки
Алкогольные напитки у евреев – в списке самых строгих ограничений. К некошерным относят все вина, произведенные вне Израиля. В процессе их изготовления должны участвовать только иудеи.
Особые требования касаются выращивания и сбора винограда. Например, для производства нельзя брать четвертый урожай.
Кроме того, многие израильские вина пастеризуют – в этом случае, даже если бутылку откроет не еврей, оно не утратит своей кошерности.
Также в списке запрещенных напитков спиртное, которое было выдержано в винных бочках, например, коньяк или виски, или содержит некошерные добавки. Большая часть сортов пива, ром, водка, текила, джин не вызывают никаких нареканий.
Любой кофе, чай и большинство соков, если в них нет молочных или винных компонентов, – кошерные напитки.
Кошерные продукты можно узнать по знаку
Чтобы не ошибиться в выборе и не заучивать список дозволенного, при покупке необходимо искать кошерные знаки на продуктах -«эхшер». Их имеют право присваивать только еврейские организации, контролирующие качество товаров. В мире насчитывается не менее 100 вариаций таких знаков.
Чаще всего на этикетках продуктов питания встречается слово «кошерный» (kosher). В европейских и американских вариантах — буквы «К», «U» или сочетание «KS».
Что же до общественного питания, то некошерных ресторанов в Израиле практически нет. Сертификации подвергаются даже гамбургеры в «МакДональдс».
Бытует мнение, что кошерный и халяльный значат одно и то же. В широком смысле это действительно так. Оба термина имеют отношение к еде и регулируются основным религиозным законом – иудейской Торой и мусульманским Кораном. Но если посмотреть глубже, найдутся и различия. Чем же отличается кошерная еда от халяльной?
И в иудаизме, и в исламе забой животного – целый ритуал, который осуществляется конкретным человеком. Схожи и запреты, касающиеся продуктов питания, например, в отношении крови животных.
Также в мусульманских странах не едят свинину (можно приготовить мясо любых травоядных с «раздвоенным копытом»). Запрещается мясо обитающих на земле плотоядных животных, а также хищных птиц, в то время как рыба и морепродукты могут присутствовать на столе без ограничений. Наконец, мусульмане не употребляют спиртные напитки.
Как и кошерная, халяльная косметика может содержать только натуральные масла, минералы и экстракты. Категорически запрещается использование в производстве животных жиров, вредных для здоровья добавок, алкоголя, глицерина.
Православие не исключает кошерные продукты
Многие задаются вопросом, можно ли православным есть кошерную пищу? Если обратиться к канонам христианской религии, пищевых запретов в православии не существует.
Ограничения устанавливаются на особые периоды смирения и духовного обновления. Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты, а также все среды и пятницы – время полного воздержания от мясной и молочной продукции.
Значит, ничто не запрещает православному туристу попробовать кошерные продукты в Израиле.
01.09.2018
1 Комментарий
Источник: https://gurmantur.com/evropa/israil/koshernye-produkty
Кошерное питание. Особенность кошерных продуктов, список :
Многие слышали такое понятие, как “кошерно”. Что значит этот термин? В каких случаях его употребляют? Какое происхождение имеет данное понятие? В статье найдутся ответы на эти вопросы.
“Кошерно” в переводе с иврита означает “пригодно”. Поэтому под понятием “кошерное питание” сегодня следует понимать процесс поддержания жизни и здоровья с помощью пищи, которая при этом не наносит вреда человеку.
Иудаизм – самая древняя в мире монотеистическая религия – предполагает соблюдение религиозных предписаний, норм и правил – кошер, которые относятся не только к одежде, косметическим средствам, но и к продуктам. Согласно этой установке, евреи должны осуществлять приготовление пищи в соответствии с законами кашрута и строго в определенное время.
Основной целью закона считается, что кошера – рациональное и здоровое питание, создающее гармонию в развитии человеческого организма.
Кошерная пища
В предписаниях Моисея, которые находят свое отображение в письменном пятикнижном законе «Тора», указано, что некошерная пища скверно сказывается на здоровье индивида, снижается его религиозный уровень и ухудшается чувствительность, поэтому он не способен к духовному восприятию.
Этот закон гласит, что человек, вкусивший мясо хищника, способен к проявлению агрессии и способен сбиться с пути истинного. Поэтому чистой пищей будет считаться только филе травоядных зверей. Мясо хищников относят к трефным продуктам, т. е. запрещенным.
Особенности кошерного питания и продуктов
Кошерное питание предполагает использование человеком строго чистой пищи. По еврейским предписаниям все виды растений – это пригодные для употребления продукты. Однако не вся рыба, мясо птиц или животных будет кошерной пищей.
Кровь забитых в определенном порядке птиц, животных или рыб должна быть абсолютно исключена из рациона питания, кроме рыбы. Обязательным условием при умерщвлении животных является пользование резником острого ножа: чтобы животное не мучилось, процесс забоя нужно проводить быстро.
До того как приступить к процессу варки или жарки мяса, оно проходит стадии вымачивания в воде, затем выдерживается в специальном рассоле, и в конечном итоге его хорошо выполаскивают.
Осуществляется процесс разделки и проверка соответствия условиям и критериям кошерности особым квалифицированным специалистом – шохетом, который имеет определенное разрешение на убой животного. Кроме того, свинья у евреев считается нечистым животным, поэтому свинина никогда не будет кошерной.
Таким образом, учение “Тора” вразумляет человеку дисциплину и ограничения, воспитывает антипатию к пролитию крови и жестокости.
Список кошерных продуктов и блюд
Кошерная пища делится на три категории: мясная («басар»), молочная («халяв») и нейтральная («парвэ»). Основной принцип кошерного питания состоит в полном отделении молочной пищи от мясной.
Специально для того, чтобы позиция кошерности была соблюдена, используются особые столовые и кухонные приборы и посуда.
Кашрут требует окунания некоторой посуды в микву перед их первоначальным использованием.
Процесс приготовления таких продуктов по данным принципам предполагает подготовку пищи в специально отведенных для этого местах.
Продукты нейтральной категории могут употребляться в пищу одновременно с одной из этих категорий. К этой разновидности принадлежат те фрукты и овощи, которые не контактировали с некошерными продуктами или не червивы.
Список чистых продуктов довольно большой. Это макаронные изделия и бобовые, свежие, консервированные или замороженные фрукты и овощи, постное, арахисовое и оливковое масла, определенные виды спиртных и безалкогольных напитков, отдельные марки чая и шоколада.
Этот список можно продолжать, однако в любом случае необходимо обращать внимание на упаковку товара: на нем обязательно будет знак кошерности. В том случае, если знак отсутствует, необходима консультация у раввина.
Как приготовить кошерные блюда? Пригодными считаются такие, в процессе приготовления которых применялись определенные продукты.
Поэтому кошерным необязательно будет считаться блюдо, которое прошло проверку у раввина, либо было приготовлено на израильской кухне или в еврейском ресторане. Совсем нет.
Кошерное блюдо очень легко можно приготовить самому, учитывая все признаки кошерности для продуктов, которые есть у вас в холодильнике на кухне. Однако основной и главный признак – это, конечно, чистота в их приготовлении.
Об особенностях продуктов, которые пригодны для использования в пищу, мы поговорим ниже.
Кошерное мясо
Еврейская кухня предполагает использование мяса парнокопытных жвачных животных, питающихся травой.
У них, благодаря мускулистому и железистому отделениям желудка, происходит тщательное переваривание пищи. Это и коровы, и овцы, и козы, и лоси, а также газели.
Кроме того, сюда относят животных, у которых нет разреза копыт: кроликов, верблюдов и даманов. В “Торе” можно найти полный перечень кошерных животных.
Согласно кашруту “Торы”, кошерное мясо – это куры, гуси, утки и индейки. Однако есть все-таки исключения: мясо хищных теплокровных яйцекладущих животных.
Кошерная молочная продукция
Относится ли к молочной продукции понятие “кошерно”? Что значит оно? Пригодной продукцией считается молоко, которое получено от чистых животных. Только в этом случае продукт является допустимым к употреблению. В ином случае он не может быть использован в пищу.
Кошерное питание имеет целый ряд специфических обычаев и традиций. Принцип кошерности гласит, что после употребления молока или другой молочной продукции нужно прополоскать рот и вкусить твердой нейтральной пищи, которая не прилипнет к небу.
Очень распространенным считается обычай делать перерывы между приемами разных категорий кошерной пищи. Для вкушения мяса нужен перерыв в 30-60 мин. После еды твердых сортов сыра и между употреблением “басар” и “халяв” необходимо подождать 6 часов. Молоко можно есть с рыбой, но из разной посуды.
Рыба, которую относят к кошерной
Ее не нужно убивать особым способом. Однако здесь тоже существуют исключения: кошерная рыба должна быть с наружным роговым покровом и конечностями. Это треска, камбала, тунец, щука, форель, лососевые, сельдь, палтус, пикша. Нельзя употреблять в пищу ракообразных членистоногих и мягкотелых. Насекомые, змеи и черви также не относятся к чистым видам продуктов.
Евреи не едят рыбу вместе с мясными продуктами, но их можно ставить на стол вместе.
Кошерное “парвэ”
Как уже отмечалось ранее, к категории “парвэ” принадлежат даже необработанные фрукты и овощи. Единственным условием для соблюдения кошерности в этом случае является отсутствие в этих продуктах насекомых. Поэтому фрукты, овощи, которые подвержены порче жучков и других насекомых, подвергаются тщательной проверке и обработке.
Яйца птицы также относятся к нейтральной категории. Однако в пищу разрешены в основном продукты домашней птицы с неодинаковыми концами, а именно курицы, гуся, индейки, допускается также фазана и перепелки. Нечистыми считают евреи яйца хищников или тех, которые питаются падалью. Продукты с кровянистыми вкраплениями относятся к некошерным. Поэтому перед употреблением их проверяют.
Эти виды чистой продукции не требуют даже наличия специального знака и в любых комбинациях могут смешиваться с другими. Однако если они были смешаны с молочными или мясными видами, то уже не относятся к категории “парвэ”.
Где можно встретить такую продукцию
Кошерная продукция маркируется специальным знаком, который гарантирует соблюдение принципов такого питания, их полезность, экологичность и высокое качество. В связи с некоторыми трудностями приготовления подобной пищи, цена на пригодные для евреев товары значительно отличается от цен на продукты питания, которые можно найти на рынке или в супермаркете.
Где чаще всего кошерное питание считается традиционным? В основном пригодные продукты можно найти в Израиле, однако в последнее время даже население других стран придает большое значение правильному питанию, поэтому найти такую продукцию можно практически везде. А удостовериться в ее качестве поможет наличие кошерного знака раввина, который контролировал процесс производства продукта.
Источник: https://www.syl.ru/article/201973/new_koshernoe-pitanie-osobennost-koshernyih-produktov-spisok
Что такое “кошерная” еда – Зожник
Религиозные правила употребления еды взяты не с потолка и в основном это древние упрощенные санитарные нормы и правила ЗОЖ (на имеющемся тогда уровне знаний). Впрочем, часто эти законы устаревают под натиском научных знаний. Например, все мы слышали о “кошерной” еде, давайте разберемся, что же такое “кошерная” (и некошерная) еда.
“Кошерная” – это любая еда (пусть даже из китайской кухни или русской народной), но соответствующая строгим законам “Кашрута” (дозволенность чего-либо с точки зрения законов, содержащихся в Торе, Талмуде и т.п.)
Само по себе слово “кошер” означает “дозволенный”, слово “кошерный” – это просто русское производное означающее, что еда соответствует правилам иудаизма.
Кошерный Макдоналдс в Буэнос-Айресе.
Вопреки распространенному заблуждению, раввины или другие религиозные деятели не «благословляют» пищу, чтобы сделать ее кошерной. “Благословление” не имеет отношение к термину “кошерный”.
Кошерность – не стиль приготовления пищи. Китайская пища может быть кошерной, если она приготовлена в соответствии с еврейскими законами, и есть много прекрасных кошерных китайских ресторанов в Филадельфии и Нью-Йорке.
И наоборот – традиционные еврейские продукты, например, бублики, блинчики, маца и суп шара могут быть не кошерными, если не были подготовлены в соответствии с еврейскими законами.
Некоторые законы кашрута устарели с точки зрения ЗОЖ
Многие современные евреи считают, что законы кашрута — просто примитивные медико-санитарные правила, которые устарели. Например, согласно современным научным знаниям нет никаких причин считать мясо верблюда или кролика менее здоровыми, чем мясо коровы или козы. Нет также прямых научных доказательств или наблюдений вреда от сочетаемости молочной и мясной продукции (а это не кошерно).
Впрочем логика тут прослеживается другая: верблюд (не кошерный для употребления в пищу) является более полезным в качестве вьючного животного, чем как источник пищи.
Краткий ответ, почему евреи соблюдают эти законы: потому что Тора говорит так.
Тора не определяет никаких оснований для этих законов и традиционному еврею нет необходимости видеть любые другие причины.
Более развернутый вариант из книги «Быть евреем» раввина Хаима Галеви Донин: соблюдение законов – это такой самоконтроль, чтобы научиться контролировать даже самые простые, основные инстинкты.
Мы приведем здесь основные правила кошерности с комментариями Зожника.
Основные правила кошерного питания
Законы кашрута вытекают из нескольких довольно простых, понятных правил:
1. Некоторые животные не могут быть съедены полностью. Это ограничение включает в себя плоть, органы, яйца и молоко животных, которые запрещены.
2. Из животных, которые могут быть съедены, птицы и млекопитающие должны быть убиты в соответствии с еврейским законом.
3. Вся кровь должна быть удалена из мяса и птицы до ее приготовления.
4. Некоторые части разрешенных животных не могут быть съедены.
5. Фрукты и овощи разрешены, но должны быть проверены на предмет частей, которые не могут быть съедены.
6. Мясо (мясо птицы и млекопитающих) не может быть съедено вместе с молочными продуктами. Рыба, яйца, фрукты, овощи и зерно можно есть с любым мясом или молочными продуктами. (По некоторым мнениям, рыба не может быть съедена с мясом).
Нет никакого научного или медицинского подтверждения вреда от сочетания в пище молочных и мясных продуктов. Важно при этом понимать, что и мясо, и “молочка” – это продукты, богатые белком.
Белковые продукты – “тяжелые”, требуют больше усилий для организма для их переваривания.
Именно на переваривание белковой пищи тело может тратить до 30% энергии, которую от них получает (в среднем же тело тратит 5-10% от содержащейся в пище энергии на ее переваривание).
7. Посуда (в том числе кастрюли и сковородки и другие поверхности для приготовления пищи), которые вступают в контакт с мясом, не могут быть использованы с молочными, и наоборот. Посуда, которая вступила в контакт с пищевыми продуктами не кошерного происхождения, не может быть использована с кошерной пищей.
8. Виноградные продукты, сделанные не евреями, не могут быть съедены.
9. Есть несколько других правил, которые не являются универсальными.
А теперь чуть подробнее по этим вопросам.
Животные, которые не могут быть съедены
Из «зверей земных» можно съесть любое животное, которое имеет раздвоенные копыта и является жвачным. Любое наземное млекопитающее, которое не имеет оба эти качества, запрещено.
Тора указывает, что верблюды, тушканчики, зайцы и свиньи не являются кошерными, поскольку у каждого из них не хватает одного из этих двух квалификаций.
Крупный рогатый скот, овцы, козы, олени, зубры являются кошерными.
Из “водных” созданий вы можете есть все, у чего есть перья и чешуя. Таким образом, из моллюсков, таких как омары, устрицы, креветки, моллюски и крабы, все запрещено. Рыбы, например, тунец, карп, лосось и сельдь — разрешены.
Полное исключение некоторых полезных морепродуктов с одной стороны обедняет рацион некоторыми микроэлементами. С другой стороны – имеются некоторые спорные доводы в пользу того, чтобы отказаться от креветок:
Для птиц, критерии менее ясны. Тора предоставляет список запрещенных птиц, но не уточняет, почему именно эти птицы запрещены. Все птицы, включенные в список являются либо хищными птицами, либо падальщиками, раввины утверждают, что это и было основой для их различия.
Другие птицы разрешаются, например, курицы, гуси, утки и индейки.
Грызуны, рептилии, амфибии, насекомые — запрещены.
Кошерный убой
Млекопитающих и птиц, которые могут быть съедены, должны быть забиты в соответствии с еврейским законом. Запрещено есть животных, которые умерли от естественных причин или были убиты другими животными – что вполне логично с точки зрения здоровья.
Кроме того, животные не должны иметь заболеваний или недостатков в органах в момент убоя. Эти ограничения не распространяются на рыбу, только мелкий и крупный скот.
Существуют специальные правила кошерного убоя животных. Смысл их сводится к минимуму боли, испытываемую животным перед смертью. И в этом есть важный смысл.
Комментарий на эту тему шеф-повара ресторанов Delicatessen и «Юность» Ивана Шишкина, данные “Афише”:
Если перед забоем животное испытывает страх или стресс, запас гликогена в мышцах падает и после забоя естественный процесс падения pH в мышцах замедляется или останавливается.
Есть такой феномен dark, firm and dry meat — темное, жесткое, сухое мясо, полученное в процессе неправильного стрессового забоя. Оно имеет более высокий pH и имеет свойство к сдерживанию воды внутри. На вид такое мясо становится жестким и темным, что снижает его привлекательность для покупателя.
Повышенный pH приводит к тому, что мясо быстрее портится: многие болезнетворные бактерии охотнее выживают в менее кислотной среде.
Острый нож, называемый challef, используется для вскрытия горла животного, заставляя животное немедленно потерять сознание.
Если процесс не сделан правильно, или животное не кошерное, или животное убили охотники не в соответствии с библейскими законами кашрута, евреям запрещено есть это мясо.
Обескровливание
Тора запрещает потребление крови. Евреи не едят кровь, потому что жизнь животных (в буквальном смысле, душа животных) содержится в крови. Это относится только к крови птиц и млекопитающих, но не относится к крови рыбы.
Яйцо, которое содержит очень мало крови, может быть съедено. Также в соответствии с кашрутом хорошая идея – разбить яйцо в стакан или чашку, чтобы проверить его на предмет свежести и пригодности в пищу, прежде чем положить его в разогретую сковороду. Это простое правило следует взять на заметку всем кулинарам независимо от вероисповедания.
Согласно кашруту последствия могут быть серьезными – если вы вдруг разбили окровавленное яйцо в разогретую сковороду или кастрюлю, эта посуда становится не кошерной. На ней больше нельзя готовить кошерную пищу.
Если Ваш рецепт требует несколько яиц, разбейте каждое в стекло по очереди, так что вы не тратите все яйца, если последнее не является кошерным.
Запрет на жиры и нервы
Кашрут требует внимательного отношения к разделке мяса. Седалищный нерв и прилегающие к нему кровеносные сосуды не могут быть съедены. Процесс удаления этого нерва занимает много времени и не является экономически эффективным, так что большинство заготовителей кошерного мяса, просто продают задние конечности не кошерным мясникам.
Определенный тип жира, который окружает жизненно важные органы и печень, не могут быть съедены. Кошерные мясники также удаляют эту часть туши.
По утверждению некоторых источников, ученые нашли биохимические различия между этим видом жира и допустимыми жирами вокруг мышц и подкожным жиром.
Кошерные овощи и фрукты
Все фрукты и овощи являются кошерными, но есть несколько нюансов.
Червоточины и червивые фрукт и овощи – не кошерны. Фрукты и овощи, которые падки на такого рода повреждения, должны быть проверены, чтобы гарантировать, что они не содержат червоточин и гнили. Листовые овощи, салат и зелень, клубника и малина должны быть тщательно проверены.
Кроме того, отдельно прописывается запрет на продукцию из винограда, сделанную не евреями. Вино широко используется в ритуалах всех древних религий. По этой причине использование вина и других продуктов винограда, сделанных не евреями, была запрещена.
Настоящий еврей должен пить только “кошерные” вина – то есть вина, сделанные евреями.
Разделение мяса и молочной продукции
В Торе есть фраза «не вари козленка в молоке матери его». Устная Тора объясняет, что этот отрывок запрещает есть мясо и молочные продукты вместе. Кроме того, Талмуд запрещает приготовление мяса и рыбы вместе.
Это, однако, допускает есть рыбу и молочные продукты вместе.
Также допустимо есть молочные продукты и яйца вместе.
Это разделение включает в себя не только пищу, но и посуду, кастрюли и сковородки, в которой они приготовлены, тарелки и столовые приборы, из которых едят, посудомоечные машины и раковины в которых они очищаются, губки и полотенца, которыми вытирают посуду.
Кошерные бытовые условия должны включать в себя минимум два набора посуды — одни для мяса, другие — для молочных продуктов.
Впрочем, как мы уже отвечали выше этот строгий и ключевой запрет не находит поддержку в виде научно-практичного объяснения. Совмещать мясную и молочную продукция согласно последним научным знаниям не вредно с точки зрения ЗОЖ.
Кошерные принадлежности
Посуда (кастрюли, сковородки, тарелки, столовые приборы и т.д., и т.п.) должны быть кошерными. Посуда поднимает кошерный статус пищи, приготовленной в ней. Таким образом, если вы готовите куриный суп в кастрюле, кастрюля становится посудой для мяса.
Кошерный статус может передаваться от пищи к посуде или от посуды к пище только в присутствии тепла (и в том числе острых специй) или при длительном контакте с огнем, поэтому, если вы едите холодную пищу в не кошерных условиях , это не является проблемой. Например, для мороженого (молочный продукт) посуда не имеет значение, потому что оно – холодное.
Это также означает, что вы можете использовать один и тот же нож, чтобы отрезать ломтик колбасы и сыра, но это не рекомендованная процедура.
Столкновение старинных законов с современными приборами может являться до комичного серьезной проблемой. По идее, необходимо иметь 2 посудомоечные машины – для “молочной” посуды и “мясной”.
Однако, здравый смысл в современном толковании Торы берет верх и разрешается либо иметь отдельные отсеки под молочные и мясные блюда в “посудомойке”, или еще проще – запускать в посудомоечной машине отдельно мясную и молочную посуду.
Кашрут сертификация
Задача поддержания кошерной пищи значительно упрощается широко распространенной сертификацией кашрута. Продукты, которые были сертифицированы как кошерные, помечены знаками, которые обычно определяются раввинами или организациями по сертифицированной продукции.
Знаки “кошерности” пищевой продукции.
Пример кошерной сертификации на отечественных макаронах.
Процесс сертификации не связан с «благословением» пищи, а, скорее, речь идет о рассмотрении ингредиентов, используемых, для приготовления пищи.
Также рассматриваются процессы, при которых пища готовится, проводятся периодические проверки перерабатывающих предприятий, чтобы убедиться, в том, что кошерные стандарты поддерживаются.
Источники: jewfaq.org, 2zla.com
Читайте также на Зожнике:
22 идеи для маленьких изменений к лучшему
Рацион на 1500 ккал в израильском стиле
Красивые женщины-солдаты Израиля
Как правильно приседать
21 самое безопасное упражнение для хрупких «лифтеров»
Максим Кудеров Понедельник, 05.06.2017
Источник: http://zozhnik.ru/chto-takoe-koshernaya-eda/
Кошерная еда: что это такое, определение
Это слово произошло от еврейского «кашрут». Кашрут – это свод правил и законов о разных областях жизни, напоминающий иудеям о том, что является дозволенным, а что – нет.
В основе Кашрута лежат законы Торы и правила, которые установили иудейские религиозные деятели (все вместе эти правила и законы Торы образуют Талмуд). «Кошерным» называется всё дозволенное, в том числе и еда, которую иудей может употреблять.
В это понятие входят и другие аспекты – что дозволено в семейной жизни, общественной жизни.
Что такое кошерная еда
Итак, кошерными называются виды пищи, которые дозволено употреблять правоверному еврею. Иудеи полагают, что некоторые виды пищи отрицательно влияют на духовность человека, в то время как другие увеличивают её.
Особенно это касается мяса. На характер человека может влиять то, каким мясом он питается. Например, считается, что мясо хищников делает людей агрессивными и жестокими.
Также смысл кошерной еды в ограничении жестокости по отношению к животным.
Для того, чтобы мясо животного можно было употреблять в пищу, оно должно быть убито наиболее безболезненным способом. Отчасти традиции питания евреев обусловлены и тем, что в Израиле жаркий климат и мясо животных, являющихся по определению «грязными», быстро портится, в нём могут находиться опасные для человека паразиты.
Правила, касающиеся посуды (раздельное приготовление мясных, молочных и растительных блюд), также продиктованы правилами гигиены.
Продукты, считающиеся кошерными
- Разрешено к употреблению мясо травоядных жвачных животных, являющихся парнокопытными. Это коровы, козы, овцы, лоси и так далее. При этом животное должно быть убито кошерным способом. Используется специальный острый нож, позволяющий убить животное одним движением, так, чтобы оно не успело испугаться. Забой скота должен производить специалист. Мясо перед приготовлением вымачивают в рассоле, выполаскивают и убирают из него кровь. Только после этого оно становится полностью пригодным для еды.
- Мясо домашней птицы (кур, уток, гусей, индейки) и их яйца считается кошерными.
- Рыба, имеющая чешую и плавники. В отношении рыбы специальных правил по поводу способа её добычи нет.
- Мясные и молочные продукты употребляются раздельно, между едой при этом должно пройти несколько часов.
- Фрукты и овощи, а также все продукты растительного происхождения, включая мёд, сахар, соль, крупы и злаки, хлеб, грибы, кофе и чай являются кошерными, и их можно употреблять совместно с другими видами пищи. Они называются «парве» (нейтральные). Рыба тоже считается «парве», но по традиции её не употребляют вместе с мясом.
- Спиртные напитки, вина разрешены, но в отношении их приготовления и выращивания сырья существует большой свод правил. Только при соблюдении всех правил напиток считается довзоленным.
Некошерные («трефные») виды пищи
- Кашрут запрещает есть мясо животных, не являющихся жвачными или парнокопытными (свиньи, зайцы и т.д.). Эти животные считаются «грязными».
- Запрещена к употреблению кровь животных и птиц.
- Рыбу нельзя смешивать в одном блюде с мясной и молочной пищей.
- Мясо хищных птиц, падальщиков и вообще диких птиц. Точного списка птиц, мясо которых нельзя есть, не существует, поэтому все дикие птицы считаются «некошерными». Их яйца также нельзя употреблять в пищу.
- — Традиция также не разрешает есть моллюсков и ракообразных – осьминогов, кальмаров, устриц, крабов, креветок, омаров), так как они не имеют чешуи и плавников.
- Икра некошерной рыбы (не имеющей чешуи и плавиков), например, осетровая икра, тоже не является кошерной.
- Запрещено употреблять в пищу насекомых, пресмыкающихся и земноводных. Единственным пригодным для еды насекомым считается определённый вид саранчи. Из-за этого иудеи должны очень внимательно осматривать фрукты, овощи и крупы перед употреблением, чтобы убедиться в отсутствии насекомых и их личинок.
- Посуда, в которой готовилось мясо, не может использоваться для приготовления молочных продуктов и парве.
- Если посуда, в которой была приготовлена некошерная пища, соприкасалась с кошерной едой, то еда тоже становится некошерной.
Где можно найти кошерную еду
Некоторые производители, в особенности в Израиле и США, ставят отметку о «кошерности» своих продуктов, подтверждающую, например, что животное было убито дозволенным способом.
Такие продукты можно приобрести в основном в специализированных магазинах, но иногда товары с отметкой «Кошер» продаются и в обычных супермаркетах.
Кошерные продукты выбирают не только правоверные евреи, но и мусульмане (у которых существует аналогичное понятие «халяль»), и сторонники здорового образа жизни, и борцы с жестоким отношением к животным. Таким образом, производство и продажа кошерной еды занимает особую нишу в бизнесе.
Источник: https://zajmy-onlayn.ru/roshernaya-eda-chto-eto-takoe-opredelenie/
Что такое кошерная еда?
Почти все, кто собираются путешествовать по Израилю, или те, кто уже побывал в этой стране, слышали, что питание в Израиле – кошерное. Некоторые полагают, что это особое, диетическое или раздельное питание. На самом деле, кошерная пища – это пища, приготовленная по правилам кашрута.
Кашрут — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи (совокупности законов, содержащихся в Торе и Талмуде). В иудаизме, термин «кашрут» применяется не только по отношению к питанию, но используется и в других аспектах традиционной жизни — от юридических до бытовых.
Еврейские законы с древних времен самым строгим образом контролируют каждую сторону жизни человека, это относится и к продуктам питания и к способам их приготовления. Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть все подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена по правилам.
Каковы же эти правила?
Животные:
У кошерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные: лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны.
Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности: свинья, верблюд, даман и заяц – эти животные запрещены в пищу. Больное или убитое на охоте животное в пищу не пригодно.
Запретно сало возле желудка и кишечника, а так же бедро, из которого не удален седалищный нерв (в память о праотце Иакове, которого ангел ранил в бедро).
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать определенным требованиям.
Шойхет (квалифицированный резник) обычно много лет учится, чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право забивать животное.
Законы о шхите (забое животного) и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.
Тора категорически запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо сначала замачивают в воде, а затем посыпают со всех сторон крупной солью, которая впитывает всю кровь.
Птица:
Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц, поэтому в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.
У яиц также есть признак кошерности: они должны быть от кошерных птиц, иметь разные концы (один более острый, другой — более округлый). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются непригодными, но такие яйца не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу.
Рыба:
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака.
Все ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) являются некошерными и запрещены к употреблению.
Насекомые и земноводные:
Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых (кроме саранчи), земноводных и пресмыкающихся. Это ограничение обязывает к тщательному отбору и обработки зелени, овощей, фруктов, а также муки и крупы.
Единственным исключением из этого правила является мёд, продукт некошерного насекомого, который разрешён к употреблению в пищу, поскольку он (согласно кашруту) представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой, и поэтому считается продуктом растительного происхождения, а не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.
Напитки:
В основном, кошерность напитков связано с употреблением вина. Так как все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют, то кошерным является вино, выращенное только на территории Израиля, исключительно религиозными евреями соблюдавшим все правила кашрута.
Отдельно мясное и молочное: это правила является одним из известных правил кашрута. Запрещено смешивать молочные и мясные продукты: готовить или употреблять их в пищу вместе. В силу этого, на кошерной кухне должна быть отдельная посуда и, желательно, отдельное кухонное оборудование для приготовления мясного и для молочного.
Кроме того, законы кашрута устанавливают необходимость временного интервала между приемом мясной пищи и приемом пищи молочной.
Кошерность пищи связано не только непосредственно с продуктами, но и с посудой. Кошерной является вся новая посуда.
Некошерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некошерная пища, такую посуду можно откошеровать, прокипятив ее или прокалив на огне.
Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кошерованию не поддается.
Чем же объясняется такой свод правил для приготовления и употребления пищи? На данный момент существует несколько объяснений заповеди о кашруте:
Воля Всевышнего: исполнение законов кашрута исполняется исключительно в знак подчинения воле Бога.
Здоровье (полезность кошерной пищи): соблюдение правил кашрута – это знак доверия к Богу сотворившему мир, который дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить.
Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека и его физического здоровья.
Кошерная еда традиционно считается полезней и безопасней обычной, так как весь производственный процесс строго контролируется, соблюдаются все технические и гигиенические требования.
Милосердие (моральные ценности): Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и убийство животных для развлечения — запрещены.
Согласно научным исследованиям, «шхита» (забой скота согласно Торе) — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно.
Поэтому резник убивает животных одним движением, чтобы уменьшить боль до минимума, животное при этом теряет сознание в доли секунды.
Стремление к святости: везде, где речь идет о кашруте, Тора говорит о святости. Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению. Контролируя свое питание, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.
Сохранение единства: кашрут сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там синагогу, раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.
Поскольку кошерность продуктов не может быть проверена объективно, некоторые иудейские общины в вопросах кошерности полагаются на суждение раввина, признаваемого авторитетом в данной общине.
Источник: https://www.classictravel.ru/blog/79-chto-takoe-koshernaya-eda
Кошерные продукты: взгляд православного богослова
Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:
«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.
Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх.
У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.
Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.
Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?
Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства.
Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования.
Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.
Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.
Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины.
С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя.
Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.
Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.
Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.
Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.
70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма.
Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу.
О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.
В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим.
Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.
Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.
Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.
До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара).
Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии.
Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.
Отношение к крови в еврейской традиции
Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела.
Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе.
Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.
Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного.
Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим.
Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!
1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса».
39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис.
Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии.
Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.
Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!
Что же такое «кошерная пища»?
В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое.
Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута.
Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.
Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.
Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.
В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи.
Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».
Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.
Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).
Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.
Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (Быт. 9:4; Лев. 17:10-14). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.
Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (Лев. 11:9; Втор. 14:9-10). Это ничем не мотивируется.
Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.
Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.
Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.
Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!
Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.
Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!
Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.
Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.
Как христианину относиться к кошерным продуктам?
Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества.
Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти.
И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут.
А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.
Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11) были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.
А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад.
Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10:25). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.
В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М.
2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8) — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.
Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» (Тит.
1:15) должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.
Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»
Наверх>>>
Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/koshernye-produkty-vzglyad-pravoslavnogo-bogoslova