Незаслуженно забытая супруга Чарльза Диккенса
Люсинда Хоксли BBC Culture Правообладатель иллюстрации Charles Dickens Museum
Кэтрин была писательницей, актрисой и кулинаром – но все ее таланты ушли в тень из-за того, что она состояла в браке со знаменитым Чарльзом Диккенсом. Обозреватель BBC Culture – и прапраправнучка жены Диккенса – рассказывает, что она была за человек.
В феврале 1835 года Чарльз Диккенс отмечал свой 23-й день рождения. Среди приглашенных была Кэтрин Хогарт, дочь издателя журнала, в котором публиковались произведения писателя.
“При личном знакомстве мистер Диккенс производит гораздо более благоприятное впечатление”, – писала она своей двоюродной сестре после праздника.
Должно быть, впечатление оказалось неизгладимым: вскоре Кэтрин дала согласие выйти за Чарльза замуж. Свадьбу сыграли в Лондоне 2 апреля 1836 года.
Правообладатель иллюстрации Charles Dickens Museum Image caption Слева – миниатюра с изображением Чарльза Диккенса, которую он подарил Кэтрин Хогарт по случаю помолвки; справа – акварельный портрет Кэтрин кисти английского художника Дэниела Маклиса
Их браку суждено было стать одновременно очень счастливым и безнадежно печальным.
В течение последующих 15 лет Кэтрин выносила десятерых детей и пережила по крайней мере два выкидыша.
А они с Чарльзом превратились из красивой влюбленной пары, блиставшей на приемах и радовавшейся совместным выездам, в чужих друг другу людей, не желавших жить под одной крышей.
Кэтрин выносила десятерых детей и пережила по крайней мере два выкидыша
Впрочем, Кэтрин была не только матерью, но и писательницей, весьма одаренной актрисой, искусным кулинаром, а также, по словам ее мужа, прекрасным спутником в путешествиях.
Однако брак со знаменитым человеком привел к тому, что ее собственные таланты оказались в тени.
Новая выставка в лондонском Музее Чарльза Диккенса “Другой Диккенс” дает нам шанс увидеть Кэтрин такой, какой она была на самом деле. В каком-то смысле для нас она снова становится самой собой.
Правообладатель иллюстрации Charles Dickens Museum Image caption Фрагмент портрета Кэтрин, написанного Дэниелом Маклисом в 1847 году
Будучи прапраправнучкой Кэтрин и Чарльза, я изучила историю этой пары и своей семьи и пришла к собственным выводам по поводу личности Кэтрин – и того, что произошло между ней и Чарльзом.
О браке Диккенса и Кэтрин и об их очень громком расставании, произошедшем в 1858 году, написано очень много.
В начале ХХ века, через несколько десятилетий после смерти обоих супругов, общество прочно заняло сторону Чарльза.
Начали ходить неприятные слухи по поводу того, почему ему “пришлось” расстаться с женой – поговаривали даже, будто Кэтрин была алкоголичкой (это неправда).
Начали ходить неприятные слухи по поводу того, почему Чарльзу “пришлось” расстаться с женой
Эти слухи иногда всплывают даже теперь, в XXI веке. Чарльзу Диккенсу редко позволяют быть настоящим человеком с настоящими недостатками.
Его все время представляют либо каким-то демоном, либо полубогом, в зависимости от личного мнения автора.
В связи с этим и роль Кэтрин рассматривалась с той же позиции: ее либо воспринимали как подвергшуюся гонениям мученицу, либо обвиняли в том, что она изматывала великого человека, лишая его воли.
Я была поражена тем, как часто журналисты задавали мне вопрос: “Ну вы-то наверняка на стороне Чарльза Диккенса – вы же родственники?”
Каждый раз мне приходилось напоминать, что ведь и Кэтрин тоже моя родственница – более того, в том, что касалось производства на свет потомства, основную часть работы все-таки выполнила она!
Правообладатель иллюстрации Charles Dickens Museum Image caption Слева – обручальное кольцо, которое Чарльз подарил Кэтрин в 1835 году; справа – документ о раздельном жительстве супругов, выданный в 1858 году
Работая над биографией их дочери-художницы по имени Кейти, я стала понимать, что этот брак распался по вполне понятным причинам: отношения супругов подверглись неожиданному и нестерпимому испытанию, связанному со стремительным восхождением Диккенса на вершину славы, ранее казавшейся немыслимой.
Когда молодые люди познакомились, Чарльз вознес Кэтрин на пьедестал.
Его детство было омрачено нищетой и постоянно маячившей угрозой долговой ямы, а Кэтрин происходила из счастливой и уютной семьи со средним уровнем достатка.
Мне кажется, Диккенсу хотелось подражать ей, он мечтал о жене и матери, способной дать его детям стабильность и дом, жизнь в котором будет течь беззаботно. Кэтрин стала для него идеальной женщиной.
Когда молодые люди познакомились, Чарльз вознес Кэтрин на пьедестал
В начале совместной жизни Кэтрин стояла выше своего мужа и по социальному, и по материальному положению, но очень скоро Чарльз превратился из журналиста, работавшего на ее отца, в знаменитого писателя, труды которого читала сама королева Виктория.
Через пару лет после свадьбы убеждения Чарльза стали влиять даже на политические взгляды в стране.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Чарльз Диккенс постепенно стал слишком велик для своей жены Кэтрин
В лучах славы мужа блеск самой Кэтрин начал меркнуть. И хотя сначала она была так же счастлива, как и ее супруг, многочисленные беременности, от которых она едва успевала оправиться, стали подтачивать ее здоровье, силы и их брак.
Вот уже больше века фигуру Кэтрин отдвигают на второй план и вспоминают о ней исключительно как о скучной и старомодной матроне.
Даже в единственной экранизированной биографии Диккенса главная женская роль принадлежит не Кэтрин, а любовнице Диккенса Эллен Тернан, отношения с которой в итоге и стали причиной его расставания с женой.
Нелепо утверждать, будто Чарльз мог добровольно выкроить время в своем жестком графике писательской работы только лишь для того, чтобы издать книгу под женским псевдонимом
Но в действительности Кэтрин была веселой молодой женщиной, которая, будучи женой всемирно известного писателя, много путешествовала и имела возможность увидеть и испытать то, что не доводилось увидеть и испытать большинству женщин того времени и ее социального положения.
К примеру, они с Чарльзом очень увлекались любительским театром, причем Кэтрин играла не только в домашних спектаклях, но на подмостках американских и канадских театров.
В числе прочих достижений Кэтрин следует упомянуть публикацию книги. Исследуя эту тему, я с гневом обнаружила, что многие – в том числе уважаемые академики – заявляли, будто ее написал Чарльз.
Тем самым они проявляют крайнее высокомерие, как бы намекая, что у Кэтрин не хватило бы ума написать книгу.
Однако столь же нелепо и утверждать, будто Чарльз мог добровольно выкроить время в своем и без того жестком графике писательской работы только лишь для того, чтобы издать книгу под женским псевдонимом – в то самое время, когда большинству писательниц приходилось публиковаться под мужскими именами, чтобы их книги увидели свет.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Письменный стол, за которым работал Чарльз Диккенс
Книга Кэтрин называется “Что у нас на обед?” Это не просто сборник рецептов, это пособие для молодых жен, в котором можно найти советы по ведению домашнего хозяйства и примеры меню для приема с участием до 18 персон.
По сути, Кэтрин стала предтечей миссис Битон – британской домохозяйки, издавшей первую книгу по домоводству и кулинарии, – за полтора десятилетия до публикации той легендарной книги.
Сегодня посетители Музея Чарльза Диккенса могут наконец узнать обо всем этом и познакомиться с энергичной, остроумной и интересной женщиной.
- Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.
Источник: https://www.bbc.com/russian/uk/2016/06/160609_vert_cul_forgotten_wife_of_charles_dickens
Чарльз Диккенс
Величайший прозаик 19-го века, классик мировой литературы Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в небольшом провинциальном городке Лендпорт, расположенном на юге Англии недалеко от Портсмута.
Его отец был чиновником, он обладал легким, веселым характером, обожал свое многочисленное семейство и старался ни в чем не отказывать ни себе, ни своим восьмерым детям.
Обладая сам богатым воображением и некоторыми артистическими способностями, отец открыл в Чарльзе огромный артистический талант и часто заставлял сына разыгрывать различные сценки, перевоплощаться в придуманных героев, импровизировать, читать стихи. Мальчика окружала атмосфера любви, восхищения, благополучия и уверенности в блестящем будущем.
Однако легкомысленное стремление отца жить в уюте и комфорте привело к тому, что его жалования катастрофически не хватало, а приданое жены было растрачено. Семья была разорена, а отец за долги попал в тюрьму. Мать пыталась бороться с нищетой, но в конце концов была вынуждена переселиться с младшими детьми в тюрьму к мужу, так как не могла оплатить даже жилье.
А старший из сыновей, любимец отца, одаренный богатыми способностями и талантом Чарльз, был вынужден в свои 12 лет идти работать на фабрику ваксы, где столкнулся с атмосферой жестокости, несправедливости и унижений.
Всю дальнейшую жизнь Диккенс будет считать огромным и незаслуженным ударом судьбы разорение семьи и тяжелую работу на фабрике ваксы, о чем не любил вспоминать и рассказывать. Но как знать, не окажись Диккенс на самом низу социальной лестницы, были бы созданы им произведения, наполненные сострадания и любви к бедным, униженным и оскорбленным и мрачной ненависти к богачам. Огромное честолюбие и страстное желание выбраться из мира, где царит нищета и бесправие в мир свободы, богатства и наслаждения двигали молодым человеком. Следующим местом его работы была адвокатская контора, где за мизерную зарплату он устроился переписчиком бумаг.
Позже, работая стенографистом в парламенте, Диккенс выполняет несколько репортерских заданий, которые богатством языка и живостью изложения выгодно отличались от других репортажей. В свои 20 лет он пишет для «Парламентского зеркала» и «Тру сан».
Легкий слог и тонкий юмор характеризуют написанные им репортажи. Диккенс утверждается в мысли, что литература станет для него той путеводной звездой, которая приведет его на вершину славы, успеха, благополучия и благосостояния.
Благодаря литературе он сможет рассказать миру о таких же униженных и обиженных судьбой, как и он сам.
В 1836 году были напечатаны его первые очерки, названные «Очерками Боза», дух которых соответствовал социальному статусу самого автора. Если очерки не привлекли широкого внимания читателей, то с выпуском в том же году начальных глав «Посмертных записок Пиквинского клуба» Диккенса ждал головокружительный успех.
В них нет драматического сюжета, автор намеренно не замечает темных сторон жизни, юмор настолько заразителен, что заставляет смеяться всю Англию, а имя благородного старого добродушного чудака мистера Пиквика навеки утвердилось в мировой литературе. Спустя два года вышли в свет «Приключения Оливера Твиста» (1838 г.
), повествующие о жестокой судьбе сироты, ютящемся в трущобах Лондона. Он столкнулся на своем пути с низкими и жестокими людьми, но зло в конце будет побеждено благодаря добропорядочным и благородным людям. В свои 26 лет Диккенс стал профессиональным писателем. В 1841 году вышел в свет его роман «Лавка древностей», стремительно растет его слава и известность.
С огромным энтузиазмом встретила публика Диккенса и в Америке, где он путешествовал вместе с женой. Итогом его путешествия стал роман «Жизнь и похождения Мартина Чезльвита», замечательный своей пародией на американцев. Возвратившись из Генуи, где он жил с семьей с лета 1844 г. по 1845 г.
, Диккенс становится главным редактором газеты «Дейли ньюс», в которой ярко отражены его социально-политические взгляды. Он продолжает писать и в 1848 году выходит его изумительный роман — «Домби и сын». Не много романов в мировой литературе могут соперничать с ним по богатству красок, жизненных ситуаций и разнообразию тона. В новом романе «Дэвид Копперфильд» (1850 г.
) автор выражает резкий протест против новой Англии с ее капиталистическим строем, нечеловеческими условиями жизни низших слоев общества и всячески восхваляет устои морали и семьи старой доброй Англии.
50-е годы стали годами успеха, славы, богатства, известности и преклонения перед его фантастическим талантом.
Он пишет превосходные произведения, с 1858 года с неизменным успехом организует публичные чтения своих произведений благодаря своему изумительному писательскому таланту и незаурядным актерским способностям. Личная жизнь писателя сложилась не слишком удачно.
Восемь болезненных детей и частые ссоры с женой вряд ли могли служить источником вдохновения, в 1858 году Диккенс развелся с женой. В 1857 году в его жизни появилась молодая актриса, связь с которой продлится до смерти великого писателя.
Конец литературной деятельности отмечен таким великолепным романом, как «Крошка Доррит» (1857 г.
), историческим романом «Повесть о двух городах», автобиографическим романом «Большие надежды» и, наконец, легким, веселым, искрящимся остроумием роман «Наш общий друг».
Непростая жизнь писателя сказалась на его состоянии здоровья и 9 июня 1870 года Чарльз Диккенс скончался в своем поместье Гэйдсхилл от случившегося накануне инсульта. Похоронен знаменитый писатель в Вестминстерском аббатстве.
Источник: http://velikielyudi.ru/pisateli/charlz-dikkens.html
Личная жизнь Чарльза Диккенса
Зимой 1855 года Чарльз Диккенс увлеченно писал роман «Крошка Доррит». Но работу пришлось прервать. Его близкий друг, автор знаменитой повести «Лунный камень» Уилки Коллинз узнал из газет, что в Пари же, в отличие от промозглого Лондона, стоят отменные солнечные деньки, и уговорил Чарльза немного попутешествовать, отдохнуть от праведных писательских трудов.
В день отъезда Диккенс встал ни свет ни заря, чтобы разобрать накопившуюся почту. Джорджина Хогарт, сестра его жены, она же его добровольная секретарша, с вечера предусмотрительно оставила на письменном столе внушительную горку писем.
С той поры, как он стал всемирно известным писателем, корреспонденция — и не только из Англии — поступала к нему, что называется, косяком. Поначалу он отвечал каждому адресату, причем обстоятельно, с непременным выражением благодарности за внимание к его персоне и его творчеству.
Но вскоре понял, что ему надо выбирать: или он, позабыв о литературе, станет днем и ночью заниматься перепиской, или, махнув рукой на все, будет делать то, что ему нравится больше всего — писать романы. Пойдет он таки на компромисс: быстро пробежав письмо глазами, пришпиливал к нему бумажку с пометкой для Джорджины, в каком духе и что именно ответить автору.
В то памятное утро, не желая опаздывать к завтраку — а Диккенс был дотошно пунктуален и входил в столовую с первым ударом часов, — он расправлялся с почтой быстрее обычного. Оставалось всего дватри письма.
Одно из них — послание некоей миссис Винтер (winter — зима) — настроило его на благодушноиронический лад.
«Любопытно, — усмешливо хмыкнул он, распечатывая конверт, — какое дело ко мне у этой самой миссис Самое Холодное Время Года?»
«Дорогой Чарли! — Незнакомая миссис обращалась к нему так, словно была ему близкой родственницей или подругой школьных лет. — Разумеется, моя фамилия вам ничего не скажет. Да и как иначе? Вы знаменитый писатель. А я? Всего-навсего замужняя женщина, которой под сорок, мать троих детей. Больше мне нечего сказать о себе.
Может, кроме одного: двадцать лет тому назад у меня была другая, девичья, фамилия. Тогда вы были еще бедным юношей и настойчиво у.хаживали за мной. Однажды вы сказали мне, что любите меня. Не помню точно, что я ответила вам тогда. Но все эти годы я не забывала о вас.
Помню и сейчас ваши красивые карие глаза, ваши чудесные волнистые волосы … »
Еще не дочитав письмо до конца, Диккенс уже знал, кто такая миссис Винтер. От волнения его бросило в жар, отчаянно, словно попавшая в силки птица, забилось сердце … Взяв себя в руки, он дочитал письмо до конца. Как и предполагал: двадцать лет назад миссис Винтер звалась Марией Биднелл!
Откинувшись на спинку кресла и напрочь забыв о первом ударе часов, Диккенс предался воспоминаниям о своей юности … Сын неглупых, интеллигентных, но крайне незадачливых родителей (легкомысленный, вечно опутанный долгами отец, добрая, но, как стрекоза, беспечная мать), он с малых лет был вынужден сам пробивать себе дорогу в жизни.
Учился хорошо, но от случая к случаю. Десяти лет от роду, скрыв свой возраст, устроился рабочим на фабрику ваксы. Затем служил рассыльным, стенографом судебной палаты, получая сущие гроши.
В гору его дела пошли, когда он стал репортером одной из лондонских газет. Его заметки и очерки, написанные отличным слогом, с тонким чувством юмора, хорошо оплачивались.
На заработанные деньги юноша купил себе первый в жизни костюм, шляпу-котелок, снял частную комнату.
Обзаводясь друзьями, он познакомился с молодым джентльменом по имени Генри. Тот был вхож в дом лондонского банкира средней руки Биднелла (сватался к одной из его дочерей) и однажды взял с собой Чарльза.
Едва увидев Мэри, младшую из сестер, миловидную пухленькую девицу с томными голубыми глазками, юный Диккенс тотчас решил, что она та самая половина души, которая, соединясь с его половиной, составит безмерное счастье его жизни.
Отныне, как бы допоздна он ни засиживался в редакции газеты, Чарльз всегда, возвращаясь к себе домой, сворачивал на Ломбард-сити, где проживала его первая любовь. И всякий раз, проходя мимо дома, в котором уже все спали, он обмирал от восторга и благодарности судьбе только за то, что живет на одной планете с прелестной девушкой по имени Мэри …
Но, правду сказать, сама-то Мэри не очень жаловала юношу. Она с ним была то приветлива и ласкова, то, будто не с той ноги встав, суха и холодна. Будучи моложе Чарльза, она постоянно за что-нибудь журила его и поучала. То он не оценил по достоинству ее новое платье, то не вовремя подал ей пальто, то еще что-нибудь.
В ответ на все попреки он дружелюбно улыбался, но юношу сильно огорчало, что Мэри совершенно не понимала его шуток. К примеру, однажды в порыве нежности он шепнул ей на ушко, что во всем мире никто не выговаривает «р» так мило, как она. (Девушка вместо «р» говорила «в») А обидчивой Мэри (
Источник: https://personallife.ru/love-story/lichnaya-zhizn-charlza-dikkensa/
Жареный сыр и несколько слов в защиту жены Чарльза Диккенса
Летом 2016 года за свою прапрапрабабушку заступилась Люсинда Хоксли — обозреватель BBC Culture и прапраправнучка Чарльза и Кэтрин. Она решила рассказать, каким замечательным человеком была та, кого биографы привыкли упоминать вскользь.
Кэтрин Диккенс обычно описывают как в юности милую романтического склада девушку, а спустя годы — как изнуренную родами, постаревшую и подурневшую женщину, безнадёжно отставшую от своего великого мужа психологически и интеллектуально.
Портрет Кэтрин Диккенс. Художник Даниэл Маклиз.
(Около 1846 г)
Кулинарная книга леди Марии Клаттербак «Что у нас на обед?» увидела свет октябре 1851 года. Предисловие к ней было написано Чарльзом Диккенсом, а остальной текст — его женой миссис Кэтрин Диккенс.
Этой книги бы не было, если бы за 16 лет до этого, в феврале 1835 года начинающий журналист Чарльз Диккенс, которому только-только исполнилось 23 года, не решил бы устроить домашний праздник по поводу публикации его очерка.
Среди приглашенных была Кэтрин Хогарт, дочь издателя журнала, в котором публиковался юный Диккенс.
«При личном знакомстве мистер Диккенс производит гораздо более благоприятное впечатление», — написала Кэтрин своей двоюродной сестре после праздника. Вероятно, впечатление было чуть более, чем просто благоприятным, и в апреле 1836 года молодые люди поженились.
Их браку суждено было стать одновременно очень счастливым и безнадежно несчастным
Слева — миниатюра с изображением Чарльза Диккенса, которую он подарил Кэтрин Хогарт по случаю помолвки; справа — акварельный портрет Кэтрин кисти английского художника Дэниела Маклиса
В первые годы молодая жена была, по словам писателя, «его лучшей половиной».
Что касается Кэтрин, то она, по свидетельству младшей сестры Диккенса Мери, «стала прекрасной хозяйкой и совершенно счастлива».
А дальше последовала длинная череда похожих друг на друга лет, когда муж с регулярно издавал роман за романом, а Кэтрин с такой же регулярностью рожала ему детей – всего их у пары появилось десять.
Кэтрин была типичной женщиной и женой в викторианской Англии. Как вспоминала её дочь Кейт, «у нее, как и у всех нас, были свои недостатки, но она была кротким, милым, добрым человеком и настоящей леди».
А также – искусным кулинаром, писательницей и одаренной актрисой, выступающей не только в домашнем театре, но и на профессиональной сцене и, а ещё, по словам её мужа, – прекрасным спутником в многочисленных путешествиях.
Впрочем, в хозяйственных делах она постоянно пользовалась помощью младшей сестры, что позволило потом Диккенсу говорить, что Кэтрин «была не способна справиться со своими обязанностями и своих детей с младенчества вверяла попечению других» – явная клевета.
Фрагмент портрета Кэтрин, написанного Дэниелом Маклисом в 1847 году
О браке Диккенса и Кэтрин и об их очень громком расставании, произошедшем в 1858 году, написано очень много. В начале ХХ века, через несколько десятилетий после смерти обоих супругов, общество прочно заняло сторону Чарльза.
Ходили неприятные слухи по поводу того, почему ему «пришлось» расстаться с женой — поговаривали даже, будто Кэтрин была алкоголичкой (это неправда).
В связи с этим и роль Кэтрин рассматривалась с той же позиции: её либо воспринимали как подвергшуюся гонениям мученицу, либо обвиняли в том, что она изматывала великого человека, лишая его воли.
Слева — обручальное кольцо, которое Чарльз подарил Кэтрин в 1835 году; справа — документ о раздельном жительстве супругов, выданный в 1858 году
По словам прапраправнучки писателя, всё гораздо проще и банальнее — брак распался, поскольку отношения супругов подверглись неожиданному и нестерпимому испытанию, связанному со стремительным восхождением Диккенса на вершину славы, ранее казавшейся немыслимой.
Нечто похожее говорил и Бернард Шоу: «Главная беда его жены была в том, что она не была Диккенсом в юбке»
Детство Чарльза было омрачено нищетой и постоянно маячившей угрозой долговой ямы, а Кэтрин происходила из счастливой и уютной семьи со средним уровнем достатка. Диккенс мечтал о жене, способной дать его детям стабильность и дом, жизнь в котором будет течь беззаботно. Кэтрин стала для него идеальным кандидатом на роль супруги и очень долго эту роль оправдывала – действительно, был идеальной женой, матерью, спутницей и другом.
В начале совместной жизни Кэтрин стояла выше своего мужа и по социальному, и по материальному положению, но очень скоро Чарльз превратился из журналиста, работавшего на её отца, в знаменитого писателя, труды которого читала сама королева Виктория.
Через пару лет после свадьбы убеждения Чарльза стали влиять даже на политические взгляды в стране. Диккенс постепенно становился Диккенсом – великим писателем, триумфатором обоих берегов Атлантики и богатейшим англичанином эпохи (после смерти Диккенса осталось состояние в 93 000 фунтов стерлингов – больше, чем личные средства королевы)
Чарльз Диккенс стал слишком велик для своей жены Кэтрин
Кэтрин была идеальной супругой для человека, которому необходимо всеобщее поклонение. Будь на её месте другая, неизвестно, как она отнеслась бы к восторгам и всеобщему обожанию, окружившим Диккенса. Кроткая Кэтрин во всём потакала мужу – в доме всё подчинялось его вкусам и прихотям и Кэтрин это нисколько не беспокоило.
О том, что же конкретно случилось в 1957 году, лучше всего рассказывают две фотографии – Кэтрин Диккенс после рождения 10 детей и молодой актрисы Эллен Тернан, которой было 18, когда её впервые увидел 45-летний Чарльз и отношения с которой продлились до самой смерти писателя.
Слева – Кэтрин Диккенс, после рождения 10 детей в возрасте 37 лет. Дагерротип (1852 г.). Справа – примерно так выглядела Эллен Тернан, когда познакомилась с Диккенсом в 1857 году
Что у нас на обед?
По поводу кулинарной книги Кэтрин ходило много разговоров — многие пытались приписать её авторство самому Диккенсу. Однако странно представить, что Чарльз мог добровольно выкроить время в своем очень жёстком графике писательской работы только лишь для того, чтобы издать книгу рецептов под женским псевдонимом. У наследников, по крайней мере, не возникает никаких сомнений в том, что книгу написала именно Кэтрин.
Написать книгу, оставившую след в кулинарной истории Англии, ей позволила жизнь рядом с писателем, любившим идеальный порядок в доме, безупречный комфорт и хорошо приготовленную еду.
Книга Кэтрин — не просто сборник рецептов, а пособие для молодых жен, в котором можно найти советы по ведению домашнего хозяйства и примеры меню для приема с участием до 18 персон. Кэтрин, бывшая родом из Шотландии, разнообразила общепринятое меню блюдами из трески и кефали, жареными устрицами, устричным соусом и тушеными угрями.
Сочинение жены писателя несколько раз переиздавалось, но после развода Кэтрин мстительно удалила из новых изданий одно из самых любимых блюд Чарльза — жареный сыр. Эта горячая закуска часто подавалась писателю к утреннему кофе, или к обеду вместе с картофельным пюре, и поэтому нет ничего удивительного, что он упомянул её в своем первом романе «Посмертные записки Пиквикского клуба».
Две шляпы, бросавшие тень на штору, были головными уборами двух самых близких приятельниц миссис Бардл, которые только что пришли, чтобы мирно выпить чашку чаю и разделить с хозяйкой скромный горячий ужин, состоявший из двух порций поросячьих ножек и поджаренного сыра. Сыр восхитительно подрумянивался в маленькой голландской печке перед камином; поросячьи ножки чувствовали себя превосходно в маленькой жестяной кастрюльке, висевшей на крюке.
Чарльз Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба
По какому рецепту готовился жареный сыр в доме Диккенса мы уже не узнаем. Тем не менее, Кэтрин стала по сути предтечей миссис Битон — британской домохозяйки, издавшей первую книгу по домоводству и кулинарии, — за полтора десятилетия до публикации той легендарной книги.
Нет в книге и ещё одного рецепта – вечной молодости и долгой счастливой жизни до конца дней бок о бок с великим писателем .
Кэтрин Диккенс со своей книгой. Дагерротип (после 1852 г.)
Из: bbc.com, «Наука и жизнь», peoples
Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/zharenyy-syr-i-neskolko-slov-v-zashchitu-zheny-charlza-dikkensa
Чарльз Диккенс: биография и творчество
Известный во всем мире своими удивительно добрыми и сентиментальными романами, английский писатель Чарльз Диккенс родился в 1812 году недалеко от города Портсмут.
Он был вторым мальчиком в многодетной семье чиновника военно-морской базы Единого Королевского флота. Семья не имела достаточно средств на жизнь, и в 1815 году отец семейства Джон Диккенс добился перевода в Лондон, а в 1817 году в Четем. Именно здесь маленький Чарльз начал свое образование в частной школе баптистского пастора, любовь и уважение к которому пронес через всю свою жизнь.
Но в столице Англии Джону Диккенсу не повезло, обрадовавшись прибавке к жалованью, он позволил себе жить не по средствам и попал в долговую тюрьму.
Из-за проблем с деньгами еще подростком Чарльз работал на фабрике по производству ваксы, а по воскресным дням вместе со своими сестрами навещал родителей в тюрьме.
В 1827 году после смерти дальней родственницы и получения наследства Джон расплатился с долгами и вышел из тюрьмы, а также нашел для себя место репортера в одной из крупных газет.
Положение семьи изменилось в лучшую сторону, но Чарльз так и остался работать на фабрике по желанию его матери Элизабет. Конечно, такая несправедливость не могла не задеть за живое подростка, и не изменила его отношения к женщинам на долгие годы.
И только спустя продолжительное время он возобновил прерванное образование и затем поступил в адвокатскую контору на должность младшего клерка. В это же самое время молодой человек пытался добиться успеха в качестве репорта светской и криминальной хроники.
В 1830 году после несколько успешно написанных статей его пригласили на постоянную работу в «Морнинг Хроникл». Именно здесь он испытал чувство первой любви, его возлюбленной стала дочь директора банка – Мария Биндл.
Творческий путь молодого Диккенса
Первым литературным произведение, увидевшим свет в 1836 году, был сборник рассказов, названный «Очерки Боза». Это оригинальные немного комические, немного сентиментальные рассказы отражали картину жизни и круг интересов мелкой буржуазии, рантье и торговцев. Но и первое опубликованное произведение оказало огромное влияние на дальнейшее развитие литературного таланта молодого человека.
Слава к писателю стала приходить по мере опубликования в одной из крупных газет глав из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», который затем неоднократно издавался уже отдельным изданием.
Благодаря таланту Диккенса имя старого мистера Пиквика стало таким же известным, как Дон Кихот или Тартарен из Тараскона. Этот литературный герой – добродушный и лукавый, простоватый и хитрый- отражает характер старой Англии с ее необычным юмором и консерватизмом, любовью к традициям и нетерпением к подлости и лицемерию.
Совершенно с другой стороны раскрылся талант Чарльза в 1838 году с выходом романа «Приключения Оливера Твиста».
История сироты из работного дома, попавшего в руки преступников, которые хотели слепить из бедного ребенка такого же преступника, но их планы рухнули, столкнувшись с его смелостью и желанием честно трудится.
Это чрезвычайно реалистичный, небольшой роман раскрывает социальные язвы, которые существовали во внешне благополучном государстве.
Пером писателя Диккенса двигает гуманизм и милосердие, он рисует картины жизни всех слоев общества без прикрас: великолепие и роскошь у знати, и нищета и уродство в социальных низах.
Это литературный шедевр сыграл свою роль: произошло несколько громких судебных разбирательств по поводу содержания детей в работных домах Англии. Вместо того, чтобы воспитывать и учить сирот, здесь использовали детский труд и разворовывали государственные средства.
Апогей творчества
Диккенс быстро становился знаменитым: его признавали и либералы, поскольку считали, что он борется за права народа, и консерваторы, поскольку его романы обличали жестокость общественных отношений.
Его с одинаковым интересом читали и в богато убранных гостиных, и в бедных домиках, и дети, и взрослые – все зачитывали романами, которые давали надежду на счастье в будущем и торжество справедливости.
В начале сороковых годов Чарльз посетил Америку, где пользовался не меньшим уважением, чем в Англии. Слава опережала писателя и шествовала по миру. После этого путешествия он написал роман «Жизнь Мартина Челзвита», где изобразил американцев в довольно комичном виде, что, конечно, вызвало взрыв негодования со стороны заокеанских братьев.
В 1843 году вышел сборник рождественских повестей, которые и сегодня пользуются огромных успехом в мире. По повестям «Сверчок на печи» и «Рожественская сказка» сняты несколько фильмов, которые с успехом транслируются во всем мире.
Два лучших, по мнению критиков, романа Диккенса «Торговый дом: Домби и сын» (1848) и «Жизнь и удивительные приключения Давида Копперфильда, написанные им самим» (1850), имеют некоторые автобиографические моменты.
И время проведенное в долговой тюрьме с отцом и матерью, и работа на фабрике с другими маленькими мальчиками, и служба в адвокатской конторе и работа репортера, и встречи с разными людьми – все это нашло свое отражение на страницах книг, не теряющих своей актуальности и в наши дни.
Роман «Давид Копперфильд» получил признание у таких мастеров пера, как Ф. Достоевский, Л.Толстой, Шарлота и Эмилия Бронте, Генри Джеймс и другие. Читатели от всей души сочувствуют невзгодам маленького Дэви, брошенного на произвол судьбы в юном возрасте, и осуждают жестокую мораль власть имущих людей.
Последние годы творчества
Один из последних романов автора «Тяжелые времена» (1854) проникнут раздумьями о судьбах рабочего движения и неотвратимости прогресса. Впервые в произведении появляются сомнения: так ли необходим личный успех для счастья человека и признания его обществом?
В 1857 году вышел роман Крошка Доррит», в котором мы видим изображение долговой тюрьмы и потерянное детство девочки, вынужденной зарабатывать себе на хлеб с самого раннего детства.
Один из самых известных романов «Большие надежды» (1861) показывает изменения, происходящие в мировоззрении писателя. Впервые он хотел закончить книгу трагически смертью главного героя, но не желая расстраивать читателей, не разрушает полностью «несбывшиеся надежды» Пипа, а дает надежду и веру на будущее.
И наконец, его лебединая песня- роман «Наш общий друг» развенчивает буржуазные идеалы: стремление к наживе и власти, открывает истинную ценность любви и дружбы. Наверное, поэтому символом потерянного богатства становится огромная мусорная куча.
В 1870 году в возрасте 58 лет Чарльз Диккенс скончался в своем доме в графстве Кет, оставив один незавершенный роман «Тайна Эдвина Друда».
Писатель ушел, но оставил нам свою душу, слава его продолжала расти и после смерти. Имя его стоит в одном ряду с Шекспиром и Байроном, именно его считают настоящим английским писателем, отображающим истинную Англию.
Скромный при жизни, Диккенс в завещании упоминал о своем желании не иметь памятников, но в 2012 году в Портсмуте был открыт памятник великому писателю, который своими произведениями умел и рассмешить, и заставить плакать и, главное, задуматься каждого независимо от пола, возраста и времени прочтения. Романы Чарльза Диккенса будут жить вечно, пока будут жить мягкий юмор, благородство и честность, любовь и настоящая дружба.
(6
Источник: https://EnglandLife.ru/charlz-dikkens/
Чарльз Диккенс – биография, фото, личная жизнь, библиография
Чарльз Диккенс: биография
Произведения английского писателя, создателя комических характеров Чарльза Диккенса считаются классикой мировой литературы. Творчество яркого социального критика относится к жанру реализма, но в его работах также отражены сказочные, сентиментальные черты.
Писатель Чарльз Диккенс
Родители Диккенса по воле судьбы не могли обеспечить восьмерым детям безбедной жизни. Ужасная нищета, бесконечные долги, коснувшиеся юного писателя, впоследствии были выражены в его работах.
7 ноября 1812 года в Лэндпорте у Джона и Элизабет Диккенс родился второй по счету ребенок. В этот период глава семейства работал на Королевском флоте (военно-морская база), занимал должность чиновника.
Через три года Джона перевели в столицу, а вскоре отправили в город Чатем (графство Кент). Здесь Чарльз получил школьное образование.
Чарльз Диккенс в детстве
В 1824 году отец романиста попал в жуткую долговую яму, денег в семье катастрофически не хватало. Согласно государственным законам Великобритании того времени кредиторы отправляли должников в специальную тюрьму, куда и попал Джон Диккенс.
Жена и дети каждые выходные также удерживались в месте заключения, считаясь долговыми рабами.
Жизненные обстоятельства заставили будущего литератора рано выйти на работу.
На фабрике по производству ваксы мальчик получал мизерную оплату – шесть шиллингов в неделю, но фортуна улыбнулась несчастной семье Диккенса.
Чарльз Диккенс в молодости
Джон унаследовал имущество дальнего родственника, что позволило расплатиться с долгами. Он получал адмиралтейскую пенсию, подрабатывал репортером в местной газете.
После освобождения отца Чарльз продолжил работать на фабрике и учиться.
В 1827 году окончил Веллингтонскую академию, а после взяли в адвокатскую контору на должность младшего клерка (зарплата 13 шиллингов в неделю). Здесь парень трудился на протяжении года, а, освоив стенографию, выбрал профессию свободного репортера.
В 1830 году карьера молодого писателя пошла в гору, и его пригласили в редакцию «Монинг Хроникал».
Литература
Начинающий репортер сразу же привлек внимание общественности, читатели оценили заметки, что вдохновило Диккенса к масштабному писательству. Литература стала для Чарльза смыслом жизни.
В 1836 году напечатаны первые произведения описательно-нравственного характера, названные романистом «Очерки Боза».
Содержание сочинений оказалось актуальным для социального положения репортера и большинства горожан Лондона.
Начинающий писатель Чарльз Диккенс
Психологические портреты представителей мелкой буржуазии печатались в газетах и позволили их молодому автору заполучить славу и признание.
Федор Достоевский – русский писатель, назвал Диккенса мастером письма, искусно отражающим современную действительность.
Дебютом прозаика XIX века стал роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837 год). В книге собраны жанровые зарисовки, описывающие особенности англичан, их добродушный, живой нрав.
Оптимизм и легкость при чтении работ Чарльза привлекали интерес все большего числа читателей.
Лучшие книги
Последующие рассказы, повести, романы Чарльза Диккенса имели успех. С небольшим интервалом времени в свет выходили шедевры мировой литературы. Вот некоторые из них:
- «Приключения Оливера Твиста» (1838 год). В книге писатель выступил, как гуманист, показывая силу добра и честности, противостоящие всем жизненные трудностям. Главный герой романа – мальчик-сирота, который встречает на своем пути разных людей (порядочных и преступных), но в конечном итоге остается верным светлым принципам. После выхода в печать этой книги на Диккенса «высыпался» шквал скандалов и разбирательств от управляющих домов Лондона, где жестоко использовался детский труд.
Иллюстрация из романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
- «Лавка древностей» (1840-1841 гг.). Роман входит в число популярных сочинений писателя. История маленькой Нелл, героини книги, и сегодня имеет место для желающих совершенствоваться в своем видении жизни. Сюжетная линия произведения пронизана вечной борьбой между добром и злом, где первое всегда побеждает. При этом подача материала построена с юмористическим уклоном, простым для восприятия.
- «Рождественская история» (1843 год). Великолепная история, вдохновившая в 2009 году режиссера Роберта Земекиса снять детское видео — мультфильм-сказку по произведению английского классика, поразивший зрителей анимацией, трехмерным форматом, яркими эпизодами. Книга заставляет каждого читателя глубоко задуматься над прожитой жизнью. В своих рождественских повестях Диккенс обличает пороки господствующего общества в отношениях с обездоленными людьми.
- «Дэвид Копперфильд» (1849-1850 гг.). В данном сочинении романиста юмор прослеживается все меньше. Произведение можно назвать автобиографией английского общества, где ярко прослеживается протестующий дух граждан против капитализма, а на восхваляющийся план выходят мораль и семейные ценности. Многие критики и авторитетные литературы назвали этот роман величайшей работой Диккенса.
- «Холодный дом» (1853 год). Произведение является девятым по счету романом Чарльза. Здесь классик уже обладает зрелыми художественными качествами. Согласно биографии писателя, все его герои во многом схожи с ним самим. В книге отражены свойственные его ранним произведениям черты: несправедливость, бесправие, сложности социальных отношений, но способность персонажей противостоять всем невзгодам.
Чарльз Диккенс в зените славы
- «Повесть о двух городах» (1859 год). Исторический роман написан Диккенсом в период его душевных любовных переживаний. Параллельно у автора возникают мысли о революции. Все эти аспекты красиво переплетены, представившись перед читателями в образе интересных моментов согласно мотивам религиозности, драматизма и всепрощения.
- «Большие надежды» (1860 год). Сюжет данной книги экранизирован и театрализован во многих странах, что говорит о популярности и успешности произведения. Достаточно жестко и одновременно саркастично описал автор жизнь джентльменов (благородных аристократов) на фоне великодушного существования простых тружеников.
Личная жизнь
Первой любовью Чарльза Диккенса стала дочь управляющего банком – Мария Биднелл.
На тот момент (1830 год) молодой парень был простым репортером, что не вызывало к нему расположения у богатого семейства Биднеллов.
Испорченная репутация отца писателя (бывший долговой заключенный) также подкрепляла негативный настрой к жениху. Мария уехала учиться в Париж, а вернулась охладевшей и чужой.
Чарльз Диккенс с женой
В 1836 году романист женился на дочери своего приятеля-журналиста. Девушку звали Кэтрин Томсон Хогарт. Она стала для классика верной женой, родила ему в браке десятерых детей, но между супругами часто случались ссоры, разногласия. Семья стала для писателя обузой, источником забот и постоянных мучений.
Чарльз Диккенс и Эллен Тернан
В 1857 году Диккенс снова влюбился. Его избранницей стала молоденькая 18-летняя актриса Эллен Тернан. Воодушевленный прозаик снял для возлюбленной квартиру, где проходили их нежные свидания.
Роман между парой длился до самой смерти Чарльза. Красивым отношениям творческих личностей посвящен фильм, снятый в 2013 году — «Невидимая женщина».
Эллен Тернан стала впоследствии главной наследницей Диккенса.
Смерть
Совмещая бурную личную жизнь с интенсивным писательством, здоровье Диккенса становилось незавидным. Литератор не обращал внимания на тревожащие его недуги и продолжал усердно трудиться.
После путешествий по американским городам (литературное турне) проблем со здоровьем добавилось. В 1869 году у писателя периодически отнимало ноги и руки.
8 июня 1870 года в период его пребывания в поместье Гэйдсхилл произошло страшное событие – у Чарльза случился инсульт, а утром следующего дня великого классика не стало.
Памятник Чарльзу Диккенсу
Чарльз Диккенс – величайший писатель похоронен в Вестминстерском аббатстве. После смерти слава и популярность романиста продолжала расти, а народ превратил его в идола английской литературы.
Знаменитые цитаты, книги Диккенса и сегодня проникают в глубину сердца его читателей, заставляя задуматься над «сюрпризами» судьбы.
Интересные факты
- По своему характеру Диккенс был очень суеверным человеком. Пятницу считал самым счастливым днем, нередко впадал в транс, испытывал дежавю.
- После написания 50 строк каждой своей работы обязательно выпивал несколько глотков горячей воды.
- В отношениях со своей женой Кэтрин проявлял жесткость и строгость, указывая женщине на ее истинное предназначение – рожать детей и не возражать мужу, но со временем начал презирать супругу.
- Одним из любимых развлечений писателя являлось посещение парижского морга.
- Романист не признавал традицию воздвижения памятников, при жизни запретил воздвигать ему подобные скульптуры.
Цитаты
- Дети, кто бы их ни воспитывал, ничего не ощущают так болезненно, как несправедливость.
- Видит Бог, мы напрасно стыдимся своих слез, — они как дождь, смывающий душную пыль, иссушающую наши сердца.
- Как печально видеть мелкую зависть в великих мудрецах и наставниках мира сего. Я уже с трудом понимаю, чем руководствуются люди — да и я сам — в своих поступках.
- В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.
- Ложь, откровенная или уклончивая, высказанная или нет, всегда остается ложью.
Библиография
- Посмертные записки Пиквикского клуба
- Приключения Оливера Твиста
- Николас Никльби
- Лавка древностей
- Барнеби Радж
- Рождественские повести
- Мартин Чезлвит
- Торговый дом Домби и Сын, торговля оптом, в розницу и на экспорт
- Дэвид Копперфильд
- Холодный дом
- Тяжёлые времена
- Крошка Доррит
- Повесть о двух городах
- Большие надежды
- Наш общий друг
- Тайна Эдвина Друда
Фото
Источник: https://pitachog.fun/charlz-dikkens.html
Чарльз Диккенс
Прекрасный роман о любви, вызвавший во мне самые лучшие чувства. О том, что под влиянием настоящей любви человек становится лучше. О правильно расставленных приоритетах.
Роман написан от третьего лица. В начале меня немного смущали посиделки у Венирингов, которые возникли во второй главе и периодически возникали далее.
Но потом я поняла, что Диккенс сам иронизирует над большинством членов этого “благородного Общества” (что будет совсем понятно читателю к концу книги). Так, что если Вы начали читать, и Вы чувствуете, что Вам немного скучно от членов “высокопоставленного светского Общества”, то я могу посоветовать читать дальше.
Так как дальше будет увлекательный сюжет. Также в этом романе Диккенс часто “уходит” на самом интересном месте, от сюжетной линии к другой. И иногда продолжение сюжета становится для читателя тайной, которая открывается только через несколько глав.
Книга начинается с обнаружения утонувшего.
Тело опознается , и устанавливается, что это наследник огромного состояния, который ехал в Англию для принятия наследства – Джон Гармон. При этом по условиям завещания для того чтобы приобрести права на наследство Джон Гармон должен был жениться на незнакомой девушке – Белле. Но наследство отца он принять не успел.
Наследство по условиям завещания достается служащему наследодателя. Об обнаружении тела узнают два юриста – Мортимер и Юджин и они идут на место происшествия и на осмотр трупа. К ним неожиданно присоединяется незнакомый молодой человек, странно себя ведущий. Который через некоторое время исчезает.
Как выясняется в дальнейшем (а это в описании романа указано сразу, в некоторых источниках, так что спойлером не будет) Джон Гармон не умер. Умер другой человек, который украл у него документы. Джон Гармон изначально хотел познакомиться с Беллой не под видом самого себя, но мысли об инсценировке смерти у него не было.
В итоге, под влиянием обстоятельств, ему приходится скрывать от всех, что он жив длительное время. И представляться другим именем. И да, он беден. В том числе от Беллы скрывает он все обстоятельства, связанные с его прежней жизнью и тем, кто он на самом деле такой.
К роману я сразу подошла с мыслью, что Гармон жив.
Кто он в романе – догадаться было не трудно. Если когда он появился в первый раз было не совсем ясно, но подозрения у меня были. Далее было совсем ясно кто же он.
В романе развиваются две романтические линии. И Диккенсом поднимаются две проблемы.
Первая – Белла и Джон. И проблема- деньги или любовь. Белла из бедной семьи. Но семья у нее образованная. В начале романа представляется девицей, которая имеет цель выйти замуж по расчету. Любовь ее, как она говорит всем и сама предполагает, не интересует.
Белла достаточно яркая личность, было забавно читать ее собственные самокритические оскорбления.
Ее вопрос до того расходился с теми взглядами Беллы на жизнь, которые Белла развивала своему отцу, что она невольно сказала про себя: «Вот тебе, корыстная маленькая дрянь! Слышишь? И тебе не стыдно?»
Джон полюбил Беллу сразу.
через некоторое время он ей признается в любви и делает предложение, она ему отказывает. Но при этом сама того не зная, она его любит и жалеет о своем поведении.
В итоге, когда обстоятельства складываются не в пользу Джона, друг ополчается против него, Белла встает на его сторону, признается, что она его любит и никакие деньги ей не нужны. Таким образом Белла понимает, что мысль о замужестве по расчету ей противна. Что она готова быть с Джоном, так как они друг друга любят, и в бедности. В итоге к концу книги, она узнает кто ее муж и, что он на самом деле далеко не беден.
Вторая линия – Юджин и Лиззи. Любовь или мнение общества?
Я потеряю лучшие воспоминания, лучшие движения души и лучшие стремления, которые сейчас всегда со мной в моей будничной жизни. Я потеряю веру в то, что, если б он был мне ровня и любил меня, я бы приложила все силы, чтобы сделать его лучше и счастливей, так же как и он меня. Для меня потеряют цену те крупицы знаний, которыми я обязана ему и которые я осиливала с таким трудом, лишь бы он не подумал, что учить меня не стоит. Я потеряю память о нем, забуду его образ, забуду, какой он был или каким мог бы стать, если 6 я была ему ровня и он меня любил бы, — это образ всегда со мной, и я чувствую, что, пока он со мною, я никогда не сделаю ничего дурного. Я перестану дорожить воспоминанием о том, что он ничего мне не сделал кроме добра за все то время, что я его знала, что это он заставил меня перемениться, так же как… как вот эти руки — они были грубые, жесткие, потрескавшиеся, черные от загара в то время, когда я работала веслами на реке вместе с отцом, а теперь, на новой работе, стали гибкими и мягкими.
Отец Лиззи зарабатывает на жизнь тем, что осуществляет поиск на реке различных предметов и не только. Как можно понять, семья не просто очень бедная, как у Беллы. Лиззи не имеет даже базового образования, они живут в хижине около реки. Она очень добрая, преданная и благородная девушка.
Юджин, как я уже указывала, адвокат и достаточно легкомысленный человек, повеса (но он такой очаровательный со всеми своими ироничными шуточками). В день обнаружения трупа якобы Гармона, он вместе с другом приходит к тем кто обнаружил тело – к Лиззи и ее отцу. Увидев Лиззи, все самое хорошее в нем просыпается. Он влюбляется в девушку.
Но в следующий раз он с ней встречается еще при более трагичных обстоятельствах. Он является одним из тех, кто обнаружил тело ее отца. Юджин сообщает ей об этом, поддерживает ее. Продолжает с ней общаться (при этом он не переходит границ дозволенного). Оказывает ей помощь в обучении, провожает до дома.
Лиззи понимает, что любит его, но также понимает, что в виду разного социального положения, он на ней не женится. А любовницей она не может стать, это противоречит ее моральным принципам. И она исчезает от него. Но он ее находит. Она его любит и он тоже… но она просит его уйти, так как они занимают разное положение в обществе…
При этом молодой человек никак не может осмелиться самостоятельно принять решение о женитьбе на ней (хотя понимает, что без нее он не может). В результате он подвергается неожиданному нападению одного неадекватного персонажа, который из ревности наносит ему очень тяжелые травмы и сбрасывает в реку.
По огромнейшему счастью, около этой реки оказывается Лиззи, и пользуясь своими навыками (напоминаю, она дочь лодочника, и периодически с ним работала не реке) смелая любящая девушка спасает его. Искалеченный, борющейся за жизнь Юджин, принимает решение о том, что Лиззи должна стать его женой.
И знаете, для меня, главной историей о любви в этом романе будет история самоотверженной Лиззи и Юджина. История Беллы и Джона очень мила, но она как-то ушла в фон (да и вопросы связанные с наследованием имущества покойного Гармона тоже), по сравнению с историей Лиззи и Юджина. Юджин вопреки мнению общества женится на своей любимой девушке. Он меняется к лучшему благодаря любви.
(Я уж не говорю, что всякое появление в романе Юджина с его харизмой вызывало у меня наибольший интерес в романе). У меня возникли ассоциации с романами моих любимых писательниц. Юджин немного напоминает Эдварда Рочестера из “Джейн Эйр” (Ш. Бронте), Роберта Мура из “Шерли” (Ш. Бронте). Там герои тоже имеют недостатки, и потом меняются к лучшему.
А самопожертвование Лиззи перекликается с историями Мэри Бартон и Маргарет Хейл (героинями Элизабет Гаскелл). Так что, тем кому нравятся романы Бронте и Гаскелл, этот роман Диккенса можно прочитать только из интереса к романтической линии Лиззи и Юджина.
Пройдусь также по другим героям.
Порадовал Мортимер преданной бескорыстной дружбой с Юджином.
Мистер Боффин. Удивилась я его резкому изменению в худшую сторону. И знаете, я на него злилась. Как же так, думала я? Деньги испортили. Но нет, оказалось, все нормально. Его жена, очаровательная Миссис Боффин, которая проявила материнскую заботу к чужому ребенку.
Огорчил брат Лиззи своим ужасным эгоистичным поведением. Его интересовало только то, что он хочет выбиться в общество. И хорошо, что Диккенс не стал продолжать рассказ о его жизни.
Бредли Хэдстон. О, как тонко подмечает психологию преступника Диккенс на его примере!
Если бы великие преступники говорили правду — чего они, будучи преступниками, не делают, — они не часто рассказывали бы о своей борьбе с преступлением. Они не борются с преступлением, напротив, они поддаются ему. Они плывут против течения, стремясь достичь кровавого берега, а не оттолкнуться от него. Этот человек прекрасно понимав, что ненавидит соперника всеми злыми силами своей низкой души и что если он проследит его путь к Лиззи Хэксем, то это не принесет ничего доброго ни ей, ни ему в ее глазах. Все его усилия были направлены на то, чтобы увидеть, наконец, ненавистную фигуру рядом с Лиззи в ее убежище — и прийти в бешенство. И он хорошо знал, что сделает после того, как увидит их вместе, знал так же хорошо, как то, что мать произвела его на свет. Возможно, он не считал нужным часто напоминать себе ни о той, ни о другой хорошо известной ему истине.
Я, будучи юристом, и понимая тонкости определений “вменяемости”, как обычный человек не понимаю таких людей, которые решаются на такие ужасные преступления. И даже, если юридически Брэдли Хэдстон был вменяемым, я как достаточно чувствительный человек не могу его назвать нормальным. Это полный неадекват. Подлый негодяй.
Диккенс пишет о борьбе мотивов, которое изучается в психологии (в том числе юридической). И, пожалуй, с ним можно полностью согласится. Борьбы с преступными мотивами у преступников нет, они не отговаривают себя от преступления.
Этот роман стал одним из самых-самых моих любимых.
и он безусловно достоин прочтения, теми кто не читал.
Источник: https://www.livelib.ru/author/104882-charlz-dikkens