История из жизни франческо петрарки

Биография Франческо Петрарки

Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт эпохи Проторенессанса.

Детство и юность

Франческо появился на свет 20 июля 1304 года в городе Ареццо, расположенном неподалёку от Флоренции в итальянской области Тоскана.

Его отец, Пьетро ди сер Паренцо делл Инчези по прозвищу Петракко, жил до этого во Флоренции, работал юристом.

По политическим убеждениям принадлежал к партии «белых», за что его изгнали из города вместе с мыслителем и богословом Данте. Пьетро с женой долгое время скитались по тосканским городам.

Обратите внимание

Во время бесконечных скитаний у них родился сын, а когда уже Франческо было девять лет, родители добрались до Франции и наконец-то обосновались в юго-восточной коммуне Авиньон.

Здесь, в Авиньоне, мальчик пошёл в школу, где выучил латинский язык и особенно увлёкся древнеримской литературой, много трудился над изучением сочинений Цицерона. К этому времени относятся его первые поэтические пробы, юный лирик постепенно начал вырабатывать свой собственный стиль.

Во время учёбы Франческо принял решение поменять фамилию с Паренцо на Петрарка, которая и стала знаменитой.

В 1319 году обучение в школе он окончил. Отец пожелал, чтобы сын продолжил династию юристов и занялся изучением права. Юноша отправился на учёбу в большой французский город Монпелье. Оттуда вернулся на родину – в Италию, где продолжил получать образование в старейшем европейском учебном заведении ‒ Болонском университете.

Церковный сан

В 1326 году не стало отца Франческо. Теперь молодой человек смог признаться сам себе в том, что юриспруденция его вовсе не интересовала, он обучался этой науке исключительно по настоянию отца. Его больше увлекала литература, он зачитывался произведениями классических писателей.

Окончив университет, юридической практикой Петрарка так и не занялся. Но ему надо было на что-то существовать, так как после смерти отца наследства он никакого не получил, если не считать рукописи сочинений Вергилия.

Молодой человек вернулся в Авиньон (здесь во французском плену находилась резиденция римских пап) и принял священный сан. Получив младший церковный чин, он обосновался при папском дворе.

Младшие чины имели право пользоваться преимуществами сана, при этом не исполняя церковных обязанностей.

Лаура

6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.

Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку.

Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.

Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза.

Важно

Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины.

Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.

Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд.

За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой.

Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.

Зрелые годы

Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.

В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.

Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.

Совет

В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз.

Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.

Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан.

Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.

Литературные труды

Лирические произведения Франческо были очень популярными, такая литературная известность, вдобавок с покровительством кардинала Колонна, позволила поэту собрать некую денежную сумму и приобрести в 1337 году домик на реке Сорг.

Здесь у истока реки и был расположен Воклюз – Уединённая Долина. Петрарка обожал это место. В море житейских бурь его маленький домик в этом тихом местечке служил поэту пристанью, где он наслаждался возможностью быть одиноким и бродить по природным просторам.

Он скрывался здесь от суеты и шума городов, которые утомляли творческую натуру.

Франческо вставал очень рано и выходил созерцать сельские долины: зелёные лужайки, прибрежные камыши, скалистые утёсы. Обожал уходить в леса, за это местные жители дали ему прозвище Сильван в честь мифического лесного персонажа. Петрарка не только вёл подобный образ жизни, но и походил на Сильвана одеждой.

Поэт ходил в простых крестьянских одеяниях – шерстяном грубом плаще с капюшоном. Питался скромно: рыба, пойманная в Сорге и зажаренная на вертеле, хлеб и орехи.

Его поэтические труды были оценены по заслугам, и одновременно три города пригласили Франческо короноваться лавровым венком – Париж, Рим и Неаполь.

Он приехал в Рим, где на Капитолийском холме 8 апреля 1341 года в праздник Пасхи поэт был увенчан лавровым венком. Европа признала его непревзойдённый поэтический дар и глубокие знания античной литературы.

С Петрарки началось зарождение современной поэзии, а его «Книга песен» признана образцом литературного творчества высшей пробы.

Обратите внимание

А этот день, 8 апреля 1341 года, многие исследователи литературного наследия называют началом эпохи Возрождения.

Лучшие произведения Петрарки, дошедшие до наших времён:

  • эпическая поэма о Сципионе, победившем Ганнибала – «Африка»;
  • книга «О славных мужах», в ней были собраны биографии выдающихся античных личностей;
  • книга-исповедь «Моя тайна», она построена в форме диалогов между Петраркой и Святым Августином перед судом Истины;
  • трактат «О достопамятных событиях»;
  • «Покаянные псалмы»;
  • поэма «Триумф любви»;
  • поэма «Триумф целомудрия»;
  • сборник стихов «Без адреса»;
  • «Буколические песни»;
  • прозаические трактаты «Об уединённой жизни» и «О монашеском досуге».

После вручения венка Петрарка около года провёл в Риме, где жил при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио. Весной 1342 года поэт вернулся в Воклюз.

Смерть Лауры

Возлюбленная великого поэта умерла в тот же день, когда он первый раз увидел её, 6 апреля. Это был 1348 год, в Европе свирепствовала чума. Никто никогда так и не смог узнать, была ли Лаура счастлива в своём браке. Догадывалась ли она о пылкой любви поэта, который так и не решился сказать ей о своих чувствах?

Смерть Лауры Петрарка переживал мучительно и долго. Ночами он сидел в закрытой комнате и при тусклых свечах воспевал в сонетах свою прекрасную музу. Им были написаны:

  • «Стихи на смерть донны Лауры»;
  • «Триумф славы»;
  • «Триумф смерти».

После её смерти Франческо прожил ещё 26 лет, и всё это время не переставал любить Лауру также трепетно и восторженно. За эти годы он посвятил ей около четырёхсот стихов, которые потом были собраны в самом знаменитом сочинении Петрарки – «Книге песен».

Последние годы жизни и смерть

Франческо мечтал возродить величие Древнего Рима. Он увлёкся авантюрной политикой Кола ди Риенци и стал вести проповеди о восстановлении Римской Республики. Тем самым испортил свои отношения с кардиналом Колонна и покинул Францию.

Поэт совершил длительное (почти четырёхлетнее) путешествие по Италии, за время которого завёл множество знакомств. Среди его новых друзей был итальянский лирик и писатель Джованни Боккаччо.

Петрарке предложили кафедру во Флоренции, но он отказался. Франческо поселился при дворе аристократического рода Висконти в Милане. Он выполнил несколько дипломатических миссий, а в 1361 году уехал из Милана. Поэт хотел переселиться в Авиньон или в Прагу, однако эти попытки оказались неудачными, и он остановился в Венеции у своей незаконнорождённой дочери.

Несмотря на безумную платоническую любовь, у Петрарки было много страстных физических связей с женщинами. Некоторые из них имели от поэта внебрачных детей. В 1337 году родился его сын Джованни, а в 1343 году – любимица дочь Франческа. Она ухаживала за отцом до самой смерти.

Последние годы поэта прошли в небольшом итальянском городке Падуя. Ему покровительствовал местный правитель Франческо да Каррара. У Петрарки был собственный дом, где он спокойно жил с любимой дочерью, зятем и внуками.

Единственное, чем были омрачены его старческие годы, ‒ это приступами лихорадки.
Петрарка скончался 19 июля 1374 года, до 70-летия ему оставалось дожить всего один день. Его обнаружили утром, мёртвый он сидел за своим рабочим столом с пером в руке.

Наверное, истинные поэты умирают именно так: выводя на бумаге свои последние строки потомкам.

Важно

В честь великого итальянца Петрарки на планете Меркурий назвали кратер, а именем его единственной и несбывшейся мечты – Лаура – был назван астероид, который в 1901 году открыл немецкий астроном Макс Вольф.

Источник: https://stories-of-success.ru/franchesko-petrarki

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века, ставший основателем раннего гуманизма. Считая наставником писателя-монаха Варлаама Калабрийского, он сыграл большую роль в итальянском Проторенессансе и стал культовым поэтом Средневековья.

Франческо Петрарка родился в Ареццо 20 июля 1304 года. Его отцом стал Пьетро ди сер Паренцо, флорентийский юрист, который был выдворен из Флоренции в то же время, что и Данте, за поддержку партии «белых». Паренцо имел прозвище «Петракко» – вероятно, из-за этого впоследствии образовался псевдоним поэта.

Семейство Паренцо переезжало из одного города Тосканы в другой, а когда Франческо исполнилось девять лет, осело во французском Авиньоне. Впоследствии мать Петрарки переселилась в соседний город Карпантра.

Портрет Франческо Петрарки

В Авиньоне мальчик начал посещать школу, изучил латинский язык и начал интересоваться произведениями римской литературы. В 1319 году Франческо окончил школу, после чего отец посоветовал изучать право.

Хотя юриспруденция не была близка Франческо, парень выполнил волю отца, поступив в Монпелье, а вскоре – и в Болонский университет. В 1326 году отец Петрарки скончался, а сам молодой человек окончательно понял, что классические писатели для него гораздо интереснее законодательных актов.

Единственным наследством, которое получил Франческо после смерти отца, стала рукопись сочинений Вергилия. Отчасти из-за тяжелого финансового положения, отчасти из-за стремления к духовному просвещению, после окончания университета Петрарка решил принять священство.

Итальянец поселился при папском дворе в Авиньоне и сблизился с представителями авторитетного семейства Колонна (Джакомо Колонна – приятель еще со времен учебы в университете).

В 1327 году Франеско впервые увидел Лауру де Нов, безответная любовь к которой побудила его к написанию стихов, считающихся вершиной мастерства в сфере итальянских сонетов.

Творчество

Наибольшую популярность Петрарке принесли стихотворные произведения, написанные на итальянском языке. Подавляющая часть посвящена Лауре де Нов (хотя ее полное имя до сих пор остается загадкой, и Лаура де Нов – это лишь самая подходящая кандидатура на роль музы Петрарки).

Сам поэт сообщает о возлюбленной только то, что ее зовут Лаурой, которую впервые увидел 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра, и что 6 апреля 1348 года эта женщина скончалась. После смерти Лауры Франческо воспевал эту любовь на протяжении десяти лет.

Лаура де Нов – безответная любовь Франческо Петрарки

Сборник канцон и сонетов, посвященных Лауре, носит название «II Canzoniere» или «Rime Sparse». Сборник состоит из двух частей. Хотя большая часть произведений, вошедших в него, описывает любовь Петрарки к Лауре, в «Канцоньере» нашлось место и для нескольких стихов другого содержания: религиозного и политического.

Читайте также:  Фото элизабет тейлор

Еще до начала семнадцатого века этот сборник переиздали двести раз. Рецензии на сонеты, содержащиеся в «Канцоньере», писали поэты и ученые из разных стран, признав неоспоримое значение произведений Франческо для развития итальянской и мировой литературы.

Совет

Примечательно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим итальянским стихотворным произведениям.

Хотя именно стихи обеспечили успех у публики, а изначально Петрарка писал исключительно для себя и воспринимал как пустяки и безделицы, помогающие ему облегчить душу. Но их искренность и непосредственность пришлись по вкусу мировой общественности, и в результате эти произведения оказали влияние как на современников Петрарки, так и на литераторов последующих поколений.

Статуя Франческо Петрарки

Широко известна также итальяноязычная поэма Петрарки под названием «Триумфы», в которой нашла свое выражение его жизненная философия. В ней автор с помощью аллегорий рассказывает о цепочке побед: любовь побеждает человека, целомудрие – любовь, смерть – целомудрие, слава – смерть, время -славу, и, наконец, вечность побеждает время.

Итальянские сонеты, канцоны, мадригалы Франческо оказали влияние не только на поэзию, но и на музыку. Композиторы XIV (пока длилось Возрождение), а затем и XIX веков положили эти стихи в основу своих музыкальных произведений. К примеру, Ференц Лист написал «Сонеты Петрарки» для фортепиано под глубоким впечатлением от стихов поэта, посвященных Лауре.

Книги на латинском

К значимым произведениям Франческо, написанным на латинском языке, относятся следующие книги:

  • Автобиография «Epistola ad posteros» в формате письма к будущим поколениям. В этом творении Петрарка излагает историю своей жизни с внешней стороны (рассказывает о ключевых событиях, произошедших на его жизненном пути).
  • Автобиография «De contempu mundi», что переводится как «О презрении к миру». Это произведение автор написал в формате диалога с блаженным Августином. Вторая автобиография поэта рассказывает не столько о внешних проявлениях истории его жизни, сколько о его внутреннем развитии, борьбе между личными желаниями и аскетической моралью, и так далее. Диалог с Августином превращается в своеобразный поединок между гуманистическим и религиозно-аскетическим мировоззрением, в котором побеждает все-таки гуманизм.

Книга стихов Франческо Петрарки

  • Инвективы (гневные обличительные речи) по отношению к представителям культурной, политической, религиозной сфер. Петрарка был одним и первых творческих деятелей, способных смотреть на высказывания, учения и убеждения современности с критической точки зрения. Так, широко известна его инвектива против врача, который считал науку важнее красноречия и поэзии. Также Франческо высказывался против ряда французских прелатов (представителей высшего католического духовенства), против аверроистов (последователей популярного философского учения XIII века), римских ученых прошлых лет, и так далее.
  • «Письма без адреса» – произведения, в которых автор смело критикует развратные нравы Рима XIV века. Петрарка на протяжении жизни был глубоко верующим католиком, но он не испытывал благоговения перед высшими духовными санами, чье поведение считал неприемлемым, и не стеснялся открыто их критиковать. «Письма без адреса» адресованы то придуманным персонажам, то реальным людям. Идеи написания произведений в таком формате Франческо позаимствовал в Цицерона и Сенеки.
  • «Африка» – эпическая поэма, посвященная подвигам Сципиона. В ней также содержатся молитвы и покаянные псалмы.

Личная жизнь

Любовью всей жизни Петрарки была Лаура, личность которой до сих пор доподлинно не установлена. После встречи с этой девушкой поэт на протяжении трех лет, проведенных в Авиньоне, надеялся поймать ее случайный взгляд в церкви. В 1330 году поэт переехал в Ломбе, а через семь лет купил имение в Воклюзе, чтобы жить неподалеку от Лауры.

Приняв духовный сан, Петрарка не имел права жениться, однако не чурался плотскими связями с другими женщинами. История гласит, что у Петрарки было два внебрачных ребенка.

Сама Лаура, по видимости, была замужней женщиной, верной супругой и матерью одиннадцати детей. В последний раз поэт увидел возлюбленную 27 сентября 1347 года, а в 1348 году женщина умерла.

Франческо Петрарка и Лаура

Точная причина смерти неизвестна, но историки считают, что это могла быть чума, из-за которой в 1348 году полегла значительная часть населения Авиньона. Кроме того, Лаура могла умереть из-за истощения, обусловленного частыми родами, и туберкулеза. Неизвестно, говорил ли Петрарка о чувствах, и знала ли Лаура о его существовании.

Поэты отмечают, что в том случае, если бы Лаура стала законной супругой Франческо, он вряд ли бы написал столько проникновенных сонетов в ее честь. К примеру, об этом говорили Байрон, Карамзин, а также советский поэт Игорь Губерман.

По их мнению, именно удаленность возлюбленной, невозможность быть с нею позволили Петрарке написать произведения, оказавшие огромное влияние на всю мировую литературу.

Смерть

Еще при жизни Петрарки его литературные произведения были оценены публикой по достоинству, и в результате он получил приглашения на коронацию лавровым венком из Неаполя, Парижа и Рима (практически одновременно). Поэт выбрал Рим, где был венчан лавровым венком на Капитолии в Пасху 1341 года.

Вплоть до 1353 года он жил в своем имении в Воклюзе, периодически покидая его для путешествий или проповеднических миссий.

Навсегда покинув это место в начале 1350-ых годов, Франческо решил поселиться в Милане, хотя ему предлагали работу на кафедре во Флоренции.

Обосновавшись при дворе Висконти, он занялся исполнением дипломатических миссий.

Могила Франческо Петрарки

Впоследствии поэт хотел вернуться в родной Авиньон, но напряженные отношения с авторитетными итальянскими семьями помешали ему это сделать.

Обратите внимание

В результате он переехал в Венецию и поселился неподалеку от семейства своей незаконнорожденной дочери.

Но и здесь Петрарка не задержался надолго: он регулярно путешествовал по различным итальянским городам, а в последние месяцы своей жизни оказался в небольшой деревне Арква.

Там поэт скончался в ночь с 18 на 19 июля 1374 года, когда до 70-летнего юбилея ему оставалось дожить всего один день. История гласит, что Франческо ушел в мир иной за столом, сидя над работой по жизнеописанию Цезаря с пером в руке. Его похоронили на местном кладбище.

Библиография

  • Книга песен
  • Триумфы
  • О презрении к миру
  • Книга о знаменитых мужах
  • Письмо к потомкам
  • Письма без адреса
  • Буколические песни
  • Покаянные псалмы

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5093-franchesko-petrarka.html

Жизнь и творчество Франческо Петрарки (стр. 1 из 3)

Реферат по культурологии

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра менеджмента

г. Краснодар

2000 г.

1. Эпоха Петрарки – история Петрарки

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre – возрождаться), одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы.

В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя – абсолютная монархия, формировались новые общественные группы- буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека.

Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой.

Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм ( от лат. humanus – человеческий ) стал идейной основой культуры Возрождения.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике ( диалектике ), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли.

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине.

Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.

Важно

Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни.

Явление Петрарки огромно. Оно не покрывается пусть даже самым высоким признанием его собственных литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель, фигура общественная – в нем нераздельны. Вот уже более шестисот лет человечество чтит великого итальянца прежде всего за то, что он, пожалуй, как никто другой, способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и человека, прозванной Возрождением.

Франческо Петрарка родился в семье флорентийского нотариуса Петракколо ди Паренцо в понедельник 20 июля 1304 года. Произошло это не во Флоренции: Петракколо был изгнан из родного города одновременно с Данте, – а в Ареццо, городе расположенном одновременно у истоков Арно и Тибра.

Франческо исполнилось восемь лет, когда семья переселилась в Авиньон (южная Франция). Изгнанников привлекала тогдашняя столица всея Европы. Столица, разумеется, католического мира – именно там помещался папский престол, а реформа, раздробившая мир на католиков и протестантов – еще не наступила.

Когда ребенок подрос, отец отправил его сначала в Монпелье, потом в Болонью – постигать юриспруденцию.

Юристом Франческо не стал. Зато он стал поэтом. 6 апреля 1327 года в его жизни появляется та, кого мир знает под именем Лауры. Знакомство происходит в Авиньоне в церкви Св. Клары.

Вечная Возлюбленная – была или не была? Отдельные исследователи полагают, что за героиней фрагментов определенного лица не стоит, более того, некоторые из них считают, что таковая есть чистый символ женственности и никогда эту землю не населяла.

Петрарка будучи спрошенным о ней, энергично утверждал противоположное.

В результате столь мощного творческого акта, одновременно высокого и упорного, – героиня не могла не материализоваться.

Совет

Современники в ее существовании еще сомневаются, но уже в XVI столетии отдельные энтузиасты докопались в архивах до подлинных следов – она безмятежно здравствовала, оказывается, под девической фамилией де Нов, а в замужестве стала мадам де Сад, родила одиннадцать детей в законном браке, а те подарили Франции кучу потомков, среди которых – отец черного юмора и великий писатель – Сад.

Произведенные раскопки вряд ли что-либо добавили в узнавании прекрасной героини петраркова романа. Скорее всего, красавицей она не была. Прекрасной ее делали устремленные на нее глаза Поэта. Та или иная фамилия – какая разница! Другое дело имя.

Первоначально Петрарка был представлен девушке с весьма распространенным в Провансе именем Laure – Лор. Постепенно с именем, равно и как с простенькой девушкой происходит замечательная метаморфоза.

Девушка превращается в обаятельную куртуазную даму и банальное по своему звучанию имя уже перестает соответствовать образу Прекрасной Дамы. Лора преобразуется в Лауру. Это новое имя постепенно заполняет поэтические тексты Петрарки. Он постоянно обыгрывает его звучание.

Особенно часто оно появляется в виде мнимо нейтрального Л'аура ( L' aura…) – дыхание, дуновение. В большинстве фрагментов в звуки этого имени вплетаются аллегория листвы, призванной увенчивать царей и поэтов (Lauro – лавр).

В апреле 1341 года Петрарка был коронован на Капитолийском холме в Риме, коронован лавровым венком, став таким образом первым европейским лауреатом в полном смысле слова. Как и в наше время, за поэзию, за одну поэзию, лавров бы ему не присудили.

Он вынужден был готовить себе почву на латыни, которую любил не менее, если не более родного просторечия.

Увенчанию лавром способствовали: слава латинствующего эрудита и ритора, известность о замечательной, так и не обнародованной при жизни, поэме “Африка” и некая толика полезных связей.

Обратите внимание

Умер Петрарка, наскитавшись и наработавшись досыта, в Аркуа возле Падуи в ночь на 19 июля 1374 года. Умер в относительном благоденствии и в безотносительной, беспрецедентной славе.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить и потребность быть любимым.

Конкретнее в жизни Петрарки любовь к домашним (матери, брату Герардо, племяннику Франческо), к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо Колонна, Джованни Боккаччо и многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближним и вообще к людям Петрарка не мыслил себе жизни.

Это накладывало определенный нравственный отпечаток на все им написанное, привлекало к нему, повсеместно делало своим, любимым.

Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя бичевал: это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом.

Оно-то в большей степени и побудило Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала умеряться. Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств.

В “Письме к потомкам” он с грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.

Любопытно, что любовь к Лауре и любовь к Славе между собой не только не враждовали, но даже пребывали в тесном единении, что подтверждается устойчивой в поэзии Петрарки сим великой: Лаура и лавр. Но так было до поры до времени.

Важно

В годы самоочистительных раздумий Петрарка вдруг почувствовал, что и любовь к Лауре, и желание Славы противны стремлению обрести вечное спасение. И вовсе не потому – а это чрезвычайно существенно для Петрарки! – что они греховны сами по себе. Нет! просто они мешали вести тот образ жизни, который надежно подвел бы его к спасению.

Читайте также:  Планета меркурий – интересные факты (+видео)

Осознание этого противоречия повергло поэта в глубокое душевное смятение, умеряемое, впрочем, писанием трактата. где он пытался со всей откровенностью обнажить свое душевное состояние.

Конфликт этот был лишь частным случаем конфликта более общего и философски более значимого: конфликта между многочисленными радостями земного бытия и внутренней религиозной концепцией.

К земным радостям Петрарка относил прежде всего окружающую природу. Он, как никто из современников, умел видеть и наблюдать ее, умел наслаждаться травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой.

Отсюда и столь частые и столь любовно написанные в его поэзии пейзажи.

Отсюда же и тяга Петрарки “к перемене мест”, к путешествиям, к возможности открывать для себя все новые и новые черты окружающего мира.

К несомненным земным радостям относил Петрарка и веру в красоту человека и могущество его ума.

К ним же он относил любое творческое проявление: будь то в живописи (его суждения о Симоне Мартини и Джотто), в музыке, философии, поэзии и т. д.

Но все это таило и множество побочных соблазнов, которых, по мнению Петрарки, человеку, по слабости его, трудно избежать. Отсюда и сомнения в абсолютной ценности земных радостей.

Совет

Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Поразительна и широта его интересов. Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о проблемах воспитания и о распространении христианства, об астрологии и о падении воинской дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед.

Петрарка превосходно знал античных мыслителей, но сам в области чистой философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был цепок и точен. Много интересного написано им о практической морали.

Сторонясь мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был чужд и общественных страстей. Так, он был яростным патриотом. Италию он любил до исступления. Ее беды и нужды были его собственными, личными. Тому множество подтверждений. Одно из них – знаменитейшая канцона “Италия моя”.

Заветным устремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал разделение Италии, хлопотал о возвращении папской столицы из Авиньона в Вечный город, просил императора Карла IV перенести туда же центр империи.

В какой-то момент Петрарка возлагал надежды на то, что объединение Италии будет проведено усилиями Кола ди Риенцо. Самое страшное для Петрарки – внутренние раздоры.

Сколько усилий он приложил, чтобы остановить братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое преобладание на Черном и Азовском морях! Однако красноречивые его письма к дожам этих патрицианских республик ни к чему не привели.

Источник: http://MirZnanii.com/a/301271/zhizn-i-tvorchestvo-franchesko-petrarki

Франческо Петрарка — Биография — актуальный и творческий путь

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА
(1304-1374)

Эра Ренессанса в сознании наших современников обычно ассоциируется с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Дюрера, Брейгеля, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Монтеня.

Но своим культурным возрождением Европа, может быть, сначала, должна величавому итальянцу, Франческо Петрарки.

Это был 1-ый выдающийся гуманист, поэт, которому удалось узреть целостность течения мыслей, которые предшествовали Возрождению, и соединить их в поэтическом синтезе, который стал программкой последующих европейских поколений.

Обратите внимание

Петрарка — основоположник новейшей современной поэзии, человек, решившейся во мраке средневековья зажечь пламя не сколько божественного, как земного, людского чувства.

Родился Франческо Петрарка в городке Ареццо в семье нотариуса, который в 1302 году был вкупе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белоснежных гвельфов. В 1312 году семья переехала в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы. С пяти-шести лет Петрарка уже занимался грамматикой, риторикой и логикой.

По настоянию отца Франческо изучает право поначалу в Монпелье, потом в Болонье, но испытывает к этому неприязнь, отдавая предпочтение юридическим наукам, занятиям по старой литературы, серьезно увлекается поэтами-классиками.

Отец не одобрял увлечение отпрыска и как-то даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других традиционных создателей. В 1318 году погибает мама Франческо. В 1320 году отец отсылает Петрарку в Болонье, известного центра исследования римского права. Юноше приглянулись жизнерадостность и пышность Болонье.

Бессчетные знакомые уже читали стихи поэта, но отец не лицезрел в этом будущей славы отпрыска. Но Франческо продолжал потаенно писать, так как ощущал омерзение к юриспруденции. В юношеские годы происходит становление личности Петрарки: любовь к свободе, к природе, спокойствия, рвение к познаниям, активная актуальная позиция.

Он всей душой терпеть не может феодальные междоусобицы, братоубийственные войны, деспотию правителей. В это время у юноши появилось желание к моральной философии. Смерть отца (1326) сходу всё изменила.
Став вскоре лирическим поэтом, Петрарка не растерял энтузиазма к традиционной древности.

Наоборот, этот энтузиазм всё рос, пока не перевоплотился в реальную страсть. Петрарка увлеченно изучал заслуги древних создателей, открывавших перед ним новый и красивый мир, таковой непохожий на мир средневекового религиозного фанатизма, церковных догм и аскетического изуверства.

Древняя культура с того времени для него уже не виделась служанкой богословия. Он 1-ый с замечательной ясностью увидел, что в ней было вправду самым основным: живой энтузиазм к человеку и окружающему миру; в его руках традиционная древность стала боевым знаменем ренессансного гуманизма.

Важно

Жгучая любовь Петрарки к старому миру была неизменной. Он писал на языке традиционного Рима; с редчайшим энтузиазмом разыскивал и изучал античные рукописи и радовался, если ему удавалось отыскать некий потерянный смысл произведения Цицерона либо Квинтилиана.

У него была уникальная библиотека традиционных текстов. Его умопомрачительная эрудиция вызывала заслуженное почтение и экстаз современников.

Деянием древней-римского предводителя Сципиона Африканского Старшего он предназначил свою поэму «Африка», написанную в подражание «Энеиде» Вергилия. Цицерона и Вергилия он считал величайшими писателями мира, а их произведения — непревзойденными эталонами литературного мастерства.

Петрарка так сроднился со старым миром, так вошел в него, что этот мир перестал быть старым, мертвым. Он всегда чувствовал его живое дыхание, слышал его глас.

Выдающиеся римские писатели стали его близкими друзьями и наставниками. Цицерона он почтительно называл папой, а Вергилия — братом. Он писал им всем дружественные письма, как будто они жили с ним.

Он даже признался, что мемуары о древних и их деяния возбуждают в нем «красивое чувство радости» в то время, как конкретно только созерцание современников вызывает омерзение.
Но на основании схожих признаний не нужно представлять для себя Петрарку таким педантом, что растерял всякую связь с реальностью.

Ведь античные создатели учили его, как писать, как жить. В их он находил ответы на актуальные вопросы, волновавшие его. Так, увлекаясь, величием Старого Рима, он в то же время горько пенял по поводу политического кавардака в современной ему Италии.

Государственным бедствием, как и Данте, считал политическую раздробленность, что порождала нескончаемые распри и междоусобные войны, но не знал, ну и не мог в тогдашних исторических критериях указать пути, которые привели страну до муниципального единства.

Совет

Потому Петрарка то жарко приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 года, во главе которого стоял народный трибун Кола ди Риенци, который назначил в Риме республику и объявил политическое объединение Италии, то возлагал свои надежды на пап Бенедикта XII и Климента VI, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на правителя Карла IV. Его политические эталоны не отличались четкостью и последовательностью. Было в их много доверчивого и утопического, но одно не вызывает колебаний — это искренняя любовь Петрарки к родине, желание узреть ее окрепшей и освеженной, достойной былого римского величия. В известной канцоне «Моя Италия» он с большой страстью вылил свои патриотические чувства.

У Петрарки был любознательный дух, на который в средние века смотрели как на один из самых тяжких грехов. Он объездил ряд государств, побывал в Риме и Париже, Германии и Фландрии, везде внимательно изучал характер людей, услаждался созерцанием незнакомых мест и ассоциировал увиденное с тем, что было ему отлично понятно.

Круг его интересов очень велико: он филолог и историк, этнограф, географ, философ и моралист. Все, что имеет отношение к человеку, его разуму, деяний, ее культуры завлекает пристальное внимание Петрарки. Книжка «О именитых парней» содержит биографии именитых римлян от Ромула до Цезаря, также Александра Македонского и Ганнибала.

С обилием исторических анекдотов, выражений и острот, взятых у Цицерона. Трактат «О средствах против счастья и несчастья» касается самых различных актуальных ситуаций, проводит читателя всеми степенями тогдашних соц лестниц.

Меж иным, в нареченном трактате Петрарка бросил вызов вековым феодальным представлениям, согласно которым реальная благородство заключается в авторитетном происхождении, в «голубой крови».

Если в средние века путь от человека, ну и все другие пути и вели обязательно к Богу, то в Петрарки все пути ведут к человеку. При всем этом человек для Петрарки — это сначала он сам. И он анализирует, взвешивает, оценивает свои поступки и внутренние побуждения. Церковь добивалась от человека смирении и мудрости, прославляя И тех, кто отрекался от себя во имя Бога.

Петрарка осмелился заглянуть в себя и преисполнился гордостью за человека. В самом для себя он отыскал неистощимые богатства людского мозга и духа. С ним, отпрыском умеренного нотариуса, говорили как с ровней знатные вельможи, венценосцы и князья церкви. Его слава была славой Италии. Но средневековья оказало упрямое сопротивление напору гуманизма.

Оно надвигалось на Петрарку в видах статуи, живописи и архитектуры, напористо напоминало о для себя с церковных и институтских кафедр, иногда оно звучно откликалось в нем самом. Тогда выдающемуся гуманисту, экзальтированному фанату языческой древности начинало казаться, что он идет греховным и небезопасным методом.

В нем оживал средневековый аскет, который отстраненно увидел земные искушения.

Обратите внимание

Он откладывал в сторону произведения Вергилия и Цицерона, чтоб углубиться в Библию и писания отцов церкви. Эти внутренние противоречия Петрарки коренилися в глубочайших противоречиях того переходного времени, у него они только резче были выражены.

При всем этом он с опаской следил за своим «внутренним расстройством» и даже попробовал выложить его в книжке «О презрении к миру» (1343), этом интересном исповеди волнующей души.
Вескую роль в судьбе Петрарки не много знакомство с семьей Колонна. После погибели отца он остался без средств.

Решение принять духовный сан сделало Петрарку капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. У Петрарки появилась возможность заняться творчеством.

Авиньонский период» (1327-1337) был плодотворным для поэта. Конкретно в это время он начинает усиленно учить древних классиков; готовит научное издание узнаваемых «Декады» Тита Ливия, а в Льеже в монастырской библиотеке он находит две речи Цицерона «В защиту поэта Архия».

А в конце 1336 году по приглашению семьи Колонная он в первый раз оказался в Риме, который полюбил всем сердечком. Петрарка с радостью принял в 1341 году почтенное звание римского гражданина, но считал собственной Родиной всю Италию.

Последующий период в жизни Петрарки исследователи именуют «Первой остановкой в Воклюзи» (1337-1341). Петрарка неприспособился к жизни в Авиньоне и потому оказался в Воклюзи.

Тут он пишет много сонетов, удачно продвигается поэма «Африка» на латинском языке, которая ведает о геройском прошедшем Италии и про известную личность Сципиона. Тут он берется За трактат «О выдающихся парней»: в 1343 году было написано 23 биографии древних деятелей.

В Воклюзи у Петрарки родился отпрыск Джованни, который погиб еще в юности. Потом родилась дочь Франческа, благодаря которой сохранилось много черновиков и личных вещей поэта.

Результатом всех творческих усилий было коронование Петрарки на Капитолии 8 апреля 1341 года. Это был личный триумф поэта и попытка поставить поэзию на тот уровень, который она занимала в старом Риме.

Важно

Ему был вручен диплом, он получил звание магистра, доктора поэтических искусств и истории.

Очень увлекателен тот факт, что неаполитанский повелитель Роберт не считал себе унизительным попросить Петрарку стать его наставником в поэзии, но поэт отказался от такового знатного долга. На этом короновании Петрарка произнес «Слово», в каком выложил свое осознание поэзии и ее задач.

Источник: http://glavbuk.ru/franchesko-petrarka-biografiya-aktualnyj-i-tvorcheskij-put/

1.2. Творческий путь Франческо Петрарки

Творчество
Петрарки можно подразде­лить на три
основных периода.

Читайте также:  Как повысить самооценку - просто и понятно

Первый
период (1318-1333) — годы учения. Самое раннее
сти­хотворение Петрарки написано на
латинском языке, однако в 20-е годы гораздо
больше, чем Цицерон и Вергилий, его
занимали современные поэты на народном
языке.

В Монпелье он познакомил­ся с
лирикой провансальских трубадуров; в
Болонье — с поэзией нового сладостного
стиля. «Божественной Комедии» юный
Петрарка сторонился, но Данте-лирик
оказал на него серьезное влия­ние.

В интересах Петрарки к ли­тературному
наследию поэтов, писавших на народном
языке, на первый план выступили проблемы
формы — поэтики, стиля и поэ­тического
языка. Именно поэтому ему оказались
ближе всего эпи­гоны нового сладостного
стиля и провансальские трубадуры.

Но
сам Петрарка стремился не к канонизации
и формализации суще­ствующих норм
языка и стиля, а к их реформе.

Второй
период в жизни и творчестве Петрарки
(1333-1353) — период творческой зрелости.

В
это время окончательно складыва­ется
его мировоззрение и создаются основные
литературные произведения на латинском
языке: героическая поэма «Африка»
(1339-1341), историко-биографическое сочинение
«Devirisillustribus» («O знаменитых людях»,
1338-1358), «Epistolaemetricae» («Стихотворные
послания», 1350-52), двенадцать эклог
«Bucolicumcarmen» («Буколическая песнь»,
1346-48), диалогизированная исповедь
«Secretum» («Сокровенное», 1342-43), трактаты
«Devitasolitaria» («Об уединенной жизни», 1346)
и «Deotioreligioso» («О монашеском досуге»,
1347), неоконченное историческое сочи­нение
«Rerummemorandumlibri» («O достопамятных вещах и
событиях», 1343-45) и полемическое сочинение,
направленное на за­щиту поэзии от
нападок со стороны представителей
«механичес­ких искусств» —
«Invectivacentramedicumquedum» («Инвектива против
некоего врача в четырех книгах», 1352-53).
Ко второму пе­риоду относится также
большая часть стихотворений, вошедших
впоследствии в «Книгу песен», именуемую
чаще всего «Канцоньере», но озаглавленную
самим Петраркой по латыни:
«Rerumvulgariumfragmenta» [10,
с. 73].

Второй
период в жизни и творчестве Петрарки
начался с годов странствий. В 1333 году
Франческо Петрарка совершил большое
путешествие по Северной Франции, Фландрии
и Германии. Это было не совсем обычное
путешествие.

Совет

В отличие от средневековых
паломников к святым местам и флорентийских
купцов, которые ездили по делам своих
фирм, Петрарка, разъезжая по Европе, не
преследовал ни­какой практической
цели.

В годы странствий Петрарка как бы
за­ново открыл лирическую ценность
природы для внутреннего мира человека,
и с этого времени природа входит в мир
европей­ской поэзии как ее неотъемлемая
и важная часть.

Путешествуя
по Европе, Петрарка устанавливал контакты
с учеными, обследовал монастырские
библиотеки в поисках забы­тых рукописей
античных авторов и изучал памятники
былого ве­личия Рима.

В
1337 году Франческо Петрарка поселился
неподалеку от Авиньона, в Воклюзе, где,
с перерывами, прожил до 1353 года, претворяя
в жизнь тот гуманистический идеал
уединенной жизни на лоне пре­красной
идиллической природы, который он
обосновал в «Сокро­венном» и анализ
которого составляет основное содержание
трак­татов «Об уединенной жизни» и
«О монашеском досуге».

Но его идеал
одиночества всегда был весьма далек от
пустынничества. В отличие от
анахоретов-монахов, Петрарка в Воклюзе
не столько спасал свою душу для вечной
жизни, отбрасывая от себя все брен­ное
и земное, сколько культивировал свою
человеческую индиви­дуальность. В
Воклюзе Петрарка много и напряженно
работал.

Впоследст­вии он говорил:
«Там были либо написаны, либо начаты,
либо за­думаны почти все сочиненья,
выпущенные мной». Но еще больше, чем
поэзия, его занимала в это время наука.
Науки, которыми занимался в Воклюзе
Франческо Петрарка, были науками о
древности. В этом у Петрарки были
предшественники, такие, как Альбертино
Муссато и поэтический корреспондент
Данте Джованни дель Вирджилио.

По
сравнению с ними Петрарка сде­лал
новый шаг вперед не столько в изучении
античности, сколько в развитии европейской
культуры и прежде всего национальной
литературы Италии.

Но этот шаг вперед—
шаг от пред возрождения к Возрождению,
обусловленный сменой общих концепций
природы, истории и человека, сопровождался
таким широким и подлинно научным
проникновением в мир классической
древности, которое не было еще доступно
ни Брунетто Латини, ни Муссато, ни
Джованни дель Вирджилио, ни даже самому
Данте.

Обратите внимание

Петрарка
оказался прирожденным филологом. Он
первым стал изучать произведения
древнеримских поэтов, сопоставляя
различные списки и привлекая данные
смежных наук.

Во второй период творчества
Петрарка заложил одновременно основы
и классической филологии, которая с
этого времени надолго становится
фундаментом европейской образованности,
и исторической критики, которая, опираясь
на филологическое истолкование текста,
прокладывала дорогу философскому
рационализму.

Но
Петрарка был не только филологом. Его
обращение к античности было проявлением
отвращения поэта к современнос­ти.

Подводя жизненные итоги в «Письме к
потомкам», Франческо Петрарка утверждал:
«С наибольшим рвением предавался я,
среди многого другого, изучению древности,
ибо время, в которое я жил, было мне
всегда так не по душе, что если бы не
препятствовала тому моя привязанность
к любимым мною, я всегда желал бы быть
рожденным в любой другой век, и чтобы
забыть этот, постоянно старался жить
душою в иных веках»
[10, с. 94].

Конфликт
Петрарки с окружающим его миром был
глубоким и исторически существенным.
В нем отражалась смена эпох. Именно
поэтому конфликт этот не стал трагическим
ни для само­го Петрарки, ни для
защищаемого им идеала.

Его научно-литера­турная
деятельность уже в 30-е годы влилась в
культурную жизнь Италии и получила
широкую поддержку со стороны того самого
общества, от которого «воклюзский
отшельник», казалось бы, всеми силами
отстранялся. В апреле 1341 года Петрарка
был увен­чан лаврами на Капитолии.

Он
воспринял этот несколько театральный,
и, по-видимому, в значительной мере самим
им инспи­рированный акт не просто как
общественное признание его талан­тов,
но как освящение литературной традиции.
Обособив анти­чность от современности,
Франческо Петрарка вместе с тем продолжал
счи­тать современных ему итальянцев
прямыми потомками древних римлян.

В
возрождении традиций древнего Рима он
видел законо­мерное возвращение к
народным началам великой итальянской
светской культуры, забытым в пору
господства «варварства». Вся деятельность
Петрарки во второй период его жизни и
творчества была направлена на то, чтобы
помочь народу Италии познать самого
себя, познавая свое великое прошлое.

Важно

Именно эта идея легла в основу «Африки»,
«О знаменитых людях» и других его
ла­тинских произведений второго
периода. Почти все сочинения, на­писанные
им на классической латыни древних, имели
актуальный подтекст. Петрарковский
классицизм был, таким образом, одним из
проявлений нового, национального
сознания первого великого гуманиста
европейского Возрождения.

В
1353 году Франческо Петрарка окончательно
покинул Воклюз. Об этом он мечтал давно.
В мае этого же года Петрарка переехал
через Альпы. С высоты перевала перед
ним открылась родина. Он приветствовал
ее вос­торженно и взволнованно:

Здравствуй,
священный край, любимый Господом,
здравствуй,

Край
— для добрых оплот и гроза для злых и
надменных,

Край,
благородством своим благородные страны
затмивший,

Край,
где земля плодоноснее всех и отрадней
для взора,

Морем
омытый двойным, знаменитыми славный
горами,

Дом,
почтенный от всех, где и меч, и закон, и
святые

Музы
живут сообща, изобильный мужами и златом,

Край,
где являли всегда природа вкупе с
искусством

Высшую
милость, тебя соделав наставником мира.

Жадно
я ныне стремлюсь к тебе после долгой
разлуки,

Житель
твой навсегда, ибо ты даруешь отрадный

Жизни
усталой приют, ты дашь и землю, которой

Тело
засыпят мое. На тебя, о Италия, снова

Радости
полный, смотрю с высоты лесистой Гибенны.

Мгла
облаков позади, лица коснулось дыханье

Ясного
неба, и вновь потоком ласковым воздух

Принял
меня. Узнаю и приветствую землю родную:

Здравствуй,
вселенной краса, отчизна славная,
здравствуй!

(Стихотворные
послания, III, 24, перевод С. Ошерова)

В
жизни и творчестве Франческо Петрарки
начинался третий, последний период.
Его, видимо, можно назвать итальянским.
В 1351 году флорентийская коммуна отправила
к Петрарке Джованни Боккаччо с официальным
посланием.

Петрарку приглашали вернуться
в город, из которого были изгнаны его
роди­тели, и возглавить университетскую
кафедру, специально для него созданную.
В послании, который привез Боккаччо,
сообщалось также, что правительство
Флоренции готово вернуть поэту иму­щество,
некогда конфискованное у его отца. Это
был беспреце­дентный акт.

С того
времени, как Данте умер в изгнании,
прошло всего тридцать лет, но за эти
тридцать лет началась новая эпоха.
Правительству Флоренции хотелось быть
на уровне времени.

На­зывая Петрарку
писателем, «вызвавшим к жизни давно
заснув­шую поэзию», гонфалоньер и
приоры писали: «Мы не цезари и не меценаты,
однако, мы тоже дорожим славою еловека,
единствен­ного не в нашем только
городе, но во всем мире, подобно которо­му
ни прежние века не видели, не узрят и
будущие; ибо мы знаем, сколь редко,
достойно поклонения и славы имя поэта».

Франческо
Петрарка сделал вид, что польщен. Отвечая
флорентийскому правительству, он писал:
«Я поражен тем, что в наш век, который
мы считали столь обездоленным всяким
благом, нашлось так много людей,
одушевленных любовью к народной или,
лучше ска­зать, общественной свободе».

Тем не менее, вернувшись в 1353 году в
Италию, Петрарка к вящему негодованию
своих друзей и больше всего Боккаччо
поселился не в демократической Флорен­ции,
а в Милане, которым в то время деспотически
правил архие­пископ Джованни Висконти.
Это был самый могущественный из тогдашних
итальянских государей и самый страшный
враг флорентинцев.

Совет

Оказалось, что
Петрарка понимал свободу совсем не так,
как ее понимало большинство его
современников.

Петрарка,
как всегда, уверял, будто истинная
свобода — это свобода творчества, что
никогда не было человека внутренне
не­зависимее его и что он принял
приглашение Джованни Висконти «только
на том условии, что его свобода и покой
останутся непри­косновенными».

Он
уверял, что поселиться в Милане его
заставила, прежде всего «человечность»
архиепископа и, оправдываясь перед
Боккаччо, горько упрекавшего его за
дружбу с Висконти, напоминал тому
какой-то их давний разговор, во время
которого оба они порешили, что «при
нынешнем положении дел в Италия и в
Европе Милан самое подходящее и самое
спокойное место» для Петрарки и для его
литературных занятий.

В
Милане Петрарка прожил до 1361 года.

Потом
он поселился в Венеции, городе, который,
по его словам, был в то время «един­ственной
обителью свободы, мира и справедливости,
единствен­ным прибежищем добродетели,
единственной надежной гаванью, куда,
убегая от свирепствующих повсюду бурь
тирании и войн, стремил свои корабли
всякий жаждущий доброй жизни». В Вене­ции
Франческо Петрарка провел шесть лет и
покинул ее, оскорбленный каки­ми-то
юными философами-аверроистами, которых
он потом вы­смеял в философско-полемическом
трактате «О невежестве собст­венном
и многих других людей».

Последние
годы жизни Петрарки прошли в Падуе, где
он был гостем Франческо да Каррара. и в
Арква, на Евганейских холмах. Там «на
небольшой красивой вилле, окруженной
оливковой рощей и виноградником», он
жил «вдали от шума, смут и забот, постоянно
читая, славя Бога и сохраняя, вопреки
болезням, полнейшее спокойствие духа».

Франческо
Петрарка сознавал значение им сделанного
и потому понимал исключительность
своего места в истории. «Я стою на рубеже
двух эпох,— сказал он как-то,— и сразу
смотрю и в прошлое и в будущее».

Будущее
его не пугало. Он не знал сомнений
стареющего Боккаччо, а когда тот
посоветовал ему отказаться от литературной
деятельности, отдохнуть, уйти на покой
и дать дорогу молодежи, искренне изумился.
«О! — восклицал Петрарка,— сколь разнятся
тут наши мнения. Ты считаешь, будто я
написал уже все или во всяком случае
многое; мне же кажется, что я не написал
ничего.

Однако, будь даже правдой, что
я написал немало, какой способ лучше
побудит идущих следом за мной делать
то же, что я, чем продолжать писать?
Пример воздействует сильнее, нежели
слово…

Обратите внимание

Здесь уместно вспомнить слова
Сенеки из письма к Луцилию: «всегда,—
говорит он,— остается достаточно, что
надо сделать, и даже у того, кто родится
через тысячу лет после нас будет случай
добавить кое-что к сделанному нами».

Первый
европейский гуманист Петрарка никогда
не уставал будить умы и возрождать в
Италии новую культуру и новую жизнь —
даже тогда, когда окончательно убедился
в том, что его призывы к человечности
встречают отклик лишь у очень
незначи­тельной части современного
ему общества.

Итальянцы, казалось, делали
все, дабы «выглядеть варварами». Это
его огорчало, но не приводило в отчаяние
и не лишало сил.

«Нет вещи,— писал он
Боккаччо,— которая была бы легче пера
и приносила бы больше радости: другие
наслаждения проходят и, доставляя
удовольст­вие, приносят вред, перо
же, когда его держишь в руке, радует,
когда откладываешь — приносит
удовлетворение, ведь оно ока­зывается
полезным не только тем, к кому
непосредственно обра­щено, но и многим
другим людям, находящимся далеко, а
порой также и тем, кто родится спустя
многие столетия».

Он
все время думал о том мире новой культуры,
во имя кото­рого жил, работал, любил,
писал стихи, и не поступился своей
сво­бодой.

Незадолго
до смерти Петрарка сказал: «Я хочу, чтобы
смерть пришла ко мне в то время, когда
я буду читать или писать». Гово­рят,
что желание поэта-филолога осуществилось.
Он тихо заснул, склонившись над
рукописью.Это случилось в ночь с 18 на
19 июля 1374 года.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2967027/page:3/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector