Краткая биография Цветаевой самое главное
Цветаева Марина родилась в Москве в 1892 году. Первые стихи она написала в шестилетнем возрасте.
Марина получила образование в московской частной женской гимназии, кроме того она училась в зарубежных пансионах.
В 18 лет она опубликовала первый сборник стихов. Уже тогда на нее обратили внимание такие крупные литературные деятели как Н. Гумилев, В.Брюсов. Марина выпускает один сборник за другим.
Во время Первой мировой войны и Гражданской войны творчество Марины начинает пользоваться популярностью, она начинает очень много писать.
Цветаева вышла замуж за С. Эфрона в 1912 году, что не помешало ей завести роман с женщиной Софией Парнок, которой она посвятила цикл стихов.
После Гражданской войны Марина переезжает в Германию, затем во Францию. За границей большую популярность ей принесла не поэзия, а проза. Кроме этого, Марина создает несколько произведений, которые касаются биографии известных и значимых для нее людей – В. Маяковского, А,С. Пушкина, А. Белого.
В 30-е годы Цветаева возвращается на Родину. Мужа и дочь арестовывают. В это время Марина практически не сочиняет, а занимается переводами, денег едва хватало на жизнь.
В 1941 году поэтесса, не выдержав тяжелой участи, кончает жизнь самоубийством.
Для детей по датам
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
- Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание
Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений. - Островский Александр Николаевич
Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе – Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе. - Паустовский Константин Георгиевич
Константин Георгиевич Паустовский родился на свет 31 мая 1892 года в Москве. Вырос в семье Георгия Максимовича Паустовского и Марии Григорьевны Паустовской - Пушкин Александр Сергеевич
Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах. - Гоген Поль
Наверное, практически для каждого творца и подлинного художника биография имеет довольно высокое значение. Формирование взглядов, наличие насыщенного опыта – подобные факторы и формируют творческую индивидуальность.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/cvetaeva
Цветаева Марина Ивановна
(1892-1941) русский поэт
«Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете, с отчаянной яростью вырыдала:
Всяк дом мне чужд,
всяк храм мне пуст…
Имя этой женщины — Марина Цветаева». Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт — Евгений Евтушенко, угадав, может быть, главную трагедию ее жизни, трагедию одиночества и ощущение своей ненужности.
Его же словами можно определить и то, чем являлась Марина Цветаева для русской поэзии: «Марина Ивановна Цветаева — выдающийся профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед.
Такой замечательный поэт, как Ахматова, которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, а не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой».
Марина родилась в семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который оставил по себе самую большую память тем, что основал Музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Мать, Мария Александровна Мейн, талантливый музыкант, ученица Рубинштейна, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи.
У Марины и ее сестры Аси было счастливое безмятежное детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи предписали ей лечение в мягком климате за границей.
С этого времени у семьи Цветаевых началась кочевая жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, и девочкам приходилось учиться там в разных частных пансионах.
1905 год они провели в Ялте, а летом 1906 года мать умерла в их доме в Тарусе.
Осенью Марина записалась в интернат при Московской частной гимназии. Она это сделала вполне сознательно, чтобы как можно реже бывать в их осиротевшем доме. Тема одиночества и смерти становится одной из главных в ее творчестве, начиная с ранних стихов.
Конечно, это не относится к самым первым стихам Марины, которые она начала писать с шести лет.
Но уже в семнадцатилетнем возрасте Марина Ивановна Цветаева пишет, обращаясь к Создателю: «Ты дал мне детство лучше сказки, И дай мне смерть в семнадцать лет!»
По стихам Марины Цветаевой можно узнать ее чувства и настроения в тот или иной период жизни, ее интересы и увлечения. Она много читала, но чтение это было бессистемным: книги по истории, искусству, научные трактаты — все подряд и вперемешку.
С раннего детства Марина прекрасно знала языки и с одинаковой легкостью читала и даже писала стихи как на русском, так и на французском и немецком языках.
Натура романтическая и впечатлительная, любила придумывать себе кумиров, которые с годами менялись.
В тринадцать лет Марина пережила кратковременное увлечение революционной романтикой, и ее героем стал лейтенант Шмидт, имя которого в 1905 году было у всех на устах.
Ему на смену пришел Наполеон и его незадачливый сын, герцог Рейхштадтский.
Марина Цветаева вообразила себя бонапартистской, повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет даже поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы.
В ее жизни были и другие герои — реальные и придуманные, которых, впрочем, объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами — бунтарями, как и она сама.
Одни из ее литературных кумиров менялись в разные периоды жизни, другие остались навсегда. С детства она зачитывалась Пушкиным, но никогда не любила «Евгения Онегина». Потом открыла для себя Гёте и немецких романтиков.
Среди своих современников боготворила Бориса Пастернака, А. Ахматову, которую называла «златоустая Анна всея Руси». Особое чувство Марина Ивановна Цветаева испытывала к А. Блоку.
Она ему поклонялась как поэту и была влюблена в него, посвятив Блоку несколько прекрасных стихов.
В 1916 году Марина уже стала известным поэтом, а первая книга ее стихов — «Вечерний альбом» — вышла в 1910 году. Стихи Цветаевой заметили и одобрили такие известные поэты, как Валерий Брюсов, М. Волошин, Николай Гумилев. Особую поддержку оказал ей М. Волошин, с которым она подружилась, несмотря на большую разницу в возрасте.
В 1911 году Марина Ивановна Цветаева ушла из гимназии и уехала в Коктебель к Волошину, дом которого всегда был открыт для всех начинающих и маститых писателей, поэтов, художников, музыкантов. Там Цветаева встретилась с Сергеем Эфроном. Его родители были революционерами, погибли, и Сергей вырос сиротой. Это был романтичный и доверчивый человек, каким и остался до конца жизни.
Следующий, 1912 год оказался для Цветаевой насыщенным радостными событиями. Она вышла замуж за Сергея Эфрона, родила дочь Ариадну и в тот же год выпустила второй сборник стихов — «Волшебный фонарь».
Несмотря на печальную утрату, которую Марина Цветаева испытала в сентябре 1913 года, когда скончался ее отец, она наконец-то обрела душевное равновесие, и ее жизнь в течение последующих пяти-шести лет была невероятно счастливой. Это был «роман с собственной душой», как она писала потом. В этот период в частном издательстве Сергея Эфрона вышел новый сборник ее стихов — «Из двух книг».
В стихах Марины Цветаевой появились новые, более уверенные интонации. Она ощутила себя настоящим российским поэтом, начала писать свободно и раскованно. В 1916 году написала много стихов о Москве.
В это время уже шла Первая мировая война. Муж Цветаевой, ушел на фронт братом милосердия, ездил на санитарном поезде, бывало, рисковал жизнью.
Весной 1917 года в жизни Цветаевой произошли существенные изменения. Она совершенно не интересовалась политикой и Февральскую революцию встретила безучастно. В апреле у них с Эфроном родилась вторая дочь, которую Цветаева хотела назвать в честь Ахматовой Анной, но передумала, — ведь «судьбы не повторяются», — и девочку назвали Ириной.
Осенью в Москве стало совсем трудно жить, и в самый разгар Октябрьской революции Цветаева с Эфроном, который незадолго до этого получил звание прапорщика, уехали в Крым к М. Волошину. Когда через некоторое время Марина Цветаева вернулась в Москву за детьми, обратного пути в Крым уже не было.
С этого времени она надолго разлучилась со своим мужем. В январе 1918 года он тайно заезжал на несколько дней в Москву, чтобы повидаться с семьей перед тем, как отправиться в армию Корнилова.
Ее муж, белый офицер, теперь стал для Цветаевой прекрасной мечтой, «белым лебедем», героическим и обреченным.
После его отъезда она осталась одна с детьми среди разрухи и лишений, пыталась устроиться на работу, добыть продукты, чтобы как-то прокормить детей. Они голодали, болели, и скоро младшая Ирина умерла от истощения.
Марина Цветаева была в отчаянии, не видела никакого выхода, но писать стихи не переставала, как будто отчаяние придавало ей еще больше вдохновения. С 1917 по 1920 год она написала более 300 стихотворений, большую поэму-сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес, сделала множество записей-эссе.
Впоследствии все критики утверждали в один голос, что в этот период ее талант буквально расцвел, вопреки обстоятельствам. И тогда же в ее поэзии опять возникли трагические мотивы — они не могли не появиться в тех условиях, в которых жила Цветаева, в полной неизвестности о судьбе мужа; впрочем, она не сомневалась, что он убит.
И еще одна тема постоянно возникала в ее творчестве — это тема разлуки.
Но в поэзии Марины Ивановны Цветаевой было и другое: она была насыщена истинно народными мотивами, темами и образами.
Однажды на вопрос дочери, откуда в ее творчестве появились все эти народные интонации, Марина Цветаева ответила: «России меня научила Революция», а в своей тетради оставила полушутливую запись: «Очередь — вот мой Кастальский ток! Мастеровые, бабки, солдаты».
В ее стихах и поэмах родина представала хотя и суматошной и разухабистой, но в то же время величественной, какую невозможно не любить.
14 июля 1921 года из Чехии вернулся И. Эренбург и привез письмо от Сергея Эфрона, который прошел с белой армией весь путь от начала до конца, остался жив и оказался в Праге, где в то время учился в Пражском университете. Цветаева приняла решение ехать к нему.
Уже на следующий год она с дочерью оказалась в Берлине, который в то время считался центром русской эмиграции. Там собрались многие писатели, которые уехали из России во время революции, туда же приезжали и советские прозаики и поэты, когда между Советской Россией и Германией установились дипломатические отношения.
Так что в Берлине кипела активная литературная жизнь, было много русских издательств, проводились встречи и литературные вечера.
Цветаева пробыла в Берлине два с половиной месяца, здесь она наконец встретилась с мужем, который приехал из Праги, и успела написать больше двадцати стихотворений, в которых с новой силой раскрылся ее лирический талант.
После Берлина началась уже настоящая эмиграция Марины Цветаевой в Чехии, где они с Эфроном прожили три года и где родился их сын Георгий (Мур). Об этой стране Цветаева всегда вспоминала с теплотой, хотя жили они там в большой бедности.
Но нищенское существование не могло заглушить поэтического настроя Цветаевой.
Теперь главной темой ее творчества становится философия и психология любви, причем не только той любви, которая соединяет мужчину и женщину, а любви ко всему, что есть на свете.
В Чехии Марина Цветаева, кроме лирических стихов, завершила начатую еще в Москве поэму-сказку-притчу-трагедию-роман в стихах, как определяла это произведение она сама — «Молодец» — о могучей, всепобеждающей любви девушки Маруси к упырю в облике добра молодца. Одновременно Цветаева начала работать над другими крупными произведениями — «Поэмой Горы», «Поэмой Конца», трагедией «Тезей» и поэмой «Крысолов». Так она постепенно начала переходить от малых жанров к большим.
Жизнь в Чехии была относительно спокойной, но, может быть, этим она и угнетала Цветаеву. Она чувствовала свою оторванность от мира, от большой литературы, хотя и вела переписку со своими друзьями. Марина Цветаева устала от столь долгого уединения и все чаще задумывалась о том, чтобы уехать во Францию.
1 ноября 1925 года Марина приехала наконец в Париж и поселилась там с детьми, пока Эфрон заканчивал учебу в Праге, у своих знакомых в бедной квартирке в таком же бедном, неприглядном районе.
В Париже жить семье было не по средствам, поэтому приходилось селиться в пригородах или в маленьких деревушках.
Хотя Марина Ивановна Цветаева много писала и ее произведения печатали, скромные гонорары едва покрывали самые необходимые расходы.
Во Франции они с Эфроном прожили тринадцать с половиной лет. Она стала уже признанным поэтом, в парижских клубах устраивали ее литературные вечера, на которые оказавшиеся в эмиграции русские люди приходили послушать ее стихи. Кроме того, Цветаева получила возможность общения, чего ей так не хватало в Чехии.
Однако она так и не стала там своим человеком и фактически не поддерживала отношений с поэтами и прозаиками русского зарубежья. Ее отпугивала атмосфера, царившая в этих клубах и на собраниях. Оторванные от родины люди никак не могли смириться с тем, что они здесь никому не нужны и не интересны.
Они постоянно выясняли между собой отношения, ссорились, распространяли сплетни. Многие из них откровенно завидовали успеху Цветаевой. Особенно напряженные отношения сложились у нее с З.
Гиппиус и Дмитрием Мережковским только потому, что она была независимым человеком и не терпела, когда ей пытались навязать какие-то схемы.
Находясь в эмиграции, Марина Цветаева писала о России, постоянно думала о родине, но так и не могла решить мучительную для себя проблему, стоит ли ей возвращаться и будет ли она нужна там.
Однако этот вопрос решил за нее Сергей Эфрон. Он очень тосковал по родине и все больше склонялся к мысли вернуться в Советский Союз.
Он даже стал активным деятелем возникшей среди эмигрантов организации «Союз возвращения на родину».
Первой в СССР в 1937 году уехала дочь Ариадна, а скоро и Сергей Эфрон. Марина Ивановна Цветаева снова осталась одна с сыном и больше полугода ничего не писала.
12 июня 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР. Их семья наконец снова воссоединилась, и они устроились жить в подмосковном Болшеве. Но эта последняя в ее жизни радость длилась недолго. В августе арестовали дочь, а в октябре — мужа, и она в который уже раз осталась одна с сыном.
Сергей Эфрон, единственная любовь Марины Цветаевой, который так стремился вернуться на родину, был очень жестоко наказан за свою доверчивость. Цветаева больше никогда не увидела его. В официальном документе о посмертной реабилитации С. Эфрона указывается дата его смерти — 1941 год.
Великая Отечественная война застала ее за переводом Ф. Гарсиа Лорки. Но теперь работа прервалась. Потеряв всех своих близких, она безумно боялась за сына. В августе 1941 года они уехали в эвакуацию в г. Елабугу на Каме. Там найти работу оказалось еще труднее, чем в Москве.
В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только какой-то завхоз.
Как рассказывали хозяева дома, где Цветаева остановилась с сыном, ее подкармливала жена местного милиционера, которой она помогала стирать.
Новые испытания оказались ей уже не по силам, ее воля к жизни с каждым днем становилась все слабее. Последней надеждой оставалась работа в Чистополе, где в основном жили эвакуированные московские литераторы.
Там скоро должна была открыться столовая, и Цветаева написала заявление с просьбой принять ее туда посудомойкой. На этом заявлении стоит дата 26 августа 1941 года. А 31 августа она покончила с собой.
Через три года на войне погиб и сын Цветаевой Георгий.
Такая страшная судьба выпала на долю Марины Цветаевой, одного из самых замечательных поэтов России. Она не собиралась умирать рано и всегда говорила: «Меня хватит на 150 миллионов жизней». Однако ей не пришлось дожить и одной.
Источник: http://biografiivsem.ru/cvetaeva-marina-ivanovna
Цветаева Марина Ивановна
Марина Ивановна Цветаева – гениальный поэт, прозаик, переводчик. Семья
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. в семье профессора. Отец – Цветаев Иван Владимирович (1847–1913 гг.) – профессор московского университета, известный в научных кругах как блестящий филолог и искусствовед.
Иван Владимирович стал основателем знаменитого музея изящных искусств, ныне музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мать – Мария Александровна, урождённая Мейн (1868–1906 гг.), происходила из дворянской польско-немецкой семьи.
Талантливая пианистка, она училась у Муромцевой, ученицы самого Николая Рубинштейна, а живописи – у Клодта.
Мария Александровна была очень талантливым и многогранным человеком. Будучи безумно одарённым музыкантом, она виртуозно играла на пианино и гитаре, писала замечательные стихи, хорошо рисовала. Мария Александровна превыше всего ставила искусство, лишь благородство духа было для неё ещё важнее. В семнадцать лет Мария Александровна безумно влюбилась в женатого человека, но, не желая огорчать своего отца, она была вынуждена отказаться от каких-либо контактов со своим возлюбленным. Она продолжала любить его до самой смерти. Иван Владимирович Цветаев был вдовцом с двумя детьми от первого брака. Первой супругой его была Варвара Дмитриевна Иловайская – оперная певица, дочь знаменитого историка Д. И. Иловайского. Варвара Дмитриевна была женщиной-праздником. Иван Владимирович безумно любил её и пронёс эту любовь через всю свою жизнь. Варвара Дмитриевна внезапно скончалась от тромбофлебита в возрасте 32 лет. Брак между Иваном Владимировичем и Марией Александровной был союзом по расчёту. У Цветаева было двое детей, сын Андрей и дочь Валерия, которые нуждались в женской опёке. Для Марии Александровны также уже настала пора выходить замуж. Профессор Цветаев, известный учёный, утончённый интеллигент, являлся весьма хорошей партией. Через год после смерти супруги Ивана Владимировича, невзирая на существенную разницу в возрасте (20 лет), они обвенчались.
Детство и юность
В семье Цветаевых всячески поощрялось всестороннее образование. Маленькая Марина с самого раннего детства прекрасно разговаривала на трёх языках – русском, немецком, французском, и не только разговаривала, но и писала стихи. Первые свои стихи девочка написала уже в шестилетнем возрасте. Мама маленькой Марины мечтала о том, что дочь пойдёт по её стопам и станет музыкантом. Цветаева даже обучалась в музыкальной школе Зограф-Плаксиной. Однако, как мы с вами знаем, судьба распорядилась совершенно иначе.
Ранее детство Марина провела в Москве и в своей любимой Тарусе на берегу Оки. Впервые в Тарусу, Марина попала ещё в младенческом возрасте. Папа взял в долгосрочную аренду городскую дачу «Песочное».
Это были счастливейшие дни для всей семьи Цветаевых: Папа, мама, маленькие Марина и Анастасия, сводные брат и сестра Андрей и Валерия, каждый летний сезон с огромным удовольствием проводили в Тарусе. Возле дома отец посадил четыре орешника в честь каждого своего ребёнка и ещё три ели в честь каждой из дочерей.
Интересный факт, в 1941 г., когда Марины Цветаевой не стало, одна из елей засохла. Цветаевы считались первыми дачниками Тарусы, с их подачи множество интеллигентных московских семей потянулись в эти благодатные места.
Анастасия Цветаева, ставшая впоследствии писательницей и мемуаристом, в книге «Воспоминания» отразила атмосферу, царившую на даче. Анастасия Цветаева написала эту книгу, будучи уже пожилым человеком, ей удалось совершить маленькое чудо.
Писательница самым волшебным образом смогла перенестись во времени и показать их дачную жизнь глазами ребёнка. Подобное под силу далеко не каждому, только человек с чистой душой способен на это. Позже, уже в зрелом возрасте Марина Цветаева завещала, чтобы её похоронили в любимом месте детства, на берегу красавицы Оки.
В 1902 г. в их семью пришло горе. Мама, Мария Александровна, заболела туберкулёзом. Наш российский климат, был мало пригоден для больной с подобным диагнозом. В надежде на поправку здоровья Цветаевы были вынуждены много времени проводить за границей. Бальнеологические курорты Италии, Швейцарии, Германии на протяжении нескольких лет стали почти постоянным пристанищем для Марии Александровны и детей. Однако, несмотря на отчаянные попытки сохранить остатки здоровья, в 1906 г. мама Марины Цветаевой умерла. Смерть матери оставила неизгладимый след в душе Марины Цветаевой. Мария Александровна являлась настоящим центром семьи, любящая, утончённая, нежная, она привила детям самые высокие человеческие идеалы. После кончины Марины Александровны всё бремя воспитания возложил на себя отец. Иван Владимирович, эстет, образованнейший человек, прилагал всяческие усилия для того, чтобы дети получили хорошее, многогранное образование. Марина росла непокорной, самолюбивой девушкой, она была достаточно замкнутым ребёнком. Отцу, вечно занятому своим любимым детищем – музеем, не всегда удавалось находить общий язык с неуступчивой дочерью.
Выход в свет
В 1909 г., возрасте шестнадцати лет, Марина Цветаева отправилась в Париж, в знаменитую Сорбонну, с целью изучения старофранцузской литературы.
По возвращении в Москву Марина Цветаева знакомится с Валерием Брюсовым, знаменитым поэтом символистом. Валерий Брюсов, являвшийся главным редактором символистского издательства «Скорпион», познакомил Цветаеву с поэтом и художником Максимилианом Волошиным и многими другими, весьма известными литераторами.
Цветаева и Волошин были весьма дружны, возможно, даже у них был роман, если судить по письмам Цветаевой, поэт был влюблён неё. С самого первого их знакомства Волошин оценил силу таланта Цветаевой и на протяжении многих лет всячески поддерживал её на творческом пути. Волошин был владельцем частного дома в Крыму, в Коктебеле.
Летом дом Волошина становился уникальным миром творчества друзей поэта. Писатели, поэты и художники с удовольствием пребывали на живописном черноморском берегу. По приглашению Волошина Цветаева неоднократно гостила в Коктебеле.
Пребывание в этом удивительном доме, общение с талантливейшими людьми самым серьёзнейшим образом повлияло на становление творчества юной поэтессы. В Коктебеле состоялось знакомство Цветаевой с А. Н. Толстым, О. Мандельштамом, К. Бальмонтом, И. Эренбургом.
В это время Марина Цветаева заявила о себе как настоящий поэт.
Первая книга стихов под названием «Вечерний альбом» вышла в 1910 г. Книга бы издана на средства самой поэтессы, втайне от родных. Издание не прошло незамеченным. Максимилиан Волошин писал: это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием. Для крайне самолюбивой Цветаевой поддержка Волошина была очень важна.
Марина Цветаева писала, что Волошину она обязана первым самоосознанием себя, как поэта. Николай Гумилёв также самым лестным образом отозвался о стихах Цветаевой. И это было немудрено, трудно было не разглядеть новое восходящее солнце поэзии. Слишком ярко оно светило. Брюсов же, напротив, выступил с позиции высокопарного ментора.
В этом же 1910 году Цветаева заявила о себе и как талантливый прозаик. Первая её работа, критическая статья «Волшебство в стихах Брюсова», также была оценена по достоинству. Волошин стал литературным наставником для Цветаевой. В Коктебеле Цветаева познакомилась с молодым литератором Сергеем Эфроном. Молодой человек впечатлил девушку. Он показался ей несказанно благородным, но в то же время абсолютно беззащитным. В 1912 г. Цветаева и Эфрон стали мужем и женой, у них родилась дочь Ариадна. В этом же году вышла ее вторая книга стихов «Волшебный фонарь». Как поэт Цветаева не принадлежала ни к одному из поэтических направлений. Её творчество само по себе являлось отдельным направлением. Цветаева говорила: Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня любили или не любили. В 1913 г. вышел стихотворный сборник «Из двух книг». Увы, в этом же году ушёл из жизни Иван Владимирович Цветаев – профессор, филолог, историк, археолог выдающийся искусствовед.
В 1914 г. вышла поэма «Чародеи», далее сборники «Юношеские стихи», «Стихи к Блоку», «Лебединый стан», «Вёрсты», поэмы «На красном коне», «Переулочки», пьесы цикла «Романтики».
В том же 1914 г. произошло важнейшее событие в личной жизни Цветаевой. В одном из литературных салонов, где собирались московские поэтессы, Цветаева, знакомится с Софьей Парнок. Софья Парнок – поэт, переводчик и литературный критик, печаталась под псевдонимом Андрей Полянин. Софью Парнок называли «русской Сафо».
На момент их знакомства Цветаевой было всего 23 года, она была замужем и имела дочь. Однако ничто не смогло остановить их взаимное притяжение. Подруги стали любовницами, о чём в мгновение ока узнала вся Москва. Какое-то время подруги даже жили вместе. В их общении наблюдалось что-то от материнско-дочерних отношений, Парник была старше Цветаевой на 7 лет.
Для Марины Цветаевой это было противоречивое время, любовная идиллия сменялась жестокими ссорами. Периодически они намеренно эпатировали публику, появляясь вместе в различных местах, подруги сидели в обнимку, куря одну папиросу на двоих. Во время романа они совершили несколько совместных поездок: Коктебель, Ростов Великий, Петроград.
Печально, что всё это происходило на глазах у дочери Цветаевой. Ариадна была на тот момент совсем маленькой девочкой, но всё же и она догадалась о характере взаимоотношений между мамой и тётей Соней. Интересный факт, впоследствии, сама Ариадна Эфрон связала свою судьбу с женщиной – Адой Шкодиной и прожила с ней до своей кончины.
Муж – Сергей Эфрон, старался сохранять внешнее спокойствие. Эту же выжидательную позицию он принимал и во время всех будущих увлечений супруги, а их было отнюдь не мало. Любовная связь Софьи Парнок и Марины Цветаевой длилась около двух лет. В 1916 г., произошёл окончательный разрыв их отношений.
Именно о романтических отношениях с Парнок Цветаева написала гениальное стихотворение «Под лаской плюшевого пледа», на основе которого написан несравненный любовный романс, так проникновенно исполненный певицей Валентиной Пономарёвой в замечательном фильме «Жестокий романс».
В продолжение любовной темы можно добавить, что Софья Парнок была не единственной женщиной в жизни Марины Цветаевой. К примеру, в 1919 г. у неё случился роман с актрисой студии МХАТ Софьей Голлидэй. Гораздо позднее, уже в эмиграции в Париже, Цветаева выскажется о подобных вещах таким образом: «Мужчина, после женщины, какая простота, какая доброта, какая открытость. Какая свобода! Какая чистота».
Революция и эмиграция
В 1917 г., в год революции, муж Марины Цветаевой, Сергей Эфрон, став офицером, отправляется на фронт. Во время гражданской войны он активно выступал на стороне белого движения. Служил в знаменитом офицерском полку генерала Маркова. Был участником «Ледового похода» и обороны Крыма. В числе тысяч и тысяч русских людей, спасаясь от смерти, он был вынужден покинуть родину. Эмигрировав в Турцию, сначала обретался в Галлиполи, позднее переехал в Константинополь, затем перебрался в Прагу. В эти трагические годы на долю Цветаевой выпало множество тяжёлых испытаний. После ухода мужа на фронт Цветаева осталась без средств к существованию. В 1919 г. в Петрограде царил голод. Цветаева приняла решение отдать дочерей в приют. В приют брали только детей-сирот, чтобы их приняли, Цветаева была вынуждена назваться крёстной матерью. Так семилетняя Ариадна и двухлетняя Ирина оказались в приюте. Теперь уже не совсем понятны мотивы этого поступка: почему Цветаева пошла на этот шаг? Можно лишь предположить, что Цветаева, не рассчитывая на собственные силы, пыталась таким образом спасти детей от голода. Однако сохранились письма старшей дочери Ариадны, восьмилетняя девочка писала маме о том, как ей и сестре голодно и плохо в приюте. В 1920 г. маленькая Ирина умерла от голода. Цветаева на похороны не пришла, не смогла.
Марина Цветаева отрицательно относилась к революции, она считала её смертью для России, о чём не преминула высказать в своих стихах. Сборник «Лебединая песня», вышедший в 1921 г., был полон сочувствия к воинам-белогвардейцам. Разумеется, в подобной ситуации, стихи Цветаевой никто не печатал, а её пребывание в России становилось попросту опасным.
В 1922 г. Цветаева, несколько лет ничего не ведающая о судьбе своего мужа, получает долгожданное известие. Эфрон жив и здоров, находится в Праге. Узнав об этом, Цветаева с дочерью Ариадной покинула Россию. Они прибыли в Берлин, туда же приехал и Сергей Эфрон. Первые несколько лет семья прожила в Чехии. В Праге у них родился сын Георгий (Мур). В 1925 г.
Эфроны переехали во Францию, в Париж. В Париже у Цветаевой состоялась целая волна гетеросексуальных романов, иногда они носили исключительно платонический характер. В эмиграции стихи Цветаевой были мало востребованы, их считали слишком обнажёнными, чересчур сложными, переходящими всяческие рамки.
На тот момент среди русской эмиграции были модны лирические стихи декадентской направленности. Проза, напротив, была весьма популярна в эмигрантских кругах.
В эмиграции было написано множество замечательных произведений: «Ремесло», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Крысолов», «С моря», «Поэма лестницы», «Поэма воздуха», «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв», а также цикл антифашистских стихов «Стихи к Чехии». Отношения Цветаевой и белоэмигрантского общества не сложились.
Переписка со старым другом Борисом Пастернаком – единственное, что поддерживало Цветаеву в этой тяжёлой ситуации. Муж, Сергей Эфрон, был болен туберкулёзом и не мог трудиться на тяжёлых работах. Будучи очень артистичным юношей, он в молодости пробовал себя на театральных подмостках. Во Франции Эфрон попытал счастья в кино. В 1927 г.
он даже снялся в крошечной роли в немом фильме «Мадонна спальных вагонов». Но, невзирая на отчаянные попытки хоть как-то заработать, их семья жила в нищете. Какое-то время деньги в семью приносила только Цветаева. Женщина-поэт была удручена невозможностью заниматься творчеством. Бытовые проблемы целиком поглотили её.
При попытке вырваться из житейского плена и хоть что-то написать она выслушивала упрёки родных. Семья не понимала её: дети обвиняли мать в эгоизме, говорили о ненужности её стихов. Атмосфера накалялась. После одной из ссор дочь Ариадна ушла из дому. Сергей Эфрон, ранее бывший активным членом белого движения, полностью разочаровался в нём. Всё чаще его стали посещать мысли о возвращении на родину.
Возращение на родину
С 30-х годов Сергей Эфрон начал свою работу в «Союзе возвращения на родину». Желание вернуться становилось всё сильнее, для достижения этой цели Эфрон был вынужден стать штатным агентом ОГПУ. В 1937 г., после очередной крупной ссоры с матерью, дочь Ариадна ушла из дому и вскоре уехала в СССР.
В этом же году Сергей Эфрон оказался замешан в политическом убийстве. Преследуемый французской полицией, он сел на пароход в Гавре, доплыл до Ленинграда и таким образом также оказался в СССР.
В связи с этим делом Цветаеву вызвали в Парижский комиссариат, её пытались допросить, но она начала безостановочно декламировать стихи, в итоге Цветаева была отпущена. Марина Ивановна совершенно не хотела возвращаться в Россию, но была вынуждена последовать за дочерью и мужем. В СССР Цветаева узнала об аресте младшей сестры Анастасии.
Всего Анастасию арестовывали 3 раза: в 1933 г., 1937 г. и 1949 г., в итоге после всех мытарств её определили на вечное поселение в Сибирь, в деревню Пихтовка Новосибирской области.
После возвращения на родину поначалу всё было хорошо. Для проживания семье Эфрона была предоставлена дача НКВД в подмосковном посёлке Болшево. Однако спокойная жизнь длилась совсем недолго. В 1939 г. была арестована дочь Ариадна, вскоре после этого арестовали и самого Эфрона.
Ариадна получила 8 лет лагерей и 6 лет ссылки в Туруханском районе, была реабилитирована лишь в 1955 г. Сергея Яковлевича Эфрона расстреляли 16 октября 1941 г., но Марине Цветаевой не суждено было это узнать. После ареста дочери и мужа Цветаева осталась с сыном Муром, она зарабатывала на жизнь переводами.
Когда началась война, по настоянию друга Бориса Пастернака Цветаева вместе с сыном отправилась в эвакуацию в город Елабуга. В эвакуации Цветаева безуспешно пыталась найти работу, она была в отчаянии, житейские трудности сломили её.
Марина Ивановна, была готова на любую работу, она просилась на должность посудомойки в столовую Литфонда, но и там её ждал отказ.
31 августа 1941 г. жизнь Марины Цветаевой завершилась самоубийством. Причины самоубийства до сих пор остаются тайной. Как часто бывает в подобных случаях, существуют лишь различные версии трагедии. Среди них основной версией самоубийства считается бытовая неустроенность. Перед смертью Марина Цветаева оставила несколько записок, но в них не была указана точная причина её ухода. Там лишь содержалась просьба к людям позаботиться о любимом сыне – Муре. Увы, Мур, одарённый, талантливый юноша, погиб на фронте в 1944 г. Марина Цветаева – гениальный поэт, непонятый многими, человек не от мира сего, она абсолютно не вписывалась в общепризнанные рамки. Гордая, порывистая, ранимая, страдающая, любящая, отвергающая. Кто-то любил её, кого-то любила она, но всегда это было страстно, как в последний раз. Марина Цветаева не могла жить не любя. Любовные страсти питали её, без них она была подобна цветку, гибнущему без солнца.
Дмитрий Сытов
Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/cvetaeva-marina-ivanovna
Марина Цветаева
Марина Цветаева – это кумир многих поколений, знатоков русской словесности Марина Цветаева родилась в семье академика, не знала нужды, писала гениальнее строчки.
Вышла замуж, родила детей, но революция 1917 года перечеркнула ее надежды, вынудила голодать и бежать из страны вслед за мужем Сергеем Эфроном.
Но и там ее творческая судьба не была благополучной: за 17 лет в эмиграции вышел всего один сборник. Переводила, писала прозу, чтобы хоть как-то прокормиться.
Вдали от родины она не могла прижиться, оставалась чужой со своей русской душой и тоской по любимой Москве.
Далекая от политики, она против воли была втянута в шпионские игры благодаря истовой натуре своего мужа – белогвардейца, завербованного советскими чекистами и замешанного в громком убийстве.
Он осознал свои ошибки, только вернувшись в СССР вместе с дочерью, наивно полагая, что черная полоса в их жизни наконец-то закончится. Но вместо этого – арест, пытки, расстрел.
Марина Цветаева оказалась чужой и на родине. Сама она говорила, что в стране, в названии которой нет гласных, нет воздуха, нет места и ей.
Беспросветная нищета и ненужность, скитание по людям, неизвестность, неустроенность, страдание и гибель. Великая поэтесса была уничтожена этой страной. Она повесилась в Елабуге, где ее сестра Анастасия после многих лет ссылки искала место захоронения.
Немного поэтов, которых так истово любят. Цветаеву читают и поют. Памятники и музеи стали местами паломничества.
Она оставила чудесное творческое наследие: более восьмисот стихов, семнадцать поэм и около десятка пьес, полтысячи прозаических текстов и более одной тысячи писем.
Стихи росли вместе с ней. По признанию самой Марины Цветаевой писать она начала рано. Воспитанная на книгах, разговорах об искусстве и музыке, она стала выдающейся творческой личностью.
Ее отец Иван Владимирович был женат вторым браком на Марии Александровне. Оба были причастны к искусству. Она – талантливая пианистка и певица. Он – профессор Московского университета, посвятивший свою жизнь строительству музея, который ныне носит имя Пушкина.
В их доме всегда было многолюдно. На вечерах сестры Цветаевы в унисон читали стихи: голоса Марины и младшей Анастасии были очень похожи. О своем безоблачном детстве Марина напишет в автобиографии, очерках и повестях. Анастасия тоже станет писательницей: из-под ее пера выйдут несколько произведений, посвященных памяти Марины.
Обе девочки сначала получали домашнее образование, знали три языка. Затем обучались в московской гимназии, а также в пансионах Швейцарии и Германии.
Внезапная смерть матери в 38 лет от туберкулеза изменила уклад семьи. На попечении шестидесятилетнего отца остались 14-летняя Марина и 12-летняя Анастасия. Помогали старшие дети Цветаева от первого брака: Валерия и Андрей. Их мать Варвара Иловайская умерла вскоре после рождения сына.
Первый сборник стихотворений был напечатан за счет собственных средств в 1910 году. Марине исполнилось 18 лет. «Вечерний альбом» вышел тиражом 500 экземпляров.
Она могла бы опубликовать свои стихи в любом из московских журналов, но по признанию автора, не захотела примыкать ни к одному из популярных тогда литературных течений и попасть под дальнейший контроль со стороны издателей. В книгу вошли 111 стихов, написанных ею за три года.
Критика была благоприятной, симпатию к поэту выразили Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин. Все они окажут влияние на творческий путь Марины, а с последним будут связаны многие истории ее дальнейшей жизни.
Волошин – один из немногих, кто сразу принял Марину, восторгался ей, посвящал стихи, относился к ней с искренней симпатией, несмотря на сложность ее характера, веру в собственную избранность. Он видел в ней уникального поэта, поэтому даже поощрял ее эгоцентризм. Именно у него в гостях она познакомилась с Сергеем Эфроном, который был ее моложе на год.
Они встретились в 1911 году, когда ей было 19 лет. Вместе они будут гостить у Волошина в Коктебеле четыре лета, и она напишет об этом свои воспоминания.
Второй сборник стихотворений вышел в 1912 году. «Волшебный фонарь» был посвящен мужу. В нем она видела рыцаря, борца за справедливость, защитника ее идеалов. А он был болезненным, хрупким, рано оставшимся без матери, поэтому в волевой и веселой Марине видел «доспехи», что укроют его от жизненных бурь.
Осенью пара стала родителями. Их дочь Ариадна была копия отца, домашние ее называли Алей.
В 1915 году жизнь развела супругов: Сергей уехал учиться по военной линии, а Марина с подругой Софией Парнок путешествовала по Малороссии. Алю оставили с гувернанткой.
Цветаевой приписывают не только дружеские отношения с поэтессой, старше ее на семь лет. София была замужем, но развелась и переключила все свое внимание на женщин. Их отношения Цветаева назовет катастрофой, они расстанутся через год. Но эта умная, разносторонняя женщина оставит о себе память в Марининых стихотворениях. «Под лаской плюшевого пледа» она напишет о том времени.
Залечивать раны души Марина отправится к сестре в Александров. Лето будет плодотворным с точки зрения творчества. Она пишет цикл «Стихов о Москве», «К Ахматовой», «Бессонница» и т.д.
В революционном 17-ом году сестры проведут вместе в Коктебеле лето. Это будет последняя светлая пора в их жизни: вскоре Анастасия Цветаева похоронит супруга (он умер от перитонита), а через некоторое время и годовалого сына, заболевшего дизентерией. Марина Цветаева будет носить под сердцем второго ребенка – Ирину.
Судьба этой девочки предрешена: в голодной и холодной Москве мать вынуждена отдать ее в приют. Там в возрасте трех лет дочка умерла. Марина об этом узнала после ее похорон. Она хотела ее спасти от голода, а получилось, что погубила. В те времена многим женщинам приходилось делать страшный выбор. Марина выхаживала старшую Алю, которая в это время сильно болела и требовала внимания.
Эта боль от потери так навсегда и останется в сердце Марины.
Сергей Эфрон встал на сторону белой гвардии. Он не был с семьей четыре года. Марина думала, что его нет в живых, пока в 1921 году ей не сообщили, что он за границей.
Марина с десятилетней дочерью едет к мужу, прихватив нехитрые пожитки и рукописи. В Москве ее почти не публиковали, хотя она много писала, иногда выступала на совместных с другими поэтами вечерах. В эмиграции она надеялась, что ее будут более активно печатать, и она сможет заработать себе на хлеб.
Остановилась в Берлине: в то время там находились многие литературные издательства. Уже на четвертый день приезда в кафе «Ландграф» она выступила на русском литературном вечере, где прочла свои стихи и Маяковского.
Она ценила многогранность его фигуры, а когда он приезжал в Париж, то просил Марину быть у него переводчиком на выступлениях.
После смерти поэта в 1930 году она посвятит ему цикл стихотворений, но времена уже изменятся, и Маяковского белая эмиграции будет считать чуждым ей поэтом. Цветаева также пострадает как примкнувшая к большевикам.
В Берлине вышли книги «Стихи к Блоку», «Разлука», «Ремесло», было написано порядка тридцати стихотворений. Здесь она встретилась с Андреем Белым, познакомилась с творчеством Пастернака. Дружбу с этими людьми Марина пронесет через всю свою жизнь. А в 1934 году навсегда простится с Андреем Белым. В его последнем сборнике, единственное стихотворение с посвящением будет для Марины.
До рождения сына Георгия (1925 год) семья жила в Праге и окрестностях. Стихи Марины охотно публиковали в эсеровском издании «Воля России», редактором которого является Марк Слоним. С ним ее познакомил Андрей Белый. И хоть быт с годами становился все тяжелее: муж учится на историко-филологическом факультете, часто болеет, дочь растет, она находит вдохновение для творчества.
Двадцатилетний период брака терпит крах: Марина влюбляется в приятеля мужа Константина Родзевича. Они вместе учились в университете, он обаятельный, невысокий, но, по мнению биографов поэтессы, ничем выдающимся не отличающийся. Ему посвящены «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Эфрон знал об этой связи, которая причинила ему немало страданий.
В одном из писем Волошину, он признается, что жене иногда необходимо отдаваться урагану страстей и не важно, кто становится причиной этой стихии.
Вполне возможно, что она во многом придумала себе нового героя.
С Родзевичем она расстанется очень скоро, он женится, и супруги вместе будут гостить у семьи Эфрон в Париже через три года после внезапно вспыхнувшего и также внезапно потухшего романа.
Рождение сына стало радостным событием в семье. Марина окружила его заботой, гордилась его успехами и до самой смерти оберегала его от бед.
В Париже семья жила несколько лет. Когда ей было 15 лет, Марина написала в одном из стихов, посвященных этому городу: «В большом и радостном Париже все та же тайная тоска».
Спустя почти десять лет эта тоска станет еще острее. Денег не хватает, стихи все реже печатают, Марина переключилась на прозу. В 1928 году выходит последний прижизненный сборник.
Все стихотворения, вошедшие в него, написаны в эмиграции.
Некоторые ее произведения, в том числе и проза, будут опубликованы в журнале «Версты». Соредактором этого издания был ее муж.
Он пробует себя на новом поприще: снимается в эпизодических ролях во французских фильмах. В одном из них роль заключенного, приговоренного к смерти, стала пророческой.
Ариадна работала в журнале, она переводила многих русских авторов, неплохо рисовала. Но в последнее время и ей не везло: журнал закрыли, она вышивала шляпки. А когда заболел отец – обострение туберкулеза – и собрался на лечение в санаторий, дочь поехала вместе с ним. Вернулись перерожденными. Все разговоры в доме были о позитивных изменениях на родине.
Дети поддерживали энтузиазм отца. С матерью у нее случались ссоры по каждому поводу, Аля не понимала опасений матери, но полностью принимала сторону отца.
Позже газеты напишут, что он сотрудник советских спецслужб, да еще замешан в политическом убийстве. Сергей в числе других подозреваемых агентов был задержан и допрошен. Все эти истории негативно сказались на репутации семьи, от них многие знакомые отвернулись.
Ариадне уже 25 лет и она решает вернуться на родину. Весной 1937 года она села на поезд до Москвы.
А осенью Эфрон бежал из Парижа и не без помощи советских властей пароходом был переправлен на родину, где ему предоставили дачу в Подмосковье. С этого времени НКВД всегда будет у него на «хвосте».
Марина в отчаянии: она все чаще склоняется к тому, что эмиграция была ошибкой, но ей страшно. Однако уже ничто не держит ее там и ей ничего не остается, как последовать за мужем, что она всегда и делала.
Летом 1939 года с сыном она возвратилась на родину, оставив свой архив у друзей. И первое о чем она узнает – об аресте ее сестры Анастасии.
Она получила десять лет лагерей по надуманному обвинению в участии в контрреволюционной организации. Целый год от Марины это скрывали.
С сестрой они виделись в последний раз в 27-ом году во Франции, когда она приезжала в гости к Максиму Горькому. Но его хлопоты и других писателей не возымели действия. В лагерях был и ее сын Андрей.
Дача в Болшеве не была надежным убежищем. Она принадлежала репрессированному, вокруг сновали черные «воронки», арестам подвергались все соседи. Марина жила как на пороховой бочке, писать она не могла.
В год приезда Марины Цветаевой на родину арестовали Алю. Все ее радужные мечты о счастье и будущем перечеркнули пытки и приговор: восемь лет лагерей. Из Бутырской тюрьмы ее отправили этапом в Коми. Ее судьба будет исковеркана, изломана. Через пятнадцать лет она скажет, что прожила не свою жизнь, и напишет всю горькую правду о том времени.
После освобождения она год поработала преподавателем в рязанском художественном училище. Вскоре ее вновь арестовали и приговорили к пожизненной ссылке. Через шесть лет реабилитировали. В Москву вернулась в 1963 году, занималась восстановлением материных архивов, написала мемуары. Умерла от инфаркта в возрасте 62 лет.
Сергей Эфрон был арестован через два месяца после дочери. Он так и канет в застенках через два года.
Марина с сыном уедут из Болшево, будут скитаться по московским знакомым. О судьбе мужа и дочери долго ничего знать не будут. Но Марина не сидела, сложа руки, она писала прошения на имя Берии, подключила своих знакомых писателей к делу освобождения своих родных. Но тщетно.
Весной познакомилась с Асеевым. Писатель ценил ее стихи, которые пока не печатались, помогал с заказами переводов. Марина работала каждый день.
С началом Великой Отечественной войны, в начале августа, вместе с другими писателями приняла решение эвакуироваться в Елабугу. Она рвалась уехать, потому что ее шестнадцатилетний сын бесстрашно поднимался на крышу тушить зажигалки, а она очень боялась за него. Их провожал Борис Пастернак.
Многие ее знакомые поехали дальше вверх по Каме – в Чистополь. Ей не разрешили. Работы не было. Сохранилось документальное свидетельство того отчаянного положения, в котором находилась Цветаева: ее заявление о приеме на работу посудомойкой в столовую Литфонда. Оно датировано 26 августа.
31 августа ее нашли в петле. Марина оставила три предсмертные записки: сыну, о том, что любит его и просит простить, семье писателя Асеева о том, чтобы позаботились о сыне и тем людям, которые обнаружат ее тело, чтобы удостоверились в ее смерти и не закопали живьем.
В 1960 году сестра поэтессы, после своего освобождения, найдет место захоронения и установит крест. Через десять лет на могиле поэтессы установят гранитное надгробие.
Анастасия многое сделает для увековечения памяти сестры. В 1992 году, благодаря ее усилиям, откроется музей в Москве, где Марина прожила восемь лет до отъезда за границу.
Всего в нашей стране действуют восемь музеев, связанных с именем великой поэтессы, установлены памятники.
Прямых потомков у Марины нет.
Источник: http://qoon.ru/articles/marina-tsvetaeva/
Краткая биография Цветаевой самое главное для детей
М.И. Цветаева была рождена в Москве. Ее отец был знаменитым в те времена ученным, который основал музей изобразительного искусства. Все свое детство она провела в родном городе, а также часто бывала на даче. Начальное образование, поэтесса получила в Москве, а затем обучение проходило в Фрейбурге и Лозанне.
Будучи в возрасте молодой 16-летней девушки, девушка прослушала историю создания старофранцузской литературы. Свою творческую деятельность поэтесса начала с раннего возраста. Первые сборники появились на свет в 1910 году, носивший название «Вечерний альбом» и в 1912 году под названием «Волшебный фонарь». Оба сборника одобрили многие поэты современности.
Самые страшные годы: Первая Мировая, Гражданская войны и революция принесли Марине невероятный успех, настоящий взлет ее творчества пришелся именно на это страшное для всей страны время. Ее супруг С.Я. Эфрон являлся офицером белой армии. После окончания революции, Цветаева активно трудилась, создавая такие прекрасные романтические пьесы, как: «Метель», «Фортуна» и некоторые другие.
В 1922 году вместе со своей дочерью Ариадной, Марина переезжает к супругу, который на тот момент проходил обучение в одном из университетов в Праге. Здесь они прожили всего 3 года, после чего, дружной семьей переехали в Париж.
Последний сборник стихотворений, вышедший еще при жизни поэтессы появился в 1928 году в Париже. Он носил название «После России». В его состав вошли те стихотворения Марины, которые были написаны с 1922 по 1925 годы.
Летом 1939 года все семейство возвращается на родину в Советский Союз. Совсем скоро были арестованы дочь и супруг марины, а ее сестру забрали в лагерь. Марина зарабатывала благодаря поэтическим переводам ровно до того момента, пока ее саму вместе с сыном не эвакуировали в Елабугу. В 1941 году, очень измученна, одинокая, да к тому же безработная поэтесса покончила с жизнью (смерть).
Биография Цветаевой личная жизнь
Марина Ивановна Цветаева – одна из значимых поэтов своего времени. Родилась она в семье, очень близкой к искусству. Из поколения в поколения члены ее так или иначе, да относились к этой сфере. Мать ее была известной пианисткой. А отец основал музей изобразительных искусств в Москве.
Детство и юность поэтессы
Родилась Марина в Москве 8 октября 1892 года. Семья Цветаевых не жила по долгу на одном месте. Переезды их были связаны с болезнью матери. Жили они и за границей, и в России.
Обучалась Марина Ивановна в женской Московской гимназии. А благодаря переездам, и в учебных заведениях Швейцарии, Германии и Франции. Владела она несколькими языками.
После смерти матери, в 1906 году, Марина возвращается в Россию.
Самые первые ее стихи были написаны еще в шестилетнем возрасте. В 1910 году она издала свой первый сборник. Назывался он «Вечерний альбом» и был опубликован за собственные средства Цветаевой. И, не смотря на то, что стихи эти были ранние и носили еще юношеский характер, они сразу же принесли ей известность. Привлекла Марина и внимание значимых поэтов того времени.
Помимо стихов, занималась она и написанием критических статей. Это приносило ей основной доход. Пригодилось и знание языков. Позже, Марина будет заниматься и переводами.
Семейная жизнь Марины Цветаевой
В 1911 году Марина выходит замуж за Сергея Эфрона. Познакомилась с ним она в Крыму, гостя у Волошина. Прошло немного времени с их знакомства, как пара решила скрепить отношения брачными узами – всего через несколько месяцев.
Поначалу, жизнь молодой семьи протекала благополучно. 1912 год – рождение дочери. Ей дали имя Ариадна. 1917 год – появляется еще одна дочь.
Однако, дальнейшая их жизнь будет омрачена революционными событиями. Марина потеряет и мужа, и младшую дочь. На долю старшей так же суждено выпасть нелегким испытаниям.
А пока Марина продолжает писать, издавать сборники стихотворений. В год рождения старшей дочери выходит в свет «Волшебный фонарь». 1913 год – сборник «Из двух книг». Пишет Марина и прозу, и статьи, переводит иностранную литературу. Все это приносит деньги в семью.
Позже из-под ее пера выйдет цикл «Лебединый стан». Он будет пронизан сочувствием к белой гвардии. В 1930 году появится сборник «Маяковскому». В последствии, приобретя всеобщую известность, многие лирические произведения Цветаевой станут романсами.
Революция и эмиграция
Пришло время гражданского переворота в стране. Муж Марины занял сторону белых и сражался за них. А после победы красных он бежал из страны. Марина не сразу решиться переехать к нему.
А в России она терпит вместе с дочерьми нужду. Нелегкое положение семьи, еще во время революционных действий, вынуждает отдать ее младшую, Ирину, в приют. Девочка умирает там.
Май 1922 года – Марина вместе с Ариадной выезжают в Прагу к Сергею. Там они проживут в течении 3 лет. Марина будет продолжать писать, а Эфрон – учиться. Деньги приносят и проводимые Мариной авторские собрания.
В 1925г у них появится сын, Георгий. Позже – переезд в Париж.
Сергей Эфрон попал под подозрение в участие в заговоре против сына Троцкого. Его объявляют политическим преступником.
Большой ошибкой было их возвращение в СССР. Первой решила уехать на родину Ариадна. Отправилась она туда в 1937 году. А в 1939 была арестована. Ее ждал долгий срок ссылок – целых 15 лет. Позже ее оправдали. Отец ее, Сергей Эфрон, по приезду в Советы, был тоже арестован и расстрелян, как политический преступник и по обвинению в убийстве.
А позже возвращается на родину и Марина. 31 августа 1941 года ее находят мертвой. Цветаева повесилась в возрасте 49 лет, оставив предсмертные записки.
4 класс
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Василий Андреевич Жуковский↑ БиографииЛермонтов →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/cvetaeva