Исследование: европейцев белыми сделало сельское хозяйство « Gearmix
Аграрная революция стала одним из самых важных событий в истории человечества, приведших к возникновению современной цивилизации.
Первое в своём роде исследование международной команды учёных обнаружило, что после появления сельского хозяйства в Европе 8 тысяч 500 лет назад ДНК людей претерпела масштабные мутации, приведя к изменениям в росте, пищеварении, иммунитете и цвете кожи.
Исследователи нашли косвенные свидетельства некоторых из этих изменений, изучая геномы современных европейцев. Но новое исследование, сказали они, позволяет проследить эти изменения на протяжении тысячи лет.
«На протяжении десятилетий мы пытаемся выяснить, что произошло в прошлом, — говорит генетик из Калифорнийского университета Расмус Нильсен. — А теперь у нас есть машина времени».
До этого, чтобы понять историю европейцев, учёные полагались лишь на найденные в Европе кости древних людей. Самые древние найденные на континенте кости современного человека учёные маркируют возрастом 45 тысяч лет.
Ранние поселенцы на территории современной Европы вели образ жизни охотников-собирателей на протяжении более 35 тысяч лет. Но примерно около 8 тысяч 500 лет назад свой первый след в археологической летописи континента оставили люди, занимавшиеся сельским хозяйством.
Таким образом, до появления сельского хозяйства Европа была населена в основном охотниками-собирателями. Затем нахлынула волна кочевников, ДНК которых напоминает ДНК современных людей с Ближнего Востока. Вполне вероятно, что они могли принести с собой сельскохозяйственные навыки.
Наконец, около 4 тысяч 500 лет назад Европу заполонило кочевое населения из степей России, известное как ямная культура.
Исследователи также отслеживают изменения цвета кожи у европейцев.
У первобытных охотников-собирателей, которые были потомками людей, пришедших из Африки, была тёмная кожа – всего 9 тысяч лет назад. Люди с сельскохозяйственными навыками, прибывшие из региона Анатолии в Турции, имели более светлую кожу, и затем эта черта постепенно распространилась по Европе. Позже появился новый ген, который сделал кожу европейцев ещё светлее.
Для чего? Учёные долго думали, что светлая кожа помогает получать больше витамина D при солнечном свете в высоких широтах. Но охотники-собиратели успешно жили в тех условиях и с тёмной кожей. По мнению специалистов, они получали достаточное количество витамина D, благодаря употреблению мяса убитых животных.
Они считают, что переход к сельскому хозяйству позволил уменьшить потребление витамина D, что, возможно, вызвало изменения в цвете кожи.
Источник: http://gearmix.ru/archives/24152
Неолитическая революция Источники История России и мира с
Неолитическая революция Источники: История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/Н. В. Загладин, Н. А. Симония. – 10 -е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС» , 2010. – 400 с. ; ил.
Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго. Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX -VIII тысячелетиях до н. э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» – «новый» и «литос» – «камень» ) знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятльности.
• Человек примерно к X тысячелетию до н. э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции – такова была плата за прогресс. • Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Человек и природа: первый конфликт
• Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивающих охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний. • В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях. Человек и природа: первый конфликт
• После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Человек и природа: первый конфликт
• Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. Человек и природа: первый конфликт
• За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников. Человек и природа: первый конфликт
• По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в XV тысячелетии до н. э. , охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. Человек и природа: первый конфликт
• В X тысячелетии до н. э. племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н. э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали овцы и козы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупного рогатого скота. Человек и природа: первый конфликт
Человек и природа: первый конфликт
Человек и природа: первый конфликт
• Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи. Человек и природа: первый конфликт
• Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н. э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи – на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу. Аграрно-скотоводческие культуры
• Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н. э. выращивали фасоль и горох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н. э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н. э. высаживали кукурузу, тыкву, бобы. Аграрно-скотоводческие культуры
• В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены. • На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить. Аграрно-скотоводческие культуры
• Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи. Так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нередко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного города в другой был достаточно распространенным явлением. • Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. • С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. Аграрно-скотоводческие культуры
• Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой – самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. В V-IV тысячелетиях до н. э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного круга изготовлялась глиняная посуда). Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами). Аграрно-скотоводческие культуры
• Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать продукты своего труда на мясо и зерно. Аграрно-скотоводческие культуры
• Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поседениях ремесленники специализировались на оружии, в других – на ткачестве, в третьих – на изготовлении посуды и т. д. Аграрно-скотоводческие культуры
• В поселениях VII-V тысячелетий до н. э. жило от нескольких сот до 2 -3 тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Северной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще всего возводили монументальную постройку, жертвенник духам – покровителям племени. Аграрно-скотоводческие культуры
• Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах. • Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племен – скот, у многих племен бассейна Тихого океана – редкие раковины. У племен Центральной Африки – слоновая кость, в Китае, Абиссинии – соль. Аграрно-скотоводческие культуры
• Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. • Неолитические племена не знали частной собственности. Так, американские индейцы даже в XVII-XIX вв. вели хозяйство сообща и, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени. • Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего ремесла. Аграрно-скотоводческие культуры
• Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья. • Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в его решение внес американский ученый Л. Морган (1818 -1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью других народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Моргана, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий. Переход от матриархата к патриархату
• Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату. • В период, когда основным источником пищи, была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25 -30 лет. • Отзвуком времени, когда от количества мужчин – добытчиков пищи зависело выживание племени, остается особое значение, которое придается у многих народов рождению мальчика. Переход от матриархата к патриархату
• В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг; организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом. • Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений. Переход от матриархата к патриархату
• Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов она постепенно стала главенствующей. • Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т. е. особой роли мужчин в обществе. Переход от матриархата к патриархату
• Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежавшие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно. Переход от матриархата к патриархату
• Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой. • При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи. • Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь. Переход от матриархата к патриархату
• С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друга в случае конфликтов, в неурожайные годы. • Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности. Переход к энеолиту
Переход к энеолиту
• Классификация языков дает материал для определения исходных районов проживания народов, понимания основ их традиций и культуры. Так, родство языков народов, разделенных обширной территорией говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одного географического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов. • Примерно в V-IV тысячелетиях до н. э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых групп. Переход к энеолиту
• Всего на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одного языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгольскую, семитохамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую, сино-тибетскую и др. ) На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп. • В современном мире люди, говорящие на индоевропейских языках, воспринимают их как различные (как, например, русский и английский), Однако, по данным археологии, племена, говорившие на близких диалектах, впоследствии развившихся в индоевропейские языки, в IV-III тысячелетиях до н. э. проживали в ограниченном ареале – в Юго-Западной Азии, к югу от Причерноморья и Прикаспия. Позднее они расселились на обширных территориях Евразии. Переход к энеолиту
• В это же время в развитии земледельческих в пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др. ) и со временем изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи. Переход к энеолиту
• Доступных запасов металла было еще немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н. э. , но широко они распространяются лишь в IVIII тысячелетиях до н. э. ), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества связанного с появлением первых государств. Переход к энеолиту
• Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? • Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. • Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату. • Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов? Вопросы и задания:
Источник: https://present5.com/neoliticheskaya-revolyuciya-istochniki-istoriya-rossii-i-mira-s/
§ 5. Неолитическая революция и ее последствия
Что такое неолитическая революция.
В течение нескольких миллионов
лет человек существовал
за счет охоты, рыболовства и собирательства.
Люди «присваивали» себе продукты
природы, поэтому такой тип хозяйства
называют присваивающим.
Человек полностью
зависел от природы, внешних условий,
изменений климата, обилия или скудости
добычи, случайной удачи.
Около 11 — 10 тыс. лет назад
отношения человека и природы становятся
кардинально иными. Зарождается земледелие
и животноводство.
Люди начали
самостоятельно и целенаправленно
производить необходимые для их жизни
продукты. Отныне они намного меньше
зависели от окружающей среды. Такой тип
хозяйства называется производящим.
Производящее хозяйство
до сих пор является основой жизни
человечества.
Переход к производящему хозяйству у
ряда племен и народов начался в период
мезолита и завершился в неолите. Появление
производящего хозяйства за сравнительно
короткое время коренным образом
изменило жизнь человечества, взаимоотношения
внутри сообществ людей, порядок управления
в них. Эти перемены историки назвали
неолитической революцией.
Причины неолитической революции.
Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять
ледник. За сравнительно небольшой период
тундра и территория ледника покрылись
густыми лесами. Казалось, такие
перемены будут на пользу человеку.
Однако вымерли мамонты и многие другие
крупные животные, в течение тысячелетий
дававшие человеку основную пищу. Пришлось
осваивать охоту на мелкую дичь, птицу,
больше внимания уделять ловле рыбы.
Охотники мезолита изобрели лук со
стрелами. Теперь добычу могли поражать
издали. На основе принципа действия
лука создали различные ловушки и
капканы. Другим изобретением стал
бумеранг, имевший свойство при
неудачном броске возвращаться назад.
Стали строить лодки и плоты. На них
плавали не только по рекам и озерам, но
и выходили в море.
Наиболее тяжелые последствия таяние
ледника имело для населения Передней
Азии (территория Турции, Сирии, Израиля,
Палестины, Ирака, Ирана и др.).
В период
палеолита здесь охотились на диких
баранов, кабанов, козлов, быков, собирали
семена дикорастущих злаков — пшеницы,
ячменя, проса. Эти растения в диком виде
растут только в горных районах Передней
Азии.
Для срезания колосьев злаковых
культур изобрели специальное орудие
— серп.
Внутри изогнутой деревянной
рукоятки вытачивали паз, в который
вставляли вплотную друг к другу остро
заточенные камни размером в 1 — 2 см. Их
закрепляли смолой или бетоном.
Если
один из камушков ломался или выпадал,
его заменяли другим, поскольку они
все были стандартной формы. Ученые
называют такие изделия микролитами.
В период мезолита
микролиты различной формы
распространились на огромных территориях
Евразии, Африки. Их вставляли не только
в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья,
стрелы.
Во время таяния ледника в Передней Азии
началась страшная засуха, что привело
к гибели многих животных и растений.
Экологический кризис заставил людей
искать новые источники существования.
Выход был найден в искусственном
разведении растений и выращивании
животных.
Зарождение производящего хозяйства.
Собиратели съедобных
растений заметили: если зерна зарыть в
рыхлую землю и поливать водой, то из
одного зерна вырастет колос со многими
зернами. Так родилось земледелие.
Для посева каждый год
отбирали только лучшие зерна. Со временем
изменились внешний вид и многие полезные
свойства этих растений.
В условиях засухи звери
стали меньше бояться людей и даже
заходили в их поселения в поисках воды.
Охотники ловили их живьем, держали в
загонах и съедали по мере необходимости.
Некоторые животные рождались уже в
неволе. Со временем рожденные в неволе
животные стали главным источником мяса.
За этими животными ухаживали, их пасли,
отбирали лучших для размножения.
Домашние животные стали отличаться от
своих диких предков по повадкам,
характеру и даже по анатомическому
строению. Произошло одомашнивание
(доместикация) животных.
Появилось животноводство
(скотоводство).
Злаковые культуры и домашние животные,
полученные древними жителями Передней
Азии, и поныне остаются основными
источниками пищи для человечества.
Древнейшая стоянка со
следами сельского хозяйства Зави Чеми
Шанидар раскопана на севере Ирака и
датируется X—IX
тысячелетиями до н. э.
Первыми были одомашнены в
X—IX
тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII
тысячелетии до н.э. приручили свинью и
корову. В глубокой древности произошла
и доместикация кошки, которая спасала
запасы зерна от грызунов.
Из растений первыми одомашнили несколько
видов пшеницы ячмень, просо, чечевицу.
Позже научились выращивать сливы, груши,
персики, абрикосы, яблоки, виноград и
т.д.
Земледелие и скотоводство начало
зарождаться в оазисах Азии около 11 тыс.
лет назад.
Позже климат стал более
влажным, и сельское хозяйство
распространилось почти по всей | Передней
Азии и некоторым соседним территориям
(Египет, Балканский полуостров, Средняя
Азия и др.).
Большую роль в распространении
неолитической революции сыграли
переселения племен. На новых землях
выводили новые виды культурных растений
и животных. Например, в Средней Азии
одомашнили верблюда.
Некоторые ученые считают, что в ряде
мест сельское хозяйство возникло
самостоятельно, вне связи с Передней
Азией. К таким местам, несомненно,
принадлежит Америка. Рис «одомашнили»
в Индии и Китае. Возможно, в Европе был
самостоятельно доместирован крупный
рогатый скот.
Однако большинство
домашних животных (овцы, козы, коровы)
и растений (пшеница, ячмень, просо)
имели своими «предками» диких животных
и растения, которые имелись только в
Передней Азии. Кроме того, в течение
нескольких тысячелетий сельское
хозяйство существовало лишь в данном
регионе.
Эти факты свидетельствуют
в пользу теории моноцентризма происхождения
сельского хозяйства.
Последствия неолитической революции.
Вслед за появлением сельского
хозяйства последовало еще множество
открытий. Люди научились производить
шерстяные и льняные ткани. Важнейшим
изобретением стала керамика (самые
первые образцы датируются VIII
тысячелетием до н.э.). У ряда племен
использовали гончарный круг. Из глины
изготавливали и кирпичи.
Для полива полей строили примитивные
каналы и бассейны, постепенно ирригационные
сооружения становились все сложнее.
Для обработки полей придумали сохи и
плуги. Долгое время их тянули несколько
человек. Позже в них стали впрягать
быков.
На поселении земледельцев
и скотоводов рубежа VIII—VII
тысячелетий до н. э. Чайёню в Малой Азии
найдены древнейшие изделия из самородной
меди. С V—IV
тысячелетий до н. э. на Ближнем Востоке
наступает период энеолита — медно-каменного
века (переходного от каменного к
бронзовому веку).
На территории Европы
начало энеолита датируется III
тысячелетием до н.э. Бронзовый век
начался на Ближнем Востоке в конце
IV—III
тысячелетий до н.э. и Европе во II
тысячелетии до н.э. Железо начали
изготавливать с конца II
тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в
I
тысячелетии до н. э. в Европе и ряде
других мест.
После освоения массового
производства изделий из железной руды
каменные орудия окончательно исчезли.
Неолитическая революция на территории
современной России.
В степях Южного Приуралья и Поволжья
археологи нашли кости домашних животных,
(коров, коз, овец), которых там начали
разводить 8 — 7 тыс. лет назад. Это
древнейшие следы производящего хозяйства
ни территории России. Домашних животных
привели сюда переселенцы из южных
земель.
Люди, обитавшие некогда на
Южном Урале, также внесли свой вклад в
неолитическую революцию. Именно здесь
на стоянках Мулино и Давлеканово
найдены самые древние в мире кости
домашних лошадей,
которых приручили
древние жители России.
Одомашнивание лошади резко ускорило
ход истории. Так, после появления домашних
лошадей на Ближнем Востоке, там первые
крупные государства. Лошади облегчали
связи между разными народами, что
способствовало их взаимному развитию.
Неслучайно в регионах, где не было
возможности одомашнить лошадь, развитие
шло замедленными темпами (например,
Америка, Австралия).
Источник: https://StudFiles.net/preview/5265796/page:5/
Сельскохозяйственная и промышленные революции
С изменением технологии приготовления пищи человек перешел от присваивающей экономики к производящей. Это стало началом отчуждения человека от природы. Пользование дарами природы в дальнейшем превратилось в узаконенное мародерство.
Первые очаги земледелия возникли в следующих районах земного шара — на Ближнем Востоке, в Египте, Индии и Китае. Сельскохозяйственная революция стала поворотным моментом в развитии человечества.
Теперь человеку требовался всего 1 га земли (а не 500 га, как это было у человека-собирателя) и он мог прокормить не только себя, но и свою семью. Сельское хозяйство потребовало создания новых орудий труда, способов переработки продуктов, емкостей для хранения урожая и семян.
Оно сделало человека оседлым. И, как результат, возникли разделение труда, обмен продуктами труда и торговля. Места для обмена стали прообразом городов. За правила обмена, разрешение споров, защиту производителя отвечали специальные люди — чиновники и воины, т. е. власть.
Так формировалась цивилизация, а вместе с ней менялись и взгляды человека на природу. Он постепенно стал чувствовать себя ее хозяином.
Темпы распространения сельскохозяйственных технологий постепенно нарастали. В первое тысячелетие эти технологии завоевали Европу и Азию, а после Великих географических открытий, начавшихся с освоения европейцами новых континентов, они охватили весь мир. Начиная с XVI в.
пишутся трактаты по земледелию, разрабатываются способы удобрений и мелиорации почв, позже появляются сельскохозяйственные машины на конной тяге.
Идет активный обмен культурными растениями между континентами: в Европе и Азии получают распространение картофель, помидоры, кукуруза из Америки, а в странах Америки — пшеница, овес, ячмень и т. д.
Освоение европейцами новых пространств обусловило прогресс науки и техники. Появилась первая паровая машина. Человек стал использовать для получения энергии ископаемое топливо — уголь. Началом промышленной революции принято считать 1830 г.
— завершение строительства в Великобритании первой сети железных дорог. Мир постепенно переходил к индустриальному производству. На крупных предприятиях развивалось массовое производство товаров при участии большого количества людей.
Если сельскохозяйственным технологиям потребовалось несколько тысяч лет, чтобы завоевать всю планету, то индустриальным — всего 150 лет.
В мире уже почти не остается таких стран, где бы не дымили трубы предприятий или электростанций, не были бы проложены железные или автомобильные дороги, и тем более нет стран, где армия или полиция не были бы вооружены современным огнестрельным оружием. Сейчас мир вступил в период развития информационных технологий, которые стали планетарными всего за 20 лет.
В местах развития сельского хозяйства происходит уничтожение дикого растительного и животного мира, но человек частично заменяет его культурными растениями и домашними животными. А в местах развития промышленности полностью уничтожается дикая природа и сооружаются дороги, аэродромы и т. д.
Поистине грандиозная деятельность человека, завоевание им всей поверхности суши, недр Земли и Мирового океана, наконец, проникновение его в космическое пространство породили у людей веру в беспредельные возможности науки и техники, в способность человечества решать любые проблемы.
В результате богов окончательно отправили на небо, а на земле их заменило другое божество — наука и техника.
Источник: https://geographyofrussia.com/selskoxozyajstvennaya-i-promyshlennye-revolyucii/
Аграрная (неолитическая) революция – История Украины Библиотека русских учебниковів
Рост производительности охоты результате усовершенствования орудий труда, прежде изобретение лука и стрел, рост населения постепенно привело к нарушению экологического баланса. Унасл лидок чего в. Европе обостряется кризис охотничьего хозяйства.
Прежде кризисные явления наблюдаются в степной зоне, где в конце мезолита заметно сокращается производительность охоты на крупных стадных животных, прежде бизона.
Из-за роста производительности охоты и изменения природного окружения популяция бизона катастрофически сокращается, что ставило под сомнение возможность его последующего воспроизведения как объекта жизнеобеспечения первобытных общин.
Значительно ухудшена была и репродуктивность популяций других промысловых животных. При таких условиях присваивающей формы хозяйствования постепенно исчерпывали себя, им на смену приходят воспроизводящие формрми.
Переход от присваивая к воспроизводящим формам экономики рассматривается в науке как аграрная или неолитическая революция, подготовила условия для возникновения на. Земле первых цивилизаций. Именно с аграрной революцией связывается переход от мезолита к неолиту, то есть нового каменного века,. Припять адае на вторую половину VI тысячелетия до н е.
Процесс перехода от присваивая к воспроизводящим формам на территории Украины был длительным и имел определенные региональные особенности. Так, в степной зоне воспроизводящая экономика сложилась преимущественно на местной о основе благодаря развитию производительных сил и заимствованию некоторых новаций. В. Закарпатье, в лесостепной зоне. Прикарпатья и.
Волыни земледельческо-скотоводческое экономика сформировалась с началом V тысячелетия д о н е благодаря пришлому населению по. Южной и. Центральной. Европы. В лесостепной и лесной зонах, в.
Крыму населения еще достаточно длительное время не практиковать ни земледелия, ни скотоводства, поскольку и имеющиеся природные ресурсы позволяют хозяйничать на базе присваивающей экономикоміки.
Землю в неолитическую сутки обрабатывали деревянными мотыгами, наконечники к которым изготавливали из рога оленя или кости. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, овес, горох, в некоторых районах сеяли еще эммер и спельтуу.
Большую и мелкий рогатый скот содержался как с целью получения мяса, так и молочных продуктов, о чем свидетельствуют найденные археологами ситечка и цедила-дуршлаги.
В эпоху неолита значительного распространения приобретает ткачество и плетение. Материалами для изготовления тканей служили как волокна дикорастущих крапивы, конопли, льна, так и шерсть мелкого рогатого скота. Для изго отовлення одежды использовались также кожи животин.
Важным достижением неолита стало распространение глиняной посуды. Выжженная на огне глина была первым искусственным материалом, который создал человек. Керамические изделия усовершенствовали способы приготов ування и хранения пищи. Важную роль они играли и в культовой сферері.
Изменения в хозяйственной жизни древнего населения эпохи неолита заставляют последнее в большей, чем это было раньше, оседлости. Правда, значительная зависимость от природных условий, в частности плодородия почв или прод производительности пастбищ, приводит сохранения его мобильностиі.
Неолитическая революция создала материальные предпосылки формирования новых социальных отношений на почве воспроизводственной экономики появляется возможность получения прибавочного продукта, что со временем нем неизбежными должно привести к имущественной и социального неравенства.
Важнейшей социальной единицей неолитического общества выступал род, который объединял людей, происходили от одного и того же предка или считали символом своего единства одну и ту же тотемное животное. Род был экзогамный группой. Несколько родов могли создавать тоже преимущественно экзогамный единство -. Фратрия.
Роды или фратрии объединялись вся в племена.
Кроме рода, важным звеном социальной организации выступала община . Общество становилась производственным и социально-бытовым коллективом, объединенным совместным проживанием, состоящий из представителей нескольких родов.
Составными частями выступали семьи. Как правило, общество форм мувалася на базе одного рода или его части, члены которой составляли ядро ??общины.
В состав последней входили и представители других родов, пришли по браку были адаптированы иноплеменникамами.
Высшим органом власти в общине выступало собрание ее членов. Но одновременно существовали и лидеры – наиболее опытные и уважаемые члены общины, которые нередко совмещали и функции шамана, т.е.
обладали магич лением знаниями. В это время впервые появляется и атрибут власти – каменные булавы с круглым набалдашником.
Однако лидеры пока не имели экономических привилегий и их власть не подлежала наследованиюнню.
Семья в неолитического населения Украины еще не выделилась как социально-экономическая единица. Целостность общины олицетворял коллектив мужчин, а женщины с детьми формировали особую социальную клетку, пер ребувала при этом коллективі.
В духовной жизни первобытных человеческих коллективов с производственным хозяйством большую роль играли обряды хозяйственного цикла. Важнейшие из них были связаны с севом и сбором урожая, отдает ом скота на пастбище и возвращения ее оттуда.
Вполне вероятно, что в различных ритуалах, связанных с этими обрядами, использовали антропоморфные и зооморфные сосуды. Изображение беременной женщины ученые из уверенностью относят к культу плодородия.
Образцы антропоморфной пластики, как правило, размещали вблизи очага, убедительно указывает на их функции – охрану домашнего очаговнища.
Время неолита характеризуется расцветом орнаментации, который связывают прежде всего с возникновением керамики. Содержание орнамента, как правило, определялся функцией предмета и нес в себе информацию для визуально й интерпретации его характера и назначения. В узорах использовался определенный набор знаков и идеограмм конкретного племенні.
Информацию о представлении людей о жизни и смерти включают в себя погребальные культы работе с покойным, способы его захоронения и наполненность погребальным инвентарем соответствовало культурным традициям м сообщества, зависело от места умершего в жизни коллектива, обстоятельств его смерти, возраста и пола.
Неолитическая человек воспринимал смерть не как законченное ликвидации, а переход к другой форме существования. Похов. Ання сопровождались инвентарем (топорами, ножами, скребками и т.п.) и богато украшенным одеждой (ожерельем из перламутра, камня, костей, клыков и зубов животных, подвесками, лепными фигурками т.д.
що).
Источник: http://uchebnikirus.com/istoria/istoriya_ukrayini_-_litvin_vm/agrarna_neolitichna_revolyutsiya.htm
Вопрос на T&P: как питание повлияло на развитие первобытного общества?
профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории»
Изменение практик питания в истории человечества связано с особенностями вмещающего ландшафта, климата, популяционной генетикой, культурными и политическими влияниями и прочими факторами. Особо выделю фактор эволюционный.
В ряде случаев прежние способы хозяйствования заходили в тупик и приводили к экологическим кризисам и катастрофам, и тогда приходилось изменять образ жизни, а с ним и практики питания.
Это отчетливо прослеживается, например, при переходе от палеолита к неолиту или от сельскохозяйственной культуры к промышленной.
Так, еще 10–12 тысяч лет назад все люди были кочевниками, добывали пищу охотой, собирательством и в лучшем случае рыболовством. Убивали столько, сколько могли, и ели только свежее. Мыслили они в узком временном диапазоне: на месяцы и годы вперед задумываться не умели, надолго едой не запасались.
Но к тому времени у них значительно развилась так называемая охотничья автоматика — копьеметалки, ловчие ямы (куда животные загонялись и гибли там целыми стадами), лук со стрелами. Люди стали убивать намного больше, чем нужно. Они ели только самое лучшее мясо — филейную часть.
Все остальное оставляли нетронутым (антропологи называют такую манеру охоты словом «перепромысел» — overkill) и вообще относились к природным ресурсам сугубо потребительски.
Например, они строили жилища из костей мамонтов: на одно жилище уходило 30–40 взрослых мамонтов, а черепа новорожденных мамонтят использовали в качестве подпорок или ритуальных украшений.
К тому же легкая доступность пищевых ресурсов благодаря «высоким технологиям» того времени спровоцировала бурный рост населения Земли: согласно новейшим демографическим таблицам, за две тысячи лет оно возросло с четырех миллионов до семи с половиной на пике верхнего палеолита.
Вроде бы и немного, где-то половина нынешней Москвы. Но для прокорма одного охотника-собирателя требуется территория в 15–20 квадратных километров, а вся суша планеты — около 148 миллионов квадратных километров, из коих от силы половина пригодна для обитания людей.
Если посчитаем, да еще учтем вакханалию охотничьего перепромысла, то поймем, почему возобновимые прежде ресурсы превратились в невозобновимые.
Это типичная ситуация техно-гуманитарного дисбаланса, когда качество культурно-психологических регуляторов отстает от достигнутого технологического могущества.
В результате естественные экосистемы разрушались, и наступил глобальный экологический кризис. Исчезли популяции и целые виды крупных животных: мамонты, мастодонты, пещерные медведи, некоторые породы лошадей и так далее. Обострилась конкуренция за ресурсы между родами и племенами, население Земли сократилось.
«Человек последовательно освобождался от природных зависимостей и становился все более зависимым от искусственной среды»
Вот тогда люди стали переходить от присваивающего хозяйства к производящему, то есть, по выражению знаменитого археолога Чайлда, впервые «вступили в сотрудничество с природой». Они перешли к оседлому земледелию и скотоводству, научившись прогнозировать события на месяцы и годы.
Историки назвали этот переход неолитической, или сельскохозяйственной, революцией.
Неолит радикально изменил социальные отношения (образовались племенные союзы — вождества, где воинственные племена крышевали, то есть эксплуатировали и охраняли производящих соседей), мышление, духовную культуру, мифологии и, конечно, практики питания. В частности, с палеолитом уходило в прошлое людоедство.
По крайней мере, так было в большинстве регионов Евразии и Северной Африки. А в Америке ни неолит, ни последующее образование городов-государств не устранило эту практику. Ацтеки, например, готовили из человеческого мяса самые изысканные блюда с соответствующими приправами и специями, доступные только высшей знати.
В целом, конечно, неолит — или новый каменный век — во многих отношениях можно считать прогрессом по сравнению с древним каменным веком (палеолитом).
Эволюционный тупик был преодолен, экологическая ниша человека расширилась и углубилась, население при новом типе хозяйствования стало расти в десятки, сотни, а затем (с развитием ирригации) в тысячи раз. Но прогресс всегда был не движением от худшего к лучшему, а выбором меньшего из зол.
Структура питания стала не такой естественной, как прежде, продукты были не такими свежими, а физическая активность была ограничена.
Массу неприятностей принесло регулярное соприкосновение со скотом: от животных к людям перешли микроорганизмы, которые мутировали, превратились в болезнетворные вирусы, бактерии, бациллы и запустили эпидемии, которые терзают человечество уже десять тысяч лет. Судя по археологическим данным, первобытные охотники не ведали чумы, холеры, оспы и даже банального гриппа — все это подарки неолита.
По сравнению с палеолитическими предками люди неолита сделались физически слабее, болезненнее и стали ниже ростом. Ожидаемая продолжительность их жизни уменьшилась.
Но здесь есть тонкость: ожидаемая продолжительность сократилась, а реальная, вероятно, даже возросла — прежде всего потому, что значительно снизился уровень социального насилия.
Первобытные охотники-собиратели гибнут от внешних причин, они редко умирают от старости и болезней — эта привилегия также унаследована нами от неолита.
Я привел только один пример того, как изменение практик питания может быть сопряжено со всем комплексом эволюционных (или революционных) преобразований в обществе. И всякий раз достижения были тесно переплетены с потерями.
Общий вектор прослеживается: общество и его природная среда (то есть антропосфера) удалялись от естественного состояния, а эта тенденция отразилась и в практиках питания: человек последовательно освобождался от природных зависимостей и становился все более зависимым от искусственной среды.
Сегодня, слыша истерики по поводу генно-модифицированных продуктов и прочих новейших заморочек (которые способствовали стратегическому освобождению человечества от тысячелетнего проклятия голода), я вспоминаю парафраз непревзойденного юмориста Уинстона Черчилля: «Кто не сожалеет о прошлом, у того нет сердца, а кто жаждет вернуться к нему, у того нет головы».
Другие ответы и вопросы — на сайте The Question.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/16012-vopros-na-tp-kak-pitanie-povliyalo-na-razvitie-pervobytnogo-obshchestva
Неолитическая революция
В Х—IХ тыс. до н.э. наметился переход к качественно новому этапу развития каменного века, получившему название неолита – нового каменного века. Неолит характеризуется, прежде всего, значительным совершенствованием техники обработки камня. Усложнились операции по обработке камня.
Появились сверление, шлифование, распиливание и другие операции. С их использованием создавались совершенно новые специализированные и высокопроизводительные виды каменных орудий, а также орудий из дерева и кости. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды.
Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда.
Хотя в мезолите стало более интенсивным собирательство, и были освоены приемы специализированной охоты, чему соответствовал, в частности, особый быт, позволявший создавать сезонные, периодически заселявшиеся поселения, тем не менее, охота и собирательство постепенно исчерпывали свои возможности — им на смену пришли раннеземледельческие культуры. Все эти и другие, связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получившему название неолитической революции.
Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.
Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.). Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной; люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние.
Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конечном счете, возникла цивилизация, а вместе с ней и наука.
По современным археологическим данным, первичными очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время) следующие области ойкумены: Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка (Мезоамерика) и андийский регион Южной Америки. Наиболее древний из них — Передняя Азия, ее лесостепные и предгорные области.
По имеющимся сейчас данным, первым злаком, который люди одомашнили, был ячмень. Лидером неолитической революции был Ближний Восток (Передняя Азия). Отсюда произошли многие окультуренные злаки и овощи, многие породы одомашненного скота. В X— VIII тыс. до н.э. его уже сеяли в Малой Азии, на западных склонах Иранского нагорья и Палестине.
В малоазийском культурном комплексе Чатал-Хююк (вторая половина VII — первая половина VI тыс. до н.э.) культивировались уже 14 видов растений, среди которых главную роль играли пшеница, ячмень и горох. Но в горных условиях земледелие мало продуктивно. Только в результате миграционных движений в речные долины субтропического пояса земледелие получило простор для своего победного развития.
За 4000 лет земледелие распространилось по всей западной части Старого Света. Основным орудием древних земледельцев была сначала палка-копалка для рыхления почвы. В дальнейшем (но не везде) к ней добавилась мотыга (палочно-мотыжное земледелие).
Скотоводство сложилось на две тысячи лет позже, но, тем не менее, земледелие, по-видимому, никогда не было единственной формой хозяйства; на ранних этапах своего становления оно комбинировалось с охотой. Помощником человека на охоте выступала одомашненная еще в верхнем палеолите собака. В VII—VI тыс. до н.э.
в Средней Азии, Северной Африке и на Балканах были одомашнены продуктовые животные, поставщики мяса (мелкий рогатый скот, свиньи, коза, овца и др.). Несколько позже были одомашнены крупный рогатый скот, тягловые животные (осел, верблюд, северный олень, лошадь), которые были основным источником, механических усилий до появления первых машин.
Переход первобытных общин к земледелию и скотоводству — достаточно длительный процесс, сопряженный со значительным изменением образа жизни – переходом к оседлости.
Закономерно, что на первых порах новые формы хозяйства (земледелие и скотоводство) сочетались со старыми (охотой и собирательством), занимая подчиненное место как второстепенный уклад.
Длительность такого сосуществования двух укладов (присваивающего и производящего) определялась конкретной (природной и социальной) обстановкой, в которой жила и трудилась родовая община.
Переход к производящему хозяйству происходил быстрее там, где складывались неблагоприятные условия для охоты и собирательства, где кризисные ситуации, а/' также высокая плотность населения, не позволявшая использовать традиционные способы добычи пищи, ставили человека перед необходимостью радикально изменять обстоятельства жизнедеятельности, способствовали появлению культурных и социальных инноваций.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему коренным образом изменил хозяйственную деятельность, социальные отношения, образ жизни, религиозные представления, самоощущение человека.
Основными признаками неолитической революции стали: — появление новых орудий труда из камня, полированных, тщательно отделанных, многофункциональных — переход к регулируемому возделыванию злаков и выращиванию животных; — второе (после разделения земледелия и скотоводства) разделение труда — выделение ремесла (гончарное производство, прядение, ткачество); — появление пахотного земледелия; изобретение и освоение сохи и плуга; — создание постоянных поселений, деревень, городищ — предшественников городов; выделение строительства как особой сферы хозяйственной деятельности; — превращение управления в особую сферу труда, появление зачатков администрации, власти вождя; — переход к соседской общине, расслоение внутри общины; — появление индивидуального (семейного) хозяйства и зачатков частной собственности, например индивидуальной собственности на землю; — формирование крупных межобщинных объединений — племен, особенно в районах орошаемого земледелия; расширение военных столкновений между ними; — усложнение и дифференциация религиозных верований, возникновение племенных богов, формирование политеизма (многобожия). В результате неолитической революции возникло имущественное и социальное неравенство, выделилась особая группа знатных и богатых людей, которые сосредоточили в своих руках власть над общиной, племенем, группой племен. Такое положение закрепляли обычаи, правила поведения. Этот элитарный слой стал основой формирования будущей аристократии. Принадлежность к нему закреплялась авторитетом, которым человек пользовался у своих соплеменников. Особую роль в приобретении высокого статуса играло богатство. Следует, однако, учитывать, что в неолитическом обществе отношение к богатству было иным, чем наше, современное. Богатство ценилось не столько само по себе, сколько как средство достижения престижа — особого уважения, почета. Чтобы достичь высокого положения, человек должен был постоянно проявлять щедрость, делиться с членами своего рода, общины, племени, устраивать общественные пиры, раздачи даров. С помощью дара устанавливались особые отношения между людьми. Человек дарящий занимал в сознании людей более высокое положение, чем тот, кто принимал дар. Каждый дар должен быть вознагражден ответно, но далеко не у каждого была возможность ответить достойным даром на дар. Равноправные отношения устанавливались тогда, когда осуществлялся равный обмен дарами. Неравенство в дарах приводило к установлению зависимости одних людей от других. В борьбу за престиж были включены все члены общины или племени, все ее материальные ресурсы. Такую экономику этнологи называют престижной. Руководство общиной, племенем попадало в руки не только умелого, мудрого, но и самого щедрого человека, обладавшего наивысшим престижем. От него ожидали, что он будет заботиться о благе всей общины, раздавать свое имущество. Для того чтобы было что раздавать, необходимо накопление богатства. Члены общины стали делать регулярные подношения вождю, которые постепенно превратились в обязательные. Вождь сосредоточивал в своих руках не только власть, но и значительную часть общего богатства. Он стал преследовать свои собственные интересы, которые сводились не столько к личному обогащению, сколько к по лучению абсолютного права распоряжаться богатством и распределять его. Это оптимальный путь укрепления власти вождя, превращения ее в жесткую систему администрации, которая в перспективе может перерасти во власть государственную. На пути к государству ученые выделяют две стадии – племя и вождество. Племя является объединением, в котором еще сильны кровно родственные связи, еще существуют общность хозяйственной жил ни, экономическое и социальное равенство. Вырабатывается само сознание племени, в котором обозначается четкое разделение па «своих» и «чужих», определение своей территории, своих богов. На мужчин племени возлагается его защита от врагов. Управление осуществляется через совет племени. Глава племени вождь — приобретает свой статус прежде всего благодаря личным достоинствам — мудрости, смелости, щедрости.
На стадии вождества положение вождя становится наследственным. Вождь осуществляет распределение, а впоследствии и пере распределение богатства племени. В сознании соплеменником укрепляются сакральные представления о вожде. Формируется социальное неравенство, создается градация статусов, возникает аристократия. Это прежде всего военное окружение вождя, дружина. В функции управленческой верхушки входит регулирование ясна ни племени, организация и использование общественного груда членов племени. Социальное неравенство связано с экономической дифференциацией внутри племенного объединения, развивается институт собственности. На стадии вождества возникают первые протогосударственные образования.
Толчком к неолитической революции, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать. Пищи для животных стало мало.
Часть их Уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к рождению цивилизации.
Цивилизация могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке, говорят многие довольно ранние археологические данные. Прежде всего, это монументальные сооружения.
В Южном Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет — для этой стройки было затрачено 1700 000 человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов.
Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна (одного из первых поселений земледельцев в Средней Азии) составляло 150—180 человек. Норма расходования зерна в год в Восточной Европе — 16 кг в месяц. В Шумере в III тыс. до н. э.
мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине — 18 кг. Исходя из этих норм, можно легко подсчитать, что для того, чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна, имея самые примитивные орудия каменного века, можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году.
По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней.
При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта.
Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов, пирамид и т. п.
Источник: http://biofile.ru/his/4692.html