Интересные факты про Конституции мира. Инфографика
В первый месяц лета украинцы отмечают День Конституции Украины.
Конституция – это основной государственный документ, который определяет государственное устройство, порядок и принципы функционирования органов власти, избирательную систему, права и обязанности государства, общества и граждан.
Поэтому Укринформ собрал ряд интересных фактов про конституции разных стран мира.
– Конституция Сан-Марино, принятая в 1600 году – является старейшей из действующих конституций в мире.
– Первой все еще действующей номинальной конституцией (документ, который прямо объявляет себя конституцией) считается конституция США (принята в 1787 году). За это время в ней произошло всего 27 поправок (первые 10 были внесены в 1791 году, а последняя – в 1992г.)
Также Конституция США считается самой маленькой в мире.
– Конституция Индии считается крупнейшей в мире. Она состоит из 395 статей, 12 приложений, 500 поправок и изменений и около 117400 слов.
– Первой реально действующей европейской конституцией (и второй в мире после Конституции США) является Конституция Польши, которая была одобрена в 1791 году.
– В Великобритании нет конституции. Ее заменяют совокупность нормативно-правовых актов, судебных прецедентов, конституционных соглашений, принятых в разное время.
– В Израиле тоже нет конституции, она находится в стадии разработки, а ее функции выполняет несколько отдельных законодательных актов и основных законов.
– В Ливии Конституцией официально закреплен Коран.
– Единственная конституция в мире, где указано официальный отказ страны от войны, как формы обеспечения государственного суверенитета является Конституция Японии. Причина отказа – это поражение Японии во Второй мировой войне.
– Конституция Мальты провозглашает страну нейтральной, которая стремится к миру.
– В конституции Австралии прописана зарплата генерал-губернатора.
– Конституция Объединенных Арабских Эмиратов была утверждена не референдумом, а подписана всеми правителями эмиратов, поэтому ей присущи признаки межгосударственного договора.
– Интересным фактом является то, что в Конституции Эквадора закреплены права не только граждан, но и окружающей среды. По ней природа и экосистемы, которые находятся на территории государства, имеют право на существование и восстановление.
– Конституцию Исландии создали граждане страны, которые были выбраны наугад. Доработал закон Конституционный Совет Исландии, еженедельно загружая новые проекты законов в интернет для того, чтобы каждый житель страны мог принять участие в их обсуждении. А видеоотчет о работе выкладывался в YouTube.
Источник: https://www.ukrinform.ru/rubric-other_news/2254563-interesnye-fakty-pro-konstitucii-mira-infografika.html
Как часто в разных странах мира менялась конституция
Фото: © Depositphotos.com/belchonock
Ведь четкие и незыблемые нормы, оговаривающие порядок формирования и функционирования высших органов, их взаимоотношения с гражданами, права и обязанности последних, – есть фундамент развития страны.
Как показывает история, разные страны по-разному подходили к формированию основного закона. В том числе нередко принятые новые положения отменялись после смены главы государства или ввиду политических пертурбаций.
Осень в Казахстане началась с активного обсуждения реформ в уголовном судоп… →
Forbes Kazakhstan посчитал интересным узнать, насколько часто разные государства прибегали к конституционным изменениям, дополнениям и поправкам.
Напомним, что действующая Конституция Казахстана была принята 30 августа 1995. С того момента она изменялась и дополнялась четыре раза. В 1998 были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона, которые коснулись сроков нахождения в должности и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса.
В 2007 были вновь изменены полномочия главы государства, произошел переход к пропорциональной избирательной системе и увеличилась численность парламента. В 2011 были внесены поправки, касающиеся установления конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.
Наконец, в марте 2017 сделаны изменения, предусматривающие основания для лишения гражданства по решению суда за совершение террористических преступлений и причинение тяжкого вреда жизненно важным интересам РК.
Кроме того, от президента 35 полномочий были переданы на другие уровни, а также внесены корректировки в части требований к кандидату в главы государства.
Первой же в мире из действующих конституций считается американская, которая была принята 17 сентября 1787. В ее основе лежит принцип разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. При этом все штаты США имеют широкие права в области законодательства.
За время действия Основного закона были приняты 27 поправок. Среди них отмена рабства в 1865, введение активного избирательного права для цветного населения и бывших рабов (1870), для женщин (1920), принятие и отмена «сухого закона» в 1820 и 1833. Последней поправкой стало изменение жалованья конгрессменов.
Примечательно, что она была предложена еще 1789, а вступила в силу только в 1992.
Чего вы еще не знаете о Конституции Казахстана. Интересные факты об основно… →
Действующий Основной закон России, принятый 12 декабря 1993, до сегодняшнего момента изменялся и дополнялся четыре раза. Среди стран СНГ самая «новая» конституция у Кыргызстана – она вступила в силу в 2010.
До этого страна наряду со многими постсоветскими государствами жила по Конституции 1993 года. Однако та приказала долго жить после пяти пересмотров в пользу усиления полномочий президента и революции 2010 года. Действующая поменяла форму правления страны на парламентско-президентскую.
В 2016 был внесен ряд поправок, в том числе расширяющих полномочия премьера.
Конституционные изменения в разных странах происходят по сей день. К примеру, парламент Грузии, на счету которого 33 конституционные поправки, приступил к рассмотрению новых. Предполагается, что они вступят в силу после следующих выборов президента в 2018.
4408 просмотров Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Новости партнёров
Источник: https://forbes.kz/stats/predelyi_sovershenstva_1506930425
Сравниваем конституцию РФ с аналогичными законами других стран
Что подразумевал законодатель, устанавливая в Конституции РФ запрет на государственную идеологию?Ни в одном законе, или подзаконном акте разъяснения понятия идеология не содержится.Следовательно, и то, что запрещается статьей 13, может трактоваться произвольно.
В научном дискурсе насчитывается несколько десятков определений дефиниции идеология. Чаще всего под идеологией понимается система общественно значимых идей и ценностей.
Получается, что Конституция устанавливает запрет на ценности и идеи, принимаемые на уровне государства.
Попытаемся разобраться, насколько такой запрет оправдан и целесообразен.
Конституция является не только юридическим, но и жизнеустроительным документом. Соответственно в ней должны быть определены принципы жизнеустройства. Основанием их выдвижения являются принятые соответствующим сообществом ценности. Без ценностной основы жизнеустроительные ценности сформулированы быть не могут.
Сам принцип суверенности национального государства (ст. 4) предполагает, что суверенность признается в качестве ценности. Выбор в пользу демократии (ст. 1) также задается принятием соответствующей ценностной платформы.
Не все сообщества, как известно, исторически позиционировались как демократические.
Такая же ценностная развилка лежит при выборе между федералистской и унитарной моделью государственности, республиканской и монархической формами правления (ст. 1).
Принцип светскости государства (ст. 14) имеет в основании ценностную систему секулярного общества. Секуляризм как ценностный ориентир выбирают далеко не все государства даже в современном мире. Другие характеристики государства — правовое и социальное — также аксиологичны (ст. 1, 7).
Утверждение модели социального государства предполагает значимость для соответствующего сообщества идеи социальной справедливости. Российская конституция заявляет приверженность перечисленным принципам государственного устроения, обнаруживает наличие определенного ценностного фундамента.
Другое дело, что составляющая его ценности воспринимаются не рефлекторно, а как нечто само собой разумеющееся. Вопрос о том, надо ли обществу осознавать свой ценностный выбор, или воспринимать его как данность — вопрос о государственной идеологии.
Отказ от осмысления принимаемых ценностей на основании апелляции к существованию общепризнанных принципов и норм представляет собой механизм десуверенизации соответствующего государства.
Деидеологизация кроме того оказывается инструментом репрессинга в отношении рациональности новой латентной формой тирании.
Статья 2 Конституции РФ легитимизируют категории высших государственных ценностей. Указывая, что высшая ценность российского государства существует, она тем самым признает и наличие государственной идеологии. В качестве высшей ценности Конституция РФ определяет “человека, его права и свободы”.
В этом определении не находится места ни для существования самой России, ни для суверенности российского государства, семьи, национальных исторических традиций.
По логике принятого определения жертвенность защитников Отечества недопустима, поскольку приоритет отдается не Отечеству, а человеку, с его правом и свободами.
Между тем, к примеру, в принятой в 2012 году Конституции Сирии высшей ценностью заявляется “мученичество ради Родины”.
Идеологии, как известно, различаются именно по приоритетности тех или иных ценностей. Идеология, заявляющая высшей ценностью права и свободы человека — это идеология либерализма.
Именно так определяется либерализм в большинстве учебников и справочных изданий. Статья 2 Конституции РФ, таким образом, устанавливает либеральную государственную идеологию в России.
Возникает коллизия между статьей 13, запрещающей государственную идеологию, и статьей 2, её утверждающей.
Чтобы устранить противоречие, нужна конституционная реформа. Проведение её в случае обнаруживаемых правовых коллизий — обычная международная практика. Вопрос и законодателю. Но важно понять, почему столь явное противоречие в Конституции 1993 года появилось. Устанавливается идеология, но в качестве идеологии она не позиционируется.
Запрет на государственную идеологию при утверждении де-факто идеологии либерализма означает неревизионируемость либерального выбора. Этот выбор заявляется не в качестве определенной идеологии, а как данность.
По сути, запрет на государственную идеологию в России означает запрет на пересмотр идеологии либерализма. Либерализм же предстает как следование “общепризнанным принципам и нормам”, т.е. как само собой разумеющееся для всего человечества. Обратимся теперь к мировому конституционному опыту.
При введении запрета на государственную идеологию в Конституции РФ положение представлялось так, будто бы Россия переходит на тип жизнеустройства, характерного для “цивилизованных”, “правовых” государств мира.
Однако анализ конституционных текстов показывает, что эта апелляция основывалась на ложной информации. Непосредственный запрет на государственную идеологию существует только в конституциях России, Болгарии, Узбекистана, Таджикистана и Молдовы.
В конституциях Украины и Беларуси запрещается установление какой-либо идеологии в качестве обязательной.
В белорусской версии это положение формулируется следующим образом: “Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан”.
В отличие от российской конституции здесь речь идет не о недопустимости ценностно-целевого выбора для государства, а о недопустимости ограничения гражданских свобод — другая постановка проблемы.
Формулировка “государство на демократических ценностях и не может быть связано ни исключительной идеологией, ни вероисповеданием” государственная идеология запрещается, по сути, в Чехии.
Аналогичным образом этот запрет формулируется в Конституции Словакии. Но и в данном случае он менее императивно выражен, нежели в конституции России.
Апелляция к демократическим ценностям в чешской конституции указывает на то что ни одна группа не может обладать исключительным правом навязывать народу свою идеологию, но вовсе но вовсе ни запрет ценностного выбора на основе общенародного консенсуса. В любом случае запрет на государственную идеологию ограничивается кластером посткоммунистических государств. Принятие этого запрета в качестве следствия соответствующего идеологического поражения очевидно.
В некоторых конституциях устанавливаются ограничители для идеологии. В конституциях Португалии и Экваториальной Гвинеи этот запрет относится к сферам образования и культуры. Бельгийская конституция декларирует данный принцип как идеологическую “нейтральность” образования.
Конституции Бразилии, Андорры и Анголы устанавливают другой ограничитель — в виде запрета на “идеологическое цензурирование”. Но, даже добавив к перечню стран запрещающих государственную идеологию, группу вводящих частичное ограничение на ее распространение, таковых оказывается только тринадцать.
В подавляющем большинстве конституций запрета на государственную идеологию нет.
Сведение высших ценностей государства к правам и свободам человека (либеральное позиционирование) также специфическая черта конституций стран постсоветского кластера.
В такой формулировке помимо российской конституции, высшие ценности определены только в конституциях Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Беларуси и Украины. Молдавская конституция добавляет к правам и свободам человека ценности гражданского мира, демократии и справедливости.
Именно конституции постсоветских государств оказались наиболее либеральными по заявляемым ценностям на фоне всего мирового ансамбля стран.
Возникает вопрос — почему?
Ответ на него может быть опять-таки связан с контекстом поражения СССР в “холодной войне”. Либерализм использовался в данном случае ни как жизнестроительная платформа, а инструмент разрушения потенциалов государственности.
Действительно, исключительно на основе констатации прав и свобод индивидуума национальную государственность построить невозможно. Для этого нужны определенные солидаризационные ценности. Но ни одна из них к разряду высших ценностей в Конституции РФ не отнесена.
Категория “высшие ценности” присутствует не только в конституциях постсоветских государств. Но заявляются они в них широким списком.
Свободы и права человека не отрицаются, но оказываются одной из позиций ценностного перечня.
Так, к примеру, в бразильской конституции помимо личных прав и свобод в него включены социальные права, безопасность, благосостояние, развитие, равенство и справедливость.
Эти ценности равнозначны. Равенство (апеллируя к триаде Великой Французской революции) не менее значимая ценность, чем свобода и исключение ее из высших ценностей России выглядит резонирующим.
Даже позиционируемая традиционно под маркером либерального проекта Европа в посвященной “европейским ценностям” 2 статье Договора о Евросоюзе заявляет в ценностном перечне, помимо прав и свобод человека, ценности равенства и демократии.
В преамбуле Хартии Евросоюза по правам человека к ним добавлен ценностный принцип солидарности. Подчеркивается при этом, что перечисляемые европейские ценности основываются на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы, т.е.
идентичны европейской (шире — западной) цивилизации.
В конституциях стран мира можно выделить два основных типа представления государственной идеологии. В одном случае это перечень ценностей, представляющих аксиологический выбор соответствующего государства.
В другом – апелляция к конкретному идеологическому учению, доктрине, проекту. Конституции, апеллирующие к конкретному учению/доктрине, можно, в свою очередь, поделить на две группы.
Первая опирается на то или иное религиозное, вторая — на светское учение.
С апелляции к Богу открываются преамбулы многих конституционных текстов. Германская Конституция: “Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми…”. Греческая Конституция: “Во имя Святой, Единосущной Неразделимой Троицы…”.
Ирландская Конституция: “Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и государства, Мы народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетних испытаниях…”.
Все перечисленные государства признаются и светскими, и демократическими. Они представляют три различных направления в христианской культуре соответственно: протестантизм, православие и католицизм.
Во многих конституциях заявляются приоритетные позиции в государстве определенной религии. Эта приоритетность может быть выражена определением ее в качестве государственной, официальной, господствующей, традиционной религии или религии большинства.
Статусом официальной или государственной религии закреплены, например, позиции евангелическо-лютеранской церкви в конституциях скандинавских государств. Другим способом декларации об опоре государства на определенную религиозную традицию является указание на ее особую роль для соответствующего сообщества.
Король в Дании, Швеции и Норвегии должен, согласно конституционным текстам, обязательно принадлежать евангелическо-лютеранской церкви. В Греции восточно-православная церковь определяется как господствующая, в Болгарии — традиционная. Об особой поддержки государством римско-католической церкви заявляет, например, конституция Аргентины.
Конституция Мальты устанавливает преференцию церкви толковать, “что справедливо и что ошибочно”.Христианское религиозное учение предписывается к обязательному преподаванию в мальтийских школах. Перуанская конституция подчеркивает особую роль католической церкви как важного элемента исторического, культурного и морального формирования Перу.
На особую историческую роль православия указывают конституции Грузии и Южной Осетии.
Испанская конституция заявляя с одной стороны, что никакое верование не могут иметь характера государственной религии, с другой предписывает органам публичной власти “принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с Католической церковью и другими конфессиями (т.е. поддерживать именно католицизм как религию большинства).
Особый тип конституций представляют конституции исламских государств. Определенные положения исламской религии прямо инкорпорированы в них в конституционные тексты.
Основной низам королевства Саудовской Аравии прямо, что настоящей конституцией страны является “Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка”. Земные законы рассматриваются как производные от божественных установлений.
Производность законодательства из шариата является общей характерной особенностью исламских конституций.
О приверженности соответствующих государств буддизму заявляют конституции Бутана, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Конституция Шри-Ланки вменяет в обязанность государству обеспечение защиты и изучения население учения Будды.
Российская конституция, как известно, ни к одной из религиозных традиций не обращается. Православие, как религия большинства российского населения, в ней неединожды неупомянутая. Апелляция к Богу, которая есть в российском государственном гимне и есть в конституциях большинства государств мира, в Конституции России также отсутствует.
Из светских идеологий чаще всего конституции стран мира заявляют о приверженности социализму. Социалистический характер государства заявляется в конституциях Бангладеш, Вьетнама, Гайаны, Индии, Китая, КНДР, Кубы, Мьянмы, Танзании, Шри-Ланки.
Случаен ли тот факт, что два наиболее динамично развивающиеся сегодня по экономическим параметрам государства мира — Китай и Индия прямо заявляют о приверженности определенным идеологическим учениям? Не является ли публично заявленная идеология в данном случае фактором развития?
Китайская Конституция апеллирует к марксизму-ленинизму, идеям Мао Цзедуна и Дэн Сяопина. В ней говорится о приверженности КНР социалистического пути развития и, вместе с тем, о необходимости “социалистической модернизации”.
Жестко формулируется намерение вести борьбу против идеологического противника: “В нашей стране эксплуататоры как класс уже ликвидированы, однако классовая борьба в определенных рамках будет существовать еще в течение длительного времени.
Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй”.
Конституция Вьетнама говорит об опоре на марксизм-ленинизм и идеи Хо Ши Мина.
В Конституции КНДР в качестве такой основы заявляется идеология чучхе. Конституция Кубы формулирует цель — построение коммунистического общества.
О приверженности либеральной идеологии прямо заявляет только конституция Камбоджи. К принципам национализма обращаются конституции Бангладеш, Кувейта, Сирии (“арабизм”), Сьерра-Леоне, Турции, Филиппин.
В Сирийской Конституции указывается на существование “проарабского проекта”.
Сама Сирия характеризуется в ней как “бьющееся сердце арабизма”, “передовой конфронтации с сионистским врагом и колыбелью сопротивления против колониальной гегемонии в арабском мире”.
Турецкая Конституция заявляет о приверженности Турции идеологии национализма и принципам, провозглашенным “бессмертным лидером и непревзойденным героем Ататюрком”.
Целевым ориентиром государства утверждается “вечное существование Турецкой нации и Родины, а также неделимое единство Турецкого государства”.
Разница с российской формулировкой высших ценностей — “человек, его права и свободы” здесь очевидна.
Существуют и другие версии государственных идеологий. Об опоре на учение Сунь Ятсена о “трех народных принципах” заявляет тайваньская конституция. К боливарианскому учению апеллируют конституции Боливии и Венесуэлы. В конституции Гвинеи-Бисау говорится о гениальном теоретическом наследии основателя партии ПАИГК Амилкара Кабрала.
Представленный обзор показывает, что каждая из цивилизаций выступает в мире с собственным идеологическим проектом. Этот идеологический проект находит отражение в конституциях соответствующих государств. Существуют на сегодня только одно цивилизационнообразующее государство, для которого выдвижение собственного идеологического проекта находится под запретом. Это государство — Россия.
Багдасарян В.Э.
Источник.
Источник: https://ss69100.livejournal.com/2415162.html
Конституции мира – журнал “коммерсантъ власть” – издательский дом коммерсантъ
Приближающиеся президентские выборы могут принести России обновления в Конституции. По крайней мере, все чаще звучат предложения о внесении в Основной закон страны поправок, дающих право главе государства переизбираться на третий срок. Противники конституционной реформы, в свою очередь, указывают на возможные сложности в ее осуществлении.
В поисках ответа на вопрос, как решаются такие проблемы в других странах, “Власть” изучила основные законы 192 государств.
В представленных ниже результатах исследования конституций стран мира (в этом номере публикуется первая его часть) даются краткая информация об истории появления документа, описание его структуры и содержания, приводятся сведения о том, какой орган отслеживает соблюдение законных норм и каков механизм внесения поправок. Страны расположены в порядке появления в них конституции.
Авторы-составители: Ольга Шкуренко, Валентин Маков, Максим Минаев
Авторы заранее признательны за любые уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу: [email protected]
В подавляющем большинстве стран мира имеются так называемые кодифицированные конституции, проще говоря — конституции в виде отдельной книжечки со статьями.
При этом для внесения поправок в такие конституции требуется особая парламентская процедура, а иногда даже общенациональный референдум. Соответственно, кодифицированные конституции являются одним из главных символов государства, и день их принятия считается историческим.
Для российских граждан все это очень знакомо — Конституция для них неотделима от государственности.
Даже в условиях царского самодержавия российское общество постоянно ожидало от царя дарования конституции. Это казалось даже оригинальным: мол, надо же, тиран сам ограничит свою тиранию законом, пусть и разработанным им самим. Большевистская диктатура придавала особое значение принятию первой советской Конституции.
Иосиф Сталин ознаменовал переход к единоличной тирании принятием собственной Конституции. Журналисту Михаилу Кольцову поручили сделать доклад о новой сталинской Конституции для избранных представителей партии, государства и советской общественности, это все сочли огромной честью для Кольцова.
Немедленно после доклада его арестовали представители НКВД, чтобы все сразу поняли, в чем на самом деле суть советской Конституции, и не слишком обольщались. Леонид Брежнев, в свою очередь, также счел необходимым принять собственную Конституцию. В общем, советские граждане давно поняли, что хвалить Конституцию — это все равно что хвалить лично вождя.
Поэтому проходимец Дима Семицветов из фильма “Берегись автомобиля” и называет советскую Конституцию самым святым, на что только можно покуситься.
В большинстве случаев кодифицированные конституции были результатом войн и революций. Типичным примером может служить конституция США.
Как пишет британский историк Пол Джонсон об американской войне за независимость от Великобритании, “военная система была серией импровизаций и явно была недостаточно хороша.
Первоначальная идея заключалась в том, что США являются собранием штатов как суверенных образований с целью обеспечить государство-зонтик над ними, и это государство должно было отправлять функции, которые штаты пожелают ему делегировать. Народ в этом процессе никак не был задействован — разве что в том смысле, что выбирал законодательные органы штатов.
Важно понять: первая революция, военная и политическая, привела к созданию импровизированной формы правительства конгресса, за ней последовала вторая революция, которая привела к созданию американской конституции, как мы ее знаем. Вторая революция началась во время войны и была (в соответствии со старой английской традицией) органичным ответом на возникшие нужды, прежде всего финансовые”.
Инициатором создания конституции был Александр Гамильтон, который не родился на территории США, не мог стать президентом и поэтому сосредоточился на создании общенациональной финансовой системы с твердой валютой взамен инфляционных военных денег. Единомышленником Гамильтона стал уроженец Виргинии Джеймс Мэдисон. Делу помог случай.
Виргиния и Мэриленд поспорили о том, кому должны платить пошлины корабли, плавающие с товарами по Потомаку. Представлявший Виргинию Мэдисон предложил созвать совещание двух штатов у президента Джорджа Вашингтона. Достигнутое соглашение об основах таможенного и финансового взаимодействия, к которому присоединилась Пенсильвания, ратифицировал конгресс.
Успех соглашения побудил Мэдисона расширить предложения Гамильтона о единой американской финансовой системе и разработать единую американскую конституцию. Ее главным элементом стало то, что национальное правительство имеет дело непосредственно с народом (а не при посредничестве штатов) и получает свою власть непосредственно от народа (а не от штатов).
Именно Мэдисону принадлежит чеканная фраза американской конституции “Мы, народ”, которая означает, что народ является сувереном, который делегирует свои полномочия одновременно и общенациональному правительству, и правительствам штатов. Тем самым национальное правительство получает право в рамках своей компетенции не только действовать самостоятельно, но и ограничивать действия штатов.
Вместе с тем в ряде стран, например в Великобритании, Новой Зеландии, Израиле, конституция не кодифицирована, то есть в виде отдельной книжечки с таким названием ее не существует (именно по этой причине такие страны не включены в справочник – см. справку). Однако элементы, скажем, британской конституции вполне оформлены в виде письменных документов.
Таким документом можно считать, например, Великую хартию вольностей, где сказано: “Никакой свободный человек не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен собственности, объявлен вне закона, сослан или любым иным путем унижен…кроме как по законному решению суда или по закону страны”. Письменными документами являются также конституционные законы, принимаемые парламентом. Заметим, что эти законы парламент вправе как принять, так и отменить в ходе совершенно обычной процедуры, так что никакого потрясения изменения конституции в данном случае не вызывают. Особенности британской некодифицированной конституции объясняются тем, что она формировалась веками. В частности, Уинстон Черчилль писал про время с конца XVII по начало XVIII века: “Тогда было собрано все великое английское наследство с периода Великой хартии вольностей и даже с самых первобытных времен и в совершенно современном для нас виде сформулировано отношение государства к религии и подчинение короны парламенту”. Впрочем, в британской некодифицированной конституции имеются и отдельные элементы, которые нигде не записаны, а диктуются только традицией. Например, проводить всеобщие выборы по четвергам.
СЕРГЕЙ МИНАЕВ
Неформатные
Страны, в которых не существует кодифицированной конституции, под основным законом страны обычно понимают некоторый набор законодательных актов.
В Великобритании под конституцией понимается совокупность различных документов, регулирующих вопросы конституционного характера. В их числе статуты или акты парламента (например, Великая хартия вольностей 1215 года и Билль о правах 1689 года), судебные прецеденты, неписаные обычаи и соглашения.
В Канаде под конституцией понимается свод актов, британских законов, судебных решений и т. д. Двумя основными документами считаются Акт о Британской Северной Америке 1867 года, провозгласивший Канаду доминионом Великобритании, и акт 1982 года, установивший, что все законы в Канаде будут приниматься только канадским парламентом.
Основной закон Новой Зеландии состоит из большого количества новозеландских и британских законов, судебных решений и обычаев. Основные документы: Конституционный акт (1986), Договор Вайтанги (1840), согласно которому страна стала британской колонией, Акт о судопроизводстве (1908), Избирательный акт (1993), Билль о правах (1990). Точный список источников не определен.
В Швеции роль конституции исполняют четыре основных закона: Форма правления (1974), Акт о престолонаследии (1810), Акт о свободе печати (1949), Основной закон о свободе высказываний (1991).
Конституцией Сан-Марино считается Законодательный статут республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini), принятый 8 октября 1600 года, и Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино, принятая 8 июля 1974 года.
В Израиле вместо единой конституции действует свод основных законов. Начиная с 1958 года было принято 14 таких актов, 11 из которых остаются в силе. Среди них закон о кнессете (1958), о правительстве (2001), об армии (1976), о столице Израиля Иерусалиме (1980), о свободе и достоинстве человека (1992).
В Ливии в 1977 году принята декларация, признавшая основным законом общества Коран. Фактически духовной конституцией Ливии можно считать Зеленую книгу, написанную Муамаром Каддафи. В ней отвергаются все традиционные органы власти как фальшивые и провозглашается непосредственное народное самоуправление — джамахирия. Партии запрещаются как инструмент диктаторских правительств, выборы — как обман демократии. Истинными законами признаются религия и обычаи.
В трех странах мира наличие конституции предполагается, но сам документ пока не создан. В Мьянме подготовка проекта конституции национальным конституционным собранием начата 9 января 1993 года, прервана в 1995 году, возобновлена в 2004 году и до сих пор не закончена. Проект конституции Бутана разрабатывается конституционным комитетом с декабря 2001 года в связи с переходом страны от абсолютной монархии к конституционной. Текущая редакция была утверждена 18 августа 2005 года. В 2007 году ее планируют вынести на референдум, в 2008 году — утвердить. Последняя конституция Сомали была принята на референдуме 25 августа 1979 года и действовала до начала гражданской войны в стране в 1991 году. В феврале 2004 года в Найроби (Кения) 39 представителей вооруженных группировок, временного правительства и общественных организаций Сомали подписали Федеративную хартию переходного периода. Хартия должна лечь в основу новой федеральной конституции, которая находится в стадии разработки.
США
КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
(Constitution of the United States)
Разработана Филадельфийским конвентом, состоявшим из 55 делегатов от 13 существовавших тогда штатов. Принята им же 17 сентября 1787 года, вступила в силу 21 июня 1788 года после ратификации конвентом штата Нью-Гэмпшир. Принятию предшествовала Война за независимость США (1775-1783), в результате которой 13 британских колоний в Северной Америке образовали самостоятельное союзное государство. Заменила принятые в 1781 году и реально не действовавшие “Статьи конфедерации”.
Состоит из преамбулы, 7 статей и 27 поправок — не входящих в основной текст норм. Написана от первого лица и начинается со слов “Мы, народ Соединенных Штатов…”. Являясь самой старой действующей писаной конституцией, содержит достаточное число анахронизмов. Например, запрещает в мирное время помещать солдат на постой без согласия владельца дома или предоставляет конгрессу право выдавать каперские свидетельства (документы, предоставлявшие право частным судовладельцам захватывать торговые суда вражеских государств).
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/794496
Старейшие конституции мира: от США до Австралии
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Самой первой конституцией принято считать Статут Великого Княжества Литовского от 1529 года, который позже дополняли дважды (в 1566 и 1588 годах).
В современном понимании – документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой из них – первой конституцией стала Конституция США. С неё мы и начнём наш список.
Мы не включили в список Конституцию Речи Посполитой от 3 мая 1791 года («Правительственный акт», польск. Ustawa rządowa), который просуществовал 19 месяцев до того, как страна прекратила существование как независимое государство.
1787 год
Страна: США
Структура: состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок (в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах).
Количество поправок: 27.
Конституцию Соединенных Штатов приняли делегаты Филадельфийского конвента.
Делегаты (которые позже стали известны как «создатели» Конституции) были разделены на группы, представляющие торговцев, фермеров, а также банковский и юридический спектры.
Многие из делегатов служили в Континентальной армии и работали в Континентальном Конгрессе. С точки зрения религиозной принадлежности, большинство из них были протестантами.
Средний возраст представителей составлял 30-40 лет, самым возрастным делегатом был 81-летний представитель Пенсильвании – Бенджамин Франклин.
С тех пор, как приняли Конституцию, в основной закон штатов изменения вносили неоднократно. Первые 10 поправок самые известные. Именно они стали базой для Билля о правах и вступили в силу 15 декабря 1791 года. Кстати, за всё время существования американской Конституции было подано более 10 000 проектов поправок.
1809
Страна: Швеция.
Является самой старой из действующих ныне письменных конституций Европы. Хотя в нее был внесен ряд изменений, она до настоящего времени служит основой шведской государственной системы. Тезисы Конституции:
1) «Король один управляет государством».
2) «Древнейшее право» шведского народа устанавливать налоги» должно осуществляться государственными сословиями на общем риксдаге.
3) Риксдаг, совместно с королем, имеет право принимать и изменять общие гражданские, уголовные и церковные законы.
4) Король, прежде чем принять решение, должен получить информацию и совет государственного совета, девять членов которого он назначает сам — министра юстиции, министра иностранных дел, канцлера двора и шесть других государственных советников; четыре государственных секретаря в качестве экспертов присутствуют при докладах на заседаниях правительства и имеют право голоса.
5) Члены государственного совета ответственны перед риксдагом за свои советы; эта ответственность определяется в различных случаях разными правилами. 6) Риксдаг созывается не реже одного раза в пять лет. Он должен, в соответствии с определенными правилами, контролировать деятельность государственного совета и руководство финансовым управлением.
Конституция была дополнена постановлением о свободе печати.
1814 год
Страна: Норвегия.
Количество поправок: более 80 параграфов.
Структура: 5 статей, 112 параграфов.
Норвежский конституционный акт, принятый 17 мая 1814 года в Эйдсволле, один из старейших в Европе.
11 апреля 112 мужчин собрались на государственное учредительное собрание в городке Эйдсволл (60 километрах к северу от Христиании) в особняке купца Карстена Анкера. Средний возраст собравшихся составлял 42,8 года.
Эйдсвольская Конституция определила Норвегию как дуалистическую монархию. Монарх рассматривался лишь как глава исполнительной власти. Единственным законодательным органом в стране со значительными финансовыми правами был парламент – Стортинг.
1815 год
Страна: Нидерланды.
Количество поправок: 9.
Главный закон государства был принят 24 августа 1815 года. Власть находилась в руках короля, а законотворчеством занимался двухпалатный парламент.
Главная эволюция конституции страны состоялась в 1848 году, когда изменили форму правления: с самодержавия на конституционную монархию, с последующим переходом к парламентской демократии. После этого голландская Конституция претерпевала ряд существенных поправок. В 1983 году главный закон закрепил запрет на смертную казнь и провозгласил борьбу с дискриминацией.
1831 год
Страна: Бельгия.
Количество поправок: 29.
7 февраля 1831 после обретения независимости страны Национальный конгресс утвердил её основной закон. Глобально пересмотрели Конституцию только через 160 лет – в 1993 году в связи с переходом на федеративный строй.
1853 год
Страна: Аргентина.
Количество поправок: 5 редакций.
Структура: 129 статей, несколько переходных правил.
И еще одна конституция из Нового Света, только с другого материка – с Южной Америки. Основной закон Аргентины приняли в 1853 году. С тех пор правки были и много. Первые изменения внесли через 7 лет после утверждения.
Весь корпус конституционных изменений был закреплен в пяти редакциях аргентинской Конституции: 1860, 1866, 1898, 1957 и 1994 гг. Конституционный акт Аргентины закрепляет основы федеративного устройства, а также президентской формы правления.
1868 год
Страна: Люксембург.
Количество поправок: 26.
Самое маленькое государство Европы приняло конституцию тоже в XIX веке – 17 октября1868 года.
Его утвердил тогдашний монарх Виллем III. За всю историю в здешнюю Конституцию было внесено 26 изменений, последние из которых утверждены в ноябре 2004 года.
1900 год
Страна: Австралия.
Источник: https://ceur.ru/library/articles/obshhie_stati/item248044/
Почему у главных демократов: Великобритании и Израиля, нет Конституции?
Главные сионисты не хотят ограничивать себя Конституцией.
Ответ на вопрос о том, почему у главных демократов из Туманного Альбиона до сих нет Конституции, очень прост: они решили не ограничивать себя никакими «основными законами», планируя долго заниматься бандитизмом в мировом масштабе (паразитировать с помощью колониальной политики), и не желая никому давать даже малейшего повода обвинять их – таких умных и великих – в нарушении своих же законов. О том, что Англия превращена в страну-паразита, а английская Конституционная Монархия давно захвачена иудеями, подробно и аргументированно написано в статье «Английский трон захватили евреи? Давно!». А о том, чем занимались «главные демократы» несколько последних столетий, можно прочесть в статье «Немного правды об Англии»…
В Англии нет единой Конституции.
В отличие от большинства стран мира, Англия так и не смогла выработать единую Конституцию. В Великобритании вообще нет чёткого разграничения между нормами конституционного права и прочими отраслями юридической науки.
Британские юристы испытывают трудности с определением отраслей права, ввиду отсутствия чёткой и официальной правовой системы. Конституция Соединённого Королевства являет совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений.
Фактически, единая для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, британская Конституция носит совершенно абстрактный характер.
Из-за отсутствия единого текстового документа, говорят о трёх составляющих британской конституции: статутном праве (statute law), общем праве (common law) и конституционных соглашениях (constitutional conventions).
Конституция Великобритании – это совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.
Отличительной характеристикой британской “Конституции” является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать Основным Законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.
Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.
Если не знать некоторых подробностей, можно легко попасть впросак. В смысле, «сесть в лужу».
Так и получилось, когда демократический и неполживый Гугл, замеченный в активном сотрудничестве с властями США и англосаксонскими спецслужбами, решил помочь гражданам мира поучиться демократии. И сделал ресурс www.constituteproject.
org, на котором собрал конституции разных стран мира. Об этой радостной новости нам поведала не менее совестливая газета «Коммерсант»:
Источник: https://rr-rus.livejournal.com/91856.html
Есть ли жизнь без Конституции? Страны, в которых ее нет
Сегодня, 5 мая, в Кыргызстане отмечается День Конституции. Ровно 23 года назад на XII сессии Верховный совет принял Конституцию уже суверенной Кыргызской Республики. За это время в нее не раз вносили поправки и меняли.
Нынешнюю редакцию документа утвердили на референдуме 27 июня 2010 года.
Но красным днем календаря в Кыргызстане по-прежнему остается 5 мая, который мы ежегодно отмечаем.
То, что именно Конституция является основным законом страны, по которым живем мы и государство, для нас совершенно естественно. Однако в мире есть страны, которые прекрасно обходятся и без конституции.
1. Саудовская Аравия
Основным законом Саудовской Аравии является “Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах”, то есть Коран. Об этом говорится в ст.
1 Основного низама правления, второго после Конституции по юридической силе закона страны:
“Королевство Саудовская Аравия – суверенное арабское государство.
Его религия – ислам, Конституция – Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык – арабский, столица – г. Эр-Рияд”.
2. Великобритания
В Великобритании нет какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Нет даже точного перечня документов, которые бы относились к нему.
Так что Конституция Соединенного Королевства носит совершенно абстрактный характер и представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.
3. Новая Зеландия
Будучи долгие годы колонией Великобритании, Новая Зеландия переняла у нее конституционное устройство и ряд законов. Так что единого документа, который бы представлял собой конституцию страны, здесь тоже нет.
4. Израиль
Израиль также не имеет конституции в привычном нам смысле этого слова. Ее роль выполняет так называемый свод “Основных законов”, в котором регулируется и демократичный характер государства, и парламентская власть.
В 1950 году парламент Израиля решил принимать законы, имеющие силу конституции, раздел за разделом. Первый из ныне действующих “Основных законов” – О кнессете (парламенте) – был принят в 1958 году. Затем было принято еще 10 Основных законов.
5. Ватикан
В ноябре 2000 года Папа обнародовал новый Основной закон Ватикана, который фактически закрепил систему разделения властей.
Из документа, состоящего из 20 статей, следует, что Папа имеет высшую юридическую силу: недействительными объявляются все правовые нормы в Ватикане, которые ему противоречат.
Вместе с тем в любое время, когда Папа сочтёт необходимым, он может изменить Основной закон или заменить его на новый.
6. Сан-Марино
Единого документа, который бы представлял собой свод основных законов, в Сан-Марино нет.
Конституция состоит из двух нормативных актов – Законодательного статута республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini) и Декларации прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино.
Leges Statutae Republicae Sancti Marini считается самым старым сводом законов из используемых независимыми государствами. Он был написан на латыни и состоит из шести книг. Первая книга – это 62 статьи, в которых регулируется деятельность советов, судов и различных учреждений исполнительной власти.
Остальные пять книг содержат в себе криминальное и гражданское право, описания юридических процедур и судебных мер.
Написанный в 1600 году, этот документ основан на Statuti Comunali (Городском законе) 1300 года, который, в свою очередь, был написан под влиянием Кодекса Юстиниана. В силе он остается и по сей день.
7. Канада
Единого документа, действующего в качестве конституции, в Канаде нет. Под конституцией понимают серию объединённых Конституционных актов, а также иных документов, представленных письменными текстами и устными традициями и соглашениями.
Кроме того, “специальная статья” Канадской хартии прав и свобод предоставляет федеральному парламенту и провинциальным законодательным собраниям возможность устанавливать законы в любое время и в той мере, которая подходит законодателям, преступая на время некоторые положения Хартии (в фундаментальных свободах, юридических гарантиях, в праве на равенство – раз в пять лет).
Источник: https://www.vb.kg/doc/339248_est_li_jizn_bez_konstitycii_strany_v_kotoryh_ee_net.html
Страны без конституции
Мы привыкли к тому, что у государства есть основной закон – Конституция, по которому живет и государство, и его граждане. Но оказывается, не у всех государств мира Конституция имеется. При этом, государства от этого отсутствия совершенно не страдают.
Например, Великобритания. У этого государства нет Конституции как формально называемого таким образом документа, в котором были бы закреплены основные положения государственного устройства, гражданских прав и обязанностей и прочие государственные основы.
Вместо формальной Конституции в Великобритании существует сложный документальный комплекс, в который входят статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктрина. При этом мнения специалистов в отношении Конституции Великобритании разнятся.
Кто-то считает Конституцию не писаной, а кто-то смешанной, т.е. состоящей из писаных документов – статутов и не писаных – судебных прецедентов, доктрины, обычаев.
Несмотря на разногласия юристов, утвердилось наиболее общее понимание того, что же все-таки есть такое «Конституция Великобритании».
Считается, что правовая система Великобритании формировалась в значительной степени автономно от правовых систем государств континентальной Европы, поэтому подверглась минимальному воздействию со стороны римского, т.е.
кодификационного права. В результате длительной эволюции, сформировались три элемента «Конституции Великобритании»: Statute Law (статутное право), Common Law (обычное, точнее, общее, право) и конституционное соглашение.
К Статутам относят акты, принимаемые парламентом и делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти). Статутами конституционного характера считаются порядка двух десятков документов.
Формально они никак не выделяются из общего массива правовых документов, и отличаются исключительно предметом регулирования.
Этими актами определяются форма правления и форма государственного устройства, систему и порядок формирования, компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Выделяют несколько периодов формирования таких документов. До XX века были приняты акты: Великая хартия вольностей 1215; Хабеас корпус акт 1679; Билль о правах 1689; Акт о престолонаследии 1701, Акт о Союзе 1706-1707; и другие. Все эти акты действуют по настоящее время.
Акты, принятые в XX веке: законы о Парламенте 1911 и 1949; законы о пэрах 1958 и 1963; Закон о Палате общин 1978; законы о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989; законы о гражданстве 1948, 1964, 1981; Иммиграционный акт 1971; Закон о королевской санкции 1967 (Royal Assent Act); Вестминстерский статут 1931; законы о министрах Короны 1937, 1964, 1975 и другие.
Также к данным статутам относят акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом.
Еще оной составляющей является Судебный прецедент. Судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому элементу правовую систему Великобритании классифицируют как англосаксонскую правовую систему.
Кроме того, в структуру Конституции входят Конституционный обычай, регулирующий сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений, а также Правовая доктрина, которую составляют труды выдающихся ученых-юристов: Блэкстон (Blackstone), Брэктон (Bracton), Дайси (Dicey), Бэджет (Bagehot), Мэй (May) и других.
Юристы Британии чрезвычайно гордятся своей правовой системой, поскольку она позволяет парламенту принимать законы, не ограничиваясь нормами писаной Конституции. В то время как парламенты стран с кодифицированными Конституциями более ограниченны в своих решениях.
Такая юридическая практика основывается на определенном гаранте прав и свобод личности в государстве. Британцы считают таким гарантом монарха.
Пока монарх, король или королева, находятся у власти, то все в порядке и любой законодательный «перекос» можно исправить и восстановить справедливость.
Аналогичным образом мыслят юристы государства Израиль, в котором также нет формальной Конституции.
Фактическая Конституция Израиля основана на Основных законах Израиля и других законах государства, на Декларации независимости, судебных прецедентах и принципах, заложенных в наследии еврейского народа.
Проблема принятия формальной Конституции упирается как раз в многовековые традиции народа, ведь у народа Израиля есть конституция, которой уже 4000 лет. Такой конституцией является Тора.
Как мы видим, не все государства мира стремятся к формализации Основного закона, понимая, что развитие права не остановилось и будет еще совершенствоваться.
А основой этого процесса видят устоявшиеся традиции народа, закрепленные во времени. В этой связи неплохо было бы вспомнить историю развития российского права и народных обычаев.
Возможно, в них мы сможем почерпнуть оригинальные и правильные положения ля современной Конституции России.
Источник: http://acon15.ru/index.php/konstitutsionnaya-konventsiya/69-strany-bez-konstitutsii