Андрей вознесенский – биография, семья, фото

Тайная любовь Андрея Вознесенского

Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Романс «Ты меня на рассвете разбудишь» великий поэт посвятил актрисе Татьяне Лавровой

Он не думал дожить до 70 лет. По признанию поэта, эти цифры казались ему заоблачными. 12 мая ему исполнилось 77, а 1 июня Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ покинул нас. Умер как счастливый человек – рядом любимая женщина, его жена, семья и друзья.

А на всех радиостанциях сразу зазвучали «Миллион алых роз», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет», «Я тебя никогда не забуду» – песни, написанные на его стихи.

И многие впервые задумались: а кому же они были посвящены?

В 1960-е годы Андрей Вознесенский буквально взорвал поэзию экзотикой ритма и рифмы. Сегодня это уже невозможно представить, но в огромной стране он был не менее популярен, чем «Битлз» в Англии.

Татьяна ЛАВРОВА

Поэт, просто читавший свои стихи, собирал стадионы. На его выступления молодежь пробивалась сквозь кордоны милиции, и девчонки, не попавшие в зал, рыдали, как та «девочка в автомате», и часами ждали окончания выступления, чтобы хоть взглянуть на него.

Обратите внимание

Нечего и говорить о том, что женщины Вознесенского любили. И он их любил – до середины 1990-х земля слухами полнилась, но почти полвека прожил с одной женщиной, ставшей его женой, берегиней и главной Музой всей жизни.

Свой поэтический миллион алых роз он готов был бросить под ноги не Алле Пугачевой, исполнившей в 1982 году шлягер на его стихи, и даже не актрисе Татьяне Лавровой, как уверяет молва, и не Белле Ахмадулиной, а, видимо, все-таки ей – Зое Богуславской. Но обо всем по порядку.

Треугольная груша

«Нас мало, нас может быть четверо» – написал поэт, имея в виду себя, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадулину:

Андрей, никогда не умевший играть на гитаре, и Зоя БОГУСЛАВСКАЯ пародируют бардов середины 60-х

Жми, Белка, божественный кореш!

И пусть не собрать нам костей.

Да здравствует певчая скорость,

убийственнейшая из скоростей!

Что нам впереди предначертано?

Нас мало. Нас может быть четверо.

Мы мчимся –

а ты божество!

И все-таки нас большинство.

Она, жена Евтушенко, с которым Андрей Андреевич до конца своих дней дружил, спорил и ссорился по политическим и поэтическим поводам, и стала первой Музой, а затем возлюбленной Вознесенского.

Об этом трио, осыпавшем друг друга стихами, злобно судачили, дескать, лавры Маяковского, Лили Брик и Осипа Брика им спать не дают.

Первый исполнитель романса Николай КАРАЧЕНЦОВ у гроба Андрея ВОЗНЕСЕНСКОГО

Недаром, мол, Вознесенский назвал свой сборник, вышедший в 1962-м, «Треугольная груша».

После долгих любовных метаний, мучений, поисков компромисса Евтушенко и Ахмадулина развелись. Белла ушла к Вознесенскому, но вместе они были недолго. Расставшись, они остались друзьями. Позже Белла напишет:

Поэтесса Белла АХМАДУЛИНА в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень». 1964 г.

Ремесло наши души свело,

заклеймило звездой голубою.

Я любила значенье свое

лишь в связи и в соседстве с тобою.

Несказанно была хороша

только тем, что в первейшем сиротстве

бескорыстно умела душа

хлопотать о твоем превосходстве.

…….

Так положено мне по уму.

Так исполнено будет судьбою.

Только вот что. Когда я умру,

страшно думать, что будет с тобою.

Я тебя никогда не забуду

Невероятно женственная актриса Татьяна Лаврова, ставшая в 1961 году благодаря фильму «Девять дней одного года» в одночасье знаменитой, была супругой актера Евгения Урбанского, исполнителя главной роли в фильме «Коммунист». Евтушенко о нем писал: «Урбанский Женька, черт зубастый, меня ручищами сграбастай…» Этот могучий, талантливый «черт» был первой любовью Татьяны.

Андрей Андреевич радушно принимал в своем доме корреспондентов «Экспресс газеты»

Когда они познакомились, он был женат. Но наивная девушка с тонкой талией и крутыми бедрами, прибежавшая после первого с ним поцелуя к бабушке с вопросом: «Я что, теперь забеременею?» – запала ему в душу. Он ушел из семьи и женился на Татьяне, однако они быстро расстались: Лаврова не простила ему мимолетной измены, ушла.

Когда Урбанский в ноябре 1965-го погиб на съемках, Татьяна уже месяц как была замужем за Олегом Далем. Но тоже недолго – полгода, которые Даль сильно пил, пристрастив к выпивке и Таню. В конце концов она Олега бросила.

Андрей Вознесенский был страстно влюблен в эту роковую женщину, которую боготворили многие знаменитости.

Важно

Их тайный роман тянулся несколько лет. О нем узнали, когда Лаврова приехала с Вознесенским в Симферополь и во время его выступления выкрикнула из зала: «Андрей, зипер застегни!»

Поэт был не столь губаст и могуч, как Урбанский, а ухажеров вокруг Татьяны хватало.

К тому времени она уже с мужчинами особенно не церемонилась и редко к кому относилась трепетно.

Актриса Татьяна ЛАВРОВА…

Говорят, когда появился хит «Миллион алых роз», она в гримерке сказала, что Андрей давно ей рассказывал историю этого грузинского художника, продавшего дом и осыпавшего цветами двор перед окнами любимой. Отсюда и пошел слух, что они посвящены Лавровой.

Однако после смерти актрисы на вечере ее памяти близкая подруга открыла преданным театральным поклонницам Лавровой, что Татьяне посвящено самое знаменитое стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь», ставшее сердцем рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось».

В тот день, когда Андрей и Татьяна решили окончательно расстаться, они будто бы так и попрощались.

– Я тебя никогда не увижу? – спросил Вознесенский.

– Я тебя никогда не забуду! – ответила Лаврова.

Просто вспышка любви

Этот роман держался в строжайшей тайне. Круг посвященных был узок. Конечно, в советские годы «аморальное» поведение могло бы разрушить судьбы успешного «выездного» поэта и актрисы, для которой и так годами не находилось роли в кино. Но дело было в другом.

…притягивала к себе мужчин как магнитом

Все это время рядом с Вознесенским жила, любила его и страдала жена – Зоя Богуславская. И все знали – Андрей ее тоже всей душой любит, ценит как личность и никогда не оставит.

Василий Аксенов в книге «Таинственные страсти» назвал Вознесенского «Андреотис» и вывел под вымышленными именами женщин поэта. Небольшого отрывка достаточно, чтобы понять пережитое Зоей Борисовной.

«В конце семидесятых собралась в отъезд и заслуженная артистка РСФСР Екатерина Человекова с трехлетним сыном Денисом Антоновичем Андреотисом, – писал Аксенов. – Этому событию предшествовала плохо организованная жизнь Человековой. Внимательный читатель, должно быть, заметил, что в начале десятилетия она едва ли не выпала из творческого круга.

После коктебельской фиесты 1968-го у нее обнаружился чуть ли не гомерический аппетит к спиртному. Хлестала Катюха взахлеб и, к сожалению, банку не держала. Антоша, бедный, не ахти какой завсегдатай злачных мест, умаялся ее искать по трапецоидному маршруту клубных, по профессиям, заведений: ЦДЛ, Дом кино, Домжур, Архитектор, ВТО.

На даче в Переделкино…

Она удирала от него то с кем-нибудь «из наших» – ну, например, у Тушинского на Чистых прудах обреталась с неделю, ну, в Тбилиси летала с композитором Чурчхели, а то и с «ненашими» якшалась, с практически незнакомыми трудящимися.

Обратите внимание

Зависимость от бузы у нее уже приближалась к критическому уровню. Однажды Антоша ходил взад-вперед по Сиреневому бульвару ранним-ранним утром; в окрестностях дома Человековой. Он жаждал до слез, до бypных рыданий ее увидеть, однако не плакал, бубнил стихи: «Я деградирую в любви.

Дружу с оторвою трактирною. Не деградируете вы – Я деградирую».

Поразительно, но в литературных и театральных кругах так и не знают, кто же сокрыт за этой «Человековой», якобы родившей в 1965-м ребенка от Вознесенского. А те, кто был рядом, например скульптор Эрнст Неизвестный, отвечают на вопрос, не Лаврова ли это, примерно так, как в декабре 2009-го в журнале «Коллекция Караван историй» ответил он:

– Я этого не знаю. Вознесенский интеллектуально абсолютно бесстрашен, это видно по его стихам, но в разговорах на личные темы он был сдержан. С Лавровой я дружил отдельно от них. Она приходила ко мне в студию, смотрела работы. У меня с ней не было романа.

Сам же Вознесенский прокомментировал эту книгу Аксенова, оскорбившую ряд его героев, без тени обиды:

– Он же не мемуары писал. Это дошедший до нас взрыв любви. Вот как звезда взрывается, ее уже нет, а взрыв виден. Совершенно целебная проза, излечивающая.

…Андрей Андреевич нередко задумывался над тем, кто здесь главный – он или кот

…К сожалению, Андрей Андреевич так и не смог оправиться от второго инсульта, перенесенного в апреле. Переживая за мужа, его Зоя чуть сама не слегла, но Андрюшу нужно было везти на операцию в Германию. И она, как всегда, нашла в себе силы. Осталось найти их и на жизнь без Андрюши.

ДОСЬЕ

* Белла АХМАДУЛИНА. Поэт, переводчик, эссеист. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Ее отец – высокопоставленный чиновник, мать работала переводчицей в КГБ.

* Татьяна ЛАВРОВА, в девичестве Андриканис (1938 – 2007).

Родители – кинооператоры Евгений Андриканис и Галина Пышкова – развелись, когда Тане было 12 лет. По ее признанию, это наложило тяжелый отпечаток на всю ее жизнь. В 17 лет Таня ушла из дома. После Школы-студии МХАТ служила в «Современнике» (1961 – 1978), затем во МХАТе.

Народная артистка РСФСР.

* Зоя БОГУСЛАВСКАЯ. Прозаик, поэт драматург. Родилась 16 апреля 1929 года.

Зоя Борисовна всеми силами поддерживала в муже вкус к жизни

Источник: https://www.eg.ru/society/19782/

Биография Андрея Вознесенского

Андрей Вознесенский – знаменитый и талантливый автор стихов и песен, которые знал и любил весь Советский Союз, родился в Подмосковье 12.05.1933 г.

Детство

Андрей Вознесенский – интеллигент в третьем поколении. Его отец был одним из крупнейших советских инженеров, руководил строительством нескольких гидроэлектростанций, был доктором технических наук.

Прадед был служителем церкви, носил титул архимандрита. И хотя «поповское происхождение» во времена становления Советской власти не приветствовалось, мальчик всегда помнил о том, что его предки были интеллигентными, образованными и уважаемыми людьми и старался им соответствовать.

Совет

Мама была из простой семьи, но тоже получила базовое образование. Хотя она почти всю жизнь не работала, посвятив себя мужу и сыну. Во время войны их эвакуировали в далекий уральский город Курган.

Вспоминая об том времени, Вознесенский всегда подчеркивал, что именно тогда, когда было тяжелее всего, люди бережно и внимательно относились друг к другу. Эти годы научили его ценить даже то малое, что имеешь и не бояться искренне проявлять свои чувства.

Литературное восхождение

Литературные способности мальчика раскрылись очень рано. Писать стихи он начал с самого детства. Рифмы складывались непринужденно сами собой, и даже в ранних произведениях уже присутствовал сложный ритмический рисунок. Андрей часто писал для школьной стенгазеты, но больше сочинял для себя.

Родители поощряли его творчество, но посоветовать или покритиковать не могли – оба они были далеки от литературы.

Пытаясь получить объективную оценку своего творчества, еще в подростковом возрасте Андрей отправил письмо уже находящемуся на пике популярности любимому своему поэту Борису Пастернаку и попросил честно высказать свое мнение о вложенных в письмо стихах.

К своему удивлению, он очень быстро получил ответ, в котором Пастернак подтвердил, что мальчик действительно талантлив. Знаменитый поэт написал, что несказанно рад знакомству с юным дарованием и с удовольствием будет продолжать общение. 

Умение наблюдать и размышлять, которое было привито мальчику с детства, с одной стороны и сделало его известным, так как его стихи всегда отличались точность, ясностью, нестандартными образами.

С другой же оно сослужило ему плохую службу, поскольку многое звучало как критика сталинского режима. В стихах ему удалось отразить несоответствие звучавших со всех сторон призывов и лозунгов повседневным реалиям советского пространства.

В опале

Обратите внимание

Хотя Вознесенский по настоянию отца получил архитектурное образование, душа и мысли его были заняты литературой. Первые публикации состоялись уже после получения диплома. И сразу же на него обрушилась критика советской цензуры. Впрочем, до того, как ситуация крайне обострилась, успели выйти два его поэтических сборника.

Редактор первого из них поплатилась за это своей должностью. Практически весь тираж второго молниеносно убрали с открытой продажи.

Однако в те годы поэзией увлекались многие, часто устраивались литературные чтения и поэтические вечера. Поэты собирались на Арбате и в здании Московского политеха. Вознесенский быстро стал популярным. Познакомился с другими молодыми и талантливыми авторами, которые тоже подвергались жестокой критике и гонениям: Евтушенко, Ахмадулиной.

И если в годы Хрущевской оттепели на многое закрывали глаза, то в начале 60-х любое проявление инакомыслия тут же ставило человека под прицел спецслужб. Тогда в СССР началась волна массовой эмиграции. Уехало множество талантливых ученых, артистов, музыкантов, деятелей литературы и искусства. Попал под эту «зачистку» друг и наставник Вознесенского Борис Пастернак.

В 1963 году началась откровенная травля поэта. Тем более, что за два года до этого он выезжал в США для проведения творческих вечеров среди русских эмигрантов. О поэте ходили разные слухи.

Одни считали его прислужником КГБ, который просто подстрекал своими бунтарскими стихами проявить несогласие с режимом других литераторов.

Другие же убеждены в том, что спецслужбы реально травили и преследовали его по приказу самого Хрущева.

Так или иначе, долгие годы, вплоть до начала 70-х его сборники издавались исключительно за границей, публичные выступления в СССР не приветствовали, хотя невыездным он тоже не был. На этот период литературные и поэтические вечера за границей стали для него настоящей отдушиной и не позволили сдаться и забросить свое творчество.

Песенное творчество

Важно

Прекрасные, ритмичные, лиричные стихи поэта легко ложились на любую музыку. Кстати, первый такой опыт у Вознесенского состоялся в сотрудничестве с другим гениальным бардом неподражаемым Владимиром Высоцким.

Скандально известный Театр на Таганке в 1965 году поставил целый спектакль, основой для которого стал сборник стихов Вознесенского «Антимиры». Один из них Высоцкий положил на музыку и так родилась первая песня.

Читайте также:  Пальмовое масло - польза и вред

Страстным поклонником творчества поэта был популярный латышский композитор, автор бесчисленного количества хитов Раймонд Паулс. В творческом тандеме, который просуществовал не один десяток лет было написано огромное количество всенародно любимых произведений, многие из которых вошли в репертуар советской примадонны Аллы Пугачевой: «Миллион алых роз», «Танец на барабане» и др.

Настоящий фурор среди зрителей произвела первая советская рок-опера «Юнона и Авось», созданная гениальным режиссером Марком Захаровым.

Либретто в опере было написано Андреем Вознесенским, а музыка – композитором-песенником Алексеем Рыбниковым.

Премьера состоялась в 1981 году в театре Ленинского комсомола, и это произведение до сих пор не сходит со сцены и все так же тепло принимается зрителями.

Жизнь и смерть поэта

Всю свою жизнь поэт любил одну-единственную женщину – театроведа, литературного критика Зою Богуславскую. Они прожили в браке неполные пятьдесят лет до самой смерти поэта. Вознесенский любил жизнь во всех ее проявлениях – с удовольствием путешествовал, вел физически активную жизнь, любил плавать, кататься на лыжах.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская

Все его предки ушли из жизни в достаточно преклонном возрасте, и сам Вознесенский долго сохранял ясность ума и активность. Но в конце 90-х самочувствие поэта резко ухудшилось. Жена настояла на проведении всестороннего обследования, которое и выявило у него тяжелое генетическое заболевание – болезнь Паркинсона, поражающее нервную систему.

Совет

Более 10 лет поэт, постепенно слабея, самоотверженно боролся с недугом, и все это время любящая супруга находилась с ним неотлучно. Сначала он потерял голос, затем ослабели мышцы рук и ног.

В последние месяца поэту было трудно даже передвигаться самостоятельно. Первого июня 2010 года одного из самых выдающихся наших современников не стало.

Похоронен он на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца.

(4

Источник: https://star-magazine.ru/andrej-voznesenskij/

Дети Андрея Вознесенского

Несмотря на то, что поэт был женат два раза, никто и не думал, что есть дети Андрея Вознесенского, и только после смерти все узнали, что у него есть дочь.

Арина Вознесенская прилетела из Америки вместе со своим сыном, внуком Андрея Андреевича на выставку, посвященную памяти своего отца. Арина Андреевна со своей мамой Анной Вронской и двумя сыновьями живет в Штатах последние тринадцать лет.

С матерью своей дочери Вознесенский познакомился, когда Анна Вронская, студентка ВГИКа, пришла взять у него интервью.

На фото — поэт с дочерью

Позже, несмотря на то, что вместе они были совсем недолго, Андрей Андреевич никогда не забывал о своей дочери, принимал участие в ее воспитании. Он не скрывал, что у него есть дочь, часто приезжал к ней в Штаты, и Арина никогда не ощущала недостатка отеческого внимания.

Когда она повзрослела, то и сама начала приезжать к нему в Москву, и в последний раз их встреча состоялась за три дня до смерти Андрея Андреевича, а после его кончины Арина Вознесенская старается бывать в Москве со своими детьми, внуками поэта, чтобы они знали, каким великим человеком был их дед. 

На фото — внук Андрея Вознесенского

В его жизни было два официальных брака, но ни в одном из них не рождались дети Андрея Вознесенского. Первой женой поэта была Белла Ахмадулина, которая ушла к нему от его друга Евгения Евтушенко, но их совместная жизнь оказалась недолгой, однако, расставшись, они сохранили теплые отношения.

Страстную любовь испытал Андрей Андреевич к красивой и талантливой актрисе, роковой женщине Татьяне Лавровой. Вспыхнувший между ними роман растянулся на несколько лет, а по некоторым утверждениям, сочиненное поэтом стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь» было посвящено их расставанию.

На фото — Вознесенский и Зоя Богуславская

Обратите внимание

Вознесенский тщательно скрывал этот роман – все это время он был женат на Зое Богуславской, которую тоже искренне любил и испытывал к ней самые трепетные чувства.

С Богуславской Андрей Андреевич прожил долгих сорок шесть лет, общих детей Андрея Вознесенского и Зои Борисовны не было, но поэт тепло относился к ребенку Богуславской от первого брака, а она свою любовь посвятила не только сыну, но и мужу, с которым была до последних дней.

Когда его сразил сначала один, а потом второй инсульт, Зоя Богуславская чуть было сама не слегла, но ей нужны были силы, чтобы вывезти мужа на лечение в Германию, и она их нашла.

Она всегда поддерживала теплые отношения с дочерью Андрея Андреевича и сохранила их и после смерти поэта. Когда Арина приезжает в Москву, они всегда встречаются и вместе вспоминают дорогого им обеим человека.

Также читайте: Нонна Гришаева, дети и Ольга Будина, дети

Источник: http://bez-makiyazha.ru/publ/deti_znamenitostej/andrej_voznesenskij_deti/12-1-0-2642

Биография Андрея Вознесенского

Вознесенской Андрей Андреевич (1933-2010) – советский и российский поэт, архитектор, художник и публицист.

Один из самых известных поэтов-«шестидесятников» Советского Союза, за своё творчество был награждён в 1978 году Государственной премией СССР и в 2010 году Премией Правительства Российской Федерации (посмертно).

В 1996 году во время проведения Парижского фестиваля «Триумф» французской газетой «Нувель обсерватер» Вознесенский был признан «самым великим поэтом современности».

Родители и детство

Андрей появился на свет в Москве 12 мая 1933 года.

Его отец, Вознесенский Андрей Николаевич, 1903 года рождения, по профессии был инженером-гидротехником, работал на должности директора ведущей российской организации, которая занималась проектированием водохозяйственных и гидротехнических сооружений (Гидропроект).

Андрей Николаевич также имел звания профессора и доктора технических наук, работал в Институте водных проблем Академии Наук СССР, принимал непосредственное участие в строительстве Ингурской и Братской гидроэлектростанций. Имел звание Заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.

По отцовской линии у Андрея Вознесенского был прадед – архимандрит, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде, Андрей Полисадов.

По национальности прадед был грузин, его взяли в заложники русские во время покорения Кавказа и увезли с собой в город Муром, где определили в монастырь.

Прадед потом окончил семинарию, вступил в брак с русской женщиной и получил церковную фамилию – Вознесенский.

Мама, Вознесенская Антонина Сергеевна (девичья фамилия Пастушихина), 1905 года рождения, происхождением она была из Владимирской области.

У Андрея была ещё старшая сестра Наташа.

Неподалёку от Владимира на реке Киржач расположен одноимённый городок. Здесь, на маминой родине, и прошло детство будущего поэта.

Важно

Когда началась война, Андрюша с мамой были эвакуированы за Урал в город Кургану, где их приютила у себя семья машиниста. В 1941-1942 годах Андрей учился в Кургане в школе № 30.

Через много лет он вспоминал этот город: «Эвакуация забросила нас в ужасную дыру, но какой же эта дыра была доброй!»

Из эвакуации Андрюша с мамой вернулись в Москву, где он пошёл в одну из старейших школ города (сейчас это учебное заведение № 1060). Эту школу в своё время окончил знаменитый режиссёр Андрей Тарковский.

Юность

С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку.

Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.

Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно.

И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов – одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.

Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро.

Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени – периода признания Вознесенского как поэта.

Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее.

Совет

Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт.

Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.

Творчество

По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий.

Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление.

Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».

В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.

А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов.

Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.

1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.

Обратите внимание

В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать.

Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский.

На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.

Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.

Также сильно его творчество любили за границей.

Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию.

Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.

Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».

Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось».

Важно

Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку.

Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.

В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий.

Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.

На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:

  • «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
  • «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);
  • «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
  • «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
  • «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
  • «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).

Личная жизнь

Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.

В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.

Совет

Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась.

Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.

Болезнь и смерть

На самом деле смерть как будто постоянно преследовала его и тихо отступала. В 70-х годах по Советскому Союзу прокатился слух о том, что поэт Андрей Вознесенский попал в аварию и разбился.

Авария, и правда, была, машину смяло, как говорится, всмятку, но все, кто в ней находился, остались живы. За рулём был знаменитый писатель и поэт Казахской ССР Олжас Сулейменов.

В машине также находилась актриса Татьяна Лаврова, которая была для Вознесенского его вечной и яркой влюблённостью.

Вторая авария случилась в жизни поэта, когда он ехал на такси к себе домой в Переделкино. Машина снова была смята в хлам, а поэт остался жив благодаря своей любимой песцовой лохматой шапке.

Смерть снова обошла его, а он позднее написал стихи, где благодарил неведомого зверя, из которого пошили спасительную шапку.

Читайте также:  Интересные факты о солнце

Третий раз поэту повезло, когда он должен был улетать из Новосибирска в Москву и опоздал на свой самолёт, который во время этого полёта разбился.

В 1995 году медики диагностировали у Андрея Вознесенского первые признаки болезни Паркинсона. У него начали слабеть мышцы горла и конечностей.

В 2006 году у поэта случился первый инсульт. Последствия после него были тяжёлыми: почти полная парализация левой руки и проблемы с ногами, Андрей Андреевич очень тяжело стал передвигаться.

Обратите внимание

В 2010 году у него случился второй инсульт и потеря голоса. В мае этого же года Вознесенский с супругой Зоей Богуславской уехали в одну из лучших немецких клиник в город Мюнхен. Медиками ему была сделана операция, в ходе которой устранили атеросклеротическое повреждение артерий, что предотвращало возможность последующих инсультов.

Но оперативные действия хирургов из Германии не смогли надолго продлить жизнь поэту.

1 июня 2010 года у Вознесенского случился третий инсульт. В 13 часов 10 минут его сердце остановилось. Перед этим жена вызвала «Скорую помощь», но когда медики приехали, поэт уже был мёртв.

Когда тело Вознесенского увозили в морг, у ворот дома уже лежали красные гвоздики.

Андрей Андреевич проживал в Переделкино, рядом находилась дача-музей его учителя Бориса Пастернака. Ученик прожил дольше своего наставника на пятьдесят лет и два дня. За это время Вознесенский ежегодно на день рождения Пастернака (6 февраля) и в день его смерти (30 мая) приходил на дачу своего учителя.

После смерти Пастернака в его рабочем столе была найдена тетрадь, подписанная «Андрюшины стихи», в нескольких местах простым карандашом стояли какие-то пометки. Вознесенский оказался очень благодарным учеником. За полвека он только один раз не пришёл на дачу-музей Пастернака, 30 мая 2010 года.

Он просто не мог этого сделать физически, а быть может, почувствовал, что через два дня он встретится со своим наставником уже навсегда…

Источник: https://stories-of-success.ru/andreya-voznesenskogo

Тайная жизнь Андрея Вознесенского – МК

«Поэту необходима тайная жизнь. Тайная свобода. Без нее нет поэта»

29.11.2015 в 18:13, просмотров: 14186

Человеческая душа сама выбирает, кого любить, кому поклоняться. «Первой моей тайной был Пастернак», — признается Андрей Андреевич в зрелые годы. А в юности и в пламенной молодости все наше бытие переполнялось тайнами. Так и в новой книге.

С дочерью Ариной и внуком Франческо.

Скол с личности

Игорь Вирабов выпустил подробную биографию Вознесенского в серии «ЖЗЛ». У всех есть возможность войти в святая святых духовного и душевного бытия поэта.

В литературе имя автора повествования Вирабова мало известно. Однако газетчик бесстрашно взялся за грандиозную тему. Сам ли он прикипел душой к поэзии Вознесенского и десятилетия собирал, осваивал материал? Или чей-то богатейший архив поэта был открыт только для него одного: мол, изучай, вдохновляйся, пиши?

Как бы там ни было, книга уже несколько месяцев перед глазами читателей.

Важно

Она оформлена со вкусом: на обложке рядом с прекрасной фотографией — легкий рисунок профессионального художника, архитектора по образованию Вознесенского. Внутри — два альбома редких фотографий.

С них-то я и начала свой поиск доказательства тайны, которую однажды, в начале 90-х, мне доверил по секрету Андрей Андреевич. Но не стану пока ломать замысел Вирабова.

Имея в руках богатый архив, он проявил и собственный смелый выбор: сломал традицию жизнеописания. Начал не с родословной героя, не с его появления на свет. Словно эпиграф, выставил в начало СКОЛ — символический знак духовного откровения поэта. В сборнике «Витражных дел мастер» — четыре рисунка этого символа. Этот СКОЛ не со скал! Он — с тонко чувствующей натуры.

С женой Зоей Богуславской.

В 14 лет влюбился в англичанку

Андрей в свою учительницу влюбился. Этот лирический рассказ открывает книгу. Андрей учился в одном классе с Андреем Тарковским. Дух творчества и любви, кажется, носился в атмосфере. На уроках английского, слушая независимую учительницу, увлеченную мировым искусством, он чувствовал незнакомое волнение. Она заставляла его сердце восторгаться и пламенеть.

Андрей осознал некое духовное родство с ней: «…ей одной я доверил свое знакомство с Пастернаком. Дал почитать рукопись «Доктора Живаго». Красивый авантюризм был в ее характере. Она привила мне вкус к риску и к театральности жизни. Она стала моей второй тайной на земле».

Андрей не раз в стихах, в воспоминаниях поведает о чувственном благорасположении к ней и даже признается в подлинном романном общении.

Благодаря доверчивому восприятию наследия поэта биограф Вирабов избирает особый стиль повествования: слова, признания Андрея питают текст биографии правдой, истиной от первого лица. Эмоции, мысли, восклицания поэта — это драгоценные плоды, зреющие порой на хилом сучковатом тексте самого жизнеописания.

Но все-таки Андрея в книге больше! Он здесь живой, весь в безудержных порывах, фантазиях и поиске единственного крылатого слова и дерзкой мысли. Он любит. Он любим.

Совет

Натура русского интеллигента отзывается на зов чужой беды, чужого страдания. Наше сложное, часто драматичное время проверяет характер человека на излом. Да и природа не щадила мечтательного интеллигента.

Сколько раз он попадал в опасные ситуации. Потрясает признание внучки Бориса Пастернака Елены Леонидовны о страшном факте: близ Переделкина свора чужих собак кусала, терзала беспомощного Андрея. Чудом уцелел.

Когда слышишь или читаешь злую брань по адресу Вознесенского, взахлеб извергаемую иными самовлюбленными, вспоминаешь эту натравленную кем-то свору. Чем Вознесенский мешает стихотворцам стать знаменитыми?

Сколько ему пришлось принять страданий! В стихах угадывается ободряющий ток надежд, хотя тело предавало. Однажды в 95-м году он заплыл далеко в море. Зоя Борисовна ждала на берегу. Вышедший из моря человек крикнул ей: «Ваш муж тонет!». Она бросилась на помощь.

В этом последнем заплыве Андрею отказала рука. Зоя успела вовремя. Она всегда оставалась его ангелом-хранителем, особенно в годы неизлечимой болезни. Убеждена, Богуславская помогла книге Вирабова состояться.

Многое удалось автору благодаря ее памяти и темпераменту воспоминаний.

У него в Америке — дочь и внук

В начале 90-х мы с Андреем договорились встретиться в Переделкине у него на даче. Говорили обо всем, что нас волновало. Фотокор «МК» щелкнул нас у камина со стихами, написанными Андреем.

Камин мой,

в людскую стужу

тебя оживил я не с жиру —

сожги мою мертвую душу,

зажги

мою душу живу.

Мы спустились вниз. Андрей проявил гостеприимство — сварил супчик из порошка. Вкусненький. Выпили кофейку. И он по-дружески мне очень тихо сказал: «Знаешь, у меня есть дочь… Только ты не говори ей». Я хранила эту тайну свято. Наш диалог с Андреем появился в «МК», затем в моей книге интервью «Великие и ужасные». Андрей с Зоей пришли на презентацию. Книга им понравилась. 

Преодолевая нарастающую физическую немощь, Андрей оставался верен своему перу, продолжал чутким слухом ловить гармонию слов. Новые стихи и поэмы Вознесенский пожелал увидеть в «МК».

Обратите внимание

Привозил тексты сам и надеялся на нашу чуткость к слову и к его стихам. Мы опубликовали его последнюю поэму «До свидания, Тедди Кеннеди». Эту встречу с ним в нашей компьютерной мне не забыть.

Провожая Андрея, я спросила: «А где живет твоя дочка?» — «В Америке», — прошептал он.

Ток взаимного притяжения сблизил 19-летнюю студентку ВГИКа Анну Вронскую и 47-летнего бездетного Андрея. Небеса благословили. Родилась Арина Вознесенская. В 13 лет мама увезла ее в Америку.

Вирабов приводит сдержанный рассказ дочери. В нем чувствуется и нежность, и любовь к отцу, но и обида, что во всех публикациях — о ней ни слова. Арина знает несколько языков. Ее муж Энрико де Роса — с юга Италии. По традиции новорожденному дали имя деда — Франческо. Но при крещении прибавили и второе имя — Андрей.

Только в 19 лет Арина познакомилась с Богуславской: «В ЦДЛ праздновали юбилей «Юноны» и «Авось», и папа представил меня Зое Борисовне». Рассказ Арины о последней, предсмертной встрече с отцом полон любви, печали и сожалений. 27 мая «Зоя Борисовна привезла папу и оставила его со мной и Франческо.

Вернувшись за папой, она подарила мне свою книгу, а Франческо игрушку. Я никак не могла успокоить сына. Он носился, и остановить его было невозможно. Папа произнес: «Пусть бегает, я буду смотреть на него». Я спросила: «Неужели мы не сможем больше увидеться до отъезда?» Папа ответил: «Мы увидимся 4-го». 4 июня мы увиделись с ним на его похоронах.

Он будто дожидался меня, увидел внука — и простился с нами».

Потрясает еще одно совпадение. День смерти Пастернака — 30 мая, Андрей перестал дышать 1 июня.

Как жизнь поэта отзовется

В построении книги Вирабова господствует журналистская мгновенность восприятия: он проделал нелегкую работу — встречался с творчески мыслящими людьми, чье знание личности поэта, его жизни, радостей и страданий поистине драгоценно.

Важно

Майя Плисецкая и Родион Щедрин были покорены его метафорической поэзией. Много раз две семьи вместе праздновали новогодие. Каждое свидание им приносило обновление души. Однажды Майя призналась: «Сколько прошло времени, я каждый день какие-то строчки его вспоминаю. Иногда даже мыслю его строчками».

Андрея знали и ценили на Западе. Во Франции не раз встречался с поэтом Луи Арагоном и потому прилетел на похороны «сюрреалиста и коммуниста».

В окружении людских толп «на трибуну входили и лидер французской компартии Жорж Марше, и премьер-министр республики Моруа, и певица Жульен Греко, и Андрей Вознесенский», — читаем у Вирабова, восхищенного душевностью французов: чуть позже парижане назовут одну из площадей именем Луи Арагона.

Выступление Андрея поразило французов парадоксальностью суждений об Арагоне: «Стихийное безумство покидает нас. Это страшно. Мир погибнет без поэтического безумства». Газета «Монд» напечатала мгновенно написанное стихотворение Вознесенского. Вот его прощальная концовка:

Какую музыку ты

нащупал, прикрыв глаза?

Свободно место твое.

Свобода — место твое.

Вдохновляющие встречи

Одна из лучших глав книги — «Я был заклинен тогда на Жаклин». В ней нас посвящают в историю взаимоотношений поэта с семьей убитого президента Кеннеди.

К нему в Москву приезжал Эдвард Кеннеди, и к одной из книг Андрея написал предисловие. Жаклин страстно любила Россию, особенно ее литературу и искусство.

Поэму «До свидания, Тедди Кеннеди» Вознесенский посвятил не только покойному, но и Жаклин, и всем братьям Кеннеди.

С увлеченностью читаются эпизоды о поездке в Америку и во Францию. Прославленные люди искусства общались с Вознесенским не просто из любопытства. Взаимная радость не скрывалась.

Совет

В 2004-м в Лос-Анджелесе большую публику собрал фестиваль «Русские ночи». Андрей был приглашен. Он вручил почетный приз актрисе Шэрон Стоун и передал посвященные ей стихи.

Актриса тут же прочла их перевод на английский.

Дастин Хоффман произнес яркую речь о русской литературе. Называл имена великих, среди них — и Солженицын, и Вознесенский. Ему крикнули из зала: «Вознесенский здесь». Говорят, Хоффман прыгнул со сцены, бежал через два ряда и «душил в объятиях поэта».

Вдохновляющие встречи

Одна из лучших глав книги — «Я был заклинен тогда на Жаклин». В ней нас посвящают в историю взаимоотношений поэта с семьей убитого президента Кеннеди.

К нему в Москву приезжал Эдвард Кеннеди и к одной из книг Андрея написал предисловие. Жаклин страстно любила Россию, особенно ее литературу и искусство.

Поэму «До свидания, Тедди Кеннеди» Вознесенский посвятил не только покойному, но и Жаклин и всем братьям Кеннеди.

С увлеченностью читаются эпизоды о поездке в Америку и во Францию. Прославленные люди искусства общались с Вознесенским не просто из любопытства. Взаимная радость не скрывалась.

В 2004-м в Лос-Анджелесе большую публику собрал фестиваль «Русские ночи». Андрей был приглашен. Он вручил почетный приз актрисе Шарон Стоун и передал посвященные ей стихи.

Актриса тут же прочла их перевод на английский.

Дастин Хоффман произнес яркую речь о русской литературе. Называл имена великих, среди них — и Солженицын, и Вознесенский. Ему крикнули из зала: «Вознесенский здесь». Говорят, Хоффман прыгнул со сцены, бежал через два ряда и «душил в объятиях поэта».

700 страниц — это слишком

Стиль изложения биографии далек от совершенства. Потонув в обилии источников, биограф набрался храбрости и прыгнул в современность. Но вот беда, публицистика — не его стихия. Уровень собственных оценок и суждений о днях сегодняшних отламывается от главного ствола жизнеописания, способного остаться в истории современной литературы.

Обратите внимание

Книга утяжелена подробностями о взаимоотношениях Вознесенского с молодыми авторами, кому по доброте душевной оказывал внимание и помощь Андрей. Страниц 100 легко можно изъять и опубликовать отдельно.

Вирабов придумал еще один способ повествования о своем герое: выстраивает высказывания знаменитых людей в форме диалога, будто драматургом становится человеческая память. Мнения то движутся к общему знаменателю, то сталкиваются, вызывая некое свечение, а то и просто утомляют читателя.

Диалогов, сочиненных из цитат, слишком много. Книга очень густо населена, просто набита мнениями, судьбами поэтов — и ушедших, и живущих. Но нельзя объять необъятного.

Жизнь духа

В 78-м году Андрей написал стихотворение «Смерть», полное предчувствий грядущих потерь. Поражает провидческое ясновидение. Оно словно снизошло с небес и держало душу поэта в неотступной тревоге.

Кончину чую. Но не знаю часа.

Плоть ищет утешенья в кутеже.

Жизнь плоти опостылела душе.

Душа зовет отчаянную чашу!

Мир заблудился в непроглядной чаще

средь ядовитых гадов и ужей.

Как черви, лезут сплетни из ушей.

И Истина сегодня — гость редчайший.

Устал я ждать. Я верить устаю.

Когда ж взойдет, Господь, что Ты посеял!

Нас в срамоте застанет смерти час.

Нам не постигнуть Истину Твою.

Нам даже в смерти нет спасенья.

И отвернутся ангелы от нас.

По ритму, по отточенной интонации, по афористичности высказываний — это молитва. Но это и покаяние. Такое откровение может позволить себе только сильная и глубокая личность.

Источник: https://www.mk.ru/culture/2015/11/29/taynaya-zhizn-andreya-voznesenskogo.html

Андрей Вознесенский – биография, информация, личная жизнь

Андрей Андреевич Вознесенский. Родился 12 мая 1933 года в Москве – умер 1 июня 2010 года в Москве. Русский поэт, публицист, художник, архитектор.

Читайте также:  9 интересных историй из жизни

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.

Отец – Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР.

Мать – Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина, была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941-1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

Важно

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами.

Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов – Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского – «Мозаика» – был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж.

Второй сборник – «Парабола» – вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью.

Одно из лучших стихотворений этого периода – «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, – было обвинено в формализме.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности.

Это неприятие выражалось и в стихах – например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь.

/ Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…).

Совет

На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, – и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике.

Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!».

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, – например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: “Слушай Же Не ке ге бе Ву Па Не ке ге бе Ву Понимаешь Ты Же”, – намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 – Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 – США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 – Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 – Франция; 1967, 1977, 1983 – ФРГ; 1971 – Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 – Великобритания; 1973 – Австралия; 1968 – Болгария; 1981 – Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина».

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский – автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

Обратите внимание

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на “бис”» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе.

С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «”Юнона” и “Авось”», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены.

Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника.

Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ.

Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Личная жизнь Андрея Вознесенского:

Важно

46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская

Поэмы Андрея Вознесенского:

1959 – Мастера
1964 – Оза
1972 – Авось
1977 – Вечное мясо
1979 – Андрей Полисадов
1986 – Ров

1993 – Россия воскресе

Песни на стихи Андрея Вознесенского:

«Алло» (музыка – Михаил Литвин, исполнители – группа «Рондо»);
«Анафема» (музыка – Валерий Ярушин, исполнители – ансамбль «Ариэль»);
«Апрель» (музыка – Евгений Мартынов, исполнитель – Евгений Мартынов);
«Благодарю» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – трио «Меридиан»);
«В мире друзей» (музыка – Евгений Клячкин, исполнитель – Евгений Клячкин);
«В моей стране» (музыка – Дмитрий Варшавский, исполнители – группа «Чёрный кофе»);
«В моей стране» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Кальянов);
«Вальс при свечах» (музыка – Оскар Фельцман, исполнитель – Мария Пахоменко);
«Вальс при свечах» (музыка и исполнитель – Сергей Никитин);
«Вальс при свечах» (музыка – Сергей Бальцер, исполнитель – Сергей Бальцер);
«Вальс при свечах» (музыка – Вячеслав Малежик, исполнитель – Вячеслав Малежик);
«Верни мне музыку» (музыка – Арно Бабаджанян, первый исполнитель – София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров);
«Верую в тебя» (музыка и исполнитель – Евгений Мартынов);
«Где ваша могила?» (музыка – Альфред Шнитке, исполнитель – Валерий Золотухин);
«Год любви» (музыка – Арно Бабаджанян, первый исполнитель – Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев);
«Голая богиня» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Кальянов);
«Дальняя песня» (музыка – Оскар Фельцман, исполнители – ВИА «Весёлые ребята»);
«Два стрижа» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва);
«Двенадцать дней» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Абдулов);
«Дуэт» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Айя Кукуле);
«Загляжусь ли на поезд» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Запомни этот миг» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – трио «Меридиан»);
«Затмение сердца» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«И в твоей стране» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Кальянов);
«Исповедь» (музыка – Валерий Пак, исполнитель – Валерий Пак);
«Исповедь мореплавателя» (музыка – А. Иосифов, исполнитель – Йорданка Христова);
«Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка – Оскар Фельцман, первые исполнители – ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко);
«Любовь бросить невозможно» (музыка – Арно Бабаджанян, первый исполнитель – Ара Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян);
«Москва-река» (музыка – Арно Бабаджанян, исполнитель – Людмила Зыкина);
«Меняю» (музыка – Виктор Резников, исполнители – Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»);
«Миллион алых роз» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Алла Пугачёва);
«Милый мой друг» (музыка – Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель – Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин);
«Муза» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Валерий Леонтьев);
«Муравей» (музыка – Дмитрий Бикчентаев, исполнитель – Дмитрий Бикчентаев);
«Над пашней сумерки не резки» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – трио «Меридиан»);
«Начни сначала» (музыка – Евгений Мартынов, первый исполнитель – Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару);
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – Галина Беседина и Сергей Тараненко);
«Не забудь» (музыка – Виктор Резников, исполнители – бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»);
«Не исчезай» (музыка – Микаэл Таривердиев, первый исполнитель – Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко);
«Не трожь человека, деревце» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Новые московские сиртаки» (музыка – Олег Нестеров, исполнители – группа «Мегаполис»);
«Ностальгия» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – трио «Меридиан»);
«Ностальгия по настоящему» (музыка – Стас Намин, исполнители – группа Стаса Намина);
«Особый друг» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – София Ротару);
«Ода сплетникам» (музыка – Владимир Высоцкий, исполнитель – Владимир Высоцкий);
«Памяти поэта» (музыка – Давид Тухманов, первый исполнитель – Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«Парижский снег» (музыка – Арно Бабаджанян, исполнитель – Ара Бабаджанян);
«Певец» (музыка – Вадим Байков, исполнитель – Вадим Байков);
«Первый лёд» (музыка – Оскар Фельцман, исполнители – ВИА «Весёлые ребята»);
«Песня акына» (музыка – Владимир Высоцкий, исполнитель – Владимир Высоцкий);
«Песня на „бис“» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Алла Пугачёва);
«Песчаный человек» (музыка – Давид Тухманов, исполнители – группа «Электроклуб»);
«Плачет девочка в автомате» (музыка – Оскар Фельцман, исполнители – Нина Дорда, ВИА «Весёлые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин);
«Подберу музыку» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Яак Йоала, также исполняли Александр Малинин, Валерий Меладзе, Руслан Алехно);
«Полюбите пианиста» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«Пушинка белая» (музыка – Арно Бабаджанян, первый исполнитель – Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко);
«Разлука» (музыка – Оскар Фельцман, исполнители – ВИА «Весёлые ребята»);
«Ресторан качается» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Кальянов);
«Свадебная цыганочка» (музыка – В. Кеслер, исполнитель – Юрий Богатиков);
«Свеча» (музыка – А. Иосифов, исполнитель – Йорданка Христова);
«Свисаю с вагонной площадки» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Севернее всех» (музыка – Александра Пахмутова, исполнитель – Лев Лещенко);
«Сидишь беременная, бледная» (музыка – Евгений Клячкин, исполнитель – Евгений Клячкин);
«Скрипка Паганини» (музыка – Карел Сво́бода, З. Боровец), исполнитель – Карел Готт);
«Снег в октябре» (музыка – Сергей Бальцер, первый исполнитель – Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний – под названием «Снежное сожаление»));
«Старый Новый Год» (музыка – Стас Намин, исполнители – группа Стаса Намина);
«Старый Новый Год» (музыка – Дмитрий Бикчентаев, исполнитель – Дмитрий Бикчентаев);
«Танец на барабане» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк);
«Такое же» (музыка – Виктор Резников, исполнитель – Виктор Резников);
«Тишины хочу» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Ты меня не оставляй» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – Валентина Легкоступова, также исполняла Алла Пугачёва);
«Убил я поэму» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Улетаешь, милый…» (музыка – Мишель Легран, исполняет Людмила Сенчина);
«Человек-магнитофон» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Валерий Леонтьев);
«Человек породы Сенбернар» (музыка – Владимир Мигуля, исполнитель – Михаил Боярский);
«Шарф мой, Париж мой» (музыка – Михаил Барашев, исполнитель – ансамбль «So-Net»);
«Я – Гойя» (музыка – Александр Градский, исполнитель – Александр Градский);
«Я друга жду» (музыка – Юрий Чернавский, исполнитель – Михаил Боярский);
«Я тебя никогда не забуду» (музыка – Алексей Рыбников, первый исполнитель – Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов);
Рок-опера «”Юнона” и “Авось”» (музыка – Алексей Рыбников);

«90%» (музыка – Арам Манукян, исполнители – Арам Манукян и рок-дуэт «Hay Lao»)

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Voznesenskiy_Andrey.php

Ссылка на основную публикацию