Логика – основы, формы, законы

Тема I. Логика как наука. Основные законы логики

Объект
науки логики (логической теории) –
естественная
логика
, т.е.
врожденная и развиваемая способность
правильно мыслить и говорить.

Предмет логики
– способы организации и построения
мыслей, правильные и ошибочные
(нерезультативные) формы рассуждений.

Выявляя правила
мыслительных операций и описывая
типичные логические ошибки, логика
формулирует требования и запреты,
соблюдение которых обеспечивает
правильность или, что то же самое,
логичность рассуждений.

Логика

философская наука о формах и законах
правильного мышления.

1.1. Основные формы мышления

Мышление
рассматривается в логике со стороны
формы и со стороны содержания.

Содержание
(о чём мысль) логически оценивается как
истина
(соответствие действительности) либо
ложь
(
несоответствие
действительности). Содержание мышления
неконтролируемо, разнообразно и
изменчиво.

Форма (способ
организации) мышления логически
оценивается как правильная
либо неправильная.

Основныеформы мысли
имеют универсальный общечеловеческий
характер и не зависят ни от содержания,
ни от языка рассуждения.

Понятие:
форма мысли, в которой фиксируется
предмет (вещь, явление, действие), на
который направлена мысль; обозначается
в языке словом или словосочетанием.

Суждение или
высказывание:

утвердительная или отрицательная связь
двух или нескольких понятий, выражаемая
предложением.

Умозаключение:
форма мысли, позволяющая из одного, двух
и более суждений-посылокполучать
новое суждение-вывод.

Вопрос:
мысль, содержащая запрос на недостающую
информацию о предмете.

1.2. Основные законы логики

Логический закон
это
требование к отношению между мыслями,
ведущему к истине.

Как было сказано
выше, истинность и правильность мыслей
являются автономными характеристиками,
но при истинности исходных суждений и
соблюдении логических законов на всём
протяжении рассуждения заключение
непременно будет истинным.

Основными
в формальной логике называют наиболее
общие, важнейшие принципы правильного
мышления: определённость, непротиворечивость,
последовательность и обоснованность.

1.2.1.
Закон тождества

В процессе
рассуждения всякая мысль должна
оставаться тождественной себе, т.е.
иметь определённое, устойчивое содержание
.

Закон требует не
отождествлять различные понятия и
мысли, не выдавать тождественное за
различное, т.е. запрещает двусмысленности
и подмены.

Кратко закон
тождества формулируется так: всякая
мысль тождественна самой себе.

1.2.2.
Закон противоречия

В процессе
рассуждения нельзя одновременно
утверждать и отрицать что-либо в одном
и том же отношении, иначе оба суждения
не могут быть истинными.

Обратите внимание

Или другими словами:
два
противоречащих друг другу суждения не
могут быть одновременно истинными, хотя
бы одно из них обязательно ложно.

Закон противоречия
запрещает совмещать в мысли несовместимые
в реальности свойства и отношения.

1.2.3.
Закон исключённого третьего

Два противоречащих
друг другу суждения не могут быть
одновременно ложны, одно из них необходимо
истинно.
Иначе
говоря, из
двух противоречащих друг другу суждений
одно истинно, другое – ложно, а третьего
не дано.

Закон требует не
уклоняться от признания одной из
взаимоисключающих альтернатив.

1.2.4.
Закон достаточного основания

Всякая истинная
мысль должна быть достаточно обоснована.

Или: всякая
мысль должна быть обоснована другими,
истинность которых уже доказана.

В процессе
рассуждения достоверными следует
считать лишь те суждения, относительно
истинности которых можно привести
достаточные основания.

Вопросы
для повторения

1. Каковы предмет
и задачи логики?

2. Что такое форма
мысли, каковы основные формы мышления?

3. Что называется
истинностью и правильностью мышления?

4. Раскройте понятие
логического закона. Чем законы логики
отличаются от законов природы и от
юридических законов?

5. Раскройте
содержание и смысл закона тождества.

6. Дайте формулировки
и поясните суть требований закона
противоречия и закона исключённого
третьего.

7. Какое требование
к мышлению выражается в законе достаточного
основания?

Источник: https://StudFiles.net/preview/5920526/

Логическая форма и логический закон

Логической формой конкретной мысли является ее строение, т.е. способ связи ее составных частей.

В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей.

Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры). Структуру мысли, т. е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) в трех следующих суждениях:

    1. все алмазы – углероды;
    2. все четные числа делятся на два без остатка;
    3. все граждане Российской Федерации имеют право на охрану государством достоинства личности.

Содержание у них разное, а форма одна и та же:

«Все S есть Р»;

она включает

    • S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения;
    • Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета;
    • связку («есть»);
    • кванторное слово («все»).

Иногда связка может отсутствовать или заменяться тире или простым согласованием слов (например, Море шумит).

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму:

    1. если студент изучает логику, то он повышает четкость своего мышления;
    2. если военнослужащему назначен арест, то он отбывает арест на гауптвахте.

Форма этих суждений такая:

«Если S есть Р, то S есть Р1».

В предложении:

Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны (ст. 381 ГК РФ)

форма выражена так:

«Если а, то в».

Буква “а” обозначает суждение “Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток”;

буква “в” – суждение: “задаток остается у другой стороны”.

Понятие логического закона (закона мышления)

Закон – внутренняя, существенная, необходимая связь между предметами и явлениями, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях.

Логический закон (закон мышления, закон логики) – это внутренняя, необходимая, существенная связь между мыслями, рассматриваемыми со стороны их формы.

Эта связь носит общий характер, т. е. относится к целой совокупности мыслей, различных по своему содержанию, но имеющих сходную структуру.

Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения.

Основные формально‑логические законы:

    1. закон тождества;
    2. закон непротиворечия;
    3. закон исключенного третьего;
    4. закон достаточного основания.

Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления.

Логические принципы действуют независимо от воли людей, они не созданы по их воле и желанию, а являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Общечеловеческий характер принципов формальной логики состоит в том, что во все исторические эпохи все люди мыслили в соответствии с одними и теми же логическими законами.

Особенности законов логики

  1. Все законы, раскрываемые логикой, есть законы мышления, а не самой действительности.
  2. Как и все другие законы, открываемые науками, законы мышления носят объективный характер , т.е. существуют и действуют в мышлении независимо от желания и воли людей. Они лишь познаются людьми и используются ими в их мыслительной практике. Объективной основой этих законов служат коренные свойства окружающего нас мира — качественная определенность предметов и явлений, их закономерные связи и отношения, их причинная обусловленность и т. п.
  3. От самих логических законов, существующих и действующих в мышлении, следует отличать требования, вытекающие из них. Если первые носят объективный характер; то вторые – нормативный: в них зафиксированы правила, нормы мышления, или принципы, формулируемые самими людьми, чтобы обеспечить достижение истины.
  4. Все законы, которые выявляются и изучаются логикой, внутренне связаны между собой и находятся в органическом единстве. Это единство определяется тем, что они обеспечивают соответствие мышления действительности, а следовательно, служат духовной предпосылкой успешной практической деятельности.

Кроме формально‑логических принципов, правильное мышление подчиняется основным законам диалектики:

    • единства и борьбы противоположностей;
    • взаимного перехода количественных и качественных изменений;
    • отрицания отрицания.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/logicheskaya-forma-i-logicheskiy-zakon

Законы логики (стр. 1 из 4)

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Законы мышления исторически сложились в результате взаимодействия между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности.

В них нашли свое логическое выражение наиболее массовидные черты внешнего мира, его качественная определенность. При этом мышлении, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно.

Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

Содержание и специфика основных законов логики

Понятие о логическом законе

Важно

Прежде чем рассмотреть содержание и специфику законов логики целесообразно определить родовое понятие “закон”.

Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.

На основе этой общей дефиниции определим категорию “закон мышления”.

Закон мышления – это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей – объективны.

Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления.

Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям:

· содержательному (отражение связей реальных вещей);

· формальному (отражение связей форм мысли).

Первое направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе – в формальнологических законах и изучается формальной логикой.

В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер.

Поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или “диктовать” новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома – истина, не требующая доказательства.

Обладая характером всеобщности в сфере мышления, эти законы являются обязательными с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений.

Совет

Законы логики составляют важный и обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного знания.

Отсюда вытекает следующее положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли.

Необходимо обратить внимание на то, что хотя логические законы релятивны, они не выступают в качестве простой условности или произвольного измышления разума. Такие законы – результат отражения внешнего мира в сознании человека.

Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость во всяком процессе научного познания объективной реальности.

Различают следующие виды формально-логических законов.

Во
первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления -или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия.

Во
вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это – закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они:

· действуют во всяком мышлении;

· лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;

· используются в процессе умозаключений и доказательств;

· отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, закон достаточного основания – немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.

Необходимо иметь в виду, что выделение четырех формально-логических законов осуществляется только в традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные.

Читайте также:  Винсент ван гог - биография, личная жизнь, фото

Кроме того, построены логические системы, в которых не являются законами, например, закон исключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон противоречия (паранепротиворечивая логика).

Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу выделенных формальнологических законов, которые имеют важное значение в мыслительной деятельности людей.

Закон
тождества

Обратите внимание

Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о пред мете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Записывается закон так:

а есть а или а = а (для суждений)

А есть А или А = А (для понятий)

Таким образом, закон тождества требует, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись.

Вспомним, что тождество есть примерное равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Например, все жидкости теплопроводны, упруги.

В объективной реальности абсолютного тождества нет, оно существует в соотношении с различием.

Однако при известных условиях (в определенных рамках) мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать свое внимание только на тождестве предметов или их свойств.

Стало быть, все, что может быть предметом нашей мысли, обладает свойством определенности. Всякая, даже внутренне противоречивая вещь, пока она существует как данная вещь, обладает относительной устойчивостью, определенным качеством, в котором она тождественна сама себе, пока не перейдет в новое качество.

Определенность предметного мира нашла свое отражение в одной из характерных черт правильного мышления – в свойстве человеческой мысли вычленять вещи из окружающего мира и рассматривать их раздельно, аналитически, с учетом выявления и обобщения их существенных признаков.

Без этой способности человека было бы невозможно само наше мышление в форме понятий. Понятия, как известно, представляют обобщенное отражение вещей, в них фиксируется общее, устойчивое. Эта специфика понятий раскрывает реальное содержание закона тождества.

Важно

До тех пор, пока вещь существует в своем качестве, мы должны и понятие о ней брать однозначно, в определенном смысле.

Предметный мир не остается постоянным, вещи изменяются, но, изменяясь в некоторых свойствах и отношениях, они все же остаются в пределах своей меры, а следовательно, и понятия о них продолжают сохранять свою устойчивость и однозначность.

В повседневной практике окружающие нас предметы каждый раз рассматриваются обычно с одной какой-либо стороны, в определенном отношении.

Например, мы говорим о конкретном лице, о данном веществе или естественном процессе, невзирая на изменение их состояний и свойств; об исторически определенном периоде в развитии общества, несмотря на смену поколений и вечную текучесть материальных и духовных условий жизни. При этом возможно отождествление различных мыслей.

В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа). Он означает, что в ходе рассуждений нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя также тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные.

Закон тождества предъявляет к мыслительному процессу человека следующие требования.

Во-первых, в процессе рассуждения мысль должна быть тождественна самой себе (т.е. тождество предмета мысли). Отсюда следует, что двусмысленность предмета в ходе логических рассуждений недоступна. Вот почему весьма важно, чтобы в дискуссии, научной полемике понятия употреблялись в одном и том же смысле.

В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек дискутирует не по обсуждаемой теме, а произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет понятия не в том смысле, в каком это принято.

Нередко, например, в повседневной жизни материалистом считают человека прагматичного, тяготеющего к наживе, к личному обогащению, а идеалистом – человека, верящего в идеалы, живущего во имя высокой цели и т.д. Между тем, как известно, в философии материалистом принято считать тех людей, кто первичным считает материю, а вторичным сознание.

Совет

Таким образом, мышление будет логичным и истинным при таком условии, когда в ходе рассуждения каждое понятие будет мыслиться в строго определенном значении.

Зачастую в процессе дискуссий, обсуждений проблемы спор по существу подменяют споры о словах. Нередко люди говорят о различных вещах, полагая, что они имеют в виду один и тот же предмет или событие.

Логическая ошибка нередко совершается при употреблении людьми омонимов, т.е. слов, имеющих двойное значение (“содержание”, “пол”, “следствие” и т.п.).

Например: “студенты прослушали разъяснение преподавателя”; “Из-за рассеянности шашист не раз терял очки на спартакиаде”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/228234/zakony-logiki

Законы логики

Законы логики (или логические законы) — это общее название множества законов, образующих основу логической дедукции (см. Дедукция). Понятие о логическом законе восходит к античному понятию о логосе (см. Логос) как о предпосылке объективной («природной») правильности рассуждений. Поскольку логика (см.

 Логика) изучает характер связи мыслей в процессе рассуждения, существуют определённые формальные и содержательные правила, следование которым обязательно. Различные по своей структуре и степени сложности рассуждения подчиняются разным правилам.

Среди них можно выделить основные и производные: основные правила имеют более общий характер, производные — выводятся из основных. Наряду с этим существует такой тип правил логики, которые можно назвать всеобщими. Обычно такие правила называют законами мышления. Под законом вообще имеют в виду внутреннюю, необходимую и существенную связь явлений.

Законы мышления представляют собой операциональные директивы мышления. Их происхождение обусловлено рациональной активностью субъекта. Выраженная в правилах, нормах, рекомендациях, целесообразная активность находит своё воплощение в принципах, имеющих всеобщий характер.

В отличие от законов естествознания, которые описывают связь явлений природы, многократно повторяемую в идентичных условиях, законы мышления предписывают определённые способы интеллектуальной деятельности. Цель законов логики — сформулировать основания правил и рекомендаций, следуя которым можно достичь истины.

Поэтому законы мышления не являются законами в том смысле, в котором указанный термин используется для описаний явлений природы. Таким образом, законы логики представляют собой законы правильного мышления человека о мире, а не законы самого мира.

Правила мышления впервые получают логическое содержание у Аристотеля, положившего начало систематическому описанию и каталогизации таких схем логических связей элементарных высказываний в сложные, истинность которых вытекает из одной только их формы, а точнее — из одного только понимания смысла логических связей, безотносительно к истинностному значению элементарных высказываний.

Обратите внимание

Большинство логических законов, открытых Аристотелем, представляют собой законы силлогизма. Позже были открыты и другие законы, и даже было установлено, что совокупность законов логики бесконечна.

В некотором смысле рассмотреть эту совокупность удаётся с помощью различных формальных теорий логического рассуждения — так называемых логических исчислений, в которых интуитивное понятие «логический закон» реализуется в точном понятии «общезначимой формулы» данного исчисления, что, в свою очередь, делает понятие «логический закон» относительным.

Однако типом логического исчисления полагаются одновременно и границы этой относительности. При этом тип исчисления, как правило, не является делом произвольного выбора, а диктуется (или подсказывается) «логикой вещей», о которых хотят рассуждать, а также нашей субъективной уверенностью в том или ином характере этой логики.

Исчисления, основанные на одной и той же гипотезе о характере «логики вещей», являются эквивалентными в том смысле, что в них каталогизируются одни и те же логические законы.

Например, исчисления, основанные на гипотезе двузначности, несмотря на всё их внешнее разнообразие, описывают одну и ту же область классических законов логики — мир тождественных истин (или тавтологий), издавна получивших философскую характеристику «вечных истин» или «истин во всех возможных мирах» (см. Возможные миры). Логикой вещей, отражением которой исторически явились логические законы так называемой интуиционистской логики, является логика умственных математических построений — «логика знания», а не «логика бытия».

Логические законы отличаются от логических правил вывода. Первые представляют класс общезначимых выражений и формулируются в объектном языке исчисления. Вторые служат для описания фактов логического следования (см.

 Логическое следование) одних выражений из других, не обязательно общезначимых, и формулируются в метаязыке исчисления. В отличие от законов логики, правила вывода имеют вид предписаний и носят, по существу, нормативный характер.

При построении исчислений без правил вывода обойтись нельзя, а без законов логики, в принципе, можно (именно так и поступают в исчислениях естественного вывода).

Важно

Тем не менее, изучение логических законов образует естественный исходный пункт логического анализа приемлемых (логически правильных) способов рассуждений (умозаключений), поскольку понятие «приемлемое» или «логически правильное» рассуждение уточняется через понятие «логический закон».

В традиционной формальной логике термин «закон логики» имел узкий смысл и применялся только к четырём так называемым основополагающим законам правильного мышления — к закону тождества, закону непротиворечия, к закону исключённого третьего и к закону достаточного основания:

  1. Закон тождества. В процессе умозаключения всякое высказывание и суждение должны оставаться тождественными самим себе (см. Закон тождества).
  2. Закон непротиворечия. Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении (см. Закон непротиворечия).
  3. Закон исключённого третьего. Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано (см. Закон исключённого третьего).
  4. Закон достаточного основания. Никакое суждение не может утверждаться без достаточного основания (см. Закон достаточного основания).

Указанная «канонизация» термина «закон логики» в настоящее время является данью традиции и не отвечает действительному положению вещей.

Тем не менее, эти законы можно принять в методологическом смысле как определённые принципы (или постулаты) теоретического мышления, так как они являются наиболее общими и используются при оперировании понятиями и суждениями, в умозаключениях, доказательствах и опровержениях, и поэтому присутствуют практически во всех логических системах.

В этом смысле закон тождества (lex identitatis) истолковывается как принцип постоянства или принцип сохранности предметного и смыслового значений суждений (высказываний) в некотором заведомо известном или подразумеваемом контексте (в выводе, доказательстве, теории).

В языке логических исчислений указанная сохранность обычно выражается формулой A ⊃ A. Принятие закона тождества для суждения A не означает, вообще говоря, принятия самого A.

Но если A принято, то закон тождества принимается с необходимостью для исчислений с общезначимой формулой A ⊃ (A ⊃ A).

Для исчислений, включающих отрицание, это сведение абстракции постоянства суждения к принятию самого суждения имеет форму закона: (A ⊃ ¬ (A ⊃ A) ⊃ ¬ A), то есть если при допущении суждения для него отрицается закон тождества, то тем самым отрицается и само это суждение.

Закон непротиворечия (lex contradictionis) указывает на недопустимость одновременного утверждения (в рассуждении, в тексте или теории) двух суждений, из которых одно является логическим отрицанием другого, то есть суждений вида A и ¬ A или их конъюнкции, или эквиваленции, или — в более широком смысле — утверждений о тождестве заведомо различных объектов, поскольку обычно правила логики таковы, что позволяют из противоречия выводить произвольные суждения, что обесценивает содержательный смысл умозаключений или теорий. Наличие противоречия в рассуждении (теории) создаёт парадоксальную ситуацию и нередко указывает на несовместимость посылок, положенных в основу рассуждения (теории). Этим обстоятельством часто пользуются в косвенных доказательствах.

Совет

Закон исключённого третьего (lex exclusii tertii) на логическом языке записывается формулой A ⌵ ¬ A и утверждает, что нет ничего среднего (промежуточной оценки) между членами противоречивой пары (отсюда другое латинское название этого закона — tertium non datur).

В методологическом плане этот закон выражает конструктивно неоправданную идею о разрешимости (потенциально осуществимом указании на истинность или ложность) произвольного суждения.

В отличие от формулы, соответствующей закону противоречия, формула, соответствующая закону исключённого третьего, не выводима в интуиционистских и конструктивных исчислениях, хотя и неопровержима в них. Дихотомия установленных истины и лжи неоспорима, но дихотомия утверждения и отрицания оспаривалась неоднократно.

Наиболее последовательную критику закона исключённого третьего дал Л. Э. Я. Брауэр. В свете его критики этот закон следует рассматривать только как принцип (или постулат) классической логики.

Закон достаточного основания (lex rationis determinatis seu sufficientis) выражает методологическое требование обоснованности всякого знания, всякого суждения, которое мы хотели бы принять за отображение истинного (действительного) положения вещей.

В этом смысле он применим не только к выводному знанию (в частности, к аксиомам и постулатам научных теорий), но и ко всей области фактических истин, не имеющих отношения к формальной логике. Не случайно Г. В.

 Лейбниц, который ввёл этот принцип в научный обиход, относил его в первую очередь не к логике, а ко всем событиям, которые случаются в мире.

В приложениях логических законов к конкретным ситуациям с особой наглядностью обнаруживается их общая черта: все они представляют собой тавтологии и не несут содержательной, «предметной» информации.

Обратите внимание

Это — общие схемы, отличительная особенность которых в том, что, подставляя в них любые конкретные высказывания (как истинные, так и ложные), мы обязательно получим истинное выражение. Указанные законы мышления имеют в логике такое же значение, какое в математике имеют аксиомы (см.

Читайте также:  Интересные факты про деда мороза

 Аксиома) или постулаты и обладают таким же формальным характером, как и формулы алгебры: в последних не говорится о том, по отношению к каким числовым значениям они выполняются, а законы мышления не содержат в себе содержательных характеристик, то есть не квалифицируют то, что именно должно или не должно отождествляться, что именно и чему должно или не должно противоречить, и так далее. Именно в этом и заключается их обобщающий характер как операциональных директив правильного мышления и рассуждения.

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/6922

Понятие о логической форме и логическом законе. основные этапы развития логики и ее значение в познании

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

§ 2.

Понятие о логической форме и логическом законе. основные этапы развития логики и ее значение в познании

Формальная логика — наука о законах и формах правильного мышления. В. С. Меськов пишет: «… предметом науки логики являются рассуждения, а сама она есть наука о рассуждениях.

Задачей логики как науки является установление законов и пра­вил, которым подчиняются рассуждения»3. Рассуждения облека­ются в логическую форму и строятся в соответствии с логичес­кими законами.

Выясним, что понимается под логической фор­мой и логическим законом.

Понятие логической формы

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, сущест­вующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необ­ходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).

Структуру мысли, т. е. ее логическую форму, можно выра­зить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) в трех следующих суждениях: «Все караси — рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки — насекомые».

Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все есть Р»; она включает (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть»), кванторное слово («все»).

Иногда связка может отсутствовать или заменяться  тире.

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму: 1) «Если железо нагреть, то оно расширяется»; 2) «Если учащийся изучает логику, то он повышает четкость своего мыш­ления». Форма этих суждений такая: «Если есть Р, то есть P1».

Логические законы

Соблюдение законов логики — необходимое условие дости­жения истины в процессе рассуждения.

Важно

Основными формально­логическими законами обычно считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия; 3) закон исключенного третьего; 4) за­кон достаточного основания.

Они будут подробно излагаться в отдельной главе. Эти законы (принципы) выражают определен­ность, непротиворечивость, доказательность мышления.

Логические принципы действуют независимо от воли людей, не созданы по их воле и желанию. Они являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Общечеловечес­кий характер принципов формальной логики состоит в том, что

во все исторические эпохи люди всех классов, всех наций мыслят по одним и тем же логическим принципам. Кроме формально­логических принципов правильное мышление подчиняется основ­ным законам материалистической диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перехода коли­чественных и качественных изменений, закону отрицания отрица­ния.

Истинность мысли и формальная правильность рассуждений

Понятие истинности или ложности относится лишь к конк­ретному содержанию того или иного суждения. Если в суждении верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном случае оно ложно. Например, суждение «Все волки — хищные животные» истинно, а суждение «Все гри­бы — ядовиты» ложно.

Понятие формальной правильности рассуждения относится лишь к логическим действиям и операциям мышления. Ф.

Эн­гельс писал: «Если наши предпосылки верны и если мы правиль­но применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности…

»4 Если в числе посылок умо­заключения встречается ложная посылка, то при соблюдении правил логики мы в заключении можем получить и истину, и ложь. Чтоб это показать, возьмем такое умозаключение:

Все металлы — твердые тела. Ртуть не является твердым телом.

Ртуть не является металлом.

В этом умозаключении заключение получилось ложным имен­но потому, что в качестве первой посылки взято ложное сужде­ние. Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями (имеется в виду, что правила логи­ки соблюдены). При несоблюдении правил логики (если посылки при этом истинны) мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение. Например:

Все тигры — полосатые. Это животное — полосатое.

Это животное — тигр.

Во втором умозаключении обе посылки — истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истин­ным потому, что было нарушено одно из правил умозаключения.

Итак, с точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или неправильным.

Совет

Истин­ность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления — соблюдение законов и правил логики.

Нельзя отождествлять (смешивать) следующие понятия: «истинность» («ис­тина») и «правильность», а также понятия «ложность» («ложь») и «неправильность».

Материалистическая диалектика — глубокое и всестороннее учение о развитии. Законы и категории материалистической диа­лектики рассматриваются как отражение всеобщих связей объективного мира и как ступени развития его познания.

Современная логика — это интенсивно развивающаяся наука, которая включает в себя логику формальную и логику диалек­тическую. На их базе формируется логика научного познания, использующая методы обеих наук для анализа научного знания.

Как уже отмечалось, формальная логика — наука о законах и формах правильного мышления. Формальная логика в опреде­ленном смысле подобна грамматике. К. Д. Ушинский считал логику грамматикой мышления. Подобно грамматике, прида­ющей языку стройный и четко осмысленный характер, логика обеспечивает доказательность и стройность мышления.

Основные этапы развития формальной логики

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Основанием деления на эти этапы служит различие приме­няемых в логике средств и методов исследования. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384—322 гг. до н. э.

), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют «традиционной» формальной логикой.

Традиционная формальная логика включа­ла и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозак­лючение (в том числе и индуктивное), законы логики, доказатель­ство и опровержение, гипотеза. Аристотель видел в логике ору­дие (или метод) исследования.

Основным содержанием аристоте­левой логики является теория дедукции. В логике Аристотеля содержатся элементы математической (символической) логики, у него имеются «начатки исчисления высказываний»6.

Второй этап — это появление математической (или символи­ческой) логики.

Обратите внимание

Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646—1716) по праву счи­тается основоположником математической (символической) ло­гики.

Начиная с Лейбница в логике используется в качестве метода исследования метод формализации, который традиционной логи­кой относился только к методам математического исследования, а Лейбниц показал, что он имеет общенаучный характер.

Лейб­ниц пытался построить универсальный язык, с помощью которо­го споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления. В XIX в. математическая логика получила интенсивное развитие в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого, Г.

Фреге и других логиков.

Математическая (или символическая) логика изучает логичес­кие связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логичес­кого) вывода.

При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление предикатов в их различных модификациях.

Можно сказать, что математичес­кая логика разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения.

Другим основанием деления логики служит различие приме­няемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическую логику и не­классические логики. В. С.

Меськов выделяет такие основопола­гающие принципы классической логики: «1) область исследова­ния составляют обыденные рассуждения, рассуждения в класси­ческих науках; 2) допущение о разрешимости любой проблемы; 3) отвлечение от содержания высказываний и от связей по смыс­лу между ними; 4) абстракция двузначности высказываний»7.

Теоретическое ипрактическое значение логики

Важно

Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозак­лючения, опровергать доводы противника и не зная правил логи­ки, подобно тому как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказа­тельности рассуждения, усиливает эффективность и убедитель­ность речи.

Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, в ходе подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в пи­сьменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

В настоящее время особое значение приобретает задача ра­ционального построения процесса обучения в различных учебных заведениях. Экстенсивные методы, предполагающие расширение объема вновь усваиваемой информации, уступают место интен­сивным, предполагающим рациональный отбор из всего потока новой информации важнейших, определяющих компонентов.

Не­обходимым условием внедрения новых методов обучения являет­ся развитие логической культуры педагогов и учащихся — овла­дение методологией и методикой научного познания, усвоение рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, формирование творческого мышления. Логическая культура — это не врожденное качество.

Для ее развития необходимо, прежде всего, ознакомление учителей и студентов педагогических вузов и училищ с основами логичес­кой науки, которая в течение двухтысячелетнего развития нако­пила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации.

Учителя, знающие основы логики, смогут передать эти знания, умения и навыки правильного, т. е. логического, мышления своим уче­никам.

Логика способствует становлению самосознания, интеллекту­альному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, от его интеллектуального уровня, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Профессия учителя требует постоянного творчества, неустанной работы мысли и совершен­ствования ее культуры, без чего не возможен учительский авто­ритет среди учащихся.

Совет

Для улучшения подготовки учительских кадров рекомендуется расширить преподавание логики, изучение которой поможет поднять интеллектуальную культуру будущих учителей.

В повседневной жизни, в науке, в обучении каждому ежеднев­но приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства.

Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок, что особенно важно как для учителей, так и для других людей, а для отдельных видов деятельности, например судей, архиважно.

Ка­саясь последнего, Агата Кристи в романе «Десять негритят» пишет: «Купить остров, думал судья, окружить себя атмосферой таинственности вполне в характере Констанции Калмингтон. И судья кивнул головой: он был доволен собой — его логика, как всегда, безупречна…»

О значении логики для следователя Уотсон, друг Шерлока Холмса, говорит следующее: «Л не знал большего наслаждения, как следовать за Холмсом во время его профессиональных заня­тий и любоваться его стремительной мыслью. Порою казалось, что он решает предлагаемые ему загадки не разумом, а каким-то вдохновенным чутьем, но на самом деле все его выводы были основаны на точной и строгой логике» (А. Конан Дойл).

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Читайте также:  Полтавская битва кратко - суть, причины, итоги

Источник: https://www.zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/001_uchebnik_logiki_getmanova_2000/003.htm

Основы формальной логики

Скачать

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ.

  1. Логика как наука о мышлении.
  2. Законы формальной логики.
  3. Понятие как форма мышления
  4. Логические операции с понятиями.
  5. Суждения, их виды и отношения между ними.
  6. Умозаключение: сущность и структура.
  7. Индуктивные и традуктивные умозаключения.
  8. Аргументация и доказательство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

         Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студентам научиться применять в мышлении различные логические операции, научиться мыслить логически правильно и избегать запутанности аргументов. Студенту важно уметь применять знание логики в нестандартных ситуациях реальной жизни и выборе правильных решений.

  1. ЛОГИКА КАК НАУКА О МЫШЛЕНИИ

        Язык это знаковая система или средство выражения человеческой мысли. Естественный язык это основа речи и средство общения людей. Искусственный язык более формализован и однозначен, используется в различных науках.

       Семиотика как общая теория знаков и знаковых систем изучает принципы построения различных языков. Семиотическими   категориями логики являются: знаки, как материальные предметы и явления, представляющие другие предметы и служащие для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

       Неязыковые знаки это показатели, символы и сигналы. Языковые или описательные термины используются в целях общения и обозначения имени и значения предмета. Имя это языковое выражение для обозначения предмета. Имя предмета может быть простым (туризм, рынок), сложным (денежная система), собственным (ЗАО «Мостуризм»), общим (туристическая компания).

Обратите внимание

       Каждое имя имеет значение – денотат и смысл имени – концепт.         Термином называется слово или словосочетание, которое точно обозначает определенный предмет. Значение имени это обозначаемый данным именем предмет (менеджер, турист).

         Смысл имени это способ обозначения имени предмета, более точная фиксация его содержания. Денотату туризм соответствует концепт: путешествие с целью отдыха. Предложения это грамматически целостные единицы человеческой речи и оболочки логических суждений.

Они несут определенную информацию.

       В формальной логике семиотической категорией является суждение (высказывание) – повествовательное предложение. Предложение высказывает мысль по своему логическому значению истинную или ложную.

       Для выявления предмета логики важную роль приобретает формализованное мышление, в рамках которого у изучаемых объектов выявляются устойчивые свойства и отношения. Формализация реализуется в естественных и искусственных языках.

   Использование арифметических знаков и языков программирования привело к возникновению символической или математической логики, в рамках которой формальный анализ с опорой на математические методы стал основой решения сложных экономических и технологических задач. Их решение требует:

–     содержательных способов рассуждений на естественном языке;

–      выявление наиболее общих свойств и отношений между предметами и явлениями;

–      фиксации свойств и характеристик самих мыслей и отношении между ними.

       Отношения между мыслями также изучаются логикой и выражаются логическими терминами: суть (есть, являются); все (каждый, ни один); некоторые (если……., то…; и; или) и т.д.

   В ходе содержательных рассуждений и оценке конкретных данных, основы наших заключений, наряду с безусловными дедуктивными выводами используются   индуктивные и традуктивные (по аналогии) умозаключения.

Последние, несмотря на свой вероятностный характер, весьма существенны для доказательства и аргументации спорных положений.    

Важно

       Логика изучает именно эту рациональную ступень познания и мышления, его опосредованную способность перехода от старых знаний к новым, не обращаясь каждый раз к опыту.

Для этого используется выводное знание, полученное путем рассуждений из старых знаний. Если известно, что “где дым, там и огонь. На холме – дым.

То вывод: “на холме – огонь” – истинен,              если истинно исходное знание и соблюдены требования логики.  

       Студент должен уяснить, что образование выводного знания подчиняется определенным законам, как и все явления в мире. Поэтому главное назначение логики заключается в изучении специфических мыслительных законов и правил достижения истинного выводного знания.                                                                                            

       Каким образом делает это логика? Прежде всего, изучая формы, структуру и правила мышления в отвлечении их от конкретного содержания. При этом термин “логика” употребляется в двух основных смыслах.

       Во – первых, для обозначения умения, навыка, искусства ясно, четко, убедительно и последовательно рассуждать, доказывать и опровергать различные положения. Например, сюда входят навыки точного употребления слов и предложений, что придает речи ясную и понятную форму.

Логика показывает, что при правильном рассуждении заключение это логически необходимое следствие из посылок. Поэтому общая схема данного рассуждения приобретает форму логического закона.

Наконец, логика помогает искусно доказывать и опровергать положения, формулировать и разрешать смысл задачи, видеть существо ошибок и уловок в споре, избегать софистических ухищрений.

Совет

       Во – вторых, логика это особая наука, которая изучает формы мышления с точки зрения их структуры, а также законы и правила получения выводного знания. При этом логика становится инструментарием познавательного действия.

Определяя границы и сущность предмета логики, следует отметить её значение в рамках критического мышления и рациональной аргументации для принятия и разработки управленческих решений.

Поскольку логику интересует форма построения мыслей, и она отвлекается от конкретного содержания, заключенного в них, данный раздел называется формальной логикой. Ее законы, формы и правила мышления рассматриваются в данном учебном пособии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Каково содержание понятия «язык»? В чем отличие естественного языка от искусственного?
  2. Что такое имя предмета, его значение и смысл?
  3. Какие существуют логические формы мышления?
  4. Назовите основные этапы развития логики.

2. ЗАКОНЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ.

1. Понятие логического закона.

                       2. Содержание и формы логических законов.

       Для природы и общества характерна взаимосвязь предметов и явлений. Эти связи могут быть объективными и субъективным, случайными и необходимыми, общими и частными.

Наиболее объективные, устойчивые, необходимые и существенные связи носят название закона.   Законы природы фиксируют то наиболее прочное, повторяемое, что остается в явлении.

Человек в своем развитии приобрел способность познавать окружающий мир, субъективный образ которого должен совпадать с реальностью.

       Для студента это положение методологично, поскольку он должен понять и объяснить факт содержательного совпадения и формального отличия законов природы и законов логики.

       Во – первых, все законы объективны в том смысле, что отражают одну и ту же реальность и не могут противоречить друг другу. Законы мышления и законы развития объективной реальности неразрывно связаны друг с другом.

       Во – вторых, законы мышления это, прежде всего, внутренняя, устойчивая, существенная связь между мыслями. Ведь если человек не способен связать и уяснить свои мысли, то он не придет к верному выводу, и его не поймут люди. Законы мышления имеют внеисторический и общечеловеческий характер и с успехом применяются в обычных и рассуждениях.

       Для формальной логики наибольшее значение имеют четыре основных логических закона: непротиворечивости, исключенного третьего, тождества и достаточного основания. Содержание и формулировка первых трех законов развивалась в трудах Платона и Аристотеля. Разработка четвертого принадлежит Г.Лейбницу.

Обратите внимание

Основные логические законы выделяют важные свойства правильного мышления: определенность, непротиворечивость, выбор’’или – или”, в некоторых жестких ситуациях, обоснованность. Они носят нормативный характер, поскольку только их соблюдение говорит о правильности мышления. Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и невозможности отличить истину от лжи.

Четвертый закон менее нормативен и имеет ограниченное применение.

       Неосновные законы логики включают: правила оперирования с понятиями и суждениями, правила получения истинного вывода в простом категорическом силлогизме, правила повышения вероятности выводов в индуктивных и традуктивных умозаключениях. Действуют и законы математической логики.

       Закон непротиворечивости выражает требование непротиворечивости мышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этого замечания объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то есть невозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либо свойства.

       Формула закона гласит: неверно, что А и не А одновременно истинны. Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хороший специалист – этот человек плохой специалист. Объективное содержание закона в отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности.

Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицировать явления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это, нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность.

Логическим источником противоречии являются ошибочная исходная позиция; результат недомыслия и незнания дела; неразвитое, недисциплинированное мышление; невежество и стремление сознательно запутать дело.

       В то же время противоположные суждения могут быть истинными в следующих случаях:    

  1. Если речь идет о разных признаках одного предмета. Например, отсутствие следа преступления уже след.
  2. Если речь идет о разных предметах с одним признаком.
  3. Если речь идет об одном предмете, но рассматривается он в разное время и разных отношениях.

       Так в диалоге “Государство” Платон обучает спорщиков, как ставить вопросы: благо ли государство? – и отвечает на них, подчеркивая различное видение и отношение к благу.

       Характер суждения может кардинально меняться и во времени. По этому поводу Аристотель пишет: “Самое достойное из всех начал то, по отношении к которому невозможно ошибиться. Оно должно выступать как безусловное. Такое начало не гипотеза.

Что же это за начало? – Невозможно, чтобы одно и тоже было и не было присуще одному и тому же в одном том же смысле. Это самое достойное из начал” (МЕТАФИЗИКА).

Важно

Это положение “R(RÙP)                   направлено против Гераклита, и против софистов, фактически отрицая противоречие.

       Для будущих специалистов важно выделить познавательное и практическое значение закона. Так проникновение формального противоречия в рассуждение или теорию делает их несостоятельными, а их устранение приближает нас к истине.

       Опровержение противоречащих фактам следствии, сравнение различных точек зрения позволяет выявить несовместимость суждений А и не А.

Для этого можно использовать “метод приведения к абсурду”, где ошибочность и противоречивость выводов станут очевидными. В других случаях это обращение к контексту задач разрешения неявных противоречий.

Последовательность и непротиворечивость мышления- основа уверенных и принципиальных действий любого специалиста.

       Закон исключенного третьего предъявляет, более сильные требования к суждениям и требует, не уклоняться от признания истинности одного из противоречащих высказываний и не искать между ними нечто третье. “Один из членов противоречия должен быть истинным”, – отмечал Аристотель.

В символической форме закон записывается “R(RVR): не ложно, не ложно; или истинно, или ложно. Этот закон и его действие не сводимо к будущему, где событие либо состоится, либо нет.

Закон альтернативен в характеристике вещей, гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные подходы и определить истинный.

Совет

       Например, следует усилить роль государства в экономике – и сохранить либеральный курс. Если одно из них правильно, то другое ложно.

       Закон исключенного третьего требует ясных, четких с указанием на невозможность решения вопроса в одном и том же смысле: и “да” и “нет”. Его смысл в том, что истина либо в высказывании, либо в его отрицании по правилам классической двузначной логики. При этом для Аристотеля характерно различное толкование закона:

–   логическое, об истинности одного из высказываний;

–      онтологическое, о существовании и не существовании объекта;

–      методологическое, о всей полноте исследования объекта.

Источник: http://vsempomogu.ru/urist/logika/692-8.html

Ссылка на основную публикацию