Мышление человека – виды, формы, нарушения

Ответы на вопрос “11 Мышление и основные формы его нарушения.” – Конспектов.Нет

Понятие о мышлении и его нарушениях

Выделяют следующие нарушения мышления:

o нарушение операционной стороны мышления;

o нарушение динамики мышления;

o нарушение мотивационного компонента мышления;

o нарушения критичности мышления.

Виды нарушений мышления

Нарушение операциональной стороны мышления. Известно, что мышление опирается на систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах. Согласно С. Л. Рубинштейну, обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Л. С.

Выготский считал, что обобщение дано в системе языка, который помогает передать общечеловеческий опыт, и позволяет выйти за пределы единичных впечатлений. При некоторых формах патологии психической деятельности больные теряют возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения.

Нарушения операционной стороны мышления могут иметь следующие варианты:

o снижение уровня обобщения;

o искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения выражается в том, что в суждениях испытуемых доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, устанавливаются сугубо конкретные связи между предметами. Особенно наглядно это можно представить на примере анализа результатов, полученных при использовании методики классификации предметов.

Обратите внимание

Например, больные объединяют в группы разнородовые понятия: тетрадь и стол (потому что в тетради можно писать только на столе), книгу и диван (так как читать книгу удобно на диване). Анализируемые предметы объединяются больными на основе второстепенных, а именно латентных (от лат. latens – “скрытый”, “тайный”) или частных признаков.

При ярко выраженном снижении уровня обобщения классификация как мыслительная операция оказывается недоступной больным. Испытуемыми устанавливаются конкретно-ситуационные связи. Аналогичные результаты могут быть получены и при выполнении младшими школьниками заданий по методике “Четвертый лишний”.

Например, из ряда коза, курица, кошка и корова выделяется кошка, так как “она живет в квартире, и поэтому она домашняя, а все остальные живут в сарае (на улице); они уличные, а не домашние животные”.

Экспериментальные данные показывают, что операция классификации, в основе которой лежит выделение ведущего свойства предмета, отвлечение от множества других конкретных свойств и особенностей предметов, вызывает затруднения.

Именно это обстоятельство и является причиной того, что больные прибегают к конкретно-ситуационному образованию групп.

Например, при предъявлении предметных карточек с изображениями термометра, часов, весов и очков больной эпилепсией предложил убрать весы, так как “их в карман не положишь, а все остальное можно”.

Особенно четко выступает непонимание условности и обобщенности предлагаемого образа при объяснении больными пословиц и метафор.

Истинный смысл пословицы становится понятным только тогда, когда человек отвлекается от конкретных фактов, которые приводятся в пословице, и конкретные единичные явления приобретают характер обобщения.

Важно

Только при этом условии осуществляется перенос содержания пословицы на другие ситуации. Такой перенос сходен с переносом способа решения с одной задачи на другую. За переносом стоит обобщение, за ним – анализ, взаимосвязанный с синтезом.

Наиболее грубым и часто встречающимся нарушением является буквальное понимание пословицы, приводящее к потере ее обобщенного смысла. Например, пословицу “Куй железо, пока горячо” больной эпилепсией интерпретирует так: “Железо нельзя ковать, когда оно холодное”.

При работе с методикой “Отнесение фраз к пословицам” испытуемым предлагаются отдельные пословицы и карточки, на которых раскрывается их точный или приближенный смысл.

Например, к пословице “Шила в мешке не утаишь” предлагаются следующие фразы: “Сапожник чинил шилом сапоги”; “Правду скрыть невозможно”; “Сапожник по неосторожности уронил шило в мешок”.

Трудность задания здесь переносится в другую плоскость: нужно не только понять абстракцию, но и исключить то, что не соответствует смыслу пословиц.

Снижение уровня обобщения проявляется и при исследовании больных методикой пиктограмм. Так, рисунки больных шизофренией отличаются большой схематичностью и пустой символикой.

Образы, создаваемые больными эпилептической болезнью и умственно отсталыми лицами, носят конкретно-ситуационный характер и свидетельствуют о непонимании ими переноса и условности.

Именно эти особенности проявляются в их педантизме, обстоятельности и вязкости.

Необобщенный характер ассоциаций у больных, страдающих эпилепсией, и у умственно отсталых лиц обнаруживается и при проведении заданий по установлению последовательности событий.

Совет

При разложении серии сюжетных картинок больные руководствуются частными деталями картинки, не увязывая их в единый сюжет. Возникающие ассоциации обусловливаются лишь отдельными, изолированными элементами предъявленной картинки.

Смысловые взаимосвязи между элементами воспринимаемой больным ситуации не играют никакой роли в возникновении ассоциации.

Проблема опосредованности впервые была поставлена Л. С. Выготским. Овладевая в процессе своего развития значениями слов, человек обобщает объективные связи и отношения, управляет своим поведением. Слово как средство общения и обобщения образует в своем развитии единство и служит основой опосредования.

Патопсихологические исследования показывают, что мыслительная деятельность психически больных несовершенно отражает предметный и человеческий миры и взаимосвязи в них. В то же время полноценный процесс отражения объективных свойств и закономерностей явлений предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей.

Искажение обобщения – это нарушение операционной стороны мышления является антиподом процесса снижения обобщения. Оно наблюдается чаще всего у больных шизофренией. Искажение обобщения выражается в “отлете” от конкретных связей в чрезвычайно утрированной форме.

Если у больных эпилепсией уровень обобщений характеризуется конкретно-ситуативными связями (и это означает снижение уровня обобщения), то больные шизофренией отражают в своих обобщениях лишь случайную сторону явлений, предметное содержание которых ими не учитывается и искажается. При решении заданий у больных шизофренией актуализируются лишь случайные ассоциации.

Связи, которыми оперируют больные, не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними. Например, больные могут объединять вилку, стол и лопату по принципу твердости в одну группу.

Задания на классификацию они выполняют либо на основе столь общих признаков, что это выходит за пределы содержательной стороны явлений, либо на основании чисто внешних, несущественных признаков. Например: жук и лопата объединяются в одну группу по причине того, что “лопатой роют землю, а жук тоже роется в земле”.

Обратите внимание

Особенно отчетливо бессодержательный характер суждений выступает при выполнении пиктограмм. В них больные устанавливают лишь формальные, бессодержательные или выхолощенные связи. Условность выполненных рисунков может доходить до абсурда и полной схематизации.

Например, для запоминания слова “сомнение” рисуется сом, а для слова “разлука” – лук. Другой больной, для того чтобы запомнить слово “сомнение”, изображает ком глины, так как “у Глинки есть романс “Сомнение”, нарисуем глину”.

В суждениях больных шизофренией доминируют связи, неадекватные конкретным жизненным отношениям. Возникает симптом выхолощенного резонерства.

Особенно явно он проявляется при сравнении и определении понятий. Например, слово “часы” определяется как “импульс или пульс жизнедеятельности всего человечества”.

А сравниваемые одним из больных “сани и телега” определяются им как “видоизменение видимости”.

И. П. Павлов отмечал, что пользование речью – это преимущество человека, но оно вместе с тем таит в себе возможность отрыва от действительности, ухода в бесплодную фантазию, если за словом не стоят “ближайшие” проводники действительности.

Из-за отсутствия проверки практикой мыслительная деятельность больных становится неадекватной, а их суждения превращаются в “умственную жвачку”. Парадоксально, но речь не облегчает выполнения задания, а затрудняет его, гак как произносимые слова вызывают новые, часто случайные ассоциации, которые больными шизофренией не оттормаживаются.

Резонерские суждения больных определяются не столько нарушениями их представлений, сколько стремлением подвести любое незначительное явление под определенную “концепцию”.

Важно

Нарушение динамики мыслительной деятельности. Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. С. Л.

Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что свести мышление к операциональной стороне и не учитывать его процессуальную сторону означает устранить само мышление. Истинным проявлением мышления как процесса является цепь умозаключений, переходящая в рассуждение.

Встречающиеся нарушения мышления в большинстве случаев не сводятся к распаду понятий, а являются динамическими нарушениями мышления. К ним относят лабильность и инертность мышления.

Лабильность мышления. Нарушения динамики мыслительной деятельности могут выражаться в лабильности или неустойчивости способа выполнения задания. Лабильность мышления – эго чередование адекватных и неадекватных решений.

Уровень обобщения в основном может не страдать, однако адекватный характер суждений может быть неустойчивым. Достигая в отдельных случаях высоких уровней обобщения, больные эпизодически сбиваются на путь неправильных или случайных сочетаний.

Лабильность мышления может выражаться в:

o чередовании обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний;

o подмене логических связей случайными сочетаниями;

o образовании одноименных групп (например, представителей рабочих профессий).

Лабильность мышления часто проявляется у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. Маниакальные состояния характеризуются повышенным аффективным состоянием и психомоторным возбуждением. Больные беспрерывно громко говорят, смеются, шутят, сопровождая свою речь экспрессивной жестикуляцией и мимикой.

Иногда выкрикивают отдельные слова. Характерна чрезвычайная неустойчивость и разбросанность внимания. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. Понимая смысл пословицы, больные не могут на ней сосредоточиться.

Нередко какое-нибудь слово в пословице вызывает цепь ассоциаций, которые далеко уводят больного от начальной темы.

Совет

У больных возникает повышенная “откликаемость” – чуткое реагирование на любой раздражитель, не направленный на них. Одновременно характерно появление “вплетений”, т.е. введение в контекст заданий слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы. Любая фраза может вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности.

Инертность мышления. Затрудненность переключения с одного способа работы на другой носит название инертности мышления. Это нарушение мышления противоположно по смыслу предыдущему. Изменение условий затрудняет возможности обобщения материала.

Инертность связей прежнего опыта приводит к снижению операций обобщения и отвлечения (например, при осуществлении предметной классификации). Больные эпилепсией, с последствиями тяжелых травм, а также умственно отсталые демонстрируют вязкость мышления и своеобразное резонерство, проявляющееся в обстоятельности и излишней детализации.

Они обнаруживают замедленность и тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения.

При этой форме нарушения мышления характерны запаздывающие ответы, когда следовый раздражитель сохраняет свое значение. Следовый раздражитель приобретает большее сигнальное значение, чем актуальный.

Например, при выполнении задания “Назовите противоположное слово” больной к слову “пение” подбирает слово “молчание”, а к слову “колесо” – слово “тишина”.

Аналогично подбираются антонимы к словам “обман” – “вера” и “голоса” – “ложь”.

Нарушение мотивационного компонента мышления. Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности, которая определяется целью и поставленной задачей.

Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами.

Обратите внимание

Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действия человека.

Читайте также:  Время суток и времена года на английском

Источником человеческого действия является осознанная потребность. Такая потребность для человека выступает в виде конкретных жизненных целей и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и задач, регулируется и корригируется мышлением.

Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно-мотивированным. П. Я.

Гальперин в разработанной им теории поэтапного формирования умственных действий указывал на необходимость формирования прежде всего мотива действия.

Нарушение мотивационного компонента мышления выражается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов (ложка может быть объединена с автомобилем “по принципу движения”, а шкаф – с кастрюлей, потому что “у обоих есть отверстия”). Особенно ярко нарушение мотивационного компонента обнаруживается в разноплановости мышления и резонерстве.

Разноплановость мышления. Под разноплановостью мышления понимается протекание суждений в разных руслах. Классификация, выполненная больным, страдающим разноплановостью суждений, не имеет единого характера. Во время выполнения одного и того же задания больные объединяют карточки на основании то свойств самих изображенных предметов, то личных вкусов и установок.

Процесс классификации протекает у испытуемых в разных руслах. Г. В. Биренбаум указывала на тот факт, что мышление у таких лиц течет как бы по различным руслам одновременно. Она определяла этот симптом как “минование сущности”.

Например, больной объединяет в группу карточки со следующими изображениями: лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет, корабль и дает им объяснение: “Железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума человеческого”. Больные часто подменяют выполнение задания выявлением субъективного к нему отношения.

Например, тот же больной, объединив шкаф, стол, этажерку, уборщицу и лопату в одну группу, объясняет это таким образом: “Мебель. Это группа выметающих плохое из жизни. Лопата – эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством”.

Важно

Парадоксальность установок, смысловая смещенность приводят к глубокому изменению структуры любой деятельности. В качестве существенного при этом выступает то, что соответствует измененным парадоксальным установкам больных.

Резонерство – это бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречевые рассуждения. Более подробно описан в характеристике синдромов нарушений мышления.

Нарушение критичности мышления. Нарушения мышления могут возникнуть и в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль над своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Выделяя качества ума, Б. М.

Теплов указывал на критичность и характеризовал ее как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против.

При выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанная с:

o бездумным манипулированием предметами;

o безразличным отношением к собственным ошибкам.

И. И. Кожуховская отмечает, что именно градация отношений больного к допускаемым ошибкам может служить в какой-то степени показателем критичности мыслительной деятельности больных.

Больные шизофренией в основном безучастны к собственным ошибкам. Это объясняется нарушением мотивации их мышления. Больные эпилепсией, напротив, чрезвычайно остро переживают свои неправильные ответы и ошибки, однако оценить качество ответа они не могут. Их болезненная реакция, скорее, связана с оценкой их ответа экспериментатором, чем с содержанием ответа.

Источник: http://www.konspektov.net/question/5662817382301696

Нарушение мышления

Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

Виды нарушения мышления

Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение.
Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты.

Различают несколько этапов обобщения:
— категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках;
— функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках;
— конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;

— нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

Совет

В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях.

Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов.

Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с деменцией.

Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у индивида был ранее, а потом понизился.

При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами.

Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений.

Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих шизофренией.

Психиатрия выделяет два наиболее распространенных расстройства динамики мыслительного функционирования: лабильность и инертность мыслительных операций.
Лабильность заключается в непостоянстве тактики выполнения задания. У больных уровень обобщения отвечает их образованности и приобретенному жизненному опыту.

Обратите внимание

Проведенные исследования свидетельствуют, что у испытуемых наряду с верно обобщенными заключениями могут отмечаться заключения, сделанные на основе актуализации случайных связей или базирующиеся на конкретно-ситуационном объединении предметов, событий в группу определенный класс.

У индивидов с проявлениями лабильности мыслительного оперирования повышено «реагирование». У них отмечаются реакции на любые случайные раздражители, они вплетают в собственные суждения любой мимоходный стимул из внешней среды, при этом нарушая установленную инструкцию, теряя целенаправленность действий и последовательность ассоциаций.

Инертностью мыслительной деятельности называют выраженную «тугую» подвижность переключения с одной деятельности на иную, сложность в изменении выбранного способа собственной работы. Инертность отношений прошлого опыта, сложности переключения приводят к понижению способности обобщения и уровня отвлечения.

Больные не могут справиться с упражнениями на опосредование. Такая патология встречается у индивидов, страдающих эпилепсией или последствиями тяжелых травм мозга.

При патологии мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности наблюдаются такие проявления, как разноплановость мыслительных операций, резонерство, некритичность, бред.

Разноплановость мыслительных операций проявляется отсутствием целенаправленности действий. Индивид не может классифицировать объекты и события, выделить общие признаки. Наряду с этим у них сохранены, такие операции, как обобщение, сопоставление и различение. Также больные воспринимают инструкции, но не выполняют их.

Представления об объектах и суждения о явлениях протекают в различных плоскостях, вследствие чего отличаются непоследовательностью. Систематизирование и отбор предметов может совершаться на основе индивидуальных особенностей восприятия, вкусов индивидов и их привычек. Поэтому объективность представлений отсутствует.

Резонерство можно представить, как нарушение логического мышления, которое проявляется в бессмысленном и пустом многословии.

Индивид ударяется в продолжительные по времени бесконечные рассуждения, которые не имеют определенной цели и не подкреплены никакими конкретными идеями.

Важно

Речь индивида, страдающего резонерством, характеризуется разорванностью, изобилует сложными логическими конструкциями и абстрактными понятиями. Зачастую больные оперируют терминами, не понимая их значения.

Такие индивиды склонны постоянно терять нить рассуждения, а отдельные фразы в длительных рассуждениях нередко абсолютно между собой не связанны и не несут смысловой нагрузки. В большинстве случаев у больных также отсутствует и объект мысли.

Философствования индивидов, страдающих резонерством, носят риторический характер. «Ораторам» с подобным нарушением не требуется ответная реакция или внимание собеседника. Данная патология характерна для шизофрении.

Именно признаки, указывающие нарушение логического мышления, обладают огромным значением в диагностике психических недугов.

Некритичность мыслительной деятельности характеризуется ее поверхностностью и незавершенностью. Мыслительный процесс перестает регулировать поведение и действия индивидов и прекращает быть целенаправленным.

Бред проявляется в качестве умозаключения, суждения или представления, не связанного с информацией, которая поступает из окружающей реальности. Для больного соответствие его бредовых идей действительности не имеет значения.

Индивид руководствуется своими умозаключениями, вследствие чего отстраняется от реальности, уходя от нее в бредовое состояние. Таких пациентов невозможно уверить в ложности их бредовых идей, они решительно уверены в их соответствии реальной действительности.

По своему содержанию бредовые рассуждения отличаются огромным многообразием.

Перечисленные типы нарушения мышления, преимущественно, характерны для умственной отсталости, деменции и шизофрении.

Нарушения мышления при шизофрении

Психический недуг, которому присуще грубое расстройство взаимодействия с окружающей действительностью, именуются шизофренией.

Состоянию больных шизофренией может сопутствовать неадекватное поведение, различные галлюцинации и бредовые суждения.

Для данного недуга характерен распад внутреннего единства чувств и воли, кроме этого отмечается нарушение памяти и мышления, вследствие чего больной индивид не может адекватно приспособиться к социальной среде.

Совет

Шизофрения характеризуется хроническим прогрессирующим течением и имеет наследственную природу.

Описанный психический недуг разрушительно воздействует на личность субъектов, меняя ее до неузнаваемости. Большинство людей ассоциирует шизофрению с галлюцинациями и бредовыми суждениями, однако на самом деле данная симптоматика вполне обратима, а вот изменения в мыслительных процессах и эмоциональной сфере нет.

Нарушение мышления психология рассматривает в качестве наиболее часто встречающегося симптома психических заболеваний, в частности шизофрении. При диагностировании того либо иного психического недуга пси­хиатры зачастую руководствуются наличием одного или нескольких видов патологии мыслительной деятельности.

Основные нарушения мышления имеют формальный характер и заключаются в утрате ассоциативных связей. У индивидов, страдающих шизофренией, изменяется не смысл суждений, а логические внутренние связи суждений.

Другими словами происходит не разложение понятий, а нарушение процесса обобщения, при котором у пациентов появляется множество мимолетных, ненаправленных ассоциаций, отображающих весьма общие связи.

При прогрессировании заболевания у больных изменяется речь, она становится разорванной.

Читайте также:  Малюта скуратов - биография, факты, фото

Для шизофреников характерно так называемое «соскальзывание», заключающееся в резком непоследовательном переходе от одной идеи к другому суждению. Подобное «соскальзывание» пациенты самостоятельно не в состоянии заметить.

В размышлениях пациентов зачастую появляются «неологизмы», то есть они придумывают новые вычурные слова. Таким образом, проявляется атактическое (неконкретное) мышление.

Обратите внимание

Также у шизофреников наблюдается бесплодное мудрствование, теряется конкретность и обобщенность речи, утрачивается координация между фразами. Больные придают явлениям, чужим высказываниям собственный тайный смысл.

По данным проведенных экспериментов в сравнении с результатами здоровых индивидов, шизофреники лучше распознают раздражители, являющиеся менее ожидаемыми, а хуже – раздражители, более ожидаемые.

Вследствие чего отмечается туманность, расплывчивость, замысловатость мыслительной деятельности больных, что провоцирует нарушения психических процессов при шизофрении.

Такие индивиды не могут определить значимые связи, наличествующие между предметами, не выявляют второстепенные конкретно-ситуационные свойства, а актуализируют довольно общие, не отображающие реальной ситуации, зачастую поверхностные, мимовольные, формальные признаки.

При шизофрении основные нарушения мышления нельзя рассматривать, не учитывая целостную жизнь личности. Нарушения мыслительной деятельности и личностные нарушения взаимосвязаны.

При шизофрении нарушение памяти и мышления, расстройства внимания, также могут выявляться. Но при отсутствии изменений органического характера в головном мозге данные патологии являются следствиями расстройства мыслительной деятельности.

Нарушения мышления у детей

К окончанию раннего возрастного периода у маленьких индивидов складывается интеллектуальная деятельность, включающая способность к обобщениям, перенесению приобретенного опыта из начальных условий в новые, установлению отношений, наличествующих между предметами путем проведения своеобразных экспериментов (манипуляций), запоминать связи и применять их при решении задач.

Нарушение мышления психология представляет в виде нарушений умственной деятельности, которые возникают при различных недугах или аномалиях развития психики, а также локальных поражениях мозга.

Мыслительные процессы, протекающие в коре больших полушарий мозга малышей, обуславливает их взаимодействие с социумом.

Важно

Выделяют следующие типы нарушения мышления у детей: соскальзывание, разорванность и разноплановость, опора на скрытые признаки.

В связи с тем, что мыслительное оперирование – это процесс отображения конкретных признаков объектов, а также отношений, связывающих их, оно ведет к зарождению суждений и воззрений на объективную реальность.

Когда наступает расстройство таких представлений, на смену может прийти ускорение мыслительных процессов. Вследствие чего у крох возникает самопроизвольная и быстрая речь, представления быстро меняют друг друга.

Инертность мыслительной деятельности проявляется в замедление процессов, происходящих в коре полушарий. Речь ребенка характеризуется односложными ответами. О таких детях складывается впечатление, слово у них голова «без мыслей» – совершенно пустая. Подобное расстройство мыслительного функционирования может наблюдаться при маниакально-депрессивном синдроме, эпилепсии либо психопатии.

Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями.

Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение.

Совет

В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

Источник: https://psihomed.com/narushenie-myishleniya/

Нарушение мышления человека при шизофрении, у детей, виды

Одним из симптомов всех психических расстройств и отклонений является нарушение мышления.

Шизофрения тоже сопровождается нарушениями мышления, когда человек может неадекватно воспринимать окружающий мир и, соответственно, совершать немыслимые поступки.

Поведение человека меняется, поскольку он неадекватно воспринимает окружающую реальность, что может наблюдаться даже у детей. Различают только виды нарушений мышления.

Шизофрения, согласно мнению специалистов сайта психиатрической помощи psymedcare.ru, имеет множество видов своего проявления, что непосредственным образом влияет на то, как работает мышление у индивида.

Все это влияет на поведение и характер личности, которая в определенных обстоятельствах может стать опасной для окружающих.

Таким образом, во все века ученые пытались объяснить причины возникновения нарушения мышления при шизофрении, в итоге придя к таким выводам:

  1. Генетическая предрасположенность. Шизофрения – наследственное заболевание, при котором нарушенное мышление передается ребенку в 40% случаев, если болен один из родителей, и в 80% — если оба родителя шизофреники. Также у близнецов может проявиться шизофрения в 60-80% случаев, если они являются однояйцевыми, в 25% — при двуяйцевом зачатии.
  2. Непонимание окружающих людей. Поскольку человек при шизофрении по-особенному смотрит на мир, то его внутреннее состояние еще больше усугубляется, если он замечает, что близкие его не воспринимают.
  3. Гормоны. Если в мозгу будет происходить активная выработка серотонина, тогда она будет влиять на работу нервных импульсов, которые отвечают за развитие психического состояния.
  4. Индивидуальные особенности. Каждый человек сталкивается с травмами, стрессами, болезнями и душевными переживаниями. В зависимости от того, как человек к ним относится, развиваются те или иные отклонения.
  5. Задатки к шизофрении. Изначально у человека могут иметься предрасположенности к развитию шизофрении, которые могут не проявиться, если только на человека не повлияют определенные внешние факторы и обстоятельства.

Что такое нарушение мышления?

Одним из функций мозга является мышление. Его расстройство приводит к существенному изменению восприятия окружающего мира. Таким образом, нарушение мышления – это:

  • Неадекватное восприятие окружающего мира.
  • Нарушение процессов обработки информации.
  • Неспособность выявлять связи между предметами и явлениями.
  • Неспособность выявлять свойства предметов и явлений.
  • Искаженное восприятие реальности.
  • Развитие мнимых и ложных суждений и взглядов человека на окружающую действительность.

Если у человека нарушается мышление, тогда оно неизбежно становится фактором развития психической болезни или отклонения.

Человек с нарушенными мыслительными операциями просто неспособен нормально воспринимать мир, поэтому его суждения и поведение тоже становятся неадекватными.

Даже если все остальные системы функционируют нормально, человек уже не может адекватно воспринимать и существовать в мире, который представляется ему другим, а не таким, каким есть на самом деле.

Выделяют такие формы нарушения мышления:

Обратите внимание

Однако специалисты редко могут четко разграничить данные формы, поскольку зачастую у человека проявляются они в совокупности, где преобладает одна, а остальные ее дополняют.

Мышление – динамический процесс обработки информации и восприятия, оценивания, делания выводов. Мышление может меняться в зависимости от того, как работают анализаторы и каким образом информация поступает в мозг.

Если говорить о нарушении мышления при шизофрении, тогда проблема кроется в работе головного мозга. Либо неправильно работают его отделы, либо имеются поражения отделов или долей, либо происходит недостаточное насыщение кровью мозга, либо происходит атрофия тканей и пр.

Различные причины вызывают отклонения в работе головного мозга, которые нередко возникают в пожилом возрасте.

перейти наверх

Виды нарушения мышления

В зависимости от того, какая именно функция мышления нарушается, возникают определенные виды нарушения:

  1. Операционная функция, которая включает синтез, обобщение, анализ и абстрагирование.

Обобщением называется общность характеристик отдельных предметов, которые могут быть взяты в одну категорию. Обобщение бывает:

  • Категориальное – основываясь на определенных признаках, можно предметы отнести к отдельной категории.
  • Функциональное – предметы объединяются по общему функциональному признаку.
  • Конкретное – предметы относятся к одной категории на основании отдельного признака.
  • Нулевое – перечисление предметов без желания их обобщить.

При нарушении мышления обобщение может стать пониженным или деформированным. При пониженном уровне больной рассуждает о предметах конкретно-ситуационно, поэтому и объединяет их. Можно говорить о таком нарушении лишь тогда, когда ранее его не было у больного. При деформированном (искаженном) обобщении больные рассуждают в общем, находя неестественные связи между предметами.

  1. Динамика функционирования мышления, которая включает лабильность и инертность.
  • Лабильность предполагает, что больной не сможет придерживаться тактики выполнения действия, поскольку будет подвержен мимолетному воздействию случайных факторов. В любой момент человек может отвлечься на другие признаки и свойства явления, из-за чего потеряет целенаправленность, перестанет соблюдать последовательность, нарушит инструкцию выполнения дел.
  • Инертность предполагает, что больному будет трудно переключиться с одной деятельности на другую, быстро сменить действия.
  1. Мотивационно-личностная функция включает такие патологии: некритичность, резонерство, разноплановость, бред.
  • Разноплановость заключается в неспособности человека в одной плоскости рассматривать предметы и явления. В результате этого он не может находить конкретные связи, хотя и способен обобщать. У больных прослеживается непоследовательность действий и неспособность соблюдать инструкции.
  • Резонерство – отсутствие логического мышления, из-за чего человек бессмысленно и пусто размышляет. Такие больные являются хорошими ораторами, которые могут подолгу о чем-то говорить, причем темы затрагиваются самые различные. Используются термины, значение которых не понимается, присутствует разорванность речи.
  • Некритичность предполагает отсутствие регуляторов, которыми бы человек пользовался с целью выявления правильности и целенаправленности своих движений.
  • Бред – это умозаключения и преставления, которые абсолютно не имеют ничего общего с реальностью. Для больного бред является истинным, а все, что происходит вокруг в действительности, — бредом.

перейти наверх

Шизофренией называется психическое заболевание, при котором человек не способен адекватно реагировать и контактировать с окружающей действительностью. При шизофрении нарушается память и мышление, наблюдается неадекватное поведение, галлюцинации и бред, человек не способен подвергать свои эмоции контролю.

Шизофрения является наследственным заболеванием и обладает прогрессирующим течением. В частности шизофрения меняет личность человека до неузнаваемости. Поскольку индивид не способен адекватно воспринимать окружающий мир, он становится неспособным к социализации. При шизофрении:

  1. Бред и галлюцинации можно устранить путем лечения.
  2. Эмоциональную сферу и мышление невозможно вернуть.

Шизофрения проявляется в:

  • Разорванности речи.
  • Отсутствии логики, из-за чего суждения базируются на мимолетных факторах.
  • Соскальзывании с одной идеи на другую, причем больной не замечает резкого перехода.
  • Неологизмах – придумывании новых вычурных слов.
  • Бесплодном мудрствовании.
  • Придавании чужим словам какого-то тайного смысла.
  • Агрессии и вспышках гнева абсолютно на любого человека по непонятным причинам.
Читайте также:  Польза и вред соды - здоровье и сода

Источник: http://PsyMedCare.ru/narushenie-myshleniya-cheloveka-pri-shizofrenii-detey-vidy

Типы нарушения мышления

нарушение операциональной стороны мышления
Мышление – синтез, обобщение и отвлечение на основе системы понятий. По Выготскому, обобщенные системы связей могут обобщаться далее, передаваться, отражаться в языке и служить передаче общечеловеческого опыта.

Некоторые формы психопатологии мешают использовать систему операций обобщения и отвлечения. Два крайних варианта:снижение уровня обобщенияВыражается в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами.

Из всех признаков больной не может отобрать те, которые раскрывают понятие. Может оказаться вообще недоступна задача на классификацию (предметы слишком различны по конкретным свойствам). Или обобщение заменяется конкретно-ситуационным сочетанием, что видно в экспериментах на аналитико-синтетические операции.

Не выделяют ведущий признак предмета, не понимают условности, переносного смысла какого-то конкретного описанного в пословице явления, непонимание несовпадения смысла пословицы со всеми частными жизненными ситуациями (пословица кажется недостаточно точной, неверной и т.д.).

Не выделяют ключевого элемента в ситуации и поэтому не могут составить из картинок связную последовательность, их связи подиктованы всплывшими частными ассоциациями на каждую конкретную картинку.

Особенно ярко – в методике пиктограмм, когда среди многообразия образов на слово и слов на образ больной сориентироваться не может, рисует конкретную жизненную ситуацию и страдает, что не может изобразить все варианты ситуаций, пытаются уточнить у экспериментатора буквальный смысл (из-за чего голодный, развитие чего и пр.).

Ассоциативный эксперимент показал: на 33% стимулов нет ответа или эхолалия, на 34% называется функция или признак предмета, на 11% – синонимы стимула и лишь на 22% -адекватные ответы.искажение процесса обобщенияУтрированный “отлет” от конкретных связей, обобщение происходит, но суждения больных отражают случайную или латентную сторону явлений, упуская предметное содержание и существенные характеристики.

В классификации ориентируются на чрезмерно общий выхолощенный признак, неадекватный реальным взаимоотношениям между предметами. Пытаются даже к самым незначительным обыденным явлениям подойти с “теоретической” точки зрения, речь часто вычурная. Бессодержательность, выхолощенность особенно ярко проявляется в методике пиктограмм. Условные беспредметные рисунки, не отражающие реальное содержание слова. Ассоциативный эксперимент: 46% эхолалий, созвучий, речевых штампов Описание сюжетных картинок, определение и сравнение понятий, объяснение пословиц показывают тенденции к бесплодному мудрствованию, резонерству; невозможность отбора смысла, соответствующего ситуации, в толковании пословиц, поэтому резонерство может относиться не к метафорическому смыслу, а к чему-то косвенному, непринципиальному в формулировке. Как и в первом случае, слово не является инструментом обобщения, но если там оно – “кличка”, отражение несущественных деталей, то здесь – бессодержательная абстракция.

нарушение динамики мышлениялабильность мышленияБольной способен к адекватным суждениям, но адекватный характер суждений неустойчив. Темп мыслительной деятельности и уровня обобщения – истощаемость ГМ.

Возможные варианты в классификации: 1) чередования обобщенных и конкретно-ситуационных решений; 2) логические связи подменяются случайными сочетаниями; 3) образование одноименных групп.

Лабильность мышления свойственна маниакальной фазе МДП – импульсивность, невникание в смысл, любое переживание сразу находит отражение в речи больного. Большое количество ассоциаций “уводит” больного от начальной точки рассуждения.

Задание доступно больному, но любое слово отвлекает, свое или чужое (сюда же – феномен “повышенной откликаемости” – бессвязное вплетение в речь случайно услышанного, попавшего в поле зрения при пересказывании, в ассоциативном эксперименте в разных вариантах, словесном и особенно – в цветовом).

Важно

инертность мышленияФеномен инертности связей прошлого опыта, невозможности переключения. Характерна для эпилепсии, последствий тяжелых травм ГМ, некоторых форм умственной отсталости. Даже в тех случаях, когда задача доступна, больной испытывает затруднения в переключении на новый способ решения задачи.

Выявляется в методике пиктограмм, опосредованного запоминания. В крайних формах приводит к снижению уровня обобщения.

Феномен излишней детализации, вязкости мышления при развернутом объяснении, феномен запаздывающих ответов в ассоциативном эксперименте с инструкцией о противоположном значении.обстоятельность мышленияЗамедленность мыследеятельности и, самый яркий признак, подробнейшие пиктограммы. Характерна для депрессий, астении (повышенная утомляемость, истощаемость, невротическое состояние).ускорение мышленияСоскальзывание, высокий темп мышления, обдумывание нескольких тем одновременно. Встречается в мании и гипомании при МДП.

нарушение личностного компонента мышленияразноплановость мышленияНарушение заключается в том, что суждения больного об одном явлении протекают в различных областях. Операциональный план мышления сохранен, но направление выполнения задания не удерживается.

Действия больного остаются адекватны цели, но, к примеру, основание классификации не сохраняется на протяжении выполнения задания – одновременное обобщение по нескольким основаниям.

Основание для объединения предметов в методике исключения или классификации может быть обобщенным или конкретным, но вдруг оказывается подмененным личным отношением и ассоциациями субъекта, или даже вся деятельность по выполнению задания сменяется выяснением отношения больного к предмету.

Наряду с адекватными связями больной порождает “причудливые” в данной ситуации связанные с его болезнью или просто отдаленные ассоциации. Эти парадоксальные установки проявляются и в обыденной жизни – в системе предпочтений на первые места часто выходят социально и ситуативно не значимые мотивы, появляются вычурные поступки и т.д.

резонерствоЭто нарушение часто определяется как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления под любое самое незначительное явление подвести “концепцию”.

“Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к маленькому объекту”. Аффективность проявляется и в тоне высказываний – многозначительный, с неуместным пафосом.

Грамматический строй речи также имеет характерные особенности – частые инверсии, вводные слова, разорванность (нарушение функции речи как средства общения), нет постоянного объекта мысли.
Типично для шизофрении в разных формах.нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельностиУ больных шизофренией происходит ослабление процесса саморегуляции мышления, выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функции при относительной сохранности контрольной функции и активизации защитной. Иногда нарушается способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.некритичность

сверхценные идеи

бредовые состоянияИзобретательский бред, кверулянтство – сутяжный бред, бред преследования, бред отношения, бред величия, ипохондрический бред, бред самоуничижения, любовный бред – можно разбить на три основные группы – величия, самоуничижения, отношения. Непонятно, что это – нарушения личности или мышления? Аргумент в пользу личности – нарушение адекватности самооценки.

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/human-sciences/psychology/terminologiya-7181/klinicheskaya-psixologiya/tipyi-narusheniya-myishleniya/

Нарушения мышления по форме

Мышлением считается способность человека отражать в сознании окружающий мир со всеми существующими связями и внутренними закономерностями.

Отличительной особенностью процесса мышления является то, что благодаря ему человек не только наблюдает, а понимает окружающее.

Однако часто процесс мышления характеризуется определенными нарушениями, последствием которых являются неверные выводы об окружающем.

Речь и мышление

Процесс мышления выражается через язык и речь. Язык, употребляемый человеком, состоит из набора понятий, являющихся элементами мышления. Понятия – выработанные категории, которые отражают существенные признаки явлений и предметов.

Понятия условно подразделяются на две группы:

  • конкретные: названия предметов явлений, действий;
  • абстрактные: характеристики и качества, общие для множества предметов и явлений.

Для процесса мышления важным моментом также являются ассоциации – установление связей между понятиями. Если в ассоциативном процессе возникают расстройства, то они непременно приводят к нарушениям способа мышления, что делает его неполноценным, хаотичным и непродуктивным.

Речь, как выражение мышления, представляет собой высказывания о предметах и явлениях, которые называются суждениями. Суждения сопоставляются друг с другом и сопровождаются логическими выводами, называемыми умозаключениями.

Суждения и умозаключения являются содержанием мышления.

Нарушения форм мышления

Расстройства процесса ассоциаций включают ряд нарушений способов мышления, которые выражаются в изменении стройности, направленности, подвижности и темпа. Нарушения мышления проявляется в следующих формах:

  • Ускорение мышления: обилие и быстрота и поверхностность возникновения ассоциаций. Нездоровые люди быстро и легко отвлекаются от линии разговора. Речь больного приобретает непоследовательный, скачущий характер.
  • Замедление мышления: замедленный темп речи, бедность возникающих ассоциаций. Речь человека становится односложной, неструктурированной. В ней отсутствуют развернутые определения и объяснения. Процесс формирования умозаключений является затрудненным, по этой причине больные не могут осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом и производят впечатление людей с низким интеллектом.
  • Патологическая обстоятельность (вязкость) – тугоподвижность мышления. Больной говорит медленно, растягивая слова. При этом речь человека довольно многословна. Человек склонен к чрезмерной детализации событий, его речь наполнена постоянными уточнениями, повторами, случайными фактами, вводными словами, которые мешают понять основную мысль.
  • Резонерство – многословие, при котором происходит потеря целенаправленности мышления. Речь характеризуется сложными абстрактными понятиями, терминами, логическими построениями, часто используемыми без понимания их истинного значения.
  • Бессвязность – проявление распада процесса мышления в целом. При этом нарушается грамматическая структура, используются отдельные слова. Но при том слышатся обрывки фраз, словосочетаний и бессмысленные звуки. Больной недоступен для контакта, не слышит и не осознает обращенной к нему речи.
  • Наплыв мыслей – тягостное состояние потока мыслей проносящихся в голове хаотично. Обычно такое состояние проявляется в виде приступа и является тягостным для больного. Больной не способен делать обычную для него работу, он отвлекается от беседы. Болезненные хаотичные мысли не складываются в логичный ряд, поэтому человек несвязно их излагает, жалуется на то, что они «скачут, цепляются друг за друга, пересекаются, путаются».
  • Перерывы в мышлении возникают самым непредсказуемым образом. При этом возникает ощущение абсолютно «пустой головы» мысли как будто «улетают». Пациенты часто сравнивают это стояние со стеной, на которую они наткнулись.
  • Аутистическое мышление определяется замкнутостью, погруженностью в собственные фантазии и мысли в полном отрыве от реальности.
  • Символическое мышление выражается в использовании собственных символов при речевом оформлении мыслей, которые являются непонятными для окружающих.
  • Паралогическое мышление проявляется в том, что человек, путем сложных рассуждений, приходят к выводам, которые явно противоречат действительности.
  • Шизофазия – распад речи, когда речь абсолютно теряет смысл. Все ассоциации, используемые больным хаотичны и случайны. При этом часто сохраняется грамматическая структура, точное и стройное согласование слов между собой. Больной говорит размеренно, выделяя логически значимые слова. При этом человек воспринимает речь окружающих и даже выполняет инструкции, но не может сформулировать мысль.

Расстройства мышления по форме могут существовать самостоятельно, а могут сопровождать более грубые психические расстройства. В любом случае при их возникновении нужно обратиться за помощью к специалисту для определения точного диагноза и назначения лечения.

Источник: https://www.psyportal.net/134401/narusheniya-myishleniya-po-forme/

Ссылка на основную публикацию